Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
800
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛИ / РЯЗАНСКАЯ ШКОЛА ВОЛИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Пивоварова Татьяна Васильевна

В статье обозначены проблемы, связанные с затруднениями в исследовании волевой сферы личности, а также в построении классификации методов и основных распространенных методик; приведены примеры естественного и лабораторного эксперимента представителя рязанской школы воли профессора И. И. Купцова. Цель - раскрыть особенности применения методики экспериментального изучения Е. И. Игнатьевым стимуляции волевых усилий на примере несовершеннолетних осужденных мужского пола. Использовались общетеоретические методы научного познания, метод системного и логического анализа, статистический, информационно-аналитический методы, методы познания, анализа и синтеза, экспериментальные, психодиагностические. Раскрыты результаты, которые были получены авторами при проведении лабораторного эксперимента с использованием динамографа - динамографической методики изучения произвольной задержки максимального мышечного сокращения. Эксперимент включал в себя три серии с участием несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Экспериментально доказана эффективность применения приемов стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Пивоварова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF VOLITIONAL QUALITIES OF PERSONALITYIN PSYCHOLOGY

The article identifies the problems associated with difficulties in the study of the volitional sphere of personality, as well as in the construction of a classification of methods and the main common techniques; examples of natural and laboratory experiments of the representative of the Ryazan School of Will, Professor I. I. Kuptsov, are given. The purpose is to reveal the features of the application of the method of experimental study by E. I. Ignatiev of the stimulation of volitional efforts on the example of juvenile male convicts. The general theoretical methods of scientific cognition, the method of system and logical analysis, statistical method, information and analytical method, methods of cognition, analysis and synthesis, experimental, psychodiagnostic methods were used. The results that were obtained by the authors during a laboratory experiment using a dynamograph - a dynamographic technique for studying an arbitrary delay of maximum muscle contraction are disclosed. The experiment included three series with the participation of juvenile convicts serving sentences in educational colonies. The effectiveness of the use of methods of stimulating volitional efforts in overcoming difficulties has been experimentally proven.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.947

DOI 10.33463/2072-8336.2022.2(59).022-028

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Г. И. Аксенова, Т. В. Пивоварова

Для цитирования

Аксенова, Г И. Экспериментальное исследование волевых качеств личности в психологии / Г. И. Аксенова, Т. В. Пивоварова // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 2(59). - С. 22-28. DOI : 10.33463/2072-8336.2022.2(59).022-028.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье обозначены проблемы, связанные с затруднениями в исследовании волевой сферы личности, а также в построении классификации методов и основных распространенных методик; приведены примеры естественного и лабораторного эксперимента представителя рязанской школы воли профессора И. И. Купцова. Цель - раскрыть особенности применения методики экспериментального изучения Е. И. Игнатьевым стимуляции волевых усилий на примере несовершеннолетних осужденных мужского пола. Использовались общетеоретические методы научного познания, метод системного и логического анализа, статистический, информационно-аналитический методы, методы по-

© Аксенова Г И., Пивоварова Т. В., 2022

знания, анализа и синтеза, экспериментальные, психодиагностические. Раскрыты результаты, которые были получены авторами при проведении лабораторного эксперимента с использованием динамографа - дина-мографической методики изучения произвольной задержки максимального мышечного сокращения. Эксперимент включал в себя три серии с участием несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Экспериментально доказана эффективность применения приемов стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей.

Ключевые слова: воля, волевые качества личности, волевое усилие, эксперимент, методы изучения воли, рязанская школа воли, несовершеннолетние осужденные, подростки.

Посвящается памяти нашего отца и учителя профессора Купцова Ивана Ивановича

Актуальность темы определяется огромным теоретическим и практическим значением, которое имеет проблема воли и волевого потенциала в развитии личности. Волевые качества влияют на поведение человека и эффективность его деятельности в определенных условиях социальной среды. Результат изучения структурных особенностей волевых качеств личности -научное психологическое обоснование средств и методов их развития. Однако возникают затруднения в исследовании волевой сферы личности из-за отсутствия единого мнения в вопросах определения сущности и «предмета» изучения данной сферы, ее места в системе психологических понятий и в структуре личности, методов психодиагностики воли [2]. А. И. Высоцким отмечено, что «экспериментальные методы развиты слабо ввиду того, что «пощупать» волю, зафиксировать ее проявление несравненно труднее, чем другие психические явления» [3, с. 24].

Важный исторический факт: даже во времена наиболее глубокого и распространенного скепсиса по отношению к психологии воли данную проблему неизменно отстаивали именно представители рязанской психологической школы.

Приведем пример естественного эксперимента по материалам исследования профессора И. И. Купцова - последователя В. И. Селиванова, создателя лаборатории психологии воли в Рязанском государственном педагогическом институте (РГУ имени С. А. Есенина). Преподаватель физкультуры со-

вместно с психологом осуществили естественный эксперимент на уроке в 6 А классе с целью составления, согласно программе изучения, характеристик на 33 учащихся, позволивших выявить их недостатки в различных видах деятельности. Например, на уроках физкультуры исследовалась отрицательная черта «наличие трусости в спорте» [5]. Испытуемым (школьникам) предлагалось выбрать одну из двух рядом идущих лыжных трасс. Одна шла по ровной местности (маршрут 1), другая имела 3 спуска и 3 подъема (маршрут 2). Установка учителя: «Можно идти по любой трассе на отметку, выбор трассы не влияет на вашу оценку». С учащимися экспериментального класса, кроме обычных занятий на лыжах, всего было проведено 5 походов в лес. Во время походов автор говорил учащимся о закаливании организма, о воспитании волевых качеств и о приемах стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей.

Главное, чего удалось добиться в результате походов, - это то, что учащиеся практически осознали значение приемов стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей [7, с. 115].

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проверить, насколько эффективной была предыдущая работа. Экспериментаторы, создав нужные им условия, получили соответствующие данные.

Для определения, правильно ли ученики понимают свои положительные и отрицательные черты и какие из них они хотят ликвидировать, профессором И. И. Купцовым был проведен эксперимент, заимствованный у Л. С. Славиной (модифицированный - содержание стимульного материала было другим). Задача заключалась в том, чтобы выявить отношение подростков к своим недостаткам, их стремление к ликви-

дации отрицательных и приобретению положительных черт.

С учащимися не проводилось предварительной беседы о положительных и отрицательных чертах поведения, не проверялось, правильно ли понимают учащиеся поступки, описанные в карточках, потому что уже знали, что все подростки неплохо анализируют поведение своих товарищей. Эксперимент проводился следующим образом. Ученику давали два конверта. В них отдельно он должен был положить карточки, в которых описаны свойственные и несвойственные ему поступки. Потом ему предлагали положить в один конверт карточки с описанием поступков, которые он желает приобрести, а в другой - те, которые он стремится ликвидировать. В ходе эксперимента обнаружилось следующее: во-первых, все подростки осознают недостатки, описанные в карточках; во-вторых, большинство подростков стремится к тому, чтобы все положительные поступки приобрести; в-третьих, небольшая часть подростков неправильно разложила карточки как в первом, так и во втором случае (была обнаружена маскировка отрицательных поступков) [1].

Приведем пример лабораторного эксперимента профессора И. И. Купцова на уроках физической культуры в 1960-х годах. Эксперимент был направлен на изучение стимуляции волевых усилий по преодолению трудностей (удержание определенного веса) [6]. Данный эксперимент проводился с использованием динамографа - применялась динамографическая методика изучения произвольной задержки максимального мышечного сокращения. Было проведено три серии эксперимента с участием всех учеников экс-

периментального класса и в их присутствии (30 человек) [8, с. 14-15].

Цель первой серии - определение максимальной силы нажима в килограммах, второй - выявление максимальной задержки в секундах показанной в первой серии силы нажима без стимуляции волевых усилий, третьей -определение влияния собственных стимуляций волевых усилий на задержку в секундах.

Благодаря стимуляции волевых усилий у мальчиков и девочек задержка мышц в состоянии максимального сокращения заметно увеличилась. Эксперимент подтвердил большую роль слова как сигнала сигналов в жизнедеятельности человека, в частности в увеличении задержки мышц в состоянии максимального сокращения [6, с. 54].

Мы решили повторить спустя более чем полвека данный лабораторный эксперимент, свидетельствовавший о благотворном влиянии приемов стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей, а также выявить склонность к преодолению физических трудностей за счет упорства и терпеливости.

Эксперимент проводился в ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с несовершеннолетними осужденными мужского пола. Средний возраст испытуемых - 16 лет, количество испытуемых - 16 человек.

Е. И. Игнатьев применял динамо-графическую методику и отмечал, что «можно считать показателем воли величину показателя задержки (в секундах) достигнутого максимального мышечного сокращения, а не величину мышечного усилия в килограммах нажима» [4, с. 111].

Первая часть опытов (выявление величины мышечного усилия в килограммах нажима) была проведена по методике Е. И. Игнатьева. Кратко опишем эту методику.

Исследование начиналось с предложения взять удобнее рукоятку динамографа и сделать максимальный нажим - сжать силоизмеритель динамометра. На дисплее высвечивалось значение текущей силы в даН (в деканьютонах). Сила 1 даН соизмерима весу 1 кг.

Экспериментатор следил за измерением динамографа, и, когда он замечал, что показатели, несмотря на усилия испытуемого, вперед не продвигаются, предлагал испытуемому задержать силу нажима как можно дольше. Время экспериментатор засекал с помощью секундомера. Мы проводили три серии эксперимента.

Цель I серии заключалась в том, чтобы определить максимальную силу нажима в килограммах.

Цель II серии - выявить максимальную задержку в секундах показанной в I серии силы нажима без стимуляции волевых усилий.

Наконец, цель III серии - выявить влияние собственных стимуляций волевых усилий на задержку в секундах.

Все три серии эксперимента с тем или иным испытуемым проводились в один и тот же день в течение 1,5 часа. Между сериями был десятиминутный интервал. Конечно, с переходом от одной серии к другой вырабатывался какой-то навык, но в то же время увеличивалась и утомляемость. Следовательно, без большой погрешности можно соотносить изменения в мышечной задержке с разным содержанием инструкций.

I серия. Участники эксперимента по очереди удобно брали рукоятку динамо-

метра и постепенно выжимали до полного сокращения мышц руки. Экспери-ментаторследилзастрелкамидинамомет-ра, и, когда он замечал, что они дальше не продвигались, останавливал опыт. Затем экспериментатор записывал показатель величины мышечного усилия в килограммах нажима и сообщал испытуемому. Испытуемые находились здесь и знали результаты того или другого участника эксперимента. Психолог повторял трижды этот эксперимент с каждым испытуемым.

II серия. Испытуемому предлагалось задержать максимальную силу нажима как можно дольше. Эксперимент повторялся трижды с каждым испытуемым.

III серия. Перед экспериментом психолог провел лекцию на тему «Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия», где рассказал осужденным о приемах собственных стимуляций волевых усилий, которые помогают преодолевать трудности: самоубеждение, самоодобрение, самоободрение, самоприказ, представление эмоционально положительно переживаемых ситуаций, актуализация чувства долга, чувства собственного достоинства, чувства стыда, воспоминания о своих прошлых успехах, примеры других людей, пробуждение самолюбия и пр. Несовершеннолетние подробно узнали, что собой представляет «волевое усилие», какие существуют формы и приемы самостимуляции, смогли применить полученные знания на практике (им рекомендовалось воспользоваться этими приемами в данном опыте).

Далее проводился эксперимент.

По методике эксперимент III серии был таким же, как и предыдущей -II серии.

Приводим результаты экспериментов (табл. 1-3).

Таблица 1

I серия: соотношение мышечной силы без задержки и собственной стимуляции волевых усилий

№ п/п Мышечная сила, кг Максимальная сила, кг

1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение

1 45 42 45 45

2 60 61 61,5 61,5

3 53,5 45 49 53,5

4 46,5 46,5 44,5 46,5

5 58,5 54 59 59

6 51,5 54,5 55,5 55,5

7 63 55,5 56,5 63

8 50,5 49,5 44 50,5

9 58 57 53 58

10 50 46,5 42,5 50

11 31,5 35,5 33 35,5

12 51,5 65,5 66,5 66,5

13 44 44 45 45

14 53,5 40,5 59 59

15 54,5 51 55 55

16 52,5 54,5 54 54,5

Таблица 2

II серия: соотношение мышечной силы и задержки без собственной стимуляции волевых усилий

№ п/п Мышечная сила, кг Задержка, с Среднее увеличение на задержку, с Максимальная сила, кг

1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение 1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение

1 50 54,5 41,5 18 8 12 12,7 54,5

2 61,5 49 56,5 24 13 8 15 61,5

3 42 39 38,5 24 16 20 20 42

4 43,5 34 34 12 33 18 21 43,5

5 56,5 48 29 50 112 44 55,3 56,5

6 45 53 49 5 7 12 8 53

7 57 49 50 41 7 8 18,7 57

8 46 38,5 39 7 8 7 7,3 46

9 42,5 39,5 37 89 17 28 44,7 42,5

10 44 44 40,5 10 10 8 9,3 44

11 32,5 31,5 31 12 8 8 9,3 32,5

12 69,5 60 57,5 10 7 7 8 69,5

13 43,5 44 40 3 9 8 6,7 44

14 41 57,5 46,5 10 12 13 11,7 57,5

15 45 43 42 11 15 17 14,3 45

16 45 42,5 39,5 5 5 4 4,7 45

Таблица 3

III серия: соотношение мышечной силы и задержки с собственной стимуляцией волевых усилий

№ п/п Мышечная сила, кг Задержка, с Средняя величина задержки, с Максимальная сила, кг

1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение 1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение

1 44 45 42,5 4 6 4 4,7 45

2 59,5 58,5 59 7 9 7 7,7 59,5

3 36 33 42 4 6 6 5,3 42

4 35,5 39,5 42 4 4 4 4 42

5 45,5 50 51 10 9 14 11 51

6 31 47 38 6 4 6 5,3 47

7 11,5 58,5 45 4 15 15 11,3 58,5

8 42,5 32 38,5 16 20 12 16 42,5

9 37 49 42 5 7 12 8 49

10 46,5 44,5 41 6 7 11 8 46,5

11 36 35,5 39 11 11 10 7,3 39

12 68,5 64,5 62,5 6 7 10 7,7 68,5

13 47,5 46 41,5 3 4 7 4,7 47,5

14 43 51,5 50,5 12 6 6 8 51,5

15 48,5 41,5 39 16 17 21 18 48,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 42 41,5 54 5 6 5 5,3 54

Во-первых, можно отметить устойчивость показателей измерения мышечного усилия у испытуемых.

Во-вторых, констатируем определенную устойчивость показателей измерения задержки в секундах.

Средняя величина задержки у испытуемых - 16,7 секунды.

Теперь рассмотрим показатели, характеризующие влияние собственных стимуляций волевых усилий на задержку в секундах. Отметим, что из трех показателей мышечной силы в килограммах исходным был максимальный показатель. Соответствующие данные представлены в таблице.

Таким образом, у 8 испытуемых из 16 приемы собственных стимуляций волевых усилий способствовали увеличению волевой задержки мышц в со-

стоянии максимального сокращения в 1,5-3 раза.

Средняя величина задержки у испытуемых - 8,3 секунды.

У подростков задержка мышц в состоянии максимального сокращения заметно увеличилась благодаря стимуляции волевых усилий. Проведенный эксперимент подтвердил большую роль слова как сигнала в жизнедеятельности человека.

Этот эксперимент подтвердил мысль И. М. Сеченова о том, что «воля способна не только вызвать, но и подавлять движения...» и что процесс торможения движений является управляемым процессом, носящим рефлекторный характер.

Библиографический список

1. Батыршина А. Р. К истории экспериментального исследования воли

в отечественной психологии // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы : сб. материалов конф. М. : Институт психологии РАН, 2010. С. 27-31.

2. Батыршина А. Р. Проблемы психодиагностики волевой сферы личности // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 186-191.

3. Высоцкий А. И. Экспериментальное исследование волевой активности. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности:меж-вуз. сб. науч. тр. / под ред. А. И. Высоцкого и др. Рязань : РГПИ, 1986. С. 24-38.

4. Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности : сб. науч. тр. М., 1960. С. 108-129.

5. Купцов И. И. О преодолении недостатков собственного поведения подростками // Новые исследования в педагогических науках. М. : Просвещение, 1967. С. 47-48.

6. Купцов И. И. Об экспериментальном изучении стимуляции волевых усилий // Психологические вопросы физического воспитания в школе : сб. работ институтов физ. культуры / под ред. П. А. Рудика. М. : Физкультура и спорт, 1966. С. 52-55.

7. Купцов И. И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 1964. 208 с.

8. Купцов И. И., Пивоварова Т. В. Психолого-педагогические методы изучения и исправления несовершеннолетних осужденных (на примере несовершеннолетних осужденных женского пола) : практ. рек. СПб. : Университет ФСИН России, 2021. 103 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.