УДК 159.947
DOI 10.33463/2072-8336.2022.2(59).022-028
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Г. И. Аксенова, Т. В. Пивоварова
Для цитирования
Аксенова, Г И. Экспериментальное исследование волевых качеств личности в психологии / Г. И. Аксенова, Т. В. Пивоварова // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 2(59). - С. 22-28. DOI : 10.33463/2072-8336.2022.2(59).022-028.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье обозначены проблемы, связанные с затруднениями в исследовании волевой сферы личности, а также в построении классификации методов и основных распространенных методик; приведены примеры естественного и лабораторного эксперимента представителя рязанской школы воли профессора И. И. Купцова. Цель - раскрыть особенности применения методики экспериментального изучения Е. И. Игнатьевым стимуляции волевых усилий на примере несовершеннолетних осужденных мужского пола. Использовались общетеоретические методы научного познания, метод системного и логического анализа, статистический, информационно-аналитический методы, методы по-
© Аксенова Г И., Пивоварова Т. В., 2022
знания, анализа и синтеза, экспериментальные, психодиагностические. Раскрыты результаты, которые были получены авторами при проведении лабораторного эксперимента с использованием динамографа - дина-мографической методики изучения произвольной задержки максимального мышечного сокращения. Эксперимент включал в себя три серии с участием несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Экспериментально доказана эффективность применения приемов стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей.
Ключевые слова: воля, волевые качества личности, волевое усилие, эксперимент, методы изучения воли, рязанская школа воли, несовершеннолетние осужденные, подростки.
Посвящается памяти нашего отца и учителя профессора Купцова Ивана Ивановича
Актуальность темы определяется огромным теоретическим и практическим значением, которое имеет проблема воли и волевого потенциала в развитии личности. Волевые качества влияют на поведение человека и эффективность его деятельности в определенных условиях социальной среды. Результат изучения структурных особенностей волевых качеств личности -научное психологическое обоснование средств и методов их развития. Однако возникают затруднения в исследовании волевой сферы личности из-за отсутствия единого мнения в вопросах определения сущности и «предмета» изучения данной сферы, ее места в системе психологических понятий и в структуре личности, методов психодиагностики воли [2]. А. И. Высоцким отмечено, что «экспериментальные методы развиты слабо ввиду того, что «пощупать» волю, зафиксировать ее проявление несравненно труднее, чем другие психические явления» [3, с. 24].
Важный исторический факт: даже во времена наиболее глубокого и распространенного скепсиса по отношению к психологии воли данную проблему неизменно отстаивали именно представители рязанской психологической школы.
Приведем пример естественного эксперимента по материалам исследования профессора И. И. Купцова - последователя В. И. Селиванова, создателя лаборатории психологии воли в Рязанском государственном педагогическом институте (РГУ имени С. А. Есенина). Преподаватель физкультуры со-
вместно с психологом осуществили естественный эксперимент на уроке в 6 А классе с целью составления, согласно программе изучения, характеристик на 33 учащихся, позволивших выявить их недостатки в различных видах деятельности. Например, на уроках физкультуры исследовалась отрицательная черта «наличие трусости в спорте» [5]. Испытуемым (школьникам) предлагалось выбрать одну из двух рядом идущих лыжных трасс. Одна шла по ровной местности (маршрут 1), другая имела 3 спуска и 3 подъема (маршрут 2). Установка учителя: «Можно идти по любой трассе на отметку, выбор трассы не влияет на вашу оценку». С учащимися экспериментального класса, кроме обычных занятий на лыжах, всего было проведено 5 походов в лес. Во время походов автор говорил учащимся о закаливании организма, о воспитании волевых качеств и о приемах стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей.
Главное, чего удалось добиться в результате походов, - это то, что учащиеся практически осознали значение приемов стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей [7, с. 115].
Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проверить, насколько эффективной была предыдущая работа. Экспериментаторы, создав нужные им условия, получили соответствующие данные.
Для определения, правильно ли ученики понимают свои положительные и отрицательные черты и какие из них они хотят ликвидировать, профессором И. И. Купцовым был проведен эксперимент, заимствованный у Л. С. Славиной (модифицированный - содержание стимульного материала было другим). Задача заключалась в том, чтобы выявить отношение подростков к своим недостаткам, их стремление к ликви-
дации отрицательных и приобретению положительных черт.
С учащимися не проводилось предварительной беседы о положительных и отрицательных чертах поведения, не проверялось, правильно ли понимают учащиеся поступки, описанные в карточках, потому что уже знали, что все подростки неплохо анализируют поведение своих товарищей. Эксперимент проводился следующим образом. Ученику давали два конверта. В них отдельно он должен был положить карточки, в которых описаны свойственные и несвойственные ему поступки. Потом ему предлагали положить в один конверт карточки с описанием поступков, которые он желает приобрести, а в другой - те, которые он стремится ликвидировать. В ходе эксперимента обнаружилось следующее: во-первых, все подростки осознают недостатки, описанные в карточках; во-вторых, большинство подростков стремится к тому, чтобы все положительные поступки приобрести; в-третьих, небольшая часть подростков неправильно разложила карточки как в первом, так и во втором случае (была обнаружена маскировка отрицательных поступков) [1].
Приведем пример лабораторного эксперимента профессора И. И. Купцова на уроках физической культуры в 1960-х годах. Эксперимент был направлен на изучение стимуляции волевых усилий по преодолению трудностей (удержание определенного веса) [6]. Данный эксперимент проводился с использованием динамографа - применялась динамографическая методика изучения произвольной задержки максимального мышечного сокращения. Было проведено три серии эксперимента с участием всех учеников экс-
периментального класса и в их присутствии (30 человек) [8, с. 14-15].
Цель первой серии - определение максимальной силы нажима в килограммах, второй - выявление максимальной задержки в секундах показанной в первой серии силы нажима без стимуляции волевых усилий, третьей -определение влияния собственных стимуляций волевых усилий на задержку в секундах.
Благодаря стимуляции волевых усилий у мальчиков и девочек задержка мышц в состоянии максимального сокращения заметно увеличилась. Эксперимент подтвердил большую роль слова как сигнала сигналов в жизнедеятельности человека, в частности в увеличении задержки мышц в состоянии максимального сокращения [6, с. 54].
Мы решили повторить спустя более чем полвека данный лабораторный эксперимент, свидетельствовавший о благотворном влиянии приемов стимуляции волевых усилий в преодолении трудностей, а также выявить склонность к преодолению физических трудностей за счет упорства и терпеливости.
Эксперимент проводился в ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с несовершеннолетними осужденными мужского пола. Средний возраст испытуемых - 16 лет, количество испытуемых - 16 человек.
Е. И. Игнатьев применял динамо-графическую методику и отмечал, что «можно считать показателем воли величину показателя задержки (в секундах) достигнутого максимального мышечного сокращения, а не величину мышечного усилия в килограммах нажима» [4, с. 111].
Первая часть опытов (выявление величины мышечного усилия в килограммах нажима) была проведена по методике Е. И. Игнатьева. Кратко опишем эту методику.
Исследование начиналось с предложения взять удобнее рукоятку динамографа и сделать максимальный нажим - сжать силоизмеритель динамометра. На дисплее высвечивалось значение текущей силы в даН (в деканьютонах). Сила 1 даН соизмерима весу 1 кг.
Экспериментатор следил за измерением динамографа, и, когда он замечал, что показатели, несмотря на усилия испытуемого, вперед не продвигаются, предлагал испытуемому задержать силу нажима как можно дольше. Время экспериментатор засекал с помощью секундомера. Мы проводили три серии эксперимента.
Цель I серии заключалась в том, чтобы определить максимальную силу нажима в килограммах.
Цель II серии - выявить максимальную задержку в секундах показанной в I серии силы нажима без стимуляции волевых усилий.
Наконец, цель III серии - выявить влияние собственных стимуляций волевых усилий на задержку в секундах.
Все три серии эксперимента с тем или иным испытуемым проводились в один и тот же день в течение 1,5 часа. Между сериями был десятиминутный интервал. Конечно, с переходом от одной серии к другой вырабатывался какой-то навык, но в то же время увеличивалась и утомляемость. Следовательно, без большой погрешности можно соотносить изменения в мышечной задержке с разным содержанием инструкций.
I серия. Участники эксперимента по очереди удобно брали рукоятку динамо-
метра и постепенно выжимали до полного сокращения мышц руки. Экспери-ментаторследилзастрелкамидинамомет-ра, и, когда он замечал, что они дальше не продвигались, останавливал опыт. Затем экспериментатор записывал показатель величины мышечного усилия в килограммах нажима и сообщал испытуемому. Испытуемые находились здесь и знали результаты того или другого участника эксперимента. Психолог повторял трижды этот эксперимент с каждым испытуемым.
II серия. Испытуемому предлагалось задержать максимальную силу нажима как можно дольше. Эксперимент повторялся трижды с каждым испытуемым.
III серия. Перед экспериментом психолог провел лекцию на тему «Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия», где рассказал осужденным о приемах собственных стимуляций волевых усилий, которые помогают преодолевать трудности: самоубеждение, самоодобрение, самоободрение, самоприказ, представление эмоционально положительно переживаемых ситуаций, актуализация чувства долга, чувства собственного достоинства, чувства стыда, воспоминания о своих прошлых успехах, примеры других людей, пробуждение самолюбия и пр. Несовершеннолетние подробно узнали, что собой представляет «волевое усилие», какие существуют формы и приемы самостимуляции, смогли применить полученные знания на практике (им рекомендовалось воспользоваться этими приемами в данном опыте).
Далее проводился эксперимент.
По методике эксперимент III серии был таким же, как и предыдущей -II серии.
Приводим результаты экспериментов (табл. 1-3).
Таблица 1
I серия: соотношение мышечной силы без задержки и собственной стимуляции волевых усилий
№ п/п Мышечная сила, кг Максимальная сила, кг
1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение
1 45 42 45 45
2 60 61 61,5 61,5
3 53,5 45 49 53,5
4 46,5 46,5 44,5 46,5
5 58,5 54 59 59
6 51,5 54,5 55,5 55,5
7 63 55,5 56,5 63
8 50,5 49,5 44 50,5
9 58 57 53 58
10 50 46,5 42,5 50
11 31,5 35,5 33 35,5
12 51,5 65,5 66,5 66,5
13 44 44 45 45
14 53,5 40,5 59 59
15 54,5 51 55 55
16 52,5 54,5 54 54,5
Таблица 2
II серия: соотношение мышечной силы и задержки без собственной стимуляции волевых усилий
№ п/п Мышечная сила, кг Задержка, с Среднее увеличение на задержку, с Максимальная сила, кг
1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение 1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение
1 50 54,5 41,5 18 8 12 12,7 54,5
2 61,5 49 56,5 24 13 8 15 61,5
3 42 39 38,5 24 16 20 20 42
4 43,5 34 34 12 33 18 21 43,5
5 56,5 48 29 50 112 44 55,3 56,5
6 45 53 49 5 7 12 8 53
7 57 49 50 41 7 8 18,7 57
8 46 38,5 39 7 8 7 7,3 46
9 42,5 39,5 37 89 17 28 44,7 42,5
10 44 44 40,5 10 10 8 9,3 44
11 32,5 31,5 31 12 8 8 9,3 32,5
12 69,5 60 57,5 10 7 7 8 69,5
13 43,5 44 40 3 9 8 6,7 44
14 41 57,5 46,5 10 12 13 11,7 57,5
15 45 43 42 11 15 17 14,3 45
16 45 42,5 39,5 5 5 4 4,7 45
Таблица 3
III серия: соотношение мышечной силы и задержки с собственной стимуляцией волевых усилий
№ п/п Мышечная сила, кг Задержка, с Средняя величина задержки, с Максимальная сила, кг
1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение 1-е измерение 2-е измерение 3-е измерение
1 44 45 42,5 4 6 4 4,7 45
2 59,5 58,5 59 7 9 7 7,7 59,5
3 36 33 42 4 6 6 5,3 42
4 35,5 39,5 42 4 4 4 4 42
5 45,5 50 51 10 9 14 11 51
6 31 47 38 6 4 6 5,3 47
7 11,5 58,5 45 4 15 15 11,3 58,5
8 42,5 32 38,5 16 20 12 16 42,5
9 37 49 42 5 7 12 8 49
10 46,5 44,5 41 6 7 11 8 46,5
11 36 35,5 39 11 11 10 7,3 39
12 68,5 64,5 62,5 6 7 10 7,7 68,5
13 47,5 46 41,5 3 4 7 4,7 47,5
14 43 51,5 50,5 12 6 6 8 51,5
15 48,5 41,5 39 16 17 21 18 48,5
16 42 41,5 54 5 6 5 5,3 54
Во-первых, можно отметить устойчивость показателей измерения мышечного усилия у испытуемых.
Во-вторых, констатируем определенную устойчивость показателей измерения задержки в секундах.
Средняя величина задержки у испытуемых - 16,7 секунды.
Теперь рассмотрим показатели, характеризующие влияние собственных стимуляций волевых усилий на задержку в секундах. Отметим, что из трех показателей мышечной силы в килограммах исходным был максимальный показатель. Соответствующие данные представлены в таблице.
Таким образом, у 8 испытуемых из 16 приемы собственных стимуляций волевых усилий способствовали увеличению волевой задержки мышц в со-
стоянии максимального сокращения в 1,5-3 раза.
Средняя величина задержки у испытуемых - 8,3 секунды.
У подростков задержка мышц в состоянии максимального сокращения заметно увеличилась благодаря стимуляции волевых усилий. Проведенный эксперимент подтвердил большую роль слова как сигнала в жизнедеятельности человека.
Этот эксперимент подтвердил мысль И. М. Сеченова о том, что «воля способна не только вызвать, но и подавлять движения...» и что процесс торможения движений является управляемым процессом, носящим рефлекторный характер.
Библиографический список
1. Батыршина А. Р. К истории экспериментального исследования воли
в отечественной психологии // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы : сб. материалов конф. М. : Институт психологии РАН, 2010. С. 27-31.
2. Батыршина А. Р. Проблемы психодиагностики волевой сферы личности // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 186-191.
3. Высоцкий А. И. Экспериментальное исследование волевой активности. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности:меж-вуз. сб. науч. тр. / под ред. А. И. Высоцкого и др. Рязань : РГПИ, 1986. С. 24-38.
4. Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности : сб. науч. тр. М., 1960. С. 108-129.
5. Купцов И. И. О преодолении недостатков собственного поведения подростками // Новые исследования в педагогических науках. М. : Просвещение, 1967. С. 47-48.
6. Купцов И. И. Об экспериментальном изучении стимуляции волевых усилий // Психологические вопросы физического воспитания в школе : сб. работ институтов физ. культуры / под ред. П. А. Рудика. М. : Физкультура и спорт, 1966. С. 52-55.
7. Купцов И. И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 1964. 208 с.
8. Купцов И. И., Пивоварова Т. В. Психолого-педагогические методы изучения и исправления несовершеннолетних осужденных (на примере несовершеннолетних осужденных женского пола) : практ. рек. СПб. : Университет ФСИН России, 2021. 103 с.