Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ МОТИВАЦИИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ СПОРТСМЕНОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ: ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ СПОРТА'

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ МОТИВАЦИИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ СПОРТСМЕНОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ: ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА / ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнишина Светлана Николаевна, Корнишин Игорь Иванович, Головина Вера Анатольевна, Головина Виктория Викторовна

Спортивные результаты во многом зависят от развития основных физических качеств, от правильно составленного тренировочного процесса, подготовки соответствующих каждому виду спорта индивидуальных двигательных способностей спортсмена. Не малую роль в этом играет воспитание волевых качеств, соревнующихся в различных видах спорта, в данном случае, лёгкой атлетике. В данной статье рассмотрено, что улучшения результатов в соревновательной деятельности студента легкоатлета в циклических видах легкой атлетики с поставленной формулировкой «сверхзадача», мотивацией волевых усилий очевидны. На основе эксперимента группы студентов легкоатлетов университета выявлено, что в сложнокоординационных видах лёгкой атлетики эмоциональная и волевая стимуляции оказывают отрицательное влияние непосредственно в соревновательном действии. Благодаря использованию вариативных методов волевых усилий, эмоциональной мотивацией на результат спортивной деятельности в зависимости от видов спорта в лёгкой атлетике представляется возможность составления тренировочной программы, включая подготовку спортсмена к психологически экстремальной ситуации. На основе результатов исследования представлены педагогические рекомендации, включающие основные формулировки и постановку задачи по волевым усилиям в процессе выступления на соревнованиях для улучшения спортивного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнишина Светлана Николаевна, Корнишин Игорь Иванович, Головина Вера Анатольевна, Головина Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY FOR MOTIVATION OF VOLITIONAL EFFORTS OF ATHLETES IN THE COMPETITIVE PERIOD: ASSESSMENT OF THE IMPACT ON ACHIEVEMENTS IN DIFFERENT SPORTS

Sports results largely depend on the development of physical qualities, on a properly composed training process, preparation of individual motor abilities of an athlete corresponding to each sport. The education of strong-willed qualities of athletes involved in various sports, in this case, in athletics, plays a significant role in this. In this article, it is considered that the improvements in the results in the competitive activity of a student athlete in cyclic athletics with the formulation of the super task motivation of volitional efforts are obvious. Based on the experiment of a group of university athletics students, it was revealed that in complex coordination types of athletics, emotional and volitional stimulation have a negative impact directly in competitive action. Through the use of variable methods of volitional efforts, emotional stimulation to improve results in competitions, depending on the types of sports in athletics. It is a possible to make a training program including the preparation of an athlete for a psychologically extreme situation, qualitatively the best indicators of physical qualities are recorded. Based on the results of the study, pedagogical recommendations are presented, including the main formulations and formulation of the task of volitional efforts in the process of performing at competitions to improve sports results.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ МОТИВАЦИИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ СПОРТСМЕНОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ: ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ СПОРТА»

Развитие методики мотивации волевых усилий спортсменов в соревновательном периоде: оценка воздействия на достижения в разных видах спорта

Корнишина Светлана Николаевна,

доцент кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: kornishinas@mail.ru

Корнишин Игорь Иванович,

к.пед.н., доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева E-mail: igorkornishin@mail.ru

Головина Вера Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: v-stilerxty@mail.ru

Головина Виктория Викторовна,

ст. преподаватель кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: vikagolovina86@mail.ru

Спортивные результаты во многом зависят от развития основных физических качеств, от правильно составленного тренировочного процесса, подготовки соответствующих каждому виду спорта индивидуальных двигательных способностей спортсмена. Не малую роль в этом играет воспитание волевых качеств, соревнующихся в различных видах спорта, в данном случае, лёгкой атлетике. В данной статье рассмотрено, что улучшения результатов в соревновательной деятельности студента легкоатлета в циклических видах легкой атлетики с поставленной формулировкой «сверхзадача», мотивацией волевых усилий очевидны. На основе эксперимента группы студентов легкоатлетов университета выявлено, что в сложнокоординационных видах лёгкой атлетики эмоциональная и волевая стимуляции оказывают отрицательное влияние непосредственно в соревновательном действии. Благодаря использованию вариативных методов волевых усилий, эмоциональной мотивацией на результат спортивной деятельности в зависимости от видов спорта в лёгкой атлетике представляется возможность составления тренировочной программы, включая подготовку спортсмена к психологически экстремальной ситуации. На основе результатов исследования представлены педагогические рекомендации, включающие основные формулировки и постановку задачи по волевым усилиям в процессе выступления на соревнованиях для улучшения спортивного результата.

Ключевые слова: лёгкая атлетика, волевые усилия, соревновательная деятельность, спортивные результаты, спортивная подготовка.

Принято считать, что волевым путём спортсмен может до известной степени повысить собственные результаты в силе, быстроте, выносливости и ловкости. При этом, как правило, не делают заметных различий между выраженным эмоциональным возбуждением и сильным волевым напряжением.

Положительное влияние интенсивного эмоционального возбуждения на результаты деятельности отмечены многими специалистами, изучавшими эту проблему. Однако в последнее время во всё большем числе работ подчёркивается, что при чрезмерной силе эмоций восприимчивость к сенсорной и вербальной информации, а также выполнение технически сложных действий заметно ухудшаются. Чрезмерное желание достичь результата ухудшает процесс обучения. При резком эмоциональном возбуждении именно координация движений и функций нарушаются в первую очередь, несмотря на то что деятельность отдельных функциональных систем ещё остаётся усиленной. Поэтому условия соревнования чаще способствуют улучшению результатов в более простых по координации и продолжительных пол длительности видах упражнений. Конечно, важное значение при этом имеют типологические свойства нервной системы, возраст и половые различия. У лиц со слабым типом нервной системы, а также у женщин и детей отрицательное влияние сильных эмоций на тактическое мышление и техническое мастерство проявляется особо отчётливо.

Совсем иначе дело обстоит с волевой стимуляцией движений, ибо ещё неизвестны конкретные исследования, позволяющие судить о том, как влияют волевые напряжения на проявление различных физических качеств. При этом, в отличие от эмоциональной стимуляции стимуляция волевая зависит не от силы мотива, а от масштаба сознания поставленной цели. В спорте волевая стимуляция наступает в действие всякий раз, когда спортсмен ставит перед собой задачу улучшить собственный результат.

Конечно, изучать волевую стимуляцию в чистом виде можно лишь в эксперименте, ибо в реальном соревновании эмоциональная и волевая стимуляция действуют обычно совместно. Однако оба эти явления психологически различны. Например, при резко выраженном эмоциональном возбуждении спортсмен порой вовсе не замечает полученной травмы, а поэтому не затрачивает никаких дополнительных волевых усилий на продолжение деятельности.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Сравнивая результаты спортсменов в соревнованиях с их тренировочными результатами, невозможно ответить на вопрос, за счёт какого из этих двух отмеченных факторов эти результаты изменились. Это изменение может быть следствием интенсивного эмоционального возбуждения, равно как и итогом большей величины волевых усилий.

Для однозначного решения этой проблемы необходим эксперимент, построенный таким образом, чтобы качество и интенсивность мотивов в двух различных соревновательных ситуациях не изменились бы, а варьировался масштаб цели.

Эксперимент проводился на группе студентов легкоатлетов высшего учебного заведения, в рамках тренировочных занятий и соревновательного периода в течение одного учебного года. Изучались способы к волевой стимуляции качеств силы, быстроты, выносливости и тонкой мышечной дифференцировки. Возраст испытуемых находился в пределах от 19 до 25 лет, а квалификация на уровне МИ спортивных разрядов по лёгкой атлетике. Испытуемые были распределены на группы, члены каждой группы соревновались между собой по следующей методике. В первый день проводились соревнования на силу, быстроту, выносливость и точность мышечной дифферен-цировки. Измерительными приборами служили: кистевой и становой динамометр, кинематометр, прибор, позволяющий измерять время простой и сложной сенсорных и моторных реакций, электрический динамометр, измеряющий время статических усилий различной мощности, прибор теп-пинг, измеряющий темп, пульсоксиметр, фиксирующий уровень оксигенации крови. Согласно условиям соревнований, место, занятое испытуемым, определялось абсолютным результатом, измеренным в объективных показателях: килограммах, секундах, градусах и т.д.

При повторном исследовании, проводившемся спустя сутки, члены каждой группы также соревновались между собой на появление силы, быстроты, выносливости и точности мышечных диффе-ренцировок, однако, место, занятое ими в соревновании, теперь зависело исключительно от выраженной в процентах величины приращения повторного результата к результату первоначальному. О последнем условии студенты узнавали лишь перед самым началом испытаний на способность «превосходить себя», иначе всё исследование было бы лишено смысла, поскольку спортсмены, занижали бы собственные результаты в первый день исследования.

Экспериментальные данные испытуемых были обработаны методами математической статистики, и полученные средние показатели приведены в таблице 1.

Анализируя полученные результаты, можно 5 сделать следующие выводы: § 1. На мышечную силу, скорость одиночных дви-й жений, максимальный темп и точность мышеч-еЗ ных дифференцировок волевая стимуляция ав практически не влияет.

2. Время простой и сложной реакций под воздействием волевых напряжений укорачивается, но при этом значительно возрастает число ошибочных реакций в сложных ситуациях. Волевая концентрация внимания на ожидаемом раздражителе провоцирует стереотипный ответ на сходные по модальности на неожиданные раздражители. Т.е. при экстренных реакциях интенсивность внимания и его избирательность - качества, до известной степени несовместимые друг с другом.

3. Весьма отчётливо проявляется влияние волевых напряжений на статическую выносливость. Он становится тем заметнее, чем меньше мощность статических усилий и продолжительнее их длительность.

Таблица1. Влияние волевой стимуляции на проявление качества силы, быстроты, выносливости и тонкой мышечной дифференцировки

Показатели Волевое приращение % Достоверность, р

Выносливость к гипоксемии и ги-перкапнии + 18 + 1,0 < 0,001

Статическая выносливость к усилиям (1/3 от F max) + 14+1,3 < 0,001

Статическая выносливость к усилиям (1/2 от F max) +12 ±0,7 < 0,001

Статическая выносливость к усилиям (2/3 от F max) + 11 + 1,7 < 0,001

Время сложной сенсорной реакции - 9,7 + 0,6 < 0,001

Время простой сенсорной реакции -8+1,4 < 0,001

Ошибочные реакции в сложных реакциях + 31 ±1,2 < 0,001

Фальстарты в простых реакциях + 4,8 ±0,4 >0,05

Кистевая сила + 2,6 ± 0,66 >0,05

Становая сила +2,3 ± 0,78 >0,05

Силовые мышечные дифференцировки, ошибки в кг. +4,1 ±4,7 >0,05

Пространственные мышечные дифференцировки, ошибки в град. +3,4 ± 3,3 >0,05

Скорость одиночных движений + 0,4 ±2,1 >0,05

Максимальный темп - 2 ± 0,34 >0,05

Полученные эмпирические выводы позволяют отчётливее дифференцировать различия, существующие между эмоциональной и волевой стимуляциями при проявлении физических качеств спортсмена. В то время как чрезмерное эмоциональное возбуждение до некоторой степени ухудшает выполнение сложнокоординированных действий, волевая стимуляция не оказывает заметного положительного либо отрицательного воздействия на точность мышечных дифференцировок.

Однако хорошо известно, что психологически экстремальные ситуации, порождающие страх, вызывающие энтузиазм, а порой и состояние аффекта, могут оказывать положительные воздей-

ствия на проявление максимальной мышечной силы и быстроты. Однако здесь, как и в первом случае, волевая стимуляция оказывается малоэффективной. Несомненное положительное влияние и эмоциональная волевая стимуляция имеют лишь на проявление выносливости.

Анализ результатов исследования позволяет наметить следующие педагогические рекомендации:

1. При подготовке к конкретному соревнованию в легкоатлетических видах спорта (прыжки в длину, прыжки в высоту, метания копья, диска, молота, толкания ядра), ни тренер, ни сам спортсмен не должны в виде инструкции либо самоинструкции прибегать к формулировке «сверхзадача», ибо, усиливая эмоциональную стимуляцию спортсмена на старте, подобная «сверхзадача» в указанных видах спорта может явиться своего рода отрицательным фактором.

2. В видах спорта, связанных с преимущественным проявлением силы, быстроты (спринт), предварительная формулировка «сверхзадачи» психологически более обоснована, ибо эмоциональная стимуляция в данном случае оказывает положительное влияние на проявление силы и быстроты, а чрезмерные волевые напряжения по крайней мере не воздействуют отрицательно на максимальную силу, скорость одиночных движений и темп.

3. При подготовке к соревнованиям на выносливость (стайерские и марафонские дистанции) вполне целесообразно и психологически оправдано ставить перед спортсменом цель побить собственный рекорд, ибо на проявление выносливости оказывают положительное воздействие и эмоциональная и волевая стимуляция. А последняя, в свою очередь, прямо зависит от масштаба поставленной цели.

Литература

1. Корнишин И.И., Корнишина С.Н. Роль спортивных соревнований в психологической подготовке студентов спортсменов / И.И. Корнишин, С.Н. Корнишина // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под общей ред. О.М. Поповой. -2016. - С. 214-216.

2. Корнишин И.И. Возможности развития двигательных способностей, повышения работоспособности и укрепления здоровья студентов в условиях вуза / И.И. Корнишин, С.Н. Кор-нишина // В сборнике: Современные проблемы и технологии развития физической культуры и спорта в вузах Минсельхоза России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции для преподавателей физической культуры. - 2018. - С. 13-18.

3. Головина В.А. Возможности организации занятий физической культурой и спортом в вузе / В.А. Головина, С.И. Сучков, Т.Н. Акулова // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. - 2018. -С.274-275.

4. Корнишин И.И. Разработка тренировочных режимов с учётом оперативной работоспособности студента / И.И. Корнишин, Ю.В. Цедилин // В сборнике: Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства. Сборник научных трудов. Москва. 2006. - С. 111-112.

5. Александров А.К. Оценка физических кондиций студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева / А.К. Александров, В.С. Шимко, О.В. Носик, И.И. Велиев // Журнал: Успехи в химии и химической технологии. - Т. 32. № 4. - 2018. -С.175-177.

6. Плаксина Н.В. Особенности организации мероприятий физкультурно-оздоровительного и спортивного характера: правовые основы / Н.В. Плаксина, В.В. Шустов, Е.В. Смирнова, Т.Н. Акулова, О.В. Носик // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 3. -С.123-129.

7. Корнишин И.И. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов современными педагогическими технологиями / И.И. Корнишин, С.Н. Корнишина, С.А. Фроло-вин // В сборнике: Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма аграрных вузов России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2018.- С. 38-41.

DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY FOR MOTIVATION OF VOLITIONAL EFFORTS OF ATHLETES IN THE COMPETITIVE PERIOD: ASSESSMENT OF THE IMPACT ON ACHIEVEMENTS IN DIFFERENT SPORTS

Kornishina S.N., Kornishin I.I., Golovina V.A., Golovina V.V.

Russian University of Chemical Technology name's D.I. Mendeleev, Russian state Agrarian University - Moscow agricultural Academy name's K.A. Timiryazev

Sports results largely depend on the development of physical qualities, on a properly composed training process, preparation of individual motor abilities of an athlete corresponding to each sport. The education of strong-willed qualities of athletes involved in various sports, in this case, in athletics, plays a significant role in this. In this article, it is considered that the improvements in the results in the competitive activity of a student athlete in cyclic athletics with the formulation of the super task motivation of volitional efforts are obvious. Based on the experiment of a group of university athletics students, it was revealed that in complex coordination types of athletics, emotional and volitional stimulation have a negative impact directly in competitive action. Through the use of variable methods of volitional efforts, emotional stimulation to improve results in competitions, depending on the types of sports in athletics. It is a possible to make a training program including the preparation of an athlete for a psychologically extreme situation, qualitatively the best indicators of physical qualities are recorded. Based on the results of the

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

study, pedagogical recommendations are presented, including the main formulations and formulation of the task of volitional efforts in the process of performing at competitions to improve sports results.

Keywords: athletics, strong-willed efforts, competitive activity, sports results, sports training.

References

1. Kornishin I.I., Kornishina S.N. The role of sports competition in the psychological training of student athletes / I.I. Kornishin, S.N. Kornishina // In the collection: Actual problems and prospects of development of physical culture and sports in higher educational institutions of the Ministry of Agriculture of Russia. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.M Popova. 2016. - p. 214-216.

2. Kornishin I.I. Opportunities for the development of motor abilities, improving performance and strengthening the health of students in the conditions of the university / I.I. Kornishin, S. N. Kornishina // In the collection: Modern problems and technologies of development of physical culture and sports in higher education institutions of the Ministry of Agriculture of Russia. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference for teachers of physical culture. - 2018. - p. 13-16.

3. Golovina V.A. The possibilities of organizing physical culture and sports classes in higher education / V.A. Golovina, S.I. Suchk-

ov, T.N. Akulova // In the collection: Physical education and student sports through the eyes of students. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical conference with international participation. Edited by R.A. Yusupov, B.A. Akisnin. - 2018. - p. 274-275.

4. Kornishin I.I. Development of training modes taking into account the operational efficiency of the student / I.I. Kornishin, Yu. Tsedilin // In the collection: Actual problems of vocational education for the sustainable development of agriculture. Collection of scientific papers. Moscow. 2006. - p. 111-112.

5. Aleksandrov A.K. Assessment of physical fitness in students of D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia / A.K. Aleksandrov, V.S. Shimko, O.V. Nosik, Y.Y. Velyev // Journal: Advances in Chemistry and Chemical Technology. - V. 32. - № 4. - 2018. - p. 175-177.

6. Plaksina N.V. Features of sports and recreational activities organization: legal principles / N.V. Plaksina, V.V. Shustov, E.V. Smirnova, T.N. Akulova, O.V. Nosik // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law. 2021. № 3. - p. 123-129.

7. Kornishin I.I. Improvement of professional and applied physical training of students of agricultural universities with modern pedagogical technologies / I.I. Kornishin, S.N. Kornishina, S.A. Frolovin // In the collection: Promising directions in the field of physical culture, sports and tourism of agricultural universities in Russia. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. - 2018. - p. 38-41.

o d

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.