Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование содержания лексического значения слова "работник"'

Экспериментальное исследование содержания лексического значения слова "работник" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / ЭКСПЕРИМЕНТ НА ШКАЛИРОВАНИЕ / SCALING EXPERIMENT / СТИМУЛ / STIMULUS / РЕАКЦИЯ / REACTION / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / BASIC VALUES / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / ASSOCIATIVE FIELD / АНКЕТА / QUESTIONNAIRE / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / EXPRESSIVITY / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / EMOTIONALITY / ОЦЕНОЧНОСТЬ / EVALUATION / КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / COMPONENT ANALYSIS / ЯДРО / NUCLEUS / ПЕРИФЕРИЯ / PERIPHERY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хлопова А.И.

В статье рассматриваются способы установления психологически реального значения слова «работник» ассоциативный эксперимент и эксперимент на шкалирование. Результаты первого сравниваются с данными Русского ассоциативного словаря для выявления характера лексического значения слова; на основе характеристики ассоциативных полей определяется динамика лексического значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental analysis of the lexical meaningof the unit workman

The article highlights experimental ways of revealing the lexical meaning of the unit ‘workman’, namely experiments conducted by means of association and scaling. The results of a free associative experiment are compared with the data borrowed from the Russian associative dictionary.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование содержания лексического значения слова "работник"»

УДК 81.23 А. И.Хлопова

соискатель кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ; e-mail: chlopova_anna@mail.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «РАБОТНИК»

В статье рассматриваются способы установления психологически реального значения слова «работник» - ассоциативный эксперимент и эксперимент на шкалирование. Результаты первого сравниваются с данными Русского ассоциативного словаря для выявления характера лексического значения слова; на основе характеристики ассоциативных полей определяется динамика лексического значения.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент; эксперимент на шкалирование; стимул; реакция; базовые ценности; ассоциативное поле; анкета; экспрессивность; эмоциональность; оценочность; компонентный анализ; ядро; периферия.

Khlopova A. I.

Postgraduate student, Department of General and Comparative Linguistics, MSLU; e-mail: chlopova_anna@mail.ru

EXPERIMENTAL ANALYSIS OF THE LEXICAL MEANING OF THE UNIT WORKMAN

The article highlights experimental ways of revealing the lexical meaning of the unit 'workman', namely experiments conducted by means of association and scaling. The results of a free associative experiment are compared with the data borrowed from the Russian associative dictionary.

Key words: associative experiment; scaling experiment; stimulus; reaction; basic values; associative field; questionnaire; expressivity; emotionality; evaluation; component analysis; nucleus; periphery.

А. А. Леонтьев [7] обосновал использование ассоциативного эксперимента как эффективного метода изучения ассоциативного поля слова и его лексического значения. Подобный эксперимент позволяет верифицировать предположения о структуре и содержании лексического значения, выдвинутые на основании дефиниционного анализа, регистрирует разнообразные вербальные и невербальные ассоциативные связи слова. По мнению А. А. Залевской, ассоциативное поле как интерпретативный конструкт интегрирует все описанные в научной литературе виды полей и отражает внутренние и внешние связи и отношения слова как единицы языка [5].

Результаты ассоциативного эксперимента позволяют значительно уточнить психологически реальное для определенных групп социума содержание, стоящее за словом. Кроме того, ассоциативный эксперимент проявляет, обнаруживает пути изменения структуры значения слова и может служить методом прогнозирования тенденций эволюции лексического значения.

По мнению А. А. Залевской, при помощи ассоциативного эксперимента можно моделировать и системность образа мира, выявлять ядро языкового сознания, исследуя характер и способы его представленности (фиксации) в ассоциативно-вербальной сети [5].

Прагматически важно и то, что любое исследование с участием ассоциативного эксперимента поставляет материал для ассоциативных словарей, во-первых, позволяющих более полно представить содержание той или иной лексемы, во-вторых, помогающих выявить универсальные и этнические закономерности ассоциативных норм, присущих лексическому ассоциированию носителей различных линг-вокультур. Ассоциативные нормы - это и объективный экстралингвистический фактор текстообразования. При порождении и восприятии текста они выполняют роль связующего звена, обеспечивающего контакт и взаимопонимание автора и адресата. Кроме того, ассоциативный эксперимент помогает, пусть и опосредованно, определить состав и иерархию базовых ценностей различных этносов.

Целью настоящей статьи является установление психологически актуальной семантической структуры лексемы работник и характера ее изменения за последние 30 лет, что предполагает последовательную реализацию следующих исследовательских шагов:

- провести компонентный анализ исследуемого слова;

- сравнить результаты компонентного и дефиниционного анализа;

- провести свободный ассоциативный эксперимент и смоделировать структуру ассоциативного поля понятия «работник»;

- проанализировать характер семантических изменений, произошедших в содержании понятия «работник» у носителей русского языка за последние 30 лет, сопоставив данные Русского ассоциативного словаря и полученные нами экспериментальные данные;

- сравнить полученные данные с результатами эксперимента на шкалирование.

В соответствии с представленным алгоритмом анализа прослеживается изменение значения слова работник в толковых словарях русского языка разных лет.

В содержательной структуре лексемы работник можно выделить следующие компоненты: трудящийся, профессионально занятый, рабочий, выполняющий полезную работу, действие, служащий руководством, живущий своим трудом [11].

Существительное трудящийся определяется следующим образом:

1. Прич. действ. наст. вр. от трудиться. 2. То же, что трудовой в 3 знач. Трудящееся население. Трудящиеся женщины Востока. 3. То же в знач. сущ. трудящийся, трудящегося, м., трудящаяся, трудящейся, ж. вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Конституция СССР. ...В нашей стране рабочий класс и вся масса трудящихся идет вперед под высоко поднятым победоносным знаменем партии Ленина-Сталина. Молотов.

Профессия - это трудовая деятельность как источник существования [11].

В слове занятие выделяется несколько значений, из которых существенным является третье: труд, работа, дело, ремесло.

В качестве доминантного семантического признака слова рабочий выделяется человек, профессионально занимающийся физическим трудом. Таким образом, интегративный семантический признак, объединяющий семы слова работник в единую семантическую структуру, - труд [там же].

В содержательной структуре лексемы работник выделяются семантические компоненты: результат, занятия, заботы, умственный труд, физический труд, деятельность, целесообразность, осуществление, исполнение, профессионализм, работа, дело, ремесло, деятельность, источник существования.

Умственный и физический труд объединены признаком труд, а исполнение, профессионализм, осуществление, исполнение, результат - признаком положительная оценка работника. Результат также связан с источником существования, так как результатом рабочей деятельности является получение заработной платы. В Толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова слово ремесло трактуется как:

ремесло - требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-н. изделий ручным, кустарным способом.

Таким образом, ремесло является физическим трудом, видом работы. Можно выделить дополнительный компонент лексемы работник - навык [11].

Чтобы доказать релевантность выделенных компонентов исследуемой лексемы, приведем дефиниции, представленные в Толковом словаре С. И. Ожегова, где слово работник объясняется следующим образом [9]:

работник 1. человек, который работает, трудится. Отличный р. Дед болеет, он уже не р. 2. человек, работающий в какой-н. сфере трудовой деятельности. Научный р. Р. народного образования. Р. кооперации. Р. учреждения.

Так, в содержании лексемы работник можно выделить сему сфера деятельности:

3. Рабочий у частного нанимателя (устар.). Наняться в работники. Хозяин и р. || ж. работница, -ы (к 1 и 3 знач.). || прил. работничий. -ья, -ье (к 3 знач.) и работницкий, -ая, -ое (к 3 знач.).

Необходимо отметить, что первым значением в обоих словарях, изданных в первой половине ХХ в., является человек, который работает, трудится. В этом значении слово имеет положительную коннотацию: отличный работник. В словаре Д. Н. Ушакова оно связывается с высоким стилем: в качестве примера приведена строка из международного пролетарского гимна «Интернационала»: работники всемирной великой армии труда. Работник противопоставляется больному человеку: Дед болеет, он уже не работник [9], Какой он работник без руки? [11].

Вторым значением в обоих словарях является работающий в какой-то профессиональной сфере. В этом смысле слово также имеет положительную коннотацию, что следует из примеров: ценный, полезный работник; ответственный работник. В изученных словарных статьях присутствует словосочетание научный работник. В исследуемых словарях во многих примерах есть указание на сферу деятельности работника и место работы: Р. народного образования. Р. кооперации. Р. учреждения. Р. промышленности и транспорта. Работники связи. В словаре С. И. Ожегова отсутствует значение рабочий в значении рабочий класс. Это говорит о том, что в 50-х гг. ХХ в. слово в силу общественно-исторических условий (послевоенное время, смерть Сталина, период «оттепели») становится менее

актуальным, чем в 40-х гг. Рабочий класс - это социальный класс наемных работников, не владеющих средствами производства и живущих продажей своей рабочей силы. В индустриальном обществе он составляет большинство населения [3]. В Толковом словаре языка Совдепии словосочетание рабочий класс определяется как рабочие, пролетариат [8]. Однако в 40-50-е гг. XX в. в наиболее развитых странах наступает эпоха научно-технической революции, в результате которой происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Вследствие данных перемен формируется новое отношение к понятию рабочий класс как к передовой социальной группе. Такое значение постепенно выходит из употребления, как и рабочие массы, совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, рабочий факультет, пополняя пласт историзмов. Значение теряет свою актуальность, и оно уже не отмечено в словаре под редакцией С. И. Ожегова.

В словаре Д. Н. Ушакова слово рабочий связан с полезной деятельностью человека:

рабочая пчела (в отличие от матки и трутней). Р. муравей (в отличие от самца, самки, воина) [11].

Здесь же дано определение слова рабочий, относящееся к технике: Рабочее давление пара. Рабочие части машины. Р. ход поршня, а также значение служащий непосредственным руководством для проведения работы: Р. чертеж. Р. проект. Р. план., которое не отмечено в словаре С. И. Ожегова. В словаре С. И. Ожегова появляется значение рабочий у частного нанимателя с пометой «устаревшее» [9].

Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка Т. Ф. Ефремовой дает следующие определения понятия работник:

1. Тот, кто работает, трудится; трудящийся. 2. Тот, кто профессионально занят в какой-л. области трудовой деятельности. 3. устар. Тот, кто работает по найму [4].

По сути значения не изменяются, а частотность слова остается прежней: первым вновь становится значение тот, кто работает, трудится, вторым - кто профессионально занят в какой-л. области. Значение работник по найму, как и в словаре 1949 г., указано как устаревшее.

Проведенный анализ словарных дефиниций позволяет заключить, что значение слова работник изменилось. Оно сохраняет положительную коннотацию, но уже не употребляется в высоком стиле, что было характерно для 40-х гг. ХХ в.

В соответствии с толковыми словарями русского языка ядерными компонентами слова работник являются следующие: тот, кто работает, трудится; тот, кто профессионально занят в какой-то области; тот, кто работает по найму.

В Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова [1] выделены следующие синонимы слова работник: наймит, рабочий, наемник, поденщик, батрак, бурлак, труженик. Сопоставление значений лексем, принадлежащих данному синонимическому ряду, дает возможность выявить дополнительные компоненты содержательной структуры лексемы работник. С ядерными значениями совпадают синонимы наймит, или наемник, т. е. наемный работник, тот, кто работает по найму.

Обратимся к компонентному анализу слова работник. Как полагает Ю. Д. Апресян, для теории и практики компонентного анализа характерно признание иерархической организации значения на основе его дифференциальных признаков, имеющее общие черты с представлением о том, что всякое лексическое значение обладает определенной синтаксической структурой [2, с. 9]. По мнению Ю. Д. Апресяна, каждое слово в каждом из своих значений получает синтаксическую характеристику, ему приписываются элементарные семантические признаки и оно снабжается указанием на то, каких семантических признаков требуется от сочетающихся с ним слов (работник - существительное, исчисляемое, одушевленное, конкретное; мужского пола, взрослый, тот, кто имеет работу).

На основе синонимических и толковых словарей можно сделать вывод о том, что наиболее актуальными ядерными компонентами являются работа, труд, профессионализм, занятие, наем. В дефинициях каждого слова выделим главные семы:

работа - 1. процесс превращения одного вида энергии в другой; 2. занятие, труд, деятельность; 3. служба, занятие как источник заработка; 4. создание, обработка; 5. продукт труда, готовое изделие;

труд - 1. целесообразная деятельность человека; 2. работа, занятие; 3. усилие, направленное к достижению чего-н.; 4. результат деятельности, работы, произведение; 5. предмет школьного преподавания;

профессионализм - 1. Хорошее владение своей профессией; 2. в языкознании: слово или выражение, свойственное профессиональной речи и употребляемое в общелитературном языке; занятие - 1. дело, труд, работа; 2. учебные часы; наем - работа, временное пользование за плату.

Рассмотрим соотношение интегральных и дифференциальных сем анализируемых слов (см. табл. 1).

Ядерными семантическими компонентами слова работник являются труд, деятельность, работа.

Таблица 1

Семы, выделенные в лексическом значении слов, соответствующих ядерным значениям слова работник

Работа Труд Профессионализм Занятие Наем

Превращение + - - - -

Занятие + + - + -

Труд + + - + +

Деятельность + + - + +

Служба + - - - -

Заработок + - - - +

Создание + +- - - -

Обработка + - - - -

Продукт + + - - -

Работа + + - + +

Достижение - + + - -

Результат - + + - -

Произведение + + - - -

Школа - + - + -

Профессия + - + - -

Дело + - - + -

Сравним ядерные компоненты, выделенные при помощи дефини-ционного анализа на основе толковых словарей и словаря синонимов, с архисемами, полученными в результате компонентного анализа. Совпадают и будут ядерными компоненты труд и работа.

В нашем исследовании, посвященном изучению специфики содержания и структуры концепта работник, мы использовали свободный ассоциативный эксперимент, который проводился с испытуемыми в индивидуальном порядке и коллективно. Экспериментальный материал предъявлялся им в виде печатной анкеты или в электронном варианте. В инструкции, которая предваряла перечень стимулов в каждой анкете, указывалось, что испытуемые должны реагировать на предъявляемый стимул первым любым пришедшим на ум словом. Для определения сбалансированности выборки по возрастному, социальному и гендерному параметрам им также предлагалось указать свой возраст, пол, образование и социальное происхождение.

При предъявлении анкеты в печатном варианте осуществлялся контроль времени выполнения задания (1 мин 30 с на заполнение одной анкеты). Если анкета предлагалась в электронном варианте, испытуемых просили реагировать сразу же, не обдумывая варианты ответа.

В нашем пилотном эксперименте приняли участие 530 носителей русского языка, возраст которых варьировался от 17 до 23 лет (студенты МГЛУ, студенты МГПУ). Мы выбрали этот возраст испытуемых, так как, по мнению Ю. Н. Караулова, к этому периоду завершается становление «языковой личности», «в ассоциациях находит отражение сформировавшаяся языковая способность участника эксперимента» [6, с. 230]. Ю. Н. Караулов полагает, что «относительная стабильность языковой способности носителей языка (в частности словарный запас, ценностные и прагматические установки, формально-комбинаторные возможности) может служить основой для характеристики массового сознания в российском обществе на ближайшие 20-30 лет, т. е. на период, когда нынешние испытуемые будут составлять активное ядро общества» [там же, с. 231]. В то же время эта группа испытуемых характеризуется приблизительно одинаковыми интересами; чаще всего это - студенты вузов, которые или проживают с родителями, или зависят от них материально и не имеют постоянной работы. Поэтому можно предположить, что базовые ценности этой группы также могут быть сопоставимы.

Рис. 1. Ассоциативно-вербальная сеть слова работник (результаты нашего АЭ)

Из полученных ассоциатов методом случайной выборки мы отобрали 87 реакций на слово работник, что соответствует числу, представленному в Русском ассоциативном словаре. Результаты проведенного нами ассоциативного эксперимента по установлению ассоциативно-вербальной сети отражены в диаграмме (см. рис. 1):

- понятия: труд (14), дело, служащий, человек (4), мужчина, учитель, госслужащий, соцслужащий, техник, электрик (1); всего - 33;

- представления: завод (18), фабрика, офис (4), цех, кейс, каска, фирма, лопата, организация, метрополитен, молоток, телега, колхоз, партия; всего - 37;

- эмоционально-оценочные ассоциации: трудяга (4), служака, каторга, добросовестный (1); всего - 7;

- деривационные реакции: работа, рабочий (1); всего - 2;

- формально-грамматические реакции: лучший (1); всего - 1;

- культурологические реакции: месяца (1); всего - 1.

Вербальные понятийные реакции представляют или понятие работа, или виды профессий. Это обусловлено тем, что, как правило, респонденты конкретизируют слово работник. Для них работник - представитель какой-то определенной профессии. Реакция, соответствующая

понятийному содержанию служащий, сходна по содержанию со словом работник. Согласно Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, служащий - это:

работник, занятый интеллектуальным, нефизическим трудом в разных сферах деятельности: государственной, административной, хозяйственной и др. Правительственные служащие. С. министерства, банка, фирмы. С. Правительственные служащие. С. министерства, банка, фирмы. С. санатория, больницы, гостиницы. Служащие завода, фабрики (работники управления, инженерно-технического состава). Рабочие и служащие (при советской власти: сословное противопоставление). || ж. служащая, -ей, т. е. служащий - определенный вид работников [9].

Большинство представлений связано с местом работы или орудием работы (завод, фабрика, офис, цех, фирма, организация, метрополитен, колхоз, партия, лопата, молоток), причем представлений, связанных с местом работы, гораздо больше, чем тех, которые связаны с орудием работы. Это объясняется тем, что базовые понятия концептуализации закономерно репрезентируются, по мере того как актуализиркется общее представление о работе и профессиональной деятельности. Для исследуемой группы молодых людей работа -это место, где зарабатывают деньги. Представление кейс имеет непосредственное отношение к слову работник - офисный служащий в костюме, с кейсом или чемоданчиком. Каска является также профессиональным атрибутом, предметом одежды работника, например, на стройке.

Эмоционально-оценочными реакциями являются трудяга, служака, каторга. Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, трудяга, -и, м. и ж. (прост.) - очень трудолюбивый, старательный человек, работяга (в 1 знач.) - является просторечным. Сейчас коннотация слова изменилась: так насмешливо называют людей, которым только кажется, что они много работают. Слово служака (согласно Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова: служака, -и, м. (устар. разг.) - опытный и усердный служащий (обычно о военных) -является разговорным и в обыденной речи показывает, скорее, пренебрежительное отношение к работнику. Служака - честно служащий человек, выполняющий приказы бездумно. Оба слова имеют негативное эмоционально-оценочное значение, со временем их коннотация меняется из положительной в отрицательную, поэтому меняется

и содержательная структура слова. Трудяга, с одной стороны, - положительная оценка человека, который много работает, хотя и не всегда эффективно. С другой стороны, трудяга - низкооплачиваемый работник, занимающийся черной работой. Эмоционально-оценочная реакция каторга, показывает негативное отношение респондента к работе.

Формально-грамматические реакции на слово работник положительные. Номинация работник месяца является калькой с английского языка. Само понятие лучший работник месяца распространено в США: во многих фирмах выбирают лучшего работника месяца, который получает в результате определенные привилегии. Несмотря на то что это понятие популярно для западной культуры, оно уже давно существует и в нашей культуре. К появлению таких реалий приводит изменение ценностей, заимствование видов деятельности и отношения к ним. Это связано также с тем, что некоторые профессии утрачивают популярность. Сегодня в моде те из них, которые соответствуют западному образцу. Опираясь на реакции, полученные в ходе эксперимента, можно выделить наиболее частотные ассоциаты, что в свою очередь является основанием для определения ядра значения слова «работник» (см. рис. 2).

■ завод ■ г рул

Рис. 2. Наиболее частотные реакции испытуемых на слово работник (данные РАС)

Частотная реакция завод дана респондентами по смыслу. Завод представляет собой место работы работника. Представленная реакция характеризует один из остновных смыслов, вкладываемых обыденным сознанием индивидов в понятие работник.

Для моделирования ассоциативного поля слова работник обратимся к Русскому ассоциативному словарю [10], к реакциям той же возрастной группы и классифицируем полученные результаты (всего 87) в соответствии с избранной моделью значения:

- понятия: труд (3), бездельник, служащий, инженер, колхозник, крестьянин, плотник, раб, слесарь, человек (1); всего - 12;

- представления: водитель, завод, двор, КГБ, МОССОБЛТРАНС, ОБХС, ОБХСС, отделение, молоток, политбюро, передовик, пищ-пром, рабочая форма, рукавицы, шпаклевание (1); всего - 14;

- эмоционально-оценочные ассоциации: хороший (7), плохой (5), ответственный (2), добрый (2), трудяга (2), добросовестный, ленивый, никудышный, отменный, честный, ценный, лоботряс, чувство (1); всего - 29;

- формально-грамматические реакции: завода (2), магазина (2), умственного труда (2), учреждения (2), фабрики (2), аппарата, базы, без дела, культуры, мануфактуры, милиции, новый, по дому, посольства, сельского хозяйства, сладкий, сферы, сферы услуг, торговли, треста (1); всего - 25;

- культурологические реакции: Балда (3), поп, топора, Селифан (1); всего - 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты полученных ассоциатов отображены на рисунке 3.

■ точщД

■ Ihl I I I 9 li-vpi.lh Р umuj

■ ч Цц' I hi-li III чт фц

Р учрежден**

■ НШНЛЬ • (.IJTtÉUUlfl

Нямчлнм

Я II kllllhlt

■ r.ifrqK.

■ UlrHk.KPKiliIní

IjH

■Monikimth

■ ÚEMX

■ Ишнпии

■ персами

- pílfhijL* ^прни

■ ичуиинШ

■il'l imun ■> hH4Fl|NL

uiiufipla CcMf.'lB

' bi Jll h'^.lh I \ piJ

I ÉILlluJI

t ULIknlr

J^fim >\uji ILYI L'1 ta. 11h

HA

Рис. 3. Ассоциативно-вербальная сеть слова «работник» (данные РАС)

Вербальные понятийные реакции, представленные в РАС, как и полученные в ходе нашего эксперимента, представляют или понятие работа, или виды профессий. Реакция раб присутствует и в РАС, и среди опрошенной нами группы молодых людей, она связана с этимологией слова работа, которая понималась как нужда, рабство, неволя [12].

Представления, полученные как в нашем эксперименте, так и выявленные в РАС, связаны с местом или орудием работы (двор, КГБ, МОССОБЛТРАНС, ОБХС, ОБХСС, отделение, молоток, политбюро, пищпром (1)). Следует обратить внимание, что большинство реакций являются аббревиатурами. КГБ - Комитет государственной безопасности при совете Министров СССР, МОССОБЛТРАНС - пассажирский транспорт Московской области, ОБХСС - Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности; политбюро - Политическое бюро ЦК КПС (руководящий партийный орган, утвержден в мае 1917 г.); пищпром - пищевая промышленность. Понятие передовик толкуется в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова как человек, который идет впереди других в работе, показывает пример сознательного отношения к труду [9], т. е. передовик - яркий представитель работника. Согласно определению в Толковом словаре языка Совдепии передовик - тот, кто опережает других в работе, добивается наилучших достижений (передовик социалистического соревнования, передовик производства, передовик коммунистического труда) [8]. Реакции КГБ, ОБХСС, политбюро, передовик связаны с социалистическим прошлым нашей родины и представлены в Толковом словаре языка Совдепии [8]. Они представляют систему устойчивых смыслов для респондентов периода составления РАС. Эти реакции особенно отличаются от полученных в ходе нашего эксперимента, что говорит о том, что восприятие респондентами слова работник сильно изменилось.

В отличие от данных нашего эксперимента, которые представлены ниже, в РАС отсутствуют предметные реакции.

Наибольший процент реакций, представленных в РАС, - эмоционально-оценочные (33 %). Прилагательные характеризуют работника положительно (хороший (7), добрый (2), ответственный (2), добросовестный, отменный, честный, ценный (1)). Некоторые респонденты дают и негативную оценку работника (плохой (5), ленивый, никудышный (1)), но стоит отметить, что таких прилагательных значительно

меньше (52 %о и 24 %о соответственно). Эмоционально-оценочная реакция трудяга, которая является разговорной, присутствует как в РАС, так и в реакциях респондентов. Среди реакций представлен просторечный антоним слова работник - лоботряс. Согласно Толковому словарю С. И. Ожегова:

лоботряс, -а, м. (прост.). бездельник, лентяй. || ж. лоботряска, -и [9].

Реакция добросовестный отмечена как в РАС, так и в нашем эксперименте. Это свидетельствует о том, что она является актуальной как для молодых людей 1980-1990-х гг., так и для современной молодежи. Можно отметить, что в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова в словарной статье на слово добросовестный в примерах приводится понятие работник. Это указывает на неразрывную связь обоих понятий:

добросовестный, -ая, -ое; -тен, -тна. Честно выполняющий свои обязательства, обязанности. Д. работник. Добросовестно (нареч.) трудиться. || сущ добросовестность, -и, ж [9].

Деривационные реакции в РАС отсутствуют.

25 из 87 реакций, данных на слово-стимул, являются формально-грамматическими, причем это в основном существительные, указывающие на сферу деятельности работника (умственного труда (2), культуры, по дому, сельского хозяйства, сферы, сферы услуг, торговли, треста, аппарата (1)) или на место работы (завода (2), магазина (2), учреждения (2), фабрики (2), базы, мануфактуры, милиции, посольства (1)). Реакция без дела указывает на то, что после работы следует отдохнуть, и что иногда они могут быть без определенного дела.

Сравнение данных РАС с формально-грамматическими реакциями, полученными в нашем эксперименте, показывает, что данные не совпадают: в РАС отсутствует реакция лучший, которую указали респонденты в нашем эксперименте. Эксперимент показывает, что частотность использования анализируемой лексемы у исследуемой группы современных молодых людей резко снижается: в РАС представлено 25 формально-грамматических реакций, в нашем эксперименте - одна. Молодые люди актуализируют понятийное содержание слов работа и работник, но редко ассоциируют его с иными реалиями.

Культурологические реакции, данные на слово работник, отражают знакомство испытуемых с героями литературных произведений: Балда (2), поп, Селифан (1). Балда и поп являются героями сказки

А. С. Пушкина «О попе и его работнике Балде», в которой Балда олицетворяет истинного работника. Селифан - герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (кучер Чичикова, смиренный крестьянин, готовый выполнять все приказы хозяина). В реакции Селифан реализуется сема слуга. Она обращает к этимологии слова работник [12]. Работник в своем изначальном значении означал раба.

Следует выделить реакцию топора. Работники ножа и топора -разбойники, известные по песне из мультфильма «Бременские музыканты»:

Зато не платят королю налоги / Работники ножа и топора / Романтики

с большой дороги (авт. текста песни - Ю. Энтин, комп. - Г. Гладков).

В РАС нет реакции месяца, представленной в нашем эксперименте (одна реакция), которая появилась в русском языке относительно недавно, с началом американизации российского общества. Под американизацией мы понимаем процесс постепенного изменения общественных отношений и культуры в сторону норм и образцов, принятых в США.

Опираясь на реакции, представленные в РАС, можно выделить наиболее частотные ассоциаты, входящие в ядро значения слова работник (см. рис. 4).

■ Хороший ■ нлимн ¡ руд в Ыпла

Рис. 4. Частотные реакции испытуемых на слово «работник» (данные РАС)

Наиболее частотные реакции хороший и плохой связаны с понятием работник по смыслу. Они отображают доминантные культурные смыслы, представленные и в понятии работник. Реакция Балда, рассматриваемая нами как культурологическая, может быть интерпретирована ассоциативной связью с пушкинским «работником Балдой»,

на что указывает и заглавная буква имени (представлена во всех реакциях). Таким образом, она, скорее, связана не с реализацией (компонента) базовой ценности, а, по сути, является «пустой», автоматическим воспроизведением хранящегося в памяти словосочетания.

Сравнивая ядерные компоненты значения, представленные ассо-циатами в РАС и данные респондентами в нашем эксперименте, можно сделать вывод, что совпадает лишь одно ядерное значение - труд. Основываясь на реакциях, представленных в РАС, можно сказать, что для испытуемых в 1980-1990-е гг. XX в. годы важной являлась характеристика работника: хороший / плохой. Реакция труд, актуальная в 1980-1990-е гг., значима и для современных испытуемых, следовательно, доминантный компонент сохранился. Однако изменился социально одобряемый стереотип отношения к труду. Сегодня не имеет значения, какую характеристику имеет работник, важным является место работы и результат.

Поскольку очевидно изменение содержания коннотативного компонента значения, обратимся к эксперименту на шкалирование, уточняющему эмоционально-экспрессивное содержание слова.

Эксперимент проводился с испытуемыми в индивидуальном порядке и коллективно. Экспериментальный материал предъявлялся в виде печатной анкеты или в электронном варианте той же группе испытуемых. Так же, как и в ассоциативном эксперименте осуществлялся контроль времени выполнения задания.

В инструкции, которая предваряла перечень стимулов в каждой анкете, указывалось, что испытуемые должны оценить по шкале от 1 (плохо) до 5 (хорошо) экспрессивность, эмоциональность, оценоч-ность слова работник.

В ходе эксперимента были получены следующие данные, представленные в таблице 2.

Испытуемые считают слово работник неэкспрессивным (1,9) и неэмоциональным (2,16). Однако, оценивая слово, они показывают свое положительное отношение (3,7). Для юношей слово работник имеет более низкую степень экспрессивности и эмоциональности, чем для девушек (1,65 - 2,12 и 2,1 - 2,2 соответственно). Оценка слова работник девушками гораздо выше оценки юношей (4,16 - 3,3), что подтверждают данные ассоциативного эксперимента. Юноши относятся к слову работник нейтрально.

Самую высокую оценку слова работа дали девушки из семей служащих (4,5), однако слово для них неэкспрессивно и неэмоционально (2,3; 2,5), что подтверждают полученные нами данные ассоциативного эксперимента.

Таблица 2

Результаты эксперимента на шкалирование

юноши девушки

Служащие Военные Рабочие Предприниматели Общее Служащие Военные Рабочие Предприниматели Интеллигенция Общее

Экспрессивность 1,7 2,7 1,2 1 1,65 2,3 1,9 3 1 2,4 2,12

Эмоциональность 2,7 1,6 1,15 3 2,1 2,5 2,5 3 1 2,1 2,22

Оценочность 4,1 3,9 2,15 3 3,3 4,5 3,9 5 4 3,4 4,16

Ассоциативный эксперимент и эксперимент на шкалирование являются эффективными инструментами исследования структурно-содержательной организации семантической структуры слова, так как с их помощью можно моделировать особенности образа мира человека и этноса.

Сопоставляя результаты компонентного анализа и наших экспериментов, а также данные РАС, можно сделать вывод о том, что для исследованной группы носителей современного русского языка работник - это человек, который может работать по найму и выполнять ручную работу (например, работать на заводе) или заниматься умственным трудом. Его работа нацелена на результат. Для работника характерны такие качества, как профессионализм и навык, он исполнителен. Работник занимается тяжким трудом. Работа служит для него, с одной стороны, источником существования, с другой стороны, работник не обязательно будет получать заработную плату. Несмотря на то, что ассоциации «хороший» и «плохой» дают характеристику работнику, для современной молодежи понятие работник нейтрально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.ru/default. aspx?p=237.

2. Апресян Ю. Д. Синонимические средства языка, Избранные труды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lrc-press.ru/pics/previews/ ru/(275)1.pdf

3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/.

4. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mirslovarei.com/efr_a.

5. Залевская А. А. Двойная жизнь значения слова и возможности ее исследования: теоретическое и экспериментальное исследование. - Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 278 с.

6. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. - М. : Наука, 1981. - 367 с.

7. Леонтьев А. А. Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. - М. : Наука, 1971. - 216 с.

8. Мокиенко В. М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка совдепии. -СПб. : Фолио-пресс, 1998. - 704 с.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ozhegov.org/.

10. Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tesaurus.ru/dict/dict.php.

11. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/.

12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasmer.narod.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.