Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование по формированию эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия произведений живописи'

Экспериментальное исследование по формированию эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия произведений живописи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ / ЖИВОПИСЬ / РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимова Ленара Умеровна, Слепушко Валентина Юрьевна

В статье рассмотрены особенности формирования эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия произведений живописи. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня в процессе восприятия произведений живописи. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой, эмоционально-выразительный), показатели и уровни сформированности эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование по формированию эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия произведений живописи»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ

1 2 Алимова Л.У. , Слепушко В.Ю.

1Алимова Ленара Умеровна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Слепушко Валентина Юрьевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики,

Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия произведений живописи. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня в процессе восприятия произведений живописи. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой, эмоционально-выразительный), показатели и уровни сформированности эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: эмоционально-выразительная речь, живопись, репродукции картин, диагностика, критерии, показатели, уровни эмоционально-выразительной речи, дети среднего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетического, лексического, грамматического, связного, усвоение его выразительности и образности.

В исследованиях ученых (А. Богуш, Н. Ветлугина, Л. Выготский, А. Запорожец, Н. Зубарева, Н. Сакулина, Б. Теплов, А. Фльорина, П. Якобсон и др.) подчеркивается, что при условии целенаправленного обучения восприятия репродукций художественных картин детям дошкольного возраста доступно понимание символического содержания произведений изобразительного искусства.

Художественным картинам как средству искусства живописи свойственно возбуждать творческое воображение детей, что ведет к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста, формированию художественно-творческих способностей детей. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Восприятие картины - это сложный психический процесс, который отображает единство качеств и особенностей предмета, изображенного художником и требует от ребенка сосредоточения, внимания, развитого логического мышления и связного мышления, соответственно связной речи. Знаково-символическая система искусства живописи, его средств - художественных картин, формирует способность у ребенка воспринимать их живо, выразительно [4].

Эмоционально -выразительная речь - это комплекс знаков речи, которые означают внутреннее состояние, переживания, характер и отражают эмоции, чувства и особенности личностного восприятия. Сущность эмоционально -выразительной речи прослеживается, исходя из стилистической принадлежности эмоционально -экспрессивной лексики, что определяется ее функционированием, и выражается в эмоциональной насыщенности, окрашенности речи [1].

Средства эмоциональной выразительности классифицированы таким образом: вербальные (сгруппированные на основе системы языка: лексические, синтаксические, морфологические, интонационные и др.) и невербальные (паралингвистические, дополнительные): мимика, пантомимика, включающая жесты, позы, походку [3].

В процессе восприятия произведений живописи, а именно, репродукций художественных картин у ребенка развивается художественное видение их содержания, эмоционально-выразительная речь, словарь ребенка обогащается образными выражениями [2].

В экспериментальной части нашего исследования описана исследовательская деятельность по выявлению актуального сформированности эмоционально -выразительной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия произведений живописи. Для исследования были выбраны две группы детей среднего дошкольного возраста в количестве 40 детей. Также в экспериментальной работе приняли участие педагоги дошкольного образовательного учреждения.

Анализ планов учебно-воспитательной работы показал, что ни на одном из занятий, где предполагалось использовать репродукции художественных картин, не было запланировано развитие эмоционально-выразительных средств речи. Репродукции художественных картин использовались педагогами как средство развития связной речи (составление рассказов по картинам) на занятиях по развитию речи; как иллюстрации к сказкам, на занятиях по художественной литературе, иллюстрация в процессе бесед о природе на занятиях по ознакомлению детей с природой окружающим, во вступительной беседе на занятиях по изобразительному искусству. Но на занятиях, и в планах учебно-воспитательной работы педагоги ДОУ не используют репродукции художественных картин с целью развития эмоционально-выразительных средств речи и ее образности.

Анализа свидетельствуют о недостаточной работе педагогов с репродукциями художественных картин. Вместе с тем, как показал анализ научно-методической литературы, детям дошкольного возраста доступно восприятие художественных картин, кроме того, они являются прекрасным средством обогащения словаря детей эмоционально-выразительными средствами речи.

Исходя из теоретических основ формирования эмоционально-выразительной речи на констатирующем этапе эксперимента, нами были разработаны критерии и показатели сформированности эмоционально-выразительной речи детей при восприятии репродукций художественных картин. Выделены уровни сформированности эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста: выше достаточного, достаточный, удовлетворительный, неудовлетворительный.

Когнитивный критерий с показателями: осведомленность детей с художественными картинами; осведомленность с художниками - авторами картин; понимание детьми содержания репродукций художественных картин. Репродуктивно -речевой критерий с показателями: полнота воспроизведения содержания репродукции художественной картины; соответствие рассказа содержанию картины; самостоятельность построения текста. Эмоционально -выразительный критерий с показателями: наличие вербальных (интонационных) средств выразительности; наличие лексико-семантических и синтаксических средств выразительности (образные выражения, слова в переносном значении, омонимы, синонимы, пословицы, крылатые выражения, поэтические строки и т.п.); наличие невербальных средств выразительности (мимика, жесты, поза, движения и т.п.).

К каждому критерию и показателю были подобраны репродукции художественных картин разных жанров в соответствии с программными требованиями по данному возрастному периоду с учетом особенностей восприятия художественных картин детьми среднего дошкольного возраста. А также были разработаны задания, которые предлагались детям как в индивидуальной беседе, так и во время групповых занятий.

По результатам диагностики никто из детей не достиг уровня «выше достаточного»; на достаточном уровне сформированности эмоционально -выразительной речи было 15% детей экспериментальной и 10% - контрольной групп. На удовлетворительном уровне находилось 40% детей экспериментальной и

контрольной групп. Большинство детей были на неудовлетворительном уровне сформированности эмоционально -выразительной речи: 45% детей экспериментальной и 50% - контрольной групп.

Данные показывают, что у детей преобладает средний и низкий уровни развития эмоционально -выразительной речи. Таким образом, дальнейшую работу видим в разработке специального комплекса педагогических мероприятий по развитию эмоционально-выразительной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия произведений.

Список литературы

1. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста / С.С. Бухвостова. Курск: Академия Холдинг, 2016. 178 с.

2. Волков Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волкова. М., 1997. 156 с.

3. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. М.: АСТ, 2008. 222 с.

4. Чумичева Р. Восприятие живописи и развитие образной речи / Р. Чумичева // Дошкольное воспитание, 1987. № 11. С. 44-47.

УКРЕПЛЕНИЕ ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ

УПРАЖНЕНИЙ

1 2 Усмонов А.А. , Хасанов М.С.

1Усмонов Адхам Абдухамидович - старший преподаватель;

2Хасанов Музафар Содикович - старший преподаватель, кафедра допризывного военного образования, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье представлено укрепление функции сердечнососудистой системы с помощью общеразвивающих упражнений.

Наиболее специфическое влияние в этом плане оказывают ритмичные, многократно повторяющиеся движения с высокой физиологической нагрузкой - подскоки разного типа, наклоны вперед, в стороны с движениями рук, упражнения с высоким подниманием коленей, приседания.

Ключевые слова: ОРУ, пульс, ритм, физическая нагрузка, функция, упражнения, сердечно-сосудистая система.

Высокий функциональный уровень работы сердца определяется сильным медленным его сокращением и расслаблением (более редким пульсом), а также строгой определенностью в чередовании этих процессов, что создает благоприятные условия для питания сердечной мышцы. Ритм сердечных сокращений зависит от силы сердечной мышцы, ее кровоснабжения, состояния нервной регуляции, интенсивности выполняемой работы. Сердце - тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение ОРУ положительно сказывается на функции сердца, так как при этом нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется, напряжение ритмично чередуется с расслаблением или паузами отдыха [1, с. 314]. В результате сердечная мышца становится сильной, ровнее и реже ритм, точнее осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой. Характерными особенностями работы сердца детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.