Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование ориентации студентов в ценностях профессиональной деятельности'

Экспериментальное исследование ориентации студентов в ценностях профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
456
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фрейнкина И. А.

Представлены материалы, характеризующие результаты опытно-экспериментальной работы по ориентации студентов в ценностях профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование ориентации студентов в ценностях профессиональной деятельности»

ББК 4481.44

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ЦЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.А. Фрейкина ЮУрГУ

Представлены материалы, характеризующие результаты опытноэкспериментальной работы по ориентации студентов в ценностях профессиональной деятельности.

Современное развитие общества и производства требует специалиста новой формации, обладающего чертами, которые в реалиях советского времени были мало востребованы в практике, прежде всего, культуры профессиональной деятельности. Данные обстоятельства поставило перед высшей школой важные и сложные задачи. Содержание и характер труда в новых условиях, необходимость активизации самого человека в решении экономических и социальных проблем существенно изменяют требования к ориентации студентов в ценностях профессиональной деятельности.

В настоящее время наблюдается несоответствие сориентированности студентов на ценности профессиональной деятельности по окончанию учебных заведений системы высшего профессионального образования характеру развития производства, как и несоответствие профессиональной готовности человека к изменениям в нем. Порождением этого становится безработица, функциональная неграмотность, профессиональная некомпетентность, дефицит знаний, усиление отчуждения человека от труда. Соответственно, увеличивается дестабилизация производственных коллективов, снижается производительность труда, уменьшается удовлетворенность им. Практика показывает, что процесс профессионально-практической подготовки специалистов необходимо строить с учетом ценностей и потребностей как самой личности, так и хозяйственной системы в целом.

Множество научных исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Г. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.) посвящено изучению как ценностей, так и мотивации людей в различных видах деятельностей, в том числе и учебной. Но вне поля зрения ученых осталась проблема исследова-

ния ориентации студентов на инструментальные ценности специалиста туристской индустрии. Между тем анализ факторов ориентации студентов в инструментальных ценностях специалиста туристской индустрии может существенно дополнить научные представления об особенностях формирования и развития личности специалиста. Материал данной статьи посвящен результатам опытноэкспериментальной работы по изучению ориентации студентов на инструментальные ценности специалистов туристской индустрии. Для исследования ориентации студентов на инструментальные ценности специалистов туристской индустрии необходимо рассмотреть понятия ценности, ценностные ориентации и профессиональные ценности.

Ценности - вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества [25].

Ценностные ориентации - система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества [25].

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривались в основном внутри личностных образований - личностных смыслов (Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь), направленности личности (Б.Ф. Ломов). Направленность личности выделяется ими в качестве ведущей характеристики и определяется по-разному: «динамиче-

ская тенденция», «основная жизненная направленность», «смыслообразующий мотив» [5, 8, 18, 30]. Проблема субъективных отношений, их онтологии и гносеологии впервые была поставлена в отечественной психологии

А.Ф. Лазурским. Особо Лазурский выделил отношение личности к профессии, к труду вообще, к собственности, к другим людям и к обществу [13]. В.М. Мясищев, развивая идеи Лазурского, разработал психологическую концепцию отношений личности, дающую теоретическую трактовку их форм и видов [20]. Изучению мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности и ее профессиональной направленности посвящены работы В.Д. Шадрикова [32]. В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Дж. Холандом, М. Роки-чем, В. Франклом и другими [35].

В частности, Э. Шпрангер ценностные ориентации рассматривает как «форму познания мира» или «форму жизни», как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла построена на признании смысла жизни базовым фундаментальным образованием, определяющим поведение и отношение личности, который проявляется в виде системы ценностей (творчества, переживания, отношения). По мнению И. Дарли, Т. Хагена, Дж. Холанда основным аспектом общих жизненных установок и ценностей являются профессиональные установки [35].

Таким образом, ценности и ценностные ориентации рассматриваются нами как осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни, где личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.

По мнению авторов М.В. Савина, С.Г. Новикова, А.В. Зеленцовой, И.А. Солов-цовой, И.С. Ломакиной [12, 17, 22, 23, 26] приоритетными направлениями в воспитании молодежи является духовное и нравственное воспитание личности, что, несомненно, является одним из важнейших аспектов профессионально-практической подготовки специалиста. Помимо этого, важнейшим компонентом профессионально-практической подготовки специалиста является процесс ориентации студентов на инструментальные ценности будущей профессии.

Под ценностями профессиональной деятельности мы понимаем инструментальные ценности (ценности-средства) разработанные М. Рокичем, адаптированы для применения в России Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядовым [31, 33].

В.А. Ядов выделяет ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). К первым он относит красоту, любовь, свободу, творчество, познание, мудрость, работу, друзей, семью, активную жизненную позицию, уверенность в себе, здоровье, самостоятельность, общественное признание, сохранение мира. В качестве инструментальных ценностей ученый-социолог рассматривает образованность, жизнерадостность, чуткость, воспитанность, исполнительность, ответственность, терпимость, рационализм, честность, твердую волю, самоконтроль, аккуратность, смелость, эффективность в делах [33]. Согласно исследованиям В.Я. Ядова, ценностные ориентации личности, согласуясь с идеалом, формируют ценностную иерархию жизненных целей -дальних, средних, ближних, а также представления о нормах поведения (ценности-средства), выступающие в качестве эталона. Вершиной системы ценностных ориентаций личности является жизненный идеал - образ желаемого будущего.

Исследования Э.С. Аришиной, С.С. Бубновой, Е.В. Бондаревской, И.С. Ломакиной, М.Е. Дуранова, Д.А. Леонтьева, Н.Н. Сучки-ной, Г.Н. Погореловой, О.Н. Акиньшиной, Л.А. Барановской и др. [1,4, 6, 7, 9, 10, 15, 17, 27] позволяют сделать вывод, что профессиональная ориентация личности в высшем учебном заведении предполагает диагностику и развитие профессиональных (инструментальных) ценностей путем формирования культуры профессиональной деятельности.

Формирование культуры профессиональной деятельности идет двумя путями:

а) посредством ориентации студентов в культуре профессиональной деятельности;

б) через формирование направленности личности на ценности профессиональной деятельности.

Формирование направленности личности на ценности профессиональной деятельности представляет собой процессуальную систему. Следовательно, изучение и управление этой системой требует системного подхода [21].

Системный подход в исследовании выступает теоретико-методологическом принципом познания. Он вытекает из уровневого

характера методологии. В.Н. Садовский отмечает, что системный подход как способ научного познания не претендует на решение всех философских вопросов [24]. Системный подход сориентирован на целостное рассмотрение исследуемых проблем и выполняет функцию принципа в научном исследовании. Для нашего исследования системный подход представляет познавательную ценность, так как позволяет:

- более глубоко проникнуть в сущность процесса ориентации студентов в профессиональных ценностях, формирования направленности личности на профессиональную подготовку;

- получить более объективную информацию о механизмах этого процесса;

- дифференцировать связи рассматриваемого процесса, тем самым сформировать системное представление об ориентации студентов в культуре профессиональной деятельное™.

Ориентация студентов на ценности профессиональной деятельности является одним из процессов мотивационно-потребностной сферы. Саму систему ориентации студентов на ценности профессиональной деятельности можно представить следующим образом. Ядро направленности личности включает в себя потребности, мотивы, идеалы, ценностные ориентации, убеждения, мировоззрение. Само ядро отражает уровень зрелости личности, ее устойчивую готовность к профессиональной деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера в процессе формирования культуры профессиональной деятельности выступает как пространство, в котором конкретизируется, стабилизируется, согласовывается, уравновешивается ядро направленности личности. Здесь проявляется органическая связь потребности и мотивации. Сами потребности выступают сердцевиной направленности личности. Следовательно, мотивационно-деятельностный подход выступает как порождение мотивационно-потребностной сферы личности. Функционирование мотивационно-потребностной сферы личности связано с наличием установки. Поэтому Д.Н. Узнадзе мотивацию связывал с поиском такого действия, которое закрепляло бы в сознании человека установку [29]. Установка выступает как личностное соответствие идеалам и ценностным ориентациям. В процессуальном плане профессио-напьно-познавательные идеалы выступают фактором формировании мотивации на выбор про-

фессиональных ценностей, т.е. направленности личности на профессиональную подготовку.

Научные исследования указывают на зависимость характера активности субъекта от имеющейся у него установки, то есть готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Основатель теории установки Д.Н. Узнадзе подчеркивал зависимость направленности поведения от установки, призывал к изучению генезиса последней и через это - к изучению активности в познавательной деятельности человека [29].

Практика управления профессиональнопрактической подготовкой студентов показывает, что важно смоделировать содержательно-функциональную сторону мотивационно-потребностной сферы личности.

В педагогике важно определить средства, посредством которых можно развить мотива-ционно-потребностную сферу личности студента, и тем самым создать базу для формирования направленности личности на ценности культуры профессиональной деятельности.

В ходе диссертационного исследования нами предлагается комплекс организационнопедагогических средств, позволяющих повысить ориентацию студентов в ценностях профессиональной деятельности (инструментальных ценностях специалиста туристской индустрии). К таким средствам мы относим выездные практические занятия (часть практических занятий проводится в виде выездов для изучения тем, содержащихся в рабочих программах); учебные и производственные практики; факультативы, содержание которых позволяет подготовить студентов к прохождению практики; график учебного процесса, дающий возможность проведения выездных практических занятий.

Экспериментальная работа носила вариативный характер. Ориентация в ценностях в группах проводилась с помощью различных средств.

В качестве экспериментальных групп были выбраны студенты Южно-Уральского государственного университета, обучение которых осуществлялось на основе выездных практических занятий и профессиональной практики по выбору. Обучение студентов Института туризма и социально-культурного сервиса Уральской государственной академии физической культуры проводилось она основе комплекса организационно-педагогических средств, а именно: выездных практических занятий, сквозной про-

граммы практики (факультативов и практик по распределению вуза) и графика учебного процесса, позволяющего проводить выездные практические занятия.

Теоретической базой проведения эксперимента явились исследования Т.Н. Третьяковой, в которых выделяются следующие качества и способности специалиста сервиса: активная жизненная позиция; чуткость; самоконтроль; принципиальность; интеллигентность; целеустремленность; ответственность; современное экономическое мышление; компетентность; умение обеспечить действенность моральных и материальных стимулов; личная дисциплина; способность вовремя дать дельный совет [28].

Для того чтобы измерить присвоение выше перечисленных способностей и качеств, нам потребовалась определенная методика. Проведя взаимосвязь вышеупомянутых качеств с инструментальными ценностями, мы остановились на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», смысл которой состоит в следующем: студентам предлагается список 18 инструментальных ценностей, которые необходимо проранжировать по степени убывания [21, 35].

Диагностика уровня присвоения инструментальных ценностей является достаточно сложным процессом. Сложность заключается, прежде всего, в том, что на ценностные ориентации студента имеют влияние множество различных факторов, учесть которые в ходе проведения опытно-экспериментальной работы не представляется возможным. Ценностные ориентации не могут быть чем-то неизменным, однажды установленным эталоном, стандартом или нормой поведения. Развитие и формирование инструментальных ценностей у каждого субъекта протекает индивидуально, личностно, может иметь различные формы проявления и отличается своеобразием.

Принимая это во внимание, мы в диагностике компонентов уровня присвоения инструментальных ценностей выделили ряд критериев, позволяющих судить об оценке уровня присвоения инструментальных ценностей. Критериями оценки уровня присвоения инструментальных ценностей в нашем исследовании являются: широта взглядов, смелость в отстаиваниях своего мнения, независимость, твердая воля, терпимость, исполнительность, самоконтроль, воспитанность, аккуратность, чуткость, образованность, ответственность. В зависимости от сочетания критериев мы вы-

делили три уровня присвоения инструментальных ценностей: высокий, средний, начальный.

Для оценки присвоения ценностных ориентаций была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», которая относится к шкале ранжирования. На основании этого для обработки экспериментальных данных мы использовали критерий согласия распределений ^-квадрат. Метод %-квадрат позволяет найти статистически значимые различия между распределениями уровней присвоения инструментальных ценностей.

Критерий х-кааОрат используется в двух вариантах:

- как расчет согласия эмпирического распределения и предполагаемого теоретического; в этом случае проверяется гипотеза Н0 об отсутствии различий между теоретическим и эмпирическими распределениями;

- как расчет однородности двух независимых экспериментальных выборок; в этом случае проверяется гипотеза Я0 об отсутствии различий между двумя эмпирическими (экспериментальными) распределениями.

Для случая неравенства числа испытуемых в первой и второй выборках расчет производится по формуле [11]

и.*"Л

п,хпг 1-/1 + /2 N У где /1 - частоты распределения в КГ, /2 -частоты распределения в выборке-1 и выборке-2, N - сумма элементов в первой и, и второй и, выборках.

Опытно-экспериментальная работа проводилась двумя способами:

- сравнение контрольной и экспериментальных групп;

- сравнение экспериментальных групп между собой.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы исследовались отношения студентов к вводимому комплексу организационно-педагогических средств. Результаты показали, что 90 % студентов положительно относятся к проведению выездных практических занятий, внедрению сквозной программы практики.

На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого были опрошены студенты специальности «Социально-культурный сервис и туризм» Южно-Уральского государственного университета, Уральского государственного университета

физической культуры, Уральского института бизнеса и эксперты, работающие в туристской индустрии (всего 600 чел.). В ходе этого этапа у студентов были выявлены ценностные ориентации, наиболее часто присваиваемые ими. Таким образом, мы смогли сделать вывод о ценностных ориентациях, характерных для разных курсов/возрастных групп. Это позволило нам судить в дальнейшем об изменениях, происходивших в ценностных ориентациях студентов.

На третьем этапе мы ввели в две экспериментальные группы различное сочетание организационно-педагогических средств. В одной экспериментальной группе проводились выездные практические занятия и практика, согласно сквозной программе практики. Во второй экспериментальной группе проводились выездные практические занятия, факультативы и практики, согласно сквозной программе практике и график учебного процесса был построен с учетом необходимости проведения выездных практических занятий (выездные практические занятия проводились без ущерба для аудиторных занятий по другим дисциплинам).

При сравнении контрольной и экспериментальных групп ЭГ-1 и ЭГ-2 значение %-квадрат попало в зону значимости. Это свидетельствует о том, что между контрольной группой и двумя экспериментальными группами существуют статистически значимые различия. Это дало основание предположить, что существует определенное влияние введенных организационно-педагогических

средств, но характер влияния неизвестен. С этой целью мы сравнили результаты в двух экспериментальных группах в динамике (весной и осенью 2004 года). Значение /-квадрат попало в зону значимости. Это свидетельствует о наличии изменений в уровне ориентации студентов в инструментальных ценностях специалиста туристской индустрии, но характер изменения неизвестен. Чтобы узнать характер изменения в двух экспериментальных группах мы предположили, что можно сравнить между собой уровни присвоения инструментальных ценностей в экспериментальных группах и группах студентов пятого курса. То есть сравнить уровни присвоения инструментальных ценностей, которые образовались под влиянием предлагаемой системы организационно-педагогических средств и уровни присвоения инструментальных ценно-

стей, которые образовались в результате традиционной системы профессиональнопрактической подготовки. В результате были получены следующие данные: при сравнении экспериментальной группы, в которой были введены два организационно-педагогических средства, и контрольной группы студентов пятого курса показатель /-квадрат попал в зону значимости - это свидетельствует о том, что существуют статистически значимые различия в рядах распределения уровней присвоения инструментальных ценностей. При сравнении экспериментальной группы, в которой были введены три организационнопедагогических средства и одно педагогическое условие, и контрольной группы показатель /-квадрат попал в зону незначимое™. Это свидетельствует о том, что не существует статистически значимых различий в рядах распределения уровней присвоения инструментальных ценностей двух выборок.

На основе полученных данных мы можем утверждать, что введение в образовательный процесс только двух организационнопедагогических средств недостаточно для присвоения студентами инструментальных ценностей в полном объеме, так как

- в экспериментальной группе-1 студенты уже на третьем курсе достигли уровня присвоения инструментальных ценностей, характерного для традиционной профессиональнопрактической подготовки специалиста туристской индустрии. В этой группе использовалось три организационно-педагогических средства и одно педагогическое условие (график учебного процесса);

- между рядами распределения экспериментальной группы-2 и контрольной группы-2 существуют статистически значимые различия, что свидетельствует о недостаточном уровне присвоения инструментальных ценностей студентами. В экспериментальной группе-2 использовалось два организационнопедагогических средства.

На основании вышеизложенного, мы пришли к выводу, что система профессионально-практической подготовки специалистов туристской индустрии, опирающаяся на комплекс организационно-педагогических средств, состоящих из выездных практических занятий, факультативов, практик и графика учебного процесса, имеет право на существование, так как студенты, подверженные целому комплексу организационно-

педагогических средств присваивают инструментальные ценности, характерные для будущего специалиста сервиса уже на третьем курсе. Вместе с этим, данное исследование позволяет утверждать, что использование 2-х организационно-педагогических средств недостаточно для формирования и присвоения студентами инструментальных ценностей специалиста по сервису и туризму.

Результаты нашего исследования позволяют проектировать различные модели про-феесионально-практической подготовки, основанные на ценностях профессиональной деятельности (инструментальных ценностях). В перспективе это может быть создание моделей практико-ориентированного обучения, маркетинга профессионально-практической подготовки, моделирование профессиональной подготовки с учетом региональных особенностей, менеджмента профессиональнопрактической подготовки и др.

Литература

1. Акиньшина, О.Н. Научно-педагогические условия формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности в процессе инновационного обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / О.Н. Акиньшина. -Липецк, 2001. - 25 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Личностногуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университет, 1990. - 559 с.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.

4. Аришина, Э.С. Формирование ценностного отношения у студентов технического вуза к профессиональной деятельности: учебное пособие / Э.С. Аришина. - Магнитогорск: МГГУ, 2004. —47 с.

5. Асмолов, А.Г. Псшология личности: принципы общепсихологического анализа /

А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

6. Барановская, Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: автореф. дис ... канд. пед. наук / Л.А. Барановская. - Красноярск, 1996. -19 с.

7. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. -№ 4.- С. 29-36.

8. Братусь, Б.С. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: сб. ст. / А.Б. Асмо-

лов, Б. С. Братусь, С.Л. Братченко; под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 1997. - 332 с.

9. Бубнова, С.С. Исследование индивидуальной структуры ценностных ориентации личности / С.С. Бубнова. - М.: Изд-во ИПРАН, 1991. - 112 с.

10. Дуранов, ИМ. Педагогика воспитания и развития личности /ИМ. Дуранов, М.Е. Дуранов, В. И. Жернов и др. - Магнитогорск: Ма-Гу, 2001.-356 с.

11. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев.

- М.: Московский психолого-социалъный институт «Флинта», 2004. - 336 с.

12. Зеленцова, А.В. О целях и ценностях российского гражданского образования /

А.В. Зеленцова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2003. -№1.- С. 33-37.

13. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. - СПб.: Але-тейя, 2001. - 288 с.

14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

15. Леонтьев, Д.А. Ценности и ценностные представления /Д.А. Леонтьев //Русский гуманитарный Интернет университет, Библиотека научной и учебной литературы www.i-u.ru.

16. Линдсей, Г. Теория личности / Г. Линдсей, К.С. Холл. - М.: КСП+, 1997. 719 с.

17. Ломакина, И.С. Теоретико-аксиологические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе (социокультурный аспект). - М.: Изд-во Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, 2003. - 322 с.

18. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. -287 с.

19. Маслоу, А. Психология бытия / А. Мас-лоу. - М.: Рефли-бук, 1997. - 300 с.

20. Мясищев, В. М. Психология отношений / В.М. Мясищев. - М.: Политиздат, 1995. -356 с.

21. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учебное пособие. - М.-Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института; Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.

22. Новиков, С.Г. Воспитательные идеалы и ценности в исторической ретроспективе / С.Г. Новиков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2004. — № 1. — С. 101—105.

23. Савин, М. В. Ценности и смыслы традиций российской педагогики/ М.В. Савин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2004. - № 1.

- С. 93-97.

24. Садовский, В.Н. Парадоксы системного мышления / В.Н. Садовский // Системные исследования. - М., 1972. - 136 с.

25. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

26. Соловцова, ИА. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / под ред. ИМ. Борытко.

- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. -160 с.

27. Сучкина, Н.Н. Педагогические условия формирования ценностного отношения студентов аграрного колледжа к профессио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нальной деятельности: автореф. дис ... канд. пед. наук/Н.Н. Сучкина. - Курск, 2004. - 23 с.

28. Третьякова, Т.Н. Некоторые вопросы организации непрерывной профессиональной подготовки студентов факультета сервиса и легкой промышленности: учебно-методичес-кое пособие. - Челябинск: ЧГТУ, 1996. - 60 с.

29. Узнадзе, ДН. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. -М.: Политиздат, 1997. - 448 с.

30. Хрестоматия по патопсихологии / составители: Б.В. Зейгарник, А.П. Корнилов,

В.В. Николаев. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 400 с.

31. Чавчавадзе, Н.З. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. - Тбилиси: Мецниере-ба, 1984. -172 с.

32. Шадриков, В Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. - 315 с.

33. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы /

В.А. Ядов. -М.: Наука, 1987. - 103 с.

34. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации: изб. психол. труды / П.М. Якобсон. - М -Воронеж:: Изд-во «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1998. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.