Научная статья на тему 'О моделировании процесса ориентации студентов на инструментальные ценности специалиста туристской индустрии'

О моделировании процесса ориентации студентов на инструментальные ценности специалиста туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фрейнкина И. А.

Описан процесс моделирования ориентации студентов на инструментальные ценности специалиста на основе мотивационно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of students' orientation process

This article is devoted to some aspects of the modeling process of students orientation to professional values of tourist industry experts.

Текст научной работы на тему «О моделировании процесса ориентации студентов на инструментальные ценности специалиста туристской индустрии»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

УДК 378 14 38 И. А. ФРЕИНКИНА

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

О МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Описан процесс моделирования ориентации студентов на инструментальные ценности специалиста на основе мотивационно-деятельностного подхода.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. В этой связи проблема поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы становится особенно актуальной. Для решения этой проблемы необходима четкая картина состояния образовательного процесса, что представляется возможным лишь при целесообразном проектировании системы педагогического мониторинга качества образования, в частности, качества обучения.

Традиционный смысл, вкладываемый в понятие «качество обучения», связывался с хорошими и отличными оценками, полученными обучаемыми. В современной системе образования, ориентированной на различные типы и уровни школ, различные образовательные потребности учащихся, такой подход не позволяет корректно исследовать, диагностировать, проектировать, прогнозировать развитие образовательной системы. Проблема мониторинга качества обучения не является прерогативой управленцев и учителей. Ученик, рассматриваемый как субъект обучения и, по сути, являющийся таковым, заинтересован в качественном мониторинге процесса обучения, соответствующем не только определенным стандартам образования, но и его собственным запросам. Он вправе влиять на данный процесс, корректировать его, получать своевременную информацию. Занимаясь исследованием, организацией и прогнозированием развития какой бы то ни было системы, необходимо, прежде всего, выявить проблемы, собрать и систематизировать информацию, затем провести сопоставительный анализ существующей и идеальной (нормативной) моделей. Анализ позволяет выявить закономерности развития системы, возникающие проблемы, установить их причины, наметить пути преодоления (с помощью проектирования и конструирования), выбрать оптимальный вариант действий для решения обозначенных проблем.

Предметом нашего исследования является процесс ориентации студентов на инструментальные ценности специалистов туристской индустрии. В нашей статье мы уделим внимание такому аспекту педагогического мониторинга, как моделирование.

Моделирование — это метод научного познания, который объединяет в себе теоретическое и эмпирическое, индукцию и дедукцию. Названный метод находит освещение в трудах С.И. Архангельского,

В.Г. Афанасьева, Б.С. Гершунского, Б.А. Глинского, В.В. Давыдова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Т.И. Шамовой и др.[1 — 8].

«...Познать объект, — пишет И.Б. Новик, значит, смоделировать его. Моделирование в этом смысле охватывает все познание по широте, но не исчерпывает его по глубине» [9]. По мнению академика В.Г.Афанасьева, «моделирование — непрерывный процесс, не ограничивающийся, как правило, одной обособленной моделью[10]. Это, скорее, последовательная разработка серии сменяющих друг друга моделей, что обеспечивает все большее приближение модели к моделируемому оригиналу. Последовательность разработки модели являет собой конкретное проявление движения познания от относительной к абсолютной истине».

Моделирование профессионально-практической подготовки — выявление типовых задач в ходе учебного процесса, трансформация их в учебнопроизводственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения. Задача моделирования состоит в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений. С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснований целей, содержания, средств, действий и методов обучения, разработки профессионально-квалификационных характеристик, учебных планов, программ, учебников. Моделирование профессионально-практической подготовки является составной частью педагогического мониторинга, который в свою очередь, исследует качество образования.

Проблема качества образования, в частности качества обучения, исследовалась такими учеными как В.П.Беспалько, В.А. Кальней, В.А. Сластенин. С разных точек зрения качество обучения рассматривали В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров (мониторинг качества образовательного процесса); С. И. Архангельский, Н.Е. Василенко, А.А. Вербицкий (качество высшего образования); В.В. Давыдов, С.О. Казанцев, Ю.А. Конаржевский (управление образовательным процессом, оценка его качества); А.А. Аветисов, И.Я. Зимняя, В.А. Сластенин (диагностика качества обучения) и другими.

Анализ научных работ дает возможность смоделировать процесс ориентации студентов на инструментальные ценности специалиста туристской индустрии. В ходе моделирования процесса ориентации

Система ориентации студентов на инструментальные ценности на основе мотивационно-деятельностного подхода

Таблица 1

Курсы Уровни мотиваци- онно-пот- ребностной сферы Организационно- педагогические средства Инструментальные ценности

Потенциальные профессиональ- но-практические навыки Профессионально-практические умения Личностные качества

Первый Установоч- ный Выездные занятия по дисциплине «Введение в специальность» «История туристской деятельности» Знакомство с туристскими ресурсами Челябинской области Знакомство с первыми туристским предприятиями Челябинской области Образованность Ответственность Чуткость Аккуратность

Факультатив «Основы гостеприимства» Практическое ознакомление с работой служб предприятий гостеприимства Формирование навыков обслуживания в должности официантов, барменов, горничной

Первая учебная практика «Основы сервиса» Приобретение практических навыков обслуживания клиентов (горничная, официант, рекламный агент по туризму)

Второй Конкре- тизация мотивов Выездные занятия по дисциплинам Профессиональная этика и этикет Культурно-исторические центры Курортно-рекреационные ресурсы Экскурсионная и выставочная работа Знакомство с региональными культурно-историческими центрами Знакомство с курортно-рекреационными ресурсами Тюменской, Челябинской областей, республики Башкортостан Формирование навыков поведения за столом, анализ и выявление положительных и отрицательных методов и видов культуры обслуживания; проявления этических норм в конфликтных ситуациях в рамках своей профессии: овладение навыками проведения деловых встреч и переговоров, техники делового обеда. Формирование навыков проектирование и проведения экскурсий в рамках выездных практических занятий и выставок Воспитанность, образованность, самоконтроль, исполнительность, независимость

Факультативы «Рекреационное районирование», «Рынок гостиничных услуг», «Рекреационные ресурсы», «Инструктор на пеших и водных маршрутах» Формирование практических представлений об организации и представлении услуг клиентам; приобретение навыков аарлиза различных социальных феноменов Формирование навыков туристской техники на пеших и водных маршрутах

Вторая учебная практика «Туристские ресурсы» Формирование навыков выявления туристского потенциала региона

Третий Конкре- тизация мотивов Выездные занятия по дисциплинам Сервисная деятельность Страноведение Курортология Техника и технология в социальнокультурном сервисе и туризме Связь с общественностью Ознакомление с различными видами, образцами и технологическими характеристиками современной техники, используемой на предприятиях сервиса Формирование практических навыков страноведческого подхода к разработке турпродукта Образованность, терпимость, твердая воля

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

ы

с

р

у

К

Уровни

мотиваци-

онно-пот-

ребностной

сферы

Организационно-

педагогические

средства

Инструментальные ценности

Потенциальные

профессиональ-

но-практические

навыки

Профессионально-практические умения

Личностные

качества

Конкре-

тизация

мотивов

й

и

т

е

р

Т

Факультативы «Инструктор по туризму»

«Инспектор по размещению» «Организация курортно-рекреационного хозяйства»

Знакомство с работой в должности инструктора по туризму, инспектора по размещению

Образованность, терпимость, твердая воля

Производственные практики «Инструктор по туризму», «Гостиничное хозяйство» «Рекреационная освоенность территории»

Формирование умений составления и проведения туристского маршрута для различных видов туризма; работа в должности инспектора по размещению в гостиничных и курортных хозяйствах

Конкре-

тизация

мотивов

р

е

в

т

е

Выездные занятия по дисциплинам Реклама в социально-культурном сервисе и туризме Технологии гостиничного сервиса Технологии туризма Технологии в организации курортно-рекреационных хозяйствах Инновации в социальнокультурном сервисе и туризме

Закрепление навыков организации и проведения туров (для студентов, прошедших все этапы формирования профессионально-практических навыков)

Приобретение навыков разработки рекламы

Образованность, эффективность в делах, рационализм

Факультативы «Экскурсовод», «Организатор досуга»

Формирование навыков проектирования, организации, проведения экскурсий и анимационных программ

Производственные практики «Менеджер туристской фирмы», «Менеджер курортнорекреационного хозяйства», «Международное гостиничное хозяйство»

Формирование навыков практической разработки, продажи тур. продукта и реализации навыков менеджера тура студентом с подробным описанием технологического процесса

Мотив достижения

ты

н

П

Выездные занятия по дисциплине «Концепции туризма»

Формирование навыков разработки концепции тура

Преддипломная

практика

Формирование навыков создания и реализации тупродукта, включая технологический, рекламный, правовой и комплексный подходы

Широта взглядов, образованность, смелость в отстаивании своего мнения

студентов в инструментальных ценностях специалиста туристской индустрии мы опираемся на следующие организационно-педагогические средства: сквозную программу практики, выездные практические занятия, график учебного процесса. Предлагаемые организационно-педагогические средства выступают элементами непрерывной профессионально-практической подготовки специалистов туристской индустрии в условиях региона:

— сквозная программа практики, включающую в себя описание содержательной части факультативов и практик, методических рекомендаций по написанию отчета и оформлению необходимой документации;

— выездные практические занятия по дисциплинам, входящим в учебный план, сочетающие в себе познавательный, практический, организационный, профессионально-мотивационный компоненты;

— ориентированность графика учебного процесса

на возможность проведения выездных практических занятий.

В нашем исследовании, при моделировании процесса ориентации студентов в инструментальных ценностях специалиста туристской индустрии мы опирались на мотивационно-деятельностный подход.

Мотивационно-деятельностный подход обусловлен культурно-исторической концепцией развития психики и личности Л.С. Выготского и теорией деятельности А.Н. Леонтьева, обстоятельную разработку которого мы определяем в трудах П.М. Якобсона, А.Г. Асмолова, М. Ш. Магомед-Эминова [11 — 15].

Мотивационно-деятельностный подход непосредственно связан с направленностью личности на профессиональные ценности. Сама направленность личности всегда мотивирована и реализуется в конкретной деятельности. Саму систему ориентации студентов на ценности профессиональной деятельности можно представить следующим образом (табл.1).

Практика управления профессионально-практической подготовкой студентов показывает, что важно смоделировать содержательно-функциональную сторону мотивационно-потребностной сферы личности.

Анализ практики и научных исследований показывает, что в работе со студентами необходимо определить уровень развития мотивационно-потреб-ностной сферы личности. В педагогике выделяются три уровня:

— установочный (начальный уровень);

— конкретизация мотивов (установка на конкретное действие);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— мотив достижения (результат деятельности).

На установочном уровне происходит актуализация

мотивации, ориентация в ценностях, создаются условия для реализации намерений, формируется цель и план деятельности.

На уровне конкретизации мотивов принимается решение о выполнении конкретных намерений, осуществляются конкретные действия по их реализации.

На уровне мотивации достижения завершаются операции по достижению поставленной цели, анализируются результаты деятельности.

Предлагаемая система ориентации студентов на инструментальные ценности специалистов туристской индустрии позволяет сократить адаптационный период молодых специалистов к условиям профессионально-практической деятельности. Моделирование профессионально-практической подготовки студентов основано на: а) требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; б) этапно-содержательном подходе; в) функционально-практической модели, базирующейся на прогнозе и анализе сферы трудовой деятельности будущего специалиста. Исходя из учебных планов и образовательных программ, на низших ступенях обучения в высшей школе студент овладевает практическими навыками и умениями начальной и средней профессиональной подготовки, что существенно влияет на качество подготовки специалиста высшей квалификации. На высших ступенях обучения (старшие курсы) система ориентации студентов на инструментальные ценности специалистов туристской индустрии позволяет сформировать навыки и умения управленческого и профессионального характера. Разработанные нами элементы непрерывной профессионально-практической подготовки позволяют реализовать идею педагогики сотрудничества

как системообразующей составляющей отношений студентов и преподавателей, осуществляемых в их согласованной деятельности, направленной на всестороннее совершенствование личности в духе принципов гуманизма.

Разработанная система ориентации студентов на инструментальные ценности специалистов туристской индустрии позволяет дополнить содержательный аспект обучения, упорядочить правовые отношения между субъектами профессионально-практической подготовки, обеспечивает быстрое вхождение выпускников в рыночные отношения, позволяет развить сеть дополнительных образовательных услуг по направлению ведущей профессиональной деятельности выпускника и т.п.

Библиографический список

1. Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С.И.Архангельский. — М. : ВШ, 1976. - 200 с.

2. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г.Афанасьев. — М. : ИПЛ, 1981. — 432 с.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С.Гершунский. — М. : Совершенство, 1998. — 608 с.

4. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания/ Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов. — М. : Изд-во МГУ, 1965. — 179 с.

5. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности ; под ред. В.В.Давыдова. — Уфа : БГПИ, 1990. — 172 с.

6. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе / Ю.А. Конаржевский. — Челябинск : ЧГПИ, 1986. — 135 с.

7. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Н.В.Кузьмина. — Л. : ЛГУ, 1980. — 223 с.

8. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н. Шибанова. — М. : Академия, 2002. — 383 с.

9. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики ; под ред.Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. — М. : Издательский дом «Восток», 2003. — С.118, 119, 174

10. Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом / В.Г. Афанасьев. — М. : ИПЛ, 1975. — 408 с.

11. Выготский, Л.С. Мышление и речь/Л.С.Выготский. — М. : Соцэкгиз, 1934. —324 с.

12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.

13. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон; Изб. психол. труды. — М.: Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.

14. Асмолов, А.Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа / А.Г.Асмолов. — М. : МГУ, 1990. — 367 с.

15. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием/ И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. — М. : МГУ, 1991. — 144 с.

ФРЕЙНКИНА Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры туризма и социально-культурного сервиса.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.02.2008 г.

© Фрейнкина И.А.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.