необходимы) ЩШШ (видеть)Ш.Ш^шШ о
6) Мне нужно время, чтобы собрать чемоданы.
7) Ребёнку нужна ложка, чтобы есть мороженое.
шттшътъ'шш о
8) Растению необходим свет, чтобы расти.
Таким образом, материал, изложенный выше, позволил нам прийти к некоторым выводам.
Выводы:
1. Сопоставительное описание языков, с одной стороны, открывает возможности для формирования представлений о строе интересующего языка, с другой, - создает предпосылки для более продуктивного освоения выбранного языка носителями другого языка.
2. Анализ сложноподчиненных предложений (СПП), выражающих целевые отношения в русском и китайском языках, позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемые структуры в обоих языках распадаются на две группы: 1) предложения, в которых субъект главной части сложноподчиненного предложения предпринимает какие-то определенные, вполне осознанные действия для достижения той или
иной цели: Он продал квартиру, чтобы открыть свою фирму. - MÄff^BMÄ^;
2) предложения, в главной части которых дается оценка ситуации с точки зрения условий, необходимых для достижения определенной цели или делающих возможной её реализацию. В китайском языке такая оценка осуществляется с позиции необходимости, возможности или желательности.
3. СПП, в чью структуру входят модальные слова для выражения целевых отношений, не должны вызвать трудностей у китайской аудитории, так как в их структуре мы находим эквиваленты, явно передающие целевые значения в обоих языках.
Литература:
1. Вагнер, В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа [Текст]: Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов. Части речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Филология» / В.Н. Вагнер. - М.: Владос, 2001. - 384 с. - (Учеб. пособие для вузов).
2. Клюева, В.Н. Об основах сопоставительной методики [Текст]: русский язык для студентов-иностранцев / В.Н. Клюева. - М., 1960.
3. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. М.-Л.: АН СССР, 1945. - 196 с.
4. Моисеенко О.А., Петрова Л.Г. Учитесь выражать цель в русском языке. Практико-ориентированный модуль по русскому языку для самостоятельной работы иностранных студентов. Белгород, 2008. - Белгород, 2008. - 155 с.
5. Мордас С.Б. Формирование грамматико-коммуникативной компетенции «вторичной» языковой личности франкоговорящих иностранных студентов при изучении предложно-падежных конструкций с пространственным значением [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02 / С.Б. Мордас; Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2004. - 19 с.
6. Петрова Л.Г. Модульный подход к обучению иностранных студентов грамматической стороне речи [Текст] / Л.Г. Петрова, О.А. Моисеенко. - Белгород, 2008. - 176 с.
7. Реформатский, А.А. О сопоставительном методе [Текст] / А.А. Реформатский // Реформатский, А.А. Лингвистика и поэтика. - М., 1987. - С. 40-52.
8. Чжао Юньпин. Сопоставительная грамматика русского и китайского языков [Текст] М.: Прогресс, 2003. - 460 с.
Педагогика
УДК:378.2
бакалавр Петрова Юлия Павловна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования логопсихологических особенностей детей с расстройством аутистического спектра, а так же предлагается программа логопсихологического сопровождения этих детей. В исследовании приняли участие 23 ребенка старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и 23 ребенка старшего дошкольного возраста контрольной группы с нормой развития.
Ключевые слова: логопсихологическое сопровождение, дети с расстройством аутистического спектра, методики, логопсихологическая программа.
Annоtation. This article presents the results of an experimental study of logopsychological features of children with autism spectrum disorder, as well as a program of logopsychological support of these children. The study involved 23 children of senior preschool age with autism spectrum disorders and 23 children of senior preschool age of the control group with the norm of development.
Keywords: logopedicheskie support, children with autism spectrum disorder, methods, logopsychology program.
Введение. В настоящее время дети с аутизмом встречаются достаточно часто. Данная проблема волнует многих родителей. От неизвестности, как помочь своему ребенку, они обращаются к различным специалистам. И бывает, для того чтобы поставить диагноз, проходят годы, которые можно было бы направить на коррекцию развития ребенка. Так как данное заболевание является не редким, зачастую родителям приходится самостоятельно вести борьбу за жизнь ребенка. Такая ситуация возникает в связи с тем, что логопсихологическое сопровождение недостаточно развито в полной мере. Количество детей с
расстройством эмоционально - аффективной сферы увеличивается, так же среди них и дети с выраженной патологией. Именно дети с расстройством аутистического спектра являются самыми неорганизованными и уязвимыми в процессе коррекционной работы. Логопсихологическое сопровождение необходимо аутичному ребенку на всем протяжении дошкольного возраста. В настоящее время создано много специальных центров, которые направляют свою работу в данном направлении. Под данным сопровождением подразумевается ведение ребенка специалистами, которые решают индивидуальные проблемы, связанные с психическим и физическим здоровьем. Также подбирается форма работы, приемы и методы коррекции, как в медицинской, так и в психолого-педагогической коррекции. В данный момент очень много существует различных центров, которые обеспечивают логопсихологическое сопровождение детей, но необходимость грамотно выстроить программу и провести ребенка от постановки диагноза до школьного возраста - трудная задача. Поэтому необходимо как можно ближе подойти к вопросу сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в этом направление. Родители не всегда грамотно подходят к своему ребенку и могут только ухудшить и так нарушенную психику ребенка. Зачастую могут усугубить процесс развития, в силу незнания того, как организовать домашний досуг со своим ребенком. Именно поэтому необходимо логопсихологическое сопровождение в полной мере.
Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования явилось теоретически и экспериментально изучить логопсихологические особенности дошкольников с РАС, на основе полученных результатов построить, провести и оценить эффективность программы логопсихологического сопровождения дошкольников с РАС.
В исследовании принимали участия 23 ребенка старшего дошкольного возраста экспериментальной группы с расстройствами аутистического спектра и 23 ребенка старшего дошкольного возраста контрольной группы с нормой развития из МАДОУ «Детский сад №114».
Экспериментальное исследование проводилось в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в центре длительной реабилитации детей «Добрый сад» ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России.
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики: методика оценки эмоционального состояния дошкольника «Цветовой тест» М. Люшера, «Сюжетные картинки» Дермановой И.Б. (обработка Р.Р. Калининой), Психолингвистический метод исследования речи детей (Л.В. Яссман), «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».
Обратимся к результатам экспериментального исследования.
Методика оценки эмоционального состояния дошкольника «Цветовой тест» М.Люшера. Качественный анализ позволяет отметить, что в основном преобладает группа, получившая 3 балла за выполненное задание. Об этом можно сказать, что в основном использовали яркие цвета и на первые позиции дети выбирали красный и зеленый цвет. Это символизирует, о том, что дети выбирали более предпочитаемые цвета. Серый и коричневый цвет смещали в середину. Таким образом, нейтральные и негативные цвета убирали в конец. Дети, положившие на первый план яркие цвета, характеризуют себя, как с удовлетворительным эмоциональным состоянием. Дети, получившие 4 балла в качестве результата, остаются на последних позициях. Детки выложили на передний план синий, желтый и фиолетовый цвета. А черный, серый и коричневые, т.е. темные цвета - в конец ряда. О них можно сказать, что дети имеют благоприятное эмоциональное состояние. Так же есть дети, получившие 2 балла - это 7 человек. На первый план в середину они выставили - черный цвет, а завершили ряд - синим, желтым и фиолетовым цветом. Детям, которые выбрали данные позиции, необходима помощь психолога или педагога, т.к. у них неудовлетворительное эмоциональное состояние. Не обошлось и без внимания группа детей, которые получили по 1 баллу. Черный и серый цвет выставлен на передний план. Некоторые из них разбрасывали карточки, кто - то совершенно не желал выполнять задание. Таких детей можно охарактеризовать, как кризисное состояние и требуется помощь врачей. Результаты контрольной группы показывают положительный результат. Основной результат это 3 и 4 балла. В целом можно сказать, что у детей благоприятное эмоциональное состояние. Негативные цвета были убраны в конец, так как символизирует отрицательные эмоции и злость. Именно так объясняли свой выбор.
Методика «Сюжетные картинки» Дермановой И.Б. (обработка Р.Р. Калининой). Самая высокая группа, получившая 1 балл. Это свидетельствует о том, что ребенок правильно раскладывает картинки, но объяснить их смысл не может. Мыслительно ребенок понимает, что хорошо, а что плохо. Но связать это в грамотное предложение и подобрать необходимые слова не поддается. Их эмоциональные реакции неадекватны. Затем следует группа, которая получила 3 балла и 0 баллов. Они равны и занимают 24% в каждой группе. Те дети, которые получили 2 балла могут разложить верно картинки, так же обосновывают свои действия, объясняя почему поступки хорошие и почему они плохие. У таких детей эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Так же наравне с этой группой идут детки, получившие 0 баллов. Эти дети неверно разложили картинки, некоторые просто их перекладывали из стороны в сторону, раскладывали одновременно в одну стопку и положительные и отрицательные картинки. В данном случае можно сказать, что эмоциональные реакции неадекватные или отсутствуют. И последняя группа - это дети, получившие 3 балла - это 6 детей. Дети обосновали свой выбор, называли, что является хорошо и почему, а что является плохо. Эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике и активной жестикуляции. В контрольной группе с заданием справились на 2 и 3 балла. Это в целом говорит о том, что дети могли правильно разложить картинки, смогли обосновать свои действия. Что касается группы, которая получила 3 балла, то их можно охарактеризовать как, то что эмоциональные реакции адекватны, яркие, проявляются открыто в мимике, активно используют жестикуляцию.
По результатам «психолингвистического метода исследования речи детей» (Л. В. Яссман), качественно оценивая результаты методики, можно сказать, что ярче всех выражена группа, которая отвечала из набора слов. Таким образом, можно сказать, что у детей данной группы уже присутствуют нарушения на этапе ориентировки в условиях коммуникации. Последующие группы не ярко выражены, но также имеют определённое количество детей в каждой шкале. Меньше всех занял процент детей, которые отказались выполнять задания. 3 ребенка, которые не желали выполнять задания, проявляли стойкий негативизм и отталкивали от себя картинки. О них можно сказать, что у них нарушение этапа речевого намерения. Дети так же не понимали суть задания, возможно в связи с этим отказывались выполнять задания. Далее так же 12% детей заняли место в передачи смысла. Предложение составлено, верно, так же было отображён смысл
построенного. Но на момент воспроизведения речи, были слышны грубые аграмматизмы и недоразвитие лексической стороны речи, что свидетельствует о нарушение этапа реализации программы. И последняя группа - это 16% детей которые составили верно предложение, все этапы речевой деятельности практически в норме и протекают как положено. Указывает на сформированную речевую компетентность ребенка и находится с общим интеллектуальным развитием, соответствующем норме. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», была направлена на изучение понимания эмоциональных состояний людей, которые были изображены на раздаточном материале. Так как было предложено две вариации серии, необходимо было ответить на вопросы. Как мы видим после проведенных серий, правильные ответы больше дает контрольная группа. В 1 серии на вопросы правильно ответили 62%, а в экспериментальной группе 38%. Вопросы первой серии сформулированы проще, поэтому экспериментальная группа справилась на 14% лучше с 1 серией, чем со второй. Это говорит о том, что вопросы были более доступны и понятны для детей. Они содержали в себе вопросы именительного падежа, а так же вопрос - действие. Передать чувства на картинке детям удавалось с трудом. В основном они использовали только 1-2 слова, которым характеризовали изображение. Описать картинку не удавалось, только при использовании наводящих вопросов. Контрольная группа справилась намного лучше с 1 серией картинок. На вопросы отвечали кратко, но ответы были верны. Так же описание картинки было трудно для детей данной группы. По 2 серии можно отметить, что меньшее количество детей экспериментальной группы дали правильные ответы. Так как серия уже включала вопросы в основном вопроса дополнительного характера, дети не всегда понимали смысл. Поэтому давали ответы бездумно, называли то, что видели, так же давали счет картинкам, или воспринимали вопрос «Как?» наравне с вопросом «Что?». На вопрос «Как ты догадался?», ответ дети дать не могли. При детальном разборе вопроса, они не могли связно и грамотно составить ответ, и в основном использовали слова «просто», «ну вот так», «я не знаю». В то время как контрольная группа на 76% справилась с заданием, и основные трудности заключались только в составление ответа на вопрос «Как ты догадался?». Частый ответ был «Я подумал», «Мне так кажется», но дальнейшее рассуждения вводили ребенка в тупик.
И в заключении, отмечаем результаты методики «Оценка особенностей поведения ребёнка 6 - 7 лет: анкета для родителей». Проанализировав ответы родителей, можно отметить, что ответы разделились практически поровну между тремя группами. Преобладает у нас группа, которая занимает 11 - 20 баллов -это 40% родителей, т.е. 10 человек. Они вошли в данную группу, так как в основном дали ответы содержание 1 и 2 балла. О таких родителях можно сказать, что скорее всего трудности в воспитании ребенка связаны с кризисом развития, так же необходимо пересмотреть отношение к ребенку и проанализировать систему требований. Иначе негативные симптомы характера ребенка могут проявиться в стойкую форму. Далее 6 - 10 баллов разделили 32% родителя - это 8 человек. Такой балл можно охарактеризовать, как то, что негативные реакции являются проявлением, скорее всего, индивидуальных особенностей. А также является результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. И последняя группа - это родители, которые разделили 0 - 5 баллов. 28% родителей - 7 человек, характеризуется по результатам так, что их ребенок по возрасту слишком спокоен, к нему необходимо внимательно приглядываться. Так как он, возможно, отстает от развития своих сверстников. Про родителей контрольной группы можно сказать, что они не считают своего ребенка отстающим от сверстников в развитии. 56% склонны к тому, что особенности поведения их детей связано с проявлением индивидуальных особенностей, но никак не правильное воспитание. И 44% родителей показали результат, который характеризуется кризисом развития. Необходимо пересматривать отношение к ребенку и менять систему требований. Так как негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми и в дальнейшем не поддадутся изменениям.
С учетом полученных результатов была составлена логопсихологическая программа, в которой выделяются основные этапы:
1. организационно - методический этап: составление тематики, подготовка дидактического материала и игр для проведения занятий.
2. коррекционно - развивающий этап: работа по программе с дошкольниками с РАС.
3. заключительный этап (диагностический): проведение контрольного эксперимента, после проведенной логопсихологической программы.
Программа предполагает 18 занятий. Одно занятие рассчитано на 30 минут. Частота проведения - три раза в неделю. Время проведения - первая половина дня (10.00-10.30). После проведенных занятий, мы организовали контрольное исследование, для того чтобы определить изменения в поведении и настроении участников группы, отметить динамику в личностном развитии, и таким образом оценить работу по коррекционной программе. Методы обследования соответствовали методам констатирующего эксперимента.
Результаты контрольного исследования показали положительную динамику в коррекции логопсихологических особенностей дошкольников с РАС.
Выводы. После проведенного исследования можно отметить, что у дошкольников с РАС заметное отставание в речевом развитие и эмоциональной сфере.
1) В первом задании следует отметить, что первоначальные трудности возникли во время объяснения задания. Для этого потребовалось больше времени, чем на выполнении. Выбор цветов больше похож на неосмысленный выбор, а хаотичный. Но получив данные, большой процент показал именно группа, получившая 3 балла. Они выбирали цвета ярче, которые бросаются в глаза своим окрасом.
2) Проанализировав результаты второй методики, экспериментальная группа справлялась с правильным разложением картинок, но не могли связно описать, что на них происходит. Небольшая группа детей могла объяснить смысл, передаваемый на картинки, но очень поверхностно и нераспространенными предложениями. Не справились с заданием 24% детей, дошкольники неверно раскладывали рисунки, использовали одну сторону для отбора картинок. Размещали вместе и положительные и отрицательные изображения с ситуациями. Стоит отметить, что в момент предлагаемой помощи дети с РАС начинали проявлять агрессию, выбрасывать картинки и начиналось ненормативное поведение. Больше всего дети с РАС получили 1 балл, таким образом, это составило 32%. Дети понимали инструкцию, верно раскладывали картинки, отбор был анализированным, но попытки объяснить свои действия были неудовлетворительными. Связать предложение не удавалось, помощь с наводящими вопросами больше вводила ребенка в ступор и замешательство. Некоторые дети после наводящих вопросов, желали переложить картинки в другую сторону,
поменять их местами. Это говорит о том, что они не могут проанализировать до конца свой выбор и сформулировать свой выбор. Они не уверены в своем решение и ждут помощи от взрослого.
3) Третье задание оказалось самое трудное для выполнения, так как заключало в себе еще несколько вариаций. Так как методика направлена на исследование грамматического строя и анализа речепроизводства в целом, несформированная речь и грамматический строй давали отпечатки друг на друга. Отмечается, что у детей в целом страдает грамматический строй речи, а составлять распространенные предложения так же было не всем доступно. Но 16% детей с РАС справились с заданием, и составляли верно предложения. Они сохраняли последовательность, практически верно оформили предложение со стороны грамматики. Так же стоит отметить в качестве положительной оценки, дети с нормой контрольной группы справились верно, с заданием и процент их составил 20. Ответ из набранных слов и отказ в выполнении так же присутствует. Дети, которые отвечали набором слов, с самого начала не могли понять задание, и концентрировали внимание. 12% дошкольников с РАС отказались выполнять задание, они молчали, отдавали картинки обратно или выкидывали их со стола, несколько детей вставали из - за стола.
4) Четвертая методика была направлена на изучение понимания эмоциональных состояний людей, которые были изображены на раздаточном материале. Так как было предложено две вариации серии, необходимо было ответить на вопросы. Детки трудно справлялись с пониманием вопросов, а так же с различением эмоций на картинке. Определяли только яркие, но обозначали их одним словом. В случае если ребенок не мог подобрать нужное слово, он старался просто показать эмоцию на своем лице.
5) Задание было направлено для родителей, с целью оценить особенности поведения своего ребенка. Результаты показались неоднозначными, и распределились между несколькими баллами. В целом родители адекватно оценивают состояние своего ребенка. И на вопросы анкетирования отвечали достоверно.
В целом можно отметить, что взаимодействие со сверстниками затруднено. Понимание речи не сформировано, грамматический строй речи отстает от нормы, лексический строй речи так же по сравнению с нормой не достигает положенных норм. Что касаемо родителей таких детей, они понимают отставание в развитии по сравнению с нормой. Родители контрольной группы больше предпочитают склониться к тому, что их поведение связанно с индивидуальными особенностями, а не с неправильным воспитанием.
Литература:
1. Лютова Е.В., Монина Г.Д. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Издательства: Речь, Сфера, 2009. - 250 с.
2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003.
3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004
Педагогика
УДК 371.1
кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольника средствами музыкально-творческой деятельности. Учтено, что музыкально-творческая деятельность обеспечивает наиболее благоприятные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольников, получения практических знаний эстетико-культурного плана.
Объясняется, что именно в дошкольном возрасте наблюдается возрастающая потребностью детей в приобретении эстетического опыта, и в этот момент очень важными становятся действия педагогов, которые способны осуществлять музыкальное воспитание детей.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, воспитание эмоциональной отзывчивости дошкольника, музыкально-творческая деятельность.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of education of emotional responsiveness of preschool children by means of musical and creative activity. It is taken into account that musical and creative activity provides the most favorable conditions for the education of emotional responsiveness of preschoolers, obtaining practical knowledge of the aesthetic and cultural plan.
It is explained that it is in preschool age that there is an increasing need for children to acquire aesthetic experience, and at this point the actions of teachers who are able to carry out musical education of children become very important.
Keywords: emotional responsiveness, education of emotional responsiveness of preschool children, musical and creative activity.
Введение. Востребованность воспитания отзывчивости дошкольника обнаруживается в современных изменяющихся социокультурных условиях. Обращение к музыкально-творческой деятельности позволяет реализовать идею о том, что по сути своей человек (дошкольник) - это активный субъект, который способен не только познавать окружающий мир, но и научиться находить свое место в этом мире.
В отношении к дошкольнику это означает: необходимо определить направленность и смыслы современного воспитания подрастающего поколения. Конечно же, возникает много вопросов, в том числе понимание того, что уже ребенок находится в поиске путей в мир конкретных социальных связей, которые отражают связи со взрослыми, сверстниками и другими людьми.
Здесь уже можно говорить о возникающих контактах ребенка в социокультурном (по сути воспитательном) пространстве, при этом происходит принятие (или непринятие) ребенком социокультурных достижений общества, тем самым обеспечивается так называемое его вхождение в социум.
Изложение основного материала статьи. Следует отметить важность действий педагогов, которые способны осуществлять музыкальное воспитание детей в целях того, чтобы произошло становление