МИЗОНОВА О. В., ТЕПАЕВА Э. А.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматривается влияние компьютерных технологий на формирование и развитие личности в подростковом возрасте. Обосновывается утверждение о существовании взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации подростков. В частности, для подростков с высоким уровнем интернет-зависимости характерным является сниженный уровень адаптации, самопринятия, интернальности, а также стремление к доминированию и эскапизму.
Ключевые слова: интернет-зависимость, расстройства привычек и влечения, социальная адаптация, зависимый тип личности, подростковый возраст, автономность.
MIZONOVA O. V., TEPAEVА E. A.
INTERNET ADDICTION AND SOCIAL ADAPTATION OF TEENAGERS: AN EXPERIMENTAL STUDY
Abstract. The article considers the impact of modern information technologies on the formation and development of personality features in adolescence. The authors prove the statement about the correlation of Internet addiction and social adaptation of adolescents. Particularly, the adolescents with a high level of Internet addiction are characterized by a reduced level of adaptation, self-acceptance, internality as well as the desire for domination and escapism.
Keywords: Internet addiction, disorders of habits and drives, social adaptation, dependent personality, adolescence, autonomy.
Одним из ярких событий XX века считается появление компьютерной техники. В этой связи огромное влияние на современное общество оказывают потоки новой информации, применение компьютерных технологий, а также широкое распространение компьютерных игр [2]. В результате, наблюдаются новые виды зависимого поведения, проявляющиеся в уходе в виртуальную реальность, пристрастии к сотовым телефонам [1]. Интернет-зависимость как одно из проявлений зависимости в настоящее время приобретает черты социальной болезни, которая охватывает как младший, так и подростковый и юношеский возраста.
Для исследования особенностей взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации подростков было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование, в котором использованы следующие психодиагностические методики: диагностика киберкоммуникативной зависимости А. В. Тончева, способ скрининговой диагностики
компьютерной зависимости разработанный Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Диагностика киберкоммуникативной зависимости А. В. Тончева оценивает степень выраженности различных аспектов коммуникативной зависимости. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот позволяет установить уровень выраженности кибер-аддикции, а также и интернет-аддикции. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда осуществляет оценку актуального уровня выраженности социально-психологической адаптации и связанных с адаптацией отдельных черт личности.
В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте от 14 до 15 лет, мужского и женского пола. В ходе исследования было определено, что высокий уровень выраженности киберкоммуникативной зависимости диагностируется у 25% подростков, которые принимали участие в эмпирическом исследовании. Можно заключить, что использование ими социальных сетей и сети Интернет оказывает серьезное негативное влияние на их жизнь и деятельность, препятствуя адекватной реализации собственных возможностей, а также выступая как существенный фактор дезадаптации.
Средний уровень выраженности показателей киберкоммуникативной зависимости выявлен у 60% участников исследования. Можно говорить о том, что сеть Интернет и социальные сети в целом оказывают определенного рода влияние на жизнь и деятельность этих подростков. В отдельных ситуациях новые информационные технологии могут быть источником определенного рода неприятностей. Вместе с тем, в большинстве своем, уровень их влияния недостаточно высокий, чтобы кардинально менять жизнь и деятельность подростков.
Низкий уровень выраженности киберкоммуникативной зависимости диагностируется у шести подростков (15%). Можно говорить о том, что социальные сети и общение в сети Интернет не оказывают существенного влияния на этих подростков.
Таким образом, результаты исследования киберкоммуникативной зависимости показывают, что в целом в выборке исследования диагностируется выраженная тенденция к формированию киберкоммуникативной зависимости у подростков - большинство участников исследования имеют преимущественно средний уровень выраженности данной тенденции, тогда как у отдельных подростков характер зависимости носит патологический характер, существенным образом оказывая влияние на их жизнь.
Результаты диагностики компьютерной зависимости по методике Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот позволяют сделать следующие выводы: 40% подростков-участников исследования диагностирует отсутствие компьютерной зависимости. Можно говорить о том,
что риск интернет-зависимости у данных подростков минимальный. У 35% участников исследования диагностируется формирование зависимости, что характеризуется выраженным интересом подростков к Интернету. Они проводят в нем достаточно много времени. Вместе с тем, своевременная реабилитационная деятельность способствует предупреждению дезадаптационных тенденций.
Первая стадия зависимости сформирована у 25% участников исследования. Можно говорить о том, что зависимость от сети Интернет и досуга в ней оказывает существенное влияние на поведение подростков, определяя их активность. Следовательно, данные подростки требуют особого внимания в плане осуществления реабилитационной деятельности [3]. У большинства участников исследования диагностируется низкий или средний (адаптивный) уровень сформированности компьютерной зависимости. Вместе с тем, у 25% участников исследования выявлены выраженные патологические тенденции [4].
Результаты диагностики с использованием опросника Роджерса-Даймонда свидетельствуют о том, что в качестве типичных тенденций для подростков является преимущественно средний уровень социально-психологической адаптации (68,2 %). Выявлен средний уровень самопринятия (55%), принятия других (48,1%), средний уровень эмоциональной комфортности (52,9%), интернальности (51,9%), стремления к доминированию (53,8%), а также адаптивный уровень эскапизма (49,3%).
В ходе корреляционного анализа было показано, что существует взаимосвязь между показателями интернет-зависимости и показателями социальной адаптации у подростков. В частности, у подростков, имеющих высокий уровень интернет-зависимости, включая также зависимость от социальных сетей, диагностируются дезадаптационные тенденции, которые будут выражаться в общем сниженном уровне социально-психологической адаптации, в более низком уровне самопринятия, более выраженной экстернальностью, а также тенденцией к эксапизму, что выражается в уходе от реальных проблем в мир виртуальный.
Обобщая результаты диагностики, можно говорить о том, что большинство подростков характеризуются достаточным уровнем адаптированности к социальной ситуации, к совместной деятельности и общению, способны достаточно эффективно взаимодействовать с другими людьми, а также в целом имеют адекватный уровень социализированности. Подростки характеризуются адекватным уровнем принятия себя - они знают свои достоинства и недостатки, а также принимают их. Имеют достаточно адекватный уровень самооценки и сформированную рефлексию. С другой стороны, подростки проявляют недостаточно высокий уровень терпимости к другим людям, предъявляют к ним достаточно высокие требования. Отмечается, что в среднем по выборке исследования у
подростков диагностируется средний уровень эмоциональной комфортности, что позволяет говорить о том, что подростки характеризуются адекватным уровнем проявления тревожности, имея адекватный эмоциональный фон. В поведении и деятельности они ориентируются преимущественно на собственные интересы, цели и установки, в отдельных ситуациях, вместе с тем, способны действовать под влиянием внешних обстоятельств.
Учитывая результаты исследования особенностей выраженности стремления к доминированию у подростков, можно заключить, что в целом для участников исследования характерным является преимущественно средний уровень выраженности данной тенденции. В отдельных ситуациях подростки будут склонны проявлять выраженное стремление к проявлению доминирования, тогда как в других ни могут занимать ведомую позицию. Также можно говорить о том, что в среднем по выборке диагностируется средний (адаптивный) уровень выраженности тенденции к уходу от проблем.
На основании результатов эмпирического исследования можно заключить, что существуют специфические особенности в проявления интернет-зависимости и социальной адаптации у подростков. Причем диагностируется преимущественно средний уровень выраженности зависимости от сети Интернет. Показано, что у отдельных подростков проявляется повышенный уровень выраженной к данной тенденции. В качестве выраженных аспектов социальной адаптации у подростков выступает тенденции к проявлению среднего уровня самопринятия, принятия других, эмоциональной комфортности, интернальности, а также стремления к домнированию. В данном исследовании диагностируется средний уровень выраженности эскапизма, а также преимущественно средний уровень социально-психологической адаптации. Интернет дает возможность подростку представить себя другим - таким, каким ему хотелось бы быть, а реальность становится изменчивой, податливой, послушной.
Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о том, что существует необходимость в целенаправленной формирующей деятельности, направленной на предупреждение и коррекцию интернет-зависимости, так как полученные в рамках исследования данные убедительно доказывают негативный характер влияния интернет-зависимости. Данная зависимость оказывает непосредственное влияние на характер жизни и деятельности подростков, оказывая тотальное влияние на сферы их активности.
В качестве важного фактора предупреждения формирования зависимости от социальных сетей выступает осуществление целенаправленной профилактической деятельности, направленной на предупреждение разного рода аддикций, связанных с социальными сетями и Интернетом в целом. К сожалению, в настоящее время отсутствуют программы профилактики зависимости от социальных сетей ввиду недостаточной
проработанности данной проблемы, а также ввиду сравнительно небольшой истории существования данного феномена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. Б. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия // Психология и философия. - 2010. - № 5. - С. 108-111.
2. Вебер К. С., Пименова А. А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник ТГУ. - 2014. - Т.19, Вып.2. - С. 634-635.
3. Тагинцева Т. Е. Влияние социальных сетей на человека // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 10. - С. 129-130.
4. Янг К. С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. -С. 24-29.