ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
001: 10.25588/С8Ри.2018.40..5..019
УДК 159.9(045) ББК 88.4
М. А. Кечина1, Т. А. Белова2, Н. А. Вдовина3, Т. В. Савинова4
1ORCID № 0000-0002-5049-5932, &
' о.
(\1
старший преподаватель кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация.
3ORCID № 0000-0002-2702-9685, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск,
Российская Федерация. E-mail:natalex-15@yandex. т
о
№
а
E-mail: [email protected] д
а
^
о
^
о
№
2ORCID № 0000-0002-0578-3476, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский С
государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск,
Российская Федерация. E-mail: tabelova 79@yandex. ru
о §
о
^ о
№ р
о
§
а *
S
к *
л
з а
№ к с
о о
с
4ORCID № 0000-0003-1578-3274, к
о
о о
-к
к
§
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск,
Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ №
К ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ № В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ §
s
Аннотация g
о
Введенке. Данная статья посвящена проблеме подготовки педагогов-психологов °
д
к организации профилактики зависимости от социальных сетей подростков в условиях 3
о№
детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), обобщен опыт работы психологического К кружка «Познай себя» в условиях ДОЛ, приведены итоги реализации профилактической программы «Безопасный интернет», определена роль психологической службы в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления.
Матеркалы к методы. Основными методами исследования являются анализ
ж о
^ о § а р
So
психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме зависимости подростков от социальных сетей, а также диагностические методики, тестирование, методику «Опросник диагностики Интернет-зависимости» А. Жичкиной, «Определение ки-беркоммуникативной зависимости» А. В. Тончевой, опросник «Определение состояния фрустрации» В. В. Бойко, методы статистической обработки данных.
Результаты. Проанализированы эмпирические данные исследования зависимости подростков от социальных сетей. Выявлены особенности профессиональной подготовки кадров в области профилактики зависимости от социальных сетей, доказана положительная динамика после реализации профилактической работы с подростками в условиях ДОЛ.
Обсуждение. На сегодняшний момент проблема профилактики зависимостей подростков актуальна и важна не только в стенах образовательных организаций, но и в организациях летнего досуга. Обоснована необходимость и возможность проектирования и реализации профилактических программ в системе общего образования.
Заключение. Делается вывод о том, что возможность проектирования профилактической деятельности в условиях ДОЛ является эффективной, так как подростки получают положительный опыт реального межличностного взаимодействия, а работа педагога-психолога поможет преодолеть возникающие трудности.
Благодарности. Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию № 16-491 от 07.06.2018 г. (ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме «Психолого-педагогические условия профилактики зависимости студентов вуза от социальных сетей».
Ключевые слова: психологическая профилактика, студент вуза, производствен-
§ ная педагогическая практика, зависимость от социальных сетей, виртуальное простран-ж
| ство, летний лагерь.
Ч Основные положения:
^ - определены психологические особенности подростков, склонных к зависимо-
го
§ сти от интернет-сети;
«о
¡^ - приведены результаты спроектированной и реализованной профилактической
^ программы для подростков посредством работ психологического кружка в условиях * ДОЛ;
«о
§ - выявлена роль подготовки педагогов-психологов к организации профилактики
^
а ж
а у
зависимости от социальных сетей в условиях детского оздоровительного лагеря
1. Введение (Introduction) нальной подготовки кадров для ра-В настоящее время совер- боты в качестве воспитателей, во-шенствуется система профессио- жатых, аниматоров в организациях
отдыха детей и их оздоровления. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью совершенствования подготовки во-жатских кадров в Российской Федерации и создания воспитываю-щее-развивающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления. Особый интерес связан с психологической подготовкой вожат-ских кадров в системе детского летнего оздоровления, так как, работая с детьми, воспитатели и вожатые сталкиваются с множество проблем психологического характера: низкий уровень коммуникативности, активности в творческих и спортивных мероприятиях, агрессивное поведение, мотивированное совершение краж и т. д. Прослеживается тенденция увеличения роли в этих проблемах чрезмерного присутствия в жизни детей социальных сетей. В настоящее время существует вопрос профилактики интернет-зависимости подрастающего поколения, в частности, зависимости от социальных сетей.
Проблема взаимодействия детей и подростков с компьютерами, планшетами, гаджетами рассматривается различными учеными. Отечественный исследова-
тель А. Е. Войскунский рассматривает существующие проблемы интернет-зависимости, с точки зрения нарушения поведенческих форм зависимостей [1]. Ученый М. С. Иванов в своих работах описывал влияние ролевых компьютерных игр на формирование зависимости личности от компьютера [2]. Зарубежный ученый К. Янг занимался исследованием признаков интернет-аддикции в ее развитии, а именно психологические симптомы, ее стадийность, выделял психологические особенности интернет- зависимой личности [3]. Ряд других зарубежных ученых (W. Chen [4], R. I. M. Dunbar [5], K. Hampton [6], K. Subrahmanyama [7], E. C.Weinstein [8], H. S.White [9]) придавали огромное значение развитию коммуникативной сферы личности, медиаграмотности.
В детском оздоровительном лагере подросток развивает умение находиться среди людей и быть самим собой [10]. Кроме того, в детских оздоровительных лагерях существует положительная тенденция, проявляющаяся в развитии психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях ДОЛ [15], которое помогает подростку раскрыться и эффективно преодолеть возникающие у него труднос-
о д
г о Т о №
Ö а
л д
а
г о
г о
№ О
о §
о
г о
№ 3
о §
а *
Т
к *
л з а № к
О
о о
О
т
№ о
О о
-К
к §
о* Ж
о л
т
л Kl
№ §
о
№ к
So
№ §
л т
Ж л
о№ о
з д
о3о
о
№ к т §
о* Ж
о
г
о№ §
а
г л
3
So
а
«о
о ж
S «о
б
И5 «
Ж Ж «о
о
-"О
сц
«О
о
г§
tq «
Ж
Ж у
£ 3
ти.
Актуальным является вопрос подготовки кадров, которые планируют проявить себя в социальной и сфере образования и продемонстрировать высокие навыки психолого-педагогического сопровождения детей и подростков [11]. В большинстве случаев воспитательная практика подразумевает собой первый реальный опыт профессиональной деятельности [12], так как профессиональная деятельность вожатого позволяет студентам примерить на себя разные социальные роли (родителя, педагога, друга и др.) [14]. Для повышения результативности работы студента в летнем оздоровительном лагере подготовка к производственной педагогической практике должна осуществляться в разных формах - лекции, семинары, тренинги, занятия в инструктивно-методическом лагере [13].
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Основными методами исследования являлись анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме зависимости подростков от социальных сетей (причины и факторы, способствующие возникновению зависимости, виды профилактики, подго-
товка кадров в области профилактической аддиктологии); диагностические методики - опросник «Диагностика интернет-зависимости» А. Жичкиной, опросник «Определение киберкоммуника-тивной зависимости» А. В. Тонче-вой, опросник «Определение состояния фрустрации» В. В. Бойко, методы статистической обработки данных (ф - угловое преобразование Фишера).
3. Результаты (Results)
На факультете психологии и дефектологии МГПИ им. М. Е. Ев-севьева ведется успешная подготовка кадров в области профилактики социальных девиаций детей и подростков разного возраста при освоении курса «Психологическое сопровождение летнего отдыха детей», на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Технологии», выполнении заданий психологического характера и участия в тренинговых занятиях в выездном «Инструктивно-методическом лагере», основными психотехнологиями используемыми со студентами являются метод погружения, с решением практико-ориентированных кейсов, тренинговые технологии, элементы арт-терапии и т. д. Перед педагогическими вузами стоит за-
дача проектирования и апробации модульного обучения педагогических кадров для детского оздоровительного лагеря [16]. Повышается практикоориентированность учебного процесса, прослеживается четкая его связь с будущей профессиональной деятельностью
[17]. В современном обществе от личности требуется навыки самостоятельного оценивания происходящей ситуации и эффективного решения возникающих трудностей
[18].
Таким образом, анализ источников по проблеме исследования позволяет осмыслить значение ранней профилактики зависимости социальных сетей для несовершеннолетних. Зависимость от социальных сетей понимается нами как «активное бесконтрольное использование социальных сетей, приводящее к резкому снижению психологического здоровья детей и подростков и их дальнейшей социальной дезадаптации».
Для того, чтобы предотвратить переход простого использования социальных сетей в интернет-зависимость, необходимо осуществлять психологическую профилактику. В психолого-педагогической литературе под словом «профилактика» понимается «сис-
тема мероприятий по предупреждению каких-либо негативных тенденций в развитии» либо «система мер, направленная на охрану психического и физического здоровья, улучшение психофизического состояния личности.
Отечественный ученый И. В. Бурлаков рассматривает три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную. Наше внимание сосредоточено на первичной профилактике, подразумевающей собой «повышение психологической адаптированности личности, ее межличностного взаимодействия, знакомство с признаками развития зависимости и возможными ее последствиями» [19].
Для реализации эффективных профилактических мероприятий зависимости детей и подростков от социальных сетей, необходимо рассмотреть причины ее возникновения [20; 21; 22]. Основные причины, по которым молодежь погружается в «виртуальный мир» - различного рода комплексы, низкая коммуникативная компетентность, боязнь реальных социальных контактов, чувство психологической безопасности, анонимность аккаунтов и обсуждение, комментирование в закрытых группах самых интересных, воз-
о о
о
№ *
а а
л ^
а
^
о
^
о
№
О
о §
о
^ о
а
а о
§
а *
ж *
а
з а
№ Ж О
о
о
О
3
а о
о о
-к
ж §
№ а< а
о
о
№ ж
§
Л 3
Ж
Л
^
оа о
з о
№ ж
ж о
^
оа §
а
^
¡0
а
«о
о ж
Ж «о
б
И5 «
Ж Ж «о
о
-"О
сц
«О
о
г§
tq «
Ж
Ж у
£ 3
можно «запретных» тем.
На базе ООО ДСОК «Криница» нами совместно со студентами был организован психологический кружок «Познай себя». Работа этого кружка включала в себя несколько направлений деятельности, одним из которых являлась профилактика зависимости подростков от социальных сетей. Для этого нами была разработана и реализована программа «Безопасный интернет», целью которой являлось формирование навыков информационной безопасности детей и подростков при использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Количество занятий программы -18 тренинговых занятий, по 4 часа в неделю. В экспериментальном исследовании принимало участие 22 подростка.
Структура профилактической программы включала в себя: введение в проблему (знакомство с
информацией о социальных сетях, достоинствах и недостатках); диагностический этап (исследование склонности подростков к интернет-зависимости), формирующий этап («Тренинг развития информационной культуры», «Киберу-грозы в современном информационном пространстве», тренинг «Реальная жизнь» и т. д.), заключительный этап (обсуждение эмоций и чувств, подведение итогов). После реализации программы нами был проведен контрольный этап эксперимента, содержащий повторную диагностику склонности к зависимости подростков от социальных сетей.
Для оценки результатов проведенной нами профилактической работы с подростками мы использовали методику «Опросник диагностики интернетзависимости А. Жичкиной [23]. Данные представлены в Таблице 1.
Табл. 1. Экспериментальные данные диагностики интернет-зависимости подростков до и после проведения
профилактической программы Tab. 1. Experimental data of diagnostics of internet addiction of teenagers before and after carrying out the preventive program
Шкалы
Показатели склонности к интернет-зависимости подростков1
1 Примечание: * - 1,64 (р < 0,05), ** - 2,31 (р < 0,01)
1 склонности к интернет-зависимости подростков 2 3 4
До профилактической работы После профилактической работы Величина и значимость ф- критерия
Абс. % Абс. %
Норма 8 36,3 14 63,6 1,746*
Склонны к интернет-зависимости 11 50 6 27,3 1,657*
Зависимость от интернета и социальных сетей 3 13,7 2 9,1 1,312
Результаты свидетельствуют о том, что после проведения психопрофилактической программы по шкале «норма» количество испытуемых увеличилось на 27,3 %, не имеющих проблем в связи с пребыванием в социальных сетях, подростков, склонных Интернет-зависимости уменьшилось на 22,7 %, испытуемых, имеющих зависимость от социальных сетей уменьшилось 3,9 %. Применение метода математической обработки критерия ф - угловое преобразование Фишера показал, что после проведения психопрофилактической работы в группе по показателю «норма», «склонность к Интернет-
зависимости» выявлены статистически достоверные различия на уровне р ^ 0,05. Исходя из этого, можно сделать вывод, что после реализации программы большинство подростков уменьшили количество времени присутствия в социальных сетях, более активно включались в творческие, спортивные виды деятельности.
С целью диагностики зависимости от коммуникаций в социальных сетях нами бы использован опросник «Определение киберком-муникативной зависимости» А. В. Тончевой [23]. Данные диагностики представлены в Таблице 2.
Табл. 2. Экспериментальные данные диагностики киберкоммуникативной зависимости подростков до и после проведения профилактической программы Tab. 2. Experimental diagnostics cybercommunications based on adolescents before and after preventive program
Под д
о
s о
№ а
a
е
д а о о
№
О
8
ол о
о
№ р
о
ил а
*
s и
*
е а
№ и
О о
О
s и
о
о о
-к
и
§
о* н
о*
X
л K
№ о
№ и
л е s н е о о д ор о № и
Ж о
о л а е р
So
Показатели уровней
Уровни киберкоммуникативной
киберкоммуника- ависимости подростков1 Величина и
тивной До После значимость
зависимости профилактической профилактической ф- критерия
подростков работы работы
Абс. % Абс. %
Высокий 4 18,2 2 9,1 0,123
Средний 10 45,5 15 68,2 1,667*
Низкий 8 36,3 5 22,7 0,714
Результаты проведенного нами исследования показали, что после проведения профилактической работы уменьшилось количество подростков, имеющих статус «высокий уровень киберкоммуни-кативной зависимости» на 9,1 %, имеющих статус «средний уровень киберкоммуникативной зависимости» увеличилось количество подростков на 22,7 %, увеличилось количество подростков, имеющих статус «низкий уровень киберком-муникативной зависимости» на 13,6 %. Применение метода мате-
матической обработки критерия ф -угловое преобразование Фишера показал, что после проведения психопрофилактической работы в группе по показателю «средний уровень», выявлены статистически достоверные различия на уровне р ^ 0,05.
Для определения состояния фрустрации, тревожности и беспокойства подростков нами был использован опросник «Определение состояния фрустрации» В. В. Бойко [23]. Результаты представлены в Таблице 3.
Табл. 3. Экспериментальные данные диагностики состояния фрустрации подростков до и после проведения профилактической программы Tab. 3. Experimental data of diagnostics of the state of frustration of teenagers before and after carrying out the preventive program
Степень
Показатели шкал
Величина
1 Примечание * - 1,64 (р 0,05), ** - 2,31 (р 0,01)
1 выраженности состояния фрустрации подростков 2 состояния фрустрации подростков1 3 и значимость ф- критерий
До профилактической работы После профилактической работы
Абс. % Абс. %
Отсутствие состояния фрустрации 5 22,7 5 22,7 0,000
Незначительное, но выраженное состояние фрустрации 12 54,5 14 63,6 0,134
Выраженное состояние фрустрации 5 22,7 1 13,7 0,678*
Сильно выраженное состояние фрустрации. - -
Анализ данных таблицы показывает, что после профилактической работы по шкале «незначительное, но выраженное состояние фрустрации» увеличилось количество испытуемых на 9,1 %, «выраженное состояние фрустрации» уменьшилось количество испытуемых на 9 %. Применение метода математической обработки критерия ф - угловое преобразование Фишера, что после проведения психопрофилактической работы в группе по показателю «выражен-
ное состояние фрустрации» выявлены статистически достоверные различия на уровне р < 0,05.
4. Обсуждение (Discussion)
Таким образом, проектируя профилактическое пространство, следует учитывать, что зависимость - достаточно сложная социальная проблема. В ее основе лежат психологические проблемы. После реализации нами профилактической программы значительно снизилось количество подростков, имеющих высокую склонность к
1 Примечание: * - 1,64 (р < 0,05), ** - 2,31 (р < 0,01)
Под д
о
S о
№ «
а
а
е
д а о о
№ О
о
ол о
о
№ «
р о
ил а
«
S и
« е а
№ и
О g
о О
S и
о
о о
-к
и
§
о* н
о*
X
л Kl
№ g
о
№ и
л е S н е о о д ор о № и
Ж о
о л а е р
Sa
а
«о
о ж
Ж «о
б
И5
^
а ж ж
«о
о
-"О
сц а
«о
о
г§
tq ^
а ж
ж у
£ 3
киберкоммуникативной зависимости, повышенный уровень фрустрации, тревожности и беспокойства. Данные положительные результаты позволили снизить риск возникновения зависимости подростков от социальных сетей.
5. Заключение (Conclusion)
Разработанная и апробированная нами профилактическая программа «Безопасный интернет» в рамках работы психологического кружка «Познай себя» в условиях летнего оздоровительного лагеря, направленная на профилактику ин-тернет-аддикций подростков, позволила снизить склонность к данной зависимости, что говорит о высоком уровне подготовки будущих педагогов-психологов к осуществ
лению профилактической деятельности.
6. Благодарности
(Acknowledgments)
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию № 16-491 от 07.06.2018 г. (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме «Психолого-педагогические условия профилактики зависимости студентов вуза от социальных сетей».
Библиографический список
1. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 90-100.
2. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. 2003. - Т. 24. - № 2. - С. 41-47.
3. Янг К. С. Диагноз. Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. - № 2. - С.
24-26.
4. Chen W. Internet Use, Online Communication, and Ties in Americans' Networks [Social science computer review]. 2013. T. 31. № 4. C. 404-423.
5. Dunbar R. I. M. Coevolution of neocortical size, group size and language in humans [Behavioral and Brain Sciences]. 1993. T. 16. № 4. P. 681-735.
6. Hampton K., Hampton K., Sessions L. F., Her E. J. ^re Networks, Social Isolation, and New Media: How Internet and Mobile Phone Use is Related to Network Size and Diversity [Information Communication & Society]. 2011. T. 14. № 1. P. 130-155.
7. Subrahmanyama K., Reichc S. M., Waechter N., Espinoza G. Online and Offline Social Networks: Use of Social Networking Sites by Emerging Adults. [Journal of Applied
Developmental Psychology]. 2008. T. 29. P. 420-433.
8. Weinstein, E.C. The Personal Is Political on Social Media: Online Civic Expression Patterns and Pathways Among Civically Engaged Youth [International journal of communication]. 2014. T. 8. P. 210-233.
9. White H. S. Princeton N.J. Identity and Control: How Social Formations Emerge [PrincetonUniversityPress]. 2008. 472 p.
10. Быкова Н. П., Вдовина Н. А. Возможности летнего оздоровительного лагеря
в развитии коммуникативных компетенций подростков // Актуальные проблемы совре- ^
У
менной психологии. 2016. - № 1. - С. 156-161. ^
о
11. Кечина М. А. Особенности тренинга психологической безопасности студента | в период летней профессионально-производственной практики // Теория и методика й обучения и воспитания. 2015. - № 24. - С. 86-94. ^
о
12. Невзорова А. В. Роль летней практики в становлении профессиональных ком- °
№
петенций студентов педагогического бакалавриата // Проблемы современного педаго- ^ гического образования. 2017. - № 56 (6). - С. 179-189.
13. Слизкова Е. В., Дереча И. И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Вестник Оренбургского s
государственного университета. 2016. - № 4 (192). - С. 29-33. ^
g
14. Листик Е. М., Курганова Е. А. Профессионально-личностное становление §
ж
студентов в работе с временными детскими коллективами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. - № 4. - С. 96-99.
15. Воронкова Л. В. Деятельность службы психолого-педагогического сопро-
s
вождения как средство воспитания и охраны здоровья детей и подростков в условиях ® детского оздоровительного лагеря // Ученые записки Орловского государственного ° университета. 2012. - № 1(45). - С. 340-344 (Серия: Гуманитарные и социальные науки).
16. Кулебякина М. Ю., Лапшина М. В. Организационно-педагогические условия подготовки педагогических кадров для работы в детском оздоровительном лагере // Гуманитарные науки и образование. 2017. - № 4 (32). - С. 99-105. §
|
17. Винокурова Г. А., Карпунина О. И. Профессиональная подготовка психоло- ^
§
о |
£
о о
-к
s §
гов и дефектологов в условиях модернизации педагогического образования // Гуманитарные науки и образования. 2016. - № 1. - С. 21-25.
18. Вдовина Н. А., Сергунина С. В. Развитие социального мышления и профес- 1 сионально-ценностных ориентаций бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» в процессе изучения курсов по выбору // Гуманитарные науки и образование. 2014. - № 1 (17). - С. 20-24.
19. Бурлаков И. В. HomoGamer: Психология компьютерных игр. М. : Независимая фирма Класс, 2000. - 117 с.
20. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
л
^
о о
з д
Р
о
| s
а s
21. Калинина Т. В., Георгиевская Д. А. Изучение проблемы психологической неустойчивости подростка - пользователя социальных сетей // Молодой ученый. 2014. -№ 21. - С. 95-97.
22. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография. Днепропетровск : Пороги, 2006. -196 с.
23. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. -С. 490.
M. A. Kechina1, T. A. Belova2, N. A. Vdovina3, T. V. Savinova4
1ORCID No. 0000-0002-5049-5932, senior lecturer of the Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute n. a. M.E. Evsevyev, Saransk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-0578-3476, Ph.D., Associate Professor of the Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute n. a. M.E. Evsevyev, Saransk, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0002-2702-9685, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute n. a. M.E. Evsevyev, Saransk, Russia.
E-mail:[email protected]
4ORCID No. 0000-0003-1578-3274, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute n. a. M.E. Evsevyev, Saransk, Russia.
E-mail: [email protected]
a >
0
R
^ PREPARATION OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS
g TO ORGANIZE PREVENTION OF DEPENDENCE
1 FROM SOCIAL NETWORKS IN CONDITIONS ^ OF SUMMER HEALTH CAMP
a -S
05
Abstract
Introduction. This article is devoted to the problem of training psychologists for the organization of prevention of dependence on social networks of adolescents in the conditions -g of a summer health camp (DOL), the experience of the psychological circle "Know Yourself1' ^ under the DLC conditions, the results of the implementation of the prophylactic program "Without dependence" the role of the psychological service in educational organizations, chil-
dren's recreation organizations and their rehabilitation.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of psychological and educational literature devoted to the problem of adolescents' dependence on social networks, as well as diagnostic techniques, testing, the methodology "Questionnaire of diagnosis of Internet addiction A. Zhichkina," Definition of cyber-communication dependence "A. V. Toncheva, questionnaire" Definition state of frustration "by VV Boyko, methods of statistical data processing.
Results. The empirical data of the study of adolescents' dependence on social networks are analyzed. The peculiarities of professional training of personnel in the field of prevention of social dependence are revealed, positive dynamics has been proved after the implementation of preventive work with adolescents in the context of DALE. Discussion. To date, the problem of prevention of teenage addiction is relevant and important not only within the walls o of educational organizations, but in organizations of summer leisure. The necessity and possibility of designing and implementing preventive programs in the general education system e is grounded. -ps
Conclusion. It is concluded that the possibility of designing preventive activities in the context of DLC is effective, since adolescents receive a positive experience of real interpersonal interaction, and the work of a psychologist educator will help to overcome the arising
- the results of a designed and implemented preventive program for adolescents through the work of a psychological circle in the context of DRL;
P
3
a
¡2 o
t e
a c
3 ^
o
<—1
o §
s o
difficulties. 5
Keywords: psychological prevention, university student, industrial pedagogical prac- §
tice, dependence on social networks, virtual space, summer camp. 5
Highlights:
- the psychological characteristics of adolescents who are prone to dependence on the
o s
Internet network are defined; ^
№ № s
№ s №
the role of the training of pedagogical psychologists in the prevention of dependence
o
on social networks in the conditions of a children's health camp has been revealed.
References
1. Voiskunsky A.E. (2004) Aktual'nye problemy zavisimosti ot Interneta. [Actual ¡2 problems of dependence on the Internet]. Psihologicheskij zhurnal. 25, 1, 90-100. (In Russian).
2. Ivanov M. (2003) Vliyanie rolevyh komp'yuternyh igr na formirovanie psiholog-icheskoj zavisimo-sti cheloveka ot komp'yutera. [The influence of role-playing computer games on the formation of psychological dependence of a person on a computer]. Psihologicheskij zhurnal. 24, 2, 41- 47. (In Russian).
3. Young K.S. (2000) Internet-zavisimost'. [Diagnosis. Internet addiction]. Mir Internet. 2. 24-26. (In Russian).
4. Chen W. Internet Use, Online Communication, and Ties in Americans' Networks [Social science computer review]. 2013. T. 31. № 4. C. 404-423.
o s s
s s
u
5. Dunbar R.I.M. Coevolution of neocortical size, group size and language in hu-mans [Behavioral and Brain Sciences]. 1993. T. 16. № 4. P. 681-735.
6. Hampton K., Hampton K., Sessions L. F., Her E. J. Core Networks, Social Isolation, and New Media: How Internet and Mobile Phone Use is Related to Network Size and Diversity [Information Communication & Society]. 2011. T. 14. № 1. P. 130-155.
7. Subrahmanyama K., Reichc S. M., Waechter N., Espinoza G. Online and Offline Social Networks: Use of Social Networking Sites by Emerging Adults. [Journal of Applied Developmental Psychology]. 2008. T. 29. P. 420-433.
8. Weinstein E.C. The Personal Is Political on Social Media: Online Civic Expression Patterns and Pathways Among Civically Engaged Youth [International journal of communication]. 2014. T. 8. P. 210-233.
9. White H.S. Princeton N.J. Identity and Control: How Social Formations Emerge [PrincetonUniversityPress]. 2008. 472 p.
10. Bykova N.P., Vdovina N. A. (2016) Vozmozhnosti letnego ozdorovitel'nogo lage-rya v razvitii kommunikativnyh kompe-tencij podrostkov. [Opportunities of the summer health camp in the development of the communicative competences of adolescents]. Ak-tual'nyeproblemy sovremennojpsihologii. 1, 156-161. (In Russian).
11. Kecina M.A. (2015) Osobennosti treninga psihologicheskoj bezopasnosti studenta v period letnej pro-fessional'no-proizvodstvennoj praktiki. [Features of the training of the student's psychological safety during the summer professional-production practice. Teoriya i metodika obucheniya i vospita-niya. 24, 86-94. (In Russian).
12. Nevzorova A.V. (2017) Rol' letnej praktiki v stanovlenii professional'nyh kompe-tencij studentov pe-dagogicheskogo bakalavriata. [The role of summer practice in the development of professional competencies of students of pedagogical bachelor's degree]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 56 (6), 179-189. (In Russian).
13. Slizkova E.V. (2016) Podgotovka bakalavrov k organizacii letnej pedagogicheskoj « praktiki v detskih ozdorovitel'nyh lageryah. [Preparation of Bachelors for the Organization of | Summer Pedagogical Practice in Children's Health Camps]. Vestnik Orenburgskogo gosudar ^ stvennogo universiteta. 4 (192), 29-33. (In Russian).
53
14. Listik E.M. (2018) Professional'no-lichnostnoe stanovlenie studentov v rabote s § vremennymi detski-mi kollektivami. [ Professionally-personal formation of students in work
„o
^ with temporary children's groups]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh ^ nauk. 4, 96-99. (In Russian).
15. Voronkova L.V. (2012) Deyatel'nost' sluzhby psihologo-pedagogicheskogo so-provozhdeniya kak sredstvo vos-pitaniya i ohrany zdorov'ya detej i podrostkov v usloviyah detskogo ozdorovitel'no-go lagerya. [Activities of the service of psychological and pedagogical support as a means of upbringing and protecting the health of children and adolescents in „g the conditions of a children's health camp. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo $ universiteta. 1 (45), 340-344. (In Russian).
a -S
cç
a" s
16. Kulebyakina M.Y. (2017) Organizacionno-pedagogicheskie usloviya podgotovki Herald of Chelyabinsk state pedagogical university, 2018, № 5
pedagogicheskih kadrov dlya ra-boty v detskom ozdorovitel'nom lagere. [Organizational and pedagogical conditions for the training of pedagogical personnel for work in a children's health camp. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 4 (32). 99-105. (In Russian).
17. Vinokurova G.A. (2016) Professional'naya podgotovka psihologov i defektologov v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya. [Professional training of psychologists and defectologists in conditions of pedagogical education modernization]. Gumanitarnye nauki i obrazovaniya. 1, 21-25. (In Russian).
18. Vdovina N.A. (2014) Razvitie social'nogo myshleniya i professional'no-cen-nostnyh orientacij baka-lavrov napravleniya podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» v processe izucheniya kursov po vyboru. [Development of social thinking and professional-value orientations of bachelors in the field of "Pedagogical Education" in the course of studying elective courses]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 1 (17), 20-24. (In Russian). n
19. Burlakov I.V. (2000) HomoGamer: Psihologiya komp'yuternyh igr. [Homo Gamer: Psychology of computer games]. M., NezavisimayafirmaKlass. 117 p. (In Russian). e
20. Gogoleva A.V. (2003) Addiktivnoe povedenie i ego profilaktika. [Addictive behavior and its prevention]. M., Moskovskij psihologo-social'nyj institute. Voronezh, NPO «MODEHK». 240 p. (In Russian).
21. Kalinina T.V. (2014) Izuchenie problemy psihologicheskoj neustojchivosti po-drostka - pol'zovatelya so-cial'nyh setej. [Study of the problem of the teenager's psychological
P
p
a
a
t e
a
C6 -
p c
c h
0
<—i o
1 s
o o
g
instability]. Molodoj uchenyj. 21, 95-97. (In Russian). n
e
p
e n
o
n
f
d
22. Yuryeva L.N. (2006) Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrekciya i profilaktika. [Computer dependence: formation, diagnosis, correction and prevention]. Monografiya. Dnepropetrovsk, Porogi. 196 p. (In Russian).
23. P. Fetiskin N.P. (2002) Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh. [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. M., e
Izd-vo Instituta Psihoterapii. 45-90. (In Russian). e
n
c e
0
s s
o
1 a
<—1 n
e
I
i
n
c o n
i
i o
n s
s s
u 3
S e
i e
a
-
h
c
a