Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование экологического сознания как индикатора потребительского отношения человека к природе'

Экспериментальное исследование экологического сознания как индикатора потребительского отношения человека к природе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИРОДОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / THE NATURECENTERED TYPE OF CONSCIOUSNESS / ATTITUDE TO NATURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фетисова Алла Станиславовна

Статья посвящена исследованию экологического сознания, проведённому на базе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В данной работе приводится исследование и анализ детерминирующих факторов, влияющих на отношение к природе и тип экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental study of the ecological consciousness as an indicator of the consumer attitude of man towards nature

The article is devoted to the study of environmental consciousness, conducted on the basis of the Department of Nature Management and Environmental Protection of the City of Moscow. The article presents the study and analysis of the determinants influencing the attitude to the nature and type of environmental consciousness.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование экологического сознания как индикатора потребительского отношения человека к природе»

знаний о нем. В целом, данный тип организованности, можно охарактеризовать, как ситуативный, для реализации организованного поведения, как правило, требуется внешний побудительный стимул, при это отмечается низкий уровень контроля поведения и стремление руководствоваться личностными интересами.

Таким образом, проведенное исследование, позволяет констатировать ряд специфических особенностей разных типов организованности педагогов, в частности: психологическая структура гармонического типа отличается тесными связями между позитивными признаками организованности, указывающими на высокий уровень проявления данного качества.

Психологическая структура недифференцированного типа организованности представлена большим количеством взаимосвязей внутри социокультурного блока, а именно результативно-оценочного компонента с когнитивным и мотивационным.

У педагогов, имеющих агармонический тип реализации организованности , выделяются в структуре связи, которые сосредоточены во взаимозависимостях мотивационного и результативного компонентов с одной стороны, и эмоциональным, динамическим и регу-ляторным, с другой.

Литература

[1]. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психол. журнал. - 1983. - № 1. - С. 13-29.

[2]. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. Омск - 2001.

[3]. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера. // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. - С. 5-12.

[4]. Кудинов С.И. Кудинов С.С. Психологический анализ типологических проявлений общительности личности //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 3 , 2008. С. 282-288.

[5]. Кудинов С.И. Выделение типологических особенностей проявления организованности студентов. // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. - С. 379-388.

[6]. Кудинов С.И. Психологические аспекты организованности школьников с нормальными показателями здоровья и минимальными мозговыми дисфункциями // Записки Российского государственного социального университета. М., РГСУ. 2010 №2. С. 156-160.

[7]. Кудинов С.И. Деформация социального статуса учителя как фактор обуславливающий развитие синдрома профессионального выгорания // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VI Международной научно-практической конференции; Москва, РУДН, 18-19 апреля 2013 г. / Науч. ред. В.И. Казаренков. - М.: РУДН, 2013. - С. 606-610.

[8]. Кудинов С.С. Полифункциональная модель исследования самореализации личности // Комплексное исследование свойств личности: Сборник научных статей. - М. : РУДН, 2009. С. 3040.

Фетисова А.С.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

КАК ИНДИКАТОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

К ПРИРОДЕ

Необратимые последствия нарушения экологического равновесия на планете поставили вопрос о необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей, формирования и развития у человека экологического сознания [2].

Летом 2012 года на базе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и среди обычных людей, не связанных с природоохранной деятельностью, было проведено экспериментальное исследование экологического сознания.

В исследовании приняли участие 150 человек, из них 112 инспекторов, занимающихся экологическим контролем и надзором в городе Москве и 38 человек, не работающих в сфере экологии.

Все участники исследования были поделены на три группы.

Первая экспериментальная группа (45 чел.) - государственные инспектора, работающие в отделах экологического контроля в административных округах города Москвы, как правило, имеющие профессию «эколог». Непосредственное место работы - офис с выездами на промышленные и озелененные территории города Москвы. В круг их задач входят следующие:

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;

- осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности;

- государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений на территории города Москвы.

Вторая экспериментальная группа (67 чел.) - государственные инспектора, которые работают на особо охраняемых природных территориях (парках и лесопарковых зонах) города Москвы, как правило, имеющие профессию «инженер лесного хозяйства», «инженер-эколог», «инженер садовопаркового и ландшафтного строительства», «зооинженер». Непосредственное место работы - лесопарковая зона. В круг их задач входят следующие:

- сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе животного и растительного мира, на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) города Москвы;

- организация и координация работ по охране, использованию, воспроизводству (в том числе вольерному содержанию и разведению), инвентаризации и мониторингу объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях города Москвы;

- организация и координация работ по созданию и содержанию экологических троп, веломаршрутов, экскурсионных троп и других рекреационных объектов, и информационных центров на ООПТ города Москвы;

- организация и координация работ по ведению Красной книги города Москвы на особо охраняемых природных территориях.

Контрольная группа (38 чел.) - люди, не связанные с охраной природы и чьи профессии не связаны с экологией, доминирующие профессии в группе - «инженер», «юрист», «экономист», «врач» и т.п.

Таким образом, можно отметить, что за принцип выборки респондентов бралась их причастность к природоохранной деятельности с целью выявления их мировоззрения и отношения к окружающей природной среде.

Для исследования экологического сознания была выбрана разработанная в лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО методика «Тест экологической мотивации» [5]. Тест состоит из четырех шкал:

1) «Экологические угрозы»; цель шкалы - оценить отношение опрашиваемого к экологическим угрозам, включая как деятельность человека, угрожающей природе, так и природные явления, могущие повредить людям; по данной шкале имеется 8 первичных показателей и 4 производных: средняя сила положительного воздействия природы на человека (ЫР+); средняя сила отрицательного воздействия природы на человека СЫР-); средняя сила положительного воздействия человека на природу (НР+); средняя сила отрицательного воздействия человека на природу (ОТ-); средняя частота положительного воздействия природы на человека (№+); средняя частота отрицательного воздействия природы на человека (№-); средняя частота положительного воздействия человека на природу (НР+); средняя частота отрицательного воздействия человека на природу (НР-); Для того, чтобы оценить комплексное взаимодействие природы и человека, оценки по силе и частоте были умножены друг на друга. Таким образом, согласно двухмерной модели взаимодействия человека и природы, получаем четыре значения, каждое из которых имеет минимальное значение 1 балл, а максимальное - 81 балл: положительное воздействие природы на человека; Ы-

отрицательное воздействие природы на человека; Н+ положительное воздействие человека на природу; отрицательное воздействие человека на природу.

2) «Конфликт сред»; цель шкалы - выявить предпочитаемую среду в ситуации выбора между ними; по данной шкале имеется 3 показателя: «Предпочтение природной среды» (МБ); «Предпочтение техногенной среды» (ТЕ) «Предпочтение социальной среды» ^Б).

3) «Единение с природой»; цель шкалы - оценить аффективный компонент экологического сознания по следующим показателям: «Эстетические ощущения» (Ш);

«Телесные ощущения» (и2); «Активность» (Ш); общий балл вычисляется по шкале «Единение с природой» как простая сумма значений трех факторов: и = Ш+Ш+Ш.

4) «Экологическая ответственность»; цель шкалы - выявить отношение опрашиваемого к природоохранным мероприятиям различного уровня и степень его осведомленности о природоохранной деятельности. Имеются следующие показатели: «Персональный уровень ответственности» (Я1); «Ответственность за близкую среду обитания» (Я2); «Ответственность на региональном уровне» (Я3); «Ответственность на государственном уровне» (Я4); «Ответственность на международном уровне» (Я5); «Лимит на роскошь» ^6); указанные показатели суммируются и образуют общий уровень экологической ответственности (Я). Количество всех нулей (или выборов "затрудняюсь ответить") составляет общий уровень экологической осведомленности (БК).

Для статистического анализа использовался метод выявления значимых различий хи-квадрат. Обработка производилась с помощью статистической компьютерной программы SPSS-17.

По данным «Теста экологической мотивации» выявлены следующие статистически значимые различия между группами, принявшими участие в исследовании.

38,5 38 37,5 37 36,5 36 35,5 35

38,3

37,09

36,23

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ

Рис. 1. Сравнение показателей средней силы положительного воздействия природы на человека в группах «Экспериментальная-1» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ)

Как видно из рис. 1, наиболее высокая оценка положительного воздействия природы на человека выявлена в группе «Экспериментальная-2», несколько меньшая - в группе «Экспериментальная-1»; ниже всего позитивное воздействие природы оценивают участники эксперимента из контрольной группы. Различия статистически значимы (х = 35,658; р<0,05).

Такие результаты указывают во-первых, на повышенный уровень когнитивного компонента экологического сознания у группы «Экспериментальная-2», а во-вторых, на тенденцию членов данной группы к оптимистичному восприятию системы «человек - окружающая среда». Все это указывает на природоцентрический тип экологического сознания, субъективно переживаемый как стремление к гармонии с природой.

20 19,8 19,6 19,4 19,2 19 18,8 18,6 18,4 18,2

19,91

18,8

19,05

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ

Рис. 2. Сравнение интегрального показателя «Единение с природой» в группах «Экспериментальная-!» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ)

На рис. 2 наблюдается значимое превышение показателя «Единение с природой» в группе «Экспериментальная-2», однако на этот раз минимальное значение демонстрирует группа «Экспериментальная-1». Различия статистически значимы (х = 10,577; р<0,05).

Полученные результаты полностью согласуются с тенденцией, выявленной по показателю средней силы положительного воздействия природы на человека (рис. 1 выше), т.е. не только когнитивный, но и аффективный компонент экологического сознания выше у группы «Экспериментальная-2».

Следует отметить, что в ситуациях контакта с природными объектами, переживаемых как эмоционально насыщенные состояния, которые мы обозначаем как «единение с природой» наиболее ярко проявляется антропоморфизм экологического сознания. Гипотетически можно предполагать в таком случае высокий уровень субъектификации природных объектов.

2,66 2,64 2,62 2,6 2,58 2,56 2,54 2,52 2,5

2,65

2,63

2,56

- 1 1

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ

Рис. 3. Сравнение показателей «Персональный уровень ответственности» в группах «Экспериментальная-!» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ)

В данном случае наблюдается та же тенденция, что и в предыдущем случае: максимальное значение показателя «Персональный уровень ответственности» у группы «Экспериментальная^», а минимальное значение у группы «Экспериментальная-1». Различия значимы (х = 6,884; р<0,05). Данный показатель выступает в качестве предиктора поведенческого компонента экологического сознания, что означает, что члены группы «Экспериментальная^» в своей повседневной деятельности в значительной степени руководствуются экологическим императивом. Это согласуется с выявленным у них природоцентрическим типом экологического сознания.

Рис. 4. Сравнение показателей «Ответственность на региональном уровне» в группах «Экспериментальная-1» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ)

Аналогичные результаты видно на рис. 4: по показателю «Ответственность на региональном уровне» вновь лидирует группа «Экспериментальная-2», наименьшее значение данного показателя у группы «Экспериментальная-1». Различия значимы (х = 6,831; р<0,05). Под региональным уровнем подразумевается та часть окружающей среды, с которой человек вступает в непосредственный контакт (место жительства, работы, город в целом). Поведенческий аспект экологического сознания на региональном уровне указывает на имеющиеся установки, детерминирующие действия, направленные на заботу об охране окружающей среды не только на индивидуальном, но и на социальном уровне (на уровне властных структур и общественных организаций).

1,95

1,8

2,1

1,99

- 1,92

-

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ

Рис. 5. Сравнение показателей «Лимит на роскошь» в группах «Экспериментальная-1» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ).

Группа «Экспериментальная-2» опережает и по показателю «Лимит на роскошь». Однако на этот раз минимальное значение данного показателя у контрольной группы. Различия значимы (х = 9,087; р<0,05).

Данный показатель отражает поступки, доступные только богатым, - главным образом развлечения. По-видимому, полученные данные отражают общемировой тренд экологически ответственного поведения: природоохранные мероприятия должны осуществляться в первую очередь за счет дополнительного налога на богатых.

На основании исследования были выявлены статистически значимые различия между группами испытуемых по всем компонентам экологического сознания:

- по когнитивному компоненту (показатель оценки положительного воздействия природы на человека);

- по аффективному компоненту (показатель «Единение с природой»);

- по поведенческому компоненту (показатели «Персональная ответственность», «Ответственность на региональном уровне», «Лимит на роскошь»).

При этом у испытуемых группы «Экспериментальная-2» выявлены признаки приро-доцентрического типа экологического сознания и стремление к гармонии с природой.

Таким образом, можно сделать вывод, что детерминирующими факторами, влияющими на отношение к природе и природоцентрический тип сознания, являются среда, в которой находится человек, близость к природе, образование (профессия) в сфере экологии [4].

На основании исследований можно определить, что основным направлением обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом является формирование экологического сознания природоцентрического типа в рамках экологизации экономики, законодательства и общества, формирования системы взглядов, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, формирующей экологическую культуру, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.

Литература

[1] Деркач А.А. Самореализация - основание акмеологического развития: монография / А.А.Деркач, Э.В.Сайко. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 224 с.

[2] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. - М: Изд-во РУДН, 2008.

[3] Панов В.И. Методологические проблемы экопсихологии развития // Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 5-21.

[4] Фетисова А.С. Психолого-акмеологические факторы потребительского отношения личности к природной среде // Акмеология. 2012. № 3. С. 137-141.

[5] Хисамбеев Ш.Р. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / Мдивани М.О., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р., Панов В.И. // Российский научный журнал, 2010. № 14. С. 64 -78.

[6] Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.

Назарова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В поисках средств достижения оптимального функционального состояния и утерянного психоэмоционального комфорта, специалисты данной сферы придумали немало способов решения этой проблемы. Использование функциональной музыки является одним из средств борьбы с негативными состояниями [1;2]. Проблема человеческого фактора на данный момент является актуальной тематикой для изучения и содержит в себе критерий

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.