Научная статья на тему 'Влияние субъективной оценки восприятия музыки на функциональное состояние человека'

Влияние субъективной оценки восприятия музыки на функциональное состояние человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
589
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / FUNCTIONAL CONDITION / MUSICAL STIMULATION / EL-EKTROENTSEFALOGRAFIYA / SUBJECTIVE PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назарова Карина Анатольевна

Влияние музыки на функциональное состояние человека было исследовано полиэффекторным методом одновременной записи электроэнцефалографии (Cz-A2 на лидерстве, Оз-А2, A1-A2, A1-N), окулограммы и, пневмограммы, КГР, электрокардиограмма. Испытуемых просили слушать музыкальную пьесу, включая множество музыкальных жанров. Запись проводилась до и после представления звукового стимула. Работа была сделана в свето-звуконепроницаемой камере на испытуемых обоих полов в возрасте 19-23 лет. После эксперимента было изучено музыкальное предпочтение испытуемых. Результаты кардиографии показали, что для большинства испытуемых предпочитаемые музыкальные фрагменты вызвали уменьшение ЧСС. Показатели EEG (альфа и бета индексы) коррелированы с результатами субъективного оценочного испытания с коэффициентом корреляции r = 0,5 в среднем. Результаты анализа КГР показывают увеличение частоты непосредственных реакций на представление различных жанров музыкальных фрагментов, что некоторые авторы могут указать на эмоциональное оживление. Было также отмечено увеличение частоты дыхания в ответ на представление наименее предпочитаемого стимула.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Назарова Карина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact assessment subjective perception of music the functional state of human

The influence of music on human functional condition was investigated with the comprehensive polieffektorn method of simultaneous recording of electroencephalography (on-lead Cz-A2, Oz-A2, A1-A2, A1-N), oculogram, pneumogram, galvanic skin response, electrocardiogram. The Subjects were asked to listen to a piece of music, including a variety of musical genres. Before and after the presentation of a sound stimulus the background recording was performed above vegetative indicators and EEG. The work was done in the light and soundproof chamber with the subjects of both sexes aged 19-23 years. After the experiment the musical preferences of the subjects were studied. Results of the Cardiointer-valographic (ECG) showed that the for majority of the Subjects preferred musical fragments causes a decrease in heart rate, the least preferred an increase of this indicator. Most of all EEG indicators (alpha and beta indices) are correlated with the results of subjective assessment test, with a correlation coefficient r = 0,5 on average. The results of KGR analysis show an increase in the frequency of spontaneous reactions to the presentation of various genres of musical fragments that some authors may indicate emotional arousal. It was also noted an increase of the breathing rate in response to the presentation of the least preferred stimulus.

Текст научной работы на тему «Влияние субъективной оценки восприятия музыки на функциональное состояние человека»

Группа «Экспериментальная-2» опережает и по показателю «Лимит на роскошь». Однако на этот раз минимальное значение данного показателя у контрольной группы. Различия значимы (х = 9,087; р<0,05).

Данный показатель отражает поступки, доступные только богатым, - главным образом развлечения. По-видимому, полученные данные отражают общемировой тренд экологически ответственного поведения: природоохранные мероприятия должны осуществляться в первую очередь за счет дополнительного налога на богатых.

На основании исследования были выявлены статистически значимые различия между группами испытуемых по всем компонентам экологического сознания:

- по когнитивному компоненту (показатель оценки положительного воздействия природы на человека);

- по аффективному компоненту (показатель «Единение с природой»);

- по поведенческому компоненту (показатели «Персональная ответственность», «Ответственность на региональном уровне», «Лимит на роскошь»).

При этом у испытуемых группы «Экспериментальная-2» выявлены признаки приро-доцентрического типа экологического сознания и стремление к гармонии с природой.

Таким образом, можно сделать вывод, что детерминирующими факторами, влияющими на отношение к природе и природоцентрический тип сознания, являются среда, в которой находится человек, близость к природе, образование (профессия) в сфере экологии [4].

На основании исследований можно определить, что основным направлением обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом является формирование экологического сознания природоцентрического типа в рамках экологизации экономики, законодательства и общества, формирования системы взглядов, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, формирующей экологическую культуру, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.

Литература

[1] Деркач А.А. Самореализация - основание акмеологического развития: монография / А.А.Деркач, Э.В.Сайко. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 224 с.

[2] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. - М: Изд-во РУДН, 2008.

[3] Панов В.И. Методологические проблемы экопсихологии развития // Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 5-21.

[4] Фетисова А.С. Психолого-акмеологические факторы потребительского отношения личности к природной среде // Акмеология. 2012. № 3. С. 137-141.

[5] Хисамбеев Ш.Р. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / Мдивани М.О., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р., Панов В.И. // Российский научный журнал, 2010. № 14. С. 64 -78.

[6] Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.

Назарова К.А.

ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В поисках средств достижения оптимального функционального состояния и утерянного психоэмоционального комфорта, специалисты данной сферы придумали немало способов решения этой проблемы. Использование функциональной музыки является одним из средств борьбы с негативными состояниями [1;2]. Проблема человеческого фактора на данный момент является актуальной тематикой для изучения и содержит в себе критерий

69

физического и психологического состояния человека, его свойства личности и особенности системного функционирования: индивидуальные принципы афферентного синтезирования, принятия решения и дальнейшие субъективные поведенческие акты [3]. Поэтому дифференциация свойств личности при изучении особенностей воздействия внешних факторов на состояние человека, является важным аспектом. В нашем исследовании, в качестве внешнего фактора выступает звуковая стимуляция, или музыка.

Мы предположили, что различные музыкальные жанры и направления будут оказывать неоднородное влияние на человека, а музыкальные вкусы постоянно изменяются, исходя из индивидуально-типологических и психологических различий, уровня образования, места обитания, музыкальных предпочтений и мировоззренческих взглядов, динамики развития личности. Также, мы предполагаем, что музыка способна оказывать положительный эффект на слушателя, не взирая на её жанр, в случае, если музыка является субъективно приятной и входит в музыкальные предпочтения субъекта [4;5].

Для выявления особенностей восприятия музыки различных жанров, испытуемые оценивали прослушиваемую музыку по следующим критериям:

- мелодическая линия композиции (распределение звуков и созвучий во времени, их сочетание и гармонизация, внешняя оболочка музыки);

- ритмическая составляющая композиции (определяет стиль и жанр музыки, её движение и пульсацию);

- саунд-обработка (качество звучания музыкальной композиции);

- контекст произведения (субъективное отношение слушателя к человеку или группе людей, создающих данную музыку: отношение к их личности и достижениям, восприятие их внутреннего мира);

- ассоциативный ряд (сюжеты, образы и мысли, всплывающие во время прослушивания трека);

- инструментальная составляющая композиции (набор инструментов, используемых в композиции, их сочетание);

- режиссура трека (сценарий композиции, наличие переходов, смены настроения и динамики);

- импульсивность композиции (грув, определённое движение в композиции, энергетика и драйв музыки);

- лирика (значение и содержание текста в вокальной музыке).

Испытуемым было предложено расположить данные критерии в порядке их субъективного предпочтения, начиная от наиболее важного фактора по, заканчивая самым не значительным. Приоритеты расположились следующим способом:

Доминирующий признак Порядок предпочтений психотипа:

Экстраверт Мелодия — Ритмика — Лирика

Интроверт Конструкция трека — Мелодия — Контекст

Сенсорик Мелодия — Конструкция трека — Ритмика

Интуит Мелодия — Контекст — Ассоциативный ряд

Логик Инструменты — Мелодия — Конструкция трека

Этик Мелодия — Контекст — Ассоциативный ряд

Рационал Ритмика — Саунд — Конструкция трека

Иррационал Грув — Мелодия — Ритмика

Испытуемым предлагалось несколько музыкальных программ различных жанров: Классическая, Народная, Духовная, Эстрадная, Джазовая музыка, Электронная, Рок-музыка, Хип-хоп музыка и Бардовская. В задачи эксперимента входило измерение психофизиологического состояния человека в момент первичного прослушивания незнакомой музыки и, спустя неделю, прослушивание тех же композиций, о которых

сложилось определённое отношение у испытуемого в силу их постоянного прослушивания. Нами регистрировались следующие показатели:

- одновременная регистрация следующих психофизиологических показателей: электроэцефалограммы (по отведениям С7-Л2, 07-Л2, Л1-Л2, A1-N), окулограммы, пневмограммы, кожно-гальванической реакции, электрокардио-граммы, до и после программы адаптации;

- ряд психологических тестов и опросников, которые помогают установить типологический портрет испытуемого и его психологические особенности;

- субъективные методы, позволяющие установить интроспективное отношение к прослушиваемой музыке; включённое наблюдение и беседа с испытуемыми.

Перед началом проведения основного эксперимента, было произведено измерение комфортного ФМ (+) и дискомфортного ФМ (-) функциональных состояний у каждого испытуемого, затем снималось фоновое состояние, после чего осуществлялось предъявление стимульного материала.

В результате проведённого эксперимента были получены следующие данные: в таблице указаны изменения психофизиологических показателей относительно исходного фонового состояния человека на основе одной музыкальной композиции. В левом секторе обозначены показатели, которые мы получили в момент первичного прослушивания композиции, в правом — спустя неделю прослушивания данного трека (таб. 1).

Таблица 1.

ФС (+) ФС (-) ФМ (+) ФМ (-)

ЭКГ, уд./мин. 3 7 13 11 4 2 11 14

Альфа-индекс, % 23,8 27,1 15,6 11,8 37,3 38,4 9,1 8,7

Бета-индекс, % 4,2 3,7 7,3 5,4 5,1 3,6 2,6 2,9

КГР, мкВ 17 -6 39 47 14 -9 42 83

РД, кол./мин. 5,6 7,2 -3,8 -4,4 7,3 6,9 -6,2 -5,3

Результаты показали следующее: во время прослушивания субъективно приятных композиций ФМ (+), показатели соответствовали оптимальному функциональному состоянию: регистрация дыхания РД, кожно-гальваническая реакция КГР, частота сердечных сокращений ЧСС свидетельствовали о том, что испытуемый находится в определённом вегетативном тонусе, также, как и во время предварительного измерения оптимального функционального состояния. Альфа-ритмы преобладали во время прослушивания субъективно приятных медленных композиций, бета-активность возрастала во время прослушивания энергичной субъективно приятной музыки. Все показатели свидетельствуют о том, что состояние во время прослушивания субъективно приятной музыки соответствует индивидуальному положительному функциональному состоянию: ФС(+) = ФМ(+). Стоит заметить, что в категорию приятной музыки вошли композиции разных характеристик: и спокойные, и энергичные, мажорные и минорные. Во время прослушивания субъективно неприятных композиций ФМ (-), психофизиологические показатели свидетельствовали о том, что испытуемый находился в состоянии, соответствующем дискомфортному функциональному состоянию. Здесь опять справедливо предположить формулу: ФС(-) = ФМ(-). Для объяснения данного явления следует добавить то, что при оценке прослушанных треков после окончания исследования, испытуемый оценивал музыкальную программу по выше перечисленным музыкальным критериям. Удалось выявить, что при оценке того или иного музыкального произведения, большую роль играет контекст произведения — обусловленность прослушивания множеством психологических факторов восприятия, субъективное отношение к автору, исполнителю, жанру и социальному положению исполнителей, а также социальное отношение к данному жанру современного общества. Ни одна музыкальная составляющая композиции не будет иметь влияние на психофизиологическое состояние, если контекст отрицает или поощряет данный музыкальный эпизод. После отрицательной оценки классического музыкального произведения большинством испытуемых, которое было обусловлено несовременностью и недостаточной экспрессивностью, данное произведение разбиралось испытуемыми на

71

уроках фортепьяно. Спустя две недели, прослушивание этого произведения, по психофизиологическим параметрам показало улучшение функционального состояния, по сравнению с его первичным прослушиванием, а по психологическим субъективным оценкам показало восхищение данной композицией.

Также, комплексный анализ ритмов мозговой активности показал, что во время прослушивания субъективно приятной музыки, невзирая на её стилевую направленность, возрастает дельта-активность мозга, которая является нашим проводником в подсознание и отвечает за развитие интуиции и за развитие мышления на инстинктивном уровне. При прослушивании субъективно приятных паттернов музыки, возрастает и тета-активность, которая отвечает за поток ощущений, воспоминаний и эмоций, и оказывает большое влияние на формирование субъективных убеждений, взглядов и отношений к окружающим нас предметам и явлениям; пробуждает творческую активность в человеке. Во время прослушивания субъективно неприятной музыки, тета- и дельта-активность снижается, как и во время дискомфортного состояния. Комфортное функциональное состояние коррелирует с состоянием во время прослушивания приятной музыки (таб. 2).

Таблица 2.

Pz - А1 Cz - А2 5, дельта, мкВ ©, тета, мкВ а, альфа, мкВ в, бета, мкВ

Фон. состояние 50,32 8,75 16,39 3,02

фс (-) 13,93 5,74 14,08 2,62

ФС (+) 23,64 6,23 15,40 2,58

Фон. состояние 25,98 7,64 19,81 2,75

ФМ (+) 18,52 6,34 15,60 2,50

Фон. состояние 32,10 9,78 20,19 2,63

ФМ (+) 30,19 10,49 15,98 2,88

Фон. состояние 125,41 32,27 17,19 4,15

ФМ (-) 19,74 6,42 14,62 2,68

Фон. состояние 66,12 12,15 16,41 3,38

ФМ (-) 13,02 5,67 14,34 2,65

Фон. состояние 26,56 5,40 12,74 2,61

Данный эксперимент является основательным началом фундаментального исследования, которое в дальнейшем поможет нам составить методическую программу для выработки индивидуальной звукостимуляционной программы для человека с целью оптимизации его жизнедеятельности.

Литература

[1]. ЮматовЕ.А. Системная психофизиология субъективного состояния человека - М., 2011

[2]. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека - М., 2009

[3]. Бехтерева Н.П. Жизнь. Наука о мозге человека - Л., 1990

[4]. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний - М., 1992

[5]. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт как обобщённый критерий оптимизации трудовой деятельности/ Техническая эстетика, 1985, №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.