90
Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании
С.А. Мудрак, А.В. Гагарин
Эмпирическое изучение экологической компетентности личности студентов разных национальностей
В предлагаемой статье экологическая компетентность рассматривается как интегральное свойство экологоориентированной личности, раскрывается структура, компоненты и показатели экологической компетентности, приводятся данные сравнительного экспериментального исследования экологической компетентности студентов разных национальностей, которые свидетельствуют о наличии качественных и количественных различий.
Ключевые слова: экологическая компетентность личности, структура экологической компетентности, критерии и показатели экологической компетентности.
Рассмотрение процессов формирования и развития экологической компетентности личности будущего специалиста в свете этнопсихологических особенностей дает возможность определить, имеются ли качественные и количественные различия в характеристиках экологической компетентности у представителей различных народов и стран, взятых в один период обучения и в условиях одного поликультурного образовательного пространства.
Экологическая компетентность есть имманентный компонент высокого уровня профессионализма будущего специалиста, независимо от его
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда: проект № 10-06-00938а.
национальности и профессиональной ориентации, включающий знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности [1].
В исследовании, которое проводится нами с 2010 г. в рамках проек- |
та Российского гуманитарного научного фонда, понятия «экологическая и
компетентность», «этнокультурная компетентность» и «этническая толерантности» находятся в отношениях взаимного дополнения и представляют собой единую сущность. При этом на один из ведущих планов мы выводим национально-психологические особенности и специфику взаимодействия человека с природой в рамках того или иного этноса с учетом национальных традиций и культуры экологического воспитания личности.
В структурном плане нами выделены компоненты и соответствующие им интегральные критерии проявления сформированности экологической компетентности личности: мотивационно-ценностный; когнитивный; деятельностно-практический; эмоционально-волевой; рефлексивный [Там же]. В этой связи мы использовали проверенную в лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО методику ТЭМ [2], которая заведомо охватывает широкий круг сущностных характеристик экологического сознания и экологической компетентности.
В исследовании приняли участие 126 студентов различных специальностей РУДН, РГГУ, РГМСУ, МГМУ. Контрольную группу составили российские студенты - 86 чел. Студенты из Китая составили экспериментальную группу из 57 чел., а студенты из Африки - 53 чел. Выборки уравнены по половому и возрастному признакам. Возраст студентов -17-20 лет. Все они обучаются на 1-3 курсах вузов. Специальные дисциплины, связанные с экологическими вопросами, ими не изучались. Исходя из задач экспериментального исследования и удобства анализа результатов, мы усреднили данные по каждой шкале для двух групп испытуемых.
При анализе совокупности показателей по первым четырем шкалам (субтест «Экологические угрозы») у российских студентов определяется экоцентрический тип экологического сознания. Осознание необходимости и значимости «положительного воздействия природы на человека» на фоне «отрицательного воздействия человека на природу» (осознание глобального экологического кризиса) побуждает человека заботиться о сохранении экологически положительной природной среды. Такой же тип экологического сознания определяется и у представителей Африки. Но обращает на себя внимание, что африканцы в целом дают очень
технологии
Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании
низкий абсолютный показатель по шкале Н+ (положительное воздействие человека на природу) - всего 19 единиц (у россиян - 29,11; у китайцев - 27,55), т.е они вообще сомневаются в возможности благоприятного воздействия человека на природу, предпочитая ограничение воздействия на природный мир в целом.
У студентов же из Китая диагностируется антропоцентрический тип экологического сознания. Их обобщенные показатели по четырем шкалам расположены в квадранте «борьба с природой». Страх перед силами природы («отрицательное воздействие природы на человека»), ощущение бессилия перед разрушительным воздействием природных и антропогенных катастроф, прагматический подход к природе приводят к стремлению подчинить природную среду своим целям. Это свидетельствует об их большей отдаленности от природы, преуменьшении значимости ее воздействия на человека (как положительного, так и отрицательного), менее выраженном страхе антропогенных природных катастроф, технократической ориентации и сугубо прагматическом подходе к природе. Такой тип, связан, по-видимому, с промышленным бумом в Китае, преобладанием технократических и прагматических настроений.
Интересные различия были выявлены в предпочтениях типа среды в ситуациях средового конфликта. Они также являются свидетельством антропоцентрического экологического сознания студентов-китайцев. У них показатель предпочтения техногенной среды (ТЕ) оказался на первом месте и составил 2,47. На втором месте оказалась социальная среда (показатель по шкале 8Е - 2,4), а природная среда вышла только на третью позицию (показатель по шкале КЕ - 2,35). Последовательность предпочтений в ситуации конфликта сред у российских студентов и студентов из Африки совпадает: сначала - природная среда (показатель по шкале КЕ -3,32 и 3,57 соответственно), потом - социальная среда (показатель по шкале 8Е - 2,3 и 2,9), а затем - техногенная среда (показатель по шкале ТЕ - 1,62 и 2,43). Следует особо отметить, что абсолютный показатель экологической мотивированности (ЕМ) также оказался статистически значимо разным в трех группах. Он самый высокий у студентов-африкан-цев (значение по шкале ЕМ - 13,3) , затем идут российские студенты (значение по шкале ЕМ - 11,4). Эти средние абсолютные показатели уровня экологической мотивации являются достаточно высокими. У студентов же из КНР значение по шкале ЕМ составило всего 9,47 баллов и свидетельствует о невысоком абсолютным показателе уровня экологической мотивации и озабоченности экологическими проблемами.
Субтест «Единение с природой» позволяет судить о том, насколько человек ощущает себя частью природы и с чем связано данное
переживание. Под «эстетическими ощущениями» подразумеваются положительные эмоционально-чувственные переживания, любование природой, перцептивно-аффективный компонент взаимодействия с природной средой. «Активность» отражает мышечные ощущения, тесно связанные с движениями в природной среде, активным взаимодействием с ней. Целостный показатель и - «единение с природой» - статистически зна- |
чимо выше у студентов-россиян (18,27) и является высоким абсолютным и
показателем. Студенты из Африки и Китая ощущают меньшее единение с природой. Их показатель составляет соответственно 15,5 и 15,97. Кроме того, различия определяются и по вкладу различных переживаний в это чувство. У испытуемых из России в чувстве единения с природой доминирует эстетический компонент (показатель И-1 «эстетические ощущения» - 7), на второе место выходит показатель и-3 «активность» (5,98), а на третьем месте по значимости находится показатель и-2 «телесные ощущения» (5,21). У молодых людей в возрасте 17-23 лет в чувстве единения с природой всегда высокое значение, кроме эстетических ощущений, занимает и параметр «активность». У студентов из Африки значения показателя И-1 «эстетические ощущения» (5,51) и показателя И-3 «активность» (5,39) практически одинаковы и находятся также на первом месте.
У студентов-китайцев на первое место выходит показатель И-3 «активность» (5,63), на втором месте находится показатель И-2 «телесные ощущения» (5,29), а эстетический компонент (показатель И-1 «эстетические ощущения») находится лишь на третьем месте и составляет 5,04. По показателю И-1 «эстетические ощущения» различия между двумя группами статистически значимы.
Оценка переживания экологической ответственности производилось по субтесту «Экологическая ответственность». По общей шкале Я -«экологическая ответственность» результаты не отличаются и показывают наличие среднего уровня в трех группах(12,6 - у россиян, 13,84 -у африканцев и 13,24 - у китайцев). Статистически значимые различия были получены нами по шкале Я5 - «международный уровень экологической ответственности». Показатели в группе студентов-китайцев и студентов-африканцев оказались статистически значимо выше: 2,33 -у студентов из Африки, 2,21 - у студентов из КНР и 1,41 - у студентов из России. В целом, последовательность делегирования ответственности у студентов-россиян выглядит следующим образом: региональный уровень, близкая среда обитания, государственный уровень, персональная ответственность, международный уровень. У студентов-африканцев -персональный, региональный, международный, государственный уровни.
А у студентов из Китая: близкая среда обитания, региональный уровень,
технологии
Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании
международный уровень, персональная ответственность, государствен-международный уровень, персональная ответственность, государственный уровень. Обращает на себя внимание, что во всех группах наблюдается пессимизм по отношению к возможности решения экологических проблем на общегосударственном уровне. Возможность решения экологических проблем делегируется общественным структурам близкого уровня (муниципальное образование, соседи, семья и т.п.). Интересно, что студенты из Китая и Африки очень доверяют возможности решения экологических проблем международными организациями. Кроме того студенты из Африки склонны для решения экологических проблем ограничивать неумеренное потребление и вводить чаще лимит на роскошь.
По шкале «экологическая осведомленность» были получены почти одинаковые результаты (2,85 - у студентов из России, 2,57 - у студентов из Африки, 2,88 - у студентов из Китая). Этот параметр свидетельствует о похожем уровне сформированности когнитивной составляющей экологической компетентности в группах.
В результате обсуждения полученных результатов мы приходим к выводу, что экологическая компетентность студентов из Китая является качественно и количественно иной, чем у студентов из России и Африки. У студентов-китайцев отношение к природе носит антропоцентрический характер, у них ниже уровень экологической мотивации, хотя и присутствует определенная экологическая ответственность (особенности мотивационно-ценностного компонента). Когнитивный компонент сформирован, и его показатели (экологическая осведомленность) имеют средний характер. Готовность к осуществлению экологической деятельности делегируется на общественный уровень, персональная ответственность не выражена (поведенческо-деятельностный компонент). Качественной особенностью эмоционально-волевого компонента является невысокое значение как эстетических чувств, так и телесных ощущений, связанных с природой. На первое место в единении с природой выходит чувство активности, которое отражает мышечные ощущения, тесно связанные с движениями в природной среде. Рефлексивный компонент характеризуется осознанием преобладания отрицательного воздействия человека на природу, а также наличием страхов перед неуправляемыми природными процессами, выбор делается в пользу техногенной среды.
У студентов из России выше уровень экологической мотивации, их отношение к природе носит экоцентрический характер (особенности мотивационно-ценностного компонента). Особенностью эмоционально-волевого компонента студентов-россиян является более высокое (по сравнению с двумя другими группами) значение эстетических чувств,
связанных с природой. Рефлексивный компонент характеризуется осознанием необходимости и значимости положительного воздействия природы на человека на фоне отрицательного воздействия человека на природу, что побуждает к осознанной заботе о сохранении природной среды.
В ситуации конфликта сред осознаваемый выбор однозначно делается в пользу природной среды. Показатели экологической осведомленно- |
сти (характеристика когнитивного компонента) имеют средний характер и
и имеется определенная готовность к осуществлению экологической деятельности (поведенческо-деятельностный компонент).
У студентов из Африки отношение к природе (как и у россиян) носит экоцентрический характер, но у них самый высокий уровень экологической мотивации и экологической ответственности (мотивационно-ценностный компонент), в ситуации конфликта явное предпочтение отдается природной среде. Вклад эстетических ощущений и активности в чувство единения с природой равнозначен, а телесным ощущениям предается значимо меньшее значение, чем во всех других группах (эмоциональноволевой компонент). Экологическая осведомленность (характеристика когнитивного компонента) находится на среднем уровне. Поведенческо-деятельностный компонент отличается самым высоким уровнем принятия персональной ответственности при решении экологических задач и введением ограничительного поведения для снижения возможного ущерба природе.
Библиографический список
1. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмео-логическое исследование. М., 2010.
2. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / Мдивани М.О., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р., Панов В.И. // Российский научный журнал. 2010. № 14. С. 64-78.
технологии