СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ*
С.А. Мудрак
Филологический факультет Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая.,6, Москва, Россия, 117498
Рассмотрены процессы формирования и развития экологической компетентности личности будущего специалиста в свете этнопсихологических особенностей. Даются качественные и количественные различия в характеристиках экологической компетентности у представителей различных народов и стран, взятых в один период обучения и в условиях одного поликультурного образовательного пространства.
Ключевые слова: экологическая компетентность, студенты, природа, экологическое сознание, антропоцентрическое сознание, конфликт, мотивация, вуз.
Экологическая компетентность есть имманентный компонент высокого уровня профессионализма будущего специалиста, независимо от его национальности и профессиональной ориентации, включающий знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности [1].
В исследовании, которое проводится нами с 2010 г. в рамках проекта РГНФ, понятия «экологической компетентности», «этнокультурной компетентности» и «этнической толерантности» находятся в отношениях взаимного дополнения и представляют собой единую сущность.
В структурном плане нами выделены компоненты и соответствующие им интегральные критерии проявления сформированности экологической компетентности личности [1]: мотивационно-ценностный; когнитивный; деятельностно-практи-ческий; эмоционально-волевой; рефлексивный. В этой связи мы использовали проверенную в лаборатории экопсихологии развития ПИ РАО методику ТЭМ [2], которая заведомо охватывает широкий круг сущностных характеристик экологического сознания и экологической компетентности.
В исследовании приняли участие 126 студентов различных специальностей РУДН, РГГУ, РГМСУ, МГМУ. Контрольную группу составили российские студенты (86 человек). Экспериментальную группу составили студенты из Китая (57 человек) и студенты из Африки (53 человека). Выборки уравнены по половому и возрастному признакам. Возраст студентов — 17—20 лет. Все они обучаются на I—III курсах вузов. Специальные дисциплины, связанные с экологическими вопросами, ими не изучались. Исходя из задач экспериментального исследования и удобства анализа результатов, мы усреднили данные по каждой шкале для двух групп испытуемых.
* Работа выполнена в Российском университете дружбы народов при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда: проект № 10-06-00938а.
При анализе совокупности показателей по первым четырем шкалам (субтест «Экологические угрозы») у российских студентов определяется экоцентрический тип экологического сознания. Осознание необходимости и значимости «положительного воздействия природы на человека» на фоне «отрицательного воздействия человека на природу» (осознание глобального экологического кризиса) побуждает человека заботиться о сохранении экологически положительной природной среды. Такой же тип экологического сознания определяется и у представителей Африки. Однако африканцы в целом дают очень низкий абсолютный показатель по шкале Н+ (положительное воздействие человека на природу) — всего 19 единиц (у россиян — 29,11; у китайцев — 27,55). Иными словами, они вообще сомневаются в возможности благоприятного воздействия человека на природу, предпочитая ограничение воздействия на природный мир в целом.
У студентов из Китая диагностируется антропоцентрический тип экологического сознания. Их обобщенные показатели по четырем шкалам расположены в квадранте «Борьба с природой». Страх перед силами природы («Отрицательное воздействие природы на человека»), ощущение бессилия перед разрушительным воздействием природных и антропогенных катастроф, прагматический подход к природе приводят к стремлению подчинить природную среду своим целям. Это свидетельствует об их большей отдаленности от природы, преуменьшении значимости ее воздействия на человека (как положительного, так и отрицательного), менее выраженном страхе антропогенных природных катастроф, технократической ориентации и сугубо прагматическом подходе к природе. Такой тип связан, по-видимому, с промышленным бумом в Китае, преобладанием технократических и прагматических настроений.
Интересные различия были выявлены в предпочтениях типа среды в ситуациях средового конфликта. Они также являются свидетельством антропоцентрического экологического сознания студентов-китайцев. У них показатель предпочтения техногенной среды (TE) оказался на первом месте. На втором месте оказалась социальная среда, а природная среда вышла только на третью позицию. Последовательность предпочтений в ситуации конфликта сред у российских студентов и студентов из Африки совпадает природная среда, социальная среда, техногенная среда. Следует особо отметить, что абсолютный показатель экологической мотивированности (EM) также оказался статистически значимо разным в трех группах. Он самый высокий у студентов-африканцев (13,3), затем идут российские студенты (11,4). Эти усредненные показатели уровня экологической мотивации являются достаточно высокими. У студентов из КНР значение по шкале ЕМ составило всего 9,47 балла и свидетельствует о невысоком абсолютном показателе уровня экологической мотивации и озабоченности экологическими проблемами.
Субтест «Единение с природой» позволяет судить о том, насколько человек ощущает себя частью природы и с чем связано данное переживание. Под эстетическими ощущениями подразумеваются положительные эмоционально-чувственные переживания, любование природой, перцептивно-аффективный компонент взаимодействия с природной средой. Активность отражает мышечные ощущения,
Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2012, № 5
тесно связанные с движениями в природной среде, активным взаимодействием с ней. Целостный показатель и — «Единение с природой» статистически значимо выше у студентов-россиян (18,27) и является высоким абсолютным показателем. Студенты из Африки и Китая ощущают меньшее единение с природой.
Оценка переживания экологической ответственности производилось по субтесту «Экологическая ответственность». По общей шкале Я — «Экологическая ответственность» результаты не отличаются и показывают наличие среднего уровня в трех группах. Статистически значимые различия были получены нами по шкале Я5 — «международный уровень экологической ответственности». Показатели в группе студентов-китайцев (2,21) и студентов-африканцев (2,33) оказались статистически значимо выше, чем у студентов из России (1,41). Во всех группах наблюдается пессимизм по отношению к возможности решения экологических проблем на общегосударственном уровне. Возможность решения экологических проблем делегируется общественным структурам близкого уровня (муниципальное образование, соседи, семья и т.п.). Интересно, что студенты из Китая и Африки очень доверяют решение экологических проблем международным организациям. Студенты из Африки склонны при формировании своего экологического мировоззрения ограничивать чрезмерное потребление и стремление к роскоши.
В результате обсуждения полученных результатов мы приходим к выводу, что экологическая компетентность студентов из Китая является качественно и количественно иной, чем у студентов-россиян и студентов-африканцев. У студентов-китайцев отношение к природе носит антропоцентрический характер, у них ниже уровень экологической мотивации, хотя и присутствует определенная экологическая ответственность (особенности мотивационно-ценностного компонента). Когнитивный компонент сформирован, его показатели (экологическая осведомленность) имеют средний характер. Готовность к осуществлению экологической деятельности делегируется на общественный уровень, персональная ответственность не выражена (поведенческо-деятельностный компонент). Качественной особенностью эмоционально-волевого компонента является невысокое значение эстетических чувств и телесных ощущений, связанных с природой. На первое место в единении с природой выходит чувство активности, которое отражает мышечные ощущения, тесно связанные с движениями в природной среде. Рефлексивный компонент характеризуется осознанием преобладания отрицательного воздействия человека на природу, но и наличием страхов перед неуправляемыми природными процессами, выбор делается в пользу техногенной среды.
У студентов из России выше уровень экологической мотивации, их отношение к природе носит экоцентрический характер (особенности мотивационно-цен-ностного компонента). Особенностью эмоционально-волевого компонента студентов-россиян является более высокое (по сравнению с двумя другими группами) значение эстетических чувств, связанных с природой. Рефлексивный компонент характеризуется осознанием необходимости и значимости положительного воздействия природы на человека на фоне отрицательного воздействия человека на природу, что побуждает к осознанной заботе о сохранении природной среды.
В ситуации конфликта сред осознаваемый выбор однозначно делается в пользу природной среды. Показатели экологической осведомленности (характеристика когнитивного компонента) имеют средний характер, имеется определенная готовность к осуществлению экологической деятельности (поведенческо-деятельност-ный компонент).
У студентов из Африки отношение к природе (так же как у россиян) носит экоцентрический характер, но у них самый высокий уровень экологической мотивации и экологической ответственности (мотивационно-ценностный компонент), в ситуации конфликта явное предпочтение отдается природной среде. Вклад эстетических ощущений и активности в чувство единения с природой равнозначен, а телесным ощущениям предается значимо меньшее значение, чем во всех других группах (эмоционально-волевой компонент). Экологическая осведомленность (характеристика когнитивного компонента) находится на среднем уровне. Пове-денческо-деятельностный компонент отличается самым высоким уровнем принятия персональной ответственности при решении экологических задач и введением ограничительного поведения для снижения возможного ущерба природе.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. — М.: Изд-во РУДН, 2010.
[2] Хисамбеев Ш.Р. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / Мдивани М.О., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р., Панов В.И. // Российский научный журнал. — 2010. — № 14. — С. 64—78.
COMPARATIVE ANALYSIS OF ECOLOGICAL COMPETENCE RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS
S.A. Mudrak
Philological Department Peoples' Friendship University of Russia
Mikluho-Maklaya, 6, Moscow, Russia, 117498
Processes of formation and development of ecological competence of the identity of future expert in the light of ethnopsychological features are considered. Qualitative and quantitative distinctions in characteristics of ecological competence at representatives of the various people and the countries taken during one period of training and in the conditions of one polycultural educational space are given.
Key words: ecological competence, students, nature, ecological consciousness, anthropocentric consciousness, conflict, motivation, higher education institution.