УДК 378:379
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-Л И Ч Н О С Т Н О Й К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т И С Т У Д Е Н Т О В В П Р О Ц Е С С Е КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прохорова Е.А., старший преподаватель
УВО «Университет управления «ТИСБИ», г.Казань Контакты: eprokhorova@tisbi. ги
В данной статье рассмотрены проблемы формирования социально -личностной компетентности студентов, проанализированы ее характерные особенности и определены педагогические условия, способствующие ее эффективному формированиюв процессе культурно-досуговой деятельности. На основе проведенного экспериментального исследования автором формулируются основные характеристики модели формирования компетентности, выделяются наиболее продуктивные формы и проекты организации культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова:формирование социально-личностной компетентности, культурно-досуговая деятельность, педагогические условия, модель, диагностирование уровня сформированности компетентности.
Педагогический феномен «социально-личностная компетент-ность»определяется нами как интегративное личностное образование, являющееся составной частью социально-профессиональной компетентности обучаемого. Она охватывает систему ценностей икомпетенций, актуализирующих ценности во всех аспектах жизнедеятельности студента, в частности, осознание себя конкурентоспособным специалистом-профессионалом и гражданином России,
153
а такжеего социально-профессиональное становление и возможности самореализации [1].
С целью успешногоформирования социально-личностной компетентности в процессе культурно-досуговой деятельности студентов важно было определить и обосновать педагогические условия, которые содействовали бы этому процессу, обеспечивая повышение уровня сформированности данной компетентностиу студентов.
В начале исследования мы уточнили, что понимается под педагогическими условиями как таковыми. Так, в научной литературе на этот счет можно встретить различные точки зрения, среди которых наиболее близкими для заявленной проблематики мы бы отметили определения, представленные исследователями Н.М. Борытко и В.И. Андреевым.
Например, Н.М.Борытко педагогическим условием считает внешнее обстоятельство (так или иначеорганизуемое педагогом), которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса и предполагает достижение определенного результата [2, С. 44].
При обосновании педагогических условий для нас была важна также точка зрения академикаРАО В.И. Андреева, который определил их как «целенаправленный отбор, конструирование и приме-нениеэлементов содержания, методов (приемов), а также организационных формобучения для достижения образовательных целей» [3, С. 124].
В контексте нашего исследования в понятие «педагогические условия» мы вкладываем комплекс объективных и субъективных факторов, которые необходимы для того, чтобы способствовать наиболее эффективному формированию социально-личностной компетентности в процессе культурно-досуговой деятельно-сти.Педагогические условия представляют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной и социокультурной среды, отражающую основные требо-
154
вания к организации культурно-досуговой деятельности, а также совокупность объективных возможностей и обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательно-воспитательной социокультурной среде вуза.
В ходе анализа психолого-педагогической и культурологической литературы нами были выявлены следующие основные педагогические условия формирования социально-личностной компетентности в процессе культурно-досуговой деятельности, а именно: осуществление совместной культурно-досуговой деятельности студентов и преподавателей на основе ценностно-ориентационного единства, способствующего саморазвитию и самоактуализации студентов в контексте современных социально-культурных ценно-стей;использование широкого диапазона интерактивных методов в процессе культурно-досуговой деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, организация театрально-импровизационной деятельности);разработка и реализация модели (состав, структура и содержание) формирования социально-личностной компетентности студента в процессе культур-но-досуговой деятельности.
На наш взгляд, ведущим условием является разработка моде-лиформирования социально-личностной компетентности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности вуза, которая рассматривается нами как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленныхкомпонентов: ценностно-целевого как прогнозируемого результата, обусловливающего организацию процесса и критериевсформированности социально-личностной компетентности; методологического, обеспечивающего изучение проблемы на основе компетентностного и аксиологического подходов и детерминированных ими принципов; содержательного (реализация различных направлений культурно-досуговой деятельности); технологического, содержащего инструментарий для решения поставленных задач; организационно-
155
деятельностного, включающего педагогические условия формирования социально-личностной компетентности; диагностико -результативного, характеризующего критерии и уровни сформиро-ванности социально-личностной компетентности студентов.
Для получения достоверных и полных результатов об эффективности разработанных нами условий мы использовали регулярное диагностирование уровня сформированности социально-личностной компетентности студентов. Было определено, что методика проведения диагностирования должна соответствовать следующим требованиям:
• многообразие субъектов (для повышения объективности диагностики привлекались все субъекты - педагогический коллектив, сокурсники, социальные партнеры);
• разнообразие методов (диагностирование проводилось с ис-пользованиемразнообразных методов - опросов, бесед, наблюдений, тестов, самодиагностики студентов и др.);
• наличие обратной связи (процессоценивания должен сопровождаться постоянным разбором положительных сторон и недостатков культурно-досуговой деятельности студентов);
• индивидуальный характер (для того, чтобы в процессе оценивания формировать положительную мотивацию студентов к куль-турно-досуговой деятельности отслеживалось индивидуальное про-движние студента в процессе освоения знаний, умений и навыков, развития психических процессов, формирования личнных образований; оценивание осуществлялось от прежнего уровня достижений каждого студента; кроме того, в соответствии с индивидуальными особенностями студентов, применялись различные методики);
• систематичность и регулярность (контрольно-оценочная деятельность выполнялась на всех этапахкультурно-досуговой деятельности, сочеталась с другими сторонами образовательно-воспитательной деятельности в вузе).
156
Реализацияразработанной нами программы исследования по формированию социально-личностной компетентности студентов осуществлялась с помощью различных методов: анкет, опросников, сочинений студентов, тестов, моделирования социальных и профессиональных ситуаций,дискуссий, тренингов, деловых и ролевых игр, организации театрально-импровизационной деятельности и т.д.
При диагностике уровня сформированности социально-личностной компетентности студента учитывалось, что каждый-компонент формируется в связи с общим развитием личности студента, его мотивами деятельности, совершенствованием общего и профессионального кругозора и умелости. О развитии личности и отдельных ее качеств мы судили по тому, как студент участвует в культурно-досуговой деятельности, а также анализировалирезуль-таты самовоспитания и самообразования.
Во избежание односторонности влияния косвенной оценки мы оценивали уровень сформированности социально-личностной компетентности по «приращению» свойств и качеств, являющихся ее критериальными показателями. Это «приращение» получали в результате проведения в начале обучения по разработанной нами программе «срезов» по основным критериальным показателям социально-личностной компетентности и по заключительному «срезу» в результате формирующего эксперимента. Разницав оценках первоначальных и окончательных «срезов» с учетом промежуточных результатов показалавеличину «приращения».
Результаты диагностики отрабатывались методом математической статистики по программам «Короткие статистики», «Линейный корреляционный анализ» и «Ранговый корреляционный анализ» [4].
Опытно-экспериментальное исследование, предпринятое нами в целях подтверждения наших гипотетических выдвинутых педагогических условий по формированию социально-личностной компе-тентентности студентов в процессе культурно-досуговой деятель-
157
ности, осуществлялось в соответствии с практической целью исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социально -личностной компетентности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности в вузе.
В ходе исследования было выявлено, что ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявлялись в целях, идеалах, убеждениях и интересах, а также в мировоззрении студента. Система ценностных ориентаций образовывала содержательную сторону направленности личности студента, выражала внутреннюю основу его личностной композиции социально -ценностных отношений. В процессе исследования мы отмечали особую роль ценностных ориентаций как регуляторов поведения студентов. Зная систему мотивов, норм и ценностных ориентаций личности студента было легче понять особенности его «самочувствия» в группе и поведения в ней, степень его социальной адаптации, предполагаемый уровень общественной и трудовой активности [5].
В студенческих группах достаточно долго и активно функционировавших на основе общих для каждого из ее представителей ценностей, интенсивно осуществлялся процесс групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы. В процессе исследования мы рассматривали ценностно-ориентационное единство как интегральную характеристику системы внутригруп-повых связей, показывающую уровень или степеньсовпадения мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (целям, деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значительным для группы в целом.
Особое место в культурно-досуговой деятельности нашего экспериментального учреждения - Университета управления «ТИСБИ» по формированию социально-личностной компетентности у студентов занималоразвитие молодежных социальных инициатив. Добровольческая деятельность, вопросы ее организации и
158
активизации гражданских инициатив в целях поддержки социально уязвимых категорий населения - актуальны длясоциальной деятельности вузов. В тоже время добровольная деятельность способствовала развитию не только гуманистических тенденций, но и более эффективномурешению задачи по формированию социально-личностных компетенций каждого студента-волонтера, поэтому добровольческая деятельность активно развивалась в нашем университете. Добровольческая деятельность давала возможность проявить студентам социальную инициативу, способствовала налаживанию межличностной коммуникации, что выливалось в совместную социально значимую деятельность.
Культурно-досуговая деятельность в форме добровольного объединения была менее регламентирована и способна к построению диалогических, субъект-субъектных отношений. Здесь осуществлялось взаимное освоение профессиональных и культурных ценностей студентами и преподавателями как равноправными субъектами.Кроме того, создавались условия для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и социальных проблем. Соответственно,основной лейтмотив в Концепции развивающего образования Университета управления «ТИСБИ» - это создание благоприятных условий для реализации программы по формированию такой модели выпускника, в которой доминирующими составляющими являются следующие характеристики: созидатель-профессионал, гражданин-патриот и добротный семьянин.
Реализация принципа «Учиться жить вместе» способствует в нашем вузе развитию понимания других людей, их менталитета, традиций и духовных ценностей. В Университете Управления «ТИСБИ», где учатся представители более 20 -ти национальностей, на этой основе за 20 лет быласозданаэтика толерантности и гражданственности, способствующая реализации различных воспитательных поликультурных проектов. Следует отметить, что пробле-
159
матикаполикультурного образования в России, в це-лом,актуализировалась в последнее время в связи с ее стремлением к тесному взаимодействию с мировым сообществом в условиях современных проблем глобализации [6]. В нашем Университете осуществляется ряд гуманитарных проектов: это ролевые учебные игры по истории Отечества и истории Татарстана, экономической географии, филологии, философии и другим дисциплинам; это -торжественные акты «Первый звонок», «Посвящение в студенты»; это - Декады и Недели культурразличных диаспор. Именно на таких мероприятиях формировалась активная деятельностная позиция каждого участника мероприятия; сохранялись и преумножались культурные и межкультурные традиции, утверждались общечеловеческие ценности, проектировалисьситуации, позволяющие реализовать личностные и коллективные творческие возможности.
Особенно показательнымибыли в этом отношении ставшие традиционными акции «Посади свое дерево» и «Вахта памяти», подписание Международной хартии «Жизнь без наркотиков», декады еврейской, азербайджанской, татарской и других культур.
Основная задача преподавателей в реализации Принципа «Учиться жить вместе» - через учебно-ролевые игры сделать каждого студента активным субъектом учебно-воспитательного процесса, погрузить в созданную в вузе искусственную социальную среду, которая выступает как стимулятор и как корректор начально-заданных в образовательном и воспитательном процессе основных направлений развития поликультурной личности.
В созданной в университете«Школе волонтера» социально-педагогическиетехнологииобъединения студентов рассматривались как оптимальные способы преобразования и регулирования социальных отношений в совместной деятельности всех участников культурно-досуговой деятельности, способствующих формированию социально-личностных компетенций. Культурно-досуговая деятельность в рамках объединения «Школа волонтера» была направ-
160
лена на успешную социализациюстудента и егораскрытие как активного субъекта общественно-полезной деятельности посредством участия в социально-значимых проектах: «Доброе сердце» (помощь ветеранам на дому, помощь по уборке территории дома-интерната для престарелых и инвалидов), выезд с концертной программой, посвященной «Дню матери», «Помоги другу» (помощь в приюте для обездоленных животных: уборка территории, кормление и т.п.), «Эти герои учились у нас», «Гражданская инициатива» и др.
Культурно-досуговая деятельность осуществлялась в форме игр, тренингов и упражнений. Были разработаны специальные программы и проекты: «Шанс», «Я выбираю жизнь», «Равный-равному», «Контакт», «Мы вместе», «Профессия: ориентиры молодыми др.
Для проверки эффективностиразработанных нами педагогических условий формирования социально-личностной компетентно-сти(СЛК) студентов нами были определены экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ) из числа студентов Университе-та.Для анализа результатов формирующего эксперимента мы использовали анкеты количественного и качественного анализа, разработанные нами на основе структурных компонентов СЛК, отражающих ее содержание, а именно индивидуально-личностного, социологического и жизненно-футурологического компонентов.
В каждой анкете выделяли степени сформированности всей совокупности умений, свойств, качеств личности, отражающих содержание вышеуказанных компонентов. Низким уровень считался, если коэффициент составил от -0,7 до -2, средний - от-0,6 до+0,7и высокий - от +0,7 до +2.
Сравнительный анализ показал, что если в начале эксперимента в ЭГиз 40 человек только 11 студентов имели высокий уровень сформированности СЛК, 13 - средний уровень и 16 - низкий уровень, то по итогам эксперимента из тех же 40 человек уже 13 имели соответственно высокий уровень, 20 -средний и лишь 7 студентов
161
остались на низком уровне сформированности СЛК.В КГ из 50 человек до начала эксперимента высокий уровень имели 11 человек, 20 - средний и 19 - низкий, то в концеэксперимента высокий уровень имели 13 человек, 18 студентов - средний и по прежнему 19 студентов остались на низком уровне сформированности СЛК.
Следовательно, результаты диагностики показали динамику роста в период до и после формирующего эксперимента. Студенты ЭГ после формирующего эксперимента стали обладать более высоким уровнем сформированности СЛК, у них также увеличилось количество молодежных инициатив и появились новые проекты, направленные на формирование социально-личностных компетенций и имеющие социальную значимость, были отмечены также сниже-ниееечисла социально негативных явлений в студенческой среде и повышение уровня гражданского, патриотического и демократического воспитания студентов.
Данные эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности предложенной нами теоретико-прикладной модели и педагогических условий формирования социально-личностной компетентности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности.
Источники
1. Прохорова Е.А. Технологии формирования социально-личностной компетентности студентов вузов в условиях глобализации и интеграции образования //Казанский педагогический журнал. 2015.№6 (2). С.33-39.
2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волого-град, 2001. 180 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3 изд.Казань: Центр инновационных технологий. 2006. 500 с.
4. Волкова Е.В. Актуализация феномена социокультурной компетенции в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. 2014. №19. С. 230-233.
5. Шамсутдинова Д.В. Компетентностный подход к формированию социально -культурного пространства вуза //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1 (29). С.151-154.
162
6. Трегубова Т.М. Международные проекты поликультурного образования студентов в условиях современных проблем глобализации //ВестникНижегородского государственного университета им.Н.И. Лобачевского. Серия: Социальныенауки. 2015. №3. С.194-199
EXPERIMENTAL CHECK OF PEDAGOGICAL CONDITIONSOF STUDEN TS' SOCIAL - PERSONALCOMPETENCE FORMATION IN THE COURSE OF CULTURAL-LEISURE ACTIVITY Prokhorova E.A.
In this article,the problems of formationof social-personalcompetence of studentsare considered; its characteristics and pedagogical conditions that promote its effective formation in the course of cultural and leisure activity are analyzed.On the basis of the conducted pilot study, the author formulates the main characteristics of a model of competence formation; the most productive forms and projects of the organization of cultural and leisure activity are emphasized.
Keywords:formationof social and personalcompetence, cultural and leisure activity, pedagogical conditions, model, diagnosing of the level of competence formation.
Дата поступления 06.04.2016.
163