Научная статья на тему 'Технологии формирования социально-личностной компетентности студентов вузов в условиях глобализации и интеграции образования'

Технологии формирования социально-личностной компетентности студентов вузов в условиях глобализации и интеграции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-личностная компетентность / студенты вузов / глобализация и интеграция образования / технологии / ситуационно-ролевая игра / проектные технологии / social and personal competence / students of higher education institutions / globalization and integration of education / technology / situational role-playing game / design technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Евгения Александровна

В статье представлен феномен «социально-личностной компетентности студентов», дано ее определение и представлена структура модели ее формирования. Особо выделены технологии, способствующие ее формированию у студентов вузов. Акцент сделан на ситуационно-ролевой игре как наиболее эффективной технологии, направленной на формирование социально-личностной компетентности студентов, разработан алгоритм применения данной технологии, который представлен одиннадцатью элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS UNDER GLOBALIZATION AND INTEGRATION OF EDUCATION

The phenomenon of "social and personal competence of students" is presented in the article, its definition is given and the structure of model of its formation is presented. The technologies promoting its formation at university students are especially allocated. The emphasis is placed on a situational role-playing game as the most effective technology directed on formation of students’ social and personal competence; the algorithm of this technology application presented by eleven elements is developed.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования социально-личностной компетентности студентов вузов в условиях глобализации и интеграции образования»

УДК 378.095

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Прохорова

Аннотация. В статье представлен феномен «социально-личностной компетентности студентов», дано ее определение и представлена структура модели ее формирования. Особо выделены технологии, способствующие ее формированию у студентов вузов. Акцент сделан на ситуационно-ролевой игре как наиболее эффективной технологии, направленной на формирование социально-личностной компетентности студентов, разработан алгоритм применения данной технологии, который представлен одиннадцатью элементами.

Ключевые слова: социально-личностная компетентность, студенты вузов, глобализация и интеграция образования, технологии, ситуационно-ролевая игра, проектные технологии.

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS UNDER GLOBALIZATION AND INTEGRATION OF EDUCATION

E. Prokhorova

Abstract. The phenomenon of "social and personal competence of students" is presented in the article, its definition is given and the structure of model of its formation is presented. The technologies promoting its formation at university students are especially allocated. The emphasis is placed on a situational role-playing game as the most effective technology directed on formation of students’ social and personal competence; the algorithm of this technology application presented by eleven elements is developed.

Keywords: social and personal competence, students of higher education institutions, globalization and integration of education, technology, situational role-playing game, design technologies.

Наше обращение к проблеме социальноличностной компетентности и определения эффективных технологий, способствующих ее эффективному формированию у студентов вузов, вызвано тем, что сегодня в педагогической науке и практике можно наблюдать определенную недооценку роли нравственного воспитания и отрицание его социальной ценности. Более того, «эпоха интеграции и глобализации весьма зримо влияет на реформирование высшего образования, меняется сама парадигма университетского образования: интеграционные процессы

стимулируют новые научные изыскания в области воспитания «глобальной» личности, подготовленной для успешного

функционирования в многокультурном и

многополярном мире» [5, с. 49].

Как педагогический феномен социальноличностная компетентность определяется нами как интегративное личностное образование, являющееся составной частью социальнопрофессиональной компетентности обучаемого. Она охватывает систему ценностей и

компетенций, актуализирующих ценности во всех аспектах жизнедеятельности студента, в

частности, осознание себя конкурентоспособным специалистом-профессионалом и гражданином

России, а также социально-профессиональное становление и возможности самореализации.

Социально-личностная компетентность

(СЛК) способствует развитию у личности способности использовать различные виды ресурсов и совершенствованию умений личности реализовывать социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности.

В ходе наших исследований была разработана модель формирования СЛК в процессе культурно-досуговой деятельности студентов профессиональной образовательной организации, которая, согласно нашей концепции, включает несколько блоков, а именно: ценностно-целевой блок; методологический блок, определяющий в качестве доминантного компетентностный и аксиологический подходы; содержательный блок, включающий различные направления культурно-досуговой деятельности;

технологический блок, предполагающий использование инновационных форм проведения культурно-досуговой деятельности;

организационно-деятельностный блок,

состоящий из педагогических условий формирования социально-личностной

компетентности в процессе культурно-досуговой деятельности студентов вузов; диагностико-

характеризующий

процедуры

сформированное™

компетентности

результативный блок, критериально-оценочные определения уровней

социально -личностной студентов.

Анализ специальной литературы по данной проблеме, исследование российского и международного опыта, а также участие в европейских проектах позволили нам выделить некоторые технологии эффективного

формирования социально-личностной

компетентности из широкого диапазона инновационных технологий в процессе культурно-досуговой деятельности,

включающего в себя дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, организацию театрально-

импровизационной деятельности и другие [1, 4].

Использование технологий формирования СЛК представляет собой целостный процесс, имеющий такие структурные элементы как концептуальная часть, предполагающая проработку обоснования проблемы, постановку конкретных целей и актуальных задач; мониторинго-диагностический элемент,

решающий задачу уточнения «проблемного поля»; прогностическая часть, связанная с выработкой предположений на будущее и постановку перспективных задач; собственно проектная часть, включающая действия, воплощенные в форму конкретного художественного или социокультурного проекта; процессуальная часть, включающая реализацию на практике управление и непосредственно саму организацию деятельности, ее анализ и необходимую коррекцию.

Несомненно, успешность деятельности педагога-организатора по формированию СЛК у студентов зависит, прежде всего, от мастерства овладения им технологией социальнокультурного проектирования, начинающейся с поиска и оформления проектной идеи. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы на базе Университета Управления «ТИСБИ» (г. Казань) в основе поисковой деятельности по выявлению проектной идеи лежал так называемый «принцип антиканонов», направленный на конструктивное преодоление стереотипов и стимулирование социально- творческого воображения студентов. Данный принцип был направлен на развитие у студентов способности к принятию нестандартных решений, к апробированию их творческих сил, на развитие умения личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

В нашей работе со студентами мы использовали такие проектные технологии, как

проекты конкурсно-досуговых программ; проекты формирования социально-культурной среды; конкурсные программы, различные шоу, конкурсы исполнителей театрализованной песни, проекты создания рекреационно-досуговых центров и т.д.

Особенно эта работа активизировалась в связи с празднованием 70-летия Победы (май 2015 г.), когда студенты вместе с родителями готовили социально ориентированные проекты-летописи трудовой и боевой славы под девизом «Чтобы знали и помнили...».

В ходе данной проектной деятельности у студентов проявлялась возможность брать ответственность на себя, участвовать в

совместном принятии решений, регулировать «конфликты отцов-детей», участвовать в

различных мероприятиях. Проектная

деятельность способствовала также развитию органов студенческого самоуправления в

университете другие [2, 3].

Анализ использования социально-ориентирующих и социально-ролевых игр, направленных на формирования СЛК, привел к созданию правил-предписаний проектирования отношений, образующих «поле социальных проб» в ходе формирования СЛК. К ним мы отнесли:

- правило функционально-ролевой

дифференциации, то есть приписывание педагогу и студенту определенных функций в ходе игровой ситуации;

- правило предоставления каждому участнику игры права выбора формата игрового взаимодействия (индивидуально, в составе временного творческого объединения);

- правило пространственно-временного

структурирования взаимодействия -выделение в игровом взаимодействии площадок и распорядка режимов функционирования на них и др.

Результаты экспериментального

исследования показали наибольшую

эффективность в формировании СЛК технологии ситуационно-ролевой игры. Нами был разработан алгоритм применения данной технологии, который представлен одиннадцатью элементами, составляющими шесть блоков по семь-восемь элементов в каждом. Кратко их перечислим:

1. Индивидуальное авансирование - это организованная деятельность, ориентированная на положительное восприятие студентами игры и ожидания успеха своего участия в ней.

2. Личностное информирование - это обеспечение участника информацией о перспективах реализации его потенциала в ситуационно-ролевой игре.

3. Деятельностно-игровые пробы - пробный поиск решения задач: сначала задача решается теоретически, затем отрабатываются отдельные приемы игрового общения и сотрудничества.

4. Личностно-игровое ориентирование является педагогической каждому участнику в каждом содержательном блоке.

5. Обеспечение участия в игре, которое включает в себя инструктаж и обеспечение игровыми средствами субъектов игры.

6. Реализация ролевых целей с помощью общения через проигрывание ситуаций, направленных на достижение целей игры.

7. Выражение в словах своих игровых ощущений и послеигровое обсуждение, освобождения от излишних эмоций.

8. Обзорная характеристика ситуаций в игре и их восприятие участниками.

9. Оценка игровых действий, комментарии.

10. Рефлексия поступков и действий в игре.

11. Тренинг по отработке сотрудничества и сотворчества участников игры при выработке решений.

В представленной ниже таблице (таблица 1) нами указаны элементы алгоритма, а также технологии и методы ситуационно-ролевой игры.

Таблица 1.- Элементы алгоритма, технологии и методы ситуационно-ролевой игры.

Элементы алгоритма Технология и методы

Индивидуальное авансирование Созерцание предстоящей игры как совместной деятельности, развлечение интересным рассказом

Личностное информирование Исследование возможностей игры и собственных возможностей, обсуждение индивидуальных особенностей общения

Деятельностно-игровые пробы Специально организованные ситуативные диалоги, преодоление собственных коммуникативных затруднений

Личностно-игровое ориентирование Диалог по поводу возможных индивидуальных целей участия в игре, созидание (оформление) неигровых целей участия в игре

Обеспечение участия в игре Созерцание игровых средств, созидание собственного игрового образа

Реализация ролевых целей Диалог (соревнование в решении коммуникативных задач), развлечение (интрига, азарт), ритуал

Вербализация игровых ощущений Диалог-демонстрация - проговаривание собственных чувств, возникших в игре

Реконструирование Диалог-исследование - восстановление картины игры, ситуаций и отношений, возникавших в процессе игрового общения

Оценивание игровых действий Созерцание результативности участия в игре

Рефлексия и осознание игровых действий Исследование в диалоге собственных мыслей и чувств, возникших в игре

Тренинг по отработке ситуативного взаимодействия Созидание собственной коммуникативной сферы, преодоление коммуникативных затруднений

Технологию ситуационно-ролевой игры мы разделили на три части: предыгровая, игровая и послеигровая. В первую часть включили первые четыре элемента, во вторую следующие три, а в третью, соответственно, оставшиеся четыре. Логика предыгровой части состояла в движении от созерцания игры через исследование себя и игры к созиданию своего личного смысла участия.

Собственно игра предполагала

последовательное движение от созерцания конкретной задачи, через коммуникативное решение ее в атмосфере развлечения и ритуала, к демонстрации результатов. Заключительная часть технологии - это исследование игры, собственных мыслей и чувств, затем исследование себя, стимулированное созерцанием оценки, которое вело к работе над собой, преодолению собственных недостатков.

Литература:

1. Заводчиков Д.П. Технологии определения состава ключевых компетенций работников / Д.П. Заводчиков // Современные проблемы организационной психологии. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. - С. 10 - 22.

2. Кочетова А. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности / А.Кочетова // Высшее образование в России. - 2006. - № 4.

3. Слесарев Ю.В. Критерии отбора педагогических технологий для формирования профессиональной базы в подготовке менеджеров

// Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 28 - 33.

4. Трегубова Т.М. Компаративные

исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы

адаптации // Казанский педагогический журнал. -2013. - № 3. - С. 33 - 39.

5. Трегубова Т.М. Международные проекты в области поликультурного образования студентов в ситуации террористических угроз // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 48 - 53.

Сведения об авторе:

Прохорова Евгения Александровна (г. Казань, Россия), старший преподаватель, Университет Управления «ТИСБИ», e-mail: p_jain@mail.ru

Data about the author:

E. Prokhorova (Kazan, Russia), senior lecturer at University of Management “TISBI”, e-mail: p_jain@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.