Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым'

Экспериментальная проверка модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ПРИРОДООХРАННАЯ КУЛЬТУРА / ENVIRONMENTAL CULTURE / ПРИРОДА / NATURE / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ / MODEL OF ENVIRONMENTAL CULTURE / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / EXPERIMENTAL TESTING / ОБУЧАЮЩИЕ КОЛЛЕДЖЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / TRAINING COLLEGES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

Статья посвящена отражению хода и результатов экспериментальной проверки эффективности модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым. В статье произведен анализ понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание», а также обосновать путь и условия формирования природоохранной культуры обучающихся. В рамках исследования определены критерии, показатели и уровни сформированности природоохранной культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL CHECK OF MODEL OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF STUDENTS OF THE COLLEGES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article is devoted to the reflection of the progress and results of the experimental verification of the model of formation of environmental culture of the colleges of the Republic of Crimea. The article analyzes the concepts of "environmental education" and "environmental education", as well as substantiate the way and conditions for the formation of environmental culture of students. The study identified the criteria, indicators and levels of formation of environmental culture of students.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым»

Таким образом, особенностями адаптации студентов являются: несформированность ценностной системы личности; слабая развитость познавательной активности; несформированные, в достаточной мере, коммуникативные умения и навыки общения; слабая мотивация к избранной профессии; зависимость от индивидуальных особенностей личности.

Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, повышению мотивации учебной деятельности, путем введения в пространство будущей профессии посредством учебной практику по совершенствованию коммуникативной компетентности и навыков поведения в конфликтных ситуациях. В конечном счете, необходима выработка стратегии адаптации. Для решения этих задач следует проводить индивидуальные консультации, групповые социально-психологические или коррекционные тренинги.

Выводы. Таким образом, анализ научной психолого-педагогической литературы по адаптации на начальном этапе обучения показывает, что можно выделить два аспекта проблемы. Первый личностный аспект - это индивидуально-возрастные особенности, социально-психологические механизмы адаптации, социометрический статус студента, социально-психологические критерии оценки адаптивности личности и т.п. Второй аспект - педагогический, или управленческий, задачей которого является исследование эффективных путей оптимизации процесса адаптации студентов.

Литература:

1. Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев: Штинца, 1990. - С. 17-29.

2. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 25-33.

3. Жданов Р.П. Общие и социально - психологические особенности периода адаптации первокурсника. // Специалист, 1993. -№ 10. - С.62 Жданов Р.П. Условия адаптации к учебной деятельности в техникуме. // Специалист. - 1993. - № 3. - С. 4.

4. Карачевцева А.П. Формирование методической культуры учителя начальных классов на первой ступени педагогического образования. Дисс. ... канд. пед. наук. - Курск, 2003. - С. 5.

5. Майер А.А. Профессиональная компетентность - базовый уровень образованности специалиста // Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе государственных стандартов второго поколения. - Барнаул: Изд-во АКОО РНЦ СО РАО, 2002. - С. 198-203.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация. Статья посвящена отражению хода и результатов экспериментальной проверки эффективности модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым. В статье произведен анализ понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание», а также обосновать путь и условия формирования природоохранной культуры обучающихся. В рамках исследования определены критерии, показатели и уровни сформированности природоохранной культуры обучающихся.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, природоохранная культура, природа, окружающая среда, модель формирования природоохранной культуры, эксперимент, экспериментальная проверка, обучающие колледжей Республики Крым.

Annotation. The article is devoted to the reflection of the progress and results of the experimental verification of the model of formation of environmental culture of the colleges of the Republic of Crimea. The article analyzes the concepts of "environmental education" and "environmental education", as well as substantiate the way and conditions for the formation of environmental culture of students. The study identified the criteria, indicators and levels of formation of environmental culture of students.

Keywords: environmental education, environmental education, environmental culture, nature, environment, model of environmental culture, experiment, experimental testing, training colleges of the Republic of Crimea.

Введение. К наиболее актуальным проблемам современности, которые касаются каждого жителя планеты и от которых зависит будущее человечества, следует отнести экологические проблемы, вызванные недальновидным, неразумным, необоснованным отношением человека к природе.

В современных условиях экологического кризиса, характеризующегося обострением противоречий во взаимоотношениях между обществом и природой, возникновением сложных глобальных проблем экологического характера, пристального внимания, по нашему мнению, заслуживает проблема воспитания экологически грамотного высоконравственного и здорового поколения, способного существовать и развиваться в сложных условиях меняющейся окружающей среды.

Решение данных проблем может быть достигнуто путем экологизации современной науки и образования, пересмотра содержания, форм и методов образования подрастающего поколения как будущих представителей общества.

Эколого-природоохранная подготовка подрастающего поколения, в том числе обучающихся колледжей Республики Крым, заключается в разработке соответствующей концепции. Однако обоснование ее эффективности требует, по нашему мнению, экспериментальной проверки путем внедрения модели

формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым в конкретный учебно-воспитательный процесс учреждений образования.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является отражение хода и результатов экспериментального исследования эффективности внедрения модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению хода и результатов эксперимента, обратимся к изучению понятий, составляющих терминологический аппарат экологического образования.

Проблема экологического воспитания, образования и природоохранной культуры обучающихся является достаточно актуальной в отечественной педагогике последних лет.

Так, различным аспектам указанной педагогической проблемы посвящены труды В.М. Минаевой, И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, .Б. Кнорре, Л.П. Салеевой, М.Н. Сарыбекова, И.Т. Суравегиной, С.Е. Павлюченко, Н.А. Пустовит, Э.А. Турдикулова, Л.Ю. Чуйковой и других ученых.

Обратимся к рассмотрению ключевых понятий экологического образования и воспитания.

Нельзя отождествлять указанные термины, так как, по мнению Е.В.Хохловой неверно пользоваться сочетанием этих понятий, ведь экологическое образование и экологическое воспитание являются частными направлениями более общих процессов образование и воспитания [1].

На основе хронологического анализа формирования педагогической мысли относительно вышеуказанных понятий Л.Ю. Чуйкова сформулировала следующие определения.

Экологическое образование, по мнению исследовательницы, - «это процесс и результат усвоения систематизированных экологических знаний, умений и навыков, как один из аспектов общего образования, который является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду в соответствии с экологическими законами» [2, с. 22]. В свою очередь под экологическим воспитанием Л.Ю. Чуйкова понимает «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к экологически грамотной производственной, общественной и культурной жизни» [2, с. 22].

Формирование культуры является результатом воспитательной деятельности. В связи с этим можем утверждать, что формирование природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым должно строиться на основе многокомпонентной воспитательной методики посредством использования образовательных средств.

На основе вышеуказанного тезиса нами была сформулирована гипотеза, сущность которой заключается в том, что эффективность формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей возможна при соблюдении ряда педагогических условий, а именно путем:

1. Определения основных методологических подходов к проблеме формирования природоохранной культуры обучающихся;

2. Разработки и апробации структурно-функциональной модели формирования природоохранной культуры обучающихся;

3. Внедрения комплекса педагогических условий, включающих:

- устойчивую мотивацию к природоохранной деятельности и осознанию значимости личного участия каждого человека в сохранении природных богатств;

- создание предметно-развивающей образовательной среды для проведения элементарной поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учетом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей обучающихся в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания;

- обеспечение целостности и системности в организации процесса формирования у обучающихся природоохранной культуры в единстве трех направлений: изучение учебных дисциплин «Естествознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», проведение полевых практик; воспитательная и научно-исследовательская деятельность;

- обеспечение технологичности процесса формирования природоохранной культуры: непрерывности, алгоритмизированности, усложнения задач формирования природоохранной культуры обучающихся от курса к курсу.

На основе положений выдвигаемой гипотезы была составлена модель формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей. Ее эффективность проверялась путем реализации экспериментального исследования. Обратимся к отражению хода и результатов реализуемого экспериментального исследования с целью обоснования эффективности модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым.

В ходе исследования была разработана программа экспериментальной работы, включающая несколько последовательных этапов, каждый из которых реализовывался посредством отобранных адекватных методов исследования, а именно:

1. Контент-анализа литературы, учебных программ и планов.

2. Наблюдения.

При реализации наблюдения использовались его пассивная и естественная формы. В роли объекта наблюдения была определена природоохранная деятельность обучающихся колледжей Республики Крым. Целью проведения наблюдения стало определение уровня сформированности природоохранной культуры обучающихся колледжей.

3. Анкетирования, которое использовалось с применением открытых и закрытых вопросов. Цель проведения анкетирования предусматривала доказательство актуальности выбранной темы исследования путём анализа анкет (обучающихся экспериментальной и контрольной групп, преподавателей колледжей).

4. Метода поперечных срезов, целью которого был определен анализ результатов анкетирования.

5. Методы математической и статистической оценки.

Опытно-экспериментальная часть исследования эффективности модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым включал констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.

Целью реализации указанных этапов стало выявление исходных уровней сформированности природоохранной культуры обучающихся колледжей; разработка и экспериментальная проверка модели

формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым, получение результатов динамики уровня сформированности природоохранной культуры обучающихся по факту внедрения модели.

Реализация поэтапной экспериментальной проверки предусматривала решение следующих задач:

- разработки критериев, показателей и характеристики уровней сформированности природоохранной культуры обучающихся колледжей;

- подбора диагностического инструментария для проведения констатирующего обследования;

- проведения констатирующего эксперимента и выявления исходных уровней сформированности природоохранной культуры обучающихся колледжей;

- разработки, научного обоснования и экспериментальной проверки структурно-функциональной модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым.

- внедрения педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования природоохранной культуры.

- проведения контрольных срезов и осуществления сравнительного анализа результатов экспериментальной работы, статистической обработки результатов данных эксперимента и их интерпретации.

В ходе реализации указанных задач использовался комплекс подобранных методов исследования, таких

как:

- анкетирование педагогов и обучающихся колледжей;

- метод поперечных срезов;

- наблюдение;

- сравнение;

- анализ результатов анкетирования, обобщения.

- сравнительные методы и методы математической статистики.

В качестве базы проведения экспериментального исследования выступили Экономико-гуманитарный колледж ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте, Инженерно-педагогический колледж ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет».

Для проведения исследования респонденты были объединены в две группы: экспериментальную и контрольную. Группы были примерно равнозначными по качественному составу и успеваемости для того, чтобы в условия обоих группах были сходными для чистоты и точности эксперимента.

Структурно-функциональная модель формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей внедрялась в экспериментальной группе.

На основе анализа понятий, характеризующих природоохранную культуру и особенности ее формирования у обучающихся, были выделены три основных критерия исследования:

- мотивационно-аксиологический;

- когнитивно-познавательный;

- деятельностно-поведенческий.

Каждый из указанных критериев включал ряд показателей:

- мотивационно-аксиологический критерий с показателями: осознание необходимости охраны окружающей среды; наличие интереса к экологическим проблемам;

- когнитивно-познавательный критерий с показателями: наличие знаний об экологии, природных ресурсах, окружающей среде Крыма; знание технологий сохранения окружающей среды;

- деятельностно-поведенческий с показателями: способность к защите окружающей среды; умение вести себя в природе.

Выделенные критерии и показатели выступили основой характеристики трех уровней сформированности природоохранной культуры обучающихся колледжей: достаточного, базового и начального.

На основе указанных критериев и их показателей был проведен констатирующий замер уровня сформированности природоохранной культуры обучающихся колледжей.

Сумма процентного соотношения по критериям позволила определить общие уровни сформированности природоохранной культуры обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Так, достаточный уровень был зафиксирован у 8,6% обучающихся экспериментальной и 8,4% респондентов контрольной групп. Базовый уровень отмечен у 20% обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Большинство респондентов засвидетельствовали начальный уровень сформированности природоохранной культуры: 71,4% обучающихся экспериментальной и 71,6% респондентов контрольной групп.

Анализ качественных результатов позволил сделать следующие выводы: преимущественное большинство респондентов обладают базовыми знаниями об экологии, природных ресурсах, окружающей среде Крыма. Их интерес к экологическим проблемам являлось неустойчивым, а поведение в природе - не всегда корректным на констатирующем этапе.

Диагностика показала, что обучающиеся колледжей были недостаточно осведомлены о технологиях сохранения окружающей среды, не проявляли способности к защите окружающей среды.

Проведенный количественный и качественный анализ выполнения заданий на констатирующем этапе эксперимента засвидетельствовал начальный уровень сформированности природоохранной культуры у обучающихся колледжей, что актуализировало необходимость внедрения модели формирования природоохранной культуры.

В рамках контрольного этапа экспериментальной работы был проведен контрольный диагностический срез по трем критериям: мотивационно-аксиологическому, когнитивно-познавательному и деятельностно-поведенческому по методикам, которые применялись на констатирующем этапе эксперимента, а именно: «Недописанные тезисы», «Охранная грамота природы», эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания», интервьюирование, эколого-психологический тест «Моя установка по отношению к природе», решение проблемных ситуаций.

Полученные на основе реализации контрольного эксперимента количественные и качественные результаты сравнивались с данными констатирующего эксперимента.

Обратимся к рассмотрению динамики изменений уровней сформированности природоохранной культуры обучающихся колледжей. Так, респонденты экспериментальной группы засвидетельствовали

существенные положительные изменения. Показатели достаточного уровня увеличились с 8,6% до 22,6%. Существенно увеличилось количество респондентов эксперимента с базовым уровнем сформированности природоохранной культуры: с 20% на констатирующем этапе до 67,6% во время контрольной диагностики. В значительной степени сократилось число обучающихся с начальным уровнем: с 71,4% до 9,8%.

В контрольной группе также были отмечены незначительные позитивные изменения. Показатели достаточного уровня возросли с 8,4% во время констатирующего эксперимента до 9,6% в рамках контрольного этапа. Несколько увеличилось количество обучающихся с базовым уровнем сформированности природоохранной культуры: с 20% до 24,8%. Количество респондентов с начальным уровнем сократилось с 71,6% до 65,6%.

С целью подтверждения достоверности полученных результатов была проведена также статистическая обработка экспериментальных данных.

Выводы. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной и экспериментально внедренной в экспериментальной группе структурно-функциональной модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей и возможности ее применения для повышения уровня сформированности природоохранной культуры обучающихся других образовательных организаций.

Литература:

1. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы). - Ставрополь, 2001. - 76 с.

2. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1 (17). - С. 20-32.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук Макаренко Юлия Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье исследуется проблема подготовки будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга как средства повышения качества образования в дошкольной образовательной организации. Автор рассматривает подготовку будущих руководителей к осуществлению управленческого мониторинга. Представлены и описаны компоненты структуры средств повышения качества образования в дошкольной образовательной организации. Охарактеризована эффективность отдельных видов мониторинга, которая реализуются сегодня в некоторых областях системы управления. Отмечено, что управленческий мониторинг должен быть одной из функций руководителей, позволяющих обеспечить информационную базу управления.

Ключевые слова: будущий руководитель, дошкольная образовательная организация (ДОУ), качества образования, мониторинг, мониторинговые исследования, управленческий мониторинг.

Annotation. In the article the problem of training of future chief executives for implementation of administrative monitoring as means of improvement of quality of education in the preschool educational organization is investigated. The author considers training of future chief executives for implementation of administrative monitoring. Components of structure of means of improvement of quality of education in the preschool educational organization are presented and described. The efficiency of separate types of monitoring which are implemented in some areas of a control system today, is characterized. It is noted that administrative monitoring has to be one of functions of the executives allowing to provide information base of management.

Keywords: future executives, preschool educational organization, quality of education, monitoring, monitoring researches, administrative monitoring.

Введение. Мониторинг представляет собой определенную интеграцию эмпирического и теоретического знания о мире. Мониторинговые исследования в гуманитарной области, согласно работам А. С. Белкина, выполняют определенные функции:

•ориентировочную (ориентация субъектов в жизненном пространстве на основе полученной и получаемой информации);

•конструктивную (с одной стороны, кристаллизация индивидуальной позиции личности, а с другой -расширение личностного пространства за счет установления позитивных контактов и взаимодействий с другими людьми);

•организационно-деятельностную (постоянная интеграция получаемой информации и научно -теоретического знания позволяет определить наиболее оптимальную позицию личности в процессе выполнения той или иной деятельности);

•коррекционную (уточнение и при необходимости поправка выполняемых задач, позиции личности в процессе деятельности);

•оценочно-прогностическую (дискретный процесс сличения и сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом исследования; данная функция до некоторой степени определяет и предыдущую) [2].

Изложение основного материала статьи. Мониторинговыми исследованиями в системе образования занимаются: A.C. Белкин, И.В. Бестужев - Лада, А.Н. .Багиров, В.Г. Горб, Е.В. Заика, А.Л.Орлов, С.А. Равичев, С.Н. Силина [1]. Качество образования в была объявлено национальным приоритетом, предварительным условием для государственной безопасности, гарантии соблюдения международных норм и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.