3. Комаринских А.Н. Взаимодействие колледжа с социальными партнерами / в сб. Управление инновационными образовательными системами в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»: Материалы региональной научно-практической конференции 13-14 декабря 2007 г. Барнаул: Азбука.
4. Медведева Н.В., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н. Компетентностный подход в рамках современной образовательной парадигмы // Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»),-№9, 2007.
5. Смирнов С.И. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного
профессионального образования // Развитие профессионального образования Камчатской области в современных условиях: материалы региональной научно-практической
конференции 17 октября 2004г. - Петропавловск-Камчатский: РИО Камчатского филиала МУПК, 2004.
УДК 374.02
Экспериментальная деятельность в сфере дополнительного образования
детей.
Петровская Н.А. к.п.н., главный специалист отдела организации НИР
Шаронин Ю.В. д.п.н. главный специалист отдела организации НИР
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва
Аннотация. В системе дополнительного образования детей ведется экспериментальная работа по разработке и апробации новых форм и методов работы, обеспечивающих качество дополнительных образовательных услуг, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В статье рассмотрена деятельность региональных экспериментальных площадок, проводящих научные исследования, направленные на совершенствование системы дополнительного образования.
Ключевые слова. Дополнительное образование, новые педагогические и социальные технологии, эксперимент, инновационная деятельность.
В системе дополнительного образования ведется экспериментальная работа по таким направлениям исследований как развитие эстетической компетенции, творческой потребности в самоактуализации личности воспитанника системы дополнительного
образования. Ряд учреждений дополнительного образования экспериментируют с инновационными формами досуговой деятельности учащихся, обеспечивающих качество дополнительных образовательных услуг, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Особую актуальность приобретают эксперименты, направленные на проектирование и проверку на практике модели региональной системы дополнительного образования в режиме очно - заочного и дистанционного обучения, способной выступать средой и педагогическим механизмом эффективного решения задач по предоставлению услуг дополнительного образования сельским детям и подросткам.
В Орловской области организована сетевая региональная экспериментальная площадка (Приказ Департамента социальной политики Орловской области от 30.08.2007г. №1031). Тема эксперимента - Развитие эстетической компетенции, творческой потребности в самоактуализации личности воспитанника системы дополнительного образования (руководитель - Крестовоздвиженская О.Е., заведующая отделом воспитания Орловского областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей»).
Участники эксперимента:
Базовая организация: Государственное областное учреждение дополнительного образования детей -Дворец творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина.
Пилотные организации: Муниципальное учреждение дополнительного образования детей - Кромской Дом детского творчества. Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 г. Орла.
Цель эксперимента- развитие эстетической компетенции, творческой потребности в самоактулизации личности воспитанника системы ДО.
Задачи эксперимента: Региональная интеграция дополнительного образования с образованием детей, получаемым в процессе учебы.
Основные результаты эксперимента:
Наработаны материалы по региональному краеведению, созданы программы по дополнительному образованию, соотнесенные с образовательным процессом школ.
В Ростовской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г. Шахты проводит экспериментальную работу на тему: «Гражданское воспитание: инновационные формы досуговой деятельности» (Научный руководитель: Абраухова В. В., кандидат педагогических наук).
Цель эксперимента - разработка и апробация новых форм и методов работы, обеспечивающих качество дополнительных образовательных услуг, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Задачи эксперимента:
1. разработка и внедрение воспитательной системы, обеспечивающей соответствие современным требованиям и ожиданиям потребителя на каждой стадии образовательного процесса.
2. разработка и реализация новых педагогических и социальных технологий.
3. обобщение и популяризация полученных результатов работы: участие в семинарах, конференциях, выпуск публикаций.
4. создание модели выпускника как собирательного образа, отвечающего требованиям социального заказа.
Основные результаты эксперимента нашли отражение в ряде методических разработок и получили широкую огласку в средсвах массовой информации..
• Сборник сценариев праздников, посвященных Дню народного единства.
«Сыны Отечества. Защитники земли русской». Шахты, 2007г.
• Публикации в СМИ о массовых мероприятиях, проведенных в рамках ОЭП. 21 публикация в газетах «Шахтинские известия», «КВУ», «Поле зрения», «Тумба» и др.
В Ростовской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Районный центр внешкольной работы (директор Нехаев С. И.) является региональной экспериментальной площадкой (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, № 44 от 17.01.2008 года).
Тема эксперимента - «Экспериментальная апробация модели муниципальной системы дополнительного образования в режиме очно - заочного и дистанционного обучения детей» (руководитель - Рябченко А. М., кандидат педагогических наук,, заведующий кафедрой методики воспитательной работы РО ИПК и ПРО).
Цель эксперимента - проектирование и проверка на практике модели муниципальной системы дополнительного образования в режиме очно - заочного и дистанционного обучения, способной выступать средой и педагогическим механизмом эффективного решения задач по предоставлению услуг дополнительного образования сельским детям и подросткам Красносулинского района.
Задачи эксперимента:
1. привлечение наибольшего количества детей и подростков к процессу формирования потребностей в обучении и самореализации посредством расширение сферы влияния дополнительного образования РЦВР.
2. разрешение противоречий между потенциалом образовательных возможностей РЦВР и существующими социально-экономическими условиями в Красносулинском районе.
3. расширение самосознания потенциальных воспитанников Центра в области мотивации и принятия самостоятельного решения в выборе вида деятельности посредством предоставления дополнительной образовательной информации.
4. коррекция личностных качеств и умений, преодоление комплекса отсутствия способностей, снятие барьеров, мешающих реальным продуктивным действиям воспитанников детских объединений.
5. включение воспитанников в работу по самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю, приобщение детей к исследовательской деятельности с помощью доступной и понятной обучающей информации.
Основные результаты эксперимента:
проведено исследование образовательной среды и получены результаты о потребностях (количество и направления) в образовательных услугах РЦВР по Красносулинскому району;
разработка и открытие официального сайта «Цветок на ладони» (\Veb-site: \у\у.зи1т- rcvr.nm.ru);
демонстрация возможностей РЦВР через сайт и открытые мероприятия; разработаны заключены договоры о социальном партнёрстве в рамках реализации ИП, согласование планов взаимодействия;
тесное сотрудничество с областными ОУ;
подготовлено электронное сопровождение к образовательной программе «Спортивное ориентирование»;
разработаны Положения о виртуальных конкурсах по художественному творчеству и краеведению;
ведётся редактирование методических разработок и подготовка их к печати.
В Ростовской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской центр внешкольной работы «Досуг» высшей категории (346350 г. Красный Сулин ул. Победы 5, директор Субботина Ольга Андреевна) проводит экспериментальную работу на тему: «Дополнительное образование
как элемент муниципальной системы профильного обучения» (руководитель - Рябченко Алексей Михайлович).
Цель эксперимента - Проектирование и проверка на практике муниципальной системы профильного образования на основе обеспечения тесного взаимодействия общего и дополнительного образования, способной выступать средой и педагогическим механизмом профессионального и жизненного самоопределения, определения призвания учащихся и осуществления предпрофильной подготовки.
Задачи эксперимента:
1. разработка целостной муниципальной концепции профильного обучения применительно к условиям малого города (модели и формы профильного обучения с участием учреждения дополнительного образования детей, этапы введения профильного обучения в муниципальной образовательной системе, учет системных нововведений при организации дополнительного образования и др.)
2. выявление условий механизмов функционирования дополнительного образования, способных позитивно влиять на содержание и организацию профильного обучения (изменение в педагогической системе при переходе к профильному обучению, готовность педколлектива и т.п.).
3. индивидуальная психолого-педагогическое сопровождение старшеклассника на этапе выбора профиля обучения в учреждении дополнительного образования детей (профильная ориентация - этапы, содержание, средство, модели и использование портфолио).
4. отработка индивидуализированных и групповых форм профильного обучения в условиях учреждения дополнительного образования детей (индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальные формы образовательной деятельности и др.).
5. разработка критериев и показателей эффективности педагогической деятельности по жизненному и профессиональному самоопределению средствами дополнительного образования и проверка их в практической инновационной работе в рамках компетентного подхода.
6. позиционирование учреждения дополнительного образования детей как ресурсного центра муниципальной системы профильного обучения.
Основные результаты эксперимента:
1. разработка и реализация проекта создания муниципального Ресурсного центра для профильной подготовки старшеклассников (публикация методического сборника из опыта работы);
2. разработка и публикация авторских предпрофильных и профильных программ;
3. разработка и издание методических сборников по работе с одаренными детьми;
4. разработка и издание методических сборников по работе с лидерами Молодежной Думы;
5. публикация статей в федеральной и региональной педагогической литературе и методических сборниках.
Список литературы.
1. Медведева Н.В., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н. Современные тенденции в управлении маркетингом в сфере образования// Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»),-№9.
2. Смирнов С.И. Взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования по повышению качества подготовки выпускников // Профессиональное образование Камчатской области в условиях социального партнёрства: Материалы совещания работников образования Камчатской области 12 октября 2005 г. -Петропавловск-Камчатский: РИО Камчатского филиала МУПК.
УДК 373.1
Современная модель организации образовательной среды школы
Мишин Б.И. к.э.н., главный специалист отдела организации НИР
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к определению основных направлений формирования модели организации образовательной среды. Раскрыт механизм реализации идей, принципов и направлений, составляющих основу модели организации образовательной среды.
Ключевые слова. Современная модель, образовательная среда, школа.
Разработка модели организации образовательной среды осуществлялась в трех аспектах.
В основу концептуального аспекта модели, которую мы назвали «Человек мира», положена идея создания условий для формирования самоактуализирующейся,