УДК 614:174+174-057.16+378.018.46 ББК Ю715.4
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Е.Ю. Сафронова Челябинский областной центр дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения
EXPERIMENTAL TESTING OF THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF PUBLIC HEALTH EXPERTS’ PROFESSIONAL ETHICS FORMATION IN THE SPHERE OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT
E. Safronova Chelyabinsk regional center of supplementary vocational education for public health experts
Проблему становления профессиональной этики медицинских работников автор решает через структурно-функциональное моделирование специфического процесса, обусловливающее основные предпосылки к реализации системы психолого-педагогических воздействий, программно-содержательное и научно-методическое обеспечение, систему диагностики. Описана апробация авторской модели и ее результаты.
Ключевые слова: паллиативная и деонтологическая помощь, профессиональная этика медицинских работников, психофизический тренинг, психорегуляция, аппаратурный бесконтактный метод, коммуникативный тренинг, образноволевые настрои.
The author solves the problem of medical personnel’s professional ethics formation by way of structural and functional modeling of some specific process. This modeling sets conditions for the basic premises to psychological and pedagogical system realization, for program and content support as well as for scientific and methodological support and for diagnostic system. The testing of the author’s model and the results of the testing are presented.
Keywords: palliative and deontological support, medical personnel’s professional ethics, psychophysical training, psychoregulation, apparatus noncontact method, communicative training, figurative and volitional tunings.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью качественного преобразования всей системы паллиативной, деонтологической помощи, оказываемой медицинскими работниками больным. В современных условиях на фоне технотизадии медицины, появления инновационных фармакологических препаратов сознание медицинского работника акцентируется на технологических, инструментальных средствах и методах решения проблемы оздо-
ровления человека. В этой связи становление профессиональной этики у специалистов здравоохранения становится одной из приоритетных задач в системе повышения их квалификации. Противоречие возникает между объективной потребностью совершенствования системы становления профессиональной этики у медицинских работников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения для реализации данного процесса.
В свою очередь, цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании структурно-функциональной модели становления профессиональной этики у медицинских работников в системе повышения квалификации.
Учитывая многогранность процесса становления профессиональной этики медицинских работников в системе повышения квалификации, мы попытались смоделировать основной компонентный состав специфической модели, где каждый элемент представлял собой совокупность тесно взаимосвязанных элементов системы [1, 6]. В структуру структурно-функциональной модели становления профессиональной этики медицинских работников вошли следующие элементы [1-3, 5, 6]: цель - становление профессиональной этики медицинских работников; повышение профессиональной квалификации специалистов здравоохранения; основные предпосылки к становлению профессиональной этики специалиста; программно-содержательное и научно-мето-дическое обеспечение структурно-функцио-нальной модели, определяющего базовые и вариативные формы использования специализированных психолого-педагогических мероприятий в становлении профессиональной этики медицинских работников; содержание психолого-педагогических мероприятий в становлении профессиональной этики медицинских работников, включающее следующие основные разделы: психофизический тренинг; коллективные игры и упражнения; аппаратурные бесконтактные методы; педагогические условия реализации структурно-функциональ-ной модели, определяющие внешние и внутренние факторы эффективного воздействия на личность профессионала с целью формирования у нее этических ценностей; диагностическое обеспечение оценки сформированности профессиональной этики медицинских работников; результат - сформированность профессиональной этики медицинских работников в системе повышения квалификации; структуру профессиональной этики специалистов: профессионально-прикладной компонент (терпеливость, доброжелательность, дисциплинированность), эмоционально-поведенческий (конфликтность, коммуникативные умения, оптимистические/ пессимистические ценности);
функционально-деятельностный (стиль руководства, личностная самооценка, общественное отношение к деятельности специалиста).
В свою очередь, программно-содержательное обеспечение структурно-функциональной модели становления профессиональной этики медицинских работников реализовалось по следующим основным формам [2-5]:
1. Базовая часть, включающая: теоретическую подготовку медицинских работников в сфере профессиональной этики; регуляцию эмоционально-волевой сферы посредством дыхательных упражнений; обучение релаксации методом смены напряжения и расслабления мышц; упражнения с элементами идеомо-торной стимуляции; внушения, образно-воле-вые настрои.
2. Вариативная часть: аппаратурные бесконтактные методы психорегуляции; коммуникативный тренинг. Используемые методы и средства психофизической тренировки в целом обеспечивали вариативное воздействие на личность профессионала, так как гармонично использовали принцип воздействия через психику на тело (образно-волевые настрои, внушения - европейская система), так и элементы соматотерапии (наоборот - через тело на психику; по большей мере западные методики).
Для оценки эффективности разработанной структурно-функциональной модели становления профессиональной этики медицинских работников мы провели педагогический эксперимент на базе ГОУ «Челябинский областной центр дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения».
В констатирующем педагогическом эксперименте, проведенном как в лабораторных, так и в естественных условиях медицинской практики, приняли участие 84 специалиста здравоохранения. По окончании констатирующего эксперимента были сформированы опытная (щ = 25) и контрольная (п2 = 25) группы. В ходе констатирующего педагогического эксперимента уточнилось содержание диагностического обеспечения в оценке сформированности основных компонентов (профессиональ-но-прикладного, эмоционально-поведенческого, функционально-деятельностного) профессиональной этики медицинских работников.
На начальной стадии эксперимента нет статистических достоверных различий между показателями сформированности профессиональной этики у специалистов здравоохранения, при этом все показатели характеризуются средними значениями.
По итогам формирующего педагогического эксперимента была выявлена положительная динамика в сформированности профессионально-прикладного компонента профессиональной этики у медицинских работников (рис. 1). Оценка производилась в баллах при Р > 0,05 % в начале эксперимента и Р < 0,05 % после эксперимента.
В оценке показателей терпеливости результаты опытной группы по отношению к контрольной улучшились на 37,4 % при фактических результатах (баллы): у опытной -13,1 (приближенный к высокому уровню); у контрольной - 8,9 (средний). Качественной характеристикой повышения терпеливости у опытной группы послужило то, что у медиков опытной группы стали лучше проявляться волевые процессы, что может быть обусловлено использованием специальных психорегулирующих упражнений. На наш взгляд, больший эффект дали дыхательные упражнения, метод смены напряжения и расслабления мышц и коммуникативные тренинги с повышенной психологической трудностью.
За время эксперимента у опытной группы значительно повысились показатели доброжелательности - практически на 30,9 %; эти
же показатели были лучше по отношению к контрольной на 27,3 % и характеризовались высокими показателями проявления человеколюбия.
В оценке дисциплинированности нам также удалось достичь позитивной динамики у опытной группы - данные были лучше, чем у контрольной, на 18,2 % при статистически достоверных различиях. Тем не менее уровень дисциплинированности у обеих групп был на среднем уровне.
Динамика сформированности эмоцио-нально-поведенческого компонента показана в таблице.
Показатель конфликтности в рамках оценки конфронтации у опытной группы уменьшился на 38,3 %, фактический показатель составил 5,3 балла, что значительно приближенно к низкому уровню (менее 4 баллов). У контрольной группы данный показатель снизился на 10 % и был хуже результата опытной группы на 28,3 %.
Коммуникативные умения у специалистов опытной группы также были улучшены: с большего фактического показателя - 27,5 балла - что свидетельствует о среднем уровне; на меньший показатель - 21,8 балла («пе-
Результаты Результаты Результаты Результаты
контрольной опытной контрольной опытной
группы до группы до группы после группы после эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Рис. 1. Динамика сформированности профессионально-прикладного компонента профессиональной этики медицинских работников
Динамика показателей сформированное™ эмоционально-поведенческого компонента профессиональной этики у медицинских работников
Этап эксперимента Группа Показатели Конфликтность (конфронтация) Коммуникативные умения Оптимистические- пессимистические склонности
Начало О М ±т 8,6 ± 0,52 27,5 ±0,23 16,6 ±0,27
К М ±т 8,2 ± 0,35 27,9 ± 0,22 17,1 ±0,24
Р(%) >0,05 >0,05 >0,05
Окончание О М ± т 5,3 ± 0,21 21,8 ±0,11 18,5 ±0,24
К М ± т 7,4 ± 0,37 25,1± 0,28 17,9 ±0,57
Р(%) <0,05 <0,05 >0,05
Примечание. О - опытная группа, К - контрольная группа.
ревернутый тест» - чем ниже показатели, тем выше уровень развитости искомого состояния); в целом показатели у опытной группы были лучше, чем у контрольной на 14,3 % при статистически достоверных различиях (Р < 0,05).
Различий в показателях оптимистических -пессимистических склонностей у опытной и контрольной групп по окончанию формирующего педагогического эксперимента фактически не наблюдалось: среднестатистическое значение у опытной - 18,5 балла и 17,9 балла -у контрольной, что свидетельствует о малой изменчивости данной категории.
В свою очередь, также удалось достичь оптимальной динамики у опытной группы и в оценке сформированности функциональнодеятельностного компонента (рис. 2).
В оценке стиля руководства удалось значительно улучшить показатели у опытной группы с 26,1 балла до 35,4 балла (26,2 %), т. е. до высокого уровня. Динамика данных показателей у контрольной группы изменилась незначительно: с 25, 4 до 27,2 балла (6,6 %). В целом показатели у опытной группы были лучше, чем у контрольной на 23,2 %. Специалисты опытной группы стали больше прибегать к демократическому стилю управления, тогда как специалисты контрольной группы больше к авторитарному и имели не всегда конструктивные личностные позиции в оценке данного показателя.
В оценке личностной самооценки у медиков в формирующем педагогическом эксперименте сохранилась та же тенденция: у опыт-
0 Общественное отношение к деятельности специалиста
■Личностная самооценка
1 Стиль руководства
Рис. 2. Динамика сформированности функционально-деятельностного компонента профессиональной этики медицинских работников
ной показатели достигли высокого уровня (80,4 балла), у контрольной остались на среднем (67,3 балла). В целом показатели у опытной группы стали лучше, чем у контрольной на 16,2 %.
В оценке общественного отношения к результатам деятельности специалистов результаты у опытной группы были лучше, чем у контрольной на 7,5 балла при статистически достоверных различиях (Р < 0,05 %), что составляло разницу - 10,1 %, при этом результаты у опытной группы можно характеризовать как хорошими, у контрольной - удовлетворительными.
Таким образом, мы показали эффективность разработанной структурно-функциональной модели становления профессиональной этики младшего медицинского персонала в системе повышения квалификации, которая выражается в улучшении результатов у опытной группы, при этом в некоторых случаях (доброжелательность, стиль руководства и др.) до высокого уровня.
Литература
1. Афанасьев, В.Г. О системном подходе в социальном познании / В.Г. Афанасьев // Вопр. философии. - 1973. — Мб.— С. 125-138.
2. Белкин, A.A. Идеомоторная подготовка в спорте / A.A. Белкин. — М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
3. Герела, Н.Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой / Н.Ф. Герела. -Л.: Петрополь, 1991. - 35 с.
4. Данилова, H.H. Психофизиология: учебник для вузов / H.H. Данилова. — М.: Аспект-Пресс, 1998. — 373 с.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта: учеб. пособие/Е.П. Ильин. — Л.: ЛГПИ, 1979. — 84 с.
6. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2000. -512 с.
Поступила в редакцию 2 августа 2010 г.