Научная статья на тему 'Методология реализации психофизического тренинга в формировании самосознания студентов'

Методология реализации психофизического тренинга в формировании самосознания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ / EDUCATIONAL PRACTICE / PSYCHOPHYSICAL TRAINING / CONSCIOUSNESS OF THE IDENTITY OF THE STUDENT / PROFESSIONAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипов Александр Александрович, Валетов Максим Рамильевич

Образовательная практика в вузе должна обеспечивать не только устойчивую трансляцию знаний, их качественное восприятие с целью дальнейшего формирования практических навыков и создания условий для осознанности применяемых знаний. Именно осознанность знаний, интерес к ним лежат в основе дальнейшего становления профессионального мышления. Учебная деятельность студентов тесным образом связана с психосоциальными производными целенаправленного влияния на личность в становлении ее самосознания. В этой связи, психофизический тренинг обладает достаточно комплексным потенциалом воздействия на ментальные и биопсихические механизмы регуляции поведением личности, что создает оптимальные условия для ее развития и формирования самосознания; может легко быть адаптирован в основных и вариативных формах образовательной практики вуза, сочетаться с различными междисциплинарными формами в использовании его элементов и применяться в самоценностном значении, в качестве собственно психотропных форм; не требует дорого оснащения, легко применим в стационарных и ситуативных условиях; развивает в личности собственные внутренние способности и стремление к самоoсознанности.С целью формирования осознанности в восприятии знаний и саморазвития личности студента мы предлагаем следующее основное направление реализации психолого-педагогических воздействий внедрение психофизического тренинга в образовательную практику вуза с использованием идеомоторных, соматопсихических, аппаратурных и смешанных методов психорегуляции в базовых и вариативных формах образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипов Александр Александрович, Валетов Максим Рамильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL TRAINING IMPLEMENTATION IN THE FORMATION OF STUDENTS’ CONSCIOUSNESS

Educational practice in higher educational establishment must not only provide a regulartransmission of knowledge andits qualitative perception for the reason of further practical skills formation,but also create a supportive atmosphere for consciously applied knowledge. The motivation for knowledge estimationis just the basis for the further professional thinkingformation. Students’ learning activity is closely connected with the psychosocial derivatives of reasonable influence on the process of identity formation. In this context, psychophysical training has a fairly complex potential of impact on mental and biopsychiatric regulatory mechanisms of individual’s behavior, creating optimal conditions for its development and identity formation. Psychophysical training can be easily adapted in the basic and variative forms of university educational practice and be combined with a variety of interdisciplinary forms of its components. It can also be applied in the self-evaluation meaning in relation to the psychotropic forms (inspired relaxing sleep to the sounds of nature), there is no need to use expensive equipment (besides instrumental methods). Psychophysical training is easily applicable in usual and situational conditions as it develops person’s inner abilities and motivation for self-consciousness. The process of theoretical knowledge and practical skills integration,the application of the acquired knowledge in the future isthe process of appropriate professional self-identityformation. The learning activity becomes rather complicated as a result of large information flows to bememorized or associated with their location, requiring special psychological and pedagogical support for a qualitative change of this trend. For the purpose of consciousness formation in the process of knowledge perception and student’s identity development, the following basic directionsin the psycho-pedagogical influence implementation and namely the introduction of psychophysical traininginto the educational practice of university are offered. These directionscan be realised due to the application of ideomotor, somatopsychic, instrumental and mixed methods of psychoregulation in the basic and variative forms of the university educational process.

Текст научной работы на тему «Методология реализации психофизического тренинга в формировании самосознания студентов»

УДК 378:159.923.2-052

Архипов А.А.1, Валетов М.Р.2

1Оренбургский институт путей сообщения - филиал Самарского государственного университета путей сообщения E-mail: triatorn@yandex.ru 2Оренбургский государственный университет E-mail: vmtt@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

Образовательная практика в вузе должна обеспечивать не только устойчивую трансляцию знаний, их качественное восприятие с целью дальнейшего формирования практических навыков и создания условий для осознанности применяемых знаний. Именно осознанность знаний, интерес к ним лежат в основе дальнейшего становления профессионального мышления. Учебная деятельность студентов тесным образом связана с психосоциальными производными целенаправленного влияния на личность в становлении ее самосознания.

В этой связи, психофизический тренинг обладает достаточно комплексным потенциалом воздействия на ментальные и биопсихические механизмы регуляции поведением личности, что создает оптимальные условия для ее развития и формирования самосознания; может легко быть адаптирован в основных и вариативных формах образовательной практики вуза, сочетаться с различными междисциплинарными формами в использовании его элементов и применяться в самоценностном значении, в качестве собственно психотропных форм; не требует дорого оснащения, легко применим в стационарных и ситуативных условиях; развивает в личности собственные внутренние способности и стремление к самоосознанности.

С целью формирования осознанности в восприятии знаний и саморазвития личности студента мы предлагаем следующее основное направление реализации психолого-педагогических воздействий - внедрение психофизического тренинга в образовательную практику вуза с использованием идеомоторных, соматопсихических, аппаратурных и смешанных методов психорегуляции в базовых и вариативных формах образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: самосознание личности студента, образовательная практика, профессиональное мышление, психофизический тренинг, психорегуляция.

Работа с самосознанием личности студента в образовательной практике вуза становиться приоритетным направлением. Полюбить себя как низшее приведет лишь к деградации личности и всякого рода пристрастиям, самосознание же должно привести к действенным механизмам формирования себя через систему знаний. Образовательная среда, через рассмотренные закономерностей проявления самосознания, обладает большим потенциалом в становлении студента как личности-профессионала, через упорядоченную работу с потребностно-мотивационной сферой личности, затем специализированным влиянием на эмоционально-волевую сферу с установкой жестких мотивов и их волевым удержанием, и далее уже работа с самосознанием, с переоценкой всего многообразия пройденного и пережитого [1], [3].

Самосознание это отражение себя как целогопо результатам деятельности, статусу, отношению людей и в большинстве случаях через свой эмоционально-волевой ресурс, который позволяет конкретизировать степень изысканий личности в образовательном пространстве [1].

В воспитательном процессе очень важно научить студентов рассматривать себя со стороны субъекта деятельности, с ситуации полной осознанности приобретаемых знаний, что позволит спроектировать не только дальнейшую профессиональную деятельность личности, но и путь собственного саморазвития.

Процесс формирования самосознания личности студента носит комплексный характер на стадии своего проявления и начальных этапах становления, студенческий возраст является критичным, так как в этот период достаточно разнообразны факторы негативного воздействия на него: асоциальные формы поведения, вредные привычки, различные пристрастия, конфронтация в социальной среде и пр. В вуз студенты приходят уже со сформированными акцентуациями характера, манерой поведения, опредеяленными намерениями, но уровень потребностно-мотивационной базы еще не достаточно развит, эмоционально-волевые процессы слабо проявляются, наблюдается низкий уровень осознанности многих социально важных процессов.

Образовательное учреждение является лишь посредником, стартовой площадкой в системе

формирования самосознания личности студента, задачи обучения, воспитания и развития могут быть ориентированы на формирование его основных компонентов, в результате чего мы не разделяем дидактическую направленность задач, а наоборот приводим к всеобщей корреляции, осознанности знаний, к формированию основных компонентов будущего профессионального мышления [5], [14].

Вуз более динамичен в самораскрытии студентов как личности, но здесь и уровень знаний должен быть осознанным, не механическим, так как мы действительно подготавливаем будущего профессионала, у которого должно быть сформированы соответствующие компетенции. Ведь не осознанность знаний может в последующем привести и к производственным авариям, так как в критической ситуации специалист может механически поддаться не правильно выбранной инструкции и не разобраться в ситуации [1], [3].

Большинство квазипространственных, психомоторных сложностей у студентов связаны с волевым преодолением интеллектуальной и психофизической нагрузки в рамках учебной и повседневной жизни, что создает условия и для относительной осознанности учебного материала. Эмоционально-волевая сфера личности достаточно сложна для оценки и анализа в целом, так как у волевых процессов вообще нет единого центра, эмоции так же не всегда поддаются линейным измерениям [8], [10], [18].

Воля связана со многими психическими процессами и чертами личности: характером - отражающим явные стороны личностного поведения; интеллектом - в проявлении и удержании мыслительных операций; с темпераментом, который корреляционно связан как с проявлением воли, так и эмоциональными процессами. Образовательный процесс должен быть ориентирован на целенаправленное развитие положительных и стабильных эмоций, овладение системой психорегуляции позволит будущему профессионалу успешно адаптироваться к неблагоприятным факторам производственной практики.

Система эмоционально-волевой регуляции может применяться в деятельности на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него. Воля и эмоции в выборе действия про-

являются в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него, независимо от его субъективных влечений и желаний. Данная симптоматика может успешно использоваться в образовательной практике вуза с использованием широкого комплекса средств и методов, включая даже междисциплинарные формы: психофизический тренинг на учебных занятиях, задания с повышенной психологической трудностью, использование нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности [2], [5], [7], [13].

Вопросы эмоционально-волевой подготовки студентов, в настоящее время, можно считать еще не до конца разработанными, так как изначально возникают проблемы в определении сущности и содержания структурных компонентов, о совместимости эмоциональных и волевых категорий, о их соотношении с процессами осознания происходящих с человеком явлений и событий, в том числе и в условиях образовательного пространства вуза. В целом социальные и личностные интересы должны быть взаимосвязаны, но не слишком доминировать друг над другом. Субдоминантная позиция личностных интересов, приведет к тому, что личность будет работать с чужими целями. И наоборот, их доминирование над социальными, создаст авторитарную позицию личности в решении личных интересов за счет социальных ресурсов. В этой связи, процессы осознания своей биопсихической природы через конкретные механизмы эмоционально-волевой регуляции с использованием как традиционных, так и нетрадиционных средств психорегуляции, является главным условием качественного восприятия знаний и преодоления психофизической нагрузки, связанной с учебной деятельностью. Данное дидактическое положение обуславливается следующими факторами[2], [3], [7], [15], [17]:

- процесс осознания строиться на системе восприятия, понимания, синтеза, анализа, систематизации полученной информации;

- осознание требует от личности определенного уровня психофизического напряжения, что связанно так же с эмоционально-волевой регуляцией, с определением приоритетных целей и их удержанием в сознании;

- формирование самосознания через систему эмоционально-волевой регуляции требует спе-

Архипов А.А., Валетов М.р._

циального психолого-педагогического сопровождения, что подразумевает внедрение психофизического тренинга в образовательную практику вуза;

- важно обеспечить и междисциплинарную взаимосвязь ориентации образовательного процесса на формирование должного уровня осознанности воспринимаемой информации;

- необходима разработка конкретного содержательного и научно-методического обеспечения формирования самосознания у студентов через эмоционально- волевую регуляцию;

- важно адекватно подобрать и реализовать систему диагностики оценки сформированности основных компонентов самосознания, которые будут включать и эмоционально-волевые составляющие;

- важно определить и соотношение используемых психолого-педагогических воздействий с формируемыми основными компонентами самосознания и эмоционально-волевыми составляющими;

- необходимо создать и большое число степеней свободы в использовании психофизического тренинга в междисциплинарные взаимосвязи и разнообразии форм реализации базовых задач образовательной практики, чтобы модель психофизических воздействий не оказалась замкнутой, а была вариативна для меняющихся условий.

Из анализа большинства составляющих эмоционально-волевых процессов и проявления самосознания студентов, мы исходили из критериального отбора определения основных блоков свойств и качеств личности, возможность их диагностирования, при столь тонких проявлениях самосознания личности в условиях образовательной практики. Эмоционально - волевая сфера, тем не менее, связана с соматическими планами человека, включая даже простое реагирование нервной системы на те или иные раздражители, а самосознание это уже надприродное образование.

Таким образом, мы пришли к следующему видению структуры самосознания студентов, на которое действительно можно влиять, оказывая психолого-педагогические воздействия и успешно диагностировать по уже апробированным методикам и тестам (Рис.1.).

Выделение эмоциогенности в структуре самосознания личности студента обусловлена тем, что это некая реакция студента на психологиче-

Методология реализации психофизического...

ские стрессоры, характеризующиеся различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием неприятных переживаний, сопровождающих активацией вегетативной нервной системы или наоборот развитию парасимпатических реакций, связанных с торможением.

Волевая экспрессивность связана с дисциплинированностью, ответственностью, проявлением требовательности к себе, в принципе может оцениваться и по этим показателям, в зависимости от изучаемого качества и исследуемых процессов. Данный термин означает некую постоянную требовательность к своим действиям, поступкам, даже к восприятию ситуации, людей, условий и пр. Не следует путать с педантичностью, так как волевая экспрессивность это осознанная требовательность к себе с повышением трудности выполнения задания, в педантичности может быть не осознанное исполнение требований [2], [14], [18].

Ригидность мышления заключается в пластичности мыслительных операций, позволяет качественно преломлять поступающую информацию и вырабатывать адекватное отношение к ней, включая процессы осознания и качественной обработки для принятия решения. Возможность пластично анализировать уже подразумевает некую степень осознания воспринимаемых знаний, так как мыслительные операции уже возникают на основе определенных критериев, поиска фактов, их сопоставления и уже выработку чувственного отношения к данной информации, что и связанно тонкими процессами осознания.

Потребность в саморазвитии, как компонент самосознания студентов, проявляется в активированных стимулах познания себя, как биопсихического и социального существа, в раскрытии своего предназначения во внешнем пространстве, раскрытии внутренней экзистенции. В рамках психолого-педагогического сопровождения, задачи стоят более конкретно и проявляются: в постановке реальнодостижимых целей и задач; постоянное усложнение заданий с последующим самоконтролем; в эффективном планировании перспективных, текущих и оперативных задач

[1], [3].

В свою очередь, важно рассмотреть за счет каких средств мы будем достигать формирование основных компонентов самосознания и за счет какого диагностического инструментария мы про-

следим действительно статистически достоверные различия в оценке психолого-педагогических воздействий. Для реализации данных положений необходимо сначала определить основные формы психолого-педагогических воздействий, основными из которых являются: задания с квазипространственной, сенсомоторной сложностью в междисциплинарных формах; психофизический тренинг на занятиях по дисциплинам, психорегуляция на занятиях по физической культуре; сеанс психорегуляции после занятий; коммуникативный тренинг[3],[4],[8].

Рассмотрим более подробно каждый из разделов, точнее его дидактическую направленность и возможность реализации в системе психолого-педагогических воздействий на студентов с целью формирования у них самосознания.

Тренинги по квазипространственной, сенсо-моторной сложности учебного материала в междисциплинарных формах могут реализоваться по следующим основным разделам:

- упражнения на анализ и вербально-логическое мышление с использованием ситуативных вопросов вербальной или математической сложности;

- упражнения на развитие памяти с использованием психомоторных приемов, способствующих так же расширению словарного запаса и увеличению объема общей осведомленности студента;

- упражнения на коррекцию трудностей сложных грамматических конструкций;

- формирование умений работы со схемами и планами, реализовать системный и комплексный метод на практике анализе субъектов, объектов и явлений;

- развитие навыков самостоятельной творческой работы, детальный самоанализ, самоконтроль целей, действий, результата и др. составляющих деятельности личности в условиях образовательного пространства вуза и повседневной жизни и деятельности.

Психофизический тренинг на занятиях по дисциплинам, в дидактической своей реализации, представлен в виде пауз с элементами идеомоторного и психомоторного воздействия: упражнения в балансировки, проба Ромберга, упражнения на сенсорные реакции, гимнастика для рук «пальцовки» и концентрационные упражнения, самомассаж биоактивных точек,

Рисунок 1. Структура самосознания студента в образовательном пространстве вуза

Архипов А.А., Валетов М.Р._

дыхательные упражнения и его разновидности [2], [9], [10], [16].

Психорегуляция на занятиях по физической культуре представлена так же различным сочетанием психофизических и идеомоторных упражнений, использованием метода смены напряжения и расслабления мышц, релаксацией статическими позами, мобилизующими и релаксационными типами дыхания в движении, элементами суставной гимнастики и фиткросса.

Сеанс психофизического тренинга после занятий, включая коммуникативный тренинг, ориентирован на комплексное воздействие на биопсихическую природу личности студента, при котором используются уже аппаратурные методы (не контактного типа) и более глубокие гипносуггестивные методики. Достаточно актуальным в условиях личностной самореализации в социальной среде является коммуникативный тренинг, так как позволяет человеку не замкнуто развивать свое самосознание, а посмотреть на себя со стороны, ведь локальное видение своего биопсихического и социального развития может быть фрагментарным и не способствовать истинному саморазвитию.

Методологической основой для данных разработок послужили научно-исследовательские разработки по формированию самосознания - «Я-концепция» В. С. Агапова, научно методические разработки по реализации психофизического тренинга в образовательной-

Методология реализации психофизического...

практике вуза А. М. Кузьмина,А. А. Архипова, М. Р. Валетова[1],[2], [3].

В свою очередь, для подтверждения наших теоретико-методических изысканий мы логично подошли до экспериментальной апробации.

Для проведения педагогического эксперимента нами были сформированы две группы -опытная (п 1= 21) и контрольная (п 2= 21), контингент - студенты первого и второго курсов, как группа риска в плане восприятия психофизической нагрузки и группы оптимального развития для психолого-педагогических воздействий в формировании самосознания студентов. Группы были созданы по результатам констатирующего педагогического эксперимента и были идентичными друг другу по уровню сформированности основных компонентов самосознания. Диагностика самосознания студентов проходила по следующим методикам: тест для оценки эмоциогенности и волевой экспрессивности (оценивался уровень дисциплинированности и ответственности личности) И. П. Волкова; изучение ригидности (пластичности) мышления проводилось по методике А. С. Ланчинса, так же был использован комплексный тест для оценки потребности в саморазвитии

[6], [7], [11].

Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 1.

По итогам педагогического эксперимента в реализации психолого-педагогических воздействий в формировании самосознания студентов

Эксперимент Группа Показатели Эмоциогенность (баллы) Волевая экспрессивность (баллы) Ригидность мышления (баллы) Потребность в саморазвитии (баллы)

о ч О М ± m 73,7 ± 0,23 7,5 ± 0,21 0, 6 ± 0,14 36,3 ± 0,25

Л № rt К К М ± m 76,2 ± 0,33 8,9 ± 0,19 0, 6 ± 0, 24 37,5 ± 0,32

Р (%) > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

tu и н О М ± m 86,3 ± 0,12 14,7 ± 0,21 0,8 ± 0,15 46,3 ± 0,16

№ н о и О К М ± m 77,3 ± 0,17 10, 3± 0,21 0, 5± 0, 22 37, 4 ± 0,14

Р (%) < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

Таблица 1. Динамика показателей сформированности самосознания у студентов в образовательном пространстве вуза

с использованием психофизического тренинга мы улучшили следующие результаты у опытной группы по отношению к результатам контрольной: в оценке эмоциогенности - на 10, 4% при статистически достоверных различиях; в оценке волевой экспрессивности - на 29, 9%; в оценке ригидности мышления результаты у опытной группы были приближены к 1, 0,8 баллов фактического результата, что считается достаточно хорошим показателем, результаты у контрольной группы оставались низкими - 0, 5 балла; в оценке потребности в саморазвитии - результаты у опытной группы были лучше на 19, 2%.

Факторами позитивных сдвигов в оценке сформированности самосознания у студентов

в образовательном пространстве вуза следует считать: определение основных компонентов самосознания личности, обусловленных рефлекторными и психомоторными компонентами формирования осознанности; комплексная реализация психолого-педагогических воздействий на биопсихическую природу личности студента, активация двухсторонних связей психомоторного и телесного регулирования на уровне рефлексии; четкая дифференциация основных форм воздействия и разработанность содержательного обеспечения системы психорегуляции в формировании основных компонентов самосознания студентов.

05.05.2016

Список литературы:

1. Агапов, В. С. Сущностная характеристика Я-концепции / В. С. Агапов // Психология Я - концепции: методология, теория, структура: хрестоматия. - М.: ГСА, 2002. - 230 с.

2. Архипов, А. А. Психолого-педагогические аспекты реализации психофизического тренинга в практике физического воспитания студентов технических вузов: учебно-методическое пособие / А. А. Архипов, О. Ю. Малахова. СамГУПС, ОрИПС - филиал СамГУПС. -Самара: изд-во «СамГУПС», 2014. - 104 с.

3. Архипов, А. А. Саморазвитие личности студента в образовательной практике вуза с использованием ценностей физической культуры / А. А. Архипов, М. Р. Валетов, А. М. Кузьмин // Современное образовательное пространство: риски и безопасность: сборник статей. - Оренбург: ОГПУ 2014. - С.47-49.

4. Архипов, А. А. Теоретико-методологические и структурно-функциональные предпосылки формирования деятельности в личностном саморазвитии и социальной практике / А. А. Архипов, М. Р. Валетов, М. А. Мазитов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-практич. конференции 29-31 января 2014 г., г. Оренбург. - Оренбург: Изд. - во ОГУ, 2014. - С.921-926.

5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

6. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ, Г. Фэк, Ф. Трогш; пер. с нем. Л. М. Мирский; общ.ред. и предисл. В. П. Филина. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 238 с.

7. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.

8. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. -М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с.

9. Динейка, К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К. В. Динейка. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 64 с.

10. Динейка, К.В. Десять уроков психофизической тренировки / К.В. Динейка. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 63 с.

11. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. -СПб.: Питер, 2002. -288 с.

12. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физическое воспитание» / Е. П. Ильин. -М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

13. Кобяков, Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю. П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 20-23. 14. Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Смысл, PerSe, 2000. - 549 с.

15. Лоуэн, А. Психология тела / А. Лоуэн; пер. с англ. С. Коледа. - М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2002. - 208 с.

16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

17. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена: пер. с англ. / предисл. А. В. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.

18. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2000. - 1024 с.

Сведения об авторах

Архипов Александр Александрович, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин Оренбургского института путей сообщения - филиала Самарского государственного университета путей сообщения

E-mail: triatorn@yandex.ru

Валетов Максим Рамильевич, преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр.Победы 13, e-mail: vmtt@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.