Научная статья на тему 'Экспедиционный туризм: вопросы педагогики и методики'

Экспедиционный туризм: вопросы педагогики и методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспедиционный туризм: вопросы педагогики и методики»

Туристское направление

Особое место в виде «Экспедиционный туризм» занимает туристское направление, поскольку без туризма вид не смог бы существовать в Первенстве. Активная часть маршрута должна быть заявлена в Маршрут-но-квалификационной комиссии. Активная часть экспедиции должна быть не менее 75 км (соответствует 3-й степени сложности) и не менее 50% продолжительности полевой части экспедиции. Если маршрут включает в себя элементы 2-й категории сложности и выше, группа должна пройти смотр готовности на местности по данному виду туризма.

В отчет об экспедиции включается раздел «Туристское обеспечение экспедиционного маршрута», в который входит техническое описание маршрута, карты, иллюстрации. Требования к техническому описанию предъявляются в соответствии с категорией сложности спортивной части экспедиционного маршрута.

Оценка материалов в виде «Экспедиционный туризм»

Заявочные материалы, отчеты о проведенной экспедиции и выступления на научно-практической конференции участников вида «Экспедиционный туризм» оцениваются в форме коллегиальной экспертной оценки членами научно-методического совета Главной судейской коллегии Первенства.

Поскольку работы могут быть из самых разных областей знаний, члены совета стараются найти возможность не только профессиональной оценки тематики исследования, но также оценить работу с общих научно-методологических подходов, в т. ч. и с научно-педагогической точки зрения.

В конечном счете, более высоко оценивается самостоятельная работа группы на всех этапах, а не правильно подобранная компиляция из доступных группе источников.

А. Е. Апатенкова,

г. Москва

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ: ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ

Вид «Экспедиционный туризм» появился в структуре Первенства г. Москвы по туризму сравнительно недавно - с 2001 г., благодаря Ю. С. Самохину, идейному вдохновителю и автору первого варианта условий соревнований, которые в дальнейшем дорабатывались нашими

общими усилиями. Возникновение нового вида было обусловлено реальной необходимостью дать выход командам, занимающимся в туристских походах серьезной исследовательской деятельностью: оказалось, что эти команды объективно выделяются на общем фоне туристических команд, с одной стороны, вынужденным упрощением маршрутов, а с другой стороны, повышенным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом их туристской деятельности.

Так, в соответствии с современным Положением о Первенстве г. Москвы по туризму [1], в соревнованиях по виду «Экспедиционный туризм» участвуют команды, которые во 2-м этапе Первенства планируют в ходе туристского похода (не ниже 3-й степени сложности) проведение различных научных, исследовательских и поисковых работ. Сложность маршрута может варьировать от 3-й степени до 4-й категории. Район проведения туристской экспедиции, ее продолжительность определяются категорией сложности спортивно-туристской части экспедиционного маршрута. Команды с походом 1-й к. с. допускаются до похода по Азиатской части СНГ, при условии, что 70% участников имеют опыт успешного участия в Первенстве по виду «Экспедиционный туризм» или имеют документально подтвержденное звание лауреатов городских или республиканских исследовательских (краеведческих) конкурсов или олимпиад. При этом руководитель команды должен письменно обосновать целесообразность проведения экспедиции именно в данном районе, команды, впервые участвующие в Первенстве по виду «Экспедиционный туризм», проводят экспедиции только по территории Европейской части СНГ. Экспедиции могут проводиться по любому виду туризма, т. е. до участия в виде «Экспедиционный туризм» допускаются команды, совершающие водные, пешие, горные и лыжные походы, так как они позволяют включить исследование в программу похода.

В виде «Экспедиционный туризм» команды участвуют в следующих видах соревнований:

1. Соревнования на поляне слета:

а) туристские дисциплины (техника вида туризма, контрольный туристский маршрут, навыки и быт и т. д.);

б) тематическое экспедиционное исследование - ТЭИ (проверка готовности команд к исследовательской работе).

2. Туристский поход и экспедиционное исследование.

3. Туристский отчет о туристском маршруте по материалам экспедиционного исследования.

В Положении предусмотрена полевая конференция по итогам ТЭИ, а также итоговая конференция по результатам автономных экспедиционных исследований.

Более детально познакомится с Положением о виде «Экспедиционный туризм» можно в Московской городской станции юных туристов. А в данном материале хотелось бы подробнее остановиться на педагогических аспектах туристской экспедиции.

В виде «Экспедиционный туризм» ежегодно принимают участие 10-15 команд, причем количество команд не снижается, наоборот, имеется тенденция к увеличению. Согласно условиям вида, при количестве команд более 4 выделяются две подгруппы: естественнонаучная и гуманитарная, в гуманитарной подгруппе команд, как правило, выступает больше.

Все без исключения руководители экспедиционных групп - увлеченные педагоги, убежденные в значимости экспедиционной работы с детьми, у каждого из которых свой стиль работы. Конечно, можно было бы заподозрить руководителей команд в некоторой корысти: вид «Экспедиционный туризм» допускает к выступлению разновозрастные команды, к тому же опытные команды выпускаются на маршруты за Урал даже в некатегорийный поход, что невозможно для групп «Б» и «В». Однако многие команды годами принимают участие в нашем виде, не выезжая за пределы Европейской части России, при этом работают добросовестно и увлеченно.

Среди таких команд явно выделяется команда В. Ю. Турского и И. Е. Ильяшенко, которая в течение последних нескольких лет составляла свод памятников Великой Отечественной войны, включающий схемы, фотографии памятников и ветеранов, расшифрованные дикто-фонные беседы с ветеранами и очевидцами военных лет, причем каждый прекрасно оформленный отчет сдается в нескольких томах.

Многие команды выполняют объемные, сложные исследования -так, среди команд гуманитарного цикла наиболее заметны команды под руководством У. А. Фортинской, А. Б. Фортинского, постоянных победителей и призеров нашего вида, которые всегда представляют масштабные исследования по различным направлениям, связанным с исторической реконструкцией, археологией, культурологией, психологией. Особенностью авторского подхода этих руководителей является стимулирование детского творчества с опорой на психологические методики.

Команда Г. П. Сергиевской проводит очень интересные исследования с уклоном в православную и краеведческую тематику - по ее работам особенно хорошо заметно, как выбор направления исследования определяется задачами формирования ценностных ориентиров, этнической самоидентификации у воспитанников.

В естественно научной подгруппе В. Ломакин руководит экологическими исследовательскими работами с применением современных

технических средств с целью развития детей (кондуктометр, GPS). Есть среди руководителей команд естественно научной подгруппы и компетентные биологи: А. В. Колесов, команда которого выполняет настоящие научно-исследовательские работы, требующие узкоспециальных знаний, в частности работает по заданиям заповедников; Г. П. Морозова, успешно сочетающая научность биологических исследований с простотой и оригинальностью методик, грамотно адаптированных для детей (работа по определению времени суток в условиях Заполярья).

Наша команда «Per aspera» выступает в Первенстве г. Москвы по туризму в виде «Экспедиционный туризм» с 2002 г., представляя ГОУ ЦДЮТЭ «Черемушки», и работает в основном в области изучения взаимодействия экологических факторов в различных ландшафтах. Будучи по образованию почвоведом, я убеждена, что для научного руководителя экспедиции как для педагога более важной задачей является не столько обучение ребенка конкретной методике полевой работы, сколько обучение умению видеть взаимосвязи экологических факторов, сил, закономерностей, действующих в экосистеме. Для наших отчетов характерно наличие более детального анализа «педагогической успешности» экспедиции. Разновозрастность нашей команды (разброс до 56 лет) не сильно мешает работе - старшие участники делятся опытом, помогают, выполняют более сложную и ответственную работу. Уже взрослые «выпускники» продолжают с интересом участвовать в наших проектах, выступая в роли научных руководителей и помощников. Состав нашей команды «Рег aspera» (лат. «сквозь тернии») в чем-то определил ее название - большинство детей, попадающих в число юных исследователей, учащиеся обычных общеобразовательных школ, занимаются в секциях ушу и каратэ-до (что, правда, не исключает проблемы с дисциплиной). Среди ребят встречаются дети с девиантным поведением, дети из неблагополучных семей, дети с проблемами в учебе и общении.

В течение первых 5 лет в нашей команде происходил процесс поиска и формирования концепции работы с имеющимся контингентом детей, а в 2007 г. мною была создана образовательная программа «Экспедиционный экологический туризм». Сходная программа «экологический экспедиционный туризм» была еще ранее написана А. В. Колесовым [2], но она рассчитана на детей спецшкол с эколого-химическим уклоном. Также В. И. Чепа [3] в своей научной работе описывает трехлетний образовательный цикл, закладывая в основу краеведческих объединений 3 основных модуля, которые являются составляющими при активизации образовательного процесса: 1-й год - собирательская и описательная деятельность, работа в ознакомительном репродуктивном

режиме; 2-й год - поисковая работа на фоне устойчивого интереса; 3-й год - собственно исследовательская деятельность. Однако наша работа отличается от работы вышеупомянутого автора тем, что в экспедиции группа прежде всего преодолевает туристский маршрут, в процессе которого проводится экспедиционная работа. В связи с этим моя программа рассчитана не на 3, а на 4 года обучения, ориентирована на детей общеобразовательных школ и продумана таким образом, чтобы ребенок вначале смог уверенно почувствовать себя на маршруте в экспедиции, а уже затем приобретал опыт исследовательской работы. Исходя из этих соображений, учащиеся в первый год обучения получают необходимые навыки походной жизни через участие в соревнованиях и походах, изучают основы пешеходного туризма: безопасность проведения походов, снаряжение, основы техники; знакомятся с функциональными обязанностями участника похода; на практике применяют знания и умения для подготовки и проведения туристического похода. А уже со второго года обучения больше внимания уделяется экспедиционному исследованию, значительную часть времени занимают практические занятия, тренировки, экспедиции, а также написание отчетов, подготовка к участию в конференциях, конкурсах, фестивалях с работами, выполненными в экспедициях.

Вопрос о результативности экспедиционной работы очень важен, а результат, отчасти, обусловливает путь его достижения. Мне кажется, что здесь важно ответить на 2 вопроса: что мы хотим получить «на выходе» экспедиции, т. е. какова наша самая главная педагогическая цель, и по каким критериям оценивать успешность работы. Нельзя не согласиться, что умения, знания, исследовательские навыки, опыт, которые приобретаются ребятами в экспедиции, очень ценны, тем более, что они приобретаются в реальной практической работе. Кроме того, экспедиционная работа может иметь (и даже обязана иметь) практический выход, понятный ребятам - ее результаты должны быть кому-то полезны. Вспомним вышеупомянутую команду В. Ю. Турского и И. Е. Ильяшен-ко, которая в течение многих лет занималась составлением свода памятников Великой Отечественной войны, записывала беседы с ветеранами войны и ее очевидцами; команду А. В. Колесова, которая в 2009 г. исследовала видовой состав бабочек по заданию одного из заповедников; команду Г. П. Морозовой, которая занималась изучением биоритмов растений и животных в условиях полярного дня, для определения времени в условиях полярного дня; команду В. В. Ломакина измеряла степень загрязнения рек в районе экспедиции. Удобны и приятны для экспедиционных команд такие задания, как, например, составление каталога съедобных и несъедобных растений и грибов, встречающихся на

маршруте - подобная работа имеет явную общественно полезную окраску, что очень важно для подросткового возраста.

Однако здесь все не так просто. На практике научный руководитель экспедиции очень скоро понимает, что если детям действительно давать работать, давать учиться, давать возможность творчества и возможность совершать ошибки, то при написании отчета об экспедиционной работе возникнут большие проблемы и придется приложить массу усилий для того, чтобы восстановить утерянные данные и как-то интерпретировать причудливые и непредсказуемые результаты. Как же этого избежать? Первый путь - сделать все самому. Второй путь - опираться в основном на 1-2 умных и ответственных детей, которые реально участвуют в самом исследовании, в подготовке отчета и выступают на конференции, потому что хорошо воспитаны и ответственны. Зачем же тогда везти в экспедицию еще 10-15 человек? Здесь как раз и проходит та грань, по одну сторону которой находится реальная практическая осмысленная работа со всеми детьми, часто не дающая красивого результата (даже справочник ядовитых растений один взрослый человек, сидя за компьютером, сделает лучше, чем группа детей в экспедиции), а по другую сторону - формальная работа с детьми, обернутая в красивую обложку значительных исследовательских и практических достижений.

Конечно, исследовательская работа школьников может иметь и научный интерес и реальную практическую значимость, но это скорее радостное исключение из общего правила. Понимание этого факта отнюдь не означает, что вообще не имеет смысла заниматься со школьниками экспедиционной работой, а означает только то, что истинный смысл и ценность этой работы невозможно в полной мере продемонстрировать на конференции, в музее, на стенде и т. д. Особенность детских учебно-исследовательских работ как раз и заключается в том, что их ценность в самом процессе работы и в той системе ценностей, которая формируется у ребенка в экспедиции в процессе достижения исследовательских целей.

В нашей практике бывает, что в группу иногда попадает ребенок, на которого в школе уже давно махнули рукой, - учеба его не интересует, пишет с трудом, читает по слогам, или проблемы с самооценкой, или проблемы в общении... Что с ним делать? По сути, ему не место в исследовательской экспедиции. Однако мы всегда радуемся, что такие дети едут с нами - ведь мы получили шанс за время экспедиции достучаться до них. Поэтому мы заставляем их думать, наблюдать, выполнять посильную подручную работу, стараемся больше таким ребятам доверять. Но тогда не стоит удивляться, что на этикетках почвенных образцов ино-

гда невозможно разобрать кривой почерк, что-то забыли померить, что-то перепутали, что-то описали неверно - за каждым шагом не уследишь. А как измерить результативность нашей педагогической работы? Просто такой ребенок возвращается из экспедиции счастливый, более уверенный в себе, вспоминает ее потом с удовольствием и готов поехать еще. Ну а остальные члены группы? Большая часть наших групп обычно состоит из ребят, интересующихся единоборствами, однако не очень любящих учебу, не очень аккуратных, не очень внимательных, не очень ответственных, не очень заинтересованных в исследовательской работе. И снова мы оказываемся перед выбором: можно потратить время и силы на то, чтобы попытаться расшевелить, заинтересовать, вдохновить на что-то всю группу, заставить ребят поработать самостоятельно, почувствовать вкус исследовательской работы, но при этом потерять в ее качестве. А можно найти способы выполнить работу четко, но при этом формально подойти к воспитательной составляющей своей педагогической деятельности.

Подводя итог, хочется сказать, что вид «Экспедиционный туризм» позволяет развивать описанную выше интересную, важную и сложную работу с детьми, давая возможность педагогам представлять ее результаты на городском уровне. При всей кажущейся сложности, существующие условия вида позволяют во многом сохранить неформальный подход в работе со школьниками; конечно же, в дальнейшем условия вида могут модифицироваться в соответствии с требованиями реальной практики. К моему сожалению, как главного судьи вида «экспедиционный туризм», такие формы контроля, как отчет и итоговая конференция, дают информацию больше о «внешних», «официальных» результатах исследовательской работы в экспедиции, а истинный результат все же приходится искать «между строк» отчета, в настроении детей, выступающих на итоговой конференции, в их отношениях с руководителями и друг с другом, в том, насколько искренне они переживают за свою работу. Наверное, все же более ценным в экспедиционном туризме является не конечный результат, а качество самого процесса работы над исследованием и истинный результат экспедиции, который невозможно точно измерить в баллах и очках.

Примечания

1. 65-е первенство по туризму образовательных учреждений г. Москвы: сборник материалов. М., 2010.

2. Колесов А. В. Экологический экспедиционный туризм. Образовательная программа. http://school-kraevedenie.narod.ru/kolesov/kolesov_program.htm, М., 2004.

3. Чепа В. И. Туристская экспедиция как средство развития исследовательской деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.