Научная статья на тему 'Экспедиционный туризм как вид Первенства по туризму средишкольников'

Экспедиционный туризм как вид Первенства по туризму средишкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспедиционный туризм как вид Первенства по туризму средишкольников»

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ

Ю. С. Самохин,

г. Москва

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК ВИД ПЕРВЕНСТВА ПО ТУРИЗМУ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Осенью 2012 г. подведены очередные итоги вида «Экспедиционный туризм» Первенства по туризму среди учащихся города Москвы. Начало этому виду положено в сезон 2000-2001 г., и ныне, когда есть более чем десятилетний опыт проведения этого вида соревнований, хочется подвести итоги и поделиться с коллегами интересной формой исследовательской деятельности школьников в сочетании с туристским путешествием. Отметим, что «Экспедиционный туризм» как вид Первенства создавался в сотрудничестве с Н. А. Костеревым и А. Н. Озеровым, в последние годы в работу над совершенствованием вида подключились А. И. Панов и А. Е. Апатенкова.

По положению к участию в виде «Экспедиционный туризм» допускаются команды, которые в ходе туристской экспедиции планируют научно-исследовательскую цель и активные способы передвижения, работают на местности с природными объектами, что на период экспедиции предполагает автономность, ночлег и приготовление пищи в полевых условиях».

В определении района исследования необходимо использовать принцип «гносеологической спирали» (спирали познания) А. А. Остап-ца-Свешникова: от простого и ближнего к сложному и дальнему. То есть педагогически недопустимо в систематической работе с детьми планировать изучение, к примеру, Уссурийской тайги, не изучив леса Подмосковье или Центральной России, не проработав в экспедиции хотя бы один из природных комплексов Русской равнины или Урала, не посетив хотя бы один из сложнейших природных комплексов Сибири.

В определении темы исследования группа должна исходить из следующих соображений. Исследование должно иметь практический и социальный смысл, например использоваться в организации музея, в создании наглядных пособий, поддержке инициатив лесничеств, выполнении заданий национальных парков и заповедников России, государственных музеев, природоохранных и культурных акций общественности.

При принятии решения научно-методическим советом о необходимости такого исследования в рамках Первенства учитываются:

• Задачи исследования и научно-педагогическое обоснование темы и района экспедиции.

• Программа (последовательность выполнения) исследований.

• Наличие сквозной многолетней деятельности группы по данной теме.

• Представленные коллективом материалы предыдущих исследований (рефераты, публикации, отзывы организаций, свидетельства, дипломы и др.).

• Наличие экспозиции или стенда в кабинете или в школьном музее по данной теме как основной формы представления результата о предыдущих работах.

• Участие в детско-юношеских тематических научных и краеведческих конференциях.

• Опыт группы (коллектива) в исследовательской (экспедиционной) деятельности и сведения о проведенных группой экспедициях.

• Опыт каждого из участников экспедиции в исследовательской и экспедиционной деятельности, наличие творческих работ.

• Планируемая форма представления результатов предстоящей экспедиции.

Исходя из выбранной тематики экспедиции, выделяются в деятельности команды три направления: «методико-педагогическое», «научно-исследовательское» и «туристское». Все три направления, так или иначе, задействованы на всех этапах Первенства: а) подготовки и заявки экспедиции, б) соревнованиях на поляне слета, в) полевой экспедиции, г) составлении отчета, д) представления итоговых материалов на конференции.

Методико-педагогическое направление

ТЛ __С С _

В результатах специализированной научной экспедиции заинтересованы, прежде всего, выпускающие организации (НИИ, министерства и т. п.), финансирующие исследование, но кто может быть заинтересован в исследованиях школьников в тех или иных областях, которые, скорее всего, не могут всерьез конкурировать с исследованиями настоящих специалистов? При этом, конечно, уровень профессионального погружения (профессионализм) в исследованиях приветствуется, но не это определяет исследовательский потенциал экспедиционной группы. Мы считаем, что исследования школьников представляют интерес, за редчайшим исключением, преимущественно как педагогическая акция.

Отсюда следует и определение педагогических целей и задач, таких как овладение конкретными знаниями, умениями и навыками, использование междисциплинарного подхода в овладении знаниями и практическое применение знаний, умений и навыков в ходе исследования.

В ходе исследования необходимо научить школьников: методологически правильно вести полевые и камеральные работы, проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой. Также необходимо изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.), работать в архивах и музеях, правильно составлять отчет (справку, доклад) о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.

Выбор темы, формы и методов исследования должны соответствовать возрасту школьников, уровню их знаний. Участники экспедиции должны ясно осознавать общественный смысл проводимого исследования, его экономический, культурный и нравственный потенциал. Им надо указать на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы.

Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование, поэтому необходимо их готовить к устному изложению материала на аудитории.

Исходя из учебных целей и задач, становятся очевидными и воспитательные задачи, одновременно охватывающие учебное время и досуг. Это такие задачи: профориентация, оздоровление, формирование навыка жизни в коллективе, готовности отстаивать культурные и природные ценности.

Общественное значение исследований в работе с детьми состоит в накоплении учебно-исследовательских методик в различных сферах знания, то есть в отчете желательно представить не только методики и результаты исследования, но и методики обучения школьников исследовательским методам, их результативность. Тем самым как исследовательские, так и педагогические приемы и находки станут доступны широкому кругу педагогов, в т. ч. руководителям туристско-спортивных и краеведческих коллективов.

Итоги экспедиции, итоги экспедиционного исследования подводятся в три этапа: а) письменный отчет об экспедиции; б) участие в научно-практической детско-юношеской конференции Первенства; в) использование материала, собранного, экспедиции в на тематических занятиях и уроках.

Научно-исследовательское направление

Не следует путать методико-педагогический аспект экспедиции, направленный на организацию индивидуальной и коллективной деятельности школьников, и методику конкретных научных и учебных исследований, направленных на сбор исследовательской информации.

Нередко у недобросовестного руководителя есть соблазн облегчить себе организационную и педагогическую задачу и представить на Первенство компиляцию из серьезных источников по заявленной теме исследования, вместо того чтобы организовать школьников на настоящее учебно-исследовательскую или даже научно-исследовательскую деятельность, получить результаты и отчитаться о них.

По опыту проведения Первенства мы также знаем, что нередко группы представляют вместо собственной краеведческой работы студенческие курсовые работы вузовских факультетов, списанных с монографии на заданную тему, ограничиваясь короткой привязкой к маршруту. Однако такие группы не показывают собственного вклада в краеведческую часть отчета, то есть у них отсутствуют результаты работы участников похода или экспедиции. Научно-методический совет оставляет за собой право снять такую работу и такую группу с вида «Экспедиционный туризм», с отстранением руководителя от участия в будущих Первенствах.

Нам знакомы факты и другой крайности, когда исследования необходимы руководителю для реализации своих научных интересов, а дети для него выступают «бесплатной рабочей силой» и возможностью получить дотацию на экспедицию, при этом в своей работе такой руководитель не ставит учебно-педагогических задач, полагая, что дети научатся сами в ходе работы взрослого исследователя.

В целом использование источников и личная заинтересованность руководителя в исследованиях не являются неправильной или опасной. Но с учетом того, что участники экспедиции - школьники, мы предполагаем равноценной частью исследовательского отчета: изложение хода исследования силами юных исследователей, т. е. в контексте отчета должна быть отражена методология педагогической работы со школьниками в ходе экспедиции.

Особый тип экспедиционного исследования связан с медико-биологическим состоянием членов экспедиции, своего рода исследованиями над школьниками. В виде «Экспедиционный туризм» такого рода исследования неприемлемы, поскольку не решают ни методико-педаго-гических, ни учебно-исследовательских задач, а главное, косвенное и прямое использование детей для таких экспериментов мы считаем неэтичным.

Туристское направление

Особое место в виде «Экспедиционный туризм» занимает туристское направление, поскольку без туризма вид не смог бы существовать в Первенстве. Активная часть маршрута должна быть заявлена в Маршрут-но-квалификационной комиссии. Активная часть экспедиции должна быть не менее 75 км (соответствует 3-й степени сложности) и не менее 50% продолжительности полевой части экспедиции. Если маршрут включает в себя элементы 2-й категории сложности и выше, группа должна пройти смотр готовности на местности по данному виду туризма.

В отчет об экспедиции включается раздел «Туристское обеспечение экспедиционного маршрута», в который входит техническое описание маршрута, карты, иллюстрации. Требования к техническому описанию предъявляются в соответствии с категорией сложности спортивной части экспедиционного маршрута.

Оценка материалов в виде «Экспедиционный туризм»

Заявочные материалы, отчеты о проведенной экспедиции и выступления на научно-практической конференции участников вида «Экспедиционный туризм» оцениваются в форме коллегиальной экспертной оценки членами научно-методического совета Главной судейской коллегии Первенства.

Поскольку работы могут быть из самых разных областей знаний, члены совета стараются найти возможность не только профессиональной оценки тематики исследования, но также оценить работу с общих научно-методологических подходов, в т. ч. и с научно-педагогической точки зрения.

В конечном счете, более высоко оценивается самостоятельная работа группы на всех этапах, а не правильно подобранная компиляция из доступных группе источников.

А. Е. Апатенкова,

г. Москва

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ: ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ

Вид «Экспедиционный туризм» появился в структуре Первенства г. Москвы по туризму сравнительно недавно - с 2001 г., благодаря Ю. С. Самохину, идейному вдохновителю и автору первого варианта условий соревнований, которые в дальнейшем дорабатывались нашими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.