Научная статья на тему 'Проектирование воспитательного процесса в туристской экспедиции'

Проектирование воспитательного процесса в туристской экспедиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СУЩНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ / ORGANIZATION RESEARCH EXPEDITION / RESEARCH / EDUCATIONAL PROCESS / ESSENTIAL EDUCATION / EDUCATIONAL OBJECTIVES / FORWARDING TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апатенкова Анастасия Евгеньевна

«Экспедиционный туризм» представлен как форма Первенства г. Москвы среди школьников по туризму. Обосновывается специфика вида «Экспедиционный туризм» по вынужденному снижению сложности туристских маршрутов при повышении воспитательного, обучающего и развивающего потенциала. Охарактеризованы этапы (подготовки экспедиции, проведения и подведения ее итогов), на которых по-разному решаются образовательные задачи, главная идея их состоит в созидании воспитывающей среды. Предпринята попытка косвенно оценивать качество воспитательного процесса в туристской экспедиции по результату исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апатенкова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The design of the educational process in the tourist expedition

"Expeditionary tourism" is presented as the form of the Championship of Moscow among school children. Characteristic features of "Expeditionary tourism" forced to reduce the complexity of tourist routes, while increasing educational, training and developmental potential. Characterized stages (preparation of the expedition, conducting and summarizing its results) are differently addressed educational objectives, the main idea of which is the creation of a nurturing environment. The attempt to indirectly assess the quality of the educational process in the tourist expedition on the research work is made. It is vividly illustrated that it is extremely difficult to measure the system of moral values, which is formed from a child in the expedition.

Текст научной работы на тему «Проектирование воспитательного процесса в туристской экспедиции»

УДК 379.85; 910.2; 37.068

А. Е. Апатенкова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТУРИСТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

«Экспедиционный туризм» представлен как форма Первенства г. Москвы среди школьников по туризму. Обосновывается специфика вида «Экспедиционный туризм» по вынужденному снижению сложности туристских маршрутов при повышении воспитательного, обучающего и развивающего потенциала. Охарактеризованы этапы (подготовки экспедиции, проведения и подведения ее итогов), на которых по-разному решаются образовательные задачи, главная идея их состоит в созидании воспитывающей среды. Предпринята попытка косвенно оценивать качество воспитательного процесса в туристской экспедиции по результату исследовательской работы.

"Expeditionary tourism" is presented as the form of the Championship of Moscow among school children. Characteristic features of "Expeditionary tourism" forced to reduce the complexity of tourist routes, while increasing educational, training and developmental potential. Characterized stages (preparation of the expedition, conducting and summarizing its results) are differently addressed educational objectives, the main idea of which is the creation of a nurturing environment. The attempt to indirectly assess the quality of the educational process in the tourist expedition on the research work is made. It is vividly illustrated that it is extremely difficult to measure the system of moral values, which is formed from a child in the expedition.

Ключевые слова: экспедиционный туризм, исследование, воспитательный процесс, сущностное воспитание, воспитательные задачи, организация исследовательской экспедиции.

Keywords: forwarding tourism, research, educational process, essential education, educational objectives, organization research expedition.

При проектировании воспитательного процесса в туристской экспедиции важно помнить о том, что туристская экспедиция (как и туристский поход) - это момент, в котором повышена вероятность реальной встречи людей друг с другом, т. е. возможности сущностного воспитания. Осознавая, что воспитание реализуется через деятельность, руководитель туристской экспедиции планирует то, что будут делать группа в целом и каждый участник в от-

дельности, как это будет делаться, и отвечает себе на вопрос, «почему следует организовать экспедицию именно так?». Можно пытаться косвенно оценивать качество воспитательного процесса в туристской экспедиции по результату исследовательской работы, но крайне трудно измерить ту систему ценностей, которая формируется у ребенка в экспедиции в процессе работы.

В 2001 г. в структуре Первенства г. Москвы по туризму появился новый вид - «Экспедиционный туризм». Его возникновение было обусловлено необходимостью дать выход большому количеству объединений дополнительного образования, занимающихся в туристских походах краеведческой исследовательской деятельностью. Важной отличительной особенностью этих команд является, с одной стороны, вынужденное снижение сложности маршрутов, а с другой стороны, повышенный воспитательный, образовательный и развивающий потенциал их туристской деятельности. Взгляды автора статьи были сформированы в процессе доработки и апробации условий соревнований по виду «Экспедиционный туризм» (2004-2013 гг.), проводящихся в рамках городского Первенства по туризму, а также в процессе собственного педагогического поиска, который ведется с 2001 г. в ГОУ ЦДЮТЭ «Черемушки» на базе ГБОУ СОШ № 197 и ГБОУ СОШ № 191. С 2002 г. команда Per Aspera неоднократно занимала призовые места в виде «Экспедиционный туризм» в рамках Первенства г. Москвы по туризму, а также в конкурсе исследовательских работ «Отечество», «Ярмарке идей на Юго-Западе», во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению. За эти годы мы провели туристские экспедиции по Хибинам и Ловозерам, по Крыму и Краснодарскому краю, Хамар-Дабану и заповеднику Пасвик, Приэльбрусью.

В процессе обучения в школе учитель и ученик оцениваются друг другом отстраненно, объект-субъектно, как источник некой информации и ее акцептор, и найти неформальный подход к воспитанию довольно сложно. Мне близки идеи Ю. С. Самохина, который выделяет в воспитательном процессе прямое воспитание (экзогенное), имеющее формирующие функции, и сущностное, имеющее функции направляющие. Причем оказывается, что прямое и сущностное воспитание решают задачи разных сторон социализации - это приобретение стабильных социальных навыков с одновременной

выработкой отношения к социальной действительности, с выбором направления на жизненном пути [1]. При проектировании воспитательного процесса в туристской экспедиции важно помнить о том, что экспедиция и туристский поход - это именно тот самый момент, в котором повышена вероятность реальной встречи людей друг с другом, т. е. возможности сущностного воспитания. Совместное преодоление трудностей в условиях автономного существования, ответственность за коллектив, ощущение братства создают условия, в которых может произойти взаимное узнавание учителем ученика и учеником учителя как человека человеком. Действительно, в туристской экспедиции авторитет руководителя строится уже не столько на социальном и возрастном превосходстве, сколько на реальном жизненном опыте. А у ученика появляется возможность по-новому вглядеться в своего школьного учителя и в старших товарищей, научиться у них умению дружить, помогать, быть неравнодушным, любить природу и родной край, любить преодолевать трудности и любить свою работу, делать открытия, да и просто научиться преданности себе и своему делу. Тогда и сам поход и исследование обретают какой-то новый, трудноуловимый смысл: «Я сам что-то меряю, наблюдаю, эти образцы я несу в своем рюкзаке, и все это мне небезразлично, потому что мы с ребятами в экспедиции и мы вместе делаем трудную, но интересную работу». Туристская экспедиция позволит сделать все бытовые и исследовательские проблемы личностно значимыми для каждого обучающегося. К сожалению, хотя бы примерно оценить, насколько окажутся сформированы те иные качества в результате нашей педагогической деятельности, можно далеко не всегда, как и не всегда возможно вообще сформулировать и выделить задачи сущностного воспитания. Поэтому набор воспитательных задач, решаемых в туристской экспедиции, не отличается оригинальностью:

- развитие познавательного интереса, приобщение к научно-исследовательскому труду;

- формирование чувства ответственности за коллективную работу и лично за свой участок работ;

- формирование небезразличного отношения к своей Родине, в т. ч. к изучаемому объекту природы, культуры, социальной действительности, историческому памятнику и т. п., благодаря принятию проблемы исследования как личностно значимой;

- воспитание исследовательской добросовестности, аккуратности и точности;

- профессиональное самоопределение;

- формирование и проработка ролевых отношений в процессе исследовательской работы, сплочение коллектива;

- создание условий для наиболее полной и естественной для каждого учащегося самореализации.

Предпоходный этап. Теоретическая часть. Как заинтересовать детей исследованием? Как сохранить романтику путешествия, не превращая его в рутину полевой работы? Как сделать так, чтобы ребенок гордился тем, что побывал в экспедиции? Эти и многие другие вопросы неизбежно встают перед руководителем туристской экспедиции. Самое, пожалуй, важное для организации туристской экспедиции, чтобы хотя бы один из руководителей действительно «горел» желанием поработать вместе с детьми над решением определенной исследовательской проблемы. Детей невозможно обмануть - они почувствуют формальное отношение руководителя к работе и могут даже показать результат, но воспитательное значение их исследования будет близко к нулю. И наоборот, даже скучную и непонятную тему заинтересованный руководитель может так преподнести, что ребята почувствуют, что они занимаются очень важным и интересным делом.

Многолетний опыт руководства туристскими походами и экспедициями показывает, что правильный подход к решению воспитательных задач в туристской экспедиции состоит скорее не в назидании, а в созидании и поддержании воспитывающей среды и общего настроя в группе. Действительно, в хорошо организованной группе дело будет легче делаться, а характеры, отношения и мироощущение участников похода будут меняться в правильном русле. Для лучшего осознания того, как спланировать воспитательный процесс в исследовательской экспедиции, необходимо отдавать себе отчет в том, что здесь все воспитание реализуется через деятельность. Поэтому задача руководителя состоит в том, чтобы спланировать то, что будут делать группа в целом и каждый участник в экспедиции в отдельности, как это будет делаться, и ответить себе на вопрос, «почему следует организовать экспедицию именно так?».

Первые сложности при подготовке похода, предполагающего проведение исследований (туристской экспедиции), скорее всего,

возникнут уже при выборе маршрута и темы исследования, доступной для изучения в данном районе, а также соответствующей склонностям и компетентности руководителя, исследовательскому опыту и возможностям детей. Для меня, как руководителя около 40 походов и экспедиций, всегда было удивительно, как дети могут наравне с руководителем выбирать район похода и нитку маршрута, предлагать тему исследования. Я убеждена, что в таких ответственных вопросах демократии не место, потому что любые проблемы, возникшие на маршруте, ложатся персонально на плечи руководителя. Обсуждения возможны и приветствуются, так же как и совместное чтение отчетов других групп, но последнее слово во всех серьезных вопросах всегда за руководителем.

Нужно постараться максимально четко и просто сформулировать исследовательскую проблему, добиваясь того, чтобы процесс решения этой проблемы был органично включен в маршрут - в противном случае уже в походе встанет вопрос мотивации, дети скажут: «Зачем нам нужно исследование, мы в поход и так сходили?» Желательно, чтобы тема исследования не была слишком узкой (например, изучение определенного вида растений) и, по возможности, имела реальный практический выход - подобные исследования всегда вызывали наибольший интерес у детей (например, когда мы учились фотографировать, чтобы помочь «спасти» Ут-риш; когда искали разрушенные усадьбы в Подмосковье; когда думали, как восстанавливать почвы на отвалах горных пород в Хибинах; и даже когда составляли список съедобных растений на Ха-мар-Дабане в условиях однообразного и скудного дневного рациона). Очень важно сложность и масштабность исследования соотнести с уровнем организации группы, ее исследовательскими возможностями, сложностью и протяженностью маршрута. Тема исследования не должна требовать чрезмерно масштабных полевых работ (не стоит браться за комплексную историко-географическую характеристику Прибайкалья и Забайкалья). Необходимо учесть, что работа может частично сорваться из-за непогоды, отставания от графика движения и других непредвиденных обстоятельств.

Обращаясь к своему опыту организации судейства вида «Экспедиционный туризм» Первенства г. Москвы по туризму в качестве главного судьи, могу сказать, что спектр возможных тем очень широк. Так, к примеру, в естественнонаучной подгруппе в рамках

Первенства проводились интересные исследования, связанные с изучением видового состава насекомых и растений кавказского заповедника (руководитель А. В. Колесов); с ландшафтными и геоботаническими исследованиями, а также с определением степени преобразованности почв человеком на Соловецких островах (руководитель А. Е. Апатенкова); с изучением суточных биоритмов насекомых для определения времени в условиях полярного дня (руководитель Г. П. Морозова) и т. п. В гуманитарной подгруппе в течение многих лет успешно разрабатываются вопросы составления свода памятников Великой Отечественной войны (руководитель И. Е. Ильяшенко) и изучения старинных ремесел и культурных традиций разных народов России (руководители Л. В. Резанов, Д. В. Ковальков).

Определившись с темой, руководитель должен сформулировать исследовательские задачи и точно для себя уяснить, на каком этапе похода, в какой точке, на какой стоянке, на каком участке маршрута эти задачи могут быть решены. Конечно, основную часть работ желательно планировать на неходовые дни (дневки) или на дни, наполовину свободные от активного перемещения (полудневки), удобно также соединять исследовательскую работу с радиальным выходом (однако по условиям вида «экспедиционный туризм» Первенства г. Москвы по туризму количество дневок не должно превышать количества ходовых дней [2]).

Неоправданным является проведение в туристской экспедиции исследований, требующих большого количества дорогостоящего, хрупкого или тяжелого оборудования, - как и в любом туристском походе, все оборудование в туристской экспедиции приходится нести на себе, и его количество не должно быть в ущерб нормальному питанию, скорости передвижения группы или безопасности похода. Планировать сбор образцов, проб и экспонатов для перевозки в город нужно таким образом, чтобы свести их количество к минимуму и, по возможности, заменить реальный материал фотографиями, зарисовками, записями. А если уж перевозка образцов неизбежна (например, для музея или лабораторных анализов), то следует заранее позаботиться об их сохранности при транспортировке в рюкзаках.

Необходимо заранее продумать и составить список тем докладов, которые можно будет дать ребятам на выбор на этапе подго-

товки к экспедиции. Эти темы должны быть одновременно познавательны, интересны, связаны с проблематикой исследования и районом похода. Возможно, целесообразно заранее создать полевые дневники единого образца.

При выборе исследовательской методики важно учитывать ее доступность для того контингента детей, которые участвуют в туристской экспедиции. Если методика слишком сложна или слишком проста - интерес падает, качество работы от этого неизбежно страдает. Словом, сложность работы должна находиться в зоне ближайшего развития основной массы детей, составляющих туристскую группу. Руководителю экспедиции следует учитывать, что в походных условиях всегда сложнее качественно провести любые измерения или наблюдения (а ошибку потом найти будет уже невозможно). Не стоит также брать такие методики, по которым успешно могут работать всего 2 человека: один измеряет - другой записывает. Или нужно продумать, как можно по-другому организовать работу, чтобы подключить всех.

Конечно же, при выборе темы и методики работы обязательно нужно иметь в виду, что детям должно быть просто интересно работать. Например, если дать учащимся 7-8-го класса общеобразовательной школы в руки 2 нивелира и рулетку, они уже начинают чувствовать себя настоящими исследователями и с азартом включаются в работу; а вот если посадить их за ботанический определитель определять растения до вида по ключам, то работа будет воспринята как издевательство. Как показывает практика, руководителю обычно приходится самому адаптировать известные методики к своему походу, теме исследования и контингенту детей или даже изобретать новые. В любом случае для успешной организации экспедиционной работы методика должна отвечать следующим условиям:

1. Должна быть понятна, доступна и, по возможности, интересна детям.

2. Рассчитана на работу в микрогруппах по 2-4 человека, где также будет возможно разделение труда.

3. Рассчитана на одновременную работу всех микрогрупп.

4. Микрогруппы, по возможности, должны выполнять различные виды работы или работать на разных объектах, чтобы не было возможности переложить ответственность на другую группу

(хотя для удобства написания отчета, наоборот, лучше, чтобы все данные дублировались).

5. Ограничиваться не слишком большим числом измерений и не очень длительными наблюдениями.

6. Использовать наиболее удобные и надежные способы фиксации информации.

7. Требовать минимума оборудования и увезенных домой «тяжестей».

8. Позволять найти дело как для ребят высокомотивированных и аккуратных, так и для обычных «троечников».

Если подвести итог вышесказанному, то оказывается, что самое важное на первом, теоретическом, этапе - постараться подготовить условия для создания ситуации успеха, чтобы не приходилось потом говорить детям, что они бездельники и растеряхи, что мы ничего не успеваем, потому что они медленно тащатся и потому что погода плохая. Руководитель должен организовать работу так, чтобы даже «троечникам» было не скучно и не слишком сложно, чтобы работа была осмысленной, чтобы методика была правильно понята, чтобы полевые дневники не были утеряны, чтобы итогом работы было несколько небольших «открытий», чтобы не лишить ребят возможности через несколько месяцев порадоваться хорошо сделанной работе. Поэтому нужно постараться продумать до мелочей организационную часть экспедиционной работы.

Предпоходный этап. Подготовка группы. Если руководитель тщательно проработал все вопросы по подготовке исследования, то далее его план воплощается в реальной работе с группой. Разумеется, при необходимости в него могут вноситься коррективы. Изложим примерный алгоритм действий руководителя:

1. На общем сборе группы происходит увлекательное изложение сути проблемы исследования, которое предстоит провести в походе, обсуждаются цели и задачи исследования, возможно - их корректирование.

2. Выбор из предложенного списка тем докладов, сопряженных, так или иначе, с темой исследования и/или особенностями района похода. Обязательна проверка наличия доклада на общем сборе перед походом.

3. Разделение на микрогруппы с учетом пожеланий детей и руководителя. Назначение в каждой микрогруппе старшего. Из

числа взрослых «выпускников» и помощников руководителя назначаются кураторы микрогрупп. Таким образом, ответственность распределяется равномерно между взрослыми, и снижается нагрузка на руководителя. Оптимально, если заместитель руководителя берет на себя функцию научного руководства экспедиционной работой.

4. Выдача оборудования каждой микрогруппе в отдельности, его упаковка. Кто получил оборудование, тот и несет за него полную ответственность.

5. Выдача каждой микрогруппе методички с алгоритмом действий, необходимого справочного материала.

6. Подробный разбор и обсуждение с каждой микрогруппой методики работы, распределение обязанностей внутри микрогруппы. (Если методика проста - можно этим заняться в поезде.) Обучение каждой микрогруппы работе с полевыми дневниками.

7. Организация серии практических занятий для отдельных микрогрупп (если методика требует практической отработки).

Организация группы на исследовании. Руководителю ни в коем случае нельзя идти на поводу у честолюбивого желания сделать работу как можно лучше любой ценой. Надо помнить, что это детская работа, поэтому свою энергию лучше потратить на то, чтобы расшевелить, вдохновить, заинтересовать, заставить ребят поработать и почувствовать вкус исследовательской работы, при этом внутренне смирившись с тем, что качество работы не будет идеальным (все равно дети опишут не то и не так, а образцы потеряют).

Как работают исследовательские «должности»? Более чем десятилетняя практика руководства походами и экспедициями показывает, что походные исследовательские должности ботаника, зоолога, историка и т. п. никогда не «сработают» сами по себе. Обычно в походе бывает непонятно, когда именно зоологу начинать наблюдать за животными, искать их, что ему требуется определить и сфотографировать, на что обратить внимание, поэтому дети быстро забывают о своей должности. Руководителю придется потратить очень много сил, объясняя каждому ребенку в отдельности, что от него требуется, а уж проконтролировать работу каждого в походе просто невозможно. В начале моей педагогической деятельности случалось и такое, что группа в полном составе приходила на объект и начинались рассуждения и раздумья - как организовать рабо-

ту. В этом случае большая часть группы теряла интерес. Наиболее эффективно в экспедиции работает схема разделения группы на исследовательские микрогруппы по 3-4 человека, каждая из которых может иметь свое условное название: «картографы», «нивелировщики», «почвоведы». Важно, чтобы каждый член группы, имея свою походную должность (штурман, завхоз, костровой и т. п.), одновременно был включен и в исследовательскую работу. Количество человек в микрогруппе должно быть таким, чтобы каждому нашлось дело. Внутри микрогруппы возможно временное или постоянное разделение обязанностей для выполнения общего задания. Здесь разновозрастность группы, которая допускается условиями вида «Экспедиционный туризм» (разброс до 5-6 лет, в нашей практике), помогает работе - старшие участники выполняют более сложную и ответственную работу, младшие делают что -то попроще, помогают старшим.

Каждая микрогруппа работает по заранее определенному алгоритму действий, причем каждый раз руководителем четко оговаривается время начала и окончания работ. Оно, по возможности, не должно превышать 30-40 минут чистого времени. Почему-то призыв «достаем блокноты - будем проводить экспедиционное исследование» среди наших детей неизменно вызывает приступ зевоты, гораздо лучше работает фраза: «Даю вам 15 минут на то, чтобы...» По окончании работы на объекте группа обязательно отчитывается своему научному консультанту или руководителю - демонстрирует свои полевые дневники, фотографии, записи, зарисовки. Все недоработки оперативно исправляются. Очень важно отношение взрослых к работе детей - в нем должен быть неподдельный интерес, искреннее желание сделать работу лучше и готовность прийти на помощь при необходимости.

Следует обратить самое пристальное внимание на ведение юными исследователями полевых дневников. В противном случае очень велика вероятность утери информации, полученной ценой больших усилий всей группы. Как правило, дети (да и взрослые) забывают записать важные данные по нескольким причинам: либо считая их очевидными, либо когда холодно и мокро, либо в надежде на свою память, либо в надежде, что кто-то другой запишет.

Очень хорошо работает включение в экспедиционную работу элемента соревновательности. Особенно удачно это получается,

если у всех микрогрупп одно задание, но разные объекты. Можно вечером провести мини-конференцию и выявить победителей, лучше всех выполнивших работу или обнаруживших что-то интересное. Наиболее удачный опыт подобных соревнований у нас был осенью 2007 г., когда мы проводили экспедицию по Дмитровскому району Московской области для выявления сохранившихся остатков усадеб, отмеченных на карте начала ХХ в. Тогда микрогруппы должны были самостоятельно пройти небольшой маршрут и выйти на объект, а затем произвести его описание по заранее известному плану. Несмотря на холодную снежную ноябрьскую погоду, ребята работали сами, с большим азартом, стараясь собрать больше сведений о пропавших усадьбах, чем другие команды. По результатам работы издана брошюра [3]. Интерес подогревался еще и тем, что в исследовании присутствовала загадка - никто не знал, что удастся обнаружить на месте старинной усадьбы. Так, в одном месте там оказался... мусорный полигон. Эта работа кажется мне удачной потому, что ей удалось стать личностно значимой для каждого участника экспедиции.

Хорошим дополнением, на мой взгляд, является наш опыт проведения вечерних конференций в походе, когда каждый вечер 1 -3 участника выступают с докладами (домашними заготовками). Максимальный интерес к этому процессу появляется в том случае, если все участники похода участвуют в оценке выступления докладчика по определенным критериям (например, информативность доклада, способность докладчика не читать, а рассказывать, качество ответов на вопросы, наглядность и т. п.). Мы оценивали качество доклада по 10-макаронной шкале. Каждый слушатель по окончании доклада брал из одной емкости с макаронами нужное количество макаронин и складывал в специальную оценочную емкость. Затем все макароны пересчитывались и вычислялась средняя оценка. Победитель в конце похода получал приз.

Для окончательного подведения итогов еще на полевом этапе необходимо провести какое-то отчетное мероприятие - не должно быть такого, чтобы ребята в походе что-то делали, отдали блокноты руководителю, а руководитель потом сам написал формальный отчет. Традиционно мы проводим итоговую конференцию, а в одной из экспедиций дети были разбиты на пары, и каждая пара проводила ландшафтно-географическую экскурсию. Важно, чтобы по

окончании экспедиции исследовательская работа каждого участника экспедиции была адекватно оценена, чтобы каждый мог услышать обращенные к нему замечания и пожелания. Если работа до этого была правильно организована, то ребята так вживаются в роль исследователей, что в последний день с удовольствием выступают с докладами о работе своих микрогрупп, задают вопросы, спорят, выдвигают гипотезы. К этому моменту приводятся в порядок все записи, полевые дневники. У нас был случай, когда в 2009 г. в Хибинах уже после итоговой конференции нам пришлось по второму разу пройти маршрутом через высохшее озеро с буграми мерзлотного пучения, чтобы восполнить утерянные данные. Не обязательным, но приятным дополнением обычно бывает награждение особо отличившихся юных исследователей за хорошую работу. Призы могут быть и совсем простыми - так, в Хибинах мы подарили ребятам красивые образцы минералов, и они были рады, потому что после экспедиции как раз смогли оценить подарок по достоинству.

Послепоходный этап. Обычно на этом этапе у руководителя возникает больше всего проблем, связанных с тем, что невозможно собрать группу, часть данных по непонятным причинам утеряна, а у ребят уже нет настроя работать. Для них, увы, экспедиция - светлый этап в жизни, но он завершен. Чисто технологически эта проблема решается просто: в течение 3 дней после похода все данные пересылаются руководителю в электронном виде, переписываются все фотографии и сдается все оборудование. С каждого участника спрашивается то, за что он отвечал, также руководитель собирает со старших в каждой микрогруппе обобщения по групповой работе.

Очень важно, чтобы морально руководитель был готов к тому, что по окончании похода некоторые ребята неизбежно пропадут, потому что не захотят или не смогут принимать участие и в написании отчета, и в отчетной конференции. И важно, чтобы руководитель не винил себя за плохо проделанную «воспитательную работу», ведь ребенок, прошедший хотя бы 10-дневную экспедицию, в любом случае возвращается домой немного другим человеком. Здесь необходимо твердо понимать, что написанный отчет -это лишь внешний критерий успешности проделанной научной и педагогической работы, отражающий в лучшем случае результаты прямого, но не сущностного воспитания. К тому же большинство

отчетов все же пишется руководителями. Более того, если нужно написать хороший отчет, это лучше поручить именно руководителю - он не ошибется, ничего не забудет и не перепутает. Но это не наш путь, если мы говорим о воспитательном аспекте туристской экспедиции. Отложив обиды и личные переживания, руководителю все же надо постараться собрать хотя бы половину группы для участия в написании отчета и в подготовке к конференции. Это необходимо, чтобы у ребят сформировалась привычка доводить до конца начатое дело. А вот как организовать работу дальше, будут ли исследователи действительно помогать делать отчет, сочинять доклад для конференции, отбирать фотографии, делать презентацию, зависит от настойчивости, заинтересованности, наличия времени и сил у руководителя.

В процессе этой важной работы каждый характер также раскрывается определенным образом. Кто-то из ребят ищет возможности увильнуть от работы, а кто-то будет набирать одним пальцем на компьютере абзац текста в течение целого дня, потому что это очень важно для общего дела и стыдно оставить руководителя одного. А потом этот же ребенок до 10 часов вечера просидит в школе, приклеивая и подписывая фотографии на плакат. Понятно, что оптимальный вариант - это работа в школьном компьютерном классе, потому что здесь сразу виден результат работы каждого. В моей практике бывали случаи, когда 3-4 человека оставались ночевать в школе в последний вечер перед конференцией или когда до 5 утра дома у руководителей вычерчивался вертикальный профиль почвенного покрова одной из Хибинских гор. С тех пор прошло 10 лет, но в памяти осталось ощущение чего-то интересного и очень важного. К слову, в настоящий момент один из участников наших «авральных» работ пишет диссертацию по структурной геологии Кавказа, а еще двое несколько лет назад закончили педагогический вуз по специальности «география и биология» и «педагогическая психология», и все они работают в сфере дополнительного образования детей.

Вариативность формы проведения туристской экспедиции. В ходе многолетней работы мы осознали, что даже учебно-исследовательскую туристскую экспедицию можно провести и целесообразно проводить не со всякой группой. Бывают ситуации, когда многие ребята впервые идут в многодневный поход, или много детей с низкой мотивацией к исследованиям, или район настолько

интересен, что не хочется ограничиваться определенной узкой проблемой (пример - наша экспедиция в Прибайкалье в 2005 г.) и т. п. В этом случае удачно работает форма ландшафтно-ознако-мительной туристской экспедиции [4].

Мы выделили основные особенности этой формы работы:

1. Цель ландшафтно-ознакомительной туристской экспедиции - познакомить ребят с новым районом и разбудить в них желание смотреть по сторонам, наблюдать за окружающим миром, думать и удивляться.

2. Не требуется серьезная предпоходная подготовка - экспедиция строится на том, чтобы дети добывали новые знания сами.

3. Возможна огромная вариативность в форме, содержании, времени и месте выполнения заданий.

4. В удобные моменты на маршруте - на привале, на дневке -перед детьми ставятся различные творческие задания, под которыми могут быть завуалированы серьезные научные проблемы.

5. При формулировании заданий, предлагаемых ребятам, обращается внимание на выстраивание системных знаний об окружающем мире. Дети учатся наблюдать за происходящим вокруг и разбираться в том, как связаны между собой окружающие их явления и объекты.

6. Результаты самостоятельной работы детей обязательно обсуждаются, оцениваются каждый раз.

7. По завершении экспедиции проводится награждение победителей, самых активных и добросовестных ее участников.

8. Основная работа проводится в процессе экспедиции - этап послепоходной обработки материалов не является обязательным.

Примеры заданий

• Игра по командам «Что - где - когда?». Вопросы придумываются руководителем, в них обыгрываются те объекты и явления, которые можно наблюдать вокруг.

• Найти 10 отличий между какими-либо объектами (например, Хибинами и Кавказскими горами) и объяснить их.

• В музее - найти и записать 10 самых интересных фактов.

• Разбиться на команды и по командам определять растения с цветами желтого, красного, синего цвета по соответствующему определителю.

• Найти реальную проблему и помочь в ее решении (например, наша экспедиция на Большой Утриш, где активисты боролись за остановку незаконного строительства дороги и дачи высокопоставленным чиновником, а мы учились хорошо фотографировать и потом размещали в Интернете фотографии природы этих удивительных мест).

• Объяснить происхождение того или иного объекта или причины того или иного явления (например, ребятам очень интересно было в Приэльбрусье строить гипотезы о происхождении удивительных скал-останцов и потом обсуждать их на конференции у костра).

Экспедиционный туризм открыт не только для особо одаренных детей, «звездочек», эрудитов, он способен объединить очень разных учащихся, часто изначально не подготовленных к какой-либо исследовательской деятельности. И тем не менее каждый из них выносит из совместной экспедиционной работы для себя то, что он может взять, и делает свой посильный вклад в общее дело. Сама форма «туристская экспедиция» сложна и многопланова, но эта сложность оправдывается тем, что хорошо удавшаяся экспедиция является мощнейшим механизмом формирования личности. Однако я согласна с Ю. С. Самохиным в том, что «в обычной образовательной практике изображать процесс воспитания и участвовать в нем сущностно - означает находиться под одной вывеской» [5]. Что же на самом деле является критерием удачного проведения экспедиции? Имеется в виду не только качество сбора и обработка данных, но и наличие ощутимого воспитательного, образовательного и развивающего воздействия на каждого ребенка. Результат для постороннего наблюдателя проявится «между строк» отчета, в едва уловимом настрое выступающих на конференции детей, в стиле их общения с руководителем и друг с другом, но разве все это можно измерить в баллах? У каждого ребенка останется ощущение большого пройденного пути и хорошо сделанной работы. И опыт встречи с самим собой. И останутся настоящие друзья, которые на всю жизнь, как результат, возможно, первых попыток «человеческого» общения со сверстниками и педагогами. И опыт исследовательской работы в природной среде «с погружением». И понимание, чем бы он в жизни хотел (или, наоборот, не хотел) заниматься - геологией (историей, ботаникой и т. п.). Поэтому, на-

верное, в воспитательном процессе в туристской экспедиции важен и результат, и качество самого процесса работы над исследованием, и та система ценностей, которая формируется у ребенка в экспедиции в процессе достижения исследовательских целей.

Примечания

1. Самохин Ю. С. Воспитание и краеведение: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. направленности естественнонаучных фак. М.: Редакцион-но-издательский центр МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. С. 25.

2. 65-е первенство по туризму образовательных учреждений г. Москвы: сб. материалов. М., 2010. С. 42.

3. ДЮТ и окрестности. История и современность. М.: ГОУ Московская городская станция юных туристов департамента образования г. Москвы, 2008. 32 с.

4. Апатенкова А. Е. Формы организации экспедиционной работы с детьми // Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма: сб. науч. статей и материалов Всерос. науч.-практ. конф. М.: МАТГР, 2010. С. 49.

5. Самохин Ю. С. Указ. соч. С. 24.

УДК 908; 929

Н. М. Табунникова

НАШ ЗЕМЛЯК - МАРШАЛ АРТИЛЛЕРИИ К. П. КАЗАКОВ

В статье представлены результаты учебно-исследовательской и поисковой работы членов НОУ «Юные краеведы» МБОУ СОШ № 36 г. Тулы по поиску материала о своем земляке, маршале артиллерии К. П. Казакове, приуроченному к 110-летию со дня рождения.

The results of academic research and search members KNOW "Young historians" the municipal budget secondary school № 36, Tula search of material about his countryman, the Marshal of the artillery of the Karelian Isthmus Kazakova are presented in this article, dedicated to the 110th anniversary of birth.

Ключевые слова: артиллерия, маршал, научное общество учащихся, краеведы, оружейный завод, Великая Отечественная война, Харбин.

Keywords: artillery, Marshal, scientific society of students, historians, weapons factory, the Great Patriotic war, Harbin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.