СПОРТ И ТУРИЗМ
А. Е. Апатенкова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ»
В статье обсуждается проблема обесценивания детского туризма в современной системе образования; рассматриваются его педагогические возможности, а также обозначаются способы решения различных воспитательных задач на занятиях в школьной секции «Пешеходный туризм». Обозначаются некоторые педагогические технологии и практические подходы.
Ключевые слова: детский туризм, воспитание, педагогические технологии.
Данная статья - это попытка осмысления собственного опыта работы с позиции значимости занятий туризмом для воспитания и развития детей и подростков. Мой стаж работы в этом направлении - почти 20 лет. Более 10 лет я работала педагогом дополнительного образования в детском туристическом объединении «Экспедиционный экологический туризм» в ГБОУ ЦДЮТЭ «Черемушки», затем в ГБОУ «Школа № 1534», а также много лет (с 2004 по 2016 г.) была главным судьей вида «Экспедиционный туризм» в Первенстве г. Москвы по туризму. И сейчас, продолжая свою работу в московской школе № 1534, руководя объединением «Пешеходный туризм», я не могу не отметить, что сейчас детско-юношеский туризм оказался «на грани вымирания». Это связано с тем, что московские центры детского туризма объединяются с образовательными комплексами и теряются в них. Педагоги центров детского туризма, посвятившие любимому делу всю жизнь, имеющие спортивные звания, огромный опыт работы и педагогические заслуги, зачастую сталкиваются с непониманием со стороны руководства образовательных комплексов. На мой взгляд, это происходит по двум причинам: во-первых, директора не всегда осознают важность работы, проводившейся в центрах детского туризма, а во-вторых, они опасаются травматизма и несчастных случаев.
Сейчас соблюсти все формальные правила и организовать туристский поход со школьниками - это приключение не для слабонервных руководителей, недаром на это отваживаются немногие. Но даже несмотря на то, что сейчас активно развивается направление спортивного туризма «дистанция», проводятся зальные соревнования, однако лишь в очень немногих школах есть материальная база, позволяющая организовывать полноценные занятия по этому виду. Создается ощущение, что только успешное участие в рейтинговых мероприятиях в какой-то мере оправдывает туристские объединения в глазах руководства образовательного комплекса. Да, честно говоря, и родители не очень охотно отдают детей даже в бесплатные секции туризма, полагая, что в условиях учебной перегруженности детей это лишнее. К тому же они понимают, что туризм вряд ли поможет их ребенку хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
О детском туризме за 100 лет его существования написано очень много, но мне кажется, что в современной школе детский туризм считается чем-то устаревшим, вроде удивительного, но, увы, вымершего динозавра. А мне хочется, основываясь на личной практике, сказать несколько слов в защиту детского туризма, попробовать
© Апатенкова А. Е., 2018
оправдать его перед школой, чиновниками, родителями, а также коснуться некоторых педагогических технологий, которые органичны для объединения дополнительного образования «Пешеходный туризм» и позволяют решать серьезные воспитательные и образовательные задачи.
Первое, с чем сталкивается педагог, начиная заниматься туризмом со школьниками, с затруднениями у обучающихся в работе с предметным миром взрослых. Наши дети, настолько продвинутые в использовании информационных технологий, настолько привыкшие постоянно учиться, часто оказываются совершенно беспомощными перед простейшими бытовыми задачами. Именно поэтому в результате занятий туризмом обучающийся, в первую очередь, должен приобрести необходимые навыки самообслуживания (просто научиться трудиться!), а уже потом ему будут доступны компетенции, необходимые для автономного выживания в природной среде, для безопасного преодоления препятствий. Можно бесконечно рассказывать детям о разных видах костров или об ориентировании по солнцу, но пока они сами не научатся стабильно разводить костер и ориентироваться при помощи карты и компаса, теория останется мертвой теорией. Невозможно научить ребят перебираться через реку по навесной переправе, если они не держали в руках веревку. Теория здесь не только не нужна - она опасна. Поэтому на начальном этапе педагогу приходится работать над самыми элементарными практическими задачами. Например, ребятам любого возраста всегда вначале очень сложно распутать длинную запутавшуюся веревку - они будут долго стоять в растерянности, в ожидании, что за дело возьмется кто-то более компетентный. Здесь я вижу сразу две серьезные проблемы. Во-первых, наши дети не доверяют своим рукам, у них элементарно отсутствует практика. Особенно такая неумелость удивляет, когда наблюдаешь за подростками - если они и приступают к делу, то на лицах у них написано, что дело это безнадежно. Вторую проблему можно озвучить так: «Пусть работает он, а не я». Физическая работа в сознании наших детей, ассоциируется с функцией «обслуживающего персонала»: родителей, дворника, слесаря, домработницы. Тот, кто все-таки под давлением педагога принялся за работу, выглядит страдальцем и неудачником, а тот, кто наблюдает со стороны, обладает в глазах товарищей более высоким статусом.
Эти две проблемы решаются на занятиях туризмом в первую очередь и естественным образом: мы запутываем и распутываем длинные основные веревки, бухтуем их разными способами, вяжем узлы, делаем носилки, учимся бинтовать пострадавшему руки и ноги, укладывать вещи и снаряжение в рюкзак, ставить и разбирать палатки, надевать страховочные системы, мыть каны и готовить в них еду на костре, преодолевать подъемы и спуски, страховать товарища и многому другому. Одним словом, дети, занимающиеся в объединении, постоянно работают руками и привыкают не бояться физического труда в разных его проявлениях.
Для того, чтобы преодолеть негативное отношение детей к физическому труду, мы стараемся в любом задании сместить акцент внимания на условно-соревновательную деятельность. Одно из самых простых разминочных заданий, на котором ребенок сразу понимает, что от него требуется работать очень быстро и активно, - это продергивание веревки 20-30 м через петлю узла «восьмерка». В этом простом упражнении побеждает тот, кто делает руками самые амплитудные и энергичные движения, при этом у обучающихся сразу ломается стереотип «позорности» активной физической работы. Довольно скоро, выполняя самые разные упражнений (в основном - простые) в соревновательной манере, ребята успевают привыкнуть, что работа руками - это вполне нормальное и естественное занятие. Однажды наступает момент, когда дети начинают даже получать удовольствие от того, что у них все «горит» в руках, не пугаются сложных заданий, выполняют их с азартом, самые активные и старательные оказываются в лидерах.
Моим личным открытием было наблюдение, что работа наперегонки или на время очень помогает не только в зальных, но и в походных условиях. Например, утром при сборе бивака ребята неспешно собирают свои личные вещи, забывая про командное снаряжение. При этом палатки не влезают в чехлы, дежурные не хотят мыть каны после завтрака, никто не торопится снимать костровой тент и из-за этого задерживается выход группы на маршрут. Картина радикально меняется, когда командир приказывает собрать и упаковать групповое снаряжение за 15 минут, а тем, кто не успел, предлагает положить его к себе в рюкзак (как правило, тяжелое групповое снаряжение все же несут наиболее сильные члены группы, а пользуются им все).
Теперь уместно коснуться вопроса воспитания ответственности и самостоятельности (если вспомнить, именно безответственность детей обычно беспокоит родителей). Действительно, наши дети любую работу выполняют под нажимом взрослых - это факт, который надо принять. На занятиях туризмом мы с ребятами целенаправленно работаем над качественным и ответственным выполнением задания. Здесь ключевой момент заключается в том, что теоретически проблему недобросовестного отношения к выполнению задания решить невозможно, и туризм просто незаменим в ситуации, когда надо естественным образом научить ребенка отвечать за качество своей работы. Например, даже на соревнованиях цена небольшой недоработки - проигранные секунды и баллы, а в походе она еще выше -ведь здесь происходит борьба за выживание, именно то, чего так не хватает изнеженным городским детям.
Очень важно, что в походе ребенок, подросток оказывается в ситуации, в которой безответственность влечет за собой не просто недовольство руководителя и наказание, а вполне жизненные естественные последствия, неприятные для виновника и для всей команды. Оказавшись впервые в походе, ребенок, подросток рано или поздно понимает, что не стоит ждать, когда кто-то за тебя соберет твой рюкзак, вымоет твою посуду, поставит тебе палатку, высушит твои ботинки, подбросит дров в костер, когда тебе холодно. Последствия лени и безответственного поведения наступают сами, независимо от нашего желания: позволил маме уложить свой рюкзак -ничего не могу в нем найти; отказался есть кашу - остался без еды до вечера; не упаковал спальник в гермомешок - он промок под дождем; забыл застегнуть палатку -ночью вода налилась в ботинки; плохо зашнуровал ботинки - натер ноги. Этот список можно продолжать. Важно, что на первом этапе юный турист учится полностью отвечать за себя - за свое состояние, за свой рюкзак, свою одежду и обувь, свой груз.
Когда этот этап пройден, каждый член группы берет на себя некоторую часть работы по жизнеобеспечению всей команды, соответственно возрастает ответственность и цена небрежности. Костровые поленились вечером заготовить дрова - утром задерживается завтрак и выход группы; дежурные вчера плохо отмыли кан - сегодня пригорела каша; истратили сахар на леденцы с согласия завпита - еще неделю вся группа пьет чай без сахара; прошли 3 километра не по той дороге -вспоминаем штурмана добрыми словами, возвращаясь с рюкзаками обратно.
На тренировках в межсезонье учить качественному и ответственному выполнению работы сложнее, но тоже реально. Для того, чтобы последствия наступали естественно, педагогу нужно стараться на всех этапах так организовать процесс обучения, чтобы небрежность мешала. Например, никому не хочется учиться бухтовать веревку, это довольно скучное занятие, однако этот навык нужно нарабатывать, и он очень важен для соревнований и для походов. Одно из придуманных мной упражнений стимулирует каждого участника научиться этому скорее: связке из двух человек дается задание перебухтовать 2 веревки, обежать с ними вокруг зала 3 круга и организовать спуск со сдергиванием перильной веревки. Естественно, если веревка сбухтована
неаккуратно, она обычно запутывается на спуске и команда занимает последнее место - ситуация не требует комментариев.
Еще одно важное качество, которое к тому же чрезвычайно трудно воспитывается, - инициативность. Здесь поход и вправду способен творить чудеса и поражать родителей удивительными переменами в ребенке. В чем же причина? Вот некоторые ситуации, которые помогают ребятам понять, что быть инициативным хорошо и даже выгодно: когда товарищу тяжело идти и из-за него медленно идет группа, лучше взять часть его груза и тебе самому станет легче морально; когда все устали и нужна разведка - лучше вызваться сбегать на разведку, и у тебя появятся силы; когда все устали и промокли под дождем, лучше героически пойти за дровами, чем мерзнуть и ждать, что кто-нибудь разведет костер; под дождем лучше быстро ставить палатку, чем ждать, когда промокнут твои вещи; лучше вымыть каны вечером, чем с утра отскребать присохшую кашу; лучше с вечера высушить свои ботинки, чем с утра надевать мокрые. Ко всему прочему, у нас есть походное правило, также возникшее из практики: «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, и помоги ему». Соблюдаешь это правило, и тебе чудесным образом становится тепло, сытно и хорошо на душе.
Очень важная особенность туризма как учебной дисциплины - он позволяет работать на доверии. Ведь в туристической группе все «в одной связке» -руководитель, старшие и младшие участники, опытные и новички. Очень хорошо, что разные виды работ доверяются разным участникам, так как невозможно одному, даже руководителю, сделать все за всех. В группе штурману доверяют движение по маршруту, дежурным - приготовление еды, замыкающему - отставших участников, завпиту - контроль за продуктами, завхозу - все командное снаряжение. У нас бывали случаи, когда штурман уводил группу не туда, когда на перевале участник терял дуги от 4-местной палатки, когда кто-то забывал дома перекус на всю группу. Но это ничего не меняет - дело в том, что в походе каждому участнику приходится что-то доверять (одному больше, другому меньше) и понимать, что каждый человек имеет право на ошибку. При этом все, и даже руководитель, будут есть подгоревшую кашу, которую приготовили неопытные дежурные. Но доверие команды и право на ошибку позволяют человеку научиться.
На занятиях в школе принцип доверия также используется: на технических этапах каждый страхует своего напарника по-настоящему - здесь не до шуток. Не доверяешь товарищу - не сможешь даже пошевельнуться от страха, когда впервые спускаешься дюльфером с высоты. Недавно я доверила ребятам из старшей группы подготовить на школьном дворе несложную дистанцию для младшей новичковой группы. Старшие работали вяло, в основном стояли и спорили. Что успели - сделали плохо, когда мы с младшими пришли тренироваться, то не было времени исправлять недоработки. В результате - я расстроена, младшие расстроены, старшие, увидев это, тоже расстроились. На следующую тренировку многие из старших пришли пораньше, позаботились о том, чтобы получить подробные указания, и сделали дистанцию гораздо лучше.
Работа в команде - это та самая компетенция, которая так ценится в современном образовании, и которую старательно воспитывают в искусственно смоделированных условиях в школе, в вузах, на всевозможных тренингах. В туризме же не нужно ничего моделировать: все естественно - успешное прохождение маршрута и хороший поход возможны исключительно при слаженной работе и позитивном настрое в группе. Ведь туристическая группа - это единый организм, единая система, в которой важно самочувствие и настрой каждого элемента этой системы, а любой поход или соревнования - это как раз и есть некий проект, который надо выполнить успешно. Принцип «один за всех и все за одного» - без него в походе никуда, только вот
ни на каких тренингах невозможно понять, что это такое. Сюда входит и умение заботиться о товарище, и способность взять на себя трудную работу, и чувство ответственности за общее дело.
Задача руководителя детского туристического «проекта» очень сложная и требует наличия высокой мотивации, личного интереса, опыта и педагогического чутья. Она состоит в грамотном планировании и расстановке сил. Руководитель должен понять, какие к нему пришли ученики, чего они хотят и что им интересно, в чем на них уже можно положиться и какие у них слабые стороны, какова для них зона ближайшего развития, как правильно расставить силы в команде и акценты в подготовке, как правильно настроить команду. В результате совместной работы у ребят должно возникнуть ощущение важности общего «проекта» и ощущение важности персонального вклада каждого участника в общее дело, ради исполнения которого каждый член группы готов собраться, напрячь все свои силы, духовные и физические. Результатом такой работы в любом случае, как минимум, будет хороший интересный поход, запоминающийся на всю жизнь.
Недавним примером такого проекта можно считать участие нашей команды «Per азрега» (что в переводе означает «сквозь тернии») в 72-м Первенстве г. Москвы по туризму, где мы в упорной борьбе все же вошли в тройку призеров. Оказалось не так уж важно, что объективно мы не были сильной командой-лидером, но мы были настроены бороться. Одним из важных объединяющих мотивов для команды было хорошее выступление за нашу школу и за потенциальную возможность заработать оборудованный спортзал для тренировок. Ребята старались изо всех сил, кто мог хорошо бежать на соревнованиях - хорошо бежали, кто мог - решали теоретические задания. Когда самые активные ребята не смогли прийти на защиту пройденного маршрута, то некоторые «тихони» поехали выступать. Да и в походе каждый старался хорошо работать по своей должности, каждый переживал, когда нам не хватило времени пройти по основному варианту маршрута, и каждый изо всех сил боролся с собой. Поэтому призовое место было воспринято нашей командой как заслуженная награда за честную и дружную работу.
Для меня лично и моих единомышленников-педагогов детский туризм открывает необозримое поле возможностей для воспитания в человеке истинно человеческих качеств, которые, хотя и не потребуются при поступлении в вуз, но позволяют понять, в чем смысл преодоления себя ради другого и ради общего дела. Бывает, что, когда поднимаешься с рюкзаком в горы, ругаешь себя, но продолжаешь идти только потому, что нельзя подвести товарищей. Часто поход дает возможность ребенку, подростку впервые в жизни отдать то, что ему самому очень нужно: «у товарища больше нет теплых вещей - отдам ему свитер или шерстяные носки, ему будет тепло, и эта мысль будет меня согревать». В одном из походов мы задержались на маршруте, и у нас заканчивались продукты, поэтому порции сократили, все участники потуже затянули ремни. Когда один из руководителей предложил часть своей порции одному из участников, тот отказался и отшутился «получается нечестно: я все равно не наемся, а Вы будете сыты добрым делом» - абсурдно, но есть над чем задуматься. А кто-то, наоборот, в походе вдруг впервые в жизни настоит на том, чтобы переложить в свой неподъемный рюкзак несколько банок тушенки из рюкзака заболевшего товарища... В походе по Краснодарскому краю, в конце тяжелого подъема на Церковный хребет, один из младших участников взял рюкзак у плачущей девочки и занес его наверх, хотя сам шел с трудом. Эпизод? Да, но очень показательный. Получается, что поход - это прекрасная возможность для проявления настоящего «бытового героизма», без которого подростку жизнь кажется такой серой и пустой. Однажды в походе на Кольском полуострове мы вышли утром на маршрут, но через некоторое время начался сильнейший ветер с дождем и снегом. Мы не смогли дальше
идти и с большим трудом поставили несколько палаток прямо на огромных камнях, привалив палатки от ветра рюкзаками, а потом до утра слушали шум ветра с дождем, держа стены руками, чтобы они не били нас по лицу. Утром непогода продолжалась. Однако, когда рассвело, дежурные, вышли на улицу, приготовили завтрак и разнесли его по палаткам. Нельзя сказать, что такие вещи - это подвиг, но, как сказал герой фильма «Тот самый Мюнхгаузен», «что-то героическое в этом есть».
В заключение я не могу не сказать и о самом «неуловимом», но очень важном результате занятий туризмом: к счастью, он дает возможность сущностного общения человека с человеком. Этому очень помогает отсутствие мобильных телефонов в походе - ребята просто вынуждены обратить внимание на тех, кто находится рядом. Это не так-то легко, у многих уже в поезде начинается настоящая «ломка», многие страдают без телефона, не знают, чем себя занять, не умеют развлечься общением со сверстниками. Но выхода нет - приходится учиться. Преодолевая в походе, да даже и на турслете, настоящие жизненные трудности, столько шуток успеваешь пошутить вместе, столько слез пролить, столько раз отчаиваешься и злишься, столько раз просишь помощи и помогаешь тем, кто рядом с тобой, что невольно раскрываешься товарищам, и они для тебя становятся родными. Поэтому и педагог в походе имеет возможность, разделяя с учениками все трудности, поделиться своим опытом, своим мировоззрением и своим отношением к жизни. Именно это открытое общение в условиях преодоления трудностей походного маршрута делает ребят друзьями на всю жизнь.
Подводя итоги, мне хочется сказать, что туризм в дополнительном образовании, конечно, никогда не заменит робототехнику, шахматы, восточные единоборства, танцы, музыкальную школу и рисование. Но он и не претендует на их место - он всегда стоял особняком. Дело в том, что у детского туризма есть возможность не просто разнообразить жизнь школьников и дать им новые знания и умения, но он дает возможность каждому ребенку, подростку здесь и сейчас уже быть человеком, быть личностью, быть взрослым в хорошем смысле этого слова, жить настоящей, сложной, нисколько не виртуальной жизнью. Я убеждена, что детский туризм обладает настолько мощным воспитательным потенциалом, что об этом никогда не должны забывать родители «трудных» подростков, педагоги, директора и чиновники в Министерстве образования, даже если они сами, в силу здоровья и своего жизненного выбора, очень далеки от туризма.
И. В. Замалетдинов
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА
В декабре 2018 г. исполняется 100 лет Государственной системе дополнительного образования детей. Неоценимым сокровищем является 100-летний опыт детского краеведения в системе образования нашей страны. Ведь краеведение как форма дополнительного образовательного процесса призвана развивать в детях познание природы родного края, патриотизма, навыки природоохранного поведения и, конечно же, здорового образа жизни. По определению академика С. В. Королева, краеведение - это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории.
Задумка написать эту статью была у меня давно, на скорейшее написание подтолкнула, несколько неожиданная вещь: копаясь в Интернете, я наткнулся на
© Замалетдинов И. В., 2018 120