Научная статья на тему 'Об организации занятий на скалах и в залах'

Об организации занятий на скалах и в залах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
300
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СКАЛОЛАЗАНИЕ / ГОРЫ / СКАЛЫ / ВЕРЕВКА / СКАЛОДРОМ / ТРЕНИРОВКА / ПОЛИГОН / TOURISM / MOUNTAINS / ROPE / CLIMBING WALL / TRAINING / ROCK-CLIMBING / ROCKS / PRACTICE GROUND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Губаненков Сергей Михайлович

Статья посвящена вопросу организации занятий по туристскому скалолазанию как одному из направлений туризма. Автор дает советы и рекомендации по минимизации возможных ошибок при работе на скалах, предлагает «Памятку юному туристу-скалолазу», которая используется при проведении детских соревнований на горном контрольном туристском маршруте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Губаненков Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Trainings Organization in Rocks and Gyms

The article focuses on the organization of trainings on tourist climbing as one of the tourism trends. The author provides advice and recommendations how to minimize possible errors while working in rocks, offers a «Memo to a young tourist-climber», which is used at children's competitions on a mountain tourist route.

Текст научной работы на тему «Об организации занятий на скалах и в залах»

МЕТОДИКА

УДК 374.1; 37.037; 379.83/.84; 613.73

С. М. Губаненков

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ НА СКАЛАХ И В ЗАЛАХ

Статья посвящена вопросу организации занятий по туристскому скалолазанию как одному из направлений туризма. Автор дает советы и рекомендации по минимизации возможных ошибок при работе на скалах, предлагает «Памятку юному туристу-скалолазу», которая используется при проведении детских соревнований на горном контрольном туристском маршруте.

The article focuses on the organization of trainings on tourist climbing as one of the tourism trends. The author provides advice and recommendations how to minimize possible errors while working in rocks, offers a «Memo to a young tourist-climber», which is used at children's competitions on a mountain tourist route.

Ключевые слова: туризм, скалолазание, горы, скалы, веревка, скало-дром, тренировка, полигон.

Keywords: tourism, rock-climbing, mountains, rocks, rope, climbing wall, training, practice ground.

В туризме, как в любом другом виде деятельности и тем более в виде спорта, чтобы достичь по-настоящему значимых результатов, нужно постоянно тренироваться. Для регулярных занятий необходим неугасающий интерес. В походный туризм поначалу может прийти много народу, но останутся в нем только те, кому «на роду написано» путешествовать. Это касается как взрослых, так и детей, но для того, чтобы путешествовать, совершенно необязательно регулярно тренироваться. Поэтому и «неслучайных» людей в туристской секции или клубе нужно удерживать не походными перспективами, а каждодневно, на каждом занятии, которое должно и может быть интересным.

Объектами повышенного интереса туристов являются горы, скалы, бурные реки и вообще все сложные формы рельефа. Но выбираться на сложные формы еженедельно не получается. И тогда

горы, реки и скалы приходят в город к туристам в виде их муляжей: скалодромов, бассейнов, веревочных переправ, концы которых закреплены на деревьях в школьных дворах, крюках и петлях спортзалов. Не бог весть что, если подумать, но все же лучше, чем совсем ничего.

Туристы любят веревку, которая умеет быть нужной для всех видов туризма, и проводят с ней времени больше, чем это необходимо для путешествий. Из занятий с веревками, занятий на скало-дромах, в бассейнах могут вырасти занятия спортом, имеющим к туризму малое отношение, но туристы будут им заниматься, потому что втянулись. Хотя людей со спортивным складом характера среди туристов встречается не так уж и много, остальные предпочитают немного лазать, немного работать с веревками, немного грести и т. д. Но даже если заниматься этим «немного», все равно нужно делать все правильно, иначе потом приходится долго лечиться. А как это - правильно?

В этой статье не говорится ни о реках, ни о бассейнах. В ней говорится о скалах, скалодромах и спортивных залах с веревками. Но и в этом предмете статья не учебник. Она не поможет тому, кто ничего не знает о веревках и скалах. По нашим расчетам, для того, чтобы допустить руководителя туристской секции (объединения) с нулевым уровнем подготовки до проведения занятий на сложном рельефе (а к нему относятся и спортивные залы), с руководителем самим нужно прозаниматься веревками не менее сорока или даже больше часов. При этом практических занятий на сложном рельефе должно быть больше, чем теоретических, да и вообще, теорию лучше читать непосредственно во время прохождения практики. И только после того, как педагог закончит курс обучения, отдохнет и половину из того, чему его учили, забудет, ему нужно будет прочитать эту статью. Тогда она сработает, как задумано. В ней нет базовых данных. В ней есть дополнения к ним.

Работать с веревкой члены детских туристских объединений начинают по-разному. Кто-то в спортивном зале готовится к соревнованиям, не обязательно туристским, а вот хотя бы к «Зарнице», кому-то в перспективе обещана поездка на скалы, и он готовится к ней опять-таки в зале или на школьном дворе, а кого-то и вовсе подводят к скале совсем не подготовленным и учат на месте. Последнее представляется совершенно неправильным, но, к сожалению, и такое случается, например с водниками, завершившими

водный поход по Вуоксе у скальных массивов неподалеку от платформы «147-й километр». Давайте и мы начнем наш рассказ от этого места. Не потому, что так правильно, а потому, что так интересней.

Начинать готовить тренировку на скалах нужно с осмотра массива. Скалы могут оказаться нечищеными (а на скалодромах могут проворачиваться, а то и вовсе отрываться зацепы!). Осмотр скал нужно начинать с верха массива, определяя места для крепления страховочных веревок, соображая, как веревки будут работать, где пройдут, не потрутся ли и что со скалы смогут сбросить. После осмотра верхней части массива педагог вывешивается на скалу и опускается по ней, очищая массив руками, а чаще - ногами: сбрасывая под себя все, что сможет от скалы оторвать. Заодно он смотрит, на каких зацепах будет застаиваться вода. В перспективе эти зацепы, возможно, придется тряпочкой протирать и надеяться, что тут же не пойдет дождь и не сделает всю эту работу напрасной. И не забудьте: организуя для себя спусковые перила при очистке скалы, нельзя допускать, чтобы внизу, на земле лишняя длина веревки лежала кольцами. В этом случае, все, что будет сброшено со скалы, упадет на веревку и может ее повредить.

Спускаться по массиву придется неоднократно, потому что даже из одной точки крепления веревки на вершине массива и подняться на массив, и спуститься с него можно будет по-разному.

После очистки маршрута нужно подобрать все, что было сброшено со скалы, и убрать туда, куда никто не наступит.

Закончив очистку, нужно определить маршрут, по которому будут подходить к скале занимающиеся, место, где они будут подключаться к страховке, место, с которого будут выходить на массив, и место, где будут стоять на страховке. Страховка снизу лучше, чем страховка сверху в случаях, когда страхующий видит страхуемого. Но существует опасность, что с массива свалится (будет сброшен) камень или что-то еще и травмирует страхующего. Страхующих нужно расставлять так, чтобы они видели маршруты подъемов и спусков, но не попадали под сброшенные с маршрутов камни.

После подготовки маршрутов для тренировки нужно прийти в лагерь и проверить весь инвентарь, начиная с веревки. Безопасность работы с веревкой обеспечивается ее правильной эксплуатацией. Нужно читать паспорта и сертификаты веревок, нужно мно-

гое знать о веревках. Например, что веревка бывает статической и динамической и что для занятий с детьми динамическая веревка совсем не нужна. Например, что хранить веревку зимой нужно в бухте с большими кольцами и пару раз за зиму перебухтовывать. Что бухты веревок не должны лежать вплотную к батарее парового отопления, на них не должна капать вода и тем более бензин, масло, краска (не храните веревки в гараже, храните дома в диване). Кстати, о лаках и красках. Если вам пришло в голову отмаркиро-вать веревку, красьте только концы на длину не более двадцати сантиметров, и никогда не красьте середину веревки с целью легко ее потом находить. И привязывая веревку к сосне, смотрите, чтобы смола не натекла на веревку (к елке вообще не привязывайте!).

Не используйте для работы на скалах веревку с диаметром менее 10 мм, даже если это импортная веревка и ее прочностные характеристики позволяют быть меньше 10 мм в диаметре. «Девятка» по-другому работает в зажимах и спусковых устройствах, быстрее идет через них, а вам это при работе с детьми абсолютно не нужно.

Не сушите веревку на солнце, не убирайте на хранение, не просушив.

Теперь можно поговорить о проблеме под названием «веревка и дети». Игра в перетягивание каната, зависание на петлях самостраховки, раскачивание на горизонтальных перилах относятся к любимым занятиям неопытных и невзрослых туристов. Нужно научить детей любить веревку, объясняя, что именно ею они сами в процессе занятий будут привязаны к жизни. К веревке нужно относиться с почтением, ни в коем случае не топтать веревку ногами, лелеять и холить ее. Если спросят, почему нельзя наступать на веревку, объясните, что при нажиме на веревку в ее оплетку вжимаются песчинки с подошвы, проходят сквозь оплетку и, невидимые для глаз, начинают острыми гранями разрушать сердечник веревки. В результате под напряжением веревка с целой оплеткой может неожиданно лопнуть, и никто сразу не поймет почему. Не важно, правда это или полуправда, - важно, чтобы образ работал.

Потому-то и нельзя начинать работать с веревкой прямо на скалах. Отношение «веревка и дети» необходимо выстраивать в течение всего года. Перебухтовывать веревку зимой должны те, кто летом будет с нею работать, то есть именно дети. Более того, умение быстро перебрать и сбухтовать веревку, зафиксировав конец

надежной «маркой» без лишних колец, должно служить допуском к началу занятий с веревкой. И кстати, для проведения подготовки к занятиям спортивные залы совсем не нужны. Все можно делать в классе или в коридоре. Но, к сожалению, очень часто мы ведем детей сразу в зал или во двор и допускаем их на всевозможные переправы с целью появления и укрепления интереса к работе с веревкой. Там мы по недосмотру или по нежеланию «наезжать» на детей в самом начале занятий позволяем им немного «пообезьянничать», затем долго в течение года объясняем, что веревку надо любить, и удивляемся тому, что дети продолжают «обезьянничать» на веревках при малейшей возможности. Удивляться не нужно. Первый опыт оказывается определяющим.

Необходимо приучать детей перед всякой работой с веревкой перебирать ее всю из размаркированной бухты в другую, просматривая на предмет повреждений. Перебрать бухту никогда не бывает лишним. Перебранная перед началом занятий веревка частично освобождается от памяти пребывания в бухте и меньше крутится, лучше работает.

Вслед за веревкой приходит время проверить и все остальное снаряжение: индивидуальные страховочные системы, концы для вязки схватывающих узлов, спусковые устройства, каски, карабины и прочее. Первоначальный осмотр индивидуального снаряжения производится самими детьми, но перед выходом на массив исправность снаряжения и правильность его индивидуальной подгонки проверяется руководителем секции. Стропы страховочной системы могут начать бахромиться не только с концов, но также и в середине, нитки швов, скрепляющих стропы, - распушиваться и разрушаться. Мягкий металл спусковых устройств и карабинов при неправильной эксплуатации быстро стачивается веревкой и оказывается непригодным к работе.

Далее приведу несколько рекомендаций и наблюдений, позволяющих при работе на скалах минимизировать возможность ошибок, происходящих как будто «из ничего».

• Все занятия на скалах проводятся под наблюдением тренера. Во время, свободное от тренировок, приближаться к скальному массиву нельзя.

• Во время занятий на скалах все присутствующие на массиве и под массивом находятся в касках.

• Неочищенные скалы опасны перспективой спуска камней, срывом зацепов, проскальзыванием рук и ног на замшелых участках.

• На скалах не работают без страховки, даже если выполняется траверс на высоте 20-30 сантиметров от земли. Осуществляемая в этом случае страховка называется гимнастической, или спортивной. Она заключается в том, что, пока тренирующийся идет по скале, страхующий двигается вместе с ним по земле, готовый придержать тренирующегося, если тот надумает падать. Гимнастическая страховка осуществляется путем подхватывания падающего «под мышки» и мягкого сопровождения его «до земли». Подобно тому, как скорость падения сорвавшегося на большой высоте скалолаза гасится путем протравливания веревки через карабин или спусковое устройство (растяжение веревки сейчас в учет не берем), в гимнастической страховке скорость падения гасится руками, спиной и ногами страхующего. Не стоит пытаться резко останавливать падение того, кто уже набрал скорость падения: травмируешь и его и себя.

• Занятия на скалах, предусматривающие подъем на высоту более трех метров (по рукам), проводятся только с верхней страховкой, которая ни в коем случае не должна провисать.

• Положение страхующей веревки от точки крепления верхней страховки к страхуемому должно быть максимально вертикальным.

• Находясь под массивом, нужно быть очень внимательным ко всему, что может с массива упасть. Независимо от того, в каком положении вы оказываетесь к массиву, при появлении «камня» нужно быть готовым в любую секунду отойти в безопасное место: за дерево, валун, под козырек скалы и т. д. При организации страховки снизу страхующий должен заранее определить, куда он сможет в случае опасности отойти без потери страховки.

• Находясь на массиве и не находясь на страховке, запрещается приближаться к обрыву скалы ближе, чем на длину собственного роста, чтобы в случае падения в сторону обрыва не сорваться с массива.

• Если при организации страховки сверху не исключена возможность сдергивания страхующего или его собственных неправильных действий, могущих привести к срыву, страхующий обязан работать на самостраховке. Учитывая, что надеяться на отсутствие

неправильных действий со стороны детей руководитель не может, стоит принять за правило, что любая деятельность на массиве организуется при самостраховке участников. Руководитель в этом случае должен находиться на месте, с которого ему видны все участники: как находящиеся на массиве, так и под массивом, - и при этом сохранять возможность ненатужной голосовой связи с участниками.

• Если существует хотя бы малейшая возможность организовывать страховку юных скалолазов с помощью педагогов, ее так и надо организовывать. На соревнованиях все участники должны находиться на верхней судейской страховке. На тренировках нормы обеспеченности спортсменов тренерами не позволяют взрослым страховать всех участников тренировки. На страховку ставятся дети. В этом случае страхующий постоянно должен видеть страхуемого (верхняя страховка снизу). Страховка должна осуществляться через спусковое устройство, и страховать лезущего участника должны два человека. От страхуемого через точку крепления верхней страховки веревка идет в рукавицу страхующего, затем в его спусковое устройство, затем через вторую рукавицу страхующего (понятно, что внутри рукавиц находятся руки) передается другому страхующему, который держит веревку в обеих руках, в рукавицах.

• Нельзя, чтобы страхующий был намного легче страхуемого.

• Проведение занятий на мокрых скалах может быть обусловлено только программой выезда (подготовка к походному лазанию). В этом случае нужно иметь в виду, что удержаться на мокрой скале намного труднее, чем на сухой, и что соскальзывание или срыв со скалы могут произойти очень внезапно и на таком месте, на каком в сухую погоду рука или нога пострадавшего удержались бы на скале без всяких проблем.

• Имея в виду повышенную опасность занятий на мокрых скалах, нужно не забывать о том, что мокрая или грязная подошва и намокшая, например, от пота рука на сухой скале держат так, как сухие руки и ноги - на мокрой. По сравнению с землей и травой скалы просыхают быстрее. Нужно только учитывать, что в глубоких зацепах могут образовываться лужи, а по трещинам сочиться вода. Сухой вид скалы может способствовать потере бдительности участников скальных занятий. Туристы видят сухую скалу и забывают о мокрой подошве. Скалолазы-спортсмены об этом не забы-

вают, не ходят по земле в обуви для лазания ни в сырую, ни в сухую погоду, надевают скальные туфли непосредственно перед массивом, и стартуют на скалу с камня, избегая даже единичного касания ногой травы, земли, корня дерева.

Приобретение специальной обуви (скальных туфель) не обязательно. Туристское скалолазание - это лазание по простым мокрым скалам в тяжелой обуви и почти наверняка с рюкзаком. И скорее турист окажется на скале в кошках, перебираясь по глыбам с ледника на ледник, чем в скальных туфлях полезет на перевал. Единственным, у кого могут оказаться туфли в рюкзаке, бывает руководитель группы. Туфли могут быть взяты в поход на случай прохождения «ключевых» (особенно сложных) участков залезания на перевал. Но участки лазания, ради которых приходится переобуваться в скальные туфли, могут встретиться в детском походе только в чрезвычайных случаях, свидетельствующих о просчетах при подготовке похода.

В «нечрезвычайные» тренировки подростков, готовящихся к горным походам, следует включать движение по простым скалам в ботинках, пробежки по глыбам и выступающим из земли древесным корням, если есть уверенность, что и глыбы и корни абсолютно сухие. Пробежки по ним служат для обретения навыков движения по осыпям, являющимся наиболее травмоопасным рельефом в горных походах невысокой категории сложности. Бегать по глыбам можно только следом за руководителем, повторяя его движения или движения участника, бегущего следом за руководителем.

Любой сбор, любую из тренировок необходимо начинать с инструктажа о правилах поведения. На скальных сборах туристов такой инструктаж имеет особую значимость. Если скалолазы-спортсмены проводят на скалах все летние сборы, то туристы приезжают туда время от времени и навыка поведения на скалах почти наверняка не имеют. В процессе подготовки и проведения скального сбора туристов (или не туристов, но и не скалолазов) нужно различать, какие из мер безопасности обеспечиваются руководителем сбора, какие - участниками. Ниже предлагается «Памятка юному туристу-скалолазу», используемая нами при проведении детских соревнований на горном контрольном туристском маршруте. Некоторые советы памятки повторяют уже сказанное в этой статье, но мы решили привести всю памятку, без сокращений.

• Стать мастером скалолазания тебе не грозит. Мастера занимаются в секциях спортивного скалолазания.

• В горах по скале лезешь в ботинках. Иногда - в кошках. Никогда - в скальных туфлях.

• Ноги толще, чем руки: по скале лезут ногами. Если лезть на руках, пройдешь столько шагов, сколько раз получится подтянуться. В горах скалы высокие, лезть приходится долго. Поэтому ходи на ногах - руки не выдержат. Руки на скале нужны, чтобы удерживать равновесие, а не подтягиваться.

• Нога на скалу ставится «на равновесие» или «на трение». «На равновесие» стопа - подошва ботинка, рант ботинка или босая нога - ставится на зацеп (на ту площадь, на которую удается поставить), а тело располагается вертикально, руки придерживаются за скалу. Чем отвесней скала, тем ближе к скале приходится располагаться. Самое сложное в этом случае - удержать порой на сантиметре стопы вес всего тела.

• «На трение» стопа ставится на скалу полной подошвой или, как минимум, передней третью подошвы и прижимается к скале весом тела. Для этого от скалы приходится отклоняться, но не всем телом, а всего только тазом, держась за скалу руками. Шаги «на трении» удается делать и на отвесной скале, но чем больше скала отклоняется от вертикали (под «положительным» углом, разумеется), тем больше шансов поставить ногу на трение. Все шаги «на трении» приходится делать быстро, по принципу: больше газу -меньше ям. Иногда на трение ставятся и руки, и ноги, и тогда по скале приходится уже просто бежать на четвереньках, пришлепывая руками скалу. Но не нужно рассчитывать, что это получится «сдуру». Тренировка не «боевик». Тебе не повезет, как киногерою.

• На мокрой скале трения не существует. Мокрая скала хуже, чем лед. На льду точно знаешь, что поскользнешься. На мокрой скале поскальзываешься всегда, но всегда - неожиданно.

• Поскользнуться можно и на сухой скале - если подошва сырая. Скала высыхает быстрее, чем земля и трава. Переход с сырой травы (земли) на сухую скалу очень опасен.

• «Нечищеные» скалы опасны не только камнями - можно поскользнуться на мху.

• Никогда не берись за один зацеп двумя руками, если не хочешь, чтобы с этим зацепом тебя похоронили. И не тяни зацеп на себя - оторвется!..

• Двигаясь по верхнему краю массива, держись от края скалы на расстоянии собственного роста. Тогда, если упадешь головой к краю обрыва, останешься наверху - если только склон не покатый. К краю покатого склона нельзя подходить ближе, чем на длину поката плюс длину роста.

• Двигаясь вдоль нижнего края массива (под скалами) всегда знай, куда будешь уходить от камней. Останавливаясь под скалой на привал, садись так, чтобы видеть и скалу, и место, куда прыгнешь в случае камнепада. А еще лучше - садись сразу туда, куда думаешь прыгнуть.

• Камнепад не всегда начинается с команды «Камень!». Поэтому любой шум сверху (стук, шорох, крики «Держи!», «Срыв!», «Ой, мама!», «Внизу - веревка!» и прочее) означает, что сначала надо спрятаться, а потом посмотреть, что же там, наверху, происходит. На невысоких скалах все случается быстро, и времени сориентироваться, что откуда летит, как правило, не остается.

• Иногда, чтобы спрятаться, нужно бежать не от скалы, а к скале - под ее нависание.

• Лезть вверх проще, чем вниз. Поэтому прежде чем лезть, подумай, как будешь спускаться.

• С какой высоты нужно упасть, чтобы разбиться? - С высоты двадцати сантиметров. Сорвавшись, можно потерять равновесие, сделать шаг назад (от скалы), запнуться пяткой о камень (корень дерева) и упасть навзничь, затылком на камни. Поэтому, траверсируя массив понизу, проси товарища прогуляться рядом с тобой - для поддержки. Эта поддержка называется «гимнастическая страховка».

• Совет «гимнасту»: если страхуешь находящегося на скале на высоте более полуметра, в случае его падения, позволь ему долететь ногами до земли и там придержи за подмышки. Никогда не хватай его сразу же за колени, если не хочешь упасть вместе с ним. Вспомни, как падает фигурист с фигуристкой при неудачном выполнении приема «поддержка». Две травмы - в два раза хуже, чем одна.

Несколько слов о целях проведения туристских сборов на скалах. Если впереди туристов ожидает горный поход пер-вой-второй категории сложности, веревка в этих походах им, скорее всего, не понадобится. Туристам придется идти по осыпям с

тяжелыми рюкзаками, а лазание, если и будет, то в ботинках, возможно, по сырым скалам, зато по «лошадиным» зацепам. Вот и нужно на сборах учить туристов ходить по камням, в самом сложном случае - двигаться, держась за перила, организованные для них руководителем группы. Если кроме несложной техники движения по осыпям (для освоения этой техники необходимо лишь время) ставится задача ознакомления участников сбора с ощущениями скалолаза на вертикали, то лучше было бы пускать детей на скалу с самостраховкой - так им будет страшнее. При лазании с верхней страховкой они, после первых секунд неуверенности начинают слишком верить в страховку и - ничего не боятся. Вот только, если ребенок лезет по скале на самостраховке, бояться - и очень сильно бояться - приходится его педагогу. Возникает дилемма. Познакомить ребенка с реальностью вертикали скалы -значит подвергнуть его здоровье опасности. Не подвергать здоровье опасности - не познакомить с реальностью. Но педагогам нельзя рисковать здоровьем детей, поэтому никакой дилеммы не возникает. Возникает только соблазн, которому нельзя поддаваться. Тем более что вопрос о том, что является средством самостраховки на вертикальных перилах, а что не является, до сих пор остается дискуссионным вопросом, и мы не будем дискутировать.

Имея в виду возможность длительного лазания по скале в ситуации горного путешествия, нужно помнить, что несколько шагов вверх по скале сделать несложно, если это - первые несколько шагов. Но если перед этим уже сотни шагов были сделаны, простой шаг становится сложным. Чтобы готовить детей к совершению простых сложных шагов, нужно, чтобы на сборе они пролезали по скалам без остановки по нескольку 10-15-метровых маршрутов и делали бы это с контрольным грузом в рюкзаке за спиной. На несколько маршрутов необходимо несколько страхующих (если страхуют дети, их количество, как мы помним, должно быть в два раза большим, чем количество маршрутов). При этом все маршруты должны оставаться в поле зрения руководителей сборов и быть достаточно простыми - посильными для юных туристов. Организовать все это непросто, вот и получается, что мы знаем, как проводить скальные сборы туристов, но правильно провести их, как правило, не имеем возможности: то страхующих не хватает, то маршрутов в поле зрения руководителей. Поэтому к проведению скальных сборов туристов необходимо долго готовиться и быть го-

товым не только провести сбор, но и защитить его программу на стадии оформления документов на проведение сбора. А в Петербурге чуть что, так смотришь: детская туристская (или не туристская) секция собралась на скалы. Почему собралась, понятно, вопрос в том, стоит ли ее туда отпускать. Без соответствующей подготовки и контроля - точно не стоит.

И не всегда стоит имитировать скальные сборы, изучая технику горного туризма на безопасных песчаных склонах. Дело в том, что на безопасных склонах трудно помнить о постоянной опасности, присутствующей в условиях реального горного путешествия. И часто участники и руководители сборов начинают все более упрощать свои действия, все более не соблюдать, а всего лишь имитировать меры по обеспечению безопасности движения по горному рельефу. Таким образом формируется стереотип неправильных действий, рано или поздно приводящих к несчастному случаю в условиях горного путешествия. И какая разница, происходит этот случай в детском походе или спустя много лет, когда виновник случившегося уже с трудом вспоминает имя того педагога, у которого в детстве занимался туризмом! Стереотип действий был заложен тогда, в детстве... на песчаном склоне в окружении сосен. Поэтому проводить занятия по горному туризму на безопасных склонах стоит только тогда, когда руководитель уверен, что он, возможно, превратится в цепную собаку, но не допустит ни единого неправильного действия, ни одного «обозначения действия» занимающихся. И это тоже очень непросто.

Скальных маршрутов на всех членов сбора по изучению техники горного туризма может не хватить и, как правило, не хватает. Поэтому уместно объединять работу на скальных маршрутах с работой над техникой наведения и эксплуатации переправ через пропасти, через горные реки. Эти «реки и пропасти», скорее всего, будут воображаемыми, но и в этом случае руководителю сбора нужно удержать себя от соблазна предоставить участников сбора самим себе с тем, чтобы самому заниматься с работающими на скальных маршрутах. «Реки и пропасти» ничуть не более безопасны, чем скальные стены или крупные осыпи. За каждым работающем на сборе звеном, в максимальном составе не превышающем шести человек, должен быть закреплен свой инструктор, свой «цепной пес». Кстати, цепные псы бывают очень разными. Есть те, что кусаются, есть те, которые лают, есть

те, которые не кусают, не лают, а всего лишь тихо ворчат, но их ворчание и слышно, и действует. Вот такие «псы» и нужны нашим подопечным на сборах.

В «горизонтальной» технике работы с веревкой есть ряд опасных, а есть ряд особенно опасных моментов, на которые необходимо обращать особое внимание инструктору звена или руководителю сбора. Во-первых, сам процесс организации переправ. Веревки нужно натягивать туго, но не чрезмерно туго: чтобы не лопнули. Веревку можно натягивать руками, можно - руками через полиспаст, можно - лебедкой, а можно, привязав к фаркопу автомобиля или там трактора и - дурное дело не хитрое - натянуть веревку «до звона струны». В последних двух случаях веревка может лопнуть в тот момент, когда по ней пойдет участник и начнет - поневоле - раскачиваться на веревке вверх-вниз или влево и вправо (последнее - на переправе по параллельным веревкам). Или веревка лопнет еще в процессе ее натяжения.

Рассчитать, с какой силой можно, а с какой - нельзя тянуть за ту или другую веревку, непросто и в лабораторных условиях -многое зависит от состояния используемой веревки. В лабораторных условиях в целом не сложно, вот только в лесу у туристов не будет соответствующих приборов, да и желания вести расчеты тоже не будет. Туристам нужны указания, простые и ясные. Принято считать, что неповрежденную веревку лучше всего натягивать полиспастом из не более чем двух подвижных (подтягиваемых к неподвижной опоре) и двух-трех неподвижных (закрепляемых на опоре) блоков усилиями не более чем четырех-пяти нормально крепких мужчин весом около 70 или более килограммов. Подростков может быть пять или шесть, и все, разумеется, должны быть в рукавицах и касках. Меньшим количеством лиц веревку должным образом не натянешь, большим - можешь повредить веревку или порвать полиспаст. Переправляться можно и по «плохо натянутой» веревке: если только не опуститься на ней в реку под воду и если хватит сил вылезти с нижней точки провиса веревки к точке закрепления веревки «на берегу». А вот лопнувший полиспаст - это проблема. Лопнувший полиспаст вместе с закрепленными на теперь свободном конце карабинами с блоками опасен для окружающих, которым в каких-то случаях не поможет и каска, потому что она закрывает не всю голову, а только макушку. Да и ребра с руками хотелось бы сохранить в целости и сохранности.

Чисто теоретически можно представить, что человек, соответственно натренировавший рефлексы, в описываемом случае успеет упасть на землю или отпрыгнуть за радиус, по которому полетит веревка вместе с «железом», но рефлексы нужно долго тренировать, и все равно не будет гарантии, что они выручат. Поэтому не нужно натягивать переправы ни трактором, ни автомобильной лебедкой, а только полиспастом, дающим четырехкратный выигрыш в силе. Количество тянущих и качество перильной веревки - все это важно в плане обеспечения безопасности, но наиболее слабым местом в системе натяжения веревок с помощью съемного полиспаста является приспособление для крепления полиспаста к веревке организуемой переправы. Ни жумаром, ни приспособлением вроде него крепить полиспаст к веревке нельзя: повредит, а то и вовсе перекусит веревку. Безопаснее крепить с помощью схватывающего узла, но его нужно вязать исключительно точно: чтобы всюду в узле равномерно грузились веревки суммарным сечением не менее 10 мм. Узел нужно правильно связать, а затем обтянуть (посадить на веревку). Существует еще несколько «тонких моментов» вязки схватывающего узла на перилах, но здесь перечислены главные.

Используемое при организации детских тренировок снаряжение должно быть от первой нити до последней железки промышленного производства. Иногда, например, в случае изготовление спусковых устройств типа «восьмерка» самодельное снаряжение по своих характеристикам ничем не уступает «промышленному», но использовать все равно нужно только «промышленное». Это позволяет разделить или, как минимум, попробовать разделить с изготовителями снаряжения ответственность за причинение вреда здоровью, происходящее при выходе снаряжения из строя. Но для этого необходимо использовать снаряжение в соответствии с инструкцией по эксплуатации, предоставляемой изготовителем. Приобретая какое-то снаряжение, нужно смотреть, кто его изготовил и как предложил использовать. Нужно смотреть на само изделие и на его «паспорт». На изделии или на паспорте (сертификате) изделия должны стоять обозначения, позволяющие определить наименование завода-изготовителя и прочностные характеристики изделия, определяющие правила и пределы его эксплуатации. Такое снаряжение принято называть сертифицированным, хотя иногда вместо сертификата оно снабжается актом лабораторных испытаний. Раз-

ница между этими документами заключается в том, что лабораторные испытания снаряжения организует предприятие, производящее снаряжение, а сертификат выдает независимая от производителя организация. При прочих равных условиях организатору тренировок детей лучше иметь сертифицированное, а не проверенное на заводе-изготовителе снаряжение.

Инструкции по применению прилагаются к снаряжению все еще не всегда, но чем дальше, тем чаще изготовители снаряжения делают это. Их к этому подталкивают нормы права, и сегодня в данном вопросе наша страна все более перенимает то, что может считаться «западным опытом».

Условные обозначения ставятся на всех видах снаряжения, используемого при организации альпинистских (горно-туристских) тренировок. На веревках обозначением может служить цвет оплетки, но чаще необходимые данные приводятся в паспорте, сопровождающем каждую промышленную упаковку веревки. Если вы покупаете не упаковку, а сколько-то метров веревки, запросите у продавца ксерокопию паспорта промышленной упаковки, и (или) ксерокопию сертификата, заверенные печатью организации-продавца. Кроме них на приобретаемые метры веревки нужно получать и сохранять отпускные документы (товарный и кассовый чек, счет-фактуру и накладную и т. д.).

Условные обозначения следует изучать. Чаще всего на альпинистском снаряжении ставятся обозначения, разработанные Международной федерацией альпинизма, но могут стоять и обозначения, принятые не только в альпинизме, но и, предположим, в промышленности (например, на перчатках, используемых участниками и организаторами туристских занятий для страховки участников). Обозначений бывает много, и все они разные. Я предупреждал, что эта статья не учебник, а напоминание о том, что нужно знать из учебников. Обозначения достаточно часто меняются, поэтому изучать их приходится все время работы в туризме. Незаменимым, хотя порой чересчур анонимным источником информации этого плана, является Интернет. Разыскивая в нем необходимую информацию, необходимо обращать внимание и на ресурс, с которого информация получается. Безопаснее всего пользоваться сайтами компаний - производителей снаряжения и официальными сайтами соответствующих спортивных федераций. Существуют зарекомендовавшие себя частные сайты просветительского плана.

Люди собирают информацию, классифицируют и представляют ее. Но, к сожалению, достоверность представляемой такими сайтами информации оказывается в прямой зависимости от интеллекта хозяина сайта, а полными благих намерений могут оказаться не только опытные и действительно умные люди, но и вполне невежественные энтузиасты, пиарщики своего «я» и т. д. По большей части это касается информации о маршрутах походов, но иногда встречаются и опасные инновационные изыски в области применения туристского снаряжения.

Кроме снаряжения, приносимого и уносимого с собой с тренировок, («движимого» снаряжения) существует недвижимость, называемая в спорте спортивными сооружениями, или объектами спорта. В соответствии с действующим Федеральным законом о спорте «лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта» (закон № 329-ФЗ от 4.12.2007 г., глава 6, статья 37, пункт 6). Боюсь, что подробный анализ приведенной цитаты и выводы, которые можно на основе анализа сделать, у многих организаторов занятий туризмом могут отбить охоту к организации этих занятий. Должен их успокоить или, наоборот, огорчить: любые другие занятия организовывать ничуть не более безопасно, чем занятия туризмом. Профессионализм нужен везде.

Используемые нами при проведении занятий веревки не относятся к спортивным сооружениям, даже если они не снимаются, например, с опор учебного полигона в течение всего срока использования полигона: месяца, двух или трех. Кстати, это плохо, что они не снимаются, потому что никто точно не знает, сколько времени они сохраняют свои качества, находясь в натянутом состоянии. Это зависит и от степени натяжения и от интенсивности использования полигона. Я бы на любой полигон приходил со своими веревками и, уходя с полигона, забирал бы веревки с со-

бой, но на практике дело обстоит по-другому. Опыт проведения многодневных соревнований указывает на то, что два-три дня веревки могут оставаться закрепленными на опорах, правда, их обязательно нужно ежедневно осматривать и подтягивать по мере необходимости. Опыт проведения палаточного лагеря при детском оздоровительном лагере «Молодежный» (ГБОУ «Балтийский берег») доказывает, что учебный полигон при небольшой интенсивности его использования может простоять до полутора месяцев (при ежедневной проверке-подтяжке), но после этого веревки приходят в негодность. Но заметьте: я нигде ничего не конкретизирую. Например, не объясняю, что в данном случае значит «небольшая интенсивность использования». Я этого не делаю потому, что не готов взять на себя ответственность за конкретные рекомендации. Чтобы их дать, нужно проводить специальные испытания. У нас нет возможности их провести. Нет и соответствующего образования.

К числу спортивной недвижимости можно отнести опоры, на которых располагаются точки крепления веревок к сложным формам рельефа, и нельзя относить оборудование точки крепления: петли, скальные или ледовые, шлямбурные или анкерные крючья, закладки, «фрэнды» и прочее. В условиях природной среды опорами являются камни или деревья, в спортивных залах - стены зданий с просверленными в них отверстиями для крепления крючьев или петель. На каждое дерево в лесу, на каждую скалу в массиве не выпишешь сертификат соответствия, поэтому надежность природных точек опоры приходится проверять (и отвечать за эту надежность) непосредственному организатору тренировок или соревнований. Надежность точек крепления веревки в спортивных залах может быть удостоверена сертификатами или актами лабораторных испытаний. Организаций, сертифицирующих спортивные залы, оборудованные для тренировок туристов и скалолазов, на момент написания этой статьи не существует, но, возможно, они скоро появятся. За сертификацию скалодромов взялась Федерация скалолазания России. За сертификацию «туристских» спортзалов, вероятно, скоро возьмется Федерация спортивного туризма России, хотя в каждый спортзал представители федерации приехать не смогут. В процедуре сертификации Федерацией скалолазания также есть ряд тонких моментов. Но в любом случае спортивные сооружения, используемые для тренировок туристов, скалолазов и

альпинистов (или тех людей, которые, независимо от того, как они себя называют, занимаются на тренировках тем же, чем занимаются туристы, скалолазы и альпинисты), необходимо снабжать актами лабораторных испытаний, подписанными представителями организации (учреждения), владеющей спортивным залом и оборудующей зал для занятий альпинистов, скалолазов, туристов. Кроме акта лабораторных испытаний в организации должен существовать соответствующим образом утвержденный комплект инструкций по охране труда. Это, кстати, в равной мере относится и к занятиям, организуемым в условиях спортивного зала, и к занятиям, организуемым в условиях природной среды.

На тренировочном полигоне независимо от места его нахождения проверяется качество снаряжения, используемого для организации полигона и находящегося в распоряжении участников тренировки; проверяется качество точек крепления веревок за стены, скалы, деревья, проверяются места «приземления» спортсменов (места спрыгивания со скалы или с веревки). На эти места могут укладываться маты, коврики и другие предметы, смягчающие приземление участников тренировок. Но, положив маты, нужно быть уверенным, что они в процессе использования не разойдутся, не съедут с места, на которое их положили. Для этого их нужно к месту крепить и делать это так, чтобы сам крепеж не мог травмировать спрыгнувшего на него участника тренировки.

Иногда дополнительными оттяжками укрепляются и точки крепления веревок (опоры): всевозможные крючья, рамы, балки, деревья. Опоры могут блокироваться, как это происходит с крючьями при организации скальной станции. Производятся еще многие действия, предписанные инструкциями по охране труда, но не описываемые в тексте этой статьи.

После того, как место и снаряжение для проведения тренировки оказываются подготовленными, а затем еще раз проверенными, на тренировку можно допустить участников, соответственным образом экипированных (обязательно в касках), проинструктированных и расписавшихся в прохождении инструктажа. Беда педагогов-туристов, особенно вчерашних школьников или специалистов, обладающих опытом организации и совершения самодеятельных путешествий взрослых людей, заключается в том, что для них нормы охраны труда, принятые на любом производстве, оказываются «тайной за семью печатями», а само существование

норм - неожиданностью. Всему этому их нужно учить не после приема на работу, а до момента приема. Принятие на работу педагога-туриста (руководителя объединения, секции) осуществляется в процессе его длительных собеседований со специалистами, уже принятыми на какие-либо должности в организации (учреждении). Это отчасти заменит его обучение. А порой и обучит уже принятых специалистов.

Выпуская детей на тренировку на горизонтальном рельефе, нужно учитывать, на какой высоте над землей расположена плоскость, в которой проводится тренировка. Горизонтальный рельеф безопасен только в том случае, если все веревки лежат на земле. Как только мы поднимаем веревки и привязываем их, к примеру, к деревьям, мы поднимаем плоскость тренировки и переходим на вертикальный рельеф. При тренировках на переправах через реки и пропасти так же, как и при тренировках на скалах, опасно падать с любой высоты. Например, наиболее опасной высотой натяжения нижней веревки переправы по параллельным веревкам оказывается высота от полуметра до полутора метров, то есть высота, при которой опрокинувшийся с переправы турист долетит до земли даже при наличии страховки за верхнюю из веревок.

Тренировки на веревочных переправах не менее опасны, чем тренировки на скалах, и особенно опасными они становятся в том случае, когда участник, стоя не на «земле», вынужден совершать или вдруг совершает манипуляции со своей страховкой. Здесь возможны разрыв и потеря страховки, а значит, возможны и серьезные травмы. Решением этой проблемы является постоянное нахождение тренирующихся участников на так называемой верхней судейской страховке, ни разу за тренировку не прерывающейся. Безопаснее будет, если карабин судейской страховки будет включаться «судьей» (тренером, инструктором звена или руководителем сбора) и блокироваться сразу после включения, например, изолентой, пластырем или чем-то еще.

Запуская большое количество детей на полигон (все равно куда, на массив или в зал), нужно следить, чтобы они не мешали друг другу. Для этого еще на стадии подготовки полигона необходимо посмотреть на расстояния между маршрутами и переправами, на то, чтобы не терлись, а лучше, чтобы в принципе не пересекались страховочные веревки, чтобы срывающиеся или двигающиеся по маршрутам и переправам дети не травмировали друг друга. Любой

полигон имеет свою пропускную способность, но чаще всего количество одновременно тренирующихся детей ограничивается не полигоном, а способностью тренера не выпускать тренирующихся из-под контроля. В ситуации тренировок команд лучше, чтобы с каждой командой в составе максимум шести человек занимался свой тренер. Те же шесть человек на тренировке связок составят три связки, за которыми можно еще уследить. При индивидуальном лазании членов одной лишь команды (а в учебной группе или секции звеньев-команд может быть две или три) тренеру нужно будет суметь наблюдать за шестью маршрутами сразу, и, если на скалодроме такое еще как-то можно представить, на скальных массивах шесть маршрутов редко проходят в пределах видимости одного человека. К тому же тренирующихся спортсменов должен кто-нибудь страховать (исключением является работа на земле, или болдеринг), так что речь снова заходит о трех маршрутах на тренера. Эти нормы могут и должны закрепляться как в инструкциях по охране труда, так и в образовательных программах, предусматривающих работу звеньями или даже индивидуальные занятия педагога с его подопечным. Музыке учат именно так. Почему лезть по скале нужно учить как-то по-другому?

Такие детали, как право педагога на работу звеньями, обосновываются и закрепляются в программах высокого уровня проработанности. В учреждениях, имеющих такие программы, обычно оказываются в наличии и комплекты инструкций по охране труда, и понимание необходимости изучения и грамотного использования специального снаряжения и оборудования. Все это обычно находится в специализированных учебных заведениях: в спортивных школах, на станциях юных туристов. Но, как уже говорилось, тренировки на сложном рельефе и путешествия в горы интересны не только специалистам. На скалы и в горы стремятся школьные группы, порой не очень туристские или даже совсем не туристские. Вертикальные ландшафты для жителей равнин красивы и необычны. Поэтому возникает желание просто приехать и посмотреть. Могу дать совет: вместе со своими подопечными смотрите на скалы с другого берега озера в случае, если в группе нет лодки. И даже в этом случае смотрите, не останавливаясь слишком надолго. Молодого человека, у которого все нормально и с инстинктами и со здоровьем, при виде скал охватывает желание забраться на них, и удержать его от этого может лишь невозможность приблизиться

к скалам. Поэтому не нужно вставать возле скал на ночлег. Увидевшие скалы с вечера способны вернуться к ним ночью. Инструкторам, работающим с группами на так называемых «плановых» маршрутах, специалистам по «трекингу» (пешеходные путешествия в горных районах) это известно.

Короче говоря, скалы и горы - это как открытый огонь. Возле него можно погреться - на расстоянии, но его нельзя немного потрогать. Много трогать или немного - если неумело потрогать, то все равно обожжешься. Поэтому все группы, приезжающие на скальные сборы, заходящие в оборудованные туристами залы или собирающиеся в горные путешествия, должны быть умелыми группами. При этом уметь можно и много, и мало. Главное - это знать, что умеешь, а чего не умеешь, и делать только то, что умеешь.

И ни в коем случае нельзя обезьянничать. К сожалению, этим грешат не только дети, но и молодые педагоги. А порой и немолодые. Накупят модного снаряжения и начинают копировать подсмотренные у спортсменов приемы, не подозревая даже, что половина из того, что они подсмотрели, и для спортсменов является лишним, а то, что таковым не является, позволяет тем выиграть секунды, которые нигде, кроме соревнований, выигрывать необязательно. Все это портит занятия. На сегодняшний день спортивный туризм на пешеходных дистанциях является молодым видом спорта, в нем много спортивных «приблуд», от которых вскоре сами спортсмены откажутся. А когда неспортивные группы начинают использовать всевозможные ролики, облегчающие движение по веревкам, спусковые «восьмерки» большого диаметра, начинают втыкать жумары в карабины опор, закрепляя таким образов концы перильных веревок, и прочее, - все это выглядит немного смешно, но является весьма опасным. Техника работы с веревкой для групп начальной умелости должна оставаться предельно простой и пре-

__/"Т

дельно понятной. Я считаю, что такой она должна оставаться всегда и для всех, но у спортсменов свои игрушки и моды. Поэтому пожелаем спортсменам здоровья, но по их пути пока не пойдем. Нам бы и со своим путем суметь разобраться. Прочитавшие эту статью до конца уже поняли, что это будет непросто. А если они прочитали или еще прочитают и другие статьи этого сборника, они поймут, что лучше делать немногое хорошо, чем многое плохо. Нам всем - успехов и хорошего настроения!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.