МЕТОДИКА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 379.852; 374.31; 37.035.2; 37.037.1
И. И. Махов
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «МОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД» (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4-х КЛАССОВ) (продолжение. Начало в № 1)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Представлено методическое обеспечение программы внеурочной деятельности детей «МОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД», предназначенной для реализации с обучающимися 1-4-х классов. Автор раскрывает и обосновывает требования к содержанию реализуемых заданий для обучающихся, в том числе в условиях внештатной ситуации. Представлены зада, и даны к ним иллюстрации по организации процесса преодоления препятствий в походе. Задания разбиты с учетом требований по оценке индивидуального уровня формирования специальных умений по спортивному туризму в 1, 2, 3 и 4-м классах. Автором предложен рекомендуемый перечень минимально необходимого туристского снаряжения инвентаря.
Presented methodical support extracurricular activities program of children «MY FIRST TRIP» designed to implement with students 1-4 grades. The author reveals and justifies the content requirements implemented assignments for students, including the conditions of an extraordinary situation. Presents are given, and are given to illustrate it by organizing the process of overcoming the obstacles in the campaign. Tasks are divided with regard to the requirements for assessing the level of the individual formation of special abilities in sport tourism in the 1, 2, 3, and 4-th grades. The author offers a list of recommended minimum necessary tourist equipment inventory.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, методическое обеспечение программы, спортивный туризм, задания, прикладные навыки и умения, поход, препятствия, уровень специальных умений.
Keywords: extracurricular activities, methodological support programs, sports tourism, job application skills, hiking, the obstacles, the level of special skills.
Задания для раздела «Походная подготовка»
Задание «Написание списка личных вещей»
Одно из самых важных умений для туриста - это собрать нужные в походе вещи и правильно уложить их в рюкзаке. Что взять? Как всё разместить? Такие вопросы непременно возникают у начинающего туриста. Задача данного задания - научить участников собирать вещи и правильно укладывать их в рюкзак.
Начинать следует с написания списка необходимых в летнем походе вещей. Провести это лучше в форме игры. Например, две команды должны написать список личного снаряжения для похода, но, так как походы бывают разные, мальчики готовят список для зимнего похода, а девочки - для летнего. После написания списки сверяются с правильным списком, выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок. Ошибки бывают следующие: взяли в поход ненужную вещь (что составляет дополнительную тяжесть) или, наоборот, оставили дома что-то важное.
Предлагаем примерный список личного снаряжения туриста для летнего похода с несколькими ночлегами в полевых условиях:
1. Рюкзак с полиэтиленовым вкладышем.
2. Спальный мешок.
3. Коврик пенополиуретановый.
4. Непромокаемые пакеты для упаковки личных вещей.
5. Шерстяной костюм (или свитер шерстяной).
6. Куртка теплая.
7. Смена белья, плавки (купальный костюм).
8. Рубашка, шорты.
9. Носки шерстяные.
10. Носки хлопчатобумажные - 2-3 пары.
11. Головной убор.
12. Кроссовки или кеды.
13. Туалетные принадлежности.
14. Полотенце для тела и для ног.
15. Кружка, ложка, миска, нож.
16. Накидка от дождя.
17. Индивидуальный перевязочный пакет.
18. Блокнот, ручка, карандаши, линейка.
Для проверки полученных знаний подойдут специальные эстафеты.
Вариант 1. Участник по одному подбегает к столу, где лежат карточки с нарисованными предметами, как нужными в походе, так и не нужными.
Задача команды - как можно быстрее набрать в свою корзину только самые нужные.
Вариант 2. Участник по одному подбегает к столу, где лежат карточки с буквами. Задача команды - как можно быстрее собрать слова необходимого инвентаря.
Задание «Укладка рюкзака»
Оборудование: рюкзак, нужные в походе предметы - спальник, куртка, спортивный костюм, свитер, миска, кружка, сменная обувь, консервы, бутылка с водой, запасная обувь (кеды или кроссовки) и ненужные - фен, косметика, футбольный мяч, туфли, утюги т. д.
Задача - выбрать самые нужные для похода предметы из числа предоставленных судьями и правильно их уложить. Например, спальник и коврик надо взять обязательно, они укладываются под спину, а вот фен, утюг и большую подушку брать не нужно.
В спортивном зале данное задание можно проводить в виде эстафеты. Команды строятся за стартовой линией, в руках у капитанов команд (направляющих) рюкзаки. На противоположной стороне площадки сложены нужные и ненужные вещи для похода. По сигналу первый участник бежит и приносит капитану одну вещь, которую он укладывает в рюкзак, после этого задание повторяют все участники команды. Выигрывает команда, первая правильно подготовившая рюкзак капитана в поход.
Для усложнения заданий можно установить несколько препятствий на пути участников (пройти по бревну, перепрыгнуть канаву и т. п.).
Задание «Настройка подвески рюкзака»
Оборудование: комплект рюкзаков с условным грузом.
Задача за короткое время настроить подвеску рюкзака к условно предстоящему пешеходному переходу.
При настройке подвески рюкзака под индивидуальные особенности школьника следует выполнить ряд последовательных действий:
- расположить удобно на спине нагруженный рюкзак и начать регулировать подвески путём натяжения и ослабления креплений снизу вверх;
- установить поясной ремень так, чтобы середина его крыльев приходилась на выступающие концы тазовых костей;
- затянуть плечевые лямки так, чтобы вес, приходящийся на бёдра и плечи, распределился примерно поровну.
Данное задание в спортивном зале можно использовать как усложнение предыдущего задания «Укладка рюкзака» в виде эстафеты. Например, команды строятся за стартовой линией, в руках у капитанов команд рюкзаки, которые необходимо собрать, надеть на участника, подогнать подвески рюкзака под себя и преодолеть условную полосу препятствий.
Задание «Установка палатки (туристского лагеря)»
Оборудование: палатка на 2 стойках и 10 колышках.
Заранее установленную палатку учащимся необходимо снять и установить на место. Количество участников на данном задании определяет сама команда. Судья проверяет организованность команды при установке, правильность и быстроту.
Если задание не вызывает сложностей у учащихся, то его можно усложнить. Для этого потребуется ещё две или три похожих палатки, которые также необходимо будет установить.
Отработку полученных умений можно провести в виде задания «Организация туристского лагеря». Задача - за определённый промежуток времени (от 5 до 10 мин) учащимся необходимо спланировать место для костра, кухни, палаточного городка, после чего установить все палатки. В этом задании будет задействовано гораздо большее количество ребят, что, конечно, повысит интерес ко всему действию.
Задание «Установка тент-навеса для защиты от дождя»
Оборудование: тент с оттяжками по краям, верёвка.
Задача - за короткое время (например, начинается дождь группе туристов необходимо защитить себя и своё снаряжение, используя тент и верёвку. 150
Данное задание проводится на улице. Инструкция по установке веревка следующая: подбирается ровная площадка с деревьями, к которым крепится верёвка, а через неё перебрасывается тент, края тента закрепляются оттяжками к деревьям или к грунту с помощью колышков.
Задание можно проводить как отдельно, так и в блоке с другими условными заданиями, такими как «Организация туристского лагеря», «Организация туристского обеда при дожде».
Задания для обучения действиям в нештатных ситуациях
Задание «Тёмная пещера»
«В дороге все бывает» - это аксиома, не требующая каких-либо доказательств. И для того, чтобы избежать опасностей в походе, нужно обладать специальными умениями, которые помогут в нештатной ситуации не пострадать самому и оказать помощь товарищу. Данные умения формируются на следующих заданиях.
Условие: туристы изучают пещеру, вдруг у них погасли фонари. У команды нет запасного фонарика, поэтому к выходу им придется двигаться только по указаниям дежурного, который остался возле входа.
На полу мелом рисуем или выкладываем гимнастическими палками запутанный маршрут длиной 10-15 м с 5-6 поворотами.
Задача для команды - с закрытыми глазами пройти указанный путь условной «пещеры» по указаниям дежурного (капитана) команды. Учащиеся сами выбирают капитана. Выигрывает команда, которая быстро и правильно, не задев стенок, прошла коридор условной «пещеры». Каждое командное касание - 1 штрафной балл, т. е. + 10 с.
Если задание уже знакомо учащимся, то его можно усложнить. Для этого предлагаем участникам следующую легенду. Пещера быстро наполняется водой, а вас есть только 2 мин для прохождения маршрута.
Задание «Следопыт»
Данное упражнение является усложненным упражнением «Темная пещера» и применяется для учащихся среднего и старшего звена.
Перед тем как участникам завяжут глаза, учитель даёт команду: во время задания необходимо не только преодолеть правильно весь маршрут, важно его запомнить. По окончании прохождения задания всеми участниками их уводят в другую аудиторию, где они должны зарисовать маршрут на бумаге или доске.
Так как упражнение командное, оно требует от участников активного общения, умения принимать общие решения и отстаивать свою точку зрения. Выигрывает команда, чья схема наиболее точно совпадет с судейской схемой-образцом.
Важно, чтобы участники не видели маршрут ни до начала упражнения, ни после его прохождения. Также участникам (капитанам), которые руководили командой во время прохода, нельзя общаться с командой до окончания упражнения, т. е. до зарисовки командой схемы.
Задание «Шумная река»
Оборудование: карточки с названиями предметов.
Условие: группа и один из участников команды оказались по разные стороны горной реки, которая сильно шумит. Они друг друга не слышат, только видят. Участник, который оказался по другую сторону пропасти или реки, должен показать, какие вещи группа должна переправить ему для того, чтобы он спасся. Главное условие задания - нельзя произносить слова, можно только их показывать жестами и мимикой.
Участники команды по одному переходят на другую сторону зала, тянут одну карточку и показывают предмет. Важно угадать предмет, как он записан в карточке, если из 2 слов, то отгадать должны два слова. Например, шерстяная шапка - ответ шапка будет неполным, а значит, неправильным.
После того как команда его угадала, участник возвращается в команду, а его место занимает следующий. Справиться с заданием должна вся группа. Выигрывает группа, которая быстрее всех справилась с заданием или в чьей команде больше участников показали предметы за определённое время. Ниже предлагаем свою подборку карточек с названием предметов для данного задания (рис. 1):
Рубашка Спальный мешок
Комбинезон Спасательный жилет
Шерстяная шапка Ботинки
Карта и компас Резиновая лодка
Резиновые сапоги Накидка от дождя
Рис. 1. Карточки с названиями предметов для задания «Шумная река»
Задание «Вращающаяся верёвка» («Ветер в лесу»)
Оборудование: верёвка длиной 10-15 м.
Условие: сильный ветер застал группу туристов в пути. Ветки, листья летят и бьются о деревья и землю, но туристам необходимо идти дальше, чтобы найти место для стоянки и переждать бурю.
Задание - вся команда должна по одному пробежать через вращающуюся верёвку не задев её.
Вращать веревку могут двое учащихся из класса. Вращение должно быть равномерным, верёвка почти касается пола или земли.
Пробегать нужно в тот момент, когда верёвка пройдет на уровне головы и будет двигаться к полу. Очередной пробегающий должен стоять в одном-двух шагах от крайней точки (ближней к полу) окружности, описываемой скакалкой.
Упражнение требует от участников смелости, расчетливости, умения принимать решения.
Задание «Сухой островок»
Оборудование: полотно 2*2 м.
Условие: идет дождь, вода окружила туристов, и у них остаётся все меньше сухого места, ещё немного - и все окажутся в воде.
Задание - вся команда должна разместиться на импровизированном сухом островке, встать на полотно размером 2х2 м и удержаться на нем не менее 10 с. После выполнения - островок затапливает, он уменьшается (полотно складывается пополам), но задание остается тем же, надо на острове разместиться абсолютно всем. Выигрывает та команда, которая устоит в полном составе на постоянно уменьшающемся островке.
Задание «Сухое болото»
Оборудование: нарисованное болото, тайная карточка, ключ.______
Болото в этой игре представляет собой большое (8^8 м) поле, раз-------
мером 6 квадратов на 6 квадратов -______
по типу «классиков» (рис. 2), которое заранее размечается на полу с------
помощью мела, веревки и т. д.
Ключ для ведущего - это тайная карточка с правильным распо- III__
ложением кочек (рис. 3), на которой Рис. 2. Игровое поле (8x8 м) зафиксирован безопасный маршрут через болото.
Условие: группе предстоит перебраться через болото. Однако сделать это не просто. Прежде всего выполнять задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа (упражнение придется выполнять заново).
Болото переходится по кочкам. Их не видно, но участники о них узнают от ведущего. Если клетка, на которую встал участник, - это кочка, ведущий промолчит. Если трясина, ведущий скажет: «Буль!» Участника засасывает болото, и он возвращается на берег. Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые
уже точно известно, что они «коч-------ки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продви-
______гаться вперед, пока не услышит
«Буль!». Утонув, он вернется на бе------рег и уступит место следующему
участнику.
На поле может находиться I I I I I I только один участник. Остальные рис. 3. Ключ расположения либо еще стоят на берегу, либо уже кочек перебрались через болото. Помните:
перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются на берег.
Задания для обучения вязке туристских узлов
Научиться вязать туристские узлы очень важно, как важно знать их название, практическое использование, уметь правильно применить полученные навыки в нужной ситуации.
Для удобства восприятия условно можно разделить все изучаемые узлы по назначению. Например, для связывания верёвок одинаковой диаметра - «Прямой»; для привязывания верёвки к опоре - «Удавка»; для крепления на верёвке карабинов -«Проводник». Для более эффективного запоминания учащимися назначения и применения узлов в практике планируются сюжетные задания, определённые туристские ситуации, в которые попали туристы, и им необходимо с помощью изученных узлов из неё выбраться.
Задание «Узел-помощник»
Оборудование: 5-6 маленьких туристских веревок одного или разного диаметра длиной 1-2 м.
Назначение: знакомство с прикладным значением узлов, совершенствование умения завязывать изученные узлы «Прямой», «Удавка», «Проводник». Предлагаем примерные задания.
Задания для совершенствования узла «Прямой». Группа туристов встречает на своём маршруте спуск, однако командной верёвки не хватает, необходимо довязать её своими веревками.
Задания для совершенствования узла « Удавка». Ночевка в лесу. Из-за сильного ветра лагерь может пострадать, участникам необходимо срочно привязать оттяжки палаток к какой-либо опоре.
Задание «Вытягивание упавшего в овраг»
Оборудование: 5-6 маленьких туристских веревок одного или разного диаметра длиной 1-2 м.
Назначение: совершенствование умений связывать верёвки одинакового и разного диаметра (узел «Прямой»).
Учитель выбирает одного участника команды и отводит его на другую сторону спортивного зала. Это будет условно пострадавший, которого команда будет спасать.
Команда из маленьких верёвок связывает туристскими узлами одну длинную и перебрасывает условно упавшему в овраг участнику и вытаскивают его к себе. Важно, чтобы верёвка не развяза-
лась при вытаскивании пострадавшего. Если все-таки верёвка развязалась, то участник возвращается на место, а команда, восстановив верёвку, повторяет попытку.
Оцениваются скорость, качество полученной верёвки, а также командное взаимодействие.
Усложнением упражнения «Вытягивание упавшего в овраг» может стать следующее дополнение. После того как участники завязали и бросили условно пострадавшему веревку, он завязывает её вокруг себя и фиксирует её узлом «Проводник» или «Булинь».
Данное действие носит больше прикладное значение, так как этот узел действительно используется для спасения пострадавших в специальных службах МЧС и морском флоте. Он позволяет пострадавшему с помощью несложного действия быстро завязать вокруг себе незатягивающуюся петлю и спастись.
Задание «Внимание - узел!»
Оборудование: комплект туристских веревок в количестве одна на каждого занимающегося.
Назначение: совершенствование умения завязывать изученные узлы.
На полу рисуются две линии на расстоянии 5 м, на одной выстраивается весь класс, на другой - каждый учащийся напротив себя кладёт свою верёвку. По команде «УЗЕЛ!» учащиеся подбегают и начинают завязывать изученный узел. Но учитель может давать другие команды: «МАРШ!», «ВПЕРЁД!» и т. д., на которые учащиеся не должны реагировать. Кто выбежал по другой команде, делает шаг назад и продолжает работать. Участник, выполнивший задание, возвращается на своё место.
Данное задание эффективно применяется для совершеенство-вания техники вязки узлов, а так как задание проводится фронтальным способом, то его можно проводить с любым количеством учащихся, что важно для занятий по физкультуре.
Задание «Завязал узел сам, научи другого»
Оборудование: 2-3 верёвки для обучения туристским узлам.
Упражнение применяется на ранних этапах, так как желательно, чтобы учащиеся не знали, как завязывать узлы. Игра проводится в виде эстафеты.
Участники одной команды строятся в колонну по одному. Все игроки, кроме капитана, отворачиваются, не смотрят и не слушают, что происходит. В это время учитель показывает капитану неизвестный узел и способ его вязания, после чего развязывает его и отдаёт верёвку. Участник сам пробует завязать показанный учителем узел, используя помощь педагога. После того как у капитана получился узел, он хлопает по плечу первого участника, тот поворачивается, и капитан показывает, как может, разученный им узел, после чего отдаёт верёвку и помогает завязать узел. Как только участник завязывает верно, то он хлопает по плечу следующего и пытается научить его этому узлу. Выигрывает команда, все участники которой завязали быстро и правильно предложенный узел.
Так по цепочке от одного к другому участники одновременно учат других и учатся сами.
Задание «Завяжи узел на веревке»
Оборудование: верёвка с пометкой цветным скотчем посередине.
Участники становятся в линию, перед ними на полу лежит верёвка с пометкой цветным скотчем посередине. По команде учителя участники равномерно располагаются по обеим сторонам от отметки на верёвке всем классом. Учитель ставит задачу - взять верёвку одной рукой, отпускать руку запрещено.
Задание для команды - на отмеченном на верёвке месте команда должна завязать простой узел, как показано на рис. 4. Участникам дается время обсудить стратегию, напоминается, что веревку отпускать нельзя.
После начала задания учитель Рис 4 Вариант простого узла
для задания
следит за правильностью выполнения,
если один из участников отпустил руку, команда наказывается штрафным баллом.
Варианты для усложнения задания:
- развязать завязавшийся узел по тем же правилам,
- развязать узел, завязанный ведущим.
Задания для раздела «Обучение преодолению препятствий в походе»
Организация простых туристских препятствий
Переправа по бревну
Задание можно организовать на занятии с верёвочными перилами и без них. Для этого используется стандартное и нестандартное оборудование: перевёрнутая гимнастическая скамейка; доски; гимнастическое бревно, установленное на высоте не более 30 см.
Если занятия проходит на улице, то для изучения данной темы возможно использование элементов «военного городка», вкопанные бревна, невысокие железные перила.
Препятствие преодолевается по одному. Участники передвигаются по бревну, удерживая равновесие или, если есть перильная верёвка, держась за неё руками.
Переправа по бревну с помощью маятниковой верёвки
Данный способ перехода по бревну часто используют в походе. Первый участник после преодоления препятствия маятником наводит перильную верёвку над бревном.
Верёвка крепится на опоре, стоящей в 2-3 м от бревна, участник, двигается по бревну, держась за маятниковую верёвку.
Опора для крепления маятниковой верёвки может быть закреплена как на стартовом берегу, так и на финишном. Однако надо учитывать отличия в преодолении. Если опора находится на стартовом берегу, то участник двигается от неё, пропуская верёвку, как на спуске, а если опора - на финишном берегу, то веревку нужно выбирать аналогично работе на подъёме.
При обучении технике преодоления этапа «Переправа по бревну» учитель должен обратить внимание на то, как правильно стоять участнику на бревне, чтобы перильная верёвка была сбоку и не мешала ему при прохождении. Учащиеся сразу должны учиться анализировать и предвидеть различные ситуации, технически и тактически грамотно преодолевать препятствия. Для этого на занятиях учителю следует менять расположение гимнастического бревна, располагать точки опоры перил с разных сторон.
Переправа условного болота
по кочкам
Препятствие оборудуется с помощью искусственных кочек (кругов из линолеума, ковриков, деревянных устойчивых брусков), которые устанавливаются зигзагообразно, чтобы
в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Расстояние между «кочками» 80-120 см в зависимости от возраста участников. Прохождение первой и последней кочек обязательно, остальных - в произвольном порядке. Наступать ногами на «болото» нельзя.
По сигналу каждый участник поочередно преодолевает «болото» прыжками по «кочкам». Выигрывает команда, которая первая с наименьшим временем и числом заступов выполнила задание.
Переправа маятником
Следует подыскать место, где можно закрепить веревку вверху. В зале верёвку можно повесить в крепление для каната, если нет такой возможности, можно использовать высокую гимнастическую перекладину.
Стоя за контрольной линией и используя маятниковую вертикальную веревку, учащийся должен преодолеть «условный ручей» (контрольный участок).
Для удобства захвата веревки на ней вяжут узлы на разной высоте для ребят разного возраста.
Работа на этом этапе всегда вызывает у занимающихся всплеск эмоций, так как напоминает им старые детские забавы, такие как «Русские качели» или всеми любимую «Тарзанку».
Возможные штрафы: заступ за контрольную линию, срыв -касание двумя ногами земли в опасной зоне.
Гать (по наведённым жердям и самонаведением)
Для организации используются жерди, бруски длиной до 2 м и опоры шириной не более 50 см. Опорами могут быть как деревянные бруски, так и набитые песком небольшие мешки. Если размеры будут меньше, то у учащихся возникнут трудности с размещением на опоре.
Задание можно усложнить, если увеличить количество пролётов. Таким образом, увеличивается путь прохождения, повышается его сложность.
На первых занятиях многие учащиеся пытаются преодолеть препятствие прыжками. Это неправильно, так как незакрепленные жерди на поперечинах могут сползти в «болото» и привести к срыву участника с жердей. Поэтому учителю необходимо подробно рассказать и показать, как нужно двигаться по кладям, где можно наступать на опоры-поперечины, а где - на жерди. Участники могут наступать только на опоры или уложенные на эти опоры жерди. На одной опоре могут находиться не более двух участников. Судьи ставят штрафы за заступы в опасную зону, падение в «болото».
В 3-4-х классах применяются спиленные жерди, толщиной не более 5 см, длиной не более 2 м. Так как жерди круглые, не всегда ровные и скользкие, это создаёт сложности в передвижении по жердям, устойчивости ног при шаге. Поэтому обучение рекомендуется начинать с прохождения по спаренным жердям. На последующих занятиях, когда у учащихся сформируется навык преодоления по двум жердям, можно продолжать обучение по одной жерди как лично, так и командно.
Задания для работы:
- преодоление с одним, двумя и более пролётами, по одной, двум жердям, наведённым учителем, как лично, так и командно;
- преодоление с двумя и более пролётами с самонаведением лично;
- преодоление с двумя и более пролётами с самонаведением в парах (связках), командно.
Подъем и спуск
Упражнения на склонах оврагов всегда вызывают у занимающихся всплеск эмоций. Они представляют себя альпиниистами, скалолазами, покорителями высоких гор.
Поэтому данное препятствие лучше организовать на склоне до 45° и длиной не менее 20-25 м. Если сделать уклон меньше, задание не будет таким интересным, а если уклон больше, то это может быть достаточно опасно.
Участок, который необходимо будет преодолеть, ограничивается маркировочной лентой, в начале и в конце, а также по всему протяжению, отделяя рабочую зону, за которую участникам заходить нельзя.
Обязательно перед началом занятий склон проверяется. Он должен быть чистый, песочный или травяной, на нем не должно быть камней или крупных веток, которые могли бы повредить участников.
Задание для участников
На подъёме участник должен подняться вверх по склону, помогая себе руками, держась за перильную верёвку.
Задача на спуске - спуститься вниз, держась за перильную верёвку. Обязательное правило на спуске - участник спускается только в брезентовых или других рукавицах, чтобы не поранить руки.
Если препятствие проходится командно, то обязательно вводится правило - преодолевать подъем и спуск можно только по одному.
Мышеловка
Для организации задания «Мышеловка» потребуется до 30-50 м бельевой верёвки диаметром 5-6 мм. Данной верёвкой преграждается путь движения учащихся по принципу «паутина». Задача юных туристов - преодолеть искусственную паутину (мышеловку) на скорость, при этом разрешается пролезать и касаться натянутых верёвок.
Задание можно усложнить введением правила - касание нитей мышеловки запрещено.
Верёвочный лабиринт
Для организации задания потребуется любая веревка длиной не менее 20-25 м и 1015 колец диаметром 100-150 мм. Кольца можно изготовить, вырезав из пластиковых бутылок, дерева или разрезав широкую резиновую трубу.
Далее веревка протягивается вокруг деревьев и столбов, между кустами и турниками, тем самым образуя лабиринт, который предстоит учащимся пройти. Кольца надеваются на верёвку в начале пути.
Задача - пройти лабиринт, не отпуская из рук кольцо. Каждый участник берётся за одно из колец. Учитель напоминает о том, что нельзя отпускать кольцо или перехватывать его из рук в руки.
По команде учителя все учащиеся начинают двигаться друг за другом по веревке, держась каждый за своё кольцо и разгадывая, как правильно надо пройти тот или иной поворот. Выигрывает та команда, которая преодолела лабиринт быстрее всех и без ошибок.
Если у участников есть страховочное снаряжение, то вместо колец можно использовать карабины.
Для разного возраста задание можно усложнять, увеличивая длину и количество запутанных поворотов.
Задания для раздела «Ориентирование на местности»
Задание «Ориентирование карты по компасу»
Оборудование: компас, комплект разных карт для каждого участника.
Оказавшись в незнакомой местности с картой на руках, до её чтения и движения по ней необходимо её правильно сориентировать.
Сориентировать карту необходимо таким образом, чтобы линии север - юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Другими словами, верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса (рис. 5).
После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности, после чего можно приступать к сопоставлению местности с картой и карты с местностью.
В спортивном зале данное задание можно проводить в виде одного из этапов туристской эстафеты. Команды строятся за стартовой линией. На противоположной стороне площадки на столике лежат карты и компас. По сигналу первый участник подбегает к столику и ориентирует карту по компасу, после чего это задание повторяют все участники команды. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Для усложнения заданий можно установить штрафные круги за неправильный ответ.
Рис 5. Ориентирование карты по компасу
Задание «Топография»
Оборудование: комплект карточек с топографическими знаками, ручка для каждого участника.
Задание проводится в виде тестирования. Теоретическое тестирование можно применить во время занятия-соревнования как одно из специальных заданий. Каждый участник получает одну карточку, на которую необходимо правильно ответить.
Примерный вариант тестовых карточек с изображением и ответами представлен на рис. 6.
^ Чч ^ а) шоссе ' ^ — х б) улучшенная ' дорога в) канавка а) железная доб) трубопровод в) каменная стена
а) фундамент 1_ б) постройка в) застроенная территория а) лощина
^ 1 а) мостик ! х У ^ и б) промоина 1 у * "" в) переправа ^ / без моста а) улучшенная ^^^ дорога ^^^^ б) проселочная дорога в) шоссе
а) открытое 9 и 11 и ^ пространство ; ^ б) труДНО-ПрОходимая растительность в) поле " \ а) озеро у Ш б) непроходимое болото в) пруд
Рис. 6. Примерный набор карточек для задания «топография»
Задание «Определение азимута»
Оборудование: 2-3 компаса. Данное задание проводится в старших классах. Участник должен с помощью компаса определить направление заданного учителем угла.
Участнику задан непосредственно азимут, то есть угол (например, 180 градусов) между направлением на север и объектом. Необходимо вращать колбу компаса до тех пор, пока отметка в 0 градусов не будет напротив конца стрелки, который указывает на
север. Тогда отметка на колбе с делением в нужное количество градусов укажет нужное направление.
Усложнением может служить задание «Обратная засечка», где участник с помощью компаса должен определить неизвестный угол на определённый объект (ориентир).
Задание «Ориентирование по спортивному залу»
Оборудование: компас, комплект карт с нанесённым маршрутом, комплект контрольных пунктов, ручка для каждого участника.
Карта представляет собой схему (рис. 7) спортивного зала, на которой нарисованы линии разметки площадки, гимнастические маты, скамейки, стрелки направления севера и несложная дистанция, состоящая из 5-6 контрольных пунктов (КП).
Задача участников заключается в прохождении отмеченных на карте и расположенных в зале КП в заданном порядке. Путь от одного КП к другому участник выбирает по своему усмотрению. В карточке участника (рис. 8) нарисована пустая таблица с количеством ячеек, равным количеству контрольных пунктов, в которых ученик по мере прохождения дистанции должен записать номера найденных КП. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Если участник нарушил порядок прохождения КП или вписал номер другого КП, то результат ему не засчитывается.
3 т
Рис. 7. Карта-схема спортивного зала
ФИО Класс
1 дистанция 2 дистанция
№ Номера КП № Номера КП
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
7 7
Вре мя Время
Рис. 8. Карточка участника
Контрольные пункты (рис. 9) размером 5*5 см в количестве не менее 30 шт. можно изготовить, напечатав на компьютере или разрезав любую цветную бумагу. На каждый КП наносится персональный номер от 1 до 30. Большое количество необходимо для запутывания участников «ложными» КП. После того как карты и карточки участника подготовлены, необходимо подготовить дистанцию. Раскладываем КП, как показано на рис. 10. Контрольные пункты можно просто разложить на полу зала или приклеить скотчем.
Рис. 9. Контрольный пункт
Рис. 10. Примерная схема постановки «ложных» КП
Для усложнения ориентирования раскладываем «ложные» КП, которые участник отмечать не должен. Однако из-за близости расположения правильных и неправильных пунктов находить указанные пункты на своей карте становится для участника достаточно сложно и наугад сделать это не получится.
Задания для оценки индивидуального уровня
специальных умений для 1-го класса)
Задания Мальчики Девочки
Основы туризма. Походная подготовка Без учета времени Без учета времени
1 Установка палатки
2 Укладка рюкзака
3 Вязка узлов «Прямой», «Удавка»
Обучение преодолению простейших препятствий в походе
4 «Кочки» Без учета вре- Без учета време-
5 «Гать по параллельным жердям» мени ни
6 «Маятник»
Задания Мальчики Девочки
7 «Мышеловка»
8 «Бревно без перил и с перилами»
9 «Подъем, спуск»
Ориентирование на местности
10 Ориентирование карты по предметам Без учета времени Без учета времени
11 Ориентирование карты по компасу
Задания для оценки инди специальных умений видуального уровня для 2-го класса)
Задания Мальчики Девочки
Основы туризма. Походная подготовка
1 Установка палатки 2:00 2:00
2 Оказание первой доврачебной помощи при появлении мозоли, укусе насекомых, солнечном ударе Без учета времени Без учета времени
3 Вязка каждого из узлов («Прямой», «Удавка», «Проводник») 1:00 1:00
Обучение преодолению простейших препятствий в походе
5 «Кочки «простые» Без учета времени Без учета времени
6 «Гать по параллельным жердям»
7 «Маятник»
8 «Мышеловка»
9 «Качающееся бревно с перильной верёвкой»
10 «Подъем, спуск»
Ориентирование на местности
11 Определение условных знаков топографических карт Без учета времени Без учета времени
12 Движение по нарисованному маршруту на карте
Задания для оценки индивидуального уровня специальных умений (для 3-4-х классов)
(при наличии в школе необходимого снаряжения)
Задания Мальчики Девочки
Основы туризма. Походная подготовка
1 Установка туристского лагеря, планирование рабочих зон Без учета времени Без учета времени
2 Типы и назначение туристских костров Без учета времени Без учета времени
3 Изготовление транспортировочных средств Без учета времени Без учета времени
4 Вязка каждого из узлов «Прямой», «Удавка», «Проводник» 1:00 1:00
Обучение преодолению сложных препятствий в походе
5 «Бревно с самостраховкой» Без учета времени Без учета времени
6 «Маятник»
7 «Подъем и спуск с самостраховкой»
8 Туристская полоса препятствий
Ориентирование на местности
9 Соревнования по ориентированию по площадке Без учета времени Без учета времени
Рекомендуемый перечень минимального
учебного оборудования,
туристского снаряжения и инвентаря
1. Верёвка основная (длина 30 м)
2. Верёвки для вязки туристских узлов (толщина 6 мм)
3. Аптечка медицинская в упаковке
4. Компас жидкостный для ориентирования
5. Секундомер электронный
6. Палатки туристские походные
7. Спальники
8. Коврики
9. Рюкзаки
10. Система страховочная (грудная обвязка, беседка)
11. Карабины для навешивания перил
12. Карабины для самостраховки
4 шт. 20 шт.
1 шт.
5 шт.
2 шт.
3 шт. 3 шт. 3 шт. 3 шт.
6 шт. 8 шт.
12 шт.