Научная статья на тему 'Эксклюзивная инклюзивность творческой личности'

Эксклюзивная инклюзивность творческой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
512
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE PERSON / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК / INCLUSIVE PEOPLE / ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ЭКСКЛЮЗИЯ / EXCLUSION / ВКЛЮЧЕННОСТЬ / ИСКЛЮЧЕНИЕ / КЛЮЧ / ОТКРЫТИЕ / ЭКСКЛЮЗИВНАЯ ИНКЛЮЗИВНОСТЬ / EXCLUSIVE INCLUSION / ТЕОРИЯ ТРАНСНОРМАЛЬНОСТИ / TRANSNORMALNOSTI THEORY / KEY OPENING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлева Елена Людвиговна

Объектом исследования статьи становится творческая личность, относящаяся к числу нетипичных и неформатных людей среди своего социально-культурного окружения, что обуславливает научный поиск. Попытки объяснения феномена творческой личности заставляют обратиться к инклюзии и инклюзивному подходу к бытию, подразумевающему причастность к жизненному процессу всех людей, независимо от социальной, национальной, конфессиональной и иной принадлежности, в том числе Других/нетипичных. Инклюзивный подход к бытию позволяет интерпретировать творческую личность с ее неформатным мировоззрением и эксцентричными проявлениями как инклюзивную и эксклюзивную. Анализ слов «инклюзия» и «эксклюзия» приводит к пониманию творческого человека как исключительной личности, активно включенной в бытие и открывающей нечто новое. Эксклюзивная инклюзивность творческого человека доказывается множеством теорией, в том числе теорией транснормальности, согласно которой гениальность подразумевает разного рода (физические, психические, социальные и их сочетания) отклонения от нормы и аномальность. Творческие практики сопровождаются неординарными поступками/мыслями, неврозами и даже душевными болезнями. Формула «гениальность = безумие» в контексте инклюзивного подхода к бытию по отношению к творческой личности заменяется формулой «гениальность = эксклюзивная инклюзивность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCLUSIVE INCLUSIVE CREATIVE PERSONALITY

The object of the research article becomes a creative person, having regard to the number of atypical and unformatted people among their socio-cultural environment, which leads to scientific inquiry. Attempts to explain the phenomenon of the creative person forced to turn to inclusion and inclusive approach to being, implies involvement in the life processes of all people, regardless of social, ethnic, religious and other accessories, including other / atypical. Inclusive approach to existence allows us to interpret the creative personality with its unformatted outlook and bizarre manifestations as inclusive and exclusive. Analysis of the words "inclusion" and "exclusion" leads to an understanding of the creative man as an extraordinary personality, active involvement in existence and discovers something new. Exclusive inclusiveness creative person proved many theories, including the theory transnormalnosti, according to which the genius implies a different sort (physical, mental, social, and combinations thereof) abnormalities and abnormal. Creative practice accompanied extraordinary actions / thoughts, neuroses, and even mental illness. The formula "genius = madness" in the context of an inclusive approach to being in relation to the creative personality is replaced by the formula "genius = exclusive inclusion".

Текст научной работы на тему «Эксклюзивная инклюзивность творческой личности»

УДК 124.4

ЭКСКЛЮЗИВНАЯ ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

© 2015

Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Объектом исследования статьи становится творческая личность, относящаяся к числу нетипичных и неформатных людей среди своего социально-культурного окружения, что обуславливает научный поиск. Попытки объяснения феномена творческой личности заставляют обратиться к инклюзии и инклюзивному подходу к бытию, подразумевающему причастность к жизненному процессу всех людей, независимо от социальной, национальной, конфессиональной и иной принадлежности, в том числе Других/нетипичных. Инклюзивный подход к бытию позволяет интерпретировать творческую личность с ее неформатным мировоззрением и эксцентричными проявлениями как инклюзивную и эксклюзивную. Анализ слов «инклюзия» и «эксклюзия» приводит к пониманию творческого человека как исключительной личности, активно включенной в бытие и открывающей нечто новое. Эксклюзивная инклюзивность творческого человека доказывается множеством теорией, в том числе теорией транснормальности, согласно которой гениальность подразумевает разного рода (физические, психические, социальные и их сочетания) отклонения от нормы и аномальность. Творческие практики сопровождаются неординарными поступками/мыслями, неврозами и даже душевными болезнями. Формула «гениальность = безумие» в контексте инклюзивного подхода к бытию по отношению к творческой личности заменяется формулой «гениальность = эксклюзивная инклюзивность».

Ключевые слова: творческая личность, инклюзивный человек, инклюзия, эксклюзия, включенность, исключение, ключ, открытие, эксклюзивная инклюзивность, теория транснормальности.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема человека остается в числе актуальных и главных в каждой культурно-исторической эпохе. Объясняется это рядом обстоятельств, в том числе, любопытством, связанным с попыткой познать тайну человеческого кода, возможностей и пределов в бытии каждого индивида. Сегодня, несмотря на развитие высоких технологий, постоянных открытий в области медицины, генетики и психологии, тем не менее, человек остается загадкой. Усиливает загадочность личности его непохожесть в окружающей среде и проявление креативного начала. Это обстоятельство заставляет исследовать человека с новых позиций - инклюзивного подхода к бытию.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Человек интенсивно изучается не только в контексте естественных, но и социально-гуманитарных наук. В последнее время, в виду роста числа неформатных людей - Homo inclusive (человек инклюзивный), появляется все больше медицинских, психологических, педагогических, социологических работ, пытающихся осмыслить феномен [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. При этом философский анализ инклюзивного человека отсутствует. Как мы считаем, инклюзивную личность с ярко выраженным творческим началом можно считать эксклюзивной, что выступает в качестве гипотезы, требующей теоретического обоснования.

Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышесказанным, проанализируем эксклюзивную инклюзивность творческой личности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В первую очередь, необходимо проанализировать слова инклюзия и эксклюзия, которые оказываются однокоренными. Так, слово инклюзия переводится как включенность (от inclusion - включение, вкрапление, присоединение), предполагающее приобщенность/заинтересованность/причастность, с одной стороны, нетипичных к определенной группе; с другой стороны, каждого к бытию вообще, что влечет за собой - соотнесение себя как части к целому/мирозданию. Слово эксклюзия в переводе с латинского exclusio обозначает исключение. С одной стороны, эксклюзивность подразумевает исключение из социальной среды, что противоположно инклюзивности, связанной с включенностью. В подобном понимании эксклюзивность обрекает человека на

трагедию, связанную с изоляцией/одиночеством/непо-нятостью. С другой стороны, эксклюзивность как исключение из правил, отступление от общепринятого подчеркивает Другость личности на фоне социальной однотипности. Подобная эксклюзивность содержит в себе потенции к насыщенной инклюзивности, что служит точкой пересечения понятий, подразумевающих друг друга. Более того, инклюзивный человек, проявляющий свои интенции, в том числе, в неординарном мышлении, самобытен. В этом отношении индивидуальность инклюзивного человека, связанная с креативностью, подчеркнутой авторской позицией, заявляет об его эксклюзивности как неповторимости. В целом, эксклюзивность подразумевает инклюзивность как нетипичность.

Если обратиться к русскому варианту слов инклюзия и эксклюзия (включение и исключение), то в своем составе они содержат слово ключ - это символ открытия как начала нового. Необходимо заметить, что открытие дается личности тяжело, как правило, длительным и болезненным поиском и трудом.

Рассмотрим эксклюзивную инклюзивность на некоторых примерах из жизни творческих людей. Известный факт: гениальный человека воплощает собой патологическое состояние, выражаемое формулой «гениальность = безумие», о чем неоднократно писали психологи и медики. Вспомним, теорию транснормальности, согласно которой причины гениальности связаны с различными аномалиями и отклонениями от нормы (физической, психической, личностной и/или социальной), проявляющими себя в эксцентричности, неординарных поступках, неврозах, душевных болезнях, творческих воплощениях. Очень часто гениальные люди страдали от различных форм психических расстройств личности, связанных с проявлениями тревожности, депрессивности, биполярного аффективного расстройства, шизофрении, аутизма, разных форм зависимостей, в том числе алкогольной. Вспоминаются слова Эстрагона, героя пьесы С. Беккета «В ожидании Годо», утверждавшего, что «мы все рождаемся сумасшедшими. Кое-кто им остается...». Нередко «кое-кто» и есть гениальные, творческие люди. Так, Чарлз Лютвидж Доджсон (подлинное имя Льюиса Кэрролла) прослыл среди современников чудаком и безумцем, чьи идеи не находили должного понимания. В своих научных работах (например, о квадратуре круга, в «Логических играх» и «Математических курьезах») он намного опередил время, предвосхитив эпоху дигиталь-ных технологий: его тригонометрический метод можно использовать в современности при составлении компьютерных алгоритмов.

Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

27

Е.Л. Яковлева гуманитарное

ЭКСКЛЮЗИВНАЯ ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ... направление

На протяжении всей жизни Доджсон/Кэрролл сохранил в себе «кристалл детства» (В. Вульф), что проявилось в его книгах-нонсенсах, основанных на игре в чепуху. Подчеркнем, эти книги не потеряли своей актуальности до сегодняшнего дня: в сказках об Алисе обнаруживается портрет современности, высвечивающий авторскую игру интеллектуального, абсурдного и прогностического. На примере кэрролловского нонсенса можно утверждать: несообразность и бессмыслица, основываясь на порядке и логике, имеющих свою модальность, являют в итоге определенную гармонию и привлекательность. Они скрывают в себе множество смыслов, интерпретируя которые обнаруживаешь лицо XXI века. Неслучайно еще Честертон Г.К. подчеркивал, что Л. Кэрролла «должны штудировать ночами напролет мудрецы и седовласые философы, стремящиеся постичь труднейшую проблему метафизики, кроющуюся в пограничной зоне между рациональным и иррациональным» [13, с. 332].

Чудоковатость образа мысли Л. Кэрролла проявилась в его играх в Зазеркальность. Так, многие биографы отмечают тот факт, что Л. Кэрролл нередко писал зеркально, поэтому чтобы прочитать его тексты необходимо поднести зеркало; музыкальные шкатулки он любил проигрывать от конца к началу, а его картинки для детей обретали очертания только при их переворачивании вверх ногами. Писатель играл подручным материалом, используя бриколажную технику и вывертывая все наизнанку. Зазеркальность имеет место и в полете авторской фантазии: «его воображение двигалось само собой в сторону интеллектуальной инверсии», создавая «особый иррациональный Эдем», где главенствуют перевертыши/переверзии [13, с. 333]. Пародийность, возникающая в рамках перевертышей (вспомним, «Едят ли кошки мошек?.. Едят ли мошки кошек?», «Я говорю, что думаю, и думаю, что говорю», чтобы разрезать пирог, надо его сначала раздать), рождает глубокий смысл, имеющий логическое обоснование. Неслучайно слова Шалтая-Болтая о том, что он может «объяснить все стихи, которые только были написаны, и кое-что из тех, которых еще не было» [14, с. 221], звучат пророчески и обращены в будущее, которое оказывается несуществу-юще-существующим. Объясняется это тем, что кэррол-ловский нонсенс скрывает свой смысл в словесных формулах, которые не привязаны к определенному месту и времени: они не столько конкретны, сколько абстрактны, поэтому их интерпретации допускают бесконечное число вариантов.

Психиатры считают, что творческие люди и гении имеют отклонения в психике, но именно последние способствуют появлению необычных мыслей и видений, умению воображать и слышать голоса, тем самым побуждая к созданию шедевров. Так, гений Возрождения Микеланджело (1475-1564) по некоторым данным имел легкую форму аутизма - синдром Аспергера, связанный с проблемами социальной коммуникации и взаимодействия. Ученый Исаак Ньютон (1642-1727) испытывал из-за перепадов настроения, связанных с шизофренией, сложности во взаимоотношениях с людьми. Представитель венской классической школы, немецкий композитор и пианист Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) был человеком сложным и нередко грубым в общении, чему во многом способствовали депрессивные периоды биполярного расстройства и последующая апатия. Ситуацию усугубила болезнь: в 1796 году из-за тинита (воспаление внутреннего уха) композитор теряет слух, что рождает мысли о самоубийстве. А.С. Пушкин (17991837) был склонен к депрессиям и различным маниям, что проявлялось в виде повышенной раздражительности и эмоциональной возбудимости. Н.В. Гоголь (18091852), всю жизнь страдающий маниакально-депрессивным психозом, описывал следующим образом свое состояние: «мною овладела моя обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь почти в не-28

движном состоянии в комнате иногда на протяжении 2-3 недель». Исследователи считают, что именно подобное состояние и привело гениального писателя к смерти: он умер от двухнедельного голода. В некоторых биографиях М.Ю. Лермонтова (1814-1841) встречается версия о его заболевании шизофренией, что, возможно, передалось по материнской линии: отец матери умер, приняв яд, а мать страдала от неврозов и нередко закатывала истерики. Современники поэта говорили о злобности его характера, нервозности, резких перепадах настроения и малообщительности. Лев Николаевич Толстой (18281910) был подвержен депрессиям и различным фобиям. Нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог (1853-1890) проявил своенравие и странные манеры уже в детстве. На протяжении всей жизни он периодически испытывал депрессивное состояние, усугубляющееся эпилептическими припадками. В 1890 году художник застрелил себя в сердце из револьвера для отпугивания птиц. Последней фразой Ван Гога стала «Печаль будет длиться вечно». Странности были и у изобретателя Никола Теслы (1856-1943): его мания выражалась в тяге все доводить до конца. Обучаясь в колледже, он прочитал 100 томов произведений Вольтера, несмотря на то, что уже первый том ему не понравился. Максим Горький (1868-1936) страдал суицидоманией, а также испытывал тягу к бродяжничеству, постоянным переездам и пиромании. Лауреат Нобелевской премии по физике, общественный деятель-гуманист Альберт Эйнштейн (18791955) имел легкую форму аутизма, из-за которой мать считала сына умственно отсталым ребенком. Психолог Ион Карлсон считал, что у Альберта Эйнштейна был ген шизофрении, ставший стимулом его одаренности. Заметим, впоследствии врачи поставили сыну ученого диагноз - шизофрения. Писательница Вирджиния Вульф (1882-1941), страдающая депрессивными состояниями, в своем романе «Миссис Дэллоуэй» писала: «Я хочу показать жизнь и смерть, разум и безумие, я хочу подвергнуть критике социальную систему, показать ее в действии...». В другом романе «Путешествие вовне» она говорит о сложностях жизни нестандартного человека: «На лондонских мостовых красоту никто не ценит, но необычность не проходит даром, поэтому там лучше не быть слишком высоким, не носить долгополый синий плащ и не размахивать в воздухе левой рукой». Весной 1941 года В. Вульф покончила жизнь самоубийством, наполнив карманы одежды камнями и бросившись в реку. Сергей Есенин (1895-1925) был достаточно мнительным человеком: ему казалось, что вокруг него плетутся интриги. Он был склонен к самоубийству, обусловленным наследственным алкоголизмом.

Еще одна разновидность странности обнаруживает себя в музыкальном искусстве: она связана с синесте-зийным явлением (синестезия - дословно соощущения) - фонопсией, когда происходит одновременное восприятие слухом и зрением, рождая у человека цветной слух. Слушая музыку, такой человек одновременно видит цветовые образы. Так, А.Н. Скрябин, обладая цветным слухом, хотел поделиться собственным даром с другими людьми: в своей симфонической поэме «Прометей (Поэма огня)» он ввел специальную строку в партируре «Luce» («Свет») для исполнения с использованием цветового луча.

Подчеркнем, цветной слух довольно редко встречается у людей, свидетельствуя об их нетипичности, а, значит, эксклюзивной инклюзивности. Исследования психологов привели к выводу о том, что существует определенная связь между чувствительностью слуховых и визуальных ощущений: у индивидуума имеется способность ««слышать» цвета и движение красочных форм природы» [15, с. 93]. Еще Исаак Ньютон попытался найти общность между солнечным спектром и музыкальной октавой: «путем сравнения отношений длин цветных участков спектра и отношений частот музыкальной гаммы он вывел математический закон соответствия опре-Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

деленных цветов определенным музыкальным звукам» [16, с. 87]. Этот опыт И. Ньютона связан с тем, что в мире видимого цвет «является обязательным качеством любого предмета, любой формы» [15, с. 95], равно как и все предметы окружающего мира вибрируют и звучат.

В восприятии ряда композиторов и музыкантов тональностям соответствует определенная эмоционально-смысловая характеристика, а порой, и цвет с тем или иным оттенком. К ним можно отнести Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина, Б.В. Асафьева, К.К. Сараджева, М. Чюрлениса, В. В. Кандинского, Ф. Гарсиа Лорку, Г.В. Виноградова. Их цветовые характеристики ладотональностей нередко имеют точки соприкосновения, но, в основном, сугубо индивидуальны. Например, С^ш в представлении Н.А. Римского-Корсакова и Г.В. Виноградова имеет белую окраску. А.Н. Скрябина и И. Ньютона - красную, К.К. Сараджева - черную, на основе научных опытов - зеленую. Как заметил В. Г. Короленко в «Слепом музыканте», «я думаю, что вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов и звуков откладываются как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом свете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще звуки и цвета являются символами одинаковых душевных движений» [Цит. по: 17, с. 78].

Эксклюзивная инклюзивность К. Сараджева (19001942), звонаря и теоретика русского колокольного звона, обладающего абсолютным слухом, проявлялась в том, что он слышал 112 бемолей и 112 диез каждого тона. Для этого человека «каждая вещь, каждое живое существо Земли и Космоса звучит и имеет определенный, свой собственный тон», который он трактовал не как «просто определенный звук, а как бы живое огненное ядро звука», создающее «тональную гармонизацию... Каждый драгоценный камень имеет, например, свою индивидуальную тональность и имеет как раз тот цвет, который соответствует данному строю» [18, с. 21]. Более того, через призму музыкально-цветового видения он воспринимал людей: Анастасия Цветаева звучала для него в тоне «М шестнадцать диезов мажор», ее сестра Марина Цветаева - в «М семнадцать бемолей минор», художник А.П. Васильев - в «Ре-диез мажор», при этом звучание каждого тона сопровождалось определенным цветом.

Заметим, в изобразительном искусстве наблюдается обратная тенденция, которая выражается в приближении живописи по силе ее непосредственного воздействия к музыке. Например, художник и музыкант М. Чюрленис на своих полотнах пытался передать мир музыки.

В XIX веке психолог Теодюль Рибо назвал три гипотезы, которые пытались пролить свет на происхождение цветного слуха. Так, «по эмбриологической гипотезе это могло бы быть следствием неполной дифференциации между чувствами зрения и слуха и фактом случайного оживания такой особенности, которая в некоторую отдаленную эпоху была, может быть, общим правилом в человечестве. Анатомическая гипотеза предполагает сообщения или анастомозы между центрами зрительных и слуховых ощущений в головном мозгу. Затем есть физиологическая гипотеза нервной иррадиации и психологическая, видящая здесь ассоциацию» [19, с. 25]. До сих пор нет однозначной точки зрения на феномен. Как справедливо заметил Б.М. Теплов, психологическую природу цветного слуха «едва ли можно понять, оставаясь в пределах простых звуко-цветовых соответствий. Мало того, можно думать, что самые эти соответствия являлись моментом производным. здесь речь идет вовсе не только о цветах, а о некоторых предметно-эмоциональных комплексах» [20, с. 15]. Рассуждая далее, исследователь пишет, что «правильнее всего, будет представлять себе природу цветного слуха Римского-Корсакова так: каждая тональность имела для него ярко выраженный эмоциональный тон, имела свое характер-Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

ное настроение; а это настроение вызывало соответствующие ему зрительные образы, чаще всего картины природы; основной цвет этих образов и картин становился цветом данной тональности» [20, с. 15].

В своей книге Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» (1863) подчеркивает эксклюзивную ин-клюзивность творческих людей. Автор считает, что гении своими открытиями перешагивают границы временной эпохи, нарушая общепринятые шаблоны и формы бытия. Они не способны жить и думать, как среднестатистический человек, поступая парадоксально, высказываясь непонятно и выглядя чудаковато. Подчеркнем, что уже Платон связывал безумие с искусством, введя термин «священного безумия» в поэтическом творчестве. Сами творческие люди, открыв для себя после эпохи романтизма безумие как феномен, считали его способом постижения бытия. Стив Джобс (1955-2011), шедший всю жизнь против течения, считал, что благодаря безумцам и их идеям/творениям человечество движется вперед: «За безумцев. За белых ворон. Бунтарей. Возмутителей. Они как круглые затычки в квадратных дырках. Они смотрят на мир по-другому и не уважают общепринятое. Можно их цитировать или с ними спорить, можно их хвалить или ругать. Единственное, что невозможно - не замечать их. Потому что они меняют наш взгляд на вещи и толкают человечество вперед. И там, где кто-то видит безумие, мы видим гений. Потому что именно те, у кого хватает безумия думать, будто они могут изменить мир, и есть те, кто его изменяет. Думайте по-другому».

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Нетипичность творческого человека приводит к его особому положению в социуме и пониманию как личности, обладающей эксклюзивной инклюзивностью, связанной с включенностью в бытие и открытием нового. Разгадать суть ее креативности до конца невозможно, тем не менее ввиду ее инклю-зивности и эксклюзивности можно выявить следующее. Творческая личность активно включается в современность и событийствует/со-бытийствует в ней, рефлексируя и соучаствуя, слыша отзвук и находя отклик в ней, что говорит об ее инклюзивности. Эксклюзивность творческого человека выдает в нем неординарность мышления и проявления, что делает продукты его деятельности особыми, выдающимися, ни на что непохожими. Устрашающая формула «гениальность = безумие», заменяется в рамках инклюзивного подхода к бытию иной - «гениальность=эксклюзивная инклюзивность».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алехина С.В. Поддержка учителя в инклюзивном образовании// Современная зарубежная психология. 2014. Том 3, № 3. С. 5-15.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики// Психологическая наука и образование. 2014. Том 19, № 1. С. 5-16.

3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в практике образования// Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С. 1-6.

4. Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся// Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 32-40.

5. Зарецкий В.К. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексив-но-деятельностного подхода в инклюзивной практике// Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 19-26.

6. Малофеев Н.Н. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 22-29.

7. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ

29

нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. 272 с.

8. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов// Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов, 2002. С. 15-21.

9. Нигматов З.Г., Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Инклюзивное образование: история, теория, технологии. Казань: Познание, 2014. 219 с.

10. Ертанова О.Н. Интеграция и инклюзия в аспекте семантики// Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: сборник материалов. М.: МГППУ, 2011. С. 17-18.

11. Райзер Р. Социальный и медицинский подходы к инвалидности// Invisible Children. Report of Joint Conference on Children, Image and Disabilities held on March 1, 1995. P. 55-56.

12. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей: совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Режим доступа:

http://www.unicef.ru/upload/iblock/b6e/b6e95c80c100fe40 629a3024b2a59018.pdf

13. Честертон Г.К. Льюис Кэрролл. По обе стороны зеркала// Л. Кэрролл. Приключения Алисы. М.: Эксмо, 2010.С. 329-345.

14. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье// Л. Кэрролл. Приключения Алисы. М.: Эксмо, 2010. С.141-272.

15. Галеев Б. Скрябин и развитие идеи видимой музыки// Музыка и современность. М.: Музыка, 1969. Вып. 6. С. 77-142.

16. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. М.: Сов. композитор, 1991. 192 с.

17. Галеев Б. М. Природа и функции синестезии в музыке // Музыкальная психология и психотерапия. 2009. № 2. С. 78-90.

18. Цветаева А.И., Сараджев Н. К. Мастер волшебного звона. М.: Музыка, 1988. 103 с.

19. Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 23-39.

20. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 384 с.

EXCLUSIVE INCLUSIVE CREATIVE PERSONALITY

© 2015

E.L. Yakovleva, doctor of philosophy sciences, candidate of Culturology, professor of the chair «Philosophy»

Institute of economy, management and law, Kazan (Russia)

Abstract. The object of the research article becomes a creative person, having regard to the number of atypical and unformatted people among their socio-cultural environment, which leads to scientific inquiry. Attempts to explain the phenomenon of the creative person forced to turn to inclusion and inclusive approach to being, implies involvement in the life processes of all people, regardless of social, ethnic, religious and other accessories, including other / atypical. Inclusive approach to existence allows us to interpret the creative personality with its unformatted outlook and bizarre manifestations as inclusive and exclusive. Analysis of the words "inclusion" and "exclusion" leads to an understanding of the creative man as an extraordinary personality, active involvement in existence and discovers something new. Exclusive inclusiveness creative person proved many theories, including the theory transnormalnosti, according to which the genius implies a different sort (physical, mental, social, and combinations thereof) abnormalities and abnormal. Creative practice accompanied extraordinary actions / thoughts, neuroses, and even mental illness. The formula "genius = madness" in the context of an inclusive approach to being in relation to the creative personality is replaced by the formula "genius = exclusive inclusion".

Keywords: creative person, inclusive people, inclusion, exclusion, inclusion, exclusion, key opening, exclusive inclusion, transnormalnosti theory.

30

Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.