Научная статья на тему 'Экоцентрические тенденции развития основного общего образования в Российской Федерации'

Экоцентрические тенденции развития основного общего образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ / СТАНДАРТ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ECOCENTRIC CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL CULTURE OF PUPILS / STANDARD / COMPULSORY EDUCATION / SCHOOL DISCIPLINES / RESULTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернятин М.С.

В статье рассматриваются экоцентрические тенденции развития основного общего образования в Российской Федерации в рамках реализации гуманистической (личностно-ориентированной) парадигмы образования в интересах устойчивого развития человека, общества и природы; представлены результаты анализа проекта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в контексте формирования у школьников экоцентрического сознания; обсуждаются основные разделы названного выше документа с целью выявления в них отражения различных компонентов указанного типа сознания когнитивного, практического, аксиологического и эмоционального; показана система экоцентрически ориентированных личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности учащихся в процессе изучения отдельных школьных дисциплин (естественных, общественных и прикладных); выявляются достоинства и недостатки предлагаемого к реализации проекта Стандарта в интересующем нас аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернятин М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOCENTRIC TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE COMPULSORY EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Тhis article analyzes ecocentric trends in the development of compulsory education in the Russian Federation in the context of implementing humanistic (personal focused) education paradigms for the benefit of sustainable development of the person, society and the nature. This article also presents the results of an analysis of the draft Federal State Educational Standard for Compulsory Education in the context of cultivating ecocentric consciousness among schoolchildren. This article analyzes the main sections of such document as to whether they reflect the various components of the abovementioned type of consciousness, namely cognitive, practical, axiological and emotional. Moreover, this article demonstrates the system of an ecocentric focused personal, metasubject and subject results of educational activity of schoolchildren in the course of studying separate school disciplines (natural, social and applied). Finally, this article identifies the advantages and disadvantages of the abovementioned draft Standard in terms of the aspect interesting for us.

Текст научной работы на тему «Экоцентрические тенденции развития основного общего образования в Российской Федерации»

ПЕДАГОГИКА

PEDAGOGY

УДК 91(072.3)+373.5.013+502.31

ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.С. Чернятин

Аннотация. В статье рассматриваются экоцентрические тенденции развития основного общего образования в Российской Федерации в рамках реализации гуманистической (личностно-ориентированной) парадигмы образования в интересах устойчивого развития человека, общества и природы; представлены результаты анализа проекта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в контексте формирования у школьников экоцентрического сознания; обсуждаются основные разделы названного выше документа с целью выявления в них отражения различных компонентов указанного типа сознания - когнитивного, практического, аксиологического и эмоционального; показана система экоцентрически ориентированных личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности учащихся в процессе изучения отдельных школьных дисциплин (естественных, общественных и прикладных); выявляются достоинства и недостатки предлагаемого к реализации проекта Стандарта в интересующем нас аспекте.

Ключевые слова: экоцентрическое сознание, экологическая культура учащихся, Стандарт, основное общее образование, школьные дисциплины, результаты образовательной деятельности.

ECOCENTRIC TRENDS OF DEVELOPMENT

OF THE COMPULSORY EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

M.S. Chernyatin

Abstract. This article analyzes ecocentric trends in the development of compulsory education in the Russian Federation in the context of implementing humanistic (personal focused) education paradigms for the benefit of sustainable development of the person, society and the nature. This article also presents the results of an analysis of the draft Federal State Educational Standard for Compulsory Education in the context of cultivating ecocentric consciousness among schoolchildren. This article analyzes the main sections of such document as to whether they reflect the various components of the abovementioned type of consciousness, namely cognitive, practical, axiological and emotional. Moreover, this article demonstrates the system of an ecocentric focused personal, metasubject and subject results of educational activity of schoolchildren in the course of studying separate school disciplines (natural, social and applied). Finally, this article identifies the advantages and disadvantages of the abovementioned draft Standard in terms of the aspect interesting for us.

Keywords: ecocentric consciousness, ecological culture of pupils, Standard, compulsory education, school disciplines, results of educational activity.

Сегодня в образовании в связи с процессом стандартизации и переходом от знаниевой парадигмы к гуманистической реализуется личностно-ориентированное обучение и вос-

питание учащихся. Благодаря применению в образовательном процессе содержательных и общеметодологических подходов и принципов обучения, современных педагогических технологий, а также активных методов, средств и форм обучения с целью активизации познавательной деятельности, у подрастающего поколения осуществляется формирование личностных качеств в контексте реализации идеи устойчивого развития человека, общества и природы. Одним из таковых, на наш взгляд, является экоцентрическое сознание, которое представляет собой «один из аспектов общечеловеческого сознания, тип экологического сознания, выражающий особое личностное интегративное качество человека, основанное на понимании и осмыслении места человека в иерархически устроенном мире, признании равноценными и паритетными всех компонентов природы, включая человека, необходимости их коэволюционного и устойчивого развития с целью построения ноосферы» [5, с. 48].

Упомянутый тип сознания отличается сложной структурно-функциональной организацией, в границах которой следует выделить два основных уровня - рациональный и иррациональный, четыре компонента - когнитивный, практический, аксиологический и эмоциональный, а также ряд функций - когнитивную, мировоззренческую, аксиологическую, нормативную, прогностическую, интегративную и др. (рисунок 1). В качестве ключевой задачи настоящей работы выступает изложение результатов анализа основных разделов предлагаемого к реализации проекта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) [2] в контексте формирования у учащихся экоцентрического сознания.

Важно подчеркнуть, что проект ФГОС ООО отражает тенденции развития основного общего образования в нашей стране (в том числе экологической направленности), содержит

Рисунок 1. Структурно-функциональная организация экоцентрического сознания

(составлено автором)

ключевые идеи воспитательного характера, изложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3], а также в Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) [1] и включает в себя четыре основных раздела - «Общие положения», «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования», «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования», «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», а также ряд приложений, отражающих требования к предметным результатам освоения учебного содержания отдельных школьных дисциплин, выносимых на промежуточную и итоговую аттестацию. Остановимся на обсуждении каждого из упомянутых выше разделов более подробно.

Так, в разделе в «Общие положения» определяются цель и ключевые задачи интересующего нас документа, его назначение и роль в развитии у учащихся знаний, умений и личностных качеств, в том числе и экоцентрического сознания. В частности, формированию исследуемого типа сознания, на наш взгляд, способствует «обеспечение личностного развития, воспитания обучающихся, в том числе патриотического, духовно-нравственного, физического, трудового, экологического, эстетического и сохранения их здоровья» [2, с. 5]. Как видно из сказанного, в названном выше разделе внимание акцентируется на развитии у учащихся ценностного отношения к окружающей среде (природе), к своей Родине, к людям, к своему собственному здоровью, что, по сути, служит выражением аксиологического компонента экоцентрического сознания. На основе обозначенной задачи ключевые идеи проекта Стандарта детально раскрываются в трех последующих его разделах.

Надо отметить, что в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» приводится перечень структурных компонентов основной образовательной программы основного общего образования. К числу таковых относятся рабочие программы отдельных школьных дисциплин, программы развития универсальных учебных действий, программа воспитания и др. Наибольшего внимания для нашего обсуждения заслуживает последняя их них, одной из задач которой, согласно мнению разработчиков проекта ФГОС ООО, является «осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья; участие обучающихся в совместных с родителями (законными представителями) видах деятельности, организуемых образовательной организацией и формирующих экологическую культуру мышления и поведения» [2, с. 20]. Руководствуясь вышесказанным, можно отметить, что в рамках анализируемого раздела ФГОС ООО задается требование формирования у учащихся экологической культуры и двух ее составляющих - экологического мышления и экологического поведения. Отчетливое присутствие экоцентрического сознания (в том числе его аксиологического и эмоционального компонентов) можно предполагать лишь косвенно - в контексте понимания и осознания взаимосвязи человека (его здоровья и особенностей жизнедеятельности) и современного экологического состояния природы.

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» отмечаются условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. Основное назначение представленных в проекте Стандарта условий заключается в обеспечении возможностей развития у учащихся различных компонентов экологической культуры, и, прежде всего, «экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни» [2, с. 26]. Наличие других компонентов экологической культуры в указанном разделе проекта ФГОС ООО, в том числе экоцентрического сознания, как и в предыдущем разделе, можно предполагать лишь косвенно (в рамках духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, но, в то же время, без ссылок на обращение учащихся к своему внутреннему миру).

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделены и обоснованы личностные (в том числе ценностные ориентации, мотивы, смыслы и установки), метапредметные и предметные результаты образовательной деятельности учащихся. При опоре на структурную систему результатов образовательной деятельности, представленную в интересующем нас документе, а также на определения этих понятий в трактовке Е.Н. Дзятковской, мы считаем, что предметные результаты образовательной деятельности - это «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей» [4, с. 29, 30]; метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) - «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов общеучебные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [4, с. 30]; личностные - «сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам» [4, с. 30].

В рамках личностных результатов, определяющих уровень сформированности у учащихся социально значимых представлений, подчеркивается формирование «представления о взаимосвязи человека с природной и социальной средой» [2, с. 47]. Вместе с тем, в анализируемом разделе проекта Стандарта отмечается и ряд других положений экологической направленности. Среди таковых, отражающих сформированность у школьников системы позитивных ценностных ориентаций и имеющих социальную значимость умений в соответствии с направлениями воспитания, можно выделить: «формирование представлений о научной картине мира: способность к успешной адаптации в окружающем мире с учетом изменяющейся природной, социальной и информационной среды» [2, с. 49]. Помимо этого, в соответствии с требованиями и психолого-педагогическими условиями экологического воспитания школьников (включая соответствие их возрастным и индивидуальным особенностям) ставится две задачи: во-первых, «овладение основами экологической культуры, неприятие действий, приносящих вред экологии окружающего мира» [2, с. 50], и, во-вторых, «участие в практической деятельности экологической направленности; проведение рефлексивной оценки собственного экологического поведения и оценки последствий действий других людей для окружающей среды» [2, с 50]. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в контексте экологического воспитания внимание акцентируется не только на формировании когнитивного и практического, но и аксиологического компонентов экоцентрического сознания через оценку собственных поступков и действий в отношении природы и необходимости ее сохранения.

Как показывает анализ предлагаемого к реализации проекта ФГОС ООО, на метапред-метном уровне задачи экологического характера явного отражения не получили, однако их присутствие можно предполагать в рамках решения целого ряда эколого-ориентированных задач: например, «выбирать методы познания окружающего мира (в том числе наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность) в соответствии с поставленной учебной задачей; формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира» [2, с. 52] и др.

В ключе предметных результатов образовательной деятельности формирование экологической культуры и ее основных компонентов (включая отдельные составляющие экоцен-трического сознания) предпринимается путем освоения учебного содержания естественных (биологии, химии, физики), общественных (географии) и прикладных (технологии, основ безопасности жизнедеятельности) дисциплин (таблица 1):

Таблица 1

Предметные результаты образовательной деятельности в контексте формирования у школьников экоцентрического сознания (составлено автором)

Учебная дисциплина Требование к результатам образовательной деятельности учащихся

Общественно-научные дисциплины

География Освоение системы знаний о роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач России, всего человечества и своей местности, в том числе задачи устойчивого развития

Сформированность умений устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами

Сформированность умений объяснять изученные географические объекты и явления и их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды

Сформированность умений оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

Сформированность умений решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности; путей ее сохранения и улучшения

Естественнонаучные дисциплины

Физика Использование знаний о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

Биология Сформированность ценностного отношения к живой природе, к собственному организму

Сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, влияния факторов риска на здоровье человека

Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Сформированность интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, психологии, искусства, спорта

Химия Прогнозировать влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду

Освоение основ химической грамотности, необходимой для анализа и планирования экологически безопасного поведения в целях сбережения здоровья и окружающей природной среды

Прикладные дисциплины

Основы безопасности жизнедеятельности Знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального (в том числе криминального характера)

Овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей

Освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания

Технология Понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта

Содержательный анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что во всех школьных дисциплинах на теоретическом уровне предпринимается попытка формирования экоцентрического сознания, однако этот процесс заключается лишь в развитии представлений о нерациональном природопользовании, практической деятельности людей, направленной на изменение окружающей среды, ее оценке, адаптации к природным условиям, об экологической безопасности и экологических рисках, о способах предотвращения экологических проблем, их решения, о необходимости охраны здоровья людей и соблюдения правил здорового образа жизни, ориентации на устойчивое развитие социоприродной системы «человек - природа».

Причем, согласно требованиям, задаваемым ФГОС ООО, в границах рассматриваемого познавательного уровня, на наш взгляд, в явном виде хотя и предпринимается попытка развития у учащихся экологической культуры в интересах устойчивого развития человека и природы, но, вместе с этим, вовсе не реализуется формирование понимания и осмысления их материального и духовного единства, самоценности, равноценности и паритетности всех компонентов природы, включая человека, а также ряда других признаков, служащих выражением исследуемого типа сознания. Настоящий анализ показывает, что в обсуждаемом документе в контексте разных учебных дисциплин (прежде всего, по химии, технологии и основам безопасности жизнедеятельности) указывается, что нормы и правила экологической этики задаются с целью сохранения здоровья и личной безопасности человека. Однако требование, ориентированное на овладение нормами и правилами экологического и нравственного императивов, в ФГОС ООО отчетливое выражение не получило.

Вместе с тем, анализ перечисленных выше указаний позволяет сделать вывод о том, что на эмпирическом уровне, как и на теоретическом, последовательно отражена проблема формирования у школьников экологической культуры и трех ее составляющих - экологической грамотности, экологического мышления и экологического поведения. Кроме этого, формулировки требований Стандарта, безусловно, свидетельствуют и о предпосылках формирования у школьников экоцентрического сознания на базе отдельных дисциплин, однако (несмотря на присутствие в некоторых из них указаний на развитие бережного отношения к природе) его эмоциональный компонент, ценностная ориентация и мотивация экоцентрической направленности, а также ссылки на связи человека со своим собственным внутренним миром остались за рамками обсуждаемого документа.

Аналогичная ситуация характерна для раздела «Требования к предметным результатам освоения учебных предметов, выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию», в котором обозначены требования к освоению учебного содержания разных курсов отдельных школьных дисциплин (например, по географии - «Начальный курс географии» (5-6 кл.), «География материков и океанов» (7 кл.), «География России» (8-9 кл.), по биологии - «Введение в биологию. Растения» (5-6 кл.), «Животные» (7-8 кл.), «Человек» (9 кл.) и др.).

Таким образом, анализ проекта ФГОС ООО позволяет сделать вывод о том, что формирование у учащихся экоцентрического сознания на основной ступени общего образования в явном виде не реализовывается. Несмотря на сказанное, на базе изучения отдельных школьных дисциплин осуществляется попытка формирования у школьников экологической культуры (включая трех ее составляющих - экологической грамотности, экологического мышления и экологического поведения), сказывающейся непосредственно на развитии эко-центрического сознания.

Итак, для формирования у учащихся экоцентрического сознания в рамках основного общего образования, на наш взгляд, необходимо развитие понимания и осмысления иерархической картины мира, равноценности и паритетности человека, общества и природы, их коэволюции, а также необходимости реализации норм и правил экологического и нравствен-

ного императивов. Формирование у молодого поколения обсуждаемого типа сознания будет способствовать не только решению экологических проблем на разных территориальных уровнях - от локального до глобального, преодоления надвигающегося экологического кризиса, но и построению на Земле ноосферы, в границах которой человек и природа будут существовать, с одной стороны, как отдельные компоненты социоприродной системы «человек - природа», с другой - как единый и целостный организм, способствуя взаимному коэволюционному и устойчивому (сбалансированному) развитию.

Библиографический список

1. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2.

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html (дата обращения: 26.06.2019).

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

4. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. М., 2010.

5. ЧернятинМ. С. Эмпирический опыт реализации идеи формирования у учащихся экоцентрического сознания в процессе изучения школьной географии // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2019. № 2.

М.С. Чернятин

диссертант, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук старший преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: maxchernyatin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.