Научная статья на тему 'Эмпирический опыт реализации идеи формирования у учащихся экоцентрического сознания в процессе изучения школьной географии'

Эмпирический опыт реализации идеи формирования у учащихся экоцентрического сознания в процессе изучения школьной географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГЕОГРАФИЯ / ДИАГНОСТИКА / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернятин М.С.

В статье рассматривается практика формирования у учащихся экоцентрического сознания при обучении географии как одной из составляющих экологической и географической культуры в рамках современной гуманистической парадигмы школьного образования; акцентируется внимание на обсуждении опыта учителей в решении поставленной образовательной задачи как одного из планируемых результатов метапредметного и личностно-ориентированного характера в соответствии с требованиями нормативных документов (прежде всего, ФГОС ООО) в контексте реализации идеи устойчивого развития человека, общества и природы; приводится перечень вопросов для диагностики учителей с целью выявления сформированности у них экоцентрического сознания и его основных компонентов (когнитивного, практического, аксиологического и эмоционального) при изучении школьной географии; представлен качественный и количественный анализ основных результатов проведенной психолого-педагогической диагностики (анкетирования и педагогического наблюдения) в указанном аспекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернятин М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирический опыт реализации идеи формирования у учащихся экоцентрического сознания в процессе изучения школьной географии»

УДК 91(072.3); 373.5.013; 502.31

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ

ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

М.С. Чернятин

Аннотация. В статье рассматривается практика формирования у учащихся экоцентрического сознания при обучении географии как одной из составляющих экологической и географической культуры в рамках современной гуманистической парадигмы школьного образования; акцентируется внимание на обсуждении опыта учителей в решении поставленной образовательной задачи как одного из планируемых результатов метапредметного и личностно-ориентированного характера в соответствии с требованиями нормативных документов (прежде всего, ФГОС ООО) в контексте реализации идеи устойчивого развития человека, общества и природы; приводится перечень вопросов для диагностики учителей с целью выявления сформированности у них экоцентрического сознания и его основных компонентов (когнитивного, практического, аксиологического и эмоционального) при изучении школьной географии; представлен качественный и количественный анализ основных результатов проведенной психолого-педагогической диагностики (анкетирования и педагогического наблюдения) в указанном аспекте.

Ключевые слова: экоцентрическое сознание, география, диагностика, анкетирование, педагогическое наблюдение.

THE PRACTICAL EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE IDEA OF FOSTERING PUPILS' ECOCENTRIC CONSCIOUSNESS IN THE COURSE OF GEOGRAPHY LESSONS

M.S. Chernyatin

Abstract. In this article, the practice of developing ecocentric consciousness among pupils during geography lessons is considered as one of components of ecological and geographical culture within the modern humanistic paradigm of school education. The attention is to be focused on discussing the teachers' experience in solving this educational task as one of the planned results of the metasubject and personality focused nature of education according to the requirements of regulatory documents (primarily, The Federal State Standard for Compulsory Education (Russian acronym - FGOS OOO)) in the context of implementing the idea of sustainable development of the person, society and nature. This article lists questions for testing geography teachers' ecocentric consciousness and its main components (cognitive, practical, axiological and emotional). This article describes a qualitative and quantitative analysis carried out with regard to the main results of a psychological and pedagogical test conducted in this regard (through questionnaires and pedagogical observations).

Key words: ecocentric consciousness, geography, test, questionnaire, pedagogical observation

Сегодня в образовании активно реализуется личностно-ориентированный подход, на основе которого в общеобразовательной школе предпринимается формирование и развитие у учащихся личностных качеств. Как показывает изучение и анализ основных положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [3], а также двух образовательных Концепций - Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010 г.) [1] и Концепции развития географического образования в РФ [2], перед образованием поставлена задача формирования

у учащихся основ экологической культуры, одним из неотъемлемых компонентов которой является экоцентрическое сознание.

Так, под экоцентрическим сознанием мы пониманием один из аспектов общечеловеческого сознания, тип экологического сознания, выражающий особое личностное интегративное качество человека, основанное на понимании и осмыслении места человека в иерархически устроенном мире, признании равноценными и паритетными всех компонентов природы, включая человека, необходимости их коэволюционного и устойчивого развития с целью построения ноосферы. В соответствии с вышесказанным, в границах экоцентрического сознания следует выделять четыре взаимосвязанных между собой компонента - когнитивный, практический, аксиологический и эмоциональный. Ключевой задачей настоящей работы служит изложение результатов диагностики учителей с целью выявления овладения ими упомянутым выше типом сознания.

Надо отметить, что в ключе обозначенной диагностики необходимо было решить две основные задачи: во-первых, с помощью анкетирования проанализировать опыт учителей географии по овладению указанным типом сознания; во-вторых, провести педагогическое наблюдение за процессом обучения с целью выявления предпосылок для формирования у учащихся экоцентрического сознания в школьной географии.

В частности, в анкетировании приняли участие учителя географии разной квалификационной категории г. Москвы - № 293, № 883 и г. Орла - № 7, № 27, № 37. Согласно данным, представленным в анкетах, педагогический стаж учителей по специальности варьировался от 2 до 30 лет. В качестве цели анкетирования было задано определение уровня готовности учителей к осуществлению процесса формирования у учащихся экоцентрического сознания при обучении географии. Анкета включала в себя вопросы на выявление у учителей, с одной стороны, представлений об экоцентрическом сознании как об особом личностном качестве человека, с другой - их отношения к природе, отражения в нем признаков экоцентрического характера, в том числе ценностной ориентации и мотивации. Следует подчеркнуть, что конструкция обсуждаемых вопросов предполагала ответы открытого, развернутого, свободного характера. При разработке анкет для учителей мы опирались на диагностические методики (в собственной редакции и интерпретации), предложенные отечественными педагогами и психологами в области экологического и географического образования С.Н. Глазачевым [4], С.Д. Дерябо [5], В.А. Ясвиным [7]. Среди них такие, как:

1. Что, по вашему мнению, сегодня является целью общего экологического образования? В чем она заключается? Объясните свою точку зрения.

2. Дайте содержательную характеристику понятия «экоцентризм». Объясните, что для него характерно?

3. Попробуйте объяснить значение понятия «экоцентрическое сознание». Перечислите его признаки.

4. Назовите компоненты и функции экоцентрического сознания. Попробуйте дать им характеристику.

5. Овладение какими эколого-ориентированными понятиями, представленными (или не представленными) в содержании школьных курсов географии, с вашей точки зрения, способствует развитию у учащихся экоцентрического сознания? Перечислите некоторые из них в определенной последовательности, а именно - начиная от самых важных, на ваш взгляд, способствующих формированию названного типа сознания, до наименее значимых.

6. Какими подходами и принципами обучения вы руководствуетесь при формировании у учащихся экоцентрического сознания? Чем Вы можете объяснить их выбор?

7. Какие методы обучения вы применяете для формирования у учащихся экоцентрического сознания? Какие средства обучения Вы предпочитаете использовать в процессе формирования экоцентрического сознания? Объясните их значение в этом процессе.

8. Представляет ли для вас природа какую-либо ценность? Если да, то какую? Если нет, почему? Охарактеризуйте свое отношение к природе. Дайте полную, развернутую характеристику вашего отношения к природе.

9. По 5-бальной шкале оцените возможности содержания школьной географии в формировании у учащихся экоцентрического сознания, где: 5 - высокие возможности; 4 - средние возможности; 3 - удовлетворительные возможности; 2 - низкие возможности; 1 - крайне низкие возможности. Свой выбор обоснуйте. Если затрудняетесь ответить, поставьте цифру 0.

10. Дайте оценку своей собственной способности организовать экологическую деятельность учащихся: а) хорошо; б) удовлетворительно; в) не владею умением грамотно организовать экологическую деятельность; г) по ряду причин (по каким именно можно указать по желанию) в процессе обучения географии экологической деятельностью со школьниками не занимаюсь.

Остановимся на характеристике результатов проведенного анкетирования учителей более подробно.

Следует отметить, что согласно мнению 48 % учителей, принявших участие в настоящем исследовании, целью современного общего экологического образования является формирование у школьников основ экологической культуры. 25 % учителей под целью экологического образования понимают экологическое обучение и воспитание школьников; 17 % учителей в качестве цели отметили овладение учениками экологическим мышлением, формируемом в процессе обучения с целью развития бережного отношения к природе; 10 % учителей -овладение экологическими знаниями и умением их грамотно применять на практике и в повседневной жизни. Как видно, значительная часть опрошенных учителей владеет нечетким представлением о цели современного экологического образования - то есть о формировании у школьников экологической культуры. Большинство учителей предпочитают говорить

100 90. 80. 70. 60 50 40 302010 0

Т

1—1

т

т

Экологическая Экологическое Экологическая Экологическое культура мышление грамотность обучение и воспитание

Определение цели современногообщего экологического образования

Рисунок 1. Распределение ответов опрошенных учителей по вопросу определения цели современного общего экологического образования (составлено автором)

о задаче развития ее отдельных компонентов - экологической грамотности (знаний, умений и навыков экологической направленности), экологического мышления, а также о процессе экологического обучения и воспитания (рисунок 1).

Анализ анкет показывает, что 95 % учителей под «экоцентризмом» понимают мировоззрение, выражающее экологическую связь человека и природы (взаимодействие между ними). Несмотря на сказанное, отметим, что опрошенные учителя не имеют четкого представления об экоцентризме как об одном из трех типов мировоззрения, отражающем равноценные и паритетные взаимоотношения человека и природы, и по этой причине почти все из них отчетливо и правильно дать его содержательную характеристику не смогли. Вместе с тем, 5 % учителей в своих анкетах рассматривали экоцентризм как некое умозрительное представление человека о единстве и целостности мира, в центр внимания которого помещено взаимодействие человека и природы (заключающееся во влиянии природы на человека, его умении адаптироваться к разным природным условиями, о воздействии человека на природу и пр.), в связи с чем можно сделать предположение о некоторых предпосылках сложившегося у них понимания сущности экоцентрического мировоззрения.

Диагностика ответов на вопрос «Попробуйте объяснить значение понятия «экоцентриче-ское сознание»» позволяет сформулировать вывод о том, что учителя географии, в сущности, этим понятием слабо владеют. Порядка 90 % под экоцентрическим сознанием понимают набор знаний экологической направленности, которые через ценностное отношение человека к природе, возможно использовать в практической деятельности, что свидетельствует о наличии понимания сущности экологического сознания (без указания на его типовую принадлежность). Следует отметить, что ни в одной анкете, заполненной учителями, не были четко обоснованы признаки экоцентрического сознания, причем, в 12 % анкет в качестве признаков названного типа сознания отмечаются экологические знания и умения, экологическое отношение, экологическая деятельность и поведение; 88 % учителей на этот вопрос и вовсе дать ответ не смогли.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что учителя также не владеют четким представлением о структурно-функциональной организации экоцентрического сознания. Так, 95 % учителей к числу компонентов исследуемого типа сознания отнесли экологические знания, умения и навыки, 20 % из которых в качестве компонента

100. 90. 80. 70. 605040302010 0

■ Охрана природы

■ Экологическая проблема

□ Окружающая среда

□ Природопользование

■ Природные ресурсы

□ Природные условия

Т

Рисунок 2. Распределение ответов опрошенных учителей по вопросу определения наиболее важных эколого-ориентированных понятий в школьной географии, способствующих формированию у учащихся экоцентрического сознания

(составлено автором)

экоцентрического сознания обозначили экологическое отношение. Наличие указаний на характер ценностной ориентации и мотивации этого отношения в анкетах опрошенных учителей не прослеживается. Вместе с тем, 90 % учителей не смогли назвать ни одной функции экоцентрического сознания; 10 % - указали две функции - деятельностную и ценностную.

К числу наиболее важных понятий экологического содержания 92 % учителей отнесли следующие: «экологическая проблема», «охрана природы», «природопользование», «природные ресурсы», «природные условия», «стихийные природные явления», «географическая оболочка», «природная среда», «окружающая среда», «географическая среда». Причем, самым важным из них, как показывает анализ анкет, 38 % учителей считают понятие «охрана природы», 28 % - «экологическая проблема», 16 % - «окружающая среда», 10 % - «природопользование», по 4 % - «природные ресурсы» и «природные условия» (рисунок 2). Следует подчеркнуть, что лишь 8 % учителей в своих анкетах важным (но не самым главным по степени значимости) к эколого-ориентированным понятиям, способствующим формированию экоцентрического сознания, отнесли следующие: «экологический кризис», «экологический риск», «экологическая безопасность», «прогноз», «экологическая культура», «устойчивое развитие», «ноосфера».

По причине, связанной с тем, что учителя не владеют понятием «экоцентрическое сознание», не могут выделить его основные признаки, а также весьма слабо представляют его структурно-функциональную организацию, вопросы, касающиеся использования подходов, принципов, методов и средств обучения в формировании обозначенного типа сознания, вызвали у них наибольшие затруднения. Тем менее, около 60 % опрошенных учителей отметили значение системного, деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов в процессе обучения и воспитания школьников, на основании чего ими формулируется вывод, а, по сути, предположение, о возможности их использования в формировании у учащихся экоцентрического сознания. Вместе с тем, согласно результатам анкетирования, 55 % учителей к принципам обучения, способствующим формированию экоцентрического сознания, отнесли принципы систематичности, последовательности и непрерывности образования, воспитания и всестороннего развития личности, принцип научности обучения, соответствия обучения индивидуальным и возрастным особенностям школьников.

По мнению 70 % опрошенных учителей, для формирования экоцентрического сознания следует использовать традиционные методы обучения, а именно: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный; 30 % учителей в своих анкетах упомянули возможность применения метода проблемного изложения и исследовательского метода. В своих анкетах 5 % из них обосновали цель использования исследовательского метода - для изучения особенностей природы отдельных районов своей местности, их экологического состояния. Вместе с тем, 95 % учителей предполагают, что для формирования экоцентриче-ского сознания при обучении географии целесообразно использовать учебники, современные компьютерные технологии, географические карты, таблицы, схемы, дополнительные источники информации - интернет, энциклопедии и справочники, научно-познавательные фильмы о природе, о влиянии человека на природу, о следствиях и последствиях этого воздействия; кроме того, учителя признали, что на практике наиболее эффективными являются творческие задания, практические и самостоятельные работы.

Надо отметить, что все опрошенные учителя свое собственное отношение к природе оценили как положительное, аргументировав свою позицию тем, что природа - это: источник жизни всего, что существует на нашей планете (64 %); среда обитания и существования человека и всего живого (25 %); ресурс для выживания человека (11 %). Однако, как показывает анализ, многими из опрошенных учителей целенаправленного взаимодействия с природой не осуществляется. Многие из них (порядка 60 %) свою точку зрения объясняли

отсутствием потребности в таком взаимодействии; меньше половины опрошенных учителей (40 %) сослались на отсутствие времени для посещения лесов и парков, а также для ухода за домашними животными, но, вместе с тем, почти все из них отметили, что предпочитают выращивать комнатные растения. Учителя школ указывали на свою активную роль в организации и проведении экологических субботников и учебно-познавательных экскурсий с учениками, посвященных охране природы. Тем не менее, 17 % учителей в своих анкетах отметили, что во время отпусков часто проводят время на природе, 30 % учителей посещают лесные санатории с целью оздоровления и отдыха. Анализ результатов анкеты показывает, что такое положение вещей, безусловно, сказывается не только на личностных человеческих качествах самих учителей, но и на их отношении к эколого-ориентированной педагогической деятельности и, что в итоге свидетельствует о недостаточном присутствии каких-либо предпосылок для формирования у учащихся экоцентрического сознания в процессе изучения географии в школе и возможности овладения им. У 66 % опрошенных учителей были выявлены признаки антропоцентрической (потребительской) ориентации, у 34 % - признаки натурцентрической ориентации (рисунок 3).

При оценке возможности содержания школьной географии, 63 % учителей говорят о том, что для изучения экологического материала им не хватает учебных часов; 20 % учителей напротив - вполне довольны содержанием школьного курса географии и, более того, утверждают, что в настоящее время он перенасыщен эколого-ориентированными понятиями и его преобразования в этом направлении им представляются нецелесообразными; 17 % учителей высказываются о необходимости усиления личностного аспекта в школьной географии для формирования у учащихся личностных качеств с целью сохранения окружающей среды, а также для развития ценностного отношения к природе и эколого-ориентированного поведения в ней.

На вопрос анкеты «Дайте оценку своей собственной способности организовать экологическую деятельность учащихся», 75 % учителей свою способность организатора экологической деятельности учащихся оценили как «хорошо», 20 % учителей - как «удовлетворительно», 5 % учителей - от ответа воздержались.

Таким образом, анализ результатов анкетирования учителей позволяет сделать вывод о том, что большинство учителей слабо владеют представлениями о сущностных особенно-

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Антропоцентризм Натурцентризм Экоцентризм

| Типы ценностной ориентации и мотивации в сознании опрошенных учителей географии

Рисунок 3. Распределение разных типов ценностной ориентации и мотивации, выявленных в ходе опроса учителей географии (составлено автором)

стях экоцентрического сознания, а, следовательно, и четкими представлениями о способах его формирования у учащихся, о его основных признаках и структурно-функциональной организации. Вместе с тем, учителя предполагают, что для развития названного типа сознания возможно использование общеметодологических подходов и принципов, а также традиционных методов и средств обучения. С целью выявления возможности формирования у учащихся экоцентрического сознания в рамках изучения школьной географии на практике было проведено педагогическое наблюдение.

Общее количество посещенных нами уроков географии (преимущественно экологической тематики) составляет 60, из которых 6 уроков приходится на 5 кл., 6 уроков - на 6 кл., 20 уроков - на 7 кл., 20 уроков - на 8 кл., 6 уроков - на 9 кл. Анализ образовательного процесса этих уроков позволяет сформулировать вывод о том, что в школьной географии формирование у учащихся экоцентрического сознания четко не проводится. Все внимание в школьной практике в основном уделяется развитию эколого-ориентированных знаний и умений в контексте когнитивного, практического и креативного компонентов содержания экологического образования в интересах устойчивого развития [6], из которых 35 % - формированию ценностных ориентаций и мотиваций экологической направленности в контексте аксиологического и нормативного компонентов, лишь 5 % - эмоционально-чувственной сфере в рамках обсуждения вопросов, связанных с выявлением личностного отношения к тем или иным природным и антропогенным процессам и явлениям (5 %) (рисунок 4).

В частности, следует подчеркнуть, что развитие у учащихся эколого-ориентированных знаний и умений осуществляется в процессе рассказа учителя с использованием картографических материалов, таблиц и схем, компьютерных презентаций, а также в контексте выполнения школьниками самостоятельных и практических работ, творческих заданий как с помощью учебника и географического атласа, так и при их отсутствии (в связи с отсутствием такого требования), реже в ходе игровой деятельности (в 5 и 6 кл.). Однако, следует отметить, что вопросы экоцентрического характера не задаются, за исключением некоторых - ориентиро-

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Когнитивный, Нормативный Эмоциональный практический и аксиологический и креативный

| Результаты педагогического наблюдения в контексте разных компонентов содержания экологического образования в интересах устойчивого развития

Рисунок 4. Распределение разных компонентов содержания образования в процессе обучения географии в контексте формирования экоцентрического сознания

(составлено автором)

ванных на понимание необходимости соблюдения здорового и безопасного образа жизни, бережного отношения к природе нашей планеты (в том числе страны и ее отдельных районов), ее охраны, а также устойчивого развития человека и природы (в 7, 8 и 9 кл.). Формирование таких признаков исследуемого типа сознания, как: осмысление иерархической картины мира, его единства и целостности на уровне космоса (в том числе единства его материальной и духовной составляющих), связи человека и космоса, реализуемой в двух направлениях -от космоса к человеку и от человека к космосу, понимание процесса коэволюции человека, общества и природы (включая мотивацию этого процесса), их самоценности, равноценности и паритетности, в ходе педагогического наблюдения за процессом обучения географии в школе не осуществляется.

Формирование ценностной ориентации, мотивации и эмоционально-чувственной сферы экологической направленности реализуется через обсуждение значения отдельных оболочек Земли, природных комплексов, а также экологической обстановки в мире (прежде всего, при изучении этой проблемы в «Начальном курсе географии (Землеведении)» и в курсе «Географии материков и океанов (Страноведении)»), в нашей стране (в курсе «Географии России») или на определенных ее территориях (например, в Московской и Орловской областях), высказывание собственных точек зрения по поводу сложившейся экологической ситуации в разных частях нашей планеты и отношения к ней. Тем не менее, надо отметить, что обсуждение вопросов, посвященных экологической тематике, как правило, вызывает интерес лишь у учащихся, отличающихся хорошей подготовкой по географии или биологии. Педагогическое наблюдение показывает, что слабоуспевающие ученики участие в беседах и дискуссиях в целом принимают неохотно, часто стараются игнорировать слова и вопросы учителя, воздерживаются от обсуждения и комментариев других участников (своих одноклассников), а также стараются не вступать в диалог с ними.

В связи с вышесказанным педагогическое наблюдение позволяет сделать вывод о том, что формирование у школьников экоцентрического сознания в процессе обучения географии хотя и целенаправленно не реализовывается, но имеется ряд предпосылок для овладения им через сложившееся экологическое содержание школьной географии и системы эколого-ори-ентированных вопросов и заданий для учащихся, представленных в разных учебно-методических комплексах по географии. Помимо этого, как показывает практика, в школе сложились условия для интеграции географии с другими школьными дисциплинами - биологией, химией, физикой, историей, обществознанием и др. Интеграция их содержания способствует реализации идеи формирования исследуемого типа сознания на разных уровнях - от теоретико-методологического до методического.

Итак, анализ результатов диагностики выявил, что в общеобразовательной школе в процессе обучения географии формирование у учащихся экоцентрического сознания получило недостаточное выражение. В завершение, на наш взгляд, следует отметить, что для овладения названным типом сознания необходимо понимание и осмысление иерархической картины мира и места человека в нем, равноценности и паритетности всех компонентов природы, включая человека, их коэволюции в соответствии с этическими нормами и правилами экологического и нравственного императивов в ключе построения с природой экоцентрически ориентированных ценностных отношений и, как их результата, развития на Земле ноосферы.

Библиографический список

1. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010 г.)

// Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2.

2. Концепция развития географического образования в РФ (2018). URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/download/723/ (дата обращения: 22.05.2019).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М., 2013.

4. Глазачев С.Н., Кашлев С.С., МарченкоА.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. М., 2004.

5. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.

6. Захлебный А.Н., ДзятковскаяЕ.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире: 2008 (Аналитический ежегодник). М., 2008.

7. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.

М.С. Чернятин

специалист кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-mail: maxchernyatin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.