Научная статья на тему 'Экософия и новая культурная парадигма'

Экософия и новая культурная парадигма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
784
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экософия и новая культурная парадигма»

ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 113 ББК 87.2

ЭКОСОФИЯ И НОВАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА

Т. В. Рязанова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Исследование проблематики современного изменения качества жизни на планете Земля приобретает особую актуальность, так как этот переход осуществляется от жизни биосферной к жизни постбиосферной.

Рассматривая проблематику глобального (ноосферного) изменения качества жизни, необходимо опираться на труды В.И. Вернадского, Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, посвященные ноосфере, а также на многочисленные исследования проблемы ноосферы современными отечественными учеными.

Обращаясь к анализу ноосферного изменения качества жизни, нужно опираться на системный социоприродный подход, согласно которому можно выделить две эпохи в развитии жизни на Земле. Первая эпоха генезиса и развития биосферной жизни завещается формированием в биосфере человека и глобального человеческого общества, которое приобрело власть над земной природой и биосферой при помощи научно-технических производительных сил. Вторая эпоха начинается с социально-биосферного переворота, в результате которого постбиосферные, социальные формы жизни строятся за счет биосферных.

Изменения в земном мире, связанные с деградацией биосферы и формированием техносферы как важнейшей составной части ноосферы, вызывают серьезные патологические изменения в человеческом организме. Современный человек трансформируется не только как социальное, но и как биологическое существо, инте-грируясь с техникой, превращаясь в био-техносоциальное существо. Эти и многие

другие процессы в современном мире ведут к антропоэкологическому кризису.

Наступающий ноосферный мир и само понятие ноосферы становится новой реальностью, но не в том плане, в каком ее трактуют «ноосферные идеологи» -как разумную в отношении сохранения биосферы. Ноосферные явления приобретают внебиологический, надбиологиче-ский и постбиологический характер. Суть происходящего социально-культурного планетарного переворота, поворота к новому земному и космическому бытию состоит в том, что человечество уничтожает биоприроду, создавая параллельно искусственный самодействующий мир. В настоящее время происходит «необратимое широкомасштабное разрушение биосферы», исход которого - «глобальная экокатастрофа». Биосферные катаклизмы станут неизбежными. Видимо, неизбежной станет и замена естественного мира искусственным.

Проблема перехода человечества на качественно новый уровень своего существования и развития, а также проблема его выживания и развития — единое и неразрывное целое, требующее качественного нового подхода. В материальном мире идет непрерывный рост разнообразия и сложности его организованных форм. Вполне возможно, что человечество находится на пути перехода к сверхжизни, к ноосферному состоянию, который предсказывал еще Тейяр де Шарден.

Усложнение жизнедеятельности человеческого общества сопровождения усложнением информационного поля взаимодействия усложняющихся объектов. В условиях НТР, становления техно-

Т. В. Рязанова

ноосферного общества заметным явлением становится информационный взрыв, что позволяет говорить о становлении информационной цивилизации. Но несмотря на всю важность информационных связей, информатизация общества -всего лишь один из показателей освоения макрокосмоса и микромира. Поэтому такое общество скорее является информа-ционно-ноосферным. Если в прошлом человек и человечество формировались в биосфере, то сейчас качественно новый человеческий организм, опираясь на мощь науки и техники, подчиняет себе биосферу, формирует техносферу и более обширное образование - ноосферу. В данном случае речь идет о генезисе метасистемы, включающей в себя интегрированные метасоциум, разрушаемую биосферу, техносферу и ноосферу как духовное явление, в единое системное целое. С образованием метасоциума последний исходит из своей собственной системной целесообразности и потребностей и начинает уже создавать «природу под себя». В этом проявляется новая парадигма развития нашей планеты.

Итак, под воздействием человеческого разума, благодаря человеческой активности происходит грандиозная смена форм жизни - переход от ее биосферных, природных форм к ноосферным, искусственным, расширяется и усложняется искусственный мир, мир «второй природы», что приводит к созданию уже и «третьей природы», т.е. искусственной жизни, которая может рассматриваться как постчеловеческий мир, способный заменить не только основные социокультурные функции человека, но и самого человека.

Новая реальность, рожденная человеческим разумом, угрожает биосфере и биологической жизни. Усложнение и наращивание искусственной среды, разрушение биосферы - процесс бесконечный. Пока человечество не осознает значения интеллектуальной революции для биосферной природы и биосферного человека. Понимание этого требует перехода с антропоцентристской парадигмы общественного развития на биосферо-

центристскую, как новую социально-культурную модель образа жизни человечества нынешнего и последующих веков. Мировоззренческим выражением такой модели человеческой жизнедеятельности должно стать новое экософ-ское мышление и знание, в основе которых лежит экософия.

Экософия - это определенная составная часть философского знания, выступающая как философское осмысление современной жизни в органической взаимосвязи с глобальной экологией. Экософия - сравнительно новая область философского знания, вызванная к жизни рядом объективных обстоятельств. У истоков экософии - работы естествоиспытателей XX века - Леруа, Вернадского и других, а сам термин «экология» был предложен еще в середине XIX века известным германским ученым-биологом Э.Геккелем. С его точки зрения, экология (с греческого - наука о доме, жилище) означает науку, которая изучает взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. В.И. Вернадский формирует понимание жизни на Земле как геологическое явление, потому что по силе своего воздействия и по последствиям развитие жизни и создание биосферы оказало значительное влияние на эволюцию нашей планеты. Еще больше воздействие на все процессы, происходящие на планете, оказало появление человека и его хозяйственная деятельность, которая, по словам В.И. Вернадского, уже в сороковые годы XX века приобрела масштабное геологическое влияние.

По Вернадскому, человечество, с одной стороны, - геологическая сила, а с другой, - новое состояние биосферы, и на определенном этапе она перестает развиваться стихийно, преобразуясь в ноосферу - разумную оболочку планеты. Таким образом, первая группа причин, ускорившая становления экософии, -обострение кризисных явлений в среде обитания - в природных процессах в связи с возмущающим воздействием хозяйственной деятельности людей на все природные процессы, идущие в атмосфере,

гидросфере и на земле. Третьей группой причин являются проблемы будущего на Земле. К ним относятся разработки независимых экспертов, собравшихся под эгидой Римского клуба, равно как и разработки других ученых, занимающихся глобальным моделированием.

Экологические проблемы всеплане-тарного масштаба несут сейчас угрозу жизни не только человечеству, но и всей биожизни. Создав чуждую себе среду обитания, человек под воздействием «техно-урбанистического» образа жизни теряет свои природные свойства и превращается из «биосферно-природного» в «социо-техно-биологическое» существо. Вопрос сохранения биожизни и жизни человека становится сейчас одним из центральных и самым злободневным для каждого государства и всей планеты.

Решение проблемы выживания возможно прежде всего на основе смены философской парадигмы, т.е. сложившегося в Новое время взгляда на человека, его место и роль в жизни, смысл жизни и призвание. В последнее время в научной литературе все чаще предлагается принять в качестве основы новой парадигмы принцип коэволюции, под которым понимается развитие человека в согласии с природой. Таким образом, содержательной стороной принципа коэволюции выступает биоцентризм.

Но вопрос коэволюции - это прежде всего вопрос включения развития человеческого рода в биотический круговорот планеты, и он остро связан с формированием ноосферы, приходящей на смену биосфере. Ноосфера, или сфера новой общественно-природной реальности, создаваемой человеческим разумом и человеческой деятельностью, многими мыслителями рассматривается как новое разумное общество не только с высоким уровнем саморазвития, но и гуманности. Будущему обществу приписывают воплощение высочайших человеческих идеалов и гармонизацию отношений человека и природы. Но действительность пока что опровергает наступление такой идеализированной ноосферы. Практически, как справедливо отмечает доктор

философских наук В.А.Кутырёв, она уже «предстала как техносфера, искусственное образование с соответственными законами функционирования. Именно ее разрастание порождает экологический кризис» [2, с. 23].

Создаваемая человеком «вторая природа разрушает» биосферу и биосферного человека. С одной стороны, человек благодаря знанию и технике освобождается от природной зависимости, с другой - интегрируется с созданным ими же миром техносферы и становится зависимым от него. Техническое проникает не только в общественную жизнь, но и в каждого человека, в его организм. Таким образом, рождается новое существо - биотехноче-ловек, включающий в себя биологическое, социальное вместе с техногенным, творящий не только искусственный мир «второй природы», но и искусственную жизнь (искусственный мир «третьей природы»), которую не следует сводить только к искусственному интеллекту.

Человечество до конца еще не осознает значения «интеллектуального взрыва» для биосферной природы и биосферного человека. Как уже отмечалось, данное обстоятельство требует новой парадигмы общественного развития, т.е. перехода к экософии.

Экософская парадигма имеет важное значение для развития гражданского сознания членов общества, для выработки концепций и программ общественного развития. Экософия представляет собой экологическую мудрость, поэтому многие философы выступают за ее утверждение. В то же время нельзя согласиться с теми экософами, которые предлагают философское осмысленнее современной жизни в неразрывной взаимосвязи с глобальной экологией. Осознание трагедийного положения человечества в XXI веке приводит к развитию мощного направления экологизации человеческого знания. Концепция коэволюции человеческого рода и биосферы должна стать научным направлением, способным подчинить себе большинство исследовательских работ во всем мире.

Новое научное направление, полу-

чившее название экософии, является ногвой универсальной теорией, а также итогом экологического переосмысления философских категорий. Экософия должна выразить ту качественную новизну эпохи, когда человек уже не может молча созерцать происходящее вокруг, он обязан взять на себя функции сотворчества с живой природой. Общие положения экософии были заложены Вл.Соловьёвым, С.Л.Франком, Н.О.Лосским, H.A. Бердяевым, В.И.Вернадским и многими другими. Более ранние истоки экософского мышления можно обнаружить у Канта, Гегеля.

Центральной категорией экософии является категория «жизнь», которая понимается предельно широко как космическое явление, куда входят биологические, психологические, духовные и душевные характеристики, интуиция и вчувствование, благодаря чему снимается граница между миром человека и миром природы. Рационализм и, в особенности, голый рассудок, на протяжении многих столетий разделяли мир природы и мир человека. Современная экософия предполагает радикальную трансформацию в понимании социальных и гносеологических проблем, что обеспечит человечеству отказ от агрессии по отношению к природе, позволит создать альтернативную технику, принципиально новую технологию, сформировать альтернативную культуру, систему ценностей, противоположную ныне существующей, связанной с эгоизмом, погоней за прибылью, борьбой за власть, эгоцентризмом. Практически все ныне существующие критические движения в той или иной мере примыкают к экософии и пропагандируют принцип биосферной концепции культуры. И древнее библейское завещание «не убий» в соответствии с биоцентризмом, биокультурой должно стать нормой не только по отношению к человеку, но и ко всей биоприроде. И определенные формы культуры, убивающие жизнь под предлогом ее улучшения, должны уступить свое место культуре биоохраняющей, биоживотворящей. Необходимо будет оценить и отобрать формы экософской

культуры, преградив дорогу тем формам культуры (и антикультуры), которые ведут к гибели человека и биожизни.

Одной из проблем экософской парадигмы является то, что экософы понятие жизни отождествляют с биожизнью, в итоге требование жизнетворчества может совпадать и с созданием постбиологической жизни, что не выглядит так уж фантастично. Социализация, технизация биологического не только создают новое качество его существования, но и интегрируют био- и техно- ,создавая совершенно иное бытие - постприродное или ноосферное бытие. Техносфера, вырастая внутри биосферы, приобретает тенденцию к стремительному разрастанию.

Культура, еще недавно воспринимаемая как явление прогрессивное, в настоящее время стало восприниматься как явление античеловечное и антибиологическое не только в своих технических элементах, но и в самом духовном настрое. Как известно, слово «культура» произошло от латинского cultura, и его первоначальный смысл означал возделывание земли. В понятие культуры позже стали входить вещи и явления материального и духовного порядка, созданные человеком и человечеством и в определенной мере противопоставляемые первозданной биоприроде. Таким образом, культурный феномен (возделывание земли и человека) в ходе мощного технико-энергетического развития производительных сил дошло о такой черты, когда «облагораживание» превратилось в свою противоположность - стал уничтожаться фундамент живого и биосферы. Шансы на выживание природы становятся мизерными. Удовлетворение человеческих потребностей будет осуществляться за счет производства и роста искусственного (внебиологического) мира. Причины этого не в самой технике и даже не в потребительском отношении к жизненной среде, а в социально-техногенном возвышении над природой. Создание технического базиса общественной жизни, выходящего за пределы меры, в то же время есть убийство биоприроды. Оказывается, социальное «Я» человека может возвы-

ситься только в ходе такого убийства. И как это ни парадоксально, рождено новой культурной реальностью конца XX века, а техника выступает лишь средством достижения цели «культурного человека». Данная культурная парадигма состоит в том, что социальный человек ради своего социального возвышения должен в самом себе убивать природного человека.

В свете становления новой, ноосфер-ной реальности, когда рядом с человеком появляется уже не вещь в традиционном понимании этого слова, а «третья природа», начинающая жить по своим законам, возникает необходимость в экософии.

С этого момента философия и экософия, как любая наука вообще, обязаны оперировать в силу нарастающего разнообразия постбиологической жизни другими понятиями - понятиями биожизни и ноожизни, или искусственной жизни, создаваемой вначале но замыслам биологического, а затем - внебиологического разума. С этого момента перед чеорвече-ством встает новая социокультутрная парадигма: в сторону поддержания биожизни, созданной эволюцией биосферы, или к созданию ноожизни. Возможно, закон усложнения и разнообразия жизни позволит сохранить гармонию между био- и ноо-, если между ними надежным регулятором станет социо-. Превращение биосферы в подсистему ноосферы скорее всего и будет определять эко-гар-моническое будущее. Качественная новизна данного подхода заключается в том, что человек должен организовывать жизнь природы, поскольку сама она уже не в состоянии справиться с тем, что он на нее взваливает. В этом заключается суть ноосферно животворящего знания, которое становится программой саморазвития, самосозидания жизни. Объединение знания в одно целое, направленное на жизнетворчество, становится одной из основных задач экософии. Тем самым экософия выступает как самая общая стратегия экологизации, гармонизации, гуманизации, биологизации, «креативи-зации» этого целого. Благодаря экософии произойдет экологизация нынешней цивилизации.

В складывающейся философии отношений с природой все большую популярность приобретает идея сознательной трансформации сознания, акцент на проблемы октологии и философской психологии. Данное направление получило название глубинной экологией, которая неразрывно связана с экософией. Как определенная составная части философского знания, экософия выступает как философское осмысление современной жизни в органической взаимосвязи с глобальной экологией.

В восстановлении биогармонии решающую роль призвана сыграть школа, образование и воспитание. Образование и воспитание будущего должно стать созиданием нового типа реальности - реальности общения воспитанника со всем миром общечеловеческой культуры и природы. В этом состоит основа ноосферно животворящего знания.

По мнению доктора философских наук А.И.Субетто, условием спасения человечества от экологической гибели должно стать ноосферное образование, одновременно выступающее механизмом ноосферного прорыва человечества.

Постановка проблемы ноосферной парадигмы образования диктуется глубокими изменениями в бытии всего человечества, это прежде всего связано с экологической катастрофой. Вопреки бюрократическим и рыночным иллюзиям, на которые ориентировано современное образование, необходимо вводить подрастающее поколение в мир природы и культуры, в мир больший, чем они сами. Ноосферное образование, согласно А.И.Субетто, призвано вооружить человека такими знаниями, духовно-нравственными ориентирами и профессионализмом, которые позволили бы ему достойно пройти испытания этой эпохи, преодолеть опасность экологической гибели и совершить прорыв в будущее. Важнейшей миссией ноосферного образования и важнейшим условием спасения человечества от экологической гибели является становление ноосферного общественного интеллекта, формирование ноосферной культуры жизни, ноосферно

животворящего знание. Такое знание обретает еще одну, высшую функцию -стать программой саморазвития, самосозидания жизни. Для решения этой задачи необходим весь опыт мировой культуры, экологически переосмысленной в качестве стратегии личностного саморазвития и экосинтез культур и наук с животворящим знанием.

Ключевой проблемой экологии человека всегда была проблема его самоорганизации, понимаемая как развитие всего заложенного в нем потенциального, в связи с чем и возник новый термин - эко-софия как персональный кодекс ценностей и взгляд на мир, определяющий личностное поведение. Поэтому экосо-фия представляет собой центр управления жизнью человека. Экософия - это парадигма не просто возврата к природу, а к природотворчеству в самом широком смысле этого слова: творению новой биоприроды, творению, которое не разрушало бы биосферную природу и органически вписывалось в последнюю.

Если в XX веке на Западе крутой ви-

ток индустриально-городской цивилизации с непомерно развивающимся самосознанием породили новую философскую систему - экзистенциализм, философию существования, то рождающееся инфор-мационно-ноосферное общество, создает экософию, философию выживания биосферы и биосферного человека, философию культуры биожизни. В связи с эти новая культурная парадигма, включающая множество новых неисследованных и малоисследованных проблем, получает свое развитие от антропоцентристской культуры к биоцентрической.

Подводя итоги, необходимо отметить, что современное общество достигло в настоящий момент значительных циви-лизационных высот. Оно развивается в направлении технизации, информатизации, интеллектуализации, накопления богатств и ноосферизации, но не может не учитывать возникшую глобальную культурно-экософскую парадигму, которая уже сегодня в значительной степени определяет будущее человечества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Демиденко Э.С. Экотехнологический апокалипсис, или «конец света» природного человека. Брянск, 1993.

2. Кутырёв В.А. Познать нельзя помиловать ¡//Человек. 1993. №1. С.23-70.

3. Лапика З.Г., Чжоу Хун, Шулик К.И. Экологическое вопитание - творческая индивидуальность будущего. М., 2002.

4. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

5. Субетто А.И. Ноосферизм — движение, идеология, или новая научно-мировозренческая система. СПб. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2006.

6. Субетго А.И. Ноосферная научная школа в Росии: итоги и перспективы. СПб.: Астерион, 2012.

7. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 1993.

8. Лимен К.И. Живое знание: эколого-ф^ософскм проблема. М., 2003.

УДК 159.22.63 ББК 87.3

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ СОЦИЕТАЛЫЮЙ ПЕДАГОГИКИ

Н.В. Меднис

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Калининградский филиал 236022, г. Калининград, ул. генерала Озерова, д. 19

В настоящее время геронтологиче- ский аспект становится все более значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.