УДК-
К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЗАЦИИ ЭКОСОФИИ
ВВ. Шлык
Целью настоящей статьи является обоснование объективной необходимости экософического просвещения будущих специалистов. Акцентируется внимание на том, что в условиях нарастающих экологических проблем особенно важно в процессе подготовки профессиональных кадров, целенаправленно и системно используя педагогический потенциал, вооружить их теоретическими знаниями и практическими навыками, которые могли бы способствовать созданию экологически безопасной и безвредной инфраструктуры жизнедеятельности, прогнозированию и принятию грамотных решений в чрезвычайных ситуациях. Подчеркивается, что на современном этапе развития общества образование в значительной степени должно быть ориентированно на формирование экологической культуры социума.
Ключевые слова: Экософия, экологическая культура, экологически безопасное мышление, инвайроменталитет.
актерной особенностью современного обновления всех сфер общественной жизни, и прежде всего образования, является понимание того, что примат человека становиться реальностью, а его развитие - высшей целью общества. В контексте повышения интеллектуального потенциала социума происходит переосмысление самой сущности образования, расширяется его социальное назначение. Являясь мощным транслятором культуры, образование направлено на все более полную реализацию потенциальных возможностей человека. Оно непосредственно связано с широким полем не только обучения и воспитания, воспроизводящих личность, социальные качества социума, но и культуро-творчества с нарастающей гуманистической составляющей. «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем. В рамках этой трактовки представляется вполне разрешимой дилемма соотношения универсального, общецивилизованного и самобытного, этнокультурного, их сочетания в деятельности школы, в живой педагогической практике» [1].
Сегодня в педагогической науке акцент всё больше переносится с культурно-образовательной модели, в центре которой находилось усвоение систематизированных основ наук, на социо- и куль-турообразующую роль образования и воспитания. Новая развивающая педагогика, «в отличие от традиционной, обращает свое внимание не столько на эффективное воспроизводство развитых личностей в их традиционных физических, психических, социокультурных и интеллектуальных качествах, сколько на формирование общества и человека в их прогностически новых социокачествах, в опережающем время человеческом развитии».
Педагогика должна не только вписываться в сотворенный человеком мир культуры, но и сама призвана творить будущий социум и его культуру в соответствии с социально-природной сущностью человека.
В условиях интенсификации человеческой жизнедеятельности и обострения социальных и экологических проблем все больше утверждается экософская функция педагогического образования. Экософия представляет собой раздел философии, который занимается осмыслением жизни и глобальной экологии [2, С.52]
За миллиарды лет существования биосферы выработался механизм поддержания экологического равновесия естественных экосистем. Это равновесие сохранялось до тех пор, пока не был изобретен новый способ приспособления к среде посредством ее изменения, способ, который не мог быть осуществлен до появления человека. Таким образом, между живыми организмами и природой появляется посредник, контролирующий естественный обмен — человеческий разум. По мере своего развития разум, проникая в обменные процессы экосистемы, использует законы и свойства природы против нее же самой, задавая природным процессам необходимое ему направление, форму и темпы протекания, устанавливая, таким образам, свое господство над ней. Рассмотрение человеком экосистемы только в качестве средства увеличения комфорта социальной жизни оказывает дестабилизирующее воздействие на биосферу и нарушает экологическое равновесие.
Перед человечеством в настоящее время возникли серьезные социокультурные проблемы, связанные с дальнейшим развитием мира «второй природы» и существенными изменениями «первой природы», биосферы и биожизни на планете. По подсчетам социологов, в XX в. Уничтожено более половины лесов и треть живого вещества планеты, треть плодородных земель и треть ее гумусового слоя. Разрушение частей биосферы идет примерно в десять раз быстрее, чем ее восстановление. На смену биосфере приходит ноосфера с ее мощной самодействующей техносферой, трансформирующей не только биосферу, но и биосферного человека.
По мнению современного русского экософа К.И. Шилина, экософия должна объединить знания в одно целое, направленное на решение экологических проблем и жизнетворчество. В связи с этим экософия выступает как общая стратегия экологизации, гармонизации, гуманизации, биологи-зации человеческого общества.
Экософская парадигма современной цивилизации состоит в том, что внебиологически-искусственное начинает угрожать биологической жизни в биосфере в целом, поскольку разрушает их. На планете идет не только смена типов цивилизаций, но и замена биосферного мира информаци-онно-ноосферным, идет становление нового типа природы, общества и человека, интегрирующихся с миром техническим. Поскольку биосфера теряет свою способность творения и воспроизводства жизни, то эта функция переходит к ноосферному человечеству. Возможна и замена самого биосферного человека киборгом, био-киборгом или техно-киборгом. В итоге культура, взращенная человечеством, уничтожает свою планету - биосферу и ее высшее творение человека. И хотя жизнь не прекращается, переходит в свои новые формы, экософы стараются противопоставить соответствующим тенденциям разрушения биожизни мощный интеллектуальный прессинг - биоцентризм в противовес антропоцен-тристской концепции, био-охраняющую и био-творящую культуру в противовес био-разрушающей.
В связи с создавшейся небывалой для планеты экологической ситуацией педагогическое образование и воспитание должны акцентировать внимание на экософском просвящении - утверждать в подрастающем поколении экологическое сознание и экологическую культуру. Необходима глубокая экософская переориентировка не только в сознании человека, но и в его потребностях и интересах. По-видимому, наряду с «очеловечиванием» всего процесса воспроизводства педагогических кадров, должна быть и его «экологизация»[2, С.53].
Таким образом, стремление человека к достижению высокой производительности своей деятельности, комфорта и личной безопасности в интенсивно развивающейся техносфере сопровождается ростом числа задач, связанных с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности человека, и является фундаментом для решения проблем безопасности на более высоком уровне — региональном, биосферном.
Анализ научных достижений в этой области позволил выделить три основных подхода к определению роли и места образования в области экософии.
Первый подход (прагматический) — преследует практические цели в изучении науки о природе и основывается на описательно-систематическом направлении в процессе обучения. Он зародился в ХУШ веке, когда правительство Екатерины II стало разворачивать программу освоения природных ресурсов.
Второй подход (трудовой и экскурсионный) характеризуется воспитанием материалистического мировоззрения, самостоятельностью в приобретении знаний, тесной связью образования с производительным трудом. Большое внимание уделяется практическим, исследовательским и лабораторным работам, организации экскурсий на биостанции, станции юных натуралистов. Главной его целью стало на пробуждение любви к родной природе, формирование материалистических взглядов на окружающую среду, расширение политехнического кругозора.
Наконец, начиная с 60-х годов XX века и до современного этапа изучения окружающей человека среды, определился третий подход (системно-логический), предусматривающий формирование экологических знаний в профессиональном учебном заведении за счет одновременного их внедрения в учебный, воспитательный и научный процессы. Он ориентирован на подготовку экологически образованного специалиста и поэтому должен интегрировать несколько определенных подходов: лич-ностно-деятельностный, исторический, технологический, междисциплинарный, целостный.
Следует отметить, что выбор педагогического подхода к процессу образования в области эко-софии зависит от уровня образования, направленности содержания, методов, средств и форм учебного процесса и, естественно, от локальных или глобальных целей обучения, являющихся важнейшими на определенный период.
Все группы целей взаимосвязаны между собой: воспитательные цели имеют образовательный аспект, а образовательные и развивающие — должны быть связаны с воспитательными. Но целеобра-зование — это, прежде всего, личностный процесс и, как подчеркивает А.Н. Леонтьев, «есть осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет данная деятельность» [3].
Экософия представляет комплексную дисциплину, состоящую из нескольких разделов, объединенных единой проблематикой — обеспечение защиты человека и окружающей его среды. Интеграция в рамках одного научного направления таких дисциплин, как «Акустика», «Психологическая безопасность», «Краеведение», «Радиационная безопасность», «Промышленная экология» и др. диктуется давно назревшей необходимостью перейти от изучения частных вопросов взаимодействия че-
ловека с окружающей средой к систематизированному, целенаправленному обучению студентов основам безопасного и рационального, технически, биологически, экономически и социально обоснованного ведения хозяйственной деятельности, снижения риска возникновения негативных последствий антропогенных и природных катастроф.
Указанные учебные дисциплины используются для формирования тех областей знаний, которые ориентированы на чисто практическую, утилитарную сторону деятельности. Однако по своему содержанию они давно превзошли заложенный в них терминологический смысл. Безусловно, каждая дисциплина характеризуется уникальной структурой со сложными взаимосвязями, подчиняющимися своим специфическим закономерностям, но причастность их прикладных знаний к экософии следует признать.
Принимая во внимание, что цель дисциплин экософического направления — вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии, прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций, общепризнанной целью образования в области экософии считается формирование экологической культуры личности. «Ряд положений и выводов экологии, как и многих других наук, необходимо должны войти в систему современного научного мировоззрения. В этом смысле можно говорить об «экологической культуре», утверждает академик Б. В. Федосеев [4].
Данное понятие включает наличие практических действий личности, а также знаний и убеждений, направленных на сбережение окружающей среды обитания. Экологическая культура, в предлагаемом здесь понимании, является составляющей ноосферы, которая отражает совокупное содержание человеческого разума, осознающего всю пагубность ориентации на приоритет потребления, и создает основу нравственности — инвайроменталитет, наличие которого позволяет сформировать у студентов отношение к природе не только на уровне знания и чувств, но и на уровне действия. Совокупность знаний и умений, необходимых для реализации условий существования биосферы, в которой идеология человека формируется не с позиций властелина мира, а мудрого творца своего бытия, и является духовной сущностью экологической культуры.
Система знаний по экософии дает возможность реализовать такие важные качества, как способность к всесторонней оценке причин и последствий опасных событий, умение быстро вникать в суть проблемы, четко формулировать основные цели и задачи, принимать грамотные решения, и включает несколько аспектов: мировоззренческий, исторический, физиологический, психологический, социальный, воспитательный, эргономический, экологический, медицинский, технический, организационно-оперативный, правовой, экономический.
К перспективным научно-техническим и организационным задачам в области экософии относятся:
- определение требований экологичности к техническим системам с учетом состояния техносферы в данном режиме;
- совершенствование контроля показателей экологичности технических, экономических, социальных и др. систем;
- модернизация и разработка новых методов и способов обращения с отходами всех видов производства;
- описание жизненного пространства в критериях комфортных условий существования;
- совершенствование экспертизы проектов по критериям безопасности и экологичности; -оптимизация системы управления вопросами безопасности и экологичности на региональном и государственном уровнях.
Показав, что полученное образование должно стать качественно иным и адекватно соответствовать запросам заинтересованных субъектов в сохранении окружающей среды обитания, можно сделать вывод о том, что основной задачей образования в данной области будет формирование ин-вайроменталитета, составляющей которого станет экологически безопасное мышление, «которое почти всегда движется в пирамиде понятий» (Л.С. Выготский). Таким образом, являясь важнейшим компонентом человеческой психики на пути преобразования материального в идеальное, объективно-социального в субъективно-личностное и наоборот, мышление есть дискретный, непрерывно направленный процесс производства идей, сознания и понятий [5].
Решая проблемы экологического характера, достаточно просто представить внешний облик происходящего, познать сущность процессов, явлений и событий — значительно сложнее [6]. Диалектический материализм, являясь методологической основой экософии как научного направления, от-
ражает все состояния материи наиболее ясно и точно, в многообразии изменений и взаимодействий, как сосуществование противоречий и их смену, как последовательность качественно новых переходов, представляя, таким образом, огромные возможности для осмысления вопросов безопасности и экологичности и учитывая при этом тот факт, что в новых условиях они требуют иных подходов и критериев к процессу их решения.
Сущность рассматриваемого фактора заключается в следующем:
- в раскрытии и анализе очевидных причин наиболее характерных аварий и несчастных случаев;
- в исследовании вопросов оптимизации взаимодействия общества и окружающей среды;
- в выявлении взаимосвязи между технологическими, технико-экономическими и другими показателями и улучшением условий комфортного существования.
Реализация этих направлений позволит решить одну из актуальнейших проблем общества -сохранение здоровья и жизнедеятельности населения нашей страны.
Следует также признать, что большинство экологических катастроф не имеют до настоящего времени однозначного разрешения, и потому в системе подготовки будущих специалистов необходим переход от конвергентного способа мышления, базирующегося, в основном, на аксиоматических представлениях, к дивергентному, представляющему поиск решений, полученных нестандартным способом, в результате нетрадиционного взгляда на проблему [7]. Усиление дивергентного мышления — путь к экологически безопасному мышлению, формирующему способность к видению проблемы и оправданному риску, обеспечивающему диалектичность и критичность мышления, создание рациональных гипотез и др.
Овладение экологически безопасным способом мышления обеспечивает возможность его использования за пределами вузовских стен. При этом базовыми становятся индуктивный и дедуктивный методы познания, вербальное, ассоциативное, практическое и творческое мышление.
Таким образом, экологически безопасное мышление можно определить как сформированную способность человека к оперированию ключевыми понятиями экософии, синтезу и анализу антропогенных, техногенных и природных явлений, прогнозированию последствий чрезвычайных ситуаций и на этой основе выбор стиля деятельности, согласующегося с безопасным и нравственным императивами, концепцией устойчивого развития.
Критерием оценки эффективности формирования структуры экологически безопасного мышления, как составляющей инвайроменталитета, является способность человека мыслить, сознательно преодолевая при этом собственную инерцию мышления; выявлять оптимальные технические идеи, ставить гипотезы и находить интегрированный способ решения задач; предвидеть последствия своей деятельности, адекватно формируя при этом идеальный конечный результат.
Как видно, экософия — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса — уникального средства сохранения и развития человека, продолжения человеческой цивилизации. Механизм реализации экологической безопасности видится в разработке стратегии и тактики действий, направленных на обеспечение устойчивого, экологически обоснованного социально-экономического развития, сохранение и восстановление природной среды, и предполагает такую эволюцию общественных отношений, при которой направленность на устойчивое развитие будет базироваться на высокой нравственности людей, росте интеллектуально-духовных качествах человека с экологическим мировоззрением.
The purpose of the present article is the substantiation of the objective necessity of educational ecosophy of the future experts. The attention is focused on the fact, that in the conditions of accruing environmental problems it is especially important to arm the future experts with the theoretical knowledge and practical skills which could promote creation of ecologically safe and harmless infrastructure of vital activity, forecasting and acceptance of competent decisions in emergency situations in the course of preparation of professional staff, purposefully and systematically using the educational potential. It is underlined that at the present stage of the development of the society the education should be focused substantially on the formation of the ecological culture of the society. The key words: ecosophy, ecological culture, ecologically safe thinking, enviromentality.
Список литературы
1. Шадриков В.Д. Образовательная политика от конфликта к контакту // Учительская газета. 1991. №8.
2. Шлык В.В. Безотрывная подготовка педагогических кадров. Брянск, 1998. 274 с.
3. Леонтьев Д.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
4. Федосеев П.Н. Методология современной науки. М.: Знание, 1973. 20 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. Т. 3. 368 с.
6. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Дис....докт. ед. наук. М.: Педагогика, 1985. 389 с.
7. Быховский А.В. Экология - как комплексная научная дисциплина // Вопросы философии. 1979. №8. С. 153-155.
Об авторе
Шлык В.В. - первый проректор Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского.