УДК 323.2 Нефедов Сергей Александрович
кандидат политических наук,
доцент кафедры средств массовой информации
Северо-Кавказского федерального университета
ЭКОПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕГРАДАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ЧЕРЕЗ ОСЛАБЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
Nefedov Sergey Aleksandrovich
PhD in Political Science, Assistant Professor of the Mass Media Department, North-Caucasus Federal University [email protected]
ECO-POLITICAL VIOLENCE: TRANSFORMATION OF ENVIRONMENTAL DEGRADATION INTO POLITICAL VIOLENCE BY DECAY OF THE PUBLIC INSTITUTIONS
Аннотация:
В статье рассматриваются механизмы экополитического насилия. Автор анализирует ослабление государственных институтов как следствие экологической деградации и как причину социальных беспорядков. В качестве примера используются события в Мозамбике.
Ключевые слова:
экополитическое насилие, политическое насилие, экологическая деградация, продовольственные беспорядки, беспорядки в Мозамбике 2010 г.
Summary:
The article deals with mechanisms of the eco-political violence. The author studies decay of the public institutions as an effect of the ecological degradation and a reason of the social disturbances. As an example the incidents in Mozambique are considered.
Keywords:
eco-political violence, political violence, environmental degradation, food riots, riots in Mozambique in 2010.
Как отмечалось в предыдущей статье [1], экополитическое насилие - это насилие членов определенного политического сообщества против оказывающих ответное насильственное сопротивление членов этого же сообщества с целью установления над ним (сообществом) контроля, обусловленное нарушением способности возобновляемых ресурсов к восстановлению, причины и следствия которого связаны с деятельностью человека. Экополитическое насилие проявляется в форме беспорядков, переворотов и гражданских войн.
Экологическая деградация связана с политическим насилием не прямым образом. Прежде всего, экологическая деградация сокращает сельскохозяйственное производство. Оно, в свою очередь, вызывает ослабление государственных институтов, перераспределение ресурсов или миграцию, которые уже и приводят непосредственно к насилию диссидентов против существующего режима. Сокращение сельскохозяйственного производства снижает поступления в государственный бюджет и повышает уровень социального недовольства, объясняемого ростом цен на продовольствие и перспективой голода. Справедливое социальное недовольство, сопровождаемое утратой режимом легитимности и подрывом финансовых основ, выливается в акты политического насилия. Влиятельные социальные группы, пользующиеся поддержкой режима, могут попытаться перераспределить дефицитные ресурсы в свою пользу. Влиятельные диссидентские группы, обратившись к массам за помощью, в этом случае зачастую предпринимают ответные попытки восстановить «ресурсную справедливость». Социальные группы, не располагающие политическими ресурсами, стремятся преодолеть нехватку продовольствия сменой места жительства. Мигрировав в города, они не улучшают своих жизненных условий, в частности, и из-за ошибок существующего политического режима. В принимающих городах обостряются многие традиционные проблемы, мигранты, не найдя своего места, обращаются к насильственному протесту и становятся социальной базой радикальных политических сил. Все возможные пути трансформации экологической деградации и сокращения сельскохозяйственного производства в акты политического насилия можно назвать механизмами экополитического насилия. В настоящей статье будет представлена работа механизма, в котором задействовано ослабление государственных институтов.
Повышение цен на хлеб на 30 %, сопровождаемое ростом стоимости коммунальных услуг, спровоцировало в самом начале сентября 2010 г. двухдневные беспорядки в столице Мозамбика Мапуту (1-2 сентября). Несколько дней до этого по городу ходили слухи о предстоящих протестах. Согласно новостным сообщениям, тысячи людей вышли на улицы Багамойо, бедного района на севере столицы. Режим назвал эти действия незаконными на том основании, что группа не получила разрешение, и полиция попыталась прекратить акцию протеста.
Толпа, состоящая главным образом из молодых людей, в ответ начала поджигать покрышки, сооружать на улицах баррикады и забрасывать полицию камнями. От действий толпы пострадали многие магазины, автозаправочные станции и городские автобусы. Возле железнодорожного вокзала диссиденты захватили несколько вагонов с кукурузой. Диссиденты заблокировали в нескольких местах с помощью стволов деревьев, досок, камней и покрышек главную дорогу, соединяющую Южную Африку и Мапуту. Полиция открыла огонь по толпе. Протесты также прошли в Матоле, соседнем с Мапуту городе, в Бьере и Чимойо в центральной части страны. Беспорядки и забастовки организовывались и координировались преимущественно с помощью текстовых сообщений, рассылаемых на мобильные телефоны. В ходе беспорядков погибли 10 человек и около 300 получили ранения [2, с. А4]. Режим согласился реализовать пятилетнюю программу по искоренению бедности.
Эксперты называют множество причин произошедших в Мозамбике беспорядков. Прежде всего, упоминаются ошибочные правительственные меры и ситуация на мировом рынке зерна. В течение 2009 г. правительство искусственно сдерживало цены на хлеб перед парламентскими и президентскими выборами. В результате скачок цен в Мозамбике оказался значительно выше, чем на мировом рынке. В августе 2010 г. цены на продовольствие в мире выросли на 5 %, чему главным образом поспособствовал рост стоимости пшеницы. Нехватка пшеницы возникла как по природным, так и по политическим причинам. В начале 2000-х гг. Россия, Украина и Казахстан обеспечивали лишь 4 % мировых потребностей в пшенице. К 2010 г. они производили 30 % пшеницы, продаваемой в мире [3, с. А4]. Россия стала крупнейшим экспортером пшеницы, уступая только Соединенным Штатам и Канаде. В 2010 г. из-за жаркой погоды Россия потеряла одну пятую часть своего урожая пшеницы. С июня по август цены на пшеницу увеличились более чем в два раза. В начале августа Россия ввела запрет на экспорт зерна, который должен был действовать до конца года. Однако в начале сентября В.В. Путин продлил действие запрета до того, как будет собран и оценен урожай 2011 г. Решение о запрете на экспорт было принято, чтобы обеспечить стабильность цен на внутреннем рынке, так как их рост мог негативно сказаться на ходе и результатах президентских выборов 2012 г. [4, с. А6]. Цены на пшеницу подскочили еще раз, потянув за собой и цены на другие зерновые культуры - кукурузу и сою.
Также в качестве причин беспорядков рассматриваются рост транспортных издержек, девальвация национальной валюты и социальные проблемы. Цены на основные продукты питания в Мозамбике, такие как маис и рис, возросли, несмотря на относительно удовлетворительные показатели производства маиса, сорго, просо и риса-сырца. Однако величина национального урожая не отражает неравномерное распределение осадков по стране. В этом отношении север находится в более благоприятном положении, тогда как юг постоянно страдает от засух, что порождает постоянное давление в сторону повышения цен. Обильные урожаи на севере плюс относительно хорошие дороги и мосты, позволяющие без труда доставить продукцию на юг, удерживали рост цен. Однако ситуация изменилась в 2010 г. С марта по сентябрь цены на дизельное топливо выросли на 24 %. Цены поднялись настолько, что маис оказалось дешевле завозить из Южной Африки, несмотря на НДС в размере 17 % [5, с. 18788]. В любом случае для жителей южных регионов страны продукты питания стали значительно дороже.
В течение первых двух недель августа 2010 г. мозамбикская валюта, метикал, потеряла в цене по отношению к американскому доллару, южноафрикаскому ренду и евро. 15 августа 2010 г. обменный курс равнялся 36,67 метикалов за один американский доллар. Потеря в цене мозамбикской валюты составила за первые две недели августа 2,72 %. В начале года за одни доллар предлагали 27 метикалов. Индекс потребительских цен, публикуемый в середине августа Национальным статистическим институтом, показал, что цены на основные товары в Мапуту выросли на 11,95 % по сравнению с началом года. Цены на продовольствие и безалкогольные напитки выросли на 9,45 %. Возросшие цены на импортные помидоры, рис, капусту, салат, лук, масло и бензин оказали главное воздействие на уровень инфляции в стране [6, с. 18788].
Беспорядки подняли вопрос о качестве прогресса в Мозамбике. В течение последних 10 лет темпы прироста ВВП составляли в среднем 9 % в год. Темпы роста ВВП в 2009 г., несмотря на мировой экономический спад, составили 6 %. Этот экономический рост сократил число людей, живущих за чертой бедности с 69 % до 54 %. Однако многие социальные проблемы правительство по-прежнему не решило. 70 % населения проживают в сельской местности, существуя на средства, едва дотягивающие до прожиточного минимума. Ежегодно огромное количество крестьян переезжает в немногочисленные города. 50 % населения меньше 18 лет. ВИЧ/СПИДом поражено 16 % населения. В стране остро стоит проблема образования. Правительство Мозамбика добилось впечатляющего экономического роста, но на очень узкой базе. В стране слабо развита промышленность, нет крупных запасов нефти, которые могли бы дать стимул экономике, как в других африканских странах. Однако страна имеет запасы угля и алю-
миния, некоторые крупные горнодобывающие компании планируют разрабатывать эти минеральные ресурсы. Правительство обвиняется в неэффективности и коррупции [7, а 18788].
Однако глубинной причиной роста цен на продукты питания и произошедших беспорядков является сокращение сельскохозяйственного производства вследствие серьезной экологической деградации, развивающейся в условиях авторитарного режима. Каждый год в Мозамбике исчезает от 45 000 до 120 000 гектаров леса. Основными причинами этого выступают расчистка леса для сельского хозяйства и высокая концентрация людей в определенных местах, вызванная миграцией [8, с. 35]. Интенсивное использование земли и интенсивная эксплуатация лесов служат причиной существенной деградации почвы и уменьшения лесных площадей. Более половины из десяти провинций Мозамбика подвержены опустыниванию, являющегося следствием деградации почвы в пустынных, засушливых и субгумидных районах. Большая часть населения Мозамбика живет за счет сельского хозяйства. Из-за несоответствия экономической деятельности природному потенциалу на окружающую среду оказывается чрезмерная нагрузка, приводящая к опустыниванию. В результате деградации земли целые сообщества покидают свою «естественную среду обитания» в поисках более экологически безопасных мест. Для Мозамбика также характерна такая проблема, как береговая эрозия. Так, в провинциях Софала и Замбезия эрозия этого вида достигла катастрофических размеров [9, а 36]. Деградация экологических ресурсов в Мозамбике, вызванная неадекватными способами возделывания земли, снижает продуктивность сельскохозяйственных культур и объемы сельскохозяйственного производства.
Экологическая деградация, сократив поступления в бюджет и ударив по легитимности власти, ослабила институты существующего авторитарного режима. Согласно конституции 1990 г., Мозамбик - это президентская республика. Президент является главой государства и главой правительства. Законодательная власть принадлежит правительству и Ассамблеи республики. Последняя состоит из 250 депутатов, избираемых на пятилетний срок на основе пропорционального представительства [10]. Легислатура и правительство контролируются двумя основными партиями - FRELIMO и RENAMO. На последних парламентских выборах, состоявшихся в ноябре 2009 г., первая получила 191 место, а вторая - 51 [11]. При этом в Мозамбике действует множество политических партий, но большинство из них находится на низких уровнях организационного развития.
Все партии Мозамбика обладают свойствами, которые характерны для политических партий авторитарных режимов: небольшая финансовая база и ненадежное членство; господство неформальных отношений (патронаж, клиентелизм, а также сильный персонализм); отсутствие внутрипартийной демократии и плохая коммуникация в рамках партийной иерархии; дисфункциональная иерархия; высокая степень фракционализации; слабые формальные связи с гражданами; отсутствие сильной идеологии и четкой политики; активность ограничена столичным городом [12].
Мозамбикский парламент располагает ограниченными возможностями, мешающими ему выполнять свои основные задачи, особенно это касается ответственности и обязанностей. Парламент не имеет необходимых человеческих и финансовых ресурсов, ему недостает политической воли и умений осуществлять свои функции [13; 14]. Государственные или правительственные СМИ имеют гораздо больше технических и информационных возможностей для освещения событий, чем независимые СМИ. СМИ не располагают свободой в освещении таких вопросов, как коррупция и ответственность правительства. Журналисты подвергаются запугиванию и преследованию, если они берутся за запрещенную тему [15, с. 17-18].
Ситуация, сложившаяся в Мозамбике (экологическая деградация, сокращение сельскохозяйственного производства, ослабление государственных институтов, авторитарный режим), характерна для многих африканских стран. Аналогичные условия приводят к тем же социальным последствиям. В 2007-2011-х гг. беспорядки охватили многие страны африканского континента: Мавританию, Буркина Фасо, Сенегал, Египет, Тунис.
Случай Мозамбика и других африканских стран иллюстрируют один из механизмов преобразования экологической деградации в политическое насилия, один из сценариев экополитического насилия. Сокращение сельскохозяйственного производства как следствие экологической деградации ослабляет государственные институты. Этот процесс происходит по двум направлениям. Во-первых, сокращение сельскохозяйственного производства снижает, особенно в сельскохозяйственных экономиках, доходы режима, поступающие через налоги, различные официальные и неофициальные сборы и пр. Во-вторых, что более важно, снижается легитимность режима. Если он не может обеспечить граждан продовольствием, то есть выполнить одну из своих главнейших задач, то протесты и насилие становятся в какой-то степени справедливыми и обоснованными. В условиях утраты режимом легитимности повышение цен на продукты питания, сопровождаемое безработицей, низкими заработными платами и социальным нера-
венством, подталкивает определенные социальные группы к уличным протестам и беспорядкам. Пытаясь остановить антиправительственные выступления и предотвратить насилие, режимы обещают поднять уровень оплаты труда, преодолеть безработицу и снизить пошлины на импортное продовольствие. Однако глубинная причина - экологическая деградация, вызывающая сокращение сельскохозяйственного производства, и авторитаризм - остаются, как правило, без должного внимания.
Ссылки:
1. Нефедов С.А. Экополитическое насилие: трансформация экологической деградации в политическое насилие через
перераспределение ресурсов. URL: http://www.teoria-practica.ru/-5-2013/politics/nefedov.pdf (дата обращения:
29.05.2013).
2. MacFarquhar N.U.N. Raises Concerns as Global Food Prices Jump // The New York Times. 2010. September 4.
3. Там же.
4. Levy C.J. Putin Extends Ban on Russian Grain Exports // The New York Times. 2010. September 3.
5. Africa Research Bulletin. Mozambique: Food Riots // Africa Research Bulletin: Economic, Financial and Technical Series. 2010. Vol. 47. № 8. P. 18787-18790.
6. Там же.
7. Там же.
8. Nzabilinda A. Environment, Livelihoods and the Church in Mozambique: A Theological Reflection. Pietermaritzburg: University of KwaZulu-Natal, 2005.
9. Там же.
10. Constitution of the Republic of Mozambique. URL: http://www.unhcr.org/refworld/docid/4a1e597b2.html (дата обращения: 11.08.2012).
11. Mozambique News Agency. Final Election Results. URL: http://www.poptel.org.uk/mozambique-
news/newsletter/election2009v8.html (дата обращения: 12.11.2009).
12. Pereira J., Shenga C. Politics of Opposition in Mozambique. Maputo: UEM, 2007.
13. Pereira J., Shenga C. Strengthening Parliamentary Democracy in SADC Countries: Mozambique Country Report. Pretoria,
2005.
14. Nijzink L., Mozaffar S., Azevedo E. Can Parliaments Enhance the Quality of Democracy on the African continent? An Anal-
ysis of Institutional Capacity and Public Perceptions. Cape Town: UCT7CSSR, 2006.
15. Pereira J. The Impact of Democracy in Mozambique: Assessing Political, Social and Economic Developments since the Dawn of Democracy. Johannesburg: Centre for Policy Studies, 2009.