ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕКИЙ АНАЛИЗ КРИМИНОГЕННОЙ ОБСТАНОВКИ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ИВЛИЕВ МИХАИЛ ИГОРЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Произошедший на рубеже веков развал СССР привел к множеству кризисных явлений в различных сферах жизни общества. Одним из таких явлений стал резкий рост преступности. Этому способствовал развал правоохранительной системы, а также политическая и экономическая нестабильность в России в целом. На сегодняшний день наша страна является стабильным государством, с устойчивой политической и социально-экономической сферой. Многие проблемы остались в прошлом, однако проблема преступности в России по прежнему угрожает эффективному функционированию и развитию нашей страны. По общему количеству заключенных, РФ находится на третьем месте в мире, а по числу заключенных на 100 тыс. чел. населения - на десятом, и это при том, что только каждое второе преступление в России раскрывается. Эти настораживающие факты привели нас к написанию этой статьи, в которой мы постараемся охарактеризовать текущую криминогенную обстановку в нашей стране, а также опишем тенденции, существующие в Российской Уголовно-исполнительной системе. В данной статье был проведен анализ динамики преступлений и их раскрываемости, представлена видовая структура правонарушений, выявленных преступников, представлена динамика рецидивных преступлений, изучен экономический ущерб от совершаемых преступлений. Кроме того, в данной статье проанализирована и дана оценка Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., представленная Правительством в 2010 г. и направленная на повышение эффективности работы Уголовно-исполнительной системы РФ. В заключении работы представлены соответствующие выводы о работе Правоохранительной системы России и о криминогенной ситуации в целом. К ключевым проблемам, ограничивающим развитие инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации, относятся: большая часть объемов российского рынка инжиниринга и промышленного дизайна принадлежит зарубежным компаниям; несоответствие услуг, предоставляемых российскими инжиниринговыми компаниями, мировым стандартам проектирования и создания новых продуктов и технологий их производства; отсутствие необходимых компетенций в области управления проектами и пользования специализированным программным обеспечением; технологическая отсталость производственной и испытательной базы российских инжиниринговых компаний и пр.
Ключевые слова: криминогенная обстановка, преступление, рецидивизм, уголовно-исполнительная система, Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ, осужденные.
Политические и социально-экономические реформы, происходившие в России в 90-х гг. прошлого столетия привели к различным кризисным явлениям. На фоне ухудшения уровня жизни, тотального обнищания и вымирания населения, роста политической, экономической и социальной нестабильности произошел резкий качественный и количественный рост преступности (табл. 1).
За прошедшее десятилетие Российская Федерация стала гораздо более стабильным государством,
что подтверждается данными об увеличении доверия россиян к власти и общем росте уровня оптимизма среди жителей и представителей бизнеса [1]. В данной статье мы проанализируем современную криминогенную обстановку в России и сделаем вывод о ее текущем состоянии.
За последние четыре года количество преступлений имеет стабильную тенденцию к снижению. В прошлом году было зарегистрировано 2 206 249 преступлений, что на 422 550 зарегистрированных
преступлений меньше, чем в 2010 г. (снижение на 16 %) [2]. Омрачают данные о числе расследованных преступлений - согласно официальным дан-
ным, в нашей стране расследуется только каждое второе преступление (в среднем 55 % от общего числа зарегистрированных преступлений) (рис. 1).
Таблица 1
Организованная преступность в России в 1989-1998 гг. [3]
1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Выявленные организованные преступные группы (ОПГ) 485 785 952 4352 5691 8059 8222 * * *
Включая имеющие международные связи * * 75 254 307 461 363 * * *
Преступления, связанные с организованной преступностью 2924 3515 5119 10707 13640 18619 23820 26433 28497 28688
Члены ОПГ, попавшие под следствие, арестованные * * 4489 8889 11351 15197 14936 17927 16100 16037
Конфисковано:
огнестрельное оружие 111 295 371 4518 11737 13808 6357 6401 * *
наркотические вещества (кг) 26 46 257 3297 4368 3695 5841 * * *
Рис. 1. Количество преступлений на территории РФ в 2010-2013 гг., единиц
По количеству зарегистрированных преступлений лидируют Центральный, Сибирский и Приволжский федеральные округа (рис. 2).
Имеет хорошую тенденцию к снижению и динамика числа выявленных преступников. С 2008 г. их число сократилось на 19,3 %, причем число несовершеннолетних преступников снизилось на 43,6 %, а число преступников женского пола на 22,2 %. В видовой структуре в 2013 г. доля несовершеннолетних преступников составила 6 %, что меньше аналогичного показателя 2008 г. на 2,6 п. п. Доля выявленных преступников женского пола за данный период остается стабильной и колеблется в пределах 15-16 % (рис. 3).
При изучении видовой структуры зарегистрированных преступлений можно отметить угрожающее количество тяжких и особо тяжких преступлений, которые в свою очередь все-таки имели тенденцию к стабильному и значительному снижению в период 2010-2013 гг. За 2010-2013 гг. их количество снизилось на 21,4 %. Преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, также значительное количество, причем за отчетный период их количество оставалось практически неизменным, а за 2013 г. их объем и вовсе вырос. Отличную тенденцию к снижению имеют преступления экономической направленности. За данный период в год в среднем регистрировалось 1100 преступлений со-
вершенных ОПГ и 11400 преступлений, совершенных группой лиц (рис. 4).
Обращаясь к экономической стороне вопроса, целесообразно изучить экономические последствия от совершаемых преступлений. Очевидно, что подсчет общего экономического урона будет носить самый примерный характер, поэтому обратимся к данным официальной статистики и выясним денежные суммы ущерба от преступлений, определенные
судебными актами. За период 2010-2013 гг. сумма ущерба от преступлений, определенная судебными актами выросла на 96 % (!) и составила 42 166 300 млн руб. Резкий рост данного показателя (почти в 1,5 раза) произошел в 2013 г. (рис. 5). По местам возникновения, подавляющая сумма ущерба от преступлений бала определена районными судами (95 %) (рис. 6).
6% я Центральный фед.округ
25%
■ Северо-Западный фед.округ
19%
■ Северо-Кавказский фед. округ
ш ■ Южный фед. округ
яи ■ Приволжский фед.округ
■ Уральский фед.округ
11% 9% ■ Сибирский фед.округ
■ Дальневосточныйфед. округ
1 | 3%
19% 8%
Рис. 2. Доля зарегистрированных преступлений по федеральным округам РФ в 2013 г., %
Рис. 3. Количество выявленных в
Настораживают данные о числе преступлений, совершенных рецидивистами (лицами, уже имевшими судимость). С 2008 по 2013 гг. их число выросло на 17,7 % и составило 613 779 случаев. Динамика роста данного показателя отмечается в большинстве регионов РФ (рис. 7).
Анализ текущей криминогенной обстановки был бы неполным без исследования ситуации в отечественной Уголовно-исполнительной системе (УИС).
преступников в 2008-2013 гг., чел.
На наш взгляд, одной из главных проблем УИС является рецидивизм. Федеральная служба исполнения наказаний не справляется с такой важнейшей функцией, как «исправление» заключенных (что подтверждается данными о росте числа рецидивов). Нередко, выйдя на свободу, бывшие заключенные в течение довольно короткого промежутка времени совершают повторные правонарушения, вновь оказываясь в местах ограничения свободы. Очевидна необходимость реформирования Исправительной
системы РФ с целью социализации заключенных, выходящих на свободу, их возвращения в нормальную жизнь. Некоторые шаги властей в этом направлении можно наблюдать уже сейчас.
14 октября 2010 г. Правительством РФ была представлена «Концепция развития уголовно -исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [4].
Рис. 4. Виды преступлений в РФ в 2010 - 2013 гг., единиц
Рис. 5. Сумма ущерба от преступлений, определенных судебными актами в РФ, в 2010-2013 гг., тыс. руб.
2% —V 2% Областныеи равные им суды
■ Окружные (флотские) военные
И суды
Районные суды
■ Гарнизонные военные суды
95% Мировые судьи
Рис. 6. Ущерб от преступлений в РФ в 2010-2013 гг., определенный судебными инстанциями, %
640 000 620 000 600 000 580 000 560 000 540 000 520 000 500 000 480 000 460 000
613779
531793 583 247
521552 530742 533 487
■Количество рецидивов
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 7. Количество рецидивов на территории РФ в 2008-2013 гг., единиц
В качестве борьбы с проявлением рецидивизма предложено следующее:
- расширение системы поощрений заключенных для дополнительного стимулирования их к правопослушному поведению и активной ресоциа-лизации;
- дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны) [5].
На наш взгляд, данные решения, бесспорно, принесут свои результаты в обозримом будущем, однако их реализация может затянуться.
Для составления картины развития УИС в динамике рассмотрим ее состояние на начало Концепции (октябрь 2010 г.) и ее состояние на текущий момент (май 2014 г.):
По состоянию на 1 октября 2010 г. В учреждениях УИС содержалось 833,6 тыс. чел., в том числе:
- в 755 исправительных колониях отбывало наказание 707,1 тыс. чел.;
- в 160 колониях-поселениях отбывало наказание 51,4 тыс. чел.;
- в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1726 чел.;
- в 227 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось -120,1 тыс. человек;
- в 7 тюрьмах отбывало наказание 2,0 тыс.
чел.;
- в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних 4,4 тыс. чел. [4].
По состоянию на 1 мая 2014 г. в учреждениях УИС содержалось 676,4 тыс. чел. (- 157,2 тыс. чел. к октябрю 2010 г.), в том числе:
- в 727 исправительных колониях отбывало наказание 556,3 тыс. чел. (- 150,8 тыс. чел.), в том числе:
- в 129 колониях-поселениях отбывало наказание 39,6 тыс. чел. (- 11,8 тыс. чел.);
- в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 872 чел. (- 854 чел.).
- в 230 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось -116,7 тыс. чел. (- 3,4 тыс. чел.).
- в 8 тюрьмах отбывало наказание 1,4 тыс. чел. (- 600 чел.).
- в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних 1,9 тыс. чел. (- 2,5 тыс. чел.) [6].
Представленные данные свидетельствуют о стремлении властей к снижению громоздкости УИС. Это проявляется как в сокращении числа заключенных, так и в закрытии ряда исправительных колоний. Это очень хорошая тенденция, ведь по данным Международного центра тюремных исследований (1СР8), по общему числу заключенных Россия находится на 3 месте (после США и Китая). По данным того же источника, по числу заключенных на 100 тыс. человек населения Россия находится на 10 месте с показателем 471 чел. на 100 тыс. чел. населения [7].
Подведем итоги. В качестве вывода хочется отметить, что криминогенная ситуация в нашей стране является неоднозначной. К положительным тенденциям можно отнести:
- снижение количества зарегистрированных преступлений и выявленных преступников;
- снижение доли выявленных несовершеннолетних преступников;
- снижение количества тяжких, особо тяжких, а также экономических преступлений;
- общее снижение числа заключенных, а также ликвидация ряда исправительных колоний;
- составление Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Однако, среди всего прочего есть и крайне настораживающие факты, например:
- лишь половина из всех зарегистрированных преступлений раскрывается;
- растет сумма экономического ущерба от совершенных преступлений;
- существенный рост рецидивных преступлений;
- стабильное количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Вышеперечисленные факты существенно портят общую картину, однако, на наш взгляд, наша страна движется в верном направлении, пусть и не с той скоростью, с которой хотелось бы. Представленная Правительством РФ Концепция в обозримом будущем должна существенно снизить количество рецидивистов, улучшить содержание заключенных и предоставить им дополнительные стимулы для их дальнейшей социализации. Очевидна необходимость дальнейшего реформирования правоохранительной системы с целью повышения раскрываемости преступлений. Некоторые шаги мы наблюдаем и здесь, к ним, например, можно отнести создание Следственного комитета РФ и передача ему некоторых бывших полномочий Генеральной прокуратуры РФ. Впрочем, доля нераскрытых преступлений остается стабильной, что требует от властей дополнительных действий, ведь спокойная криминогенная обстановка - признак стабильного и процветающего государства.
Литература
1. Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&-uid=114820
2. Очерки экономики новой России: монография I под ред. Юрьева В. М., колл. Авт. Смагина В. В., Радю-кова Я. Ю., Кожевникова Т. М. и др. Тамбов: Издательство ТГУ имени Г. Р. Державина, 2004.
3. Преступность и правонарушения. Статистический сборник. 19981М. МВД РФ. 1998.
4. Федеральная служба исполнения наказаний. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.fsin.su/document/index.php?ELEMENT-_ID=6663
5. Центр содействия реформе уголовного правосудия. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: http://www.prison.org/-150910.shtml
6. Федеральная служба исполнения наказаний. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector-/iao/statistika/
7. Международный центр тюремных исследований (ICPS). URL: http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?field_region_taxonomy-_tid=All
References
1. Vserossijskij tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&-uid=114820
2. Ocherki ekonomiki novoj Rossii: monografiya / pod red. Yur'eva V. M., koll. avt. Smagina V. V., Radyukova Ya. Yu., Kozhevnikova T. M. i dr. Tambov: Izdatel'stvo TGU imeni G. R. Derzhavina, 2004.
3. Prestupnost' i pravonarusheniya. Statisticheskij sbornik. 1998/M. MVD RF. 1998.
4. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federatsii do 2020 goda. URL: http://www.fsin.su/document/index.php?ELEMENT-_ID=6663
5. Tsentr sodejstviya reforme ugolovnogo pravosudiya. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. URL: http://www.prison.org/-150910.shtml
6. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector-/iao/statistika/
7. Mezhdunarodnyj tsentr tyuremnykh issledovanij (ICPS). URL: http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?field_region_taxonomy-_tid=All
* * *
ECONOMIC AND STATISTIC ANALYSIS OF THE CRIMINOGENIC SITUATION AND CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM IN MODERN RUSSIA
IVLIYEV MIKHAIL IGOREVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
CHEREMISINA NATALIA VALENTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The disorder of the USSR which occurred at the turn of the century led to a set of the crisis phenomena in various spheres of life of society. Sharp rise in crime became one of such phenomena. Disorder of law-enforcement system, and also political and economic instability in Russia in general promoted this. Today our country is the stable state, with the steady political and social and economic sphere. Many problems remained in the past, however the crime problem in Russia still threatens effective functioning and development of our country. According to total number of prisoners, the Russian Federation is on the third place in the world, and according to number of prisoners on 100 thousand people of the population - on the tenth and this with the fact that only every second crime in Russia is solved. These guarding facts led authors to writing of this article in which they will try to characterize the current criminogenic situation in our country, and also they will describe the tendencies existing in the Russian Criminal and executive system. In this article authors carried out the analysis of dynamics of crimes and their solvability, presented the specific structure of offenses, the revealed criminals, presented dynamics of recurrent crimes, and studied the economic damage from the committed crimes. Besides, in this article authors analyzed and gave the assessment of the Concept of development of criminal and executive system of the Russian Federation till 2020 presented by the Government in 2010 and directed on increase of overall performance of Criminal and executive Russian Federation system. In the end of article authors corresponding conclusions about work of Law-enforcement system of Russia and about a criminogenic situation in general. Key problems limiting development of engineering and industrial design in the Russian Federation are: the most part of volumes of the Russian market of engineering and industrial design belongs to the foreign companies; discrepancy of the services provided by the Russian engineering companies, to the international standards of design and creation of new products and technologies of their production; lack of necessary competences of area of management of projects and uses of the specialized software; technological backwardness of production and test base of the Russian engineering companies and so forth.
Key words: criminogenic situation, crime, recidivism, criminal and executive system, Concept of development of criminal and executive system of the Russian Federation, condemned.