Научная статья на тему 'Некоторые социальные факторы, определяющие развитие уголовно-исполнительной политики и законодательства'

Некоторые социальные факторы, определяющие развитие уголовно-исполнительной политики и законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
880
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФАКТОРЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / PENAL POLICY / PENAL LAWS / FACTORS / CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грушин Федор Владимирович

Рассматриваются некоторые социальные факторы, которые оказывают воздействие на принятие политических и законодательных решений в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. При этом анализируется группа социально-демографических факторов (пол осужденных, их возраст, состояние здоровья, наличие осужденных иностранных граждан). В статье содержится ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грушин Федор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SOCIAL FACTORS THAT DETERMINE THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL ENFORCEMENT POLICIES AND LEGISLATION

This article discusses some social factors that have an impact on the adoption of political and legislative decisions in the field of execution of criminal penalties and other measures of criminal law. The group of socio-demographic factors (sex of convicts, their age, state of health, presence of convicts foreign citizens) is analyzed. In addition, the article contains a number of conclusions and proposals aimed at improving the legal regulation of the criminal-Executive system.

Текст научной работы на тему «Некоторые социальные факторы, определяющие развитие уголовно-исполнительной политики и законодательства»

УДК 343.8

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ф.В. Грушин

Рассматриваются некоторые социальные факторы, которые оказывают воздействие на принятие политических и законодательных решений в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. При этом анализируется группа социально-демографических факторов (пол осужденных, их возраст, состояние здоровья, наличие осужденных - иностранных граждан). В статье содержится ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, уголовно-исполнительное законодательство, факторы, осужденные.

Как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках проблема учета и анализа всевозможных факторов, определяющих развитие соответствующих отраслей политики и законодательства, является одной из наиболее актуальных. Применяя факторный подход, можно выявить сущность политики и права, повысить эффективность правотворческого процесса и, в конечном счете, реализации правовых норм. При этом следует отметить, что факторный подход в гораздо большей степени анализируется в трудах ученых по философии и общей теории права. В то же время идеи детерминизма все чаще звучат и в отраслевых юридических науках, поскольку исследование системы отрасли права на этой методологической основе способствует разрешению многих проблем, возникающих как на стадии принятия политических решений, так и на стадии законотворчества.

Уголовно-исполнительная политика, как впрочем и любая иная, развивается под воздействием системы самых разнообразных факторов. Задача субъектов этой политики состоит в том, чтобы при принятии решений (как директивных, так и нормативно-правовых) максимальным образом учесть эту систему. В противном случае возникают существенные проблемы. Например, одним из показательных примеров является утверждение Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Данная концепция определила цели, задачи, приоритеты и основные направления уголовно-исполнительной политики Российской Федерации на ближайшие годы. При этом распоряжением Правительства РФ от 23.09.2015 № 1877-р «О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» некоторые положения концепции были существенно изменены. В частности был отменен, вызывающий столько критики [1; 2, с. 104] в ученом сообществе и на практике, переход на тюремную систему отбывания наказания в виде лишения свободы.

Как показало проведенное исследование [3. с. 16], группа социальных факторов оказывает весьма существенное воздействие на уголовно-исполнительную политику РФ. Они оказали воздействие в 54,32 % случаев при внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее - УИК РФ). Большее значение имеют только политические факторы, которые повлияли в 74,07 % случаев внесения изменений УИК РФ. Не случайно, например, П.В. Тепляшин относит к одним из ключевых факторов оценки эффективности пенитенциарной системы степень общественного одобрения результатов ее функционирования [4. с. 93].

По нашему мнению к числу основных социальных факторов, определяющих развитие уголовно-исполнительной политики и законодательства, относятся социально-демографические факторы, уровень образования (общества, сотрудников, осужденных), уголовно-исполнительная наука, правовые факторы, динамика и состояние преступности, в том числе коррупции, практическая деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера.

Все социальные факторы в той или иной мере оказывают воздействие на проводимую в стране уголовно-исполнительную политику и в конечном итоге на действующее уголовно-исполнительное законодательство. Вместе с тем в рамках одной статьи не представляется возможным рассмотреть все из них.

Одно из ключевых мест в группе социальных факторов занимают социально-демографические факторы, связанные с полом, возрастом, состоянием здоровья осужденных, наличием осужденных - иностранных граждан.

Анализ норм УИК РФ показывает, что законодатель, определяя порядок отбывания наказания, учел особенности несовершеннолетних осужденных, сосредоточив большинство соответствующих норм в отдельной главе. Нежелательность применения к несовершеннолетним осужденным различных дополнительных карательных мер находит свое отражение в действующем УИК РФ (например, отбывание наказание в воспитательных колониях с более мягкими условиями содержания в отличие от остальных исправительных учреждений). Несмотря на то, что гуманизация государственной уголовной политики и судебной практики в отношении молодых правонарушителей, повышение эффективности профилактической работы с детьми и подростками, а также неблагоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в стране в конце прошлого столетия, повлекли снижение численности несовершеннолетних в воспитательных колониях, более десятка законопроектов были посвящены вопросам изменения УИК РФ в части исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. Одним из принципиальных вопросов при этом стала возможность оставления в воспитательных колониях лиц, достигших возраста 18 лет.

УИК РФ в своей первоначальной редакции предусмотрел возможность оставления в воспитательной колонии осужденных, достигших возраста 18 лет до достижения ими возраста 21 года, закрепив это как общее правило (ст. 139). В 2008 г. был поставлен вопрос о необходимости сокращения возраста

55

пребывания осужденных в воспитательной колонии до 19 лет, поскольку рост количества осужденных данной категории (до 50 % в отдельных воспитательных колониях), по мнению разработчиков законопроекта, препятствовал успешной работе по их исправлению из-за значительного возрастного разброса от 14 до 21 года. Не разрешили проблем, связанных с содержанием осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте и внесенные в 2003 году изменения в УИК РФ, предусмотревшие возможность создания в воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима. Данные участки для содержания осужденных, достигших возраста 18 лет, были предусмотрены в целях сокращения их переводов из воспитательных колоний в исправительные колонии, уменьшения влияния на них криминогенной среды.

К вопросу о необходимости содержания несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях до истечения срока наказания неоднократно обращались различные ученые и практики. Некоторые из этих предложений были апробированы в практической деятельности исправительных учреждений. Так весьма показателен опыт, полученный в Канской воспитательной колонии, а также в ходе реализации проекта под названием «Молодежная тюрьма» в колонии общего режима № 31 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Главная задача проекта - максимально использовать в воспитательной работе с осужденными, доказавшими свою эффективность, методики работы с лицами молодежного возраста. В данной колонии в 2010 году был оборудован отдельный отряд-модуль для содержания осужденных в возрасте от 18 лет до 21 года, которые по достижении совершеннолетнего возраста были переведены из ряда воспитательных колоний

[5].

Во многих зарубежных странах (Германия, Франция, Швейцария и др.), лица, совершившие преступления в несовершеннолетнем возрасте содержатся в одном учреждении до истечения срока наказания. Так, например, весьма интересен опыт молодежной тюрьмы в Шлезвиге (Германия). В данной тюрьме содержатся преступники в возрасте от 14 до 24 лет [6].

Кроме того, в странах СНГ законодательством предусмотрено оставление несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях более старшего возраста чем в России. Например, а Азербайджане, Казахстане и Таджикистане до 20 лет, в Кыргызстане и Узбекистане до 21 года, в Украине до 22 лет, а в Белоруссии срок пребывания в воспитательной колонии осужденным, достигшим возраста 21 года, может быть продлен каждый раз еще до одного года.

Таким образом, с учетом мнения научного сообщества, практических работников, проводимых экспериментов, международного опыта, а также практики исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных необходимо, на наш взгляд, рассмотреть вопрос о содержании лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте в одном учреждении («Молодежная колония») до истечения срока наказания либо досрочного освобождения. При этом в отношении лиц, содержащихся в

56

«Молодежной колонии» должен проводиться весь комплекс мероприятий, предусмотренных отечественным законодательством и международными документами в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Заслуживает внимания и уголовно-исполнительная политика в отношении осужденных старших возрастных групп, поскольку они составляют достаточно большую часть в структуре осужденных, что требует выработки особого подхода к организации процесса их исправления. При этом возраст предопределяет значимость лечебной составляющей при снижении роли труда в процессе исправления. Необходимо признать значимость для данной категории осужденных положений, введенных в законодательство с принятием УИК РФ о выплате пенсий, что стало одним из свидетельств гуманизации уголовно-исполнительной политики.

Чрезвычайно значимы и гендерные характеристики осужденных, поскольку это определяет содержание уголовно-исполнительной политики в отношении отбывающих наказание женщин. Очевидно, что концептуальное положение о наличии у женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, льгот и привилегий вытекает из реализации общеправовых принципов гуманизма, социальной справедливости и равенства граждан перед законом и находит свое выражение в самых различных нормах. Например, в возможности предоставления им отсрочки в исполнении наказаний в виде обязательных и исправительных работ (ч. 3.1 ст. 26, ч. 5 ст. 42 УИК РФ); в запрете перевода в тюрьму женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ); в предоставлении права на краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, в повышенном материально-бытовом обеспечении (ст. 99 УИК РФ), улучшенные жилищно-бытовые условия и повышенные нормы питания беременным женщинам и кормящим матерям и т.д. Многообразие подобных норм дало основания ряду исследователей говорить о необходимости выделения в отдельную главу норм УИК РФ, регулирующих особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами в целях совершенствования организационных основ деятельности исправительных учреждений для женщин [7. с.12; 8. с. 11].

По данным ФСИН России происходит ежегодное сокращение числа женщин, осужденных к лишению свободы: по состоянию на 1 января 2012 года в исправительных учреждениях содержалось - 59,2 тыс. женщин; 2013 - 57,7 тыс.; 2014 - 55,7 тыс.; 2015 - 54,7 тыс.; 2016 - 52,7 тыс.; 2017 - 49,2 тыс.; 2018 -47,7 тыс. Сокращение числа женщин, осуждаемых к отбыванию наказания в виде лишения свободы, повлекшее сокращение числа женских колоний, обусловило отступление от важной составляющей уголовно-исполнительной политики: определения места отбывания лишения свободы по месту прежнего проживания или осуждения.

Аналогичная ситуация складывается и с отбыванием лишения свободы несовершеннолетними. В структуре исправительных учреждений осталось

57

23 воспитательных колоний для несовершеннолетних (из них только две в Белгородской и Томской областях для несовершеннолетних женского пола). Полагаем, что с целью реализации принципа отбывания лишения свободы по месту жительства осужденных, с учетом относительно небольшого количества несовершеннолетних осужденных и осужденных женщин и необходимости экономии бюджетных средств, достаточно перспективным представляется направление, связанное с открытием так называемых «мини-колоний», с лимитом наполнения несколько сотен человек.

Важным социально-демографическим фактором формирования политики в целом, и уголовно-исполнительной политики, в частности, являются миграционные процессы. При этом внутренняя миграция существенных проблем для исполнения наказаний не создает. Серьезную обеспокоенность вызывает внешняя миграция, которая за последние два десятилетия компенсировала более половины естественной убыли населения. Невысокая миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, обусловливает качественную структуру миграционных потоков, представленных преимущественно новыми поколениями граждан государств - участников СНГ, которые обладают низким уровнем образования и слабым знанием русского языка, объективно снижающими их адаптационные ресурсы и создающими предпосылки для криминализации соответствующих групп населения. Это объясняет отмечаемую специалистами тенденцию к росту доли иностранцев в общем числе осужденных, которое за четыре года увеличилось почти вдвое [9. с. 3-6].

По статистике ФСИН России на первом месте по количеству осужденных в России - Таджикистан. За первые шесть месяцев 2017 года, 8002 гражданина этой страны отбывали наказание в российских исправительных учреждениях. На втором месте находятся выходцы из Узбекистана - 6362 человека. Далее идут украинцы - 4761 человек и азербайджанцы - 2350 человек. В целом количество мигрантов, составляет чуть более 5 % от общего количества осужденных к лишению свободы.

Следствием этого стало содержание данной категории осужденных в обычных, а не в специализированных исправительных учреждениях. Фактически сложившаяся практика потребовала пересмотра существующих подходов к правилам распределения осужденных к лишению свободы по исправительным учреждениям, что обусловило внесение в ч. 3 ст. 73 УИК РФ изменения, отменяющего направление осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства для отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

Решение законодателя об упразднении исправительных учреждений для иностранных граждан не способствовало решению вопросов, связанных с отбыванием лишения свободы данными гражданами. Как нам представляется, необходимо вернуться к рассмотрению возможности создания специализированных исправительных учреждений для иностранных граждан в местах их наиболее компактного проживания (Центральные регионы, регионы, граничащие с Китайской Народной Республикой). С учетом тенденции к

58

сокращению тюремного «населения» в последние годы, высвобождающиеся места в действующих исправительных учреждениях будут способствовать сокращению расходов на создание таких учреждений.

Еще одним способом решения проблем, связанных с увеличением количества осужденных - иностранных граждан, на наш взгляд, является расширение применения такого института как экстрадиция. ФСИН России в соответствии с международными договорами и решениями суда ежегодно экстрадирует до 300 осужденных - иностранцев. При этом одной из основных причин, по которой экстрадиция применяется достаточно редко, является отказ суда в связи с наличием неисполненных исковых требований у осужденных иностранных граждан.

Значимым фактором для выработки уголовно-исполнительной политики является тенденция к увеличению доли осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на фоне того, что они оказываются наиболее уязвленной категорией не только в местах лишения свободы, но и после освобождения. Ратификация РФ в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 г. потребовала корректировки уголовно-исполнительной политики в части определения порядка обеспечения инвалидам из числа осужденных необходимых условий для прохождения медико-социальной экспертизы, получения и использования технических средств реабилитации и других приспособлений с учетом особенностей размещения и внутреннего распорядка мест исполнения наказаний, что повлекло за собой внесение дополнений в ст. 101 УИК РФ, а также разработку подзаконных актов, обеспечивающих практическую реализацию соответствующих положений (например, Приказ Минюста России от 22.09.2015 г. № 222 «Об утверждении Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях»). Вместе с тем, в силу в основном экономических факторов, далеко не все нормы Конвенции ООН о правах инвалидов нашли свое отражение в действующем уголовно-исполнительном законодательстве.

В Концепции развития УИС в качестве одного из направлений совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы названо обеспечение оказания медицинской помощи и создание улучшенных условий содержания инвалидам и лицам, не способным или ограниченно способным обслуживать себя самостоятельно, в том числе техническими средствами, исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом ограничений жизнедеятельности этих лиц. Однако на наш взгляд в Концепции необходимо указать в целом на приведение условий отбывания наказания осужденными инвалидами в соответствии с ратифицированной РФ Конвенцией ООН о правах инвалидов.

Таким образом, группа социальных факторов оказывает существенное влияние на принятие решений в самых различных направлениях уголовно -

59

исполнительной политики и требует дальнейшего анализа и рассмотрения при подготовке проектов нормативных правовых актов, а также при реализации принятых решений в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Список литературы

1. Селиверстов В.И. Пенитенциарная реформа: итоги 2014 года [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/opinions/1669654 (дата обращения: 19.07.2018).

2. Смирнов Л.Б. Экономические факторы формирования и реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики в условиях глобализации // Уголовная политика, уголовное законодательство: правоприменительная практика: сб. науч. статей / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.И. Тюнина. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 102-108.

3. Грушин Ф.В. Влияние системы факторов на развитие уголовно -исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства

Российской Федерации: монография/ под науч. ред. В.И. Селиверстова. М.:

ИНФРА-М. 2017. - 208 с.

4. Тепляшин П.В. Эффективность пенитенциарной системы:

корреляция факторов, уровни, оптимизация исполнения наказания в виде лишения свободы // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. №4 (38). С. 92-106.

5. Молодежная тюрьма [Электронный ресурс] URL: http://www.fsin.su/news/mdex.php?ELEMENT_ID=4833 (дата обращения: 21.06.2018).

6. Молодежная тюрьма в Шлезвиге [Электронный ресурс] URL: http://law.sfu-kras.ru/news/from-the-directorate/molodezhnaya-tyurma-v-shlezvige (дата обращения: 21.08.2018).

7. Середа Е.В. Теоретические и прикладные проблемы применения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин и их социальной реабилитации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М, 2000. 48 с.

8. Минстер М.В. Правовое положение женщин, осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009. 22 с.

9. Жиляев Р.М., Первозванский В.Б., Медведева И.Н. Совершенствуя законодательство в отношении мигрантов // Миграционное право. 2015. № 2.

С. 3-6.

Грушин Федор Владимирович, канд. юрид. наук, проф. кафедры, Fedor062@yandex.ru, Россия, Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

SOME SOCIAL FACTORS THAT DETERMINE THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL ENFORCEMENT POLICIES AND LEGISLATION

F.V. Grushin

This article discusses some social factors that have an impact on the adoption of political and legislative decisions in the field of execution of criminal penalties and other measures of criminal law. The group of socio-demographic factors (sex of convicts, their age, state of health, presence of convicts - foreign citizens) is analyzed. In addition, the article contains a number of conclusions and proposals aimed at improving the legal regulation of the criminal-Executive system.

Key words: the penal policy, penal laws, factors, convicts.

Grushin Fedor Vladimirovich, Cand. jurid. Sciences, prof. Department, Fedor062@yandex.ru, Russia, Ryazan, Academy of Law and Administration of the Federal Service for the Execution of Sentences

УДК 343.98

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

КРИМИНАЛИСТИКИ В СВЕТЕ БОРЬБЫ С СОВРЕМЕННЫМИ ФОРМАМИ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО

ХАРАКТЕРА

В.О. Давыдов

Рассмотрены особенности современных форм преступной деятельности экстремистского характера в России и связанные с этим актуальные задачи криминалистики. Показано, что эволюция современного экстремизма требует новых подходов к организации научной деятельности применительно к разработке методик раскрытия и расследования преступных деяний данного вида.

Ключевые слова: современные формы преступной деятельности, экстремизм, криминалистическая деятельность, обучение специалистов криминалистического профиля, разработка методик раскрытия и расследования преступлений.

Глобальные перемены конца XX - начала XXI века, связанные с научно-техническим прорывом в сфере информационно-коммуникационных технологий и вступлением развитых стран мирового сообщества в информационную эпоху, в той или иной мере затронули весь спектр сфер жизни российского общества. Не могли не сказаться они и на характере преступности и, как следствие, отечественной криминалистике.

Среди современных видов преступных посягательств особое место в силу разрушительности и масштабности своих проявлений занимает экстремизм, облик которого интенсивно видоизменяется, а сфера экстремисткой

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.