Научная статья на тему 'Уголовно-исполнительная политика в сфере труда осужденных к лишению свободы (с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского)'

Уголовно-исполнительная политика в сфере труда осужденных к лишению свободы (с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОСУЖДЕННЫЕ / ТРУД / М. Н. ГАЛКИН-ВРАСКОЙ / PENAL POLICY / PENAL LEGISLATION / CONVICTS / LABOUR / M. N. GALKIN-VRASKOJ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Денис Юрьевич, Грушин Федор Владимирович, Полосухина Оксана Валентиновна

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с уголовно-исполнительной политикой нашего государства в сфере труда осужденных к лишению свободы. Анализируется история развития института лишения свободы и организации труда осужденных на различных этапах существования России: дореволюционном, советском и постсоветском. В рамках дореволюционного периода изучаются особенности труда осужденных в тюрьмах с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского. При анализе советского периода, с точки зрения использования труда осужденных, показано преобладание экономической составляющей над воспитательной. Изложены основные направления развития института труда осужденных к лишению свободы, предусмотренные Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Показаны пять основных форм организации труда осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. На основании проведенного анализа выявлены проблемы, требующие скорейшего разрешения: крайне низкая занятость осужденных к лишению свободы на оплачиваемых работах; соотношение норм трудового и уголовно-исполнительного законодательства; низкая оплата труда осужденных; передача части полномочий в сфере уголовно-исполнительного законодательства региональным властям; отсутствие в российском законодательстве льгот и преференций для организаций, осуществляющих производственную деятельность с использованием труда осужденных; нехватка современного оборудования, необходимого для обеспечения занятости осужденных. Кроме того, в статье содержится ряд предложений организационно-правового характера, направленных на совершенствование действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства в сфере труда осужденных к лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENAL POLICY IN THE WORK SPHERE OF CONVICTS TO IMPRISONMENT (TAKING INTO ACCOUNT VIEWS OF M. N. GALKIN-VRASKOJ)

The article deals with some issues related to the penal policy of our state in the sphere of labor of convicts to imprisonment. The history of institution of deprivation of liberty development and convicts’ labor organization at various stages of Russia’s existence (pre-revolutionary, soviet and post-soviet) is analyzed. In the framework of the pre-revolutionary pe-riod the features of convicts’ work in prisons are studied taking into account the views ofM. N. Galkin-Vraskoj. In the analysis of the soviet period, in terms of the use of convicts’ labor, the predominance of the economic component over the educational one is shown. The main directions of the Institute of convicts’ labor development, provided by the Concept of the penal system of the Russian Federation development until 2020. Five basic forms of convicts’ work organization, serving sentence in correctional institutions, are shown. On the basis of the analysis identified problems that require quick resolution: extremely low employment of convicts to imprisonment in paid work; the ratio of labor norms and criminal enforcement legislation; low wages of convicts; the transfer of part of the powers in the field of penal legislation to regional authorities; lack of privileges and preferences in the Russian legislation for the organizations performing production activity with use of convicts’ work; lack of modern equipment necessary to ensure the employment of convicts. In addition, the article contains a number of organizational-legal proposals, aimed at improving the existing penal and other legislations in the field of convicts’ labor.

Текст научной работы на тему «Уголовно-исполнительная политика в сфере труда осужденных к лишению свободы (с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского)»

УДК 343.823-057

ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ ГОНЧАРОВ,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: goncharov_d@mail.ru;

ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГРУШИН, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: fedor062@yandex.ru;

ОКСАНА ВАЛЕНТИНОВНА ПОЛОСУХИНА, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: lub25@list.ru

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ (С УЧЕТОМ ВЗГЛЯДОВ М. Н. ГАЛКИНА-ВРАСКОГО)

Для цитирования

Гончаров, Д. Ю. Уголовно-исполнительная политика в сфере труда осужденных к лишению свободы (с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского) / Д. Ю. Гончаров, Ф. В. Грушин, О. В. Полосухина // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13(1-4), № 4. - С. 377-381.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с уголовно-исполнительной политикой нашего государства в сфере труда осужденных к лишению свободы. Анализируется история развития института лишения свободы и организации труда осужденных на различных этапах существования России: дореволюционном, советском и постсоветском. В рамках дореволюционного периода изучаются особенности труда осужденных в тюрьмах с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского. При анализе советского периода, с точки зрения использования труда осужденных, показано преобладание экономической составляющей над воспитательной. Изложены основные направления развития института труда осужденных к лишению свободы, предусмотренные Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Показаны пять основных форм организации труда осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. На основании проведенного анализа выявлены проблемы, требующие скорейшего разрешения: крайне низкая занятость осужденных к лишению свободы на оплачиваемых работах; соотношение норм трудового и уголовно-исполнительного законодательства; низкая оплата труда осужденных; передача части полномочий в сфере уголовно-исполнительного законодательства региональным властям; отсутствие в российском законодатель-

© Грушин Ф. В., Гончаров Д. Ю., Полосухина О. В., 2018

стве льгот и преференций для организаций, осуществляющих производственную деятельность с использованием труда осужденных; нехватка современного оборудования, необходимого для обеспечения занятости осужденных. Кроме того, в статье содержится ряд предложений организационно-правового характера, направленных на совершенствование действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства в сфере труда осужденных к лишению свободы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, уголовно-исполнительное законодательство, осужденные, труд, М. Н. Галкин-Враской.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации труд является одним из основных средств исправления осужденных. От того, как будет налажен процесс привлечения осужденных к труду, решена проблема их занятости и организовано трудовое воспитание, зависят не только экономические и хозяйственные результаты трудового использования, но и уровень преступности, а также охрана прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

На протяжении всей истории развития отечественной системы исполнения уголовных наказаний труд являлся неотъемлемым атрибутом лишения свободы. Можно с большой долей уверенности утверждать, что труд осужденных прошел несколько этапов своего развития - начиная от использования дешевой рабочей силы при ссылке на каторжные работы в отдаленные местности империи в эпоху Петра I и заканчивая современным правовым регулированием, предусматривающим переход от экономической составляющей труда к его воспитательному значению.

Впервые организация работ в местах лишения свободы различного типа была закреплена в Законе от 6 января 1886 г. [1, с. 388], в основу которого легли такие положения, как обязательность труда для различных категорий заключенных, некоторые денежные вознаграждения за произведенную работу в зависимости от вида лишения свободы, материальная заинтересованность тюремной администрации в работе.

Введение обязательного труда в местах лишения свободы на практике вызывало большие трудности. В тюремных зданиях совершенно не было помещений, приспособленных для того или иного вида труда. Не существовало никакого предшествующего опыта, отсутствовали инструменты и сырье, не было спроса на арестантский труд. В силу этого не удивительно, что первоначально работа заключенных сводилась к таким занятиям, которые не требовали для их выполнения особых помещений, сложных инструментов и предварительной подготовки: очистка улиц города, отхожих мест, пилка дров и т. д. [2, с. 29].

Представляется весьма интересным рассмотреть условия труда осужденных второй половины XIX в., описанные русским ученым-пенитенциаристом и государственным деятелем той эпохи Михаилом Николаевичем Галкиным-Враским.

«При переводе в тюрьму арестантов, все они, без изъяна, обязаны работать. Работы разделяются на три вида: черные, сырые и белые.

Черные заключаются: а) в содержании в чистоте тюремных зданий и двора, б) выпилке и носке дров, в) в работах земляных и огородных.

Сырые состоят: а) в стирке белья; б) в щипании пеньки; в) в витье веревок и каната и тому подобных работах.

Белые работы состоят в разного рода мастерствах и ремеслах, в изготовлении арестантам пищи.

Черные работы безвозмездны и обязательны до 10 часов в день для всех заключенных, иными работами не занятых. Для занятых белыми и сырыми работами черные работы также обязательны, но в течение лишь двух часов в день.

Сырые и белые работы пользуются вознаграждением: сырые в количестве одной трети заработанного каждым арестантом, а белые в количестве половины заработанного каждым же арестантом. При этом заработанная плата определяется по таксе, применительно к вольным рабочим ценам, исчисляемым на каждый предмет сделки.

Работающие на кухне, хлебопекарне и квасоварне получают помесячно или поденно, сообразно среднему заработку, получаемому работающим по мастерствам. Мастеровые арестанты, пока мастерству не научатся, никакой платы не получают.

Работы в мастерских производятся при молчании. Заработанные каждым арестантом деньги отмечаются в рабочей, каждому отдельно выданной, тетрадке. Деньги хранятся в казенном сундуке, в особом арестантском ящике, в пакетах на имя каждого арестанта. Ключ от ящика поручается избираемому арестантами из своей среды казначею.

Частью заработка, до половины причитающегося арестанту, он может пользоваться в бытность в тюрьме; остальное же отдается лишь при выпуске из тюрьмы. Обозначенная часть выдается арестанту только на артельный чай, и с особого разрешения, по соглашению начальника тюрьмы с директором по хозяйственной части, в пособие родным заключенных, а также на покупку бумаги для письма и книг для чтения» [3, с. 162-163].

Как видно из изложенного, использование труда осужденных к лишению свободы было достаточно передовым и гуманным даже по сравнению с современными условиями отбывания наказания. К сожалению, М. Н. Галкин-Враской описал состояние труда осужденных только в одной «передовой» тюрьме Санкт-Петербурга. Состояние дел в иных тюрьмах оставляло желать много лучшего.

Кардинальным образом не изменилась ситуация и в первые годы советской власти. Использование дешевой рабочей силы в местах заключения в системе исполнения наказаний получило новый, более качественный виток. Несмотря на то что Советское правительство официально отказалось от царской тюремной системы, использование труда осужденных на тяжелых физических работах и строительстве важных государственных объектов как в отдаленных местностях, так и в центральных районах России стало широко развиваться и набирать темпы [2, с. 30].

Советский период развития системы исполнения лишения свободы, впрочем, как и дореволюционный период, с точки зрения использования труда осужденных можно охарактеризовать существенным преобладанием экономической составляющей над воспитательной, то есть труд осужденных в первую очередь рассматривался как способ использования дешевой рабочей силы для решения экономических и хозяйственных вопросов и только во вторую очередь - как средство исправления, воспитания осужденных.

С развалом СССР рухнула и плановая экономика, которая позволяла использовать труд в отношении 100 % осужденных. Если в первые годы существования Российской Федерации еще как-то удавалось совмещать новую рыночную экономику со старой системой использования труда осужденных, то в дальнейшем это становилось все труднее. В результате был принят Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"». Обусловленность данного Закона определялась тем, что с принятием ряда законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных унитарных предприятий как

организаций, основной целью деятельности которых является получение прибыли, предприятия исправительных учреждений в силу специфики своей деятельности не могут больше функционировать в данной организационно-правовой форме как коммерческие организации (по существу, они ими и не являлись).

В результате произошла переориентация деятельности производственного сектора уголовно-исполнительной системы на решение в первую очередь социальных задач, связанных с подготовкой человека к нормальной жизни и работе после освобождения.

В настоящее время в соответствии со ст. 103, 106 УИК РФ, а также ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено наличие пяти основных форм организации труда осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

1. Организация труда в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания.

2. Организация труда на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы.

3. Организация труда осужденных на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их.

4. Организация оплачиваемых работ осужденных по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

5. Организация бесплатных работ осужденных по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определены основные направления развития в сфере трудовой деятельности осужденных:

- создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;

- широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;

- разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости;

- проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания;

- создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы;

- активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях;

- расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;

- разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспече-

ния нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции;

- обновление производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности;

- оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;

- определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;

- участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных.

В заключение следует выделить ряд современных проблем, связанных с использованием труда осужденных к лишению свободы:

- крайне низкая занятость осужденных к лишению свободы на оплачиваемых работах. Как следует из доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2015-2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний, вывод осужденных на оплачиваемые работы не превышает 40 % их среднесписочной численности;

- недостаточное правовое регулирование, связанное с соотношением норм трудового и уголовно-исполнительного законодательства [4, с. 99-110];

- низкая оплата труда осужденных;

- вопросы, связанные с социальной адаптацией осужденных, их трудоустройством в период отбывания наказания и ряд других, вряд ли могут быть эффективно разрешены без участия субъектов РФ. Таким образом, отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о передаче части полномочий в сфере уголовно-исполнительного законодательства региональным властям;

- отсутствие в российском законодательстве льгот и преференций для организаций, осуществляющих производственную деятельность с использованием труда осужденных;

- нехватка оборудования, необходимого для обеспечения занятости осужденных, а также наличие устаревшего оборудования, не позволяющего конкурировать с коммерческими организациями в плане эффективности организации производственного процесса.

Это далеко не полный перечень проблем, связанных с использованием труда осужденных. От того, как удастся разрешить существующие проблемы в рассматриваемой сфере, зависит в целом эффективность процесса исполнения уголовного наказания и достижение одной из основных целей - исправление осужденных.

Библиографический список

1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы : в 5 т. М., 1961. Т. 3. 430 с.

2. Шамсунов С. Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы) : монография. Рязань, 2003. 304 с.

3. Галкин М. Н. Материалы к изучению тюремнаго вопроса. 2-е изд. СПб., 1868. 168 с.

4. Чубраков С. В. Отношения в сфере труда осужденных: правовая природа и проблемы регулирования // Вестник Томского государственного университета. Серия Право. 2014. № 4(14). С. 99-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.