Научная статья на тему 'Современное состояние и некоторые направления реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Современное состояние и некоторые направления реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1957
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / RF CRIMINAL EXECUTION SYSTEM / MODERN STATUS AND PRINCIPAL TRENDS OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM REFORMING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рожков С. А.

Анализируется современное состояние уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и предлагаются некоторые направления реформирования системы исполнения наказания в виде лишения свободы. В частности, обосновывается необходимость перехода от «колонийской» к «тюремной» системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATUS AND SOME OF THE TRENDS OF REFORMING THE RF CRIMINAL EXECUTION SYSTEM

The modern condition of the RF criminal execution system is analyzed, some of the trends are proposed for reforming the execution of detention sentences. In particular, the necessity to transfer from the correctional facility to the jail facility is justified.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и некоторые направления реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 Юридические науки Выпуск 3(9)

УДК 343.8

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.А. Рожков

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: korshun48@list.ru

Анализируется современное состояние уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и предлагаются некоторые направления реформирования системы исполнения наказания в виде лишения свободы. В частности, обосновывается необходимость перехода от «колонийской» к «тюремной» системе.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система РФ; современное состояние и основные направления реформирования уголовно-исполнительной системы

В настоящий период уголовная политика Российской Федерации ориентирована на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.

Общее смягчение карательной политики государства в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, а также сокращение объема и сферы применения наказаний в виде лишения свободы, обусловливают снижение численности осужденных в исправительных колониях и увеличение числа лиц, осужденных без изоляции от общества. Сегодня их доля составляет более 60% общего числа осужденных.

О необходимости расширения спектра альтернативных лишению свободы видов уголовных наказаний свидетельствует и их преимущество, которое, по мнению проф. С.М. Зубарева [2, с. 69], выражается в их меньшей репрессивности; они не ограничивают свободу перемещения, общения с другими гражданами; при их исполнении не утрачиваются социально полезные связи, с родственниками, знакомыми, трудовыми коллективами; осужденные не изымаются из привычной социальной среды, поэтому нет необходимости в их социальной реаби-

© Рожков С.А., 2010

литации после отбытия уголовного наказания; применение этих видов наказаний позволяет избежать тесного контакта осужденного с криминалитетом и получения негативного опыта; одновременно исключается возможность консолидации этих осужденных, как это имеет место в исправительных учреждениях, что не позволяет им вырабатывать и навязывать другим осужденным правила, так называемой «тюремной» субкультуры; общество не несет больших материальных затрат по содержанию осужденных; эффективнее социальный контроль за исполнением уголовного наказания; в большей мере обеспечиваются права, свободы и законные интересы осужденных.

Более того, в настоящее время в большинстве цивилизованных стран, в том числе и в России, наблюдается кризис системы наказания, что в полной мере относится и к мере лишения свободы, о чем свидетельствуют: рост преступности; высокий уровень рецидива (более чем каждый третий, освободившийся из исправительных учреждений, вновь совершает умышленное преступление, а среди лиц, отбывших лишение свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления, рецидив составляет более 50%); длительное (свыше 7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека [6, с. 40-50].

Кроме этого, в последующем у осужденных снижается социальная активность, мотивация к общественно полезной деятельности, утрачивается чувство вины за совершенное преступление, одновременно с этим у них утрачиваются навыки социально адаптивного поведения и развиваются качества, обусловливающие регресс личности [9, с. 20]. Длительный срок наказания (от 5 до 20 лет) ведет к отсутствию у осужденных реальной социальной перспективы, поскольку средний возраст этих осужденных на момент прибытия в колонию составляет примерно 35-40 лет и большинство из них после освобождения не могут быть социально востребованы. В итоге эти лица, как правило, утрачивают интерес к жизни.

Более того, коллектив, в который попадает осужденный, состоит не из лучших представителей нашего общества. Обстановка в этой среде во многих случаях оказывает негативное воздействие, в т.ч. и на психику осужденного. В ряде случаев имеют место факты расправы с отдельными осужденными со стороны тех, кто придерживается воровских обычаев и традиций. В результате на психику осужденного, с одной стороны, оказывает воздействие сам факт лишения свободы, с другой - агрессия представителей сторонников преступного мира. Соответственно происходит криминализация общества, поскольку через учреждения уголовно-исполнительной системы в течение одного года проходит около пяти миллионов человек и эти люди выносят на свободу нравы, обычаи и субкультуру преступного мира [4, с. 25].

Следует отметить, что еще М.Н. Гер-нет говорил о том, что тюрьма служит школой криминальной профессионализации, а не местом исправления [1, с. 45]. Вместе с тем положение усугубляется и тем, что Россия занимает первое место в мире по уровню осужденных к лишению свободы на 100 тысяч жителей (свыше 700 чел.).

Такая ситуация обусловлена кризисом действующей системы уголовных наказаний, поскольку суды реально могут применять в большей мере лишь наказание в виде лишения свободы. Так, В.И. Зубкова [3, с. 183] утверждает, что, несмотря на достаточное количество видов наказаний, судеб-

ные органы испытывают серьезные проблемы при их выборе и назначении. Можно выделить некоторые основные причины указанной ситуации: не применяется такое наказание как арест; только с 10 января 2010 г. стала применяться мера ограничения свободы; по неизвестной причине законодатель Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №162 ограничил круг лиц, к которым суды могли бы применять наказание в виде исправительных работ, поскольку теперь этот вид наказания в соответствии с ч.

1 ст. 50 УК РФ может быть назначен только лицу, не имеющему основного места работы. Поэтому около 80% обвинительных приговоров суды вынуждены выносить к наказанию в виде лишения свободы (в т. ч. в 50% случае - к реальному наказанию и в 50% - к условному).

К отрицательным факторам «колоний-ской» системы исполнения наказания в виде лишения свободы следует добавить следующее еще и такие как: не достигается цель наказания - исправление, поскольку доказано, что при поступлении в колонию лицо представляет меньшую опасность для общества, чем на момент освобождения после отбытия установленного в приговоре суда срока; в условиях колонии у осужденных появляется возможность консолидироваться (концентрация преступников в замкнутом пространстве достигает до 3 тыс. чел.), что ведет к выработке различного рода «неформальных правил взаимоотношений», «понятий», «воровских традиций, обычаев» и других вариантов субкультуры преступного мира; основная цель этой категории осужденных - трансформация так называемых «красных зон» в «черные», в которых реальная власть находится в ведении так называемых «воров в законе», «смотрящих» и прочих «блатных»; в условиях колонии у осужденных появляется возможность широко обмениваться криминальным опытом и формировать преступные группировки для совершения новых преступлений после освобождения; в условиях колонии не представляется возможным в полной мере осуществлять индивидуально-воспитательную работу по причине переполнения этих учреждений и большой ротации осужденных (на одного офицера приходится 100 и

более осужденных, при этом следует учитывать еще и уровень подготовки персонала, в силу молодого возраста отсутствие необходимого жизненного опыта) и т.д. «Ко-лонийская» система не снижает уровня преступности, гарантированно порождает рецидив, воспитывает новых преступников, создает «малое общество», живущее по своим «законам», освобождение из мест лишения свободы создает новые проблемы как для освобождаемого, так и для общества.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости постепенного перехода уголовно-исполнительной системы России к более цивилизованному варианту исполнения наказания в виде лишения свободы, т.е. от «колонийской» к «тюремной» системе, о чем было заявлено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым на заседании Президиума Г осударственного Совета РФ 11 февраля 2009 г. в г. Вологде.

Уголовно-исполнительная система является элементом правоохранительной системы страны и представляет собой целостную совокупность учреждений и органов, выполняющих функции по исполнению назначенных судами уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также судебных решений о применении меры уголовно-процессуального пресечения в виде содержания под стражей, охране и конвоированию осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В настоящее время, по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), в учреждениях уголовноисполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержится

864,0 тыс. чел., в том числе:

- в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержится 131,4 тыс. чел.;

- в 755 исправительных колониях отбывают наказание 723,9 тыс. чел.; в 7 тюрьмах - 2,8 тыс. чел.;

- в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 5,9 тыс. чел.;

- в ИУ содержится 69,1 тыс. женщин, при женских колониях имеются 13 домов ребенка, в которых проживает 846 детей;

- медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают: 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав уголовно-исполнительной системы входят: 2467 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 534,4 тыс. чел., осужденных условно или отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества; 205 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 38 лечебно-, 40 учебно-производственных мастерских.

При исправительных и воспитательных колониях функционируют 315 вечерних общеобразовательных школ и 521 учебно-консультационный пункт, 339 профессионально-технических училищ, действуют 510 храмов, 734 молитвенные комнаты.

Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет

350,0 тыс., в том числе аттестованных сотрудников - 529,6 тыс.

Для выполнения задач конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, созданы специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которыми ежегодно перемещаются более 2 млн чел.

Медицинское обслуживание личного состава УИС осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

В составе УИС действуют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научноисследовательский институт информационных и производственных технологий с 3 филиалами.

Управление учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют терри-

ториальные органы уголовно-исполнительной системы в субъектах Российской Федерации и федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы - Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации.

Следует отметить, что после существенного снижения в 2000-2005 гг., в течение последующих трех лет численность осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, увеличилась на 132,8 тыс. чел., или на 22%, причем этот рост происходил в условиях снижения уровня преступности в стране. В ряде исправительных учреждений и следственных изоляторов имеет место значительное переполнение, превышающее установленные лимиты на 20-40%.

Перенасыщенность следственных изоляторов обусловлена чрезмерно жесткой и не всегда оправданной практикой следственных и судебных органов при избрании мер пресечения в виде ареста. Так, по данным ФСИН России ежегодно в среднем более 70 тыс. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений освобождаются из-под стражи в связи с изменением меры пресечения на не связанную с изоляцией от общества либо с осуждением к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Наряду с этим на ситуацию в УИС оказывает негативное влияние ряд других социальных факторов, действие которых постепенно усиливается.

За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло двух третей общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина осужденных отбывают наказание второй раз и более. В местах лишения свободы содержится более 400 тыс. чел., склонных к различным формам деструктивного поведения. Более 800 тыс. чел., или 90% осужденных и содержащихся в следственных изоляторах, состоят на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, около 300 тыс. больны социально-значимыми заболеваниями, в том числе 77,7 тыс. страдают психическими

расстройствами, 43,1 тыс. - активным туберкулезом, 47,9 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 53,6 тыс. - наркоманией, 27,6 тыс. - алкоголизмом, 33,8 тыс. - вирусным гепатитом. Более 37,6 % осужденных являются инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Более 80% осужденных при поступлении не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 50 тыс. осужденных при поступлении нуждались в получении обязательного основного общего образования.

Сохраняется активность криминальных лидеров, пытающихся распространять так называемые «воровские традиции». Распространению криминальной культуры, сплочению криминально ориентированного спецконтингента способствует явно устаревшая система коллективного содержания осужденных, о чем уже было сказано выше.

Проблема противодействия криминальным структурам предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию подразделений исполнения наказаний, т.е. угроз «внутри учреждения», исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности, и угроз «извне» - со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов».

В то же время преодоление угрозы сплочения криминально ориентированного спецконтингента и действий, дезорганизующих деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечение внешнего порядка и дисциплины в местах лишения свободы обеспечиваются в условиях коллективного содержания осужденных устаревшими, а подчас чрезмерно жестокими действиями сотрудников учреждений, существенно превышающими свои должностные полномочия и обладающими высоким уровнем латентности.

Из исправительных учреждений ежегодно освобождается более 260 тыс. чел., а без должного контроля и надзора за их поведением со стороны соответствующих государственных органов и при отсутствии в обществе системной профилактической ра-

боты с ними создается угроза превращения учреждений уголовно-исполнительной системы в своего рода «тюремные университеты», обеспечивающие лишь временную изоляцию преступников от общества, но при этом способствующие социальнопсихологической деградации и стигматизации их личности, распространению криминальной субкультуры в обществе [7].

Поэтому необходима реформа уголовной и уголовно-исполнительной политики в целях дальнейшего более эффективного развития и функционирования уголовноисполнительной системы Российской Федерации. В настоящее время Министерством юстиции РФ и ФСИН России практически создана концепция развития уголовноисполнительной системы, рассчитанной до 2020 г. Реализация концепции предполагается в три этапа [8].

Первый этап - 2009-2012 гг. предусматривает: разработку основных целевых программ, изменение законодательства, в т.ч. и в целях более широкого применения в судебной практике наказаний, альтернативных лишению свободы; создание системы административного надзора, Федеральной службы пробации и тюрем трех видов режимов (общий, усиленный и особый).

Второй этап - 2013-2016 гг. предусматривает: перепрофилирование части исправительных колоний в тюрьмы, создание нового вида колоний-поселений.

Третий этап - 2017-2020 гг. предусматривает: завершение плановых мероприятий, разработку документов для развития уголовно-исполнительной системы на перспективу (20-30-е гг.).

Таким образом, в ходе реформирования предполагается заменить существующие исправительные учреждения на два вида: тюрьмы и колонии-поселения. Несовершеннолетние осужденные будут отбывать наказание в виде лишения свободы в центрах содержания несовершеннолетних осужденных. Сохраняются следственные изоляторы и лечебно-профилактические учреждения.

Осужденные к лишению свободы за преступления по неосторожности, а также впервые осужденные к лишению свободы будут отбывать наказание в колониях-

поселениях двух видов: с усиленным наблюдением и без такового. Колонии-поселения с усиленным наблюдением планируется создать в виде стационарных учреждений с развитым производством и инфраструктурой, колонии-поселения обычного типа - для временного размещения и работы на строящихся или иным образом развивающихся государственных объектах. Предполагается, что этот вид колоний-поселений будут представлять собой не стационарные строения, а временные городки.

Планируется открыть тюрьмы трех видов режимов:

1. Общий режим - для осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшиеся за совершение преступлений небольшой или средней тяжести.

2. Усиленный режим - для лиц, которые ранее не менее двух раз отбывали наказание в виде лишения свободы и вновь осуждены за совершение тяжких, особо тяжких преступлений либо признаны опасными рецидивистами.

3. Особый режим - для содержания осужденных за неоднократное совершение особо тяжких преступлений, в т. ч. осужденных к пожизненному лишению свободы, а также лиц, признанных активными лидерами и членами преступных сообществ, особо опасными рецидивистами, «воров в законе», осужденных за тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.

В качестве вариантов реализации этих предложений могли бы быть предприняты следующие меры на законодательном и правоприменительном уровне:

1) декриминализировать некоторые составы преступлений, не представляющие повышенной опасности для общества, из числа небольшой или средней тяжести, часть составов сконструировать с административной преюдицией;

2) систему уголовных наказаний (ст. 44 УК РФ) привести в соответствие с требованиями жизни, т.е. включить в нее новые и пересмотреть имеющиеся альтернативные лишению свободы виды уголов-

ных наказаний, поскольку из примерно 900 тыс. чел., содержащихся в исправительных учреждениях, 100 тыс. чел. осуждены на срок до одного года и еще 200 тыс. чел. - на срок до трех лет, т. е. речь идет об осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, а это значит, что к ним могли быть применены альтернативные лишению свободы виды наказания;

3) соответственно должна измениться и судебная практика - суды должны применять наказание в виде лишения свободы только к наиболее опасным для общества лицам: за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, рецидивистам, организаторам совершения преступлений и так называемым авторитетам преступного мира;

4) отбывать лишение свободы эти лица должны в тюрьмах, которые должны иметь несколько видов режимов (общий, усиленный, строгий), всего в них должно содержаться примерно 400 тыс. из 900 тыс. осужденных к лишению свободы [5], а остальные осужденные к лишению свободы (по некоторым оценкам около 200 тыс. чел.) должны отбывать наказание в специально созданных колониях-поселениях.

Положительное решение рассмотренных выше проблем способствовало бы повышению эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы на более цивилизованном уровне и обеспечению прав осужденных.

Библиографический список

1. Гернет М.Н. В тюрьме: очерки тюремной психологии. Киев: Юриздат Украины, 1930. 254 с.

2. Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право: М.: Высшее образование, 2008. 422 с.

3. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.: Из-во «Норма», 2002. 304 с.

4. Калинин Ю.Н. Мы должны всячески заботиться о личном составе // Преступление и наказание. 2003. №3. С. 2-7.

5. Коновалов А. [Электронный ресурс]: интервью радио «Эхо Москвы» с министром юстиции РФ, 21 января 2010 г. / Офиц. сайт М-ва юстиции РФ. URL: http:// ww.minjust.ru/ru (дата обращения: 12.03.2010).

6. Пирожков В.М. Влияние социальной изоляции в виде лишения свободы на психологию осужденного // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1981. Вып. 35. С. 40-50.

7. Проект концепции развития уголовноисполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Офиц. сайт ФСИН России. URL: http://www.fsin.su/main.phtmj?aid= 1780 (дата обращения: 10.03.2010).

8. Реймер А.А. Директор ФСИН России. Заседание Общественного совета при ФСИН России, 11 ноября 2009 г. (видеоконференция) [Электронный ресурс] / URL: http://www.fsin.su/main.phtmj?aid= 1780 (Ддта обращения: 12.03.2010).

9. Ялунин В. Лишение свободы на длительный срок и пожизненно: законодательные нормы и их применение // Преступление и наказание. 2002. №8. С. 4-9.

MODERN STATUS AND SOME OF THE TRENDS OF REFORMING THE RF CRIMINAL EXECUTION SYSTEM

S.A. Rozhkov

Perm State University. 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: korshun48@list.ru

The modern condition of the RF criminal execution system is analyzed, some of the trends are proposed for reforming the execution of detention sentences. In particular, the necessity to transfer from the “correctional facility” to the “jail facility” is justified.

Keywords: RF criminal execution system; modern status and principal trends of the criminal

executive system reforming

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.