Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АКВАКУЛЬТУРЫ (РЫБОЛОВСТВА)'

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АКВАКУЛЬТУРЫ (РЫБОЛОВСТВА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКВАКУЛЬТУРА (РЫБОВОДСТВО) / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ / РЫБОВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИХТИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Воронина Яна Викторовна

В статье дано определение понятия аквакультуры с догматической и правовой точки зрения. Авторы раскрывают принципы правового регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства). Подчеркивается важность развития рыболовства с точки зрения экономики, в связи с чем авторы отмечают необходимость модернизации правовых норм, регулирующих отношения в сфере аквакультуры. В статье сделан вывод о повышении эффективности рыбоводства за счёт исследований в области генетики, создания продуктивных и сравнительно неприхотливых к окружающей среде гибридов с экономической точки зрения и правового регулирования таких отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL MECHANISMS OF REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF AQUACULTURE (FISHERIES)

The article defines the concept of aquaculture from a dogmatic and legal point of view. The authors reveal the principles of legal regulation of relations in the field of aquaculture (fish farming). The importance of the development of fisheries from the economic point of view is emphasized, in connection with which the authors note the need to modernize the legal norms regulating relations in the field of aquaculture. The article concludes that the efficiency of fish farming is increased through research in the field of genetics, the creation of productive and relatively unpretentious hybrids to the environment from an economic point of view and the legal regulation of such relations.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АКВАКУЛЬТУРЫ (РЫБОЛОВСТВА)»

УДК 349.42

Б. А. Воронин, Я. В. Воронина

Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург) ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АКВАКУЛЬТУРЫ (РЫБОЛОВСТВА)

В статье дано определение понятия аквакультуры с догматической и правовой точки зрения. Авторы раскрывают принципы правового регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства). Подчеркивается важность развития рыболовства с точки зрения экономики, в связи с чем авторы отмечают необходимость модернизации правовых норм, регулирующих отношения в сфере аквакультуры.

В статье сделан вывод о повышении эффективности рыбоводства за счёт исследований в области генетики, создания продуктивных и сравнительно неприхотливых к окружающей среде гибридов с экономической точки зрения и правового регулирования таких отношений.

Ключевые слова: аквакультура (рыбоводство); правовое регулирование; Минсельхоз России; рыбоводное хозяйство, ихтиология

Борис Александрович Воронин - доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. Email: voroninba@yandex.ru.

Яна Викторовна Воронина - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. Email: arizona72@mail.ru.

ECONOMIC AND LEGAL MECHANISMS OF REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF AQUACULTURE (FISHERIES)

The article defines the concept of aquaculture from a dogmatic and legal point of view. The authors reveal the principles of legal regulation of relations in the field of aquaculture (fish farming). The importance of the development of fisheries from the economic point of view is emphasized, in connection with which the authors note the need to modernize the legal norms regulating relations in the field of aquaculture.

The article concludes that the efficiency of fish farming is increased through research in the field of genetics, the creation of productive and relatively unpretentious hybrids to the environment from an economic point of view and the legal regulation ofsuch relations.

Keywords: aquaculture (fish farming); legal regulation; Ministry of Agriculture of Russia; fish farming, ichthyology

Boris Voronin - doctor of law, Professor, Director of the research Institute of agrarian and environmental problems and agricultural management, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: voroninba@yandex.ru.

Yana Voronina - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of management and theory of economic, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: arizona72@mail.ru.

Для цитирования

Воронин Б. А., Воронина Я. В. Экономико-правовые механизмы регулирования отношений в области аквакультуры (рыболовства) //Аграрное образование и наука. 2022. № 3. С. 3.

Аквакультура - термин латинского происхождения. Большой энциклопедический словарь «Сельское хозяйство» [Большой энциклопедический словарь «Сельское хозяйство»] даёт определение «аквакультура» в такой редакции:

воспроизводство и выращивания водных организмов (рыб, моллюсков, ракообразных, водорослей и других для пополнения их запасов в естественных водоёмах и использования в пищевых, технических и медицинских целях. Аквакультура подразделяется на пресноводную и морскую, называемый марикультурой. Рыбоводство осуществляется в зависимости от параметров водной среды, биологии объекта разведения, природноклиматических условий, материально-технической базы и других факторов.

Правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области установлены Федеральным законом № 148-ФЗ от 2 июля 2013 г. «Об аквакультуре (рыбоводстве)», и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Необходимо отметить, что правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) наряду с указанным Федеральным законом осуществляется другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления [Воронин, Чупина, Воронина 2021].

Правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется на следующих принципах:

1. Значение аквакультуры (рыбоводства) как важной составляющей деятельности человека.

2. Осуществление аквакультуры (рыбоводства) способами, не допускающими нанесения ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам.

3. Участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в

подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

4. Принятие мер государственной поддержки осуществления и развития аквакультуры (рыбоводства)

5. Свободный и безвозмездный доступ к информации о предоставлении в пользование рыболовных участков.

Введение

Тема исследования существующих экономико-правовых механизмов, оказывающих воздействие на регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) является актуальной.

Актуальность связана, прежде всего, с научно-практическим обеспечением производства рыбной и иной продукции аквакультуры и проводимыми мероприятиями по сохранению водных биологических ресурсов, состоянием развитиея нормативного правового регулирования отношений в этой сфере деятельности.

Изучением проблем, существующих в области регулирования аквакультуры (рыбоводства) занимаются рыбохозяйственные научно-исследовательские учреждения, такие как Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии с его филиалами, например, Тюменским, учреждения и организации, находящиеся в системе Минсельхоза России и Российской академии наук и иных ведомств, в том числе учебные учреждения.

В совокупности, все перечисленные субъекты осуществляющие научно-практические исследования в сфере аквакультуры (рыбоводства), издают результаты исследований в научных журналах, монографиях и иных источниках информации.

В тоже время, ещё имеются проблемные вопросы, которые целесообразно исследовать, о чём предполагается сделать в настоящей научной статье.

Научная новизна настоящего исследования заключается в проведении анализа развития научно-производственной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства) в Российской Федерации в настоящее время.

Целью исследования является изучение состояния организации производства рыбной и иной продукции аквакультуры для нужд обеспечения продовольственной безопасности страны.

Задачи настоящего исследования обусловлены проведением анализа действия экономико-правовых механизмов, обеспечивающих качественное регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) и сохранение водных биологических ресурсов.

Теоретическая значимость вышеизложенной работы обусловлена внесением в науки, связанные с осуществлением аквакультуры (рыбоводства) - биологические, экономические, правовые, экономические и иные. А также новые знания о состоянии и развитии аквакультуры (рыбоводства).

Практическая значимость работы связана с возможностью использования материала в учебном и научном процессах, в системе управления производством аквакультуры (рыбоводства) и государственного регулирования этой сферой деятельности.

Методы исследования темы настоящей научной статьи: анализ; обобщение; эколого-правовой; экономический; системный.

Результаты

Россия издавна славилась рыбными богатствами и другими водными биологическими ресурсами, обеспечивающими питание населения страны и являющихся объектами торговли с зарубежными государствами. Рыбная и иная продукция, добываемая в реках и морских водах в границах территории России, была доходной отраслью экономики и активной сферой трудовой деятельности большого количества человеческих ресурсов во всех регионах страны. Однако в ходе преобразований в экономике, связанных с реформами общественно-

политических условий в России произошло заметное оскудение запасов рыбных и иных водных биологических ресурсов [Багрецов, Багрецова, Хомякова 2021].

Причинами такого положения стали не соблюдение правил рыболовства и массовое браконьерство. Серьезный урон этой специфической отрасли экономики нанесла реформа научно-производственных организаций, что отразилось на научном обеспечении рыбоводства и рыболовства. В результате вышеизложенных и иных факторов, негативно отразившихся на состоянии рыбных ресурсов и, самое главное, на популяции ценных видов рыб -белуга, осётр, стерлядь, нельма, муксун и других. Органы государственной власти вынуждены принимать меры по обеспечению правопорядка в этой отрасли экономики.

В целях совершенствования правового регулирования рыболовства 20 декабря 2004 года был принят Федеральный закон № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», определивший экономико-правовые механизмы организации деятельности в области сохранения рыбных и иных водных биологических ресурсов производства продукции из таких природных объектов для целей питания населения и иных.

В развитие норм этого Федерального закона в Российской Федерации стала формироваться нормативная правовая база организации предпринимательской деятельности в области рыболовства и началось восстановление системы разведения аквакультуры (рыбоводства) с привлечением ученых в этой отрасли науки. Специальным федеральным органом государственной исполнительной власти в области нормативного правового регулирования аквакультуры (рыбоводства), утверждено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, где функционирует служба Росрыболовство, координирующая организацию производства продукции аквакультуры (рыбоводства), а также осуществляющая методическое обеспечение и государственный контроль в области рыбоводства и рыболовства.

Принятый 2 июля 2013 года федеральный закон № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на правовом уровне комплексно изложил научно-

практические подходы к развитию аквакультуры (рыбоводства) и обозначил направления такой деятельности.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 247 от 15 июня 2015 года для производителей и потребителей видов работ в области аквакультуры (рыбоводства) издан «Справочник в области аквакультуры (рыбоводства)», в котором проведено описание типов рыбоводных хозяйств, объектов рыбоводный инфраструктуры и иных объектов, используемых для осуществления аквакультуры (рыбоводства), а также специальных устройств и (или) технологий, продукции аквакультуры (рыбоводства). Приказом Минсельхоза России № 124 от 15 марта 2017 года утверждена Методика определения минимального объема объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка. МСХ РФ регулярно принимаются и издаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере аквакультуры (рыбоводства), на основе которых осуществляется производственно-хозяйственная, научно-производственная и иная деятельность в сфере рыбоводства и рыболовства.

Следует отметить, что наряду с федеральным законом № 148 - ФЗ от 2 июля 2013 года (с изменениями и дополнениями) отношения по правовой регламентации аквакультуры (рыбоводства) осуществляются нормами Водного кодекса Российской Федерации (статья 38), Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации (статья 38), Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительства кодекса Российской Федерации. Береговые линии (границы возле объектов ) и (или) границы частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 ноября 1995 года №2 187 - ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», и Федерального закона от 17

декабря 1998 года «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации определяется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации». Важное значение для развития фермерских хозяйств и иных организационно-правовых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики имеет законодательные решения об отнесении аквакультуры (рыбоводства) к сельскохозяйственному производству, товарная аквакультура товарное рыбоводство, в том числе марикультура является видом предпринимательской деятельности. Согласно статьи 12 Федерального закона № 148 - ФЗ от 2 июля 2013 года видами товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) являются:

1. Пастбищная аквакультура

2. Индустриальная культура

3. Прудовая

Рыбоводство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке и имеющими соответствующие документы на право использования водных биоресурсов.

Развитие сельскохозяйственного рыбоводства будет способствовать с одной стороны, увеличению объемов поступлений на производственный рынок продукции аквакультуры и рыбоводства и тем самым обеспечивать показатели Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, а с другой стороны будет способствовать решению социально-экономических задач сельскохозяйственным товаропроизводителям в части диверсификации основного производства в области животноводства и растениеводства и роста доходов от аграрной экономики, а также содействовать развитию сельской экономики и занятости сельских жителей на работе в системе сельскохозяйственного рыбоводства.

Заключение

В действующих федеральных законах «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166 - ФЗ от 20 декабря 2004 года «Об аквакультуре (рыбоводства) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 148 - ФЗ от 2 июля 2013 года и иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в отдельных случаях и правовых актов органов местного самоуправления, определены задачи и направления экономической политики в области аквакультуры (рыбоводства), воспроизводства и сохранения рыбных и иных водных биологических ресурсов.

В субъектах Российской Федерации, на территории которых имеются реки, пресноводные озёра, пруды и иные водные объекты, пригодные для рыборазвития в естественных и искусственных условиях разрабатываются программы воспроизводства рыбных ресурсов. Особое внимание уделяется интенсификации воспроизводства ихтиомассы - совокупной массы всех ценных промысловых рыб,а также иных объектов аквакультуры, используемых в пищевых целях.

В целом, наблюдается некоторое оживление работы по восстановлению численности водных биологических ресурсов, однако пока результаты такой деятельности не отражают благополучия в этой сфере. Для примера приведем данные о добыче водных биоресурсов в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского Федерального округа за период 2016-2020 годы.

Таблица 1 [6]

№ Субъекты РФ Тысячи тонн

1 Югра 24,1 25,3 14,3 12,1 12,2

2 ЯНАО 18,9 20,2 10,1 11,2 17

3 Курганская область 6,9 6,1 5,3 2,6 2,7

4 Челябинская область 5,4 5,1 5,2 2 1

5 Тюменская область 3,8 3,7 3,5 2 1,4

6 Свердловская область 0,4 0,3 0,3 0,2 0,2

Годы 2016 2017 2018 2019 2020

Изложенная информация свидетельствует о сокращении объемов добычи водных биологических ресурсов во всех субъектах УрФО, что отражает серьёзные проблемы в сфере рыболовства и, естественно, рыбоводства.

Очевидно, что принимаемых мер по воспроизводству и сохранению рыбных и иных биологических ихтиологических объектов в сегодняшних условиях оказывается недостаточно и потребуется активизировать государственную поддержку этой отрасли. Необходимо повысить эффективность рыбоводства за счёт исследований в области генетики, создания продуктивных и сравнительно неприхотливых к окружающей среде гибридов [Хомякова 2022]. Например, скрещивание пеляди с нельмой, чиром привело к появлению двух совершенно новых представителей аквакультуры - пелнела и пелчира. Однако, все-таки, остается задача выращивания аквакультуры в состоянии естественной свободы и (или) индустриальным способом. Что касается государственной поддержки на развитие аквакультуры, то она составляет около 500 млн руб. в год. С 1 января 2019 года действует механизм сельскохозяйственного страхования, который распространяется на страхование лососевых, осетровых, сомовых, карповых и сиговых видов рыб, что является существенной государственной поддержкой рыбоводства.

Воспроизводство и сохранение аквакультуры и рыбных ресурсов -ответственная государственная задача, имеющая экономическое, экологическще и социальное значение. Очень важно навести в этой сфере деятельности необходимый правопорядок, чтобы минимизировать негативное воздействие браконьерства во всех его проявлениях [Карпухин 2020]. Особо следует уделить внимание на формирование экологического мировоззрения у граждан страны, касающегося

сохранения объектов аквакультуры и рыбоводства для настоящего и будущего поколения Российской Федерации.

Список литературы

Багрецов Д. Н., Багрецова О. А., Хомякова М. А. и др. Красная книга России: правовой аспект // Аграрное образование и наука. 2022. № 2. С. 9.

Большой энциклопедический словарь «Сельское хозяйство» / главный редактор В.К. Месяц. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. Организационно - правовые и экономические механизмы рационального использования природных ресурсов // Аграрное образование и наука. 2021. № 2. С. 8.

Карпухин М. Ю. Уголовно-правовая охрана объектов животного мира // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 5. С. 76 - 81.

Хомякова М. А. Геномные исследования: правовой и экономический аспекты Научно-технический вестник: Технические системы в АПК. 2022. № 1 (13). С. 7580.

Рецензент: Хомякова М. А., Уральский федеральный университет, Екатеринбург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.