Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / АКВАКУЛЬТУРА / AQUACULTURE / РЫБОЛОВСТВО / FISHERIES / РЫБОВОДСТВО / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жаворонкова Наталья Григорьевна, Агафонов Вячеслав Борисович

В статье рассматриваются наиболее актуальные правовые проблемы развития аквакультуры в Российской Федерации. Анализируется действующее законодательство в сфере аквакультуры и рыболовства, выделяются ключевые факторы, препятствующие развитию правового регулирования аквакультуры в России, предлагаются наиболее оптимальные пути решения существующих правовых проблем в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislation on aquaculture: current status and prospects

This article discusses the most pressing legal challenges of aquaculture development in the Russian Federation. It's analysed of existing legislation in the field of aquaculture and fisheries, identifies the key factors impeding the development of the legal regulation of aquaculture in Russia, offered the best solutions to existing legal problems in this sphere.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Природоресурсное право

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ЖАВОРОНКОВА Наталья Григорьевна,

доктор юридических наук, профессор,

заведующая кафедрой экологического и природоресурсного права

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

E-mail:Gavoron49@mail.ru;

АГАФОНОВ Вячеслав Борисович,

доктор юридических наук,

профессор кафедры экологического и природоресурсного права

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: Vagafonoff@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются наиболее актуальные правовые проблемы развития аквакультуры в Российской Федерации. Анализируется действующее законодательство в сфере аква-культуры и рыболовства, выделяются ключевые факторы, препятствующие развитию правового регулирования аквакультуры в России, предлагаются наиболее оптимальные пути решения существующих правовых проблем в данной сфере.

Abstract: This article discusses the most pressing legal challenges of aquaculture development in the Russian Federation. It's analysed of existing legislation in the field of aquaculture and fisheries, identifies the key factors impeding the development of the legal regulation of aquaculture in Russia, offered the best solutions to existing legal problems in this sphere.

Ключевые слова: Законодательство, аквакультура, рыболовство, рыбоводство, водные биологические ресурсы.

Keywords: Legislation, aquaculture, fisheries, aquaculture, aquatic biological resources.

Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к развитию разнообразных форм аквакультуры, как полноценной замены вылову (добыче) морской продукции в естественных условиях. Из примерно 150 млн. тонн рыбной продукции потребляемой в мире, на выращенную в искусственных условиях приходится более 40%, при этом за прошедшие 10 лет этот показатель вырос почти в 8 раз.

В Российской Федерации аквакультура является сравнительно новой формой осуществления предпринимательской деятельности, одной из эффективных форм развития сельского хозяйства, направленной на обеспечение продовольственной безопасности и смягчения последствий международных санкций. Несмотря на наличие значительного потенциала ее развития, учитывая состояние водного фонда, включая морскую зону, наличие кормовой базы, свободных мощностей для строительств и размещения объектов переработки рыбопродукции (рыбохозяйственный фонд пресной воды составляет 22,5 млн. га, 523 тыс. км рек, 4,3 млн. га. Водохранилищ), между тем, из более 4 млн. т. добытой в 2015 г. рыбопродукции, только около 200 тыс. тон прихо-

дится на аквакультуру[1].

Тем не менее, с начала реализации Стратегии развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 г.[2], утверждённой Минсельхозом Российской Федерации 10 сентября 2007 г., ситуацию с развитием аквакультуры в России удалось улучшить. Так, согласно данным Росрыболовства, в рамках программы по развитию аквакультуры в России сформировано более 1,5 тыс. рыбоводных участков площадью 103,7 тыс. га. В 2016 г. проведено 97 аукционов, в результате которых 489 участков (почти 25 тыс. га) предоставлены в пользование инвесторам, а в бюджет поступило 148,9 млн. руб.[3]

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области является Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[4]. Помимо этого, к отношениям в сфере осуществления

аквакультуры применяются положения водного законодательства, а также Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[5].

Предметом правового регулирования Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об ак-вакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области.

В свою очередь, основными целями данного закона являются «обеспечение производства рыбной и иной продукции аквакультуры, сохранение водных биологических ресурсов», при этом законодатель подчеркивает равнозначность как «производства», так и «сохранения», поэтому речь идет не только о создании условий для массового и повсеместного разведения рыбы и морепродуктов во всех регионах страны, но и сохранении биологических ресурсов.

Таким образом, «цель принятия Федерального закона «Об аквакультуре» двояка: обеспечение населения пищевой и непищевой рыбной продукцией из объектов аквакультуры и сохранение запасов водных биоресурсов, которые будут пополняться и восстанавливаться благодаря зарыблению (в рамках пастбищной аквакультуры и искусственного воспроизводства водных биоресурсов). Благодаря рыбоводству происходит также восстановление видов, входящих в Красную книгу, обеспечивается сохранение биоразнообразия»[6].

Тем не менее, следует подчеркнуть, что Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при всей его актуальности, практичности, необходимости, получился «рамочным» и имеет много отсылочных, бланкетных норм, что снижает эффективность его прямого применения. Поэтому предполагается, что основные технические, технологические, экономические и экологические разъяснения и определения, конкретизация будут даны в соответствующем нормативном материале.

Закон также затрагивает очень широкий круг вопросов землепользования, лесопользования, водопользования, гражданского права, градостроительного права, экологического права, поэтому его

применение сталкивается с определенными трудностями, поскольку существуют определенные неточности и противоречия с природоресурсным блоком законодательства.

Например, особенности использования земель для целей аквакультуры (рыбоводства) устанавливаются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Особенности создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства) определяются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Особенности создания, эксплуатации и использования установок, сооружений, искусственных островов для целей аквакультуры (рыбоводства) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» установленном Правительством Российской Федерации».

Существенной спецификой также обладает и договор пользования рыбоводным участком, на основании которого рыбоводные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются рыбоводным хозяйствам.

Согласно ст. 9 Закона по договору пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Существенными условиями договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, являются:

1) стороны и предмет договора;

2) срок договора;

3) местоположение и площадь рыбоводного

участка;

4) видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка;

5) основания и условия, определяющие изъятие объектов аквакультуры из водных объектов в границах рыбоводного участка;

6) сведения об объектах рыбоводной инфраструктуры;

7) мероприятия, которые относятся к рыбо-хозяйственной мелиорации и осуществляются рыбоводным хозяйством;

8) обязательства рыбоводного хозяйства осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов;

9) обязательства рыбоводного хозяйства предоставлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры;

10) ответственность сторон.

К сожалению, положения данной статьи закона не дают основания и права его прямого использования. Основным государственным органом, устанавливающим правила и технические регламенты, касающиеся аквакультуры, является Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство РФ) и Министерство сельского хозяйства РФ. Значительная часть нормативного правового регулирования аквакультуры лежит на субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления. В свиязи с этим в зависимости от субъекта Российской Федерации, региона, государственного или муниципального органа, условия договора также могут существенно различаться.

Законодатель, как правило, относит рыбоводные, как и рыбопромысловые, участки к рыбохо-зяйственным бассейнам. Рыбохозяйственные бассейны включают моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты ры-бохозяйственного значения. Закреплено деление на восемь рыбохозяйственных бассейнов: Азово-Черно-морский, Байкальский, Волжско-Каспийский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирс-

кий, Западный, Северный.

В свою очередь, к водным объектам рыбохо-зяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

На наш взгляд, формулировка, приведенная в законе неточна, так как содержание водных биоресурсов в водной среде также касается именно водных объектов рыбохозяйственного значения.

Ранее в понятие рыбопромыслового участка включали не только акваторию водного объекта, но и прибрежную полосу суши. Но затем, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Земельный кодекс Российской Федерации», легальное определение рыбопромысловых участков оказалось значительно сужено (согласно ст. 18 Закона о рыболовстве рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или его части).

В то же время законодатель четко оговаривает, что рыбоводные участки не выделяются в прудах и обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригацию).

Прудовая аквакультура в рукотворных водоемах (прудах и обводненных карьерах), расположенных в границах земельного участка, осуществляется на основании прав на земельный участок, предусмотренных в Земельном кодексе РФ.

При прудовой аквакультуре также осуществляется забор водных ресурсов из близлежащих поверхностных водных объектов для заполнения прудов, а также сброс водных ресурсов в названные водные объекты для слива прудов. В силу же норм Водного кодекса РФ действия по забору и сбросу вод в водный объект осуществляются на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Необходимо отметить, что в Водном кодексе РФ по способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

- с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

- с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

- без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Этот вопрос в законе об аквакультуре не акцентируется. Отсюда можно сделать вывод, что все виды водопользования возможны при аквакультуре. Как правило, рыбоводные хозяйства могут забирать и сбрасывать использованную воду, ее можно забирать из источника водоснабжения без последующего сброса назад. Кроме того, в ряде случаев глубоко вдающиеся заводи озер и рек могут быть заняты рыбоводным хозяйством, не нуждающимся в дополнительном заборе воды из остальной части водоема или водотока.

Согласно Водному кодексу РФ забор и сброс воды из поверхностных водных объектов при осуществлении аквакультуры оформляется посредством выдачи решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В настоящее время предоставление водного объекта в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»[7].

Особенности водопользования для осуществления рыбоводства устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом. В настоящее время таким органом является Мин-сельхоз России. Названный федеральный орган осуществляет подзаконное правотворчество в изучаемой области.

Для целей аквакультуры (рыбоводства) может осуществляться строительство, создание и эксплуатация:

- сооружений, являющихся объектами капитального строительства, находящихся в водном объекте или примыкающих к нему, при строительстве которых изменяется дно и береговая полоса водного объекта (в отношении внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации);

- установок, сооружений, искусственных островов, размещенных во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- зданий, строений, сооружений, являющихся

объектами капитального строительства, размещенных на земельных участках земель различных категорий;

- построек, навесов, сооружений вспомогательного использования и других объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на земельных участках земель различных категорий или в водных объектах.

Важное значение имеют положения ст. 8 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Право собственности на объекты аква-культуры», где говорится о принадлежности водных организмов, разведение, содержание и выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания.

В законе установлено два различных основания возникновения права собственности на объекты аквакультуры - основания возникновения права собственности, предусмотренных гражданским законодательством и особые основания возникновения права собственности на объекты аквакультуры в соответствии с положениями закона

По общему правилу рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами. Право собственности на объекты аквакультуры возникает в соответствии с гражданским законодательством.

В свою очередь, рыбоводные хозяйства, которые осуществляют пастбищную аквакультуру, приобретают право собственности на добытые (выловленные) объекты аквакультуры в соответствии с гражданским договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и актом выпуска в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.

Таким образом, краткий анализ закона показывает, что государство проводит политику, которая требует одновременного развития аквакультуры, рыболовства и переработки, отдавая приоритет развитию аквакультуры и иным связанным с ней видам деятельности, осуществляемым с учетом специфики местных условий.

Принцип «паритета» аквакультуры и рыболовства в Законе объясним не только с позиции большей социальной значимости рыбоводства по сравнению с добычей гидробионтов, но и с природоохранной точки зрения, что особенно важно в услови-

ях стремительного сокращения рыбных ресурсов. Немаловажным фактором являются соображения о социально-экономической и экологической состав-ляюшей - появление новых рабочих мест, снижение цены и себестоимости обеспечения биоресурсами населения, сохранение естественной среды обитания, рекреационные возможности (любительское рыболовство).

Подводя итоги исследования действующего законодательства, на наш взгляд, следует остановиться на ряде ключевых факторов, препятствующих развитию аквакультуры в Российской Федерации.

К числу таких факторов следует отнести:

1. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» носит ярко выраженный «рамочный» характер и призван, прежде всего, стимулировать развитие массового (товарного) производства водных биоресурсов, вместе с тем существующая редакция закона не позволяет полностью отнести аква-культуру к части рыбохозяйственного, сельскохозяйственного или природоресурсного комплекса.

В связи с этим, на наш взгляд, в самой преамбуле закона, его целях, принципах, понятиях необходимо подчеркнуть его основную концептуально новую «товарную» направленность, отличную от сферы рыболовства и, следовательно, отнести его основные цели к сельскохозяйственному аналогу, что, тем не менее, не перечеркивает необходимость тесной связи с рыболовством, воспроизводством биоресурсов, а также их охраны.

2. Требуется внесение определенных корректирующих изменений в понятийный аппарат, в том числе:

- изменить понятие аквакультуры, определив ее в виде «деятельности, направленной на получение товарной продукции аквакультуры, включая создание условий для выращивания водных растений и животных, в том числе их воспроизводство, пополнение запасов, сохранение биоразнообразия, рекреации и других целей»;

- ввести новые термины в понятие «объекты аквакультуры», дополнив термином «гидробионты», т.е. организмы, приспособленные к обитанию в водной среде (биотопе) (рыбы, ракообразные, моллюски и т.д.);

- принимая за основу концепцию преимущественно агропромышленного понятия аквакультуры,

представляется целесообразным введение ряда дополнительных терминов и определений из агропромышленного законодательства, в том числе понятий «акваферма», «рыбоприемный пункт», «зарыбле-ние», «заморный водоем», предоставление в пользование, долгосрочная аренда водных объектов и земельных участков, земельных сервитутов и других нормативных правовых особенностей регулирования отношений как в рыбохозяйственном, так и в агропромышленном комплексе;

- следует также концептуально расширить и разграничить понятия «марикультура», «аквакуль-тура», «рекреационная аквакультура», «рыбоводство» с позиции рыбопромышленности и агропро-мы шленности.

Также следует особенное внимание уделить гармонизации понятийного аппарата, имеющегося в модельных законах стран СНГ, Таможенного союза, законах, принятых в странах-членах ВТО и международных конвенциях.

3. Согласно ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На наш взгляд, требуется четкое разграничение полномочий указанных субъектов непосредственно в законе. Например, предлагается закрепить за органами местного самоуправления полномочия по стимулированию аквакультуры исходя из природ-но-географических особенностей территории, предоставив им право самостоятельно решать все вопросы по организации данной деятельности, однако основной задачей для всех уровней власти должно быть упрощение доступа к водным ресурсам для целей аквакультуры.

4. Закон требует дополнения специальной статьей, посвященной государственному управлению и мониторингу в области регулирования отношений аквакультуры. В данной статье следует определить

полномочия как специальных органов управления, так и общую систему органов управления в целом. Помимо этого, с учетом того, что аквакультура не полностью охватывается сферой деятельности органов рыбного хозяйства, (ввиду их преимущественно рыболовной деятельности), также необходимо определиться со специальным органом управления и надзора в данной сфере.

5. В законе следует установить требования к субъектам хозяйственной деятельности, подтверждающим их квалификацию, а также технические возможности осуществления деятельности в области аквакультуры, в том числе в части соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и выполнения иных природоохранных мероприятий.

6. Закон целесообразно дополнить специальной главой, предусматривающей государственные программы и государственную поддержку аквакультуры. Данная глава необходима для определения стратегического понимания аквакультуры как важнейшей части народохозяйственного комплекса. В этой связи целесообразно введение статьи о стимулировании аквакультуры, в том числе налоговых преференций (по аналогии с сельхозпродукцией), страховании, различных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Отдельно должно быть прописано создание государственных и территориальных специальных фондов поддержки аквакультуры, обеспечение льготного страхования рисков.

7. Закон целесообразно дополнить специальной главой, предусматривающей меры государственного регулирования аквакультуры.

В ней необходимо отразить принципиальный тезис, что государство берет на себя обязанность поощрять все хозяйствующие субъекты (независимо от форм собственности), занимающиеся рыбоводством с рациональным использованием водных объектов. При этом особо выделить положение, согласно которому права собственности на водные объекты, или на водопользование для рыбоводных нужд «защищены законом и не подлежат посягательствам со стороны каких-либо организаций или частных лиц».

Библиография:

Данное положение повлечет необходимость оформления нескольких типов разрешений на ведение аквакультуры (по видам, объемам, характеру) с использованием естественных водоемов.

8. Предоставление в пользование водохозяйственных или рыбоводных участков должно носить упрощенный характер, но всегда должно быть с «обременением» в виде природоохранных и санитарно-гигиенических норм (мер), обязательных к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.

В свою очередь, в случае неиспользования в течение года, либо неподобающей эксплуатации водного объекта, предоставленного для разведения и выращивания, выданное в установленном порядке разрешение может быть аннулировано, а право пользования водоемом в указанных целях может быть передано иному юридическому лицу.

9. Закон должен быть корреспондирован не только с действующим экологическим, природоре-сурсным, градостроительным и иным законодательством, но и с документами государственного стратегического планирования^, 9, 10].

Помимо этого, необходимо также отметить некоторые общие проблемы, связанные с интеграцией данного закона в систему законодательства Российской Федерации, и в частности, о его неполном соотношении с федеральными законами от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и т.д.

Вместе с тем одной из главных задач развития законодательства об аквакультуре на современном этапе развития законодательства, должно стать четкое разграничение сферы нормативного правового регулирования Федерального закона «Об аква-культуре» и Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», поскольку его нормы, направленные на урегулирование правоотношений в рыболовстве в целом, в некоторой степени ограничивают рыбоводство и аквакультуру.

1. Тимофеев А. Подводные камни Российской аквакультуры. http://www.iarex.ru/articles/52352.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Документ опубликован не был. СПС «Консультант-плюс».

3. http://www.agroinvestor.ru/technologies/news/24435-dlya-vyrashchivaniya-ryby-v-rossii-sformirovano-103/full/

4. СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3440.

5. Максимов Е.Л., Зиновьева О.А., Кривоносова О.Ю., Ведышева Н.О., Выпханова Г.В., Гусев Р.К., Дубовик

О.Л., Елисеев В.С., Быковский В.К., Агафонов В.Б., Мищенко В.Л., Палладина М.И., Пашова М.С., Петрова Т.В., Романова О.А., Устюкова В.В., Шпаковский Ю.Г. Экологическое право. Учебник для студентов. М., 2014.

6. Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / О.А. Беляева, А.В. Габов, Е.Л. Минина и др.; под общ. ред. А.В. Габова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2014. 240 с.

7. СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 295.

8. Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Государственная экологическая политика и документы стратегического планирования // Экологическое право. 2016. № 3. С. 24-29.

9. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Теоретические проблемы формирования концепции государственной политики и стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности России // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 1. С. 32-39.

10. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития / Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б., Выпханова Г.В., Быковский В.К., Максимов Е.Л., Романова О.А., Ершова И.В., Шпаковский Ю.Г. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.