Научная статья на тему 'Меры финансово-экономической поддержки развития аквакультуры в Калининградской области'

Меры финансово-экономической поддержки развития аквакультуры в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫБОВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / РЫБОВОДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / FISH FARMING / ECONOMIC SANCTION / GOVERNMENT SUPPORT / SUBSIDY / FISH-BREEDING INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишуровская Е.А.

Предмет. На фоне сложной внешнеполитической обстановки, введения экономических санкций, особое внимание в России обращено на развитие аквакультуры, как залога продовольственной безопасности страны. В Калининградской области развитие аквакультуры происходит весьма медленными темпами. Это обусловлено спецификой региона как по климатическим условиям, типам предприятий аквакультуры, так и по культивируемым объектам.Цели. Анализ существующих в регионе предприятий аквакультуры, а также механизмов регулирования и поддержки развития предприятий аквакультуры, в частности в сфере товарного рыбоводства, для разработки объективных мер по повышению темпов развития аквакультуры в Калининградской области.Методология. Проанализированы темпы развития аквакультуры Калининградской области. Изучен состав и проблемы соответствующих предприятий. Проведен анализ применяемых на практике мер, принятых региональными властями для развития аквакультуры региона. В частности, проведена классификация субсидий, предусмотренных на региональном уровне в сфере аквакультуры.Результаты. Существующие в Калининградской области механизмы регулирования и поддержки развития предприятий товарной аквакультуры не могут работать в полной мере, так как отсутствуют предприятия, на которые будут распространяться введенные региональными властями меры поддержки. Сформулированы ключевые факторы, которые обусловливают низкие темпы развития аквакультуры Калининградской области, вытекающие из особенностей организации и ведения аквакультуры в данном регионе. С учетом этих факторов предложены мероприятия, которые будут способствовать улучшению ситуации в отрасли.Выводы. Определено, что для развития аквакультуры Калининградской области необходимы мероприятия, вызывающие рост числа предприятий в данной сфере, стимулировать инвестиционную активность в отрасли. Данные мероприятия требуют действенных мер государственной поддержки, гарантий для инвесторов и развития государственно-частных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мишуровская Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of financial and economic support to aquaculture development in the Kaliningrad oblast

Importance The article addresses aquaculture development as a guarantee of food security of Russia. The focus is on the Kaliningrad oblast, where the progress in the sector is very slow.Objectives The study aims to analyze existing fish farms operating in the region, and mechanisms of their regulation and support, particularly in the sphere of commercial fish farming, to elaborate actions on increasing the pace of aquaculture development in the Kaliningrad oblast.Methods I analyzed the rate of aquaculture development in the oblast and measures taken by regional authorities to intensify the process. In particular, I classified subsidies provided at the regional level.Results The analysis shows that available mechanisms of regulation and support for commercial aquaculture enterprises do not operate to the full extent. The paper formulates key determinants of slow pace of aquaculture development in the Kaliningrad oblast, arising from specifics of organization and management of aquaculture in the region. Based on these factors, I offer activities that will contribute to improving the situation in the industry.Conclusions It is important to establish new enterprises and boost investment in the sector. These activities require effective government support, guarantees for investors and public-private project development.

Текст научной работы на тему «Меры финансово-экономической поддержки развития аквакультуры в Калининградской области»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетно-налоговая система

МЕРЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Елена Александровна МИШУРОВСКАЯ

доцент кафедры финансов и кредита,

Калининградский государственный технический университет, Калининград, Российская Федерация alena_mi@inbox.ru

История статьи:

Принята 16.12.2016 Принята в доработанном виде 12.01.2017 Одобрена 31.01.2017 Доступна онлайн 15.03.2017

УДК 336.717 JEL: Е22, Е62

Ключевые слова:

рыбоводство,

экономические санкции,

государственная

поддержка,

субсидирование,

рыбоводная

инфраструктура

Аннотация

Предмет. На фоне сложной внешнеполитической обстановки, введения экономических санкций, особое внимание в России обращено на развитие аквакультуры, как залога продовольственной безопасности страны. В Калининградской области развитие аквакультуры происходит весьма медленными темпами. Это обусловлено спецификой региона как по климатическим условиям, типам предприятий аквакультуры, так и по культивируемым объектам. Цели. Анализ существующих в регионе предприятий аквакультуры, а также механизмов регулирования и поддержки развития предприятий аквакультуры, в частности в сфере товарного рыбоводства, для разработки объективных мер по повышению темпов развития аквакультуры в Калининградской области. Методология. Проанализированы темпы развития аквакультуры Калининградской области. Изучен состав и проблемы соответствующих предприятий. Проведен анализ применяемых на практике мер, принятых региональными властями для развития аквакультуры региона. В частности, проведена классификация субсидий, предусмотренных на региональном уровне в сфере аквакультуры. Результаты. Существующие в Калининградской области механизмы регулирования и поддержки развития предприятий товарной аквакультуры не могут работать в полной мере, так как отсутствуют предприятия, на которые будут распространяться введенные региональными властями меры поддержки. Сформулированы ключевые факторы, которые обусловливают низкие темпы развития аквакультуры Калининградской области, вытекающие из особенностей организации и ведения аквакультуры в данном регионе. С учетом этих факторов предложены мероприятия, которые будут способствовать улучшению ситуации в отрасли. Выводы. Определено, что для развития аквакультуры Калининградской области необходимы мероприятия, вызывающие рост числа предприятий в данной сфере, стимулировать инвестиционную активность в отрасли. Данные мероприятия требуют действенных мер государственной поддержки, гарантий для инвесторов и развития государственно-частных проектов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В последнее время в России в условиях непростой внешнеполитической ситуации, введения экономических санкций все большее внимание уделяют аквакультуре как залогу продовольственной безопасности страны1 [1].

Россия имеет обширный фонд внутренних водоемов и прибрежных морских акваторий. Однако, по данным Росрыболовства, сегодня в России производят лишь 0,2% от общемирового объема продукции аквакультуры. Доля рыбы, являющейся

1 Теплицкий В.А., Мнацаканян А.Г., Иванов А.В. Возможные последствия для рыбного хозяйства страны от вступления России в ВТО // Финансы и кредит. 2012. № 13.

продуктом аквакультуры, на российском рынке примерно равна 5% от общего объема рыбы. То есть аквакультура по всем показателям уступает традиционному океаническому и прибрежному лову [2, 3].

До 2013 г. одной из основных причин медленных темпов развития аквакультуры было отсутствие достаточной нормативной базы. Сегодня вопросы государственного регулирования в области рыбоводства установлены Федеральным законом от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации». Разработка указанного закона сразу дала толчок развитию аквакультуры. Так, в 2013 г. производство товарной аквакультуры в Российской Федерации составило 155 400 т. По сравнению с 2010 г. производство продукции выросло на 46%, ежегодный рост составил в среднем 15% или 20 000 т. Это самые высокие темпы роста в агропромышленном комплексе России [4-6]. В 2015 г. принята отраслевая программа «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) Российской Федерации на 2015-2020 годы». В целях поддержки предприятий аквакультуры с 2015 г. осуществляется субсидирование процентных ставок кредитов, привлекаемых под инвестиционные проекты в области аквакультуры [7-9].

В отношении темпов развития аквакультуры Калининградской области необходимо отметить следующее. Несмотря на то что в Северо-Западном федеральном округе наблюдаются одни из самых высоких темпов развития аквакультуры, Калининградская область является регионом, в котором аквакультура развивается весьма медленными темпами, хотя региональные власти предпринимают определенные действия в этой области2.

Так, в целях развития рыбохозяйственного комплекса правительство Калининградской области разработало программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса», в рамках которой утверждена подпрограмма «Развитие аквакультуры». Целью данной подпрограммы является «устойчивое производство продукции аквакультуры (рыбоводства)». Задачи поставлены следующие:

1)поддержание конкурентоспособности продукции аквакультуры, произведенной организациями Калининградской области;

2) привлечение частных инвестиций в создание и модернизацию рыбоводной инфраструктуры.

2 Теплицкий В.А., Мнацаканян А.Г., Иванов А.В. Условия развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в среднесрочной перспективе // Финансы и кредит. 2012. № 18. С. 32-38.

Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 156 592,26 тыс. руб., в том числе по годам:

• 2014 г. - 7 992,26 тыс. руб.;

• 2015 г. - 3 800 тыс. руб.;

• 2016 г. - 72 400 тыс. руб.;

• 2017 г. - 72 400 тыс. руб.

Приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 10.07.2015 № 100 утверждены общие правила предоставления субсидий за счет средств субвенций, выделяемых местным бюджетам на государственную поддержку аквакультуры (рыбоводства) и прибрежного рыболовства.

Согласно указанным правилам, получателями субсидий являются «организации рыбохозяйственного комплекса независимо от их организационно-правовой формы (юридические лица и индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность по аквакультуре (рыбоводству) на территории Калининградской области и крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность по

аквакультуре (рыбоводству), и (или) осуществляющие прибрежное рыболовство в Калининградской области, и (или) осуществляющие береговую переработку и хранение рыбы».

Правилами предусматриваются следующие виды субсидий:

1) субсидии на возмещение части затрат на создание и модернизацию рыбоводной инфраструктуры, рыбоводных хозяйств, закупку и установку рыбоводного оборудования, оборудования для производства кормов для рыб, оборудования для производства готовой продукции, в том числе затрат на разработку проектной документации и ее отдельных разделов. Они предоставляются в виде компенсации части понесенных затрат в текущем и отчетном финансовых годах, предусмотренных бизнес-планом инвестиционного проекта, в размере 30% от понесенных затрат;

2) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях для целей, указанных в п. 1. Они предоставляются в виде компенсации части затрат на уплату процентов, понесенных в текущем и отчетном финансовых годах, по кредитам, взятым не ранее 01.01.2014, в размере 1/3 уплаченных процентов;

3) субсидии на возмещение части затрат на закупку, производство кормов для рыб, закупку рыбопосадочного материала. Они предоставляются в виде компенсации части затрат, понесенных в текущем и отчетном финансовых годах, в размере 30% от понесенных затрат.

По данным закона Калининградской области от 02.07.2015 № 437 «Об исполнении областного бюджета за 2014 год» и Отчетов об исполнении бюджетов соответствующих муниципальных образований в 2014 и 2015 гг. субсидии в рамках указанной целевой программы в 2014 г. запланированы и предоставлены не были. А в 2015 г. они выделены в объеме 1 675,51 тыс. руб. (при запланированных в бюджетной росписи 3 800 тыс. руб.). Весь объем средств в 2015 г. предоставлен в виде субсидий на возмещение части затрат на закупку, производство кормов для рыб, закупку рыбопосадочного материала, при запланированных объемах 2 400 тыс. руб. При этом в 2015 г. субсидии на возмещение части затрат на создание и модернизацию рыбоводной инфраструктуры, рыбоводных хозяйств, закупку и установку рыбоводного оборудования, оборудования для производства кормов для рыб, оборудования для производства готовой продукции, в том числе затрат на разработку проектной документации и ее отдельных разделов были предусмотрены в объеме 1 400 тыс. руб., но предоставлены не были (табл. 1).

Такая картина исполнения расходов областного бюджета свидетельствует о низкой инвестиционной и финансово-хозяйственной активности предприятий аквакультуры данного региона.

Что же тормозит развитие аквакультуры в Калининградской области? Согласно отраслевой программе «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы», утвержденной Приказом Минсельхоза России от 16.01.2015 № 10, на сегодняшний день в целом по России «основными факторами, сдерживающими развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), являются:

— отсутствие достаточного внимания со стороны государственной и муниципальной власти;

— слабо развитая рыночная инфраструктура;

— высокая степень износа основных производственных фондов;

— дефицит инвестиционных ресурсов.

По нашему мнению, есть несколько ключевых факторов, которые обусловливают низкие темпы развития аквакультуры Калининградской области, вытекающие из особенностей организации и ведения аквакультуры в данном регионе.

Территория Российской Федерации имеет различные природно-климатические условия, которые влияют на особенности осуществления аквакультуры в том или ином регионе. Имеющиеся возможности развития аквакультуры в регионах отличаются по природным условиям, типам предприятий аквакультуры, по объектам рыбоводства.

Аквакультура в Калининградской области представлена следующими направлениями:

— воспроизводство водных биологических ресурсов и пастбищная аквакультура;

— товарное рыбоводство.

В 2009 г. был введен в действие цех ФГУ «Запбалтрыбвод» по воспроизводству запасов сига в Куршском заливе, который расположен в п. Лесной Зеленоградского района. Каждый год в Куршский залив выпускают 150 тыс. молоди сига, которая была выращена в цехе. С 2011 г. начал свою работу после модернизации рыбоводный цех (ООО

«Западно-Балтийский рыбоводный завод») в п. Головкино Полесского муниципального района. В первый же год после возобновления работы предприятие выпустило в реки бассейна Куршского залива молодь щуки в количестве более 5 млн экземпляров [10].

Хуже обстоит дело с направлением товарного рыбоводства. На сегодняшний день в регионе работает всего несколько предприятий в этой области. Торгово-птицеводческая компания «Балтптицепром» выращивает стерлядь, судака, форель и сома, около 50 т в год. Прудовое хозяйство в Правдинске - ИП Смирнов Е.В. занимается выращиванием карпов - около 5 т в год. ООО «Калининградский центр «Аквакультура» выращивает форель, осетра - около 10-12 т в год. Структурное подразделение «Атлантниро» выращивает осетра, 2-3 т в год.

Самым важным и первым шагом в сфере развития аквакультуры в Калининградской области является анализ существующих предприятий. Следует оценить их технологическое состояние, условия окружающей среды, сопоставить их с возможностями рынка сбыта. Из приведенных данных можно сделать вывод об отсутствии достаточного количества предприятий, занимающихся товарным рыбоводством.

Соответственно, существующие механизмы государственного регулирования и поддержки развития предприятий аквакультуры, в частности в сфере товарного рыбоводства, не могут работать в полной мере, поскольку отсутствуют предприятия, способные удовлетворить условиям получения помощи от региональных властей. Таким образом, первоочередные меры по улучшению ситуации в области товарного рыбоводства региона должны быть направлены на стимулирование появления новых предприятий, желающих осуществлять деятельность в данной сфере.

Причины отсутствия предприятий аквакультуры в Калининградской области на сегодняшний день заключаются в следующем.

Имеется небольшое количество озер и водохранилищ, в связи с чем перспективным

направлением развития аквакультуры является индустриальная аквакультура. Достаточно высокие издержки содержания объектов инфраструктуры (земли, воды и пр.) и большой спрос на высокоценные рыбные продукты позволяют предположить, что упор следует делать на выращивание деликатесных видов и пород рыб в индустриальных установках с замкнутым циклом водообеспечения, что в свою очередь требует значительных инвестиций. Существующие программы поддержки предприятий аквакультуры предусматривают субсидирование части затрат, то есть носят компенсационный характер и не могут создать начальных условий для инвестиционного процесса [11, 12].

По нашему мнению, необходимо разработать мероприятия, способствующие получению предприятиями аквакультуры подготовленных участков со всей необходимой инфраструктурой - с подведенными электричеством, газом, теплом и другими инженерными коммуникациями. При этом строительство объектов инфраструктуры должно осуществляться за счет государственных инвестиций, поскольку участие частного капитала в финансировании инфраструктуры не является привлекательным в силу длительного срока окупаемости инвестиций, наличия особенностей регулирования инфраструктурных отраслей и высоких рисков при реализации проектов в этой сфере3. Региональным властям следует серьезно поддерживать, в том числе и финансово, создание питомников по выращиванию посадочного материала, предприятий по производству кормов, а также деятельность научно-исследовательских центров, ведущих селекционную работу, разработку и испытания рыбоводных кормов [13]. Показателен в этой области опыт Норвегии, являющейся одним из признанных лидеров в области мировых технологий по выращиванию семги, форели, трески. Государство обеспечивает предприятия посадочным материалом, выращенным в государственных и частных питомниках, организует помощь в борьбе с болезнями рыб,

3 Мишуровская Е.А. Бюджетно-налоговый механизм

обеспечения инвестиционной привлекательности рыбной отрасли // Финансы и кредит. 2015. № 48.

компенсирует затраты на корма и финансирует научные разработки в области селекционных технологий.

Еще одна причина, сдерживающая развитие аквакультуры в Калининградской области, -это отсутствие достаточного количества высококвалифицированных специалистов. Необходимо организовать обучение с учетом требований современного рыбоводства. В Калининградской области есть хорошая база для организации соответствующего обучения: Калининградский государственный технический университет, в состав которого входят Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота и Калининградский морской рыбопромышленный колледж. Очень важно, чтобы государственная программа развития аквакультуры включала в себя конкретные меры и шаги по подготовке кадров аквакультуры, предусматривающие привлечение зарубежных преподавателей и практику студентов на зарубежных предприятиях. Без серьезных мер в этой области быстрого развития аквакультуры ожидать не приходится4 [14].

Еще одна причина - это достаточно высокая цена на рыбоводную продукцию. Вся выращенная товарная рыба реализуется на внутреннем рынке Калининградской области. Товарное рыбоводство является высокозатратным производством - рост рыбы от малька до товарного вида продолжается до 2 и даже до 5 лет (в зависимости от вида выращиваемой рыбы), а затраты на приобретение кормов и посадочного материала составляют до 70% от общих затрат. С учетом этого стоимость выращенной рыбопродукции не выдерживает конкуренции со стоимостью тех видов рыб, которые традиционно добываются на прибрежном промысле. В перспективе необходимо развивать современные методы выращивания товарной рыбы в установках с замкнутым циклом водоснабжения, что позволит производить большее количество рыбы на небольших площадях (до 70-80 кг/м3) [15, 16]. В Калининградской области имеется научное предприятие ФГУП «АтлантНИРО», что дает

4 Власов В.А. Рыбоводсво. М.: Колос, 2006; Козлов В.И. Аквакультура. СПб: Лань, 2010.

возможность сделать акцент на работе по созданию новых селекционных технологий, которые дадут прибавку рыбоводным хозяйствам на 40-60% и повышение продуктивности объектов аквакультуры.

Очень важно, чтобы каждое предприятие производило качественную продукцию, востребованную потребителями и

реализуемую по выгодным для него ценам. Необходима четкая ориентация на конкретный рынок5 [17, 18]. Рынок Калининградской области достаточно ограничен. В связи с этим чрезвычайно необходима информационная поддержка предприятий со стороны отраслевых ассоциаций и, возможно, со стороны территориальных органов

Федерального агентства по рыболовству. Эти структуры могли бы осуществлять независимую оценку региональных российских рынков, выполнять мониторинг аналогичных рынков за рубежом, устанавливать определенные стандарты качества продукции или принципы надлежащей производственной практики.

Проведенный анализ проблем и особенностей развития аквакультуры Калининградской области позволяет сделать следующие выводы.

В области существуют определенные механизмы государственного регулирования и поддержки развития предприятий аквакультуры. Однако в регионе не достаточно предприятий, занимающихся товарным рыбоводством. Соответственно, имеющиеся государственные меры не могут работать полномасштабно. Таким образом, в первую очередь необходимы меры, которые будут способствовать стимулированию появления новых предприятий аквакультуры и их дальнейшего развития. В частности, необходимо строительство объектов инфраструктуры за счет государственных инвестиций, финансирование государством научно-исследовательских работ в области рыбоводства, финансовая поддержка создания питомников по выращиванию посадочного материала, предприятий по производству кормов.

5 Розанова Н.М., Зороастрова И.В. Экономический анализ фирмы и рынка: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 279 с.

Таким образом, сегодня курс на импортозамещение начал положительно влиять на развитие аквакультуры в России и, в частности, Калининградской области, но для

реального подъема отрасли нужны гораздо более масштабные инвестиции, действенные меры господдержки, гарантии для инвесторов и развитие государственно-частных проектов.

Таблица 1

Объемы субсидий за счет средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам на государственную поддержку аквакультуры (рыбоводства) Калининградской области, тыс. руб.

Table 1

Volume of subsidies from subvention funds granted to local budgets for State support to aquaculture (fish farming) in the Kaliningrad oblast, thousand RUB

Наименование показателя Уточненная роспись, тыс. руб. Исполнено, тыс. руб. Процент исполнения, %

2015 г.

Субсидии на возмещение части затрат на создание и модернизацию рыбоводной инфраструктуры, рыбоводных хозяйств и пр. 1 400 0 0

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам - - -

Субсидии на возмещение части затрат на закупку, производство кормов для рыб, закупку рыбопосадочного материала 2 400 1 675,51 69,8

2016 г.

Субсидии на возмещение части затрат на создание и модернизацию рыбоводной инфраструктуры, рыбоводных хозяйств и пр. 2 400 0* 0*

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам - 0* 0*

Субсидии на возмещение части затрат на закупку, производство кормов для рыб, закупку рыбопосадочного материала 70 000 0* 0*

* Данные об исполнении взяты по состоянию на 31.03.2016. Источник: составлено автором

Source: Authoring

Список литературы

1. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67-79.

2. Данилова Т.М., Кравец П.П. Современное состояние и проблемы развития аквакультуры России // Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С. 32-33.

3. Шаляпин Г.П. Проблемы и перспективы рыбоводных хозяйств в период формирования системы правовых актов в сфере аквакультуры // Юридический мир. 2015. № 3. С. 36-40.

4. Волков Г.А. Правовой режим прудов и обводненных карьеров: кто собственник? // Экологическое право. 2012. № 5. С. 24-27.

5. Киташин Ю.Ю. О практических вопросах осуществления аквакультуры и ее развитии в Российской Федерации // Рыбоводство и рыбное хозяйство. 2014. № 12. С. 3-7.

6. Багров А.М., Федяев В.Е., Мельченков Е.А. Резервы развития аквакультуры России в условиях экономического кризиса // Рыбное хозяйство. 2015. № 4. С. 104-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Глубоковская Э.Г. Законодательная поддержка российского рыболовства и аквакультуры // Рыбное хозяйство. 2015. № 3. С. 6-9.

8. Силкин А.Н., Гоголина Л.В., Шпаченков Ю.А. Долгосрочные конкурентные преимущества рыбной промышленности и хозяйства России: сущность, направления формирования и развития, роль государства // Рыбное хозяйство. 2011. № 3. С. 20-23.

9. Белякова М.Ю. Разработка комплексной методики оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. М.: ИНФРА-М, 2006. 190 с.

10. Теплицкий В.А., Мнацаканян А.Г., Долгая А.А. и др. Оценка современного состояния предпринимательства Калининградского рыбохозяйственного комплекса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 3. С. 57-64.

11. Мнацаканян А.Г., Корякина А.В., Теплицкий В.А. Инвестиционные ресурсы рыбохозяйственного комплекса (на примере рыбохозяйственного комплекса Калининградской области): монография. Калининград: Калиниградский государственный технический университет, 2014. 98 с.

12. Мишуровская Е.А. Совершенствование организационной структуры рыбохозяйственного комплекса Калининградской области // Балтийский экономический журнал. 2012. № 1. С. 121-131.

13. Догадайло В.А. Экономико-организационные аспекты взаимодействия участников инвестиционных процессов. М: Юриспруденция, 2012. 117 с.

14. Левкина Е.В., Василенко М.Е., Ворожбит О.Ю. Эффективность рыбной отрасли: теория, методология и практика // Науковедение. 2013. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/27EVN613.pdf.

15. Пономарев С.В., Бахарева А.А., Грозеску Ю.Н. и др. Биотехнология воспроизводства осетровых рыб на основе полициклического использования мощностей рыбоводных заводов в современных экологических условиях // Рыбоводство и рыбное хозяйство. 2015. № 6. С. 60-69.

16. Лагуткина Л.Ю., Лагуткин О.Ю. Аквакультура: приоритеты, ресурсы, технологии // Рыбоводство и рыбное хозяйство. 2011. № 3. С. 49-56.

17.Мухамедова Т.О. Основные факторы функционирования рынка рыбного хозяйства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2015. № 3. С. 95-98.

18.Матанцев А. Анализ рынка. Настольная книга маркетолога. М.: Альфа-Пресс, 2009. 552 с. Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8709 (Online) Fiscal System

ISSN 2071-4688 (Print)

MEASURES OF FINANCIAL AND ECONOMIC SUPPORT TO AQUACULTURE DEVELOPMENT IN THE KALININGRAD OBLAST

Elena A. MISHUROVSKAYA

Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russian Federation alena_mi@inbox.ru

Article history:

Received 16 December 2016 Received in revised form 12 January 2017 Accepted 31 January 2017 Available online 15 March 2017

JEL classification: E22, E62

Keywords: fish farming, economic sanction, government support, subsidy, fish-breeding infrastructure

Abstract

Importance The article addresses aquaculture development as a guarantee of food security of Russia. The focus is on the Kaliningrad oblast, where the progress in the sector is very slow.

Objectives The study aims to analyze existing fish farms operating in the region, and mechanisms of their regulation and support, particularly in the sphere of commercial fish farming, to elaborate actions on increasing the pace of aquaculture development in the Kaliningrad oblast.

Methods I analyzed the rate of aquaculture development in the oblast and measures taken by regional authorities to intensify the process. In particular, I classified subsidies provided at the regional level.

Results The analysis shows that available mechanisms of regulation and support for commercial aquaculture enterprises do not operate to the full extent. The paper formulates key determinants of slow pace of aquaculture development in the Kaliningrad oblast, arising from specifics of organization and management of aquaculture in the region. Based on these factors, I offer activities that will contribute to improving the situation in the industry.

Conclusions It is important to establish new enterprises and boost investment in the sector. These activities require effective government support, guarantees for investors and public-private project development.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Klinova M.V., Sidorova E.A. [Economic sanctions and their impact on economic relations between Russia and the European Union]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 12, pp. 67-79. (In Russ.)

2. Danilova T.M., Kravets P.P. [Current state and problems of Russian aquaculture development]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya = Advances in Current Natural Sciences, 2011, no. 8, pp. 32-33. (In Russ.)

3. Shalyapin G.P. [Problems and prospects for fish farms during the formation of the system of legal instruments in the sphere of aquaculture]. Yuridicheskii mir = Juridical World, 2015, no. 3, pp. 36-40. (In Russ.)

4. Volkov G.A. [The legal regime for ponds and flood bypass conduits: Who is the owner?]. Ekologicheskoe pravo = Environmental Law, 2012, no. 5, pp. 24-27. (In Russ.)

5. Kitashin Yu.Yu. [On practical issues of aquaculture and its development in the Russian Federation]. Rybovodstvo i rybnoe khozyaistvo = Fish Farming and Fisheries, 2014, no. 12, pp. 3-7. (In Russ.)

6. Bagrov A.M., Fedyaev V.E., Mel'chenkov E.A. [Reserves for Russian aquaculture under the economic crisis]. Rybnoe khozyaistvo = Fisheries, 2015, no. 4, pp. 104-111. (In Russ.)

7. Glubokovskaya E.G. [Legislative support to the Russian fisheries and aquaculture]. Rybnoe khozyaistvo = Fisheries, 2015, no. 3, pp. 6-9. (In Russ.)

8. Silkin A.N., Gogolina L.V., Shpachenkov Yu.A. [Long-term competitive advantage of the Russian fishing industry: The essence, areas of formation and development, the role of the State]. Rybnoe khozyaistvo = Fisheries, 2011, no. 3, pp. 20-23. (In Russ.)

9. Belyakova M.Yu. Razrabotka kompleksnoi metodiki otsenki investitsionnoi privlekatel'nosti ob"ekta investirovaniya [Developing a comprehensive methodology to assess investment appeal of the investee]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006, 190 p.

10. Teplitskii V.A., Mnatsakanyan A.G., Dolgaya A. A. et al. [Assessment of the current state of business activity in the Kaliningrad fisheries industry]. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta = IKBFU's Vestnik, 2013, no. 3, pp. 57-64. (In Russ.)

11. Mnatsakanyan A.G., Koryakina A.V., Teplitskii V.A. Investitsionnye resursy rybokhozyaistvennogo kompleksa (na primere rybokhozyaistvennogo kompleksa Kaliningradskoi oblasti): monografiya [Investment resources of the fisheries industry (the Kaliningrad oblast fisheries industry case): a monograph]. Kaliningrad, Kaliningrad State Technical University Publ., 2014, 98 p.

12. Mishurovskaya E.A. [Improving the organizational structure of the fisheries industry in the Kaliningrad oblast]. Baltiiskii ekonomicheskii zhurnal = Baltic Economic Journal, 2012, no. 1, pp. 121-131. (In Russ.)

13.Dogadailo V.A. Ekonomiko-organizatsionnye aspekty vzaimodeistviya uchastnikov investitsionnykh protsessov [Economic and organizational aspects of interaction between investment process participants]. Moscow, Yurisprudentsiya Publ., 2012, 117 p.

14.Levkina E.V., Vasilenko M.E., Vorozhbit O.Yu. [Efficiency of the fisheries sector: Theory, methodology and practice]. Naukovedenie, 2013, no. 6. (In Russ.) Available at: http ://naukovedenie.ru/PDF/27EVN613.pdf.

15.Ponomarev S.V., Bakhareva A.A., Grozesku Yu.N. et al. [Biotechnology of sturgeon reproduction based on polycyclic use of fish hatchery facilities in modern ecological conditions]. Rybovodstvo i rybnoe khozyaistvo = Fish Farming and Fisheries, 2015, no. 6, pp. 60-69. (In Russ.)

16.Lagutkina L.Yu., Lagutkin O.Yu. [Aquaculture: Priorities, resources, technology]. Rybovodstvo i rybnoe khozyaistvo = Fish Farming and Fisheries, 2011, no. 3, pp. 49-56. (In Russ.)

17. Mukhamedova T.O. [Major factors of the fisheries market functioning]. Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom khozyaistve = Economy, Labor, Management in Agriculture, 2015, no. 3, pp. 95-98. (In Russ.)

18.Matantsev A. Analiz rynka. Nastol'naya kniga marketologa [Market analysis. A handbook of the marketing specialist]. Moscow, Al'fa-Press Publ., 2009, 552 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the

publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,

writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.