Научная статья на тему 'Аквакультура в России: состояние и проблемы развития'

Аквакультура в России: состояние и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2142
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / АКВАКУЛЬТУРА / AQUACULTURE / РЫБАКИ / FISHERMEN / ЦЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА РЫБЫ / THE VALUE OF FISH PRODUCTION / ТРАНСФОРМАЦИЯ И СТРУКТУРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TRANSFORMATION AND STRUCTURAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнейко Ольга Валентиновна, Покорменюк Максим Денисович

Поскольку дикие объекты промысла продолжают истощаться во всем мире, аквакультура рассматривается как устойчивое решение для удовлетворения мирового спроса на рыболовство. Данная работа представляет собой ретроспективное исследование развития российской аквакультуры. Определяется, как рыбоводство как сектор животноводства, движется по пути устойчивого роста. Изучаются государственные инструменты по поддержанию аквакультуры с иллюстрацией правовых и институциональных рамок. Статья заканчивается рассмотрением перспектив развития российской аквакультуры. Информационной базой исследования послужили официальные концептуальные документы и нормативно-правовые акты Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального агентства по рыболовству; материалы Федеральной службы государственной статистики; экспертные оценки и расчеты российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе. В качестве методологической основы использовались традиционные методы научного анализа, экономической и математической статистики, технико-экономического и логического анализа, графического моделирования и др. Основные наблюдения заключаются в следующем: на 2000 г. приходится завершение переходного периода в области аквакультуры, отмечается положительный прирост объемов выпуска, коррелирующий с общеэкономической динамикой в стране, однако, это не уменьшает разрыв с азиатскими лидерами. Предложены способы качественной трансформации отрасли через изменение сырьевой и производственной парадигм. Сделан вывод о необходимости модернизации элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования аквакультуры, совершенствование методов прямой и косвенной поддержки аквафермеров. В частности, предложено сделать рыбоводство более доступным благодаря изменениям в политике и законодательстве. Показано, что зарегулируемость и инвестиционная пассивность могут привести отечественную аквакультуру к прогрессирующему отставанию и деградации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AQUACULTURE IN RUSSIA: STATUS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT

As wild fisheries continue to be depleted throughout the world, aquaculture is seen as a sustainable solution to meet the global demand for fisheries. This paper is a retrospective study of the development of Russian aquaculture. It is determined how fish farming as an animal husbandry sector is moving along the path of sustainable growth. State instruments are being studied to support aquaculture, illustrating the legal and institutional framework. The article concludes with consideration of the prospects for the development of Russian aquaculture. The information base of the research was the official conceptual documents and regulatory legal acts of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, the Federal Agency for Fisheries; materials of the Federal State Statistics Service; expert assessments and calculations of Russian and foreign scientists published in the scientific literature. As a methodological basis were used, traditional methods of scientific analysis, economic and mathematical statistics, technical-economic and logical analysis, graphic modeling, etc. The main observations are as follows: in 2000 the transitional period in the aquaculture field is over, there is a positive increase in output, which correlates with the overall economic dynamics in the country, however, this does not reduce the gap with the Asian leaders. Methods of qualitative transformation of the industry through changes in the raw material and production paradigms are suggested. The conclusion is made that it is necessary to modernize the elements of the organizational and economic mechanism of state regulation of aquaculture, to improve the methods of direct and indirect support of aquafermers. In particular, it was proposed to make fish farming more accessible due to changes in policy and legislation. It is shown that regulability and investment passivity can lead domestic aquaculture to a progressive lag and degradation.

Текст научной работы на тему «Аквакультура в России: состояние и проблемы развития»

Korneyko Olga Valentinovna, Pokormenyuk Maxim Denisovich AQUACULTURE IN RUSSIA: STATUS AND PROBLEMS ...

economic sceinces

УДК 330.112.2

АКВАКУЛЬТУРА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

© 2017

Корнейко Ольга Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика» Покорменюк Максим Денисович, студент кафедры «Математика и моделирование» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, e-mail: vaillant@live.ru)

Аннотация. Поскольку дикие объекты промысла продолжают истощаться во всем мире, аквакультура рассматривается как устойчивое решение для удовлетворения мирового спроса на рыболовство. Данная работа представляет собой ретроспективное исследование развития российской аквакультуры. Определяется, как рыбоводство как сектор животноводства, движется по пути устойчивого роста. Изучаются государственные инструменты по поддержанию аквакультуры с иллюстрацией правовых и институциональных рамок. Статья заканчивается рассмотрением перспектив развития российской аквакультуры. Информационной базой исследования послужили официальные концептуальные документы и нормативно-правовые акты Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального агентства по рыболовству; материалы Федеральной службы государственной статистики; экспертные оценки и расчеты российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе. В качестве методологической основы использовались традиционные методы научного анализа, экономической и математической статистики, технико-экономического и логического анализа, графического моделирования и др. Основные наблюдения заключаются в следующем: на 2000 г. приходится завершение переходного периода в области аквакультуры, отмечается положительный прирост объемов выпуска, коррелирующий с общеэкономической динамикой в стране, однако, это не уменьшает разрыв с азиатскими лидерами. Предложены способы качественной трансформации отрасли через изменение сырьевой и производственной парадигм. Сделан вывод о необходимости модернизации элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования аквакультуры, совершенствование методов прямой и косвенной поддержки аквафермеров. В частности, предложено сделать рыбоводство более доступным благодаря изменениям в политике и законодательстве. Показано, что зарегулируемость и инвестиционная пассивность могут привести отечественную аквакультуру к прогрессирующему отставанию и деградации.

Ключевые слова: Россия, аквакультура, рыбаки, ценность производства рыбы, трансформация и структурное регулирование.

AQUACULTURE IN RUSSIA: STATUS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT

© 2017

Korneyko Olga Valentinovna, candidate of economical science, associate professor of the chair of economics

Pokormenyuk Maxim Denisovich, master's student Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia Vladivostok, Gogolya str, 41. E-mail: vaillant@live.ru)

Abstract. As wild fisheries continue to be depleted throughout the world, aquaculture is seen as a sustainable solution to meet the global demand for fisheries. This paper is a retrospective study of the development of Russian aquaculture. It is determined how fish farming as an animal husbandry sector is moving along the path of sustainable growth. State instruments are being studied to support aquaculture, illustrating the legal and institutional framework. The article concludes with consideration of the prospects for the development of Russian aquaculture. The information base of the research was the official conceptual documents and regulatory legal acts of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, the Federal Agency for Fisheries; materials of the Federal State Statistics Service; expert assessments and calculations of Russian and foreign scientists published in the scientific literature. As a methodological basis were used, traditional methods of scientific analysis, economic and mathematical statistics, technical-economic and logical analysis, graphic modeling, etc. The main observations are as follows: in 2000 the transitional period in the aquaculture field is over, there is a positive increase in output, which correlates with the overall economic dynamics in the country, however, this does not reduce the gap with the Asian leaders. Methods of qualitative transformation of the industry through changes in the raw material and production paradigms are suggested. The conclusion is made that it is necessary to modernize the elements of the organizational and economic mechanism of state regulation of aquaculture, to improve the methods of direct and indirect support of aquafer-mers. In particular, it was proposed to make fish farming more accessible due to changes in policy and legislation. It is shown that regulability and investment passivity can lead domestic aquaculture to a progressive lag and degradation.

Keywords: Russia, aquaculture, fishermen, the value of fish production, transformation and structural regulation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Поскольку население мира растет экспоненциально, с высокой вероятностью следует ожидать быстрого роста спроса на рыбу и другие гидробионты, как в низшем, так и в высшем ценовом сегменте. Одним из вариантов решения проблемы обеспечения глобальной продовольственной безопасности с помощью рыбопродукции может рассматриваться аквакультура. По сравнению с наземным белком этот вид деятельности предлагает более ресурсосберегающие средства производства, так как требует меньше корма и пространства. В 2014 году на рыбоводство приходилось 45% или 73,8 млн. тонн мирового рыболовства, а к 2025 ожидается его увеличение до 52%. [1]. Аквакультура рассматривается не только в качестве основного поставщика водных продуктов. С ее помощью поддерживаются естественные популяции водных биологических ресурсов путем искусственного воспроизводства.

Аквакультура или рыбоводство - это сектор животноводства, отрасль хозяйствования, вид экономической

деятельности по разведению, обработке и реализации рыбы во всех водоемах. В России с начала 90-х годов произошел значительный спад производства продукции аквакультуры. Уже в 1996 г. по сравнению с 1989 г. производство продукции аквакультуры снизилось в 4 раза, практически все ранее созданные участки пришли в упадок. В настоящее время отечественная аквакультура характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью, высоким административным давлением на ак-вафермеров, зависимостью от импорта кормовой базы, технологической отсталостью. Процессы технологического перевооружения промысловых участков развиваются с задержкой и далеко не в том объеме, как в передовых и динамично развивающихся странах. И, если в рыболовстве в настоящее время наша страна занимает четвертую позицию среди мировых рыбопроизводите-лей, вылавливая более 4 млн тонн ежегодно, уступая КНР, Индонезии и США, то в рыбоводстве - одно из последних мест в мире, производя около 0,2 % от мировой продукции аквакультуры [2].

В условиях рыночной экономики, как показала прак-

202

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Корнейко Ольга Валентиновна, Покорменюк Максим Денисович АКВАКУЛЬТУРА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ...

тика, этот сектор животноводства оказался наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Таким образом, актуальность оценки перспектив развития аквакультуры в России не вызывает сомнения. Обречена ли отрасль на постепенное увядание? Что именно следует сделать в целенаправленной экономической политике, чтобы меры государственной поддержки могли быть эффективными?

Анализ последних исследований и публикаций. В отечественной литературе отмечается недостаточно активный интерес исследователей к проблемам российской аквакультуры. В изучении современных реалий рыбоводства и проблем его функционирования принимали участие Воробьёв В.В., Овчинников А.С., Николаев С.И., Скоков Р.Ю., Сейдалиев Т.А., Калмыков В.Г., Багров А.М., Васильева Л.М., Судакова Н.В., Абросимова Н.А., Абросимова С.С. и др. [3-10].

К сожалению, несмотря на наличие теоретических и прикладных работ по проблемам развития национального рыбоводства, по сей день отсутствует цельное представление о его месте и роли в российской экономике. Наряду с этим требуется рассмотреть вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности отечественной аквакультуры, совершенствованием нормативно-правовой базы, снижением административной нагрузки на предприятия аквакультуры, внедрением новых технологий. Указанные обстоятельства и предопределили цель, задачи и направления данного исследования.

Формирование целей статьи. Цель статьи состоит в идентификации состояния и проблем устойчивого развития отечественной аквакультуры и разработке аспектов государственной поддержки рыбоводства в контексте системной модернизации национального хозяйства России.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Родоначальником промышленного рыбоводства в России считают агрария Владимир Павлович Врасского (XIX век), разработавшего методологию искусственного оплодотворения и инкубации икры и основавшего первый рыбоводный завод. Однако только во времена СССР аквакультура стала объектом пристального внимания со стороны государства. С 1934 года было организовано Главное управление по мелиорации и регулированию рыболовства в естественных водоемах. За период экономических реформ отрасль сдала прежние позиции, уменьшив объемы выпуска за 1990-1995 гг. почти в 4 раза или на 73,5%, с 259,7 тыс. тонн до 68,8 тыс. тонн (таблица 1). В сложном процессе реформирования российской экономики центр тяжести сместился на региональный уровень, где в условиях отсутствия практического опыта, недостаточности научного обеспечения, доминирования политических конъюнктурных интересов создавалась соответствующая региональная аграрная политика, в том числе в сфере аквакультуры.

Таблица 1 - Объем товарной продукции аквакультуры за период с 1990 г. по 2016 г.

Год 1590 1995 2000 2005 2010 2011 2011 2013 2014 2015 2016

Ооъеы товарной продукции аквахультур ы. тыс. тонн 259.7 68 3 77.1 115 120.9 129.6 146 4 155.5 1633 177.6 199.5

Темп прироста, % -73:5 12,06 49,16 5,13 7,19 12,96 621 5,01 3,75 1233

Источник: составлено автором на основе [11].

Анализируя данные таблицы 1 отметим, что на 2000 г. приходится завершение переходного периода в области аквакультуры, отмечается положительный прирост объемов выпуска, коррелирующий с общеэкономической динамикой в стране. В последние годы доля ак-вакультуры постоянно увеличивается в общем объеме производства рыбы. Однако, по-прежнему, Россия значительно отстаёт на фоне азиатского роста, наблюдается

колоссальный дисбаланс в распределении производства между нашей страной и лидерами. Общий объём производства товарной продукции аквакультуры в России в 2014 году оказался менее 164 тыс. тонн, из них менее 15 тыс. тонн - в марикультуре. При этом не были достигнуты целевые индикаторы отраслевой программы ни в 2014 году (минус 4 тыс. тонн по генеральному показателю и минус 13 тыс. тонн в марикультуре), ни в 2015 году (минус 31 тысяча тонн в целом и минус 21 тыс. тонн в марикультуре). В числе прочих факторов, тормозящих стремительный рост объемов выпуска в соответствии с программными индикаторами можно назвать тяжёлые эпизоотия для культивируемых рыб в Северо-Западном федеральном округе [12].

В настоящее время государство официально признает аквакультуру приоритетным видом рыбохозяй-ственной деятельности, одной из точек экономического роста. Происходит перераспределение государственной поддержки исследуемого сектора экономики между региональными и федеральными властями. Формируется нормативно-законодательная база, являющаяся важным инструментом в работе отрасли (Федеральный закон от 29 декабря 200б г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)» обеспечил импульс для активизации в России направления производства товарной продукции, получаемой в условиях разведения, содержания и выращивания водных биоресурсов [1316].

В развитие положений указанного закона за последние три года было разработано и принято несколько десятков нормативных актов на уровне Правительства России, Министерства сельского хозяйства, Федерального агентства по рыболовству и субъектов Российской Федерации. В апреле 2014 г. была утверждена государственная программа РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса на 2013-2020 гг.», одной из подпрограмм которой стала подпрограмма «Развитие аквакультуры», а в январе 2015 г. была утверждена отраслевая программа «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы» [17].

Анализ вышеперечисленной нормативной базы позволил заключить, что в Российской Федерации очень важными условиями, зафиксированными в нормативных документах федерального и регионального уровней и стимулирующими развитие рыбоводства, являются:

- создание качественной нормативной базы;

- формирование системы по формированию рыбоводных участков;

- возможность пользования рыбоводным участком в долгосрочной перспективе (до 25 лет);

- государственное субсидирование данного вида деятельности по частичному возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие.

В целях увеличения индустрии аквакультуры необходимо наладить тесную связь между наукой и реальным производством. Также необходимо сделать этот вид деятельности более доступным благодаря изменениям в политике и законодательстве. В частности, следует убрать принцип платности получения рыбоводных участков через торги в форме аукциона либо конкурса, зафиксированный в Постановлении Правительства РФ от 15 мая 2014 г. №2 450., снизить требуемые объёмы объектов аквакультуры (500 либо 1000 кг на гектар), подлежащих разведению, выпуску и изъятию в границах рыбоводного участка, переутверждённую Минсельхозом России в июне 2016 г. [18-20]. Поощрение культиви-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4(21)

203

Korneyko Olga Valentinovna, Pokormenyuk Maxim Denisovich economic

AQUACULTURE IN RUSSIA: STATUS AND PROBLEMS ... sceinces

рования гидробионтов возможно в случае закрепления прав пользования рыбоводным участком в долгосрочной перспективе (до 25 лет), а также при наличии долгосрочного инвестиционного кредитования государством данного вида деятельности. Сейчас объемы предоставляемых субсидий недостаточны. Кроме того, следует качественно переработать и максимально конкретизировать «Методику определения и видового состава объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка» в части выделения более мелких районов на крупных и протяжённых водных объектах по принципу биоценотического сходства. Аквафермеры также остро нуждаются в смягчении позиции регулятора в отношении осуществления хозяйственной деятельности на акваториях буферных зон, прилежащих к территориям особо охраняемых природных объектов.

Выводы исследования. Аквакультура играет важную роль и как фактор динамики, и как точка роста российского рыбохозяйственного производства. На современном этапе важнейшим инструментом развития данного вида деятельности является его государственное регулирование и поддержка. Проведенное исследование позволяет нам заключить, что на федеральном и региональном уровнях были предприняты все необходимые меры для изменения ситуации в аквакультуре. Прежде всего, они выражаются в создании качественной нормативной базы, в установлении системы инвестиционных приоритетов, в применении механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности. Однако, в целях увеличения индустрии аквакультуры необходимо наладить тесную связь между наукой и реальным производством. Также необходимо сделать этот вид деятельности более доступным благодаря изменениям в политике и законодательстве. Кроме того, следует понимать, что развитие отечественной аквакультуры должно основываться на таких приоритетах, как высокая производительность и экологичность. Конкретные меры в области рыбоводства можно резюмировать как расширение науки и техники, инновации в применении экологической и здоровой аквакультуры, дальновидная политика, проводимая правительством. Выдержать зеленый путь роста - это единственный ключ к ответственной и процветающей российской аквакультуре в будущем [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Samantha D. Farquhar, Sebastian M. Sims, Shu-Jiao Wang & Kiera S. Morrill. A Brief Answer: Why is China's Aquaculture Industry So Successful? // Environmental Management and Sustainable Development. 2017, Vol. 6, No. 1. ISSN 2164-7682

2. FAO. The State of World Fisheries and Aquaculture 2016. [Electronic resources] // Contributing to food security and nutrition for all. - URL:https://doi.org/92-5-105177-1

3. Воробьёв В.В. Современное состояние и перспективы развития морской аквакультуры в Российской Федерации // Аграрная Россия. 2015. № 7. С. 41-45.

4. Овчинников А.С., Николаев С.И., Скоков Р.Ю., Сейдалиев Т.А., Калмыков В.Г. Экономическая оценка выращивания ценных пород рыб на отечественном корме // Рыбное хозяйство. 2017. № 1. С. 72-76.]

5. Багров А.М. Резервы развития аквакультуры России в условиях экономического кризиса. «Рыбное хозяйство», № 4, 2015. с. 104-111.

6. Васильева Л.М., Судакова Н.В., Абросимова Н.А., Абросимова С.С. Роль товарного рыбоводства в формировании продовольственного ресурса Южного федерального округа. Технология пищевой и перерабатывающей промыщленности. АПК -продукты здорового питания. 2016, № 3. с. 26-38.

7. Мишуровская Е.А. Меры финансово-экономической поддержки развития аквакультуры в Калининградской области // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 10 (730). С. 599-608. 204

8. Корнейко О.В. Перспективы развития предпринимательства на базе морских биотехнологий в Приморском крае // Путеводитель предпринимателя. 2011. № 11. С. 156-163.

9. Korneyko O.V., Latkin A.P. Integration of fishery enterprises in the Primorsky region: economic rationales and ways of their realization // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S3. С. 118-125.

10. Vorozhbit O., Korneyko O. Freeport of Vladivostok as the Competitiveness Increase Tool for Russian Fish Export // Social Sciences. 2016. Vol 11. Issue 16. PP. 3962-3968

11. Федеральная служба статистики РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/leading_indicators/

12. Материалы XI Международного конгресса рыбаков от 29.09. 2016 г. Электронный ресурс // Портал. -Режим доступа: http://www.fish-forum.org/content/?s=182

13. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. -Режим доступа: http://base.garant.ru/12151309/

14. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: http://www. http://ivo.garant.ru/

15. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяй-ственного комплекса» [Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: http://www. http://ivo.garant.ru/

16. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: http://www. http://ivo.garant.ru/

17. Отраслевая программа «Развитие товарной ак-вакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы» (утверждена приказом Минсельхоза России от 16 января 2015 года № 10) [Электронный ресурс] // Портал Федерального агентства по рыболовству. - Режим доступа: http://fish.gov.ru/files/ documents/otraslevaya_deyatelnost/akvakultura/proizvod-stvo_akvakultury/prikaz-10_16-01-2015.pdf

18. Постановление Правительства РФ от 15.05.2014 N 450 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_163173/

19. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 223 «Об утверждении Методики определения объема и видового состава объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка» [Электронный ресурс] // Портал Федерального агентства по рыболовству - Режим доступа: http://fish.gov.ru/files/documents/otraslevaya_deyatel-nost/akvakultura/proizvodstvo_akvakultury/prikaz_minsel-hoza_ob_utverzhdenii_metodiki_223.pdf

20. OECD. Green growth in fisheries and aquaculture: an introduction and clarification of concepts / OECD TAD/ FI. 2013, 256 p.

Статья поступила в редакцию 19.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.