Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ НА РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ'

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ НА РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые финансовые активы / ЦФА / цифровые права / цифровизация / международные расчеты / экономико-правовые механизмы / финансовый рынок / операторы информационных систем / digital financial assets / DFA / digital rights / digitalization / international payments / economic and legal mechanisms / financial market / information systems operators

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Олег Борисович

В статье рассмотрено использование и перспективы развития в современной национальной и мировой экономической системе нового финансового инструмента — цифровых финансовых активов (ЦФА). Анализируется сущность ЦФА, зарубежная практика применения цифровых активов, нормативная правовая база, регулирующая цифровизацию финансового рынка, выпуск, учет и обращение ЦФА. Показаны преимущества использования цифровых финансовых активов в международных расчетах, в том числе в условиях неправомерного санкционного давления на российскую экономику стран Запада. Также в статье исследованы имеющие место недостатки, комплексные и отдельные риски при использовании ЦФА, определены меры по их минимизации и устранению, даны некоторые рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL MECHANISMS FOR THE USE OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS IN THE RUSSIAN AND INTERNATIONAL FINANCIAL MARKETS

The article discusses the use and development prospects of the new financial instrument — digital financial assets (DFA) in the modern national and global economic system. The essence of DFA and foreign practice of their use, legal mechanisms regulating digitalization of the financial market, issuance, accounting and circulation of DFA are analyzed. The advantages of using digital financial assets for international payments are shown, including the cases within illegal sanctions pressure of Western countries against Russian economy. The article also examines the existing shortcomings, complex and individual risks when using DFA, identifies measures to minimize and eliminate them, and provides some recommendations.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ НА РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 339; 336.7 Э0!: 10.24412/2071-6435-2024-2-7-30

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ НА РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

В статье рассмотрено использование и перспективы развития в современной национальной и мировой экономической системе нового финансового инструмента — цифровых финансовых активов (ЦФА). Анализируется сущность ЦФА, зарубежная практика применения цифровых активов, нормативная правовая база, регулирующая цифровизацию финансового рынка, выпуск, учет и обращение ЦФА. Показаны преимущества использования цифровых финансовых активов в международных расчетах, в том числе в условиях неправомерного санкционного давления на российскую экономику стран Запада. Также в статье исследованы имеющие место недостатки, комплексные и отдельные риски при использовании ЦФА, определены меры по их минимизации и устранению, даны некоторые рекомендации.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, ЦФА, цифровые права, цифровизация, международные расчеты, экономико-правовые механизмы, финансовый рынок, операторы информационных систем.

Для цитирования: Иванов О.Б. Экономико-правовые механизмы применения цифровых финансовых активов на российском и международном финансовых рынках // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 2. С. 7-30. Э0!: 10.24412/2071-6435-2024-2-7-30

О.Б.Иванов

Введение

Финансы — кровь экономики. Их можно без преувеличения назвать основой всех экономических процессов, протекающих в обществе. Сфера фансов

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по теме «Механизмы международных финансовых отношений Российской Федерации в современных условиях».

очень динамична и находится в условиях постоянных изменений, реагируя на запросы и вызовы современности, а порой и определяет вектор развития человеческого общества, прямо влияет на глобальную экономику и мировую политику. Особенно это проявляется в современном, быстро меняющемся мире, который наполняется новыми явлениями, технологиями, инструментарием, такими как компьютеризация, цифро-визация, искусственный интеллект и прочее. Происходит повсеместная цифровизация нашей жизни, всех ее сфер и сторон. Финансовая система, как глобальная, так и любого государства, в силу своей специфики, значения и масштаба находится на передовых позициях внедрения новаций технологического прогресса. В частности, появление новых инструментов, таких как технологии распределенных реестров, создали условия для токенизации финансовых активов. На мировом финансовом рынке устойчивым трендом стало широкое распространение в последние годы различных цифровых активов.

В нашей стране внедрение цифровых финансовых активов также является одной из перспективных практических новинок, которая стала развиваться буквально три года назад после вступления в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 259-ФЗ) [27].

Безусловно, ЦФА эффективный инструмент финансового рынка. Вместе с тем, на сегодняшний день нет достоверных прогнозов его развития. Так эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) полагают, что максимальный объем рынка ЦФА может достигнуть 500 млрд рублей в ближайшие три года при умеренно оптимистичном сценарии [10]. Forbes, со ссылкой на компанию «Мастерчейн» (оператор рынка цифровых финансовых активов), отмечает, что если к концу 2023 года рынок ЦФА приблизился к 100 млрд рублей, то через год он превысит 1 трлн рублей, а через пять лет достигнет 10 трлн рублей. О больших перспективах развития ЦФА в десятки млрд рублей говорит председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам А. Аксаков [17]. Департамент финансовой политики Минфина России прогнозирует объем рынка цифровых активов на ближайшие 5 лет в разбросе от 5% до 10% от всего фондового рынка страны [6].

Мировой рынок цифровых активов оценить еще сложнее. Надежных

данных практически нет. М. Г. Гирич, И. С. Ермохин и А. Д. Левашенко приводят прогноз компании Quinlan and Associates (Quinlan, Chung, Trehan, 2021): «К 2030 году глобальный объем торгов токенами-ценными бумагами вырастет до 162,7 трлн долларов США, а общий объем выпуска токенов-ценных бумаг составит более 4 трлн долларов» [3].

Однако для того, чтобы это стало реальностью необходимо совершить революцию, прежде всего, в массовом сознании финансистов, экономистов, лидеров бизнеса и государств. Цифровые активы, как достаточно новое явление и в глобальных финансах, и на страновом уровне, вызывают недоверие, опасения, неуверенность. С другой стороны, процесс цифровизации всех сторон нашей жизни и финансов, в частности, набирает все большее ускорение и его не остановить.

Сущность цифровых финансовых активов.

Преимущества их использования

Утвержденная Правительством Российской Федерации «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года» предусматривает цифровизацию финансового рынка и платежной инфраструктуры страны, в частности особое место отводится «развитию регулирования новых финансовых инструментов, в том числе цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав» [12].

В соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ «Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы» [27].

Таким образом, цифровые финансовые активы — это новый, современный инвестиционный инструмент финансового рынка, базирующийся на цифровых технологиях, представляющий собой цифровые права на материальные и нематериальные активы, которые выпускаются, хранятся, обращаются, учитываются и погашаются в формате цифровой записи (токена) в информационной системе, функционирующей на основе тех-

нологии распределенного реестра, то есть блокчейна и смарт-контрактов (комментарии 1, 2, 3, 4).

Важно, что цифровые финансовые активы обеспечены реальными базовыми активами. При этом право инвестора на цифровой актив подтверждается токеном. ЦФА могут быть выпущены на ценные бумаги (акции, облигации), паи, векселя, займы, долговые обязательства, драгоценные металлы, недвижимость и иное имущество, а также гибридные цифровые активы.

В настоящее время цифровые финансовые активы существуют не только в классическом формате, но могут быть представлены и в экзотических видах. Так «Атомайз» предлагает лайф-стайл-направление — «Цифровое искусство». В токинах записан процесс реставрации фресок школы Рафаэля из коллекции Государственного Эрмитажа. Обладатели этого ЦФА получают цифровые права и на денежное требование, и интеллектуальную собственность [33].

Виды цифровых финансовых активов в соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ включают [27]:

— денежные требования, когда активы заменяют деньги, аналог облигаций;

— наличие прав по эмиссионным ценным бумагам;

— право участия в капитале непубличного акционерного общества (аналог обыкновенных акций, собственная доля в цифровом формате);

— право требования передачи ценных бумаг, в том числе акций.

Для инвестирования в цифровые финансовые активы необходимо

выполнить четыре последовательных действия.

1. Регистрация на сайте или в приложении у внесенного в реестр Банка России оператора информационных систем (ОИС).

2. Скачать мобильное приложение данного ОИС или его веб-версию.

3. Выбрать подходящий ЦФА из имеющегося перечня.

4. Подтвердить сделку персональным кодом (ключом).

Выпуск цифровых финансовых активов осуществляется также через оператора информационных систем, которому эмитент направляет заявку и характеристики предоставляемых смарт-контрактов. Оператор проверяет их параметры на соблюдение необходимых требований и при отсутствии замечаний дает эмитенту право на размещение информации о выпуске ЦФА на сайте. Инвестор после покупки активов получает на них права, а эмитент — деньги.

При этом являясь инструментом инвестирования, ЦФА не являются средством платежа.

Преимуществами цифровых финансовых активов перед другими финансовыми инструментами, применяющимися на указанном «поле», являются следующие.

Прежде всего к ним относятся надежность и безопасность. Выпуск, размещение и обращение ЦФА в России строго регламентированы нормативными правовыми документами, что предусматривает создание четкого правового механизма использования данной категории активов и в совокупности с применением технологии блокчейна повышает прозрачность и защищенность сделок, снижает до минимального уровня риски потери активов в результате мошеннических действий. Это обеспечивается тем, что все позиции ЦФА получают индивидуальный цифровой код, несущий информацию о владельце актива, схеме сделки, а применение электронно-цифрового ключа и программного кода гарантируют невозможность несанкционированного изменения информации. Цифровой алгоритм не позволяет получить финансовые ресурсы, денежные средства минуя поставку покупателю актива.

Дополнительная безопасность сделок с ЦФА, кроме ранее названных, обеспечивается обязательной идентификационной проверкой всех участников в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» [23].

Другим преимуществом цифровых финансовых активов является то, что применение технологии блокчейн, смарт-контрактов, автоматизация сделок по ЦФА существенно ускоряют проведение операций, а также снижают количество посредников (либо полностью их исключают) при осуществлении транзакций, чем достигается сокращение операционных и комиссионных расходов. В частности, «8Ьег С1В, основываясь на зарубежном опыте, считает, что затраты на выпуск ЦФА могут быть в 28 раз ниже, чем выпуск классических облигаций [32].

ЦФА обеспечивают упрощенный и более удобный доступ к финансовым рынкам против традиционных систем, их проще хранить, перемещать и страховать.

ЦФА дают дополнительные возможности по диверсификации активов и снижают инфраструктурные риски.

Важным преимуществом цифровых финансовых активов является

их защищенность от незаконных экономических санкций. Во-первых, сами активы, на которые выпущены ЦФА, находятся на территории их владельца и не могут быть заморожены или изъяты. Во-вторых, «у контролирующих институтов США и стран ЕС исчезают не только прямые рычаги влияния на межстрановые отношения, но и прямая возможность получения информации о транзакциях между государствами, использующими свои СББС в расчетах. Аналогичные эффекты доступны и за счет использования ЦФА в межстрановом движении капитала» [29].

Операторы информационных систем и обмена ЦФА

В целях обеспечения надежного и эффективного функционирования системы выпуска, учета, обращения, вторичной торговли и погашения цифровых финансовых активов в соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ формируется специальная инфраструктура, включающая операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА при осуществлении за ними комплексного контроля и надзора со стороны Центрального банка Российской Федерации. Указанными выше операторами могут быть только российские юридические лица, соответствующие определенным законом требованиям, лицензированные Банком России и включенные в специальный реестр.

Ведение реестров операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена цифровых финансовых активов, во исполнение Федерального закона № 259-ФЗ осуществляется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2020 года № 746-П [11]. Положение регламентирует порядок ведения реестра указанных выше операторов и условия их включения в реестр; а также уведомление Банка России о назначении на должности лиц определенных Федеральным законом № 259-ФЗ, их освобождении от должности, возложении временного исполнения обязанностей по данным кадровым позициям. Кроме того, Положение определяет порядок согласования Банком России изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов [11], а также ряд других регламентов, регулирующих функционирование системы.

Операторы информационных систем формируют первичный рынок цифровых финансовых активов. Их функция — допуск компаний-пользователей к информационной системе, в которой выпускаются и хра-

нятся ЦФА. Оператор информационных систем должен соответствовать ряду требований, в том числе организовать работу и гарантировать надежность и бесперебойное функционирование операционных систем; создать эффективные службы внутреннего контроля, аудита и управления рисками; обеспечить выполнение условий по стажу, квалификации и деловой репутации членов руководящих органов, единоличного исполнительного органа и должностных лиц; а также разработать в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации и согласовать с Банком России «Правила информационных систем», включающие правила выпуска ЦФА и внесения изменений в алгоритм используемых программ, а также требования по защите информации.

На сегодняшний день в реестр операторов информационных систем Банка России включено 11 компаний (таблица 1).

Таблица 1

Операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенных в реестр Банка России (по состоянию на 28 марта 2024 года)

№ п/п Полное и сокращенное наименование (*является кредитной организацией) Дата включения Банком России в реестр операторов информ. систем

1. Общество с ограниченной ответственностью «Атомайз», ООО «Атомайз» 03.02.2022 года

2. Публичное акционерное общество «Сбербанк России», ПАО Сбербанк* 17.03.2022 года

3. Общество с ограниченной ответственностью «Лайтхаус», ООО «Лайтхаус» 17.03.2022 года

4. Акционерное общество «АЛЬФА-БАНК», АО «АЛЬФА-БАНК»* 02.02.2023 года

5. Общество с ограниченной ответственностью «Система распределенного реестра» 09.03.2023 года

6. Общество с ограниченной ответственностью «Токены Цифровые Инвестиции», ООО «Токены» 15.06.2023 года

7. Акционерный коммерческий банк «ЕВРОФИ-НАС МОСНАРБАНК» (акционерное общество), АО АКБ «ЕВРОФИНАС МОСНАРБАНК»* 15.06.2023 года

8. Публичное акционерное общество «СПБ Биржа», ПАО «СПБ Биржа» 22.06.2023 года

9. Общество с ограниченной ответственностью «Блокчейн Хаб», ООО «Блокчейн Хаб» 27.07. 2023 года

10. Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий», НКО АО НРД* 03.08.2023 года

11. Акционерное общество «Тинькофф Банк», АО «Тинькофф Банк»* 28.03. 2024 года

Источник: Реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов [14].

Операторы обмена ЦФА формируют вторичный рынок обращения цифровых активов. Обеспечивают в разных информационных системах сбор и сопоставление заявок на сделки купли-продажи ЦФА и расчеты по ним. Оператор обмена должен иметь уставный капитал не менее 50 млн рублей и чистые активы от 50 млн рублей; создать подразделения внутреннего контроля, аудита и управления рисками; обеспечить операционную надежность и защиту информации; гарантировать выполнение условий по стажу, квалификации и деловой репутации членов руководящих органов, единоличного исполнительного органа и должностных лиц; а также разработать и согласовать с Банком России основной ор-ганизационно-регламентирующий документ организации — «Правила обмена цифровых финансовых активов».

На сегодняшний день в реестр Банка России в статусе операторов обмена ЦФА включены две организации: Публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС» (с 3 августа 2023 года) и Публичное акционерное общество «СПБ Биржа» (с 21 марта 2024 года) [15].

Анализ зарубежной практики использования цифровых активов.

Следует отметить, что в мире нет прямых аналогов российским ЦФА, однако есть близкие по экономической сущности финансовые инструменты. В то же время в разных странах практика использования цифровых активов имеет свои особенности, специфику. Вместе с тем, их применение за рубежом уже накопило некоторую историю, поэтому в процессе формирования нормативной правовой базы применения цифровых финансовых активов в России досконально изучался иностранный опыт в этой сфере. Особый интерес представляет практика использования и регулирование цифровых активов в развитых экономиках.

Важнейшим аспектом использования цифровых активов является

законодательная основа. При этом их регулирование в разных странах может осуществляться в двух основных форматах (таблица 2).

Во-первых, в ряде стран (в частности, в США и Канаде) для регулирования токенизированных активов применяются уже действующие правовые акты, например, в США — законы «О ценных бумагах» и «О биржах». Другой формат — использование новой, специально разработанной нормативной базы по регулированию цифровых активов. Это свойственно целому ряду стран, в основном европейским.

Таблица 2

Два основных подхода к регулированию цифровых активов в разных странах

Страна Специальная нормативная база по цифровым активам Применение существующего законодательства Примечание

Россия Х

США Х

Канада Х

Евросоюз Х 2020 г. Регламент ЕС о выпуске DLT-ценных бумагах

Германия Х 2021 г. Закон об электронных ценных бумагах

Швейцария Х 2021 г. Закон об адаптации законодательства к разработкам DLT-активов

Белоруссия Х

Казахстан Х

Китай Нет Нет Запрещены все криптоактивы, за исключением цифрового юаня

Япония Х

Сингапур Х

Бразилия Х

Источник: составлено по материалам [3, 4, 5, 13].

Такой «разнобой» в нормативно-правовом регулировании цифровых активов в разных странах сужает область применения и не способствует их распространению в мировом экономическом пространстве. Это, соответственно, ограничивает возможности международного экономического сотрудничества в указанной сфере.

Следует отметить, что в европейских странах осуществляются меры по координации систем регулирования в указанной сфере. Прежде всего, это касается стран ЕС, где проводятся целенаправленные мероприятия по сближению экономико-правовых условий использования токенизированных активов. Так Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг и финансовыми рынками (ESMA) отнесло криптоактивы, представляющие права на прибыль, к финансовым инструментам, которые должны соответствовать Правилам ЕС о ценных бумагах; вводится Регламент о регулировании рынков криптоактивов в Европейском союзе (MiCA) [13].

В США, как уже отмечалось, отсутствует федеральное законодательство в отношении цифровых активов, однако усиливается контроль. При выпуске токенов необходимо пройти специальный тест (Howey Test) и зарегистрироваться в Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN). Кроме того, проверку деятельности создателей невзаимозаменяемых токенов и криптовалютных бирж проводит Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) [13].

Большинство стран Азии и Южной Америки формирует свою собственную нормативную основу по регулированию цифровых активов, а на Африканском континенте практика их внедрения фактически пока не сформировалась.

Таким образом можно констатировать, что в настоящее время в мире нет единого подхода к правовому регулированию токенизированных активов. Однако «большинство стран идут по пути постепенной легализации отдельных аспектов, связанных с оборотом криптовалютных активов. Хотя есть и такие государства, в которых криптовалюта и связанные с ней технологии запрещены полностью. Например, Бангладеш, Боливия, Эквадор, Кыргызстан и Вьетнам» [28].

Использование цифровых финансовых активов в международных расчетах — качественно новый шаг в их развитии

В марте текущего года вступил в силу Федеральный закон, «позволя-

ющий использовать в международных расчетах цифровые финансовые активы (ЦФА), утилитарные цифровые права (УЦП), а также гибридные цифровые права, включающие одновременно оба эти инструмента... Введенные правовые нормы помогут решить проблемы, связанные с внешнеторговыми расчетами в условиях антироссийских санкций» [30]. Новый закон именуется: Федеральный закон от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [19] и предусматривает соответствующую корректировку целого ряда ныне действующих нормативных правовых актов, регулирующих организацию финансов, финансовые отношения и рынки.

В частности, субстантивные изменения вносятся в следующие Федеральные законы: «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности», «О национальной платежной системе», а также в федеральные законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О совершенствовании финансовых сделок с использованием финансовой платформы», которые дополнены важными положениями о том, что валютные операции с цифровыми правами осуществляются в информационных системах операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в соответствии с требованиями Федерального закона № 259-ФЗ, а также в инвестиционных платформах операторов инвестиционных платформ в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 августа 2019 года о привлечение инвестиций [18; 22; 25 и др.].

Существенные меры по защите интересов государства и участников финансового рынка предусмотрены актуальными изменениями и дополнениями в законы от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 29 декабря 2022 года № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», от 6 апреля 2011 года № 63-Ф3 «Об электронной подписи», а также от 7 августа

2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», включаются положения об обязательном контроле операций по передаче утилитарных цифровых прав и (или) цифровых финансовых активов... в том числе исключительных прав на них, по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами [23].

Соответствующие изменения и дополнения претерпели многочисленные подзаконные нормативные правовые акты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы, риски, нерешенные вопросы

Исходя из анализа практики развития цифровых финансовых активов главным сдерживающим фактором их широкого внедрения являются, на наш взгляд, недоверие и низкая заинтересованность в использовании незнакомого финансового инструмента, прежде всего, ввиду недостаточной информированности и неосведомленности. Как показали опросы отечественного бизнеса,— три четверти потенциальных пользователей данного перспективного финансового инструмента оказались к этому просто не готовы — ни морально, ни профессионально (таблица 3).

Таблица 3

Данные опроса российских компаний о готовности размещать деньги в ЦФА

1. Да, на небольшую сумму в качестве теста 15%

2. Да, но после того, как пройдут первые сделки 5%

3. Да, но только в ЦФА финансового сектора 6%

4. Не готовы 25%

5. Нет ответа, еще мало знают о ЦФА 49%

Источник: [32] со ссылкой на «ВТБ-факторинг».

Другой проблемой, влияющей на эффективность функционирования системы цифровых финансовых активов, является наличие нерешенных правовых вопросов. Вот некоторые из них. Так по мнению Д. Сарафановой Федеральный закон № 259-ФЗ не дает четкого определения понятия цифровых финансовых активов, «вместо этого он отсылает к Гражданскому кодексу Российской Федерации и данному в нем понятию цифровых прав. Если отсутствует четкое определение правового явления, то возникает неопределенность относительно сферы применения правового режима» [16].

На этой же проблеме акцентирует внимание Н. Е. Леонтьева: «Цифровые финансовые активы отнесены к виду цифровых прав (статья 141.1 ГК КФ), которые являются видом имущественных прав (статья 128 ГК РФ). Однако отнесение цифровых финансовых активов к цифровым правам мало способствует уяснению их правовой природы, поскольку регулирование цифровых прав ограничивается тремя пунктами статьи 141.1 ГК РФ. Какое-либо общее регулирование в отношении всех видов имущественных прав и вовсе отсутствует» [8].

Представляется также важным по мере развития правоприменительной практики дальнейшее совершенствование понятийного аппарата. Эта проблема пока существует и в рамках нашей страны, но в большей степени она касается вопросов координации финансовых взаимоотношений и правового регулирования при международном экономическом сотрудничестве. Как отмечают М. В. Гончарова и А. И. Гончаров: «Считаем отрицательно влияющим на участников инвестиционных операций разнобой в названиях инвестиционных инструментов и активов. Так, в разных странах, рассматривая наименования активов, транзакции с которыми проводятся по схеме блокчейна, можно встретить термины: виртуальные активы (Гондурас, Мексика), виртуальные финансовые активы (Мальта), виртуальные товары (Канада, Тайвань), криптокен (Германия).» [4].

Также к другим недоработкам и нерешенным проблемам следует отнести следующие:

— до конца не решен вопрос совместимости информационных платформ, как следствие участники операций с ЦФА вынуждены проходить регистрацию у разных операторов;

— затруднения в создании ликвидного вторичного рынка ЦФА, обеспечивающего доступность, удобство и ускорение процесса обмена активами;

— установленные нормативные ограничения для неквалифицированных инвесторов;

— не определен алгоритм действий участников и компенсации потерь в случае банкротства оператора информационной системы или оператора обмена ЦФА.

При этом, как это не странно, существует мнение (та же Н. Е. Леонтьева, которая писала о правовых пробелах), со ссылкой в том числе и на зарубежные практики, что «регулирование цифровых финансовых ак-

тивов в Российской Федерации в настоящий момент осуществляется посредством специальных норм, рассматривающих ЦФА в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Вместе с тем цифровые финансовые активы сущностно ничем не отличаются от ценных бумаг. Нематериальность ЦФА сближает их с бездокументарными ценными бумагами. Это говорит об отсутствии необходимости в создании специального регулирования в отношении цифровых финансовых активов [8].

С такой позицией согласиться, на наш взгляд, нельзя. Как раз, напротив, представляется обоснованным формирование единой нормативной правовой базы, регулирующей применение сложных финансовых инструментов (в данном случае ЦФА), особенно на этапе формирования основ их применения. Тем более, что их внедрение влечет значительные изменения в целом ряде уже действующих законов и подзаконных актов, а в силу новизны и отсутствия практики применения вызывает определенные опасения и недоверие, что в свою очередь сдерживает их развитие. Следовательно, законодательное оформление четкого алгоритма и механизма применения цифровых финансовых активов безусловно целесообразно. При этом, следует подчеркнуть, что в Российской Федерации, при формировании правовой основы регулирования цифровых финансовых активов рационально и критически использовался опыт отдельных стран и учитывались национальные условия, особенности и специфика.

Еще один существенный риск — киберугрозы. Любой цифровой актив является зоной риска кибермошенничества. Киберпреступников могут привлекать все категории активов, как финансовых, так и имущественных: недвижимость, транспорт, различные товары и ресурсы, интеллектуальная собственность, а также цифровые активы — информационные ресурсы, персональные данные, электронные подписи, криптовалюта, цифровые кошельки и прочие. По мнению экспертов в зоне особого риска находятся владельцы крупных активов, не уделяющие должного внимания вопросам кибербезопасности, а также значительный слой населения — лица с низким уровнем финансовой грамотности.

О масштабах проблемы можно судить из материалов Банка России «Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций». Киберпреступники похитили в 2023 году у клиентов финансовых организаций 15,8 млрд рублей, количество успешных мошеннических атак достигло 1,17 млн что на 33% больше, чем в 2022 году.

При этом банками отражено 34,8 млн попыток хищения финансовых ресурсов [9, 7].

Также значимой проблемой являются геополитические риски, незаконные санкции, аресты активов, отключения от цифровых и финансовых систем, кибер-атаки и прочие агрессивные действия со стороны недружественных стран.

Заключение

Таким образом можно констатировать, что в современных условиях цифровые финансовые активы являются перспективным инвестиционным инструментом, обеспечивающим минимизацию рисков потери активов.

Как отмечает генеральный директор «Атомайз» А. Ильясов: «Развитие рынка ЦФА и интеграция с цифровым рублем позволяют не только дать инвесторам широкий выбор цифровых инструментов, но и повысить удобство, скорость и надежность расчетов с ними» [33].

Учитывая, что существенным барьером, сдерживающим развитие рынка ЦФА, является недостаточная информированность бизнеса и населения о новых финансовых продуктах и инструментах необходимо проводить системную работу по разъяснению их преимуществ, развивать консалтинговую инфраструктуру для участников финансового рынка.

Необходимо обеспечить развитие соответствующих цифровых и специальных компетенций у специалистов финансово-экономического профиля, предпринимателей, топ-менеджеров и собственников бизнес-структур, руководящего звена государственных компаний и корпораций; создание специальных программ обучения и повышения квалификации; формирование системы повышения компьютерной и финансовой грамотности населения.

Принимая во внимание экспертное мнение, что при наличии законов, регулирующих использование ЦФА, нормативная база все же не является полной, а также учитывая постоянные динамичные изменения в условиях цифровой экономики, продолжить системную работу по совершенствованию законодательства и подзаконных нормативных правовых актов в сфере регулирования применения и развития цифровых финансовых активов; обеспечивать при необходимости оперативное внесение в нормативные документы изменений и дополнений.

В ходе широкого внедрения цифровых финансовых активов необ-

ходимо разрабатывать и развивать механизмы по противодействию киберпреступлениям и мошенничествам в сфере финансов, включая защиту физических лиц и индивидуальных предпринимателей-участников рынка ЦФА; принимать действенные меры по защите прав потребителей финансовых услуг.

Также важно принимать во внимание международное положение, геополитическую и геоэкономическую ситуацию, угрозу незаконных санкций, вторичных санкций и с учетом этого совершенствовать финансовые механизмы и инструменты, выстраивать международные экономические отношения, прежде всего, с дружественными странами.

Комментарии

1. Технология распределенных реестров — тип технологии, в результате использования которой информация распределяется между всеми участниками сети. При этом для достижения ее идентичности у всех участников сети применяется технология консенсуса, посредством которой все участники сети достигают общего соглашения о текущем состоянии распределенного реестра, электронной подписи при авторизации и защите данных от изменений и ведении реестра операций в хронологическом порядке [13].

2. Токен — цифровое выражение активов; единица учета в распределенном реестре, выражающая ценность того или иного объекта и/или объем прав на них; финансовый инструмент; цифровой код, а также электронный ключ, используемый для идентификации субъекта, обладающего обязательственными и иными правами в отношении репре-зентуемых объектов [1].

3. Блокчейн — технология шифрования и хранения данных (реестра), которые распределены по множеству компьютеров, объединенных в общую сеть. Это цифровая база данных информации, которая отражает все совершенные транзакции. Все записи в блокчейне представлены в виде блоков, которые связаны между собой специальными ключами. При этом каждый новый блок содержит данные о предыдущем [2].

4. Смарт-контракт — это алгоритм (программный код), в рамках которого в распределенном реестре фиксируются права и обязанности сторон сделки, условия договорных отношений, а также их будущее автоматическое исполнение. Условиями для самостоятельного исполнения могут быть: наступление конкретной даты и времени, получение подпи-

си определенного участника сети, события из внешних по отношению к распределенной сети систем и другое [13].

Литература

1. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru>c/ 1океп-4еЬ03Ь(дата обращения: 30 апреля 2024 года).

2. Блокчейн. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=1097 5614&ysclid=Ivr3fp6tzu73010978 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

3. Гирич М. Г., Ермохин И. С., Левашенко А. Д. Сравнительный анализ правового регулирования цифровых финансовых активов в России и других странах // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 4. С. 176-192.

4. Гончарова М. В., Гончаров А. И. Модернизация инвестиционной технологии выпуска и оборота цифровых финансовых активов // AlterEconomics. 2023. Т. 20. № 3. С. 570-603.

5. Есть ли ЦФА за рубежом? URL: https://vk.ru/atomyze/772751-est-li-cfa-za-rubezhom?ysclid=Itbi31usuv767080052 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

6. Иван Чебесков: объем рынка ЦФА может вырасти до 5-10% от объема фондового рынка России через 5 лет. Минфин России. 15 июня 2023 года. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id4=38528-ivan_chebeskov (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

7. Курочкина А. Кибермошенники украли почти 15,8 млрд рублей у россиян в 2023 году // Forbes. 13 февраля 2024 года. URL: https://www.forbes.ru/finansy/506131-kibermosenniki (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

8. Леонтьева Н.Е Цифровые финансовые активы: новый объект или давно известная сущность? // Научно-правовой журнал «Образование и право». 2022. № 1. С. 153-159.

9. Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций. Банк России. URL:https://cbr.ru/analytics/ ib/operations/2023(дата обращения: 30 апреля 2024 года).

10. Объем рынка ЦФА в России может достигнуть 500 млрд рублей в ближайшие три года. 20 февраля 2024 года. URL: https://tass. ru/ekonomika/20030399 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

11. Положение Центрального банка Российской Федерации от 16 декабря 2020 года № 746-П (Регистрация Минюстом России от 22 января 2021 года № 62191) «О ведении Банком России реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, о порядке и сроках представления операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторами обмена цифровых финансовых активов в Банк России сведений о лицах, распоряжающихся акциями (долями) указанных операторов, а также о порядке представления и согласования Банком России изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, изменений в правила обмена цифровых финансовых активов» URL:https://cbr. ru/Queries/UniDbQuery/File/90134/1227 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 4355-р (ред. от 21 декабря 2023 года) «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года». URL: https://legalacts. ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29122022-n-4355-r-ob-utverzhdenii (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

13. Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации. Банк России. Доклад для общественных консультаций. 2022. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/ Consultation_Paper07112022pdf (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

14. Реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Банк России. URL: https://cbr.ru/vfs/registers/infr/list_OIS.xlsl (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

15. Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Банк России. URL: https://cbr.ru/finm_infrastructure/registry/? CF.Search=(дата обращения: 30 апреля 2024 года).

16. Сарафанова Д. Пробелы в правовом регулировании цифровых финансовых активов // Вопросы российской юстиции. 2021.

№ 11. С. 273-280.

17. Терентьев А. Рынок на десятки миллиардов долларов: что такое ЦФА, как туда инвестировать и зачем это нужно // Forbes. 29 июня 2023 года. URL: https://www.forbes.ru/491755-rynok-na-desatki-milliardo(дата обращения: 30 апреля 2024 года).

18. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

19. Федеральный закон от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://publication.pravo.gov.ru/document/0 001202403110010?index=17#print (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

20. Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"». URL: https://www.kremlin.ru/acts/ bank/48124(дата обращения: 30 апреля 2024 года).

21. Федеральный закон от 27 июня 2011года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». URL: https://www.kremlin.ru/acts/ bank/33484(дата обращения: 30 апреля 2024 года).

22. Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.kremlin. ru/acts/bank/44616 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

23. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма». URL: https://www.kremlin.ru/acts/bank/17244 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

24. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 36-ФЗ «О рынке ценных бумаг» . URL: https://www.kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

25. Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 211-ФЗ «О совершенствовании финансовых сделок с использованием финансовой платформы». URL: https://www.kremlin.ru/acts/bank/4573/

page/Цдата обращения: 30 апреля 2024 года).

26. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». URL: https://www.kremlin.ru/acts/bank/18296/page/1(дата обращения: 30 апреля 2024 года).

27. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . URL:www.kremlin.ru/acts/bank/45766/page/1 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

28. Ханахмедова Л. В., Семенов В. В. Отдельные аспекты законодательной регламентации Цифровых финансовых активов и цифровой валюты: международно-правовой опыт и отечественные реалии // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 4 (104). С. 44-50.

29. Харинов С. В., Иванов В. В. Цифровые финансовые активы на рынке международного движения капитала // Банковское дело. 15 августа 2023. URL: https://www.bankdelo.ru/fingram/ press-center/bub/9079 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

30. Цифровые финансовые активы разрешили использовать в международных расчетах. Минфин России. 11 марта 2024 года. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id4=38897-tsifrovye_finansovye_aktivy (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

31. Цифровые финансовые активы — что дальше? //АКРА (АО). Аналитический комментарий. 20 февраля 2024 года. URL: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/145/ujs2sunn3acvz. 388215145 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

32. Цифровые финансовые активы: что это и как с ними работать. URL: https://jornal.tinkoff.ru/guide/digital-financial-assets/?ysclid =Is4m549ekd553955003 (дата обращения: 30 апреля 2024 года).

33. Что нужно знать о цифровых финансовых активах и почему это важно. 1 февраля 2024 года. URL: https://dzen.ru/a/ ZbuqTwGYIBgi3xDI(дата обращения: 30 апреля 2024 года).

References

1. Bol'shaya rossiyskaya enciklopediya [The Great Russian

Encyclopedia]. Available at: https://bigenc.ru>c/token-4eb03b (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

2. The blockchain. Available at: https://www.banki.ru/news/daythem e/?id= 10975614&ysclid=Ivr3fp6tzu73010978(accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

3. Girich M.G., Ermokhin I.S., Levashenko A.D. Comparative analysis of the legal regulation of digital financial assets in Russia and other countries. Vestnik mezhdunarodnyh organizaciy [Bulletin of International Organizations], 2022, vol. 17, no. 4, pp. 176-192 (in Russian).

4. Goncharova M.V., Goncharov A.I. Modernization of investment technology for the issuance and turnover of digital financial assets. AlterEconomics, 2023, vol. 20, no. 3, pp. 570-603 (in Russian).

5. Is there a CFA abroad? Available at: https://vk.ru/atomyze/772751-est-li-cfa-za-rubezhom ?ysclid=Itbi31usuv767080052 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

6. Ivan Chebeskov: the volume of the CFA market may grow to 5-10% of the volume of the Russian stock market in 5 years. The Ministry of Finance of Russia, 15 June, 2023. Available at: https://minfin. gov.ru/ru/press-center/?id4=38528-ivan_chebeskov (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

7. Kurochkina A. Cybercriminals stole almost 15.8 billion rubles from Russians in 2023. Forbes, 13 February, 2024. Available at: https:// www.forbes.ru/finansy/506131-kibermosenniki (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

8. Leontieva N.E. Digital financial assets: is it a new object or a long-known entity? Nauchno-pravovoy zhurnal "Obrazovanie i parvo" [Scientific and legal journal "Education and Law"], 2022, no. 1. pp. 153-159 (in Russian).

9. Overview of transactions performed without the consent of clients of financial organizations. The Bank of Russia. Available at: https:// cbr.ru/analytics/ib/operations/2023 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

10. The volume of the CFA market in Russia may reach 500 billion rubles in the next three years. February 20, 2024. Available at: https://tass. ru/ekonomika/20030399 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

11. Regulation of the Central Bank of the Russian Federation No. 746-P

dated December 16, 2020 (Registration by the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 62191 dated January 22, 2021) "On the Maintenance by the Bank of Russia of the Register of Information System Operators in which Digital Financial Assets are Issued, the Register of Digital Financial Asset Exchange Operators, on the procedure and Timing of Submission by information System Operators, in which the issue of digital financial assets is carried out, and by the operators of the exchange of digital financial assets to the Bank of Russia, information about the persons managing the shares (shares) of these operators, as well as on the procedure for submission and approval by the Bank of Russia of changes to the rules of the information system in which digital financial assets are issued, changes to the rules for the exchange of digital financial assets". Available at: https://cbr.ru/Queries/UniDbQuery/ File/90134/1227 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

12. Decree of the Government of the Russian Federation No. 4355-r dated December 29, 2022 (as amended on December 21, 2023) "On Approval of the Strategy for the Development of the Financial Market of the Russian Federation until 2030". Available at: https:// legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29122022-n-4355-r-ob-utverzhdenii (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

13. Development of the digital asset market in the Russian Federation. The Bank of Russia. A report for public consultation. 2022. Available at: https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_ Paper07112022pdf (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

14. The register of operators of information systems in which digital financial assets are issued. The Bank of Russia. Available at: https:// cbr.ru/vfs/registers/infr/list_OIS.xlsl (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

15. Register of Digital financial Asset exchange operators. The Bank of Russia. Available at: https://cbr.ru/finm_infrastructure/registry/?CF. Search= (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

16. Sarafanova D. Gaps in the legal regulation of digital financial assets. Voprosy rossiyskoyyusticii [Issues of Russian justice], 2021, no. 11, pp. 273-280 (in Russian).

17. Terentyev A. A market worth tens of billions of dollars: what is a CFA, how to invest there and why it is needed. Forbes. 29 June, 2023.

Available at: https://www.forbes.ru/491755-rynok-na-desatki-milliardov (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

18. Federal Law No. 173 of December 10, 2003 "On Currency Regulation and Currency Control" (in Russian).

19. Federal Law No. 45-FZ dated March 11, 2024 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". Available at: https://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403110010?in dex=17#print (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

20. Federal Law No. 331-FZ dated July 14, 2022 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and on Suspension of Certain Provisions of Article 5-1 of the Federal Law 'On Banks and Banking Activities'". Available at: https://www.kremlin.ru/acts/ bank/48124 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Federal Law No. 161-FZ dated June 27, 2011 "On the National Payment System". Available at: https://www.kremlin.ru/acts/ bank/33484 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

22. Federal Law No. 259-FZ dated August 2, 2019 "On Attracting Investments using Investment Platforms and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". Available at: https://www.kremlin.ru/acts/bank/44616 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

23. Federal Law No. 115-FZ of August 7, 2001 "On Countering the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and the financing of terrorism". Available at: https://www.kremlin.ru/acts/ bank/17244 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

24. Federal Law No. 36-FZ dated April 22, 1996 "On the Securities Market". Available at: https://www.kremlin.ru/acts/bank (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

25. Federal Law No. 211-FZ dated July 20, 2020 "On Improving Financial Transactions using the Financial Platform". Available at: https://www.kremlin.ru/acts/bank/4573/page/1 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

26. Federal Law No. 86-FZ of July 10, 2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)". Available at: https://www. kremlin.ru/acts/bank/18296/page/1 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

27. Federal Law No. 259-FZ dated July 31, 2020 "On Digital Financial

Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". Available at: https://www.kremlin. ru/acts/bank/45766/page/1 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

28. Khanakhmedova L.V., Semenov V.V. Certain aspects of the legislative regulation of Digital financial assets and digital currency: international-legal experience and domestic realities. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia],

2022, no. 4 (104), pp. 44-50.

29. Kharinov S.V., Ivanov V.V. Digital financial assets on the international capital movement market. Banking. 15 August,

2023. Available at: https://www.bankdelo.ru/fingram/press-center/ bub/9079 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

30. Digital financial assets have been allowed to be used in international settlements. The Ministry of Finance of Russia. 11 March, 2024. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id4=38897-tsifrovye_finansovye_aktivy (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

31. Digital financial assets - what's next? ACRE (AO). Analytical commentary. 20 February, 2024. Available at: https://www. acra-ratings.ru/upload/iblock/145/ujs2sunn3acvz ...388215145 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

32. Digital financial assets: what is it and how to work with them. Available at: https://jornal.tinkoff.ru/guide/digital-financial-assets /?ysclid=Is4m549ekd553955003 (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

33. What you need to know about digital financial assets and why it is important. 1 February, 2024. Available at: https://dzen.ru/a/ ZbuqTwGYIBgi3xDI (accessed: 30 April, 2024) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.