Научная статья на тему 'Экономико-правовые аспекты регулирования права компаний в странах Европейского Союза'

Экономико-правовые аспекты регулирования права компаний в странах Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ КАПИТАЛА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОМПАНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ КОМПАНИИ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CONCENTRATION OF CAPITAL / ORGANIZATIONAL AND JURIDICAL FORMS OF ECONOMIC ACTIVITIES / MERGING AND ABSORPTION OF COMPANIES / ECONOMIC STRATEGY OF THE EUROPEAN UNION / AUTHORIZATION OF COMPANY / MACROECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев А. А.

В настоящей статье рассматриваются отдельные экономические и правовые аспекты общего механизма регулирования права компаний в рамках паритетного интеграционного полюса, описывается роль слияний и поглощений компаний в системе интернационализации и концентрации капитала, приводятся базовые правовые формы, позиционируемые как одно из средств переплетения капитала стран Европейского Союза. Также описываются некоторые различия, характерные для международных отношений частного порядка в рамках данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and juridical aspects of regulation of law of companies in countries of the European Union

In this article some economic and juridical aspects of general mechanism of regulation of law of companies in limits of parity integration pole are considered, the role of merging and absorption of companies in system of internationalization and concentration of capital is described, basic juridical forms which are one of means of interlacing of capital of European countries are taken. Also some distinctions which are typical for international relations of private order in limits of this sphere are described.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые аспекты регулирования права компаний в странах Европейского Союза»

няющая высвобождение имеющихся конкурентных преимуществ.

ф Неэффективная система таможенного администрирования.

ф Факторы, обусловленные неразвитой рыночной инфраструктурой, отсутствием эффективных механизмов межотраслевого перелива капитала и маломощностью банковско-кредитной системы. ф Монополизированность отечественной экономики, высокие административные барьеры осуществления хозяйственной деятельности.

Совершенно очевидно, что преодоление указанных структурно-системных ограничений повышения качества экономического роста — прямая прерогатива государства. Присоединение к «зоне» участников организованной торговли способно дать

дополнительный импульс усилиям Правительства в этом направлении.

Здесь главное — не поддаваться иллюзии, что приобретение Россией статуса члена ВТО автоматически решает все национальные проблемы, связанные с системной слабостью и низкой конкурентоспособностью экономики, с существованием колоссальных структурных деформаций и диспропорций в производстве, устаревшим производственным аппаратом, низкой эффективностью использования производственных ресурсов (труда, капитала, инноваций и др.). Эти системные проблемы нынешней российской экономики с вступлением в ВТО не исчезнут сами по себе, потребуются активные усилия бизнеса и государства для их решения.

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА КОМПАНИЙ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

А.А. ЯКОВЛЕВ

кандидат экономических наук, доцент, Московский университет МВД России Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством Рецензент: доктор экономических наук, профессор Н.Д. Эриашвили

E-mail: [email protected]

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются отдельные экономические и правовые аспекты общего механизма регулирования права компаний в рамках паритетного интеграционного полюса, описывается роль слияний и поглощений компаний в системе интернационализации и концентрации капитала, приводятся базовые правовые формы, позиционируемые как одно из средств переплетения капитала стран Европейского Союза. Также описываются некоторые различия, характерные для международных отношений частного порядка в рамках данной сферы.

Ключевые слова: концентрация капитала, организационно-правовые формы хозяйственной деятельности, слияния и поглощения компаний, экономическая стратегия Европейского Союза, правосубъектность компании, макроэкономическое развитие.

ECONOMIC AND JURIDICAL ASPECTS OF REGULATION OF LAW OF COMPANIES IN COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION

A.A. YAKOVLEV

candidate of economices sciences, assistant professor Moscow university

of Ministry of internal affairs, Russia

Annotation. In this article some economic and juridical aspects of general mechanism of regulation of law of companies in limits of parity integration pole are considered, the role of merging and absorption of companies in system of internationalization and concentration of capital is described, basic juridical forms which are one of means of interlacing of capital of European countries are taken. Also some distinctions which are typical for international relations of private order in limits of this sphere are described.

Key words: concentration of capital, organizational and juridical forms of economic activities, merging and absorption of companies, economic strategy of the European Union, authorization of company, macroeconomic development.

В рамках предельно сложного явления глобализации международных отношений централизация капитала путем реализации международных слияний и поглощений является ключевым фактором развития мировой экономики. В настоящее время указанный процесс получил наиболее полное проявление в странах Европейского Союза. В условиях жесткой борьбы с США и Японией за первенство в мире Европейский Союз предпринимает целый ряд системных шагов по усилению международной конкурентоспособности организаций его государств-членов, в первую очередь, создавая максимально оптимальную правовую основу для целого комплекса трансграничных слияний и поглощений в рамках функционирующего внутреннего рынка Союза. В то же время система правового регулирования блока слияний и поглощений является одним из неотъемлемых элементов стратегии создания правовой инфраструктуры для единого внутреннего рынка в рамках Союза, работу которого целесообразно рассматривать как одну из наиболее значимых целей современной интеграции в пределах Европейского Союза, считающегося главным торгово-экономическим партнером нашего государства, а также наиболее активно развивающимся мировым полюсом интеграционных процессов. Юридический механизм, сформированный в Европейском Союзе в указанном направлении, особенно полезен для Российской Федерации, перешедшей к системе рыночного экономического развития и стремящейся оптимально включиться в интеграционные процессы в мировой экономике. В отдельных сферах концентрация иностранного капитала на территории нашего государства уже сейчас достигла требуемых размеров, но устоявшейся практики и комплексного механизма в данной области в Российской Федерации еще нет. В связи с этим юридические аспекты регулирования слияния и поглощения компаний по праву Европейского Союза могут быть в определенной мере адаптированы и для условий современной российской действительности.

В контексте воздействия факторов рыночной экономики капитал (как иностранный, так и отечественный) может осуществлять реальную хозяйственную деятельность, лишь будучи связанным с конкретными организационно-правовыми формами. При этом весь комплекс вопросов, связанных с

порядком возникновения указанных форм, условиями их реализации и участием в соответствующей мере в социально-экономической жизни, регулируется в определенной степени правом компаний; в рамках Общего рынка оно позиционируется в качестве одного из базовых инструментов, направленных на стимулирование интеграционных процессов путем формирования единого блока условий для максимально паритетного переплетения капиталов государств—членов и возникновения на основе этого мультинациональных концернов. В то же время перед государствами—членами Европейского Союза имеют место препятствия в сфере материального права компаний. Аналогичные проблемы стоят перед ними и при попытке создать комплексный механизм регулирования концентрации капитала в области международного частного права. В последнее время в данном направлении в значительной степени увеличилась роль как слияний, так и поглощений, причем эта правовая форма наиболее полно отвечает совокупности интересов интернационализации и концентрации капитала на современном этапе.

Экономическая наука оперирует разнообразными теориями, объясняющими природу слияний и поглощений. В сегодняшней корпоративной практике однозначно можно выделить значительное количество типов слияния и поглощения компаний. В качестве наиболее важных классификационных признаков для процессов слияния и поглощения компаний с экономической точки зрения целесообразно назвать такие, как, во-первых, характер интеграции компаний, во-вторых, это национальная принадлежность объединяемых компаний, в-третьих, отношение конкретных компаний к слияниям, в-четвертых, это способ объединения потенциала, в-пятых, условия слияния и механизм слияния.

Что касается конкретных видов слияния организаций, то можно особо обратить внимание на наиболее часто употребляемые из них. В зависимости от характера интеграции компаний выделяют следующие виды: горизонтальные слияния, вертикальные слияния, родовые слияния, конгломератные слияния (слияния с расширением продуктовой линии, слияния с расширением рынка и чистые конгломератные слияния). Предельно интересна в данном случае си-

стема конгломератных слияний, когда имеет место объединение компаний абсолютно различных отраслей без наличия некой производственной общности, т.е. слияние такого типа рассматривают как слияние организации одной отрасли с компанией другой отрасли (не являющейся в данном случае ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом). В рамках такого конгломерата объединяемые компании не имеют технологического и целевого единства с базовой сферой функционирования фирмы-интегратора (основное (профильное) производство в указанных объединениях принимает довольно расплывчатые очертания либо может исчезнуть). В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний целесообразно отметить два вида слияния компаний — национальные слияния и транснациональные слияния. Учитывая воздействие процессов глобализации хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной особенностью становится слияние и поглощение не только компаний различных государств, но в то же время и ряда транснациональных корпораций. В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить такие слияния, как корпоративные альянсы и корпорации. В ряде случаев слияния могут осуществляться на паритетных условиях, но следует помнить, что любое слияние в результате может завершиться поглощением. В целом тип слияний зависит от ситуации на конкретном рынке, а также от стратегии деятельности организаций и объема ресурсов, которыми данные компании располагают. Слияния и поглощения организаций имеют свои особенности в национальных государствах и регионах современного мира, при этом степень их правового регулирования также различна.

Если говорить о государствах—членах Европейского Союза, то в большинстве из них специалисты понимают под слиянием действие, которое влечет за собой универсальное правопреемство в отношении как операций, так и имущества сливающихся компаний, т.е. фактически их реорганизацию без ликвидации. Имеют место два юридических вида слияний — это поглощение и образование новой компании.

Наиболее четко концепция универсального правопреемства выражена в праве Германии. Упомяну-

тые виды слияний разрешены между акционерными обществами и между акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью. Сливающиеся компании подготавливают договор о слиянии, заверяемый в судебном или нотариальном порядке, и отчеты директоров о слиянии. Слияние должно быть одобрено общими собраниями акционеров участвующих компаний, большинством, представляющим три четверти капитала. Договор о слиянии, решение общих собраний акционеров сливающихся компаний и баланс поглощенной компании, подготовленный за шесть месяцев до даты слияния, заносятся в торговый реестр по местонахождению компаний. С этого момента указанные документы приобретают конститутивный характер. После внесения в реестр имущество поглощенной компании вместе с долгами переходит к поглотившей. Однако кредиторы поглощенной компании имеют право в течение шести месяцев с даты слияния требовать удовлетворения своих претензий. В слиянии могут участвовать несколько компаний. Защита интересов кредиторов, в первую очередь поглощенной компании, гарантируется в судебном порядке1.

Говоря о сегодняшнем дне, то практически все государства—члены Европейского Союза восприняли концепцию слияния как универсальное правопреемство без соответствующей ликвидации. Однако как порядок осуществления, так и последствия системы внутренних слияний для акционеров и кредиторов компаний, участвующих в слиянии, в каждом государстве—члене Европейского Союза отличаются значительным образом друг от друга. В отношении слияния компаний различной национальности предусмотрены в качестве основных следующие принципы: компании государств, участвующих в слиянии, должны быть признаны в данных государствах; необходимо следовать требованиям личных статутов сливающихся компаний; слияния не могут быть реализованы, если личный закон одной из компаний, участвующей в слиянии, не предусматривает такой операции. Общий принцип, действующий при слиянии — это принцип личного закона юридического лица (lex societatis). С учетом невозможности четкого разграничения области применения законов государств сливающихся компаний и принимая во внимание явную заинтересованность

участников в конкретной операции, может иметь место кумулятивное использование законодательства (фактически подразумевается выбор наиболее жесткого из нормативов). Необходимо учитывать и тот факт, что если собственность сливающихся компаний расположена в третьих государствах, то ее передача соответствующей новой компании путем универсального правопреемства может иметь место только в том случае, когда законы государства местонахождения данной собственности признают общую концепцию универсального правопреемства. Дополнительной преградой в рамках слияния компаний, созданных в соответствии с законами различных государств—членов Европейского Союза, становятся довольно сложные системы налогообложения данных государств.

Сегодня наиболее оптимальным средством переплетения капитала государств—членов Европейского Союза является создание как филиалов, так и дочерних компаний, каковые считаются одним из основных элементов единой экономической стратегии Европейского Союза. В качестве еще одной формы международной концентрации капитала можно рассматривать холдинги, которые являются довольно эффективным средством преодоления определенных национальных юридических и налоговых барьеров, стоящих перед международными концернами. Одна из основных задач холдингов — это определенное накопление капиталов для данных концернов и плановое управление соответствующими подразделениями. В целом холдинги считаются все же более гибкой формой концентрации капиталов, чем слияния, и их деятельность, как правило, ограничивается рядом таких функций, как: контроль и объединение капиталов организаций-учредителей, в которых они участвуют; финансовое обеспечение существующих или новых предприятий; создание отдельных компаний по приобретению патентов и др. В связи с тем, что цель холдингов есть привлечение капиталов из-за границы, государственная принадлежность как акционеров, так и руководителей (равно как и их местожительство) значения не имеют вообще, при этом капитал холдинга может быть выражен и в иностранной валюте.

Что касается общего механизма правового регулирования, то наибольший интерес представляют

проблемы национальности компаний, их признания за рубежом и беспрепятственного перенесения данными компаниями своего местонахождения из одного государства Союза в другое без потери первоначальной правосубъектности. При определении личного статута компании (а фактически — ее национальности), как правило, используются два основных критерия — это критерий административного центра (в качестве его разновидности можно рассматривать критерий центра эффективного принятия решений) и критерий инкорпорации. Данные критерии имеют одну общую черту — место уставной оседлости однозначно признается соответствующим реальности, что позволяет третьим лицам четко определить местонахождение компании. В то же время правовая система континентальной Европы требует реальной юридической связи компании с конкретным государством. С практической точки зрения это означает необходимость нахождения административного центра организации в государстве создания, т.е. соединения административного центра и места инкорпорации.

Следует отметить, что критерий инкорпорации оказался более приспособленным к современным условиям мировой экономики. Вместе с тем, активное вмешательство государства в экономику приводит к более жесткому контролю за деятельностью и созданием компании на его территории, что усиливает значение критерия административного центра. Существование этих двух противоположных тенденций расшатывает в определенной степени традиционные правовые институты и заставляет искать новые пути решения проблемы. Одних юридических критериев для определения национальности юридических лиц часто недостаточно и требуется связывать их более тесно с экономическими критериями, например, с упомянутым критерием центра эффективного принятия решений. Например, Великобритания, Ирландия, Нидерланды и Дания придерживаются критерия инкорпорации, в то время как остальные государства—члены ЕС — различных вариантов критерия административного центра. Однако определение этого критерия в странах, которые его придерживаются, различно. Так, во Франции требуется, чтобы местонахождение руководящих органов компании совпадало, а в

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Германии или Италии не требуется такой жесткой привязанности2.

Национальность компаний (организаций) жестко связана с механизмом ее признания за рубежом. Государство на своей территории постоянно оставляет за собой право оспаривать правосубъектность иностранной организации. Согласно общему правилу иностранным компаниям, тип которых не является известным местной системе правового регулирования, может быть отказано в признании. Признание зарубежных компаний является необходимым условием их допуска к деятельности в каком-либо государстве. Вообще компания не может иметь за границей больше прав, чем предоставляет ей личный статут. При этом признанной компании, как правило, предоставляется национальный режим, что означает, что она не может пользоваться правами, в которых местное законодательство отказывает аналогичным национальным компаниям (даже если личным статутом она наделена такими правами). Подробный анализ практики государств Общего рынка говорит о расхождениях, имеющих место даже в тех государствах—членах Европейского Союза, которые применяют один и тот же критерий национальности компаний (критерий административного центра). Необходимо обратить внимание на то, что признание в государствах Европейского Союза зависит и от публичного порядка, содержание которого в каждом из них является различным, а действие распространяется не только на принципы создания иностранных компаний, но и на реализацию ими предпринимательской деятельности в государствах-членах.

С проблемой национальности и признания компаний очень тесно связан и вопрос, касающийся беспрепятственного перенесения ими административного центра из одного государства-члена в другое без утраты их правосубъектности. Данная проблема в последнее время актуальна в связи с тем, что ее решение во многом активизирует процесс слияния компаний различных государств—членов Европейского Союза, для них это одна из ключевых интеграционных целей ввиду того, что трансграничные слияния представляют собой некое оптимальное средство как интернационализации, так и концентрации капитала. Можно однозначно утверждать, что перенесение административного центра компа-

нии из одного государства в другое в определенных случаях влечет за собой потерю правосубъектности, прекращение в государстве происхождения и создание вновь согласно законам государства приема. Таким образом, интернационализация постоянной хозяйственной деятельности в государствах—членах Европейского Союза реализуется путем организации филиалов, дочерних компаний, отдельных форм участия в капитале местных компаний, а также слияний и поглощений компаний.

В последнее время определенные меры координирующего характера в Европейском Союзе направлены на защиту интересов крупного капитала, которые имеют целью сгладить некоторые национальные особенности и тем самым способствовать концентрации капитала государств—членов Европейского Союза. На основе основных учредительных документов формируется единое право компаний Европейского Союза, призванное оптимизировать корпоративное законодательство государств—членов ЕС и при этом содействовать созданию общей юридической основы для комплекса действий в рамках трансграничных слияний и поглощений и стимулированию макроэкономического развития в рамках Союза.

Литература

1. Анилионис Г.П., Зотова Н.А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации. М.: Междунар. отношения, 2005.

2. Калашников Г.О. Слияние и поглощение компаний по праву Европейского Союза. М.: Международные отношения, 2007.

3. Сумароков В.Н., Сумароков Н.В. Расширение Европейского Союза и внешнеэкономические связи России. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: Учебное пособие. М.: Междунар. отношения, 2003.

5. Экономика Европейского Союза: Учебник / Г.Ю. Гагарина, В.В. Громыко, З.М. Окрут, О.В. Сагинова. М.: Экономистъ, 2003.

1 См.: Калашников Г.О. Слияние и поглощение компаний по праву Европейского Союза. М.: Международные отношения, 2007. С. 14—15.

2 См.: Калашников Г.О. Слияние и поглощение компаний по праву Европейского Союза. М.: Международные отношения, 2007. С. 26—27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.