Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПНОСТИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ'

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПНОСТИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ОБРАЩЕНИЯ И ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ягофарова И.Д.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из признаков правового государства и развитого гражданского общества является возможность обращения граждан в органы государственной власти для получения ответов на вопросы, связанными с различными аспектами жизнедеятельности. Наличие обратной связи дает реальную возможность проанализировать эффективность и результаты действий органов государственной власти в сфере правового регулирования всех сфер жизнедеятельности. Целью проводимого анализа является изучение законодательно закрепленных возможностей граждан обращать в соответствующие подразделения органов государственной власти, исследование содержания наиболее частных обращений, что позволяет делать выводы относительно доступности и эффективности мер государственной поддержки в условиях кризиса. Результаты исследования позволяют отметить, что достаточно широкий круг органов государственной власти имеют возможность принимать обращения и жалобы по различным вопросам. Среди всех обращений количество жалоб хозяйствующих субъектов по вопросам доступности мер государственной поддержки в последние пару лет значительно возросло, что связано с кризисными процессами в экономическом развитии государства. Содержание жалоб и обращений достаточно разнообразно, но существенную долю занимают обращения и жалобы на невозможность получения мер государственной поддержи субъектами малого и среднего бизнеса или сложность их реализации на практике. В качестве вывода можно отметить, что наличие взаимодействия государственных органов, граждан и их объединений, дает возможность повышать эффективность правового регулирования экономических процессов, что, в конечном результате, положительно отражается на функционирования государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL ANALYSIS OF CITIZENS' APPEALS TO PUBLIC AUTHORITIES ON THE AVAILABILITY OF SUPPORT MEASURES FOR ECONOMIC ENTITIES

The relevance of the research topic is due to the fact that one of the signs of a rule-of-law state and a developed civil society is the possibility of citizens contacting public authorities to get answers to questions related to various aspects of life. The presence of feedback provides a real opportunity to analyze the effectiveness and results of the actions of public authorities in the field of legal regulation of all spheres of life. The purpose of the analysis is to study the legislatively fixed opportunities of citizens to apply to the relevant departments of public authorities, to study the content of the most private appeals, which allows us to draw conclusions about the availability and effectiveness of state support measures in a crisis. The results of the study allow us to note that a fairly wide range of public authorities have the opportunity to receive appeals and complaints on various issues. Among all the appeals, the number of complaints from business entities on the availability of state support measures has increased significantly in the last couple of years, which is associated with crisis processes in the economic development of the state. The content of complaints and appeals is quite diverse but appeals and complaints about the impossibility of obtaining state support measures by small and medium-sized businesses or the complexity of their implementation in practice occupy a significant share. As a conclusion, it can be noted that the presence of interaction between state bodies, citizens and their associations make it possible to increase the effectiveness of legal regulation of economic processes, which, as a result, has a positive effect on the functioning of the state as a whole.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПНОСТИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 334.02

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПНОСТИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Ягофарова И.Д.

Уральский государственный экономический университет

ECONOMIC AND LEGAL ANALYSIS OF CITIZENS' APPEALS TO PUBLIC AUTHORITIES ON THE AVAILABILITY OF SUPPORT MEASURES FOR

ECONOMIC ENTITIES Yagofarova I.D.

Ural State University of Economics

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из признаков правового государства и развитого гражданского общества является возможность обращения граждан в органы государственной власти для получения ответов на вопросы, связанными с различными аспектами жизнедеятельности. Наличие обратной связи дает реальную возможность проанализировать эффективность и результаты действий органов государственной власти в сфере правового регулирования всех сфер жизнедеятельности. Целью проводимого анализа является изучение законодательно закрепленных возможностей граждан обращать в соответствующие подразделения органов государственной власти, исследование содержания наиболее частных обращений, что позволяет делать выводы относительно доступности и эффективности мер государственной поддержки в условиях кризиса. Результаты исследования позволяют отметить, что достаточно широкий круг органов государственной власти имеют возможность принимать обращения и жалобы по различным вопросам. Среди всех обращений количество жалоб хозяйствующих субъектов по вопросам доступности мер государственной поддержки в последние пару лет значительно возросло, что связано с кризисными процессами в экономическом развитии государства. Содержание жалоб и обращений достаточно разнообразно, но существенную долю занимают обращения и жалобы на невозможность получения мер государственной поддержи субъектами малого и среднего бизнеса или сложность их реализации на практике. В качестве вывода можно отметить, что наличие взаимодействия государственных органов, граждан и их объединений, дает возможность повышать эффективность правового регулирования экономических процессов, что, в конечном результате, положительно отражается на функционирования государства в целом.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего бизнеса, обращения и жалобы граждан, меры государственной поддержки, поддержка субъектов хозяйствующей деятельности.

Работа с обращениями и жалобами граждан составляет значительную часть работы государственных органов. Этим занимаются специальные структурные подразделения, деятельность которых регулируется правовыми актам и

Abstract

The relevance of the research topic is due to the fact that one of the signs of a rule-of-law state and a developed civil society is the possibility of citizens contacting public authorities to get answers to questions related to various aspects of life. The presence of feedback provides a real opportunity to analyze the effectiveness and results of the actions of public authorities in the field of legal regulation of all spheres of life. The purpose of the analysis is to study the legislatively fixed opportunities of citizens to apply to the relevant departments of public authorities, to study the content of the most private appeals, which allows us to draw conclusions about the availability and effectiveness of state support measures in a crisis. The results of the study allow us to note that a fairly wide range of public authorities have the opportunity to receive appeals and complaints on various issues. Among all the appeals, the number of complaints from business entities on the availability of state support measures has increased significantly in the last couple of years, which is associated with crisis processes in the economic development of the state. The content of complaints and appeals is quite diverse but appeals and complaints about the impossibility of obtaining state support measures by small and medium-sized businesses or the complexity of their implementation in practice occupy a significant share. As a conclusion, it can be noted that the presence of interaction between state bodies, citizens and their associations make it possible to increase the effectiveness of legal regulation of economic processes, which, as a result, has a positive effect on the functioning of the state as a whole.

Keywords: subjects of small and medium-sized businesses, appeals and complaints of citizens, measures of state support, support of business entities.

административными регламентами, связанными с работой обращениями граждан.

Законодательным актом, регламентирующим порядок работы с обращениями граждан, является ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 2 мая 2006 г.

http://bitjournal.ru 53

Бюллетень инновационных технологий

№ 59-ФЗ [1]. Им предусмотрена возможность рассмотрения жалоб граждан в устной, письменной, электронной форме, установлены требования к порядку подачи обращений и сроки рассмотрения.

Актуальность темы исследования связана с тем, что анализ обращений граждан показывает, что их количество за последние годы возрастает. С одной стороны это говорит о том, что многие положения нормативных правовых актов стало реализовы-вать сложнее, с другой стороны, это показатель обратной связи, реакции граждан на происходящие изменения, что является одним из признаков гражданского общества [2]. В данном случае предметный интерес представляют жалобы граждан на меры поддержки хозяйствующих субъектов и, к сожалению, поводы для жалоб и их количество снова растут, что обусловлено непростыми объективными факторами внешнего и внутреннего характера.

В России заявлен достаточно большой круг органов государственной власти, куда граждане могут обращаться с обращениями и жалобами, в том числе по вопросам поддержи хозяйствующих субъектов.

При проведении исследования были использованы различные методы общенаучного и частнонаучного характера, которые позволили обоснованно и грамотно определить результаты работы. Системный метод дал возможность рассмотреть в совокупности обращения граждан и выявить схожие проблемы, которые нуждаются в дополнительном исследовании. Методы анализа, синтеза также использовались в работе, поскольку именно они дают возможность рассматривать структурные элементы представленного объекта исследования. Статистический метод позволил отметить увеличение количества подаваемых гражданами обращений и жалоб. Социологический метод выявил наиболее эффективные с точки зрения хозяйствующих субъектов меры поддержки со стороны государства.

Результаты обсуждения. Способы подачи гражданами обращений и жалоб в органы власти разнообразны - от использования порталов «Ваш контроль», «Государственные услуги» до прямого обращения к конкретным органам, что встречается чаще всего. Наиболее ярким примером подобных встреч является, к примеру, встреча в 2020 г. В.В. Путина с представителями предпринимательского сообщества [3], в рамках которой проходило общение с

представителями бизнеса как очно, так и через видео-контент, что позволило задействовать широкий круг предпринимательского сообщества. Подобные встречи являются примером открытого диалога органов власти с представителями гражданского общества.

В 2019 г. в России по инициативе власти и бизнеса появилась еще одна онлайн-платформа для предпринимателей - «За-Бизнес.рф», на которой они могут пожаловаться на действия правоохранительных органов [4]. Об эффективности и востребованности говорить пока еще рано, но в ближайшие пару лет можно будет также проводить анализ результативности данной платформы.

Структурный анализ подаваемых жалоб и обращений граждан позволяет составить примерную картину того, какие жалобы встречаются чаще всего:

- критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства устарели и не соответствуют современным экономическим условиям. Кроме того, постоянно меняются различные требования;

- законодательством также установлено ограничение по структуре капитала субъектов МСП, что значительно сдерживает рост инвестиций в эту сферу;

- постоянное изменение формы отчетности. В большинстве случаев эти изменения носят формальный характер;

- предоставление в органы статистики большого количества форм федерального статистического наблюдения. Необходимо также заполнять и «нулевые» формы, которые вообще не относятся к видам деятельности многих предприятий;

- многие предприниматели не могу реализовать свое преимущественное право на выкуп недвижимости, арендуемого у муниципальных органов или управляющих компаний по причине заинтересованности муниципальных органов в сохранении имущественного фонда;

- органы исполнительной власти, реализуя экспортные задачи, не уделяют должного внимания малому и среднему бизнесу, в связи с чем доля их продукции в общем российском экспорте очень незначительна;

- в качестве меры поддержки в 2020 г. Правительством РФ был установлен мораторий на проведение проверок в 2021. Но, если посмотреть на условия Постановления, то те исключения, которые в нем содержаться распространяются на большинство

БИТ 2022 Том 6 № 3 (23) ^

субъектов МСП, лишая их данной привилегии. Стоит также отметить, что постановление не освобождает от проверок весь средний бизнес;

- еще одной мерой поддержки были заявлены льготные условия кредитования. Заявленные низкие ставки зачастую недоступны в силу специфических требований. Часто предпринимателям отказывают в предоставлении или устанавливают «кабальные» условия для их получения;

- в особом подходе нуждаются и субъекты МСП в удаленных сельских территориях, поскольку они, в силу низкой рентабельности, не могут позволить развивать свой бизнес на должном уровне, улучшать условия труда работников. Также у них есть сложности и с реализацией некоторых требований законодательства, в частности, с использованием онлайн-касс, системы ЕГАИС, «Меркурий». Маркировка товаров, так же как и введение ^-кодов, требуют определенных дорогостоящих затрат на приобретение оборудования, что также недоступно для данных субъектов;

- постоянно повышаются штрафные санкции. Зачастую, например, административные санкции не отличаются от размера выручки и от размера бизнеса, в результате чего малый и средний бизнес платит такие же штрафы, как и крупный бизнес.

- жесткая контрольно-надзорная деятельность, которая не позволяет субъектам МСП при малейшей задолженности перед бюджетом претендовать на меры государственной поддержки или участвовать в аукционах и конкурсах.

Многие из этих проблем существуют с 2013 г., и, к сожалению, государством не предпринимаются меры по изменению ситуации. Но есть и определенные успехи, которых не так много, но они также являются положительным результатом многочисленных обращений граждан на меры поддержки хозяйствующих субъектов. Например, это предоставление налоговых льгот для предприятий общепита и всех предприятий, связанных пищевым производством или снижение стоимости услуг по переводу денежных средств с помощью системы быстрых платежей и ряд других.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Результаты различных опросов, проведенным организациями в 2020 г. государственную поддержку, адресованную субъектам МСП смогли получить только 42 % предпринимателей. 45% не смогли воспользоваться никакими мерам поддержки [5].

По оценке самих предпринимателей, самыми лучшими мерами поддержки являются:

- предоставление налоговых льгот или реструктуризация налогового бремени;

- мораторий на проверки и закрытие бизнеса;

- субсидии на выплаты заработных плат.

При реализации всех этих мер в период 2019-2020 гг., предприниматели отметили, что:

- много вопросов возникло к справедливости распределения материальной помощи;

- многое зависело от правильности указания ОКВЭД, в результате чего помощь получали организации как с минимальными налоговыми выплатами, так и с максимальными;

- многие эффективные программы были быстро завершены;

- деятельность определенных отраслей была полностью приостановлена, на восстановление деятельности которых потребуется значительное время и средства;

- налоговая отсрочка привела к обратному эффекту, т.к. спрос не возрос, а необходимость отдавать долги осталась.

Выводы. Обращения граждан являются индикатором реальной ситуации в сфере деятельности малого и среднего предпринимательства. Содержание этих жалоб позволяет четко установить те вопросы, которые нуждаются в детальной и качественной проработке государством. При системном решении возникающих проблем в этой сфере государство может добиться расширения, во-первых, количества субъектов МСП, что положительно скажется на всей экономической системе России, а, во-вторых, повысить качество их деятельности, что также благоприятно скажется на социальной системе государства.

Список литературы

1. О порядке рассмотрения обращений граждан: федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета от 5 мая 2006 г. № 95.

2. Колоткина О.А. Экспертные возможности институтов гражданского общества и граждан как

фактор эффективности законодательства // Гражданское общество в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 3-5.

3. Встреча с представителями предпринимательского сообщества // www.kremlin.ru/events/president/news/63069 (дата обращения 02.04.2022).

4. В России заработал онлайн-сервис для жалоб

Бюллетень инновационных технологий

http://bitjournal.ru 55

бизнеса на давление силовиков // www.rbc.ru/economics/19/11/2019/5dd3c0569a7947e eb2987a6bhttps://www.rbc.ru/economics/19/11/2019/ 5dd3c0569a7947eeb2987a6b (дата обращения

02.04.2022).

Поступила в редакцию 10.06.2022

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex. ru

Сведения об авторе:

Ягофарова Инара Дамировна - доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета, кандидат юридических наук, e-mail: vaina3@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.