Научная статья на тему 'Экономико-математическое обоснование направления трассы автомагистрали лесозаготовительного предприятия, примыкающей к автомобильной дороге общего пользования'

Экономико-математическое обоснование направления трассы автомагистрали лесозаготовительного предприятия, примыкающей к автомобильной дороге общего пользования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Курьянов В. К., Афоничев Д. Н., Скрыпников А. В.

Разработаны экономико-математическая модель, позволяющая определить оптимальные параметры примыкания магистрали лесозаготовительного предприятия к автомобильной дороге общего пользования и размещения веток в полосе лесного массива, тяготеющей к данной магистрали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-математическое обоснование направления трассы автомагистрали лесозаготовительного предприятия, примыкающей к автомобильной дороге общего пользования»

ТРАНСПОРТ

УДК 630.383.2

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАССЫ АВТОМАГИСТРАЛИ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРИМЫКАЮЩЕЙ К АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

© 2005 г. В.К. Курьянов, Д.Н. Афоничев, А.В. Скрыпников

Существующие решения для поиска рациональных схем освоения лесных массивов исходят из предположения, что весь грузопоток стремится (или исходит) к одной точке (одному) пункту, например нижнему лесному складу, лесоперерабатывающему предприятию, речному порту или железнодорожной станции [1-6].

В настоящее время широко внедряется, особенно в малолесных регионах, вывозка лесоматериалов непосредственно к потребителям с использованием существующей сети дорог общего пользования. В этом случае дороги предприятий лесного комплекса примыкают непосредственно к конкретным автодорогам общего пользования. Возникает вопрос, в какой точке должно быть примыкание, так как грузопоток стремится к дороге, которая ограничивает с одной стороны зону лесопользования и в пределах примыкающего участка лесного массива имеет некоторую протяжен-

№ м

ность, равную

sin а 0

(в - коэффициент удлинения

общего пользования протяженностью вx. Необходимо учесть еще один фактор - ширина зоны тяготения к ветке не зависит от условий примыкания магистрали к существующей дороге, а следовательно, протяженность усов и средние расстояния перевозки по усам не зависят от x. В результате можно определить транспортную CT и дорожную Cд составляющие затрат

на перевозку грузов как функции от положения точки примыкания:

Cт =вмlмьм +ввlвьв +Pxb ;

C Д =

ßМLm (Cм + Вм)+ ßвLв (Cв + Вв) + ßx(Z + P)

Q '

(1)

существующей дороги; d м - ширина зоны тяготения к лесовозной магистрали, км; а 0 - угол примыкания лесовозной магистрали к существующей дороге, рад).

Грузопоток с участка лесного массива (или на участок) по дороге общего пользования перемещается в одном заданном направлении и распределяется по конкретным грузосборочным (грузообразующим) пунктам. Если таких пунктов п и каждому соответствует доля грузопотока qi с пробегом по сети общего пользования от границы рассматриваемого участка Li, то пробег до / -го пункта по сети общего пользования составит Li + x, где x - расстояние от границы лесного участка до точки примыкания лесовозной дороги, км. Параметр x зависит от особенностей размещения путей внутри лесного массива и условий примыкания к существующей дороге, в то время как расстояния Li являются константами и не зависят от x и параметров схемы освоения лесного массива. Основываясь на изложенном, можно заключить, что величину затрат на перевозку единицы груза C (руб./т) следует определять для внутренних путей, расположенных в лесном массиве, и участка дороги

где в м, l м, Ьм - соответственно коэффициент удлинения, среднее расстояние перевозки (км) и стоимость перевозки (руб./(т-км)) по магистрали; в в, lв, Ь в - то же по ветке; Ь - стоимость перевозки по существующей дороге, руб./(т-км); Lм, Lв - соответственно длина магистрали и суммарная длина веток, необходимая для освоения массива, км; См, Св - соответственно стоимость постройки 1 км магистрали и ветки, отнесенные к одному году, руб./км; Вм , Вв - соответственно затраты на содержание и ремонт магистрали и веток, отнесенные к одному году, руб./км; Z -стоимость дополнительного обустройства существующей дороги, отнесенная к 1 году, руб./км; P -плата за пользование существующей дорогой, руб./км; Q - годовой объем перевозок, т.

Длина магистрали зависит от количества примыкающих веток и составляет

Lм =—— +(n - 0,5)—

sin а 0

81П а

(2)

2

где A - расстояние от существующей дороги до зоны тяготения ветки, км; а 0 - угол примыкания магистрали к существующей дороге, рад.; п - количество веток, примыкающих к магистрали с одной стороны; dв - ширина зоны тяготения к ветке, км; а 2 - угол примыкания веток к магистрали со стороны острого

угла между магистралью и существующей дорогой, рад.

Суммарная длина веток Ьв составляет

вает объем груза -j q в

Г 3dl

4tga

А

- dd в - d tga

который

L в = n ((в1 + 1 в2 )

(3)

неравномерно распределен по длине части ветки в

третьем секторе, равной

d в

где Iв1, Iв2 - соответственно длина ветки с разных сторон от магистрали, км.

Параметры I в1 и I в2 связаны между собой зависимостью

((В1 + d )sin а 1 + ((в2 + d )sin а 2 = d м,

где dм - ширина зоны тяготения к магистрали, км; d - расстояние от конца ветки до границы зоны тяготения к магистрали, км.

Параметр I в1 зависит от х, а значит

2tga

- d. Грузооборот, соот-

ветствующий единице длины в третьем секторе, изменяется по зависимости

d в л.

Л -2Т-( d л

д\ + d tgа | + -Чх = д( + х)tgаJ,

2tga

где х - переменная; x е

0;-

2tga

■-d

. По протяже-

I в1 = х Sinao - d ;

sin а

l в2 =

d м - х sin а 0

sin а 2

- d . (4)

С учетом зависимостей (4) формула (3) примет Ч(в - х где х е

нию второго участка грузооборот равномерно распределен с плотностью в . В первом участке плотность грузооборота также величина переменная, которая изменяется по линейной зависимости вида

1В "

вид

Г х sin а 0 (sin а 2 - sin а,) d

L в = n \-^-2-^ +-м

sin а 1 sin а 2

sin а 2

- 2d \. (5)

Среднее расстояние вывозки по ветке - это отношение выполненной на ней грузовой работы к ее грузообороту. Грузооборот ветки прямо пропорционален площади зоны тяготения, которая равна:

( п Л ( п Л

d в

1 в1 + d

sin а

d в

1 в2 + d--

sin а 2

где а - расстояние от магистрали до границы прима-гистральной полосы, км.

Площадь зоны тяготения ветки можно разделить на зоны, которые показаны на рис. 1. Площадь первой зоны

составляет

d в

2tga

второй -

l в + d--

d

А

sin а tgа

d в

а третьей и четвертой в сумме

2tgа

. Из геометрических

соотношений в треугольнике четвертого сектора можно

найти его площадь

1

2d ddв + d 2tgа +

2

4tgа

Г 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельно, площадь третьего

- dd в - d 2tga 4tga в

а следова-

А

Рис. 1. Расчетная схема для определения среднего расстояния вывозки по ветке

Чтобы получить величину грузооборота в каждой конкретной точке ветки, необходимо представленные

Если считать относительно равномерным распре- зависимости плотности грузооборота проинтегриро-деление груза по площади, то четвертая зона дает вать и найти константы интегрирования. В результате

грузооборот 2q

(

dd в + d 2tga +

d

2

4tga

где q - рас-

пределение потенциального груза по площади, т/км . Данный объем перемещается по всей длине ветки и обеспечивает грузовую работу, равную

можно получить:

Qв = 2qI dв (х + d)+ (х + d)2tga + 4J

1 ql1

dd в + d tga +

d

2

4tga

. Третий сектор обеспечи-

при 0 < х <

Г d в

А

2tga

--d

Q в = qd i

Г di Л

x + —— 2tga

при 0 < x <| lв, + d-----Л

sin a tga

Q в = q\d

Г

x + l в + d --

d в Л x2t .

l h Г

RВ = q j —J dв (x + d)+ (x + d) tga +

d

2 Л

4tga

dx +

12 Г

+d в J

x + -

2tga

dx +

1з Г Г

J

x + l + d --

V v

sin a 2tga

d в Л x2 Л -Ttga

dx \. (6)

Рис. 2. Эпюра распределения грузооборота по длине ветки

В результате интегрирования выражения (6) получается зависимость вида

ч2

Rb =

qd в

d +1 в, -

a

d в Г 3

sin a J tga^ 4

d 3 ]

-d +lb, -

а

sin a

24tg 2a I

а среднее расстояние вывозки

qd в|1 в, + d - — ^ sin a

по ветке будет:

а) для ветки, расположенной со стороны острого угла примыкания,

»остр l В

l

2sin a 2

Г

xjd м - x sin a 0 - а+dв cos a 2

l-

6d sin a 2 - d в cos a 2 24 (dм - x sin a 0 - a)

sin a 2tga d в

при 0 < x .

tga

На рис. 2 показана эпюра распределения грузооборота по длине ветки. Грузовая работа - площадь данной эпюры

(7)

б) для ветки, расположенной со стороны тупого угла примыкания,

1

/туп _ l В _

2sina l

x j x sin a 0 - a + d в cos a l

l -

6d sin a l - dв cos a l 24 (x sin a 0 - а)

где ЯВ - грузовая работа ветки, т-км; 11, 12, 13 -пределы интегрирования, показанные на рис. 2.

(8)

Среднее расстояние вывозки по ветке - среднеарифметическое из величин I Встр и IВуп .

Грузооборот магистрали складывается из грузооборотов, примыкающих к ней веток, дополнительного грузооборота, формирующегося в начале магистрали QдНоп, и дополнительного грузооборота, формирующегося по протяженности магистрали Qд^рп . Принимая QдЛ^п равномерно распределенным по длине магистрали, можно найти соответствующую ему гру-

зовую работу Q

пр

Г А / .. d + (n - 0,5)—;

А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sin a

2 sin a

Грузовая работа магистрали складывается из следующих составляющих:

Г

RM =

Ql + qd Е

x sin a 0 - a dM - x sin a 0 - a

Л

+

sin a

sin a

2

LM +

f

+Q.

пр

А 1 n d

-+(n - 0,5)—

sin a 0

2sin a 2

x sin a 0 - a + qd в-:—0-x

sin a

(n - iR

da n-

sina0 2sinal ,=l

-i)

Л

+ qd}

d M - x sin a 0 - a

sin a

2

Г

ín^K §(2, -1)

sin a 0 2sin a 2 ,=l

Л

2

Заметим, что X(2'- l) = (n-1) и, выполнив

преобразования, получим

f

RM =(QдНоп + QдП^п) -A-+(n - 0,5)-,

\ / Sin Г1 SI

d в

sin a r

sin a 2

Полный грузооборот ветки составляет

(n - 0,5)dв

-Q ДОп12 ., j в + qd в x

2sina 2

x sin a 0 - a + d M - x sin a 0 - a

sin a,

sin a 2

nA , ч d + (n - 0,5

sin a

2sin a -

+ j(n - l)2 dв

x sin a 0 - a d M - x sin a 0 - a

sin a l

sin a 2

.(9)

Среднее расстояние вывозки по магистрали

l м =-

R.

Q ДОп + QgPn + nqd в

х sin а 0 - a + d м - x sin а 0 - a

sin а,

sin а 2

(10)

Í

Q ДРп = 2aqLM = 2aq

А d А

+(n - 0,5)-^ sin а 0 sin а 2

Q

Н

доп

ad в q

+

sin а

sin а

(11)

Объем перевозок по ветке Q В может быть определен как произведение плотности распределения груза д на площадь зоны тяготения к ветке:

Q В1 = qd,

х sin а 0 - a

Q В2 = qd>

d м - х sin а 0 - a

sin а 1 sin а 2

В результате годовой объем перевозок Q будет равен

(

Q = q i a

+nd в

2 A

d в

sin а.

+ (2n - 0,5) в +

d в

А

sin а 2 2sin а 1

х sin а 0 - a d м - х sin а 0 - a sin а,

C в

q,

В в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

Z , P .

d м, d ,

2. а 0 = 60°.

3. х = -

d м

2a sin а 0

9. Суммарная длина веток Ь в вычисляется по формуле (5).

10. Длина магистрали определяется по выражению (2).

11. Рассчитываются составляющие затрат по формулам (1).

12. Определяются затраты на перевозку единицы груза по выражению С = СТ + Сд .

13. Печать результатов: х, а0, а 1, а2, СТ ,

С Д , С.

14. а 2 = 90° : да - перейти к п. 15;

нет - а 2 = а 2 +1, перейти к п. 6.

15. а 1 = 90° : да - перейти к п. 16;

нет - а 1 = а 1 +1, перейти к п. 5.

16. х = 0 : да - перейти к п. 17;

d м

нет - х = х - -

20sin а 0

перейти к п. 4.

(12)

^ i sin а 2

Совокупность вышеприведенных зависимостей образует экономико-математическую модель обоснования параметров размещения сети дорог в лесном массиве, примыкающей к автомобильной дороге общего пользования. Реализация модели осуществляется при помощи следующего алгоритма: 1. Исходные данные: A , n , dв

вм, Ьм, вв, Ьв, в, Ь , Cм, Вм

4. а 1 = 30° .

5. а 2 = 45° . Q^ , Q Ноп определяются по формулам (11), Q рассчитывается по зависимости (12).

6. Я м определяется по формуле (9); среднее расстояние вывозки по магистрали рассчитывается по зависимости (10);

7. Средние расстояния вывозки по веткам определяются по зависимостям (7) и (8).

8. I в = 0,5 ((востр +1 втуп).

17. а 0 = 90° : да - конец;

нет - а 0 = а 0 +1 перейти к п. 3.

Разработанные экономико-математическая модель и алгоритм ее реализующий позволяют определить оптимальные параметры примыкания магистрали лесозаготовительного предприятия к автомобильной дороге общего пользования и размещения веток в полосе лесного массива, тяготеющей к данной магистрали.

Литература

1. Курьянов В.К. Повышение эксплуатационно-экологического уровня лесовозного автомобильного транспорта: Дис. ... д-ра техн. наук / Моск. гос. ун-т леса. М., 1993.

2. Ильин Б.А. Основы размещения лесовозных дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий / Л., 1987.

3. Ильин Б.А. Состояние и ближайшие перспективы научных разработок в области создания лесных дорожно-транспортных систем // Сухопутный транспорт леса: Сб. науч. тр./ С-ПбГЛТА. СПб., 1999. С. 31-52.

4. ВСН 01-82 Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий. Л., 1983.

5. Ильин Б.А, Салминен Э.О. Теория лесотранспорта. Л.,

1992.

6. Заложных В.М. Прямая вывозка древесины из лесосеки до потребителя // Лесоэксплуатация: Межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 1998. С. 65-69.

Воронежская государственная лесотехническая академия

23 сентября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.