ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
ОПТИМИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ УСОВ И ПОГРУЗОЧНЫХ ПУНКТОВ НА ЛЕСОСЕКАХ
Д.Н. АФОНИЧЕВ, проф. каф. промышленного транспорта стоительства и геодезии ВГЛТА, д-р техн. наук,
ПС. РЫБНИКОВ, асп. каф. промышленного транспорта стоительства и геодезии ВГЛТА
При размещении дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий стремятся снизить до минимума затраты на вывозку древесины [1, 2]. Ограничение размеров лесосек, устанавливаемое правилами рубок леса в Российской Федерации, приводит к значительным объемам строительства лесовозных усов, а поэтому очень важно найти оптимальные схемы размещения усов. В работе [3] получена зависимость для установления положения лесовозного уса на лесосеке, характеризующегося меньшими затратами. В работах [4, 5] определено оптимальное смещение уса по направлению грузопотока по ветке, но без учета изменения расстояний между погрузочными пунктами, которое зависит от среднего расстояния трелевки. Кроме этого в работе [5] не рассмотрен вариант примыкания трелевочных волоков длинных и коротких пасек под разными углами. Анализ работ [1-8], посвященных размещению лесовозных усов и погрузочных пунктов на лесосеках, показал, что их основной недостаток - это раздельный поиск взаимосвязанных параметров размещения усов и погрузочных пунктов, хотя данные задачи должны решаться одновременно.
Авторы разработали алгоритм поиска оптимального положения лесовозного уса на лесосеке и размещения погрузочных пунктов для двух вариантов расположения трелевочных волоков:
- вариант 1 - магистральные волоки расположены вдоль уса, пасечные волоки со стороны магистрали (в коротких пасеках) размещаются перпендикулярно усу, а пасечные волоки со стороны границы зоны тяготения магистрали (в длинных пасеках) размещаются параллельно направлению ветки;
- вариант 2 - пасечные волоки расположены параллельно усу, магистральный волок
со стороны магистрали (в коротких пасеках) размещается перпендикулярно усу, а магистральный волок со стороны границы зоны тяготения магистрали (в длинных пасеках) размещаются параллельно направлению ветки.
Реализация алгоритма (рисунок) предполагает ввод следующих исходных данных: dy - ширина зоны тяготения к усу (ширина лесосеки), км; сПП - затраты на устройство, содержание и ликвидацию погрузочного пункта, руб.; a0 - протяженность магистрального волока за пределами пасеки, км; aK - расстояние от конца магистрального волока до границы пасеки, км. kPM - коэффициент удлинения магистрального волока; СМВ - удельная стоимость устройства и ликвидации магистрального волока, руб./км; уЛ - ликвидный запас древесины на лесосеке, м3/га; Ьш - стоимость трелевки по магистральному волоку при основных работах, руб./(м3-км); s - расстояние от оси уса до бровки магистрального волока, км; bM - стоимость трелевки по магистральному волоку при подготовительных работах, руб/ (м3-км); а - угол примыкания уса к ветке, град.; kPn - коэффициент удлинения пасечного волока; СПВ - удельная стоимость устройства и ликвидации пасечного волока, руб/км; aП - расстояние от конца пасечного волока до границы пасеки, км; sMB - ширина магистрального волока, км; as - расстояние от конца пасечного волока до оси уса, км; a - ширина зоны тяготения к пасечному волоку, км; Ьпв - стоимость трелевки по пасечным волокам при основных работах, руб./(м3-км); bn - стоимость трелевки по пасечным волокам при подготовительных работах, руб./(м3-км); kPB - коэффициент удлинения ветки; Ьв - стоимость вывозки по ветке, руб/(м3-км); sу - ширина лесовозного уса, км; А - шаг изменения ширины пасеки dnMs, км; dnMmin - минимальная ширина пасеки, км. Для
150
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Рисунок. Блок-схема алгоритма расчета параметров размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке
варианта 2 не требуется ввод двух параметров: b„, и a.
Варьируемый параметр dUМе - глубина пасеки со стороны магистрали, в нем и во всех величинах, которые являются его функциями, присутствует переменный индекс е, который принимает значения от 1 с интервалом приращения 1 в процессе перебора возможных величин dUMe. Для варианта размещения уса по
краю лесосеки варьируемого параметра нет, но для отделения показателей этого варианта все параметры, которые являются функциями ширины зоны тяготения к усу d^/ , имеют дополнительный индекс 0.
Результатом вычислительной процедуры являются значения параметров размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке: dnM - глубина пасеки со сторо-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
151
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
ны магистрали, км; ^ПГ - глубина пасеки со стороны границы зоны тяготения магистрали, км; / - расстояние между погрузочны-
ми пунктами со стороны магистрали, км; /
- расстояние между погрузочными пунктами со стороны границы зоны тяготения магистрали, км. Указанные параметры соответствуют минимальным суммарным удельным затратам на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов zyTB.
Минимальные суммарные удельные затраты на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов выбираются из всех рассматриваемых вариантов с разными значениями варьируемого параметра dnMfe и варианта с размещением уса по краю лесосеки при котором dnM = 0 и /ПМ = 0.
Суммарные удельные затраты на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов для е-го значения варьируемого параметра d определяются по формуле
_ _ кРВЪв (dnMe — 0, )
2УТВе ~ ■ +
sin а
I ^СПП + ZMBMe + 2ПВМе + 2МВГе + 2ПВГе , (1)
Я Me + Яге
где zMBMe - затраты на устройство магистральных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним со стороны магистрали, руб.;
zTBMe - затраты на устройство пасечных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним со стороны магистрали, руб.;
2мвГе - затраты на устройство магистральных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним со стороны границы зоны тяготения магистрали, руб.;
2ПвГе - затраты на устройство пасечных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним со стороны границы зоны тяготения магистрали, руб.;
qMe - объем заготавливаемой древесины в пасеке со стороны магистрали, м3;
qre - объем заготавливаемой древесины в пасеке со стороны границы зоны тяготения магистрали, м3.
qMe 100УЛ /ПМе dnMe; qre 100Ул /ПГе (^ПГе' (2)
Глубина пасеки со стороны границы зоны тяготения магистрали dUFe зависит от варьируемого параметра dUMe
d^r = d - d„.. (3)
Для варианта 1 расчет параметров и показателей размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке (/пмe, z^M^
^, /ПГe, ZMB^ 2тт) производится в следуЮщей последовательности по формулам
. (4)
^ПМе — 0,14
ZMBMe ~ крм
спп крм^мв (°о ак )
\ Удк-РМ \рМВ (^ПМе “О"*"
СМВ (а0 + УПМе ~ ак
+50у л1ПМе [Ьш {dnMe — —s) + bMs~\{2a0 — ак + 1ПМе)
Сщ ПМе ~ап~ SMB ~ aS )
(5)
z =k l *
*ПВМе гуРП1ПМе
а
+50улЦ’пвУ^пМе ~S)(dnMe
~ап ~ S) iS ~ SMB ) х
Х(5 — SMB ~ aS )]
.. (6)
^ПГе 0,14
сш sin а + кшСш (а0 sin а -аК)
\ УЛ^РМ \j*MB (dПГе “О"*" ^MS~\ S^n а
. (7)
^ МВТе
-к
РМ
''МВ
а0 IПГе
а
К
+
sin а.
+50ул(
Л ПГе
2«о“ — sin а.
. (8)
+
Х\рШ (dПГе ^) + ^MS]
-1-5 0у л^ПГе [Ъмв (^ПГе ^MS~\
Z =к I *ПВГе п'РП1ПГе
Спв(^ПГе аП S MB as)
а
+50улх
Ьщ(^ПГе S^dnre °П Д)
+
. (9)
sina
+К (s—sm ys—sm —as )
Для варианта 2 расчет параметров и показателей размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке (/ШМе - протяженность магистрального волока в пасеке
z Z
ПМе MBMe’ ПBMe’
со стороны магистрали, км, /П /МВГе - протяженность магистрального волока в пасеке со стороны границы зоны тяготения
152
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
магистрали, км, 1ПГе, zMBre, znBre) производится в следующей последовательности по формулам = kot ,(ars + dmj - a г - 5). (10)
MBMe PMv 0 ПМе K 7 v 7
W-ОД4,
Cma ^nUe^nB^PniPnJrSmУ^^МВМе^МВа
ZMBMe к PM
улкрП^ЬПв (dnMe
Cm ip0 + dnMe ~aK ~s^)+
+100у л^т^ПМе [(ao +
+0,5 (dnMe — aK — s)) x
x(dnMe-s) + a0s]
. (11)
. (12)
2ПВМе ~ кPII dnMe °П
drrjis^C,
TJMe TJB
+
a . (13) +50ул/ЯМг \bnB (dnMe — s) + bns]}
/ - к
lMBPe n7>M
a0 +
dПГе aK S
sin a
/лг,=0Д4
СПП a~dnre Спв^рп ipn^~S MB )ЦиВГе CMB °
Y Л^‘РПС\рПВ ^ПГе ,0^7‘У]
(14)
. (15)
“МВГе крМ{Смв\ a0+~
dnre aK S
AI a„+-
sina у dnre~QK~S^
00у Л^МВ^ПГеХ
2sina
(dllfe SYa0S
. (16)
}
2ПВГе крп ОпГе an
d,,r„C
ПГеПВ
a
+50y л1ПГе \ЬПВ (рПГе s) + bns]}
. (17)
При размещении лесовозного уса по краю лесосеки формула (1) упрощается, так как остается только одна сторона относительно уса, а суммарные удельные затраты на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов определяются по формуле
ZyTB0 (сПП + ZMBr0 + ZПВГ0)/^Г0, (18)
где zMBr0 - затраты на устройство магистральных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним при размещении лесовозного уса по краю лесосеки, руб.;
znBr0 - затраты на устройство пасечных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним при размещении лесовозного уса по краю лесосеки, руб.; qr0 - объем заготавливаемой древесины в пасеке, м3.
Чг0 = 100Ул1пи^у (19)
Для варианта 1 при положении уса по
краю лесосеки расчет параметров и показателей размещения погрузочных пунктов на лесосеке zmb^ znBr0) производится в следу-
ющей последовательности по формулам
/яго-ОД4
спп^та+крмСш(а0&та иК^)
У Л^РМ ^midy s 0,55y^f (js+0,5 5у ) sina
7 — ]г
*МВГ0 лРМ
с,
МВ
ао + ^пго
sin a J
+50у л1,
л*пг о
2«о- —
„ sin а у х[Ьмв (dy ~ s — 0,5sy )+ +ЬМ + 0,5sy )] +
“bSOynr(\-bmb (dy — s — -0,5 sy) + bM(s + 0,5sy )]
. (20)
(21)
_ 1 j fCnBidy an sMB as)
2ПВГ0~КРП1ПГ01 +
a
+50ул[
bneidy s Q’^Sy^dy an s 0,5^)^ (22)
sina
+bjj(s+0,5sy sMB^s+0,5sy sm я5)]}
Для варианта 2 при положении уса по краю лесосеки расчет параметров и показателей размещения погрузочных пунктов на
лесосеке ^МВ^ ^ ZMВГ0, znBr0) производится
в следующей последовательности по формулам
1 -к
1МВГ 0 ^РМ
^пго ОД 4
а0 +
dy ~аК —s — 0,5Sy
sin a
сппа dyCnBkPIIx х(ап +smb мвгйСта
Ул^рпа1Рпв (dy s
-0,5^ )+bn (5+0,5sy )]
(23)
(24)
2мвго ~kPM {Сш I aQ +
+1 OOy ЛЬШ1ПГ0 x[
aQ+
dy —cig —s—0,5^ sina j dy —aK —s—
+
Л . (25)
2sina
x(dy -s-0,5syy±a0 (я-0,5^у)]}
/
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
153
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
ZnBrO~kpnWnrO аП SMB )Х{
dX
У^ПВ
а
+50ул/ягох
(dy s 0,55у)+6я(5+0,55у)]}
(26)
Представленные алгоритм и аналитические зависимости дополняют математическое обеспечение системы автоматизированного проектирования сетей дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий и автоматизированной системы технологической подготовки лесозаготовительного производства. На основе приведенного в данной работе алгоритма авторы разработали программу для ЭВМ.
Библиографический список
1. Ильин, Б.А. Основы размещения лесовозных дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий / Б.А. Ильин. - Л.: ЛТА, 1987. - 63 с.
2. Афоничев, Д.Н. Алгоритм расчета в системе автоматизированного проектирования оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов / Д.Н. Афоничев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2010. - № 5. - С. 82-86.
3. Афоничев, Д.Н. Размещение лесовозного уса на лесосеке / Д.Н. Афоничев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2009. - № 3. - С. 92-94.
4. Пядухов, А.В. Размещение лесовозного уса на лесосеке с учетом направления грузопотока / А.В. Пядухов // Ресурсосберегающие и экологически перспективные технологии и машины лесного комплекса будущего: Матер. междунар. научно-практич. конф., посвящ. 55-лет. лесоинженерного факультета ВГЛТА / ВГЛТА. - Воронеж, 2009. - С. 340-344.
5. Пядухов, А.В. Влияние угла примыкания лесовозного уса к ветке на величину смещения уса по направлению грузопотока / А.В. Пядухов // Актуальные проблемы лесного комплекса: Межьуз. сб. науч. тр. / ВГЛТА. - Воронеж, 2010. - Вып. 1. - Т 2. - С. 98-103.
6. Иевлев, А.И. Моделирование и оптимизация лесопромышленных процессов . В 2-х ч. Ч. 2. / А.И. Иевлев, И.А. Сидельников. - Воронеж: ВГЛТА, 1997. - 76 с.
7. Афоничев, Д.Н. Оптимизация размещения внутриплощадочных дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий / Д.Н. Афоничев // Природопользование: ресурсы, техническое обеспечение: межвуз. сб. научн. тр. / ВГЛТА. - Воронеж, 2007. - Вып. 3. - С. 36-42.
8. Афоничев, Д.Н. Размещение погрузочных пунктов вдоль лесовозного уса / Д.Н. Афоничев, А.В. Пядухов, П.С. Рыбников // Перспективные технологии, транспортные средства и оборудование при производстве, эксплуатации, сервисе и ремонте: Межвуз. сб. науч. тр. / ВГЛТА. - Воронеж, 2010. - Вып. 5. - С. 84-87.
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОСОГЛАСОВАННОЙ
работы комплектов адаптивно-модульных лесных машин
К.П. РУКОМОЙНИКОВ, доц., докторант каф.ТОЛПМарГТУ, канд. техн. наук
Перед лесозаготовителями постоянно встает проблема подбора систем машин, позволяющих обеспечить бесперебойную работу в конкретных природно-производственных условиях с минимальными затратами [1]. Особую значимость постановка данного вопроса приобретает при попытке обоснования эффективной технологии использования адаптивно-модульных лесных машин. Возникает необходимость анализа не отдельной лесозаготовительной единицы, а совокупности энергетических и технологических модулей, попарно функционирующих на лесосеке с возможностью их взаимозаменяемости, комбинирования и дополнения при выполнении основных и вспомогательных операций лесосечных работ.
[email protected] Анализируя возможности технологии использования адаптивно-модульных лесных машин при выполнении всего комплекса операций лесосечных работ, можно отметить, что для полного освоения участка лесного фонда на лесосеках должен быть использован один или более энергетический модуль и столько же или более технологических модулей. На первом этапе подбора энергетических и технологических модулей необходимо определить операцию с максимальной производительностью. Для выравнивания объемов выработки на смежных операциях необходимо наличие одного-двух дополнительных технологических модулей на смежной менее производительной операции. Производительность технологических модулей в отличие от
154
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013