Научная статья на тему 'Оптимизация в системе автоматизированного проектирования параметров размещения лесовозных усов и погрузочных пунктов на лесосеках'

Оптимизация в системе автоматизированного проектирования параметров размещения лесовозных усов и погрузочных пунктов на лесосеках Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
116
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / РАЗМЕЩЕНИЕ / ЛЕСОСЕКА / ПАСЕКА / ЛЕСОВОЗНЫЙ УС / ПОГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ / СУММАРНЫЕ УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ / OPTIMIZATION / PLACEMENT / LOGGING SITE / STUMP-AREA / SPUR LOGGING ROAD / LOADING POINT / COST PER UNIT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Афоничев Д. Н., Рыбников П. С.

Представлен разработанный авторами алгоритм поиска оптимального положения лесовозного уса на лесосеке и размещения погрузочных пунктов для двух вариантов расположения трелевочных волоков по критерию – суммарные удельные затраты на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов. Варьируемый параметр – глубина пасеки со стороны магистрали. Результатом вычислительной процедуры являются значения параметров размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке: глубина пасеки со стороны магистрали, глубина пасеки со стороны границы зоны тяготения магистрали, расстояние между погрузочными пунктами со стороны магистрали, расстояние между погрузочными пунктами со стороны границы зоны тяготения магистрали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the algorithm for determination of optimal spur logging roads and loading points placement in the logging site for two variants of skid trail positioning, based on the criteria of summarized timber skidding, transportation and loading points constructing cost per unit. Variable parameter is the depth of stump area in the way of the road. The results of the reaserch done are the parameters of spur logging road and loading points placement in the logging site: depth of stump area from the main logging road, depth of stump area on the side of road gravitation zone borderline, distance between the loading points on the side of the main road, distance between the loading points on the side of main road gravitation zone boderline.

Текст научной работы на тему «Оптимизация в системе автоматизированного проектирования параметров размещения лесовозных усов и погрузочных пунктов на лесосеках»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ОПТИМИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ УСОВ И ПОГРУЗОЧНЫХ ПУНКТОВ НА ЛЕСОСЕКАХ

Д.Н. АФОНИЧЕВ, проф. каф. промышленного транспорта стоительства и геодезии ВГЛТА, д-р техн. наук,

ПС. РЫБНИКОВ, асп. каф. промышленного транспорта стоительства и геодезии ВГЛТА

При размещении дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий стремятся снизить до минимума затраты на вывозку древесины [1, 2]. Ограничение размеров лесосек, устанавливаемое правилами рубок леса в Российской Федерации, приводит к значительным объемам строительства лесовозных усов, а поэтому очень важно найти оптимальные схемы размещения усов. В работе [3] получена зависимость для установления положения лесовозного уса на лесосеке, характеризующегося меньшими затратами. В работах [4, 5] определено оптимальное смещение уса по направлению грузопотока по ветке, но без учета изменения расстояний между погрузочными пунктами, которое зависит от среднего расстояния трелевки. Кроме этого в работе [5] не рассмотрен вариант примыкания трелевочных волоков длинных и коротких пасек под разными углами. Анализ работ [1-8], посвященных размещению лесовозных усов и погрузочных пунктов на лесосеках, показал, что их основной недостаток - это раздельный поиск взаимосвязанных параметров размещения усов и погрузочных пунктов, хотя данные задачи должны решаться одновременно.

Авторы разработали алгоритм поиска оптимального положения лесовозного уса на лесосеке и размещения погрузочных пунктов для двух вариантов расположения трелевочных волоков:

- вариант 1 - магистральные волоки расположены вдоль уса, пасечные волоки со стороны магистрали (в коротких пасеках) размещаются перпендикулярно усу, а пасечные волоки со стороны границы зоны тяготения магистрали (в длинных пасеках) размещаются параллельно направлению ветки;

- вариант 2 - пасечные волоки расположены параллельно усу, магистральный волок

dmafonichev@yandex.ru

со стороны магистрали (в коротких пасеках) размещается перпендикулярно усу, а магистральный волок со стороны границы зоны тяготения магистрали (в длинных пасеках) размещаются параллельно направлению ветки.

Реализация алгоритма (рисунок) предполагает ввод следующих исходных данных: dy - ширина зоны тяготения к усу (ширина лесосеки), км; сПП - затраты на устройство, содержание и ликвидацию погрузочного пункта, руб.; a0 - протяженность магистрального волока за пределами пасеки, км; aK - расстояние от конца магистрального волока до границы пасеки, км. kPM - коэффициент удлинения магистрального волока; СМВ - удельная стоимость устройства и ликвидации магистрального волока, руб./км; уЛ - ликвидный запас древесины на лесосеке, м3/га; Ьш - стоимость трелевки по магистральному волоку при основных работах, руб./(м3-км); s - расстояние от оси уса до бровки магистрального волока, км; bM - стоимость трелевки по магистральному волоку при подготовительных работах, руб/ (м3-км); а - угол примыкания уса к ветке, град.; kPn - коэффициент удлинения пасечного волока; СПВ - удельная стоимость устройства и ликвидации пасечного волока, руб/км; aП - расстояние от конца пасечного волока до границы пасеки, км; sMB - ширина магистрального волока, км; as - расстояние от конца пасечного волока до оси уса, км; a - ширина зоны тяготения к пасечному волоку, км; Ьпв - стоимость трелевки по пасечным волокам при основных работах, руб./(м3-км); bn - стоимость трелевки по пасечным волокам при подготовительных работах, руб./(м3-км); kPB - коэффициент удлинения ветки; Ьв - стоимость вывозки по ветке, руб/(м3-км); sу - ширина лесовозного уса, км; А - шаг изменения ширины пасеки dnMs, км; dnMmin - минимальная ширина пасеки, км. Для

150

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Рисунок. Блок-схема алгоритма расчета параметров размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке

варианта 2 не требуется ввод двух параметров: b„, и a.

Варьируемый параметр dUМе - глубина пасеки со стороны магистрали, в нем и во всех величинах, которые являются его функциями, присутствует переменный индекс е, который принимает значения от 1 с интервалом приращения 1 в процессе перебора возможных величин dUMe. Для варианта размещения уса по

краю лесосеки варьируемого параметра нет, но для отделения показателей этого варианта все параметры, которые являются функциями ширины зоны тяготения к усу d^/ , имеют дополнительный индекс 0.

Результатом вычислительной процедуры являются значения параметров размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке: dnM - глубина пасеки со сторо-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013

151

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ны магистрали, км; ^ПГ - глубина пасеки со стороны границы зоны тяготения магистрали, км; / - расстояние между погрузочны-

ми пунктами со стороны магистрали, км; /

- расстояние между погрузочными пунктами со стороны границы зоны тяготения магистрали, км. Указанные параметры соответствуют минимальным суммарным удельным затратам на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов zyTB.

Минимальные суммарные удельные затраты на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов выбираются из всех рассматриваемых вариантов с разными значениями варьируемого параметра dnMfe и варианта с размещением уса по краю лесосеки при котором dnM = 0 и /ПМ = 0.

Суммарные удельные затраты на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов для е-го значения варьируемого параметра d определяются по формуле

_ _ кРВЪв (dnMe — 0, )

2УТВе ~ ■ +

sin а

I ^СПП + ZMBMe + 2ПВМе + 2МВГе + 2ПВГе , (1)

Я Me + Яге

где zMBMe - затраты на устройство магистральных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним со стороны магистрали, руб.;

zTBMe - затраты на устройство пасечных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним со стороны магистрали, руб.;

2мвГе - затраты на устройство магистральных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним со стороны границы зоны тяготения магистрали, руб.;

2ПвГе - затраты на устройство пасечных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним со стороны границы зоны тяготения магистрали, руб.;

qMe - объем заготавливаемой древесины в пасеке со стороны магистрали, м3;

qre - объем заготавливаемой древесины в пасеке со стороны границы зоны тяготения магистрали, м3.

qMe 100УЛ /ПМе dnMe; qre 100Ул /ПГе (^ПГе' (2)

Глубина пасеки со стороны границы зоны тяготения магистрали dUFe зависит от варьируемого параметра dUMe

d^r = d - d„.. (3)

Для варианта 1 расчет параметров и показателей размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке (/пмe, z^M^

^, /ПГe, ZMB^ 2тт) производится в следуЮщей последовательности по формулам

. (4)

^ПМе — 0,14

ZMBMe ~ крм

спп крм^мв (°о ак )

\ Удк-РМ \рМВ (^ПМе “О"*"

СМВ (а0 + УПМе ~ ак

+50у л1ПМе [Ьш {dnMe — —s) + bMs~\{2a0 — ак + 1ПМе)

Сщ ПМе ~ап~ SMB ~ aS )

(5)

z =k l *

*ПВМе гуРП1ПМе

а

+50улЦ’пвУ^пМе ~S)(dnMe

~ап ~ S) iS ~ SMB ) х

Х(5 — SMB ~ aS )]

.. (6)

^ПГе 0,14

сш sin а + кшСш (а0 sin а -аК)

\ УЛ^РМ \j*MB (dПГе “О"*" ^MS~\ S^n а

. (7)

^ МВТе

РМ

''МВ

а0 IПГе

а

К

+

sin а.

+50ул(

Л ПГе

2«о“ — sin а.

. (8)

+

Х\рШ (dПГе ^) + ^MS]

-1-5 0у л^ПГе [Ъмв (^ПГе ^MS~\

Z =к I *ПВГе п'РП1ПГе

Спв(^ПГе аП S MB as)

а

+50улх

Ьщ(^ПГе S^dnre °П Д)

+

. (9)

sina

+К (s—sm ys—sm —as )

Для варианта 2 расчет параметров и показателей размещения лесовозного уса и погрузочных пунктов на лесосеке (/ШМе - протяженность магистрального волока в пасеке

z Z

ПМе MBMe’ ПBMe’

со стороны магистрали, км, /П /МВГе - протяженность магистрального волока в пасеке со стороны границы зоны тяготения

152

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

магистрали, км, 1ПГе, zMBre, znBre) производится в следующей последовательности по формулам = kot ,(ars + dmj - a г - 5). (10)

MBMe PMv 0 ПМе K 7 v 7

W-ОД4,

Cma ^nUe^nB^PniPnJrSmУ^^МВМе^МВа

ZMBMe к PM

улкрП^ЬПв (dnMe

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cm ip0 + dnMe ~aK ~s^)+

+100у л^т^ПМе [(ao +

+0,5 (dnMe — aK — s)) x

x(dnMe-s) + a0s]

. (11)

. (12)

2ПВМе ~ кPII dnMe °П

drrjis^C,

TJMe TJB

+

a . (13) +50ул/ЯМг \bnB (dnMe — s) + bns]}

/ - к

lMBPe n7>M

a0 +

dПГе aK S

sin a

/лг,=0Д4

СПП a~dnre Спв^рп ipn^~S MB )ЦиВГе CMB °

Y Л^‘РПС\рПВ ^ПГе ,0^7‘У]

(14)

. (15)

“МВГе крМ{Смв\ a0+~

dnre aK S

AI a„+-

sina у dnre~QK~S^

00у Л^МВ^ПГеХ

2sina

(dllfe SYa0S

. (16)

}

2ПВГе крп ОпГе an

d,,r„C

ПГеПВ

a

+50y л1ПГе \ЬПВ (рПГе s) + bns]}

. (17)

При размещении лесовозного уса по краю лесосеки формула (1) упрощается, так как остается только одна сторона относительно уса, а суммарные удельные затраты на вывозку древесины по ветке, трелевку и устройство погрузочных пунктов определяются по формуле

ZyTB0 (сПП + ZMBr0 + ZПВГ0)/^Г0, (18)

где zMBr0 - затраты на устройство магистральных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним при размещении лесовозного уса по краю лесосеки, руб.;

znBr0 - затраты на устройство пасечных трелевочных волоков и на трелевку древесины по ним при размещении лесовозного уса по краю лесосеки, руб.; qr0 - объем заготавливаемой древесины в пасеке, м3.

Чг0 = 100Ул1пи^у (19)

Для варианта 1 при положении уса по

краю лесосеки расчет параметров и показателей размещения погрузочных пунктов на лесосеке zmb^ znBr0) производится в следу-

ющей последовательности по формулам

/яго-ОД4

спп^та+крмСш(а0&та иК^)

У Л^РМ ^midy s 0,55y^f (js+0,5 5у ) sina

7 — ]г

*МВГ0 лРМ

с,

МВ

ао + ^пго

sin a J

+50у л1,

л*пг о

2«о- —

„ sin а у х[Ьмв (dy ~ s — 0,5sy )+ +ЬМ + 0,5sy )] +

“bSOynr(\-bmb (dy — s — -0,5 sy) + bM(s + 0,5sy )]

. (20)

(21)

_ 1 j fCnBidy an sMB as)

2ПВГ0~КРП1ПГ01 +

a

+50ул[

bneidy s Q’^Sy^dy an s 0,5^)^ (22)

sina

+bjj(s+0,5sy sMB^s+0,5sy sm я5)]}

Для варианта 2 при положении уса по краю лесосеки расчет параметров и показателей размещения погрузочных пунктов на

лесосеке ^МВ^ ^ ZMВГ0, znBr0) производится

в следующей последовательности по формулам

1 -к

1МВГ 0 ^РМ

^пго ОД 4

а0 +

dy ~аК —s — 0,5Sy

sin a

сппа dyCnBkPIIx х(ап +smb мвгйСта

Ул^рпа1Рпв (dy s

-0,5^ )+bn (5+0,5sy )]

(23)

(24)

2мвго ~kPM {Сш I aQ +

+1 OOy ЛЬШ1ПГ0 x[

aQ+

dy —cig —s—0,5^ sina j dy —aK —s—

+

Л . (25)

2sina

x(dy -s-0,5syy±a0 (я-0,5^у)]}

/

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013

153

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ZnBrO~kpnWnrO аП SMB )Х{

dX

У^ПВ

а

+50ул/ягох

(dy s 0,55у)+6я(5+0,55у)]}

(26)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленные алгоритм и аналитические зависимости дополняют математическое обеспечение системы автоматизированного проектирования сетей дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий и автоматизированной системы технологической подготовки лесозаготовительного производства. На основе приведенного в данной работе алгоритма авторы разработали программу для ЭВМ.

Библиографический список

1. Ильин, Б.А. Основы размещения лесовозных дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий / Б.А. Ильин. - Л.: ЛТА, 1987. - 63 с.

2. Афоничев, Д.Н. Алгоритм расчета в системе автоматизированного проектирования оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов / Д.Н. Афоничев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2010. - № 5. - С. 82-86.

3. Афоничев, Д.Н. Размещение лесовозного уса на лесосеке / Д.Н. Афоничев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2009. - № 3. - С. 92-94.

4. Пядухов, А.В. Размещение лесовозного уса на лесосеке с учетом направления грузопотока / А.В. Пядухов // Ресурсосберегающие и экологически перспективные технологии и машины лесного комплекса будущего: Матер. междунар. научно-практич. конф., посвящ. 55-лет. лесоинженерного факультета ВГЛТА / ВГЛТА. - Воронеж, 2009. - С. 340-344.

5. Пядухов, А.В. Влияние угла примыкания лесовозного уса к ветке на величину смещения уса по направлению грузопотока / А.В. Пядухов // Актуальные проблемы лесного комплекса: Межьуз. сб. науч. тр. / ВГЛТА. - Воронеж, 2010. - Вып. 1. - Т 2. - С. 98-103.

6. Иевлев, А.И. Моделирование и оптимизация лесопромышленных процессов . В 2-х ч. Ч. 2. / А.И. Иевлев, И.А. Сидельников. - Воронеж: ВГЛТА, 1997. - 76 с.

7. Афоничев, Д.Н. Оптимизация размещения внутриплощадочных дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий / Д.Н. Афоничев // Природопользование: ресурсы, техническое обеспечение: межвуз. сб. научн. тр. / ВГЛТА. - Воронеж, 2007. - Вып. 3. - С. 36-42.

8. Афоничев, Д.Н. Размещение погрузочных пунктов вдоль лесовозного уса / Д.Н. Афоничев, А.В. Пядухов, П.С. Рыбников // Перспективные технологии, транспортные средства и оборудование при производстве, эксплуатации, сервисе и ремонте: Межвуз. сб. науч. тр. / ВГЛТА. - Воронеж, 2010. - Вып. 5. - С. 84-87.

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОСОГЛАСОВАННОЙ

работы комплектов адаптивно-модульных лесных машин

К.П. РУКОМОЙНИКОВ, доц., докторант каф.ТОЛПМарГТУ, канд. техн. наук

Перед лесозаготовителями постоянно встает проблема подбора систем машин, позволяющих обеспечить бесперебойную работу в конкретных природно-производственных условиях с минимальными затратами [1]. Особую значимость постановка данного вопроса приобретает при попытке обоснования эффективной технологии использования адаптивно-модульных лесных машин. Возникает необходимость анализа не отдельной лесозаготовительной единицы, а совокупности энергетических и технологических модулей, попарно функционирующих на лесосеке с возможностью их взаимозаменяемости, комбинирования и дополнения при выполнении основных и вспомогательных операций лесосечных работ.

rukomojnikovkp@marstu.net Анализируя возможности технологии использования адаптивно-модульных лесных машин при выполнении всего комплекса операций лесосечных работ, можно отметить, что для полного освоения участка лесного фонда на лесосеках должен быть использован один или более энергетический модуль и столько же или более технологических модулей. На первом этапе подбора энергетических и технологических модулей необходимо определить операцию с максимальной производительностью. Для выравнивания объемов выработки на смежных операциях необходимо наличие одного-двух дополнительных технологических модулей на смежной менее производительной операции. Производительность технологических модулей в отличие от

154

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.