Научная статья на тему 'Экономико-математическая модель этапа коммерциализации жизненного цикла инноваций'

Экономико-математическая модель этапа коммерциализации жизненного цикла инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаков Владимир Федорович, Минакова Татьяна Евгеньевна, Барабанова Марина Ивановна

Предлагается экономико-математическая модель этапа коммерциализации инновационных проектов в жизненном цикле инноваций как каскад распространения инноваций. Каждая последующая инновация при этом одновременно является вытесняющей предыдущую. Распространение каждого инновационного продукта представляется логистическим уравнением.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is proposed economic-mathematical model of the stages of commercialization of innovative projects in the life cycle of innovation as a cascade of diffusion of innovation. Each successive innovation is at the same time displacing the previous one. The spread of each innovative product is the logistic equation.

Текст научной работы на тему «Экономико-математическая модель этапа коммерциализации жизненного цикла инноваций»

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2

УДК 338.22.021.4

В.Ф. Минаков, Т. Е. Минакова, М.И. Барабанова

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭТАПА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИЙ

Необходимость и возможность инновационного вектора развития в Российской экономке обусловила создание в последнее десятилетие достаточного количества венчурных и инновационных фондов, госкорпораций, поддерживающих инвестициями инновационные проекты. В результате такой институциональной динамики наблюдается беспрецедентный рост инвестиций в инновации: достигнуты уровни ежегодных расходов только на фундаментальные и прикладные исследования в России в размере 7 млрд евро. Бюджеты фондов, ориентированных на поддержку инновационной деятельности, за последние 12 лет выросли в сотни раз [1].

Однако до настоящего времени экономический эффект от инновационной деятельности остается низким. При годовом финансировании инновационных проектов в России в 1,3 трлн р. (из которых 950 млрд р. - финансирование из госбюджета) объем инновационной продукции исчисляется единицами процентов [2, 3]. При этом эластичность инновационной продукции по затратам не превышает 0,001.

Важно отметить, что потенциал инвестирования в инновации в мировой практике, наоборот, существенно выше инвестирования реального сектора экономики и эластичность инновационной продукции по затратам доходит до 9 [4]. Актуальной проблемой, следовательно, является совершенствование методов отбора инновационных проектов для инвестирования, особенно в части их экономической эффективности.

В данной статье мы решаем задачу разработки экономико-математической модели динамики выпуска инновационной продукции в ее жизненном цикле.

Каскадная модель коммерциализации инноваций. Важно заметить, что жизненный цикл инновационных процессов включает последовательно исполнимые этапы [5] (рис. 1). Однако

с генерацией денежных потоков связаны только этапы выхода на стадию широкого внедрения (распространения инноваций), эксплуатации (использования), модернизации инноваций (в тех инновационных продуктах, в которых это возможно, например в программном обеспечении вычислительных систем). Именно эти стадии обусловливают успех коммерциализации инновационных проектов. Отсюда важность уточнения математического описания перечисленных стадий инновационных процессов.

Динамика распространения инновации по своей природе имеет диффузионную природу (diffusion of innovation). Сущность диффузии инноваций состоит в распространении в среде потребления инновационных продуктов ввиду ненасыщенности ими данной среды, как это происходит с распространением, например, молекул одного газа в объеме с меньшей его концентрацией вплоть до уравнивания концентраций. Объем диффундирующих продуктов за время dt (диффузионные процессы) описывается выражением

dV = rV (1 -V / Vm) dt,

(1)

где V - текущий объем используемых инноваций в среде; Vm - уровень максимальных объемов распространения инновации (например, продаж) в среде (при насыщении ее инновационным продуктом); г - показатель темпов диффузии инновации (коэффициент диффузии инноваций).

Его решением является логистическая функ-

ция:

V =

Vm

1 + e( р- pt)

(2)

где р - показатель задержки во времени начала диффузии инновации относительно начала системы отсчета; е - основание натурального логарифма.

Цели и задачи:

прибыль, конкурентоспособность, увеличение объема знаний

Инвестиции:

финансы;

материальные ресурсы;

интеллектуальная

собственность

У

Оценки, контроль, управление:

экономические оценки; мониторинг инновационных процессов;

мониторинг кадрового обеспечения и т. п.

Информационное сопровождение:

конференции; выставки;

статьи, монографии; патенты и т. д.

Этапы жизненного цикла инноваций (стадии):

фундаментальные исследования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; первичное освоение; - широкое внедрение (распространение инновации);

эксплуатация (использование);

модернизация;

утилизация

Государственное

правовое регулирование:

Конституция РФ; законы; кодексы ; указы;

постановления; другие нормативные документы

Рис. 1. Обобщенная схема инновационного процесса

Графическая интерпретация диффузии инноваций в соответствии с (2) имеет вид рис. 2, а (^-образная кривая).

Целесообразно для расчета денежных дисконтированных потоков использовать объемы распространения инноваций, отражающие текущие значения, приносящие выручку, например ежедневную. Такие текущие объемы являются по существу первой производной логистической функции (2):

¿У / ¿г = г-

1 + б

1 --

Ут

(1+^-гг У

(3)

(1 + ер-гг)

1 + ер-п -1 1 + ер-г'

гУте

р-гг

(1 + ер-гг )2 '

На рис. 2, б представлена кривая текущих объемов распространения инноваций.

Э. Роджерсом дана количественная градация и сегментация среды, в которую внедряется инновация [6]. Однако процессы ухода инновации с рынка не описываются уравнением (2).

Нами предлагается понимание и авторский подход к моделированию фаз спада объемов распространения инноваций (например, продаж инновационного продукта), состоящий в замещении предшествующей инновации последующей инновацией, более совершенной по сравнению с предыдущей. Действительно, несмотря на широкое распространение черно-белого телевидения (инновации первой половины ХХ в. -кривая 1 по логистической функции на рис. 3),

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.2-2..2222..ЭК2НОМИЧе£КИе«НаУКИ

а) у 100 -г

90 -80 -70 -50

50 -40 -30 -20 -10 0 -0

—=> 400 1

Рис. 2. Распространение инновационной продукции: а) нарастающим итогом; б) текущие объемы

■ \ -— 1 - ->

3

/ Уход с рынка

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000 t Рис. 3. Замещение предшествующей инновации последующей

50 100 150 200 250 300 350 400 I

(!И/1!

0 50 100 150 200 250 300 350

появление такого инновационного продукта, как цветной телевизор и системы цветного телевизионного вещания (кривая 2 на рис. 3), привело к замещению вторым продуктом пер-

вого. Очевидно, что продажа каждого цветного телевизора замещает продажу черно-белого. Следовательно, логистическая функция распространения цветных телевизоров должна

Рис. 4. Коммерциализация инновации длительного жизненного цикла

вычитаться из функции распространения черно-белых. Предлагаемая модель диффузии инновации и замещения ее новой инновацией имеет вид:

V =-

1 + е1

V

1т1__к

(Л -V) 2

V

т2

1+е

Р - V)

(4)

где V1 , V2 - текущие объемы распространения (например, продаж) предшествующей и последующей инноваций.

Если инновация вытесняется несколькими последующими продуктами с объемами насыщения V2 , V2 , ..., Vn , то модель диффузии инноваций приобретает обобщенный вид:

V =

- кз

V.,

■ - к2

1 + е (л- V) "21 + е р - V)

(5)

1 + еР -

-... - кп

V,,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 + е

Р - Г„г) •

Иначе можно сказать, что происходит вытеснение с рынка черно-белых телевизоров цветными. Интерпретацией предложенной модели диффузии инновации и ее замещения является классическая кривая распространения инновации и ее ухода с рынка - 3 (рис. 3).

Полученный по (4) результат (рис. 3) хорошо согласуется с фактическими данными. Вторым важным достоинством экономико-математической модели диффузии каскада инноваций (при замещении последующим инновационным продуктом предыдущего) является возможность представления длительно эксплу-

атируемых инновационных продуктов. К ним относится такой инновационный продукт, как лампа накаливания, срок продаж которой на уровне насыщения продолжался около 100 лет. И только после появления нескольких инновационных решений, а именно люминесцентных ламп низкого и затем высокого давления, дополнения их системами пуска с цоколями, совместимыми с широко используемыми традиционно в светильниках, светодиодных ламп и светильников, обладающих бесспорными энергосберегающими свойствами, происходит вытеснение ламп накаливания. Данный процесс стимулируется дополнительно мерами государственного регулирования (закон об энергосбережении). Для коммерческой фазы жизненного цикла ламп накаливания модель (5) позволяет получить адекватный результат (рис. 4).

Особенно инновацией такого типа является превышение фазы успешной эксплуатации над фазой распространения инновации.

Таким образом, экономико-математические модели (4) и (5), по сравнению с ранее известными, во-первых, описывают не только фазу роста в распространении инноваций, но и фазу спада (или этап ухода с рынка), во-вторых, имеют повышенную точность моделирования несимметричных фаз роста распространения инноваций и их вытеснения из коммерческого использования путем их представления каскадом инноваций с собственными параметрами времени и темпов замещения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Минаков, В.Ф. Модель интеграции аналоговых и дискретных показателей инновационных проектов [Текст] / В.Ф. Минаков, А.К. Сотавов, А.В. Артемьев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия «Экономические науки». - 2010. - № 6 (112). -С. 177-186.

2. Велетминский, И. «Ангелам» прогресс не нужен [Текст] / И. Велетминский // Российская Бизнес-газета. - 2008. - № 683.

3. Экономика России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://т.'дакгре^а.ог£;/'дак/Экономика_России#.

D0.98.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.

B8 - (Материал из Википедии).

4. Инновационная экономика [Текст] / под ред. чл.-кор. РАН А.В. Дынкина и д-ра экон. наук Н.И. Ивановой. - М.: Наука, 2004. - 352 с.

5. Минаков, В.Ф. Декомпозиция инновационных процессов в вузе [Текст] // В.Ф. Минаков, А.В. Ма-лышенко // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2004. - № 36. - С. 12-15.

6. Rogers, E. Diffusion of innovation [Text] / E. Rogers. - 5th Edition. - N. Y.: Free press, 2003. - 551 p.

УДК 339.13

В.И. Самаруха, О.В. Чистякова КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

При разработке концепции развития туризма на озере Байкал необходимо исходить из того, что это озеро является объектом мирового наследия, стратегической ценностью России, а также глобальным источником пресной воды. В этой связи стоит задача сокращения антропогенного воздействия на озеро. Нужно отметить, что значительный урон экологии озера наносит ныне действующий ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОАО «БЦБК»), а также неорганизованный туризм на его берегах. В этой связи приоритетной задачей является сохранение экологии озера путем развития цивилизованного туризма и закрытия БЦБК. Данные направления можно реализовать, развивая здесь туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТР ОЭЗ).

Создание ТР ОЭЗ можно рассматривать как долгосрочные инвестиции в сохранение экологии озера, а также средство интенсификации региональной экономики, развития туристической отрасли в регионе.

В частности, создание туристско-рекреацион-ной особой экономической зоны «Ворота Байка-

ла» в Слюдянском районе будет способствовать поэтапному перепрофилированию и закрытию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и формированию новой экономики моногорода Байкальска и окружающих его территорий. По прогнозам к 2026 г. туристический поток в зоне Байкальска может составить 500 тыс. человек в год, при этом предполагается создание около двух тысяч рабочих мест.

Байкальск имеет хорошие перспективы для развития туризма. Он обеспечен всей необходимой инфраструктурой: там есть сеть сертифицированных трасс и подъемников, квалифицированные инструкторы и лыжный патруль, прокат горнолыжного и сноубордического инвентаря, камеры хранения, спортивный магазин, охраняемая автостоянка, сеть 8кьбаров и ресторанов. Пропускная способность горнолыжного комплекса превышает 3500 человек в день. Это уже сложившееся туристическое направление, и его дальнейшее развитие требует закрытия ОАО «БЦБК», поскольку вместе они несовместимы. На наш взгляд, это лучший способ защиты озера Байкал от негативного воздействия данного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.