Научная статья на тему 'Эффект инновационных процессов - генерирование денежного потока*'

Эффект инновационных процессов - генерирование денежного потока* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК / CASH FLOW / ДИСКОНТИРОВАНИЕ / DISCOUNTING / ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИЙ / DIFFUSION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Вадим Петрович, Минаков Владимир Федорович, Минакова Татьяна Евгеньевна

В статье предложена экономико-математическая модель потока инноваций. Рассматриваются модели замещения предыдущей инновации последующими, а также усовершенствования ее последующими. Получено выражение для генерируемого инновациями денежного потока и его дисконтирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев Вадим Петрович, Минаков Владимир Федорович, Минакова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of the innovation process - cash flow generation

The article suggests economic-mathematical model of the flow of innovation. The models replace the previous innovations followed, as well as its subsequent improvement. An expression for the innovations generated cash flow and discounting.

Текст научной работы на тему «Эффект инновационных процессов - генерирование денежного потока*»

В.П. ВОРОБЬЕВ, В.Ф. МИНАКОВ, Т.Е. МИНАКОВА

Вадим Петрович ВОРОБЬЕВ — кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 1963 г. окончил Ленинградский государственный университет. С 1979 г. работает в СПбГУЭФ.

Автор более 80 научных работ, в том числе 5 монографий.

Сфера научных интересов — перевод экономики на инновационный путь развития, инновационный менеджмент, экономика шестого технологического уклада.

м

Владимир Феоорович МИНАКОВ — доктор технич! профессор, профессор кафедры информатики СПбГУЭФ.

Ст£

технических наук,

Федорович МИНАКОВ — прс '

В 1977 г. окончил Ставропольский политехнический институт. С 2006 г. работает в СПбГУЭФ.

Автор более 300 научных работ, в том числе 5 монографий. Сфера научных интересов — экономико-математическое моделирование, теория инноваций.

Татьяна Евгеньевна МИНАКОВА — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и электротехники СПбГГУ.

В 1982 г. окончила Ставропольский политехнический институт. С 2011 г. работает в СПбГГУ.

Автор более 50 научных работ, в том числе 1 монографии. Сфера научных интересов — экономико-математическое моделирование, теория инноваций.

^ ^ ^

ЭФФЕКТ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ — ГЕНЕРИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА

К настоящему времени в России исчерпан потенциал экономического роста на основе сырьевой ориентации. Необходимо освоение конкурентоспособных технологий производства продукции с высокой добавочной стоимостью. Очевидно, что для достижения такой цели требуется проникновение инноваций в производственные процессы как сырьевых, так перерабатывающих отраслей экономики [6].

Презумпция инновационного развития — осознанная к настоящему времени концепция, положенная в основу стратегии развития страны (проект «Инновационная Россия 2020»), Необходимость и возможность инновационного вектора развития в российской экономике обусловили создание в последнее десятилетие достаточного количества венчурных и инновационных фондов, госкорпораций, поддерживающих инвестициями инновационные проекты. В результате такой институциональной динамики наблюдается беспрецедентный рост инвестиций в инновации: достигнуты уровни ежегодных расходов только на фундаментальные и прикладные исследования в России в размере 7 млрд евро. Бюджеты фондов, ориентированных на поддержку инновационной деятельности, за последние 12 лет выросли в сотни раз [5].

Однако до настоящего времени экономический эффект от инновационной деятельности остается низким [6]. При годовом финансировании инновационных проектов в России в 1,3 трлн руб. (из которых 950 млрд руб. — финансирование из госбюджета) объем инновационной продукции исчисляется единицами процентов [1; 7]. При этом эластичность инновационной продукции по затратам не превышает 0,001. Сопоставление с результатами инвестирования в инновации лучшими компаниями высокотехнологичного сектора показывает, что потенциал инвестирования в инновации, наоборот, существенно выше инвестирования реального сектора экономики и эластичность инновационной продукции по затратам доходит до 9 [3].

Следовательно, актуальной проблемой является совершенствование методов моделирования денежных потоков инновационной продукции, на этой основе — отбора инновационных проектов для инвестирования, обеспечения их экономической эффективности.

В данной статье решается задача разработки экономико-математической модели дисконтированных денежных потоков в фазах их жизненного цикла, связанных с выпуском инновационной продукции и генерацией денежного потока.

Важно заметить, что жизненный цикл инновационных процессов включает последовательно исполнимые этапы (см. рис. 1) [4]. Однако с генерацией денежных потоков связаны только этапы выхода на стадию широкого внедрения (распространения инноваций), эксплуатации (использования), модернизации инноваций (в тех инновационных продуктах, в которых это возможно, например, в программном обеспечении вычислительных систем), ухода с рынка. Именно эти стадии обусловливают успех коммерциализации инновационных проектов. Отсюда — важность уточнения математического описания перечисленных стадий инновационных процессов.

Динамика распространения инновации по своей природе имеет диффузионный характер (diffusion of innovation). Сущность диффузии инноваций состоит в распространении в среду потребления инновационного продукта ввиду ненасыщенности продуктом данной среды, как это происходит, например, с распространением молекул одного газа в объем с меньшей его концентрацией, вплоть до уравнивания концентраций. Объем диффундирующих продуктов за время dt (диффузионные процессы) описывается выражением:

с/1' = rxl'(\-l'/l'm)xc/f . (1)

где V — текущий объем используемых инноваций в среде; Vm — уровень максимальных объемов

распространения инновации (например, продаж) в среде (при насыщении ее инновационным продуктом); г — показатель темпов диффузии инновации (коэффициент диффузии инноваций).

Его решением является логистическая функция:

ГРНТИ 06.54.31

© В.П. Воробьев, В.Ф. Минаков, Т.Е. Минакова, 2012

V =

V

\ + е

р—гх.е

(2)

где р — показатель задержки во времени начала диффузии инновации относительно начала системы отсчета; е — основание натурального логарифма.

Рис. 1. Обобщенная схема инновационного процесса

Э. Роджерсом даны количественная градация и сегментация среды, в которую внедряется инновация [8]. В ней присутствует сегментация среды поглощения не только в фазах распространения инноваций на рынке, но и в фазах ухода их с рынка. Однако процессы ухода инновации с рынка не описываются уравнением (2).

Нами предлагается авторский подход к моделированию фаз спада объемов распространения инноваций (например, продаж инновационного продукта), состоящий в замещении предшествующей инновации последующей инновацией, более совершенной по сравнению с предыдущей. Действительно, несмотря на широкое распространение черно-белого телевидения (инновации первой половины XX в. — кривая 1 логистической функции на рис. 2), появление такого инновационного продукта, как цветной телевизор и системы цветного телевизионного вещания (кривая 2 на рис. 2), привело к замещению вторым продуктом первого. Очевидно, что продажа каждого цветного телевизора замещает продажу черно-белого. Следовательно, логистическая функция распространения цветных телевизоров должна вычитаться из функции распространения черно-белых. Предлагаемая модель диффузии инновации и замещения ее новой инновацией имеет вид:

=

1 + е

р2 -г, Г

(3)

где У2 — текущие объемы распространения (например, продаж) предшествующей и последующей инноваций; к-: — доля последующего инновационного продукта, замещаемого вытесняемым.

Если инновация вытесняется несколькими последующими продуктами с объемами насыщения Утъ У„в, ..., У„„ь то модель диффузии инноваций приобретает обобщенный вид:

К =

1 + е

Я-'¡г

-к,

1 + е

Р2-Ч'

1 + е1

- ... - к

V

1 + е

Рп-гпг

(4)

Иначе можно сказать, что происходит вытеснение с рынка черно-белых телевизоров цветными. Интерпретацией предложенной модели диффузии инновации и замещения ее новой является классическая кривая распространения инновации и ее ухода с рынка (кривая на рис. 3).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

V 1

3

За мещеКи« щннова! ,ии 1

новыгЛ рбдукток/ 2

/ \

1

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000 Рис. 2. Замещение последующей инновацией предшествующей

Полученный по (3) результат (см. рис. 2) хорошо согласуется с фактическими данными. Вторым важным достоинством экономико-математической модели диффузии каскада инноваций (при замещении последующим инновационным продуктом предыдущего) является возможность представления длительно эксплуатируемых инновационных продуктов. К ним относится такой инновационный продукт, как лампа накаливания, срок продаж которой на уровне насыщения продолжался около 100 лет. И только после появления нескольких инновационных решений, а именно: люминесцентных ламп низкого давления, затем — высокого давления, дополнения их системами пуска с цоколями, совместимыми с используемыми традиционно в широко распространенных светильниках, светодиодных ламп и светильников, обладающих бесспорными энергосберегающими свойствами, — происходит вытеснение ламп накаливания. Данный процесс стимулируется дополнительно мерами государственного регулирования (Закон об энергосбережении). Для коммерческой фазы жизненного цикла ламп накаливания модель (4) позволяет получить адекватный результат (см. рис. 3).

100

90 Щ

70: 60 50 40 30 20 10 0

Ж 2й 40: .60 80 100 120 140 1:60 ЛЙО 2»

Рис. 3. Коммерциализация инновации длительного жизненного цикла

Особенностью инноваций такого типа является превышение фазы успешной эксплуатации над фазой распространения инновации.

Если инновация носит характер усовершенствования, то предыдущий продукт не вытесняется по-

V

ч

V

V

/ ч

N

следующим, а, наоборот, дополняется продуктами с объемами насыщения Ут2, ¥„,3, диффузии инноваций приобретает вид:

V „т, модель

V

__т 1

1 ~ 1 +

+ ■

V.

1 + е

Р!->!>

+ ■

1 + е

Рз-Ч'

...+ к

К.

1 + е

рп—гп1

(4а)

Для расчета денежных потоков, генерируемых инновационным продуктом при выходе его на рынок, и учета дисконтирования разновременных затрат и доходов требуется знать текущие объемы распространения инноваций, приносящие выручку, например ежедневную, еженедельную и т. п. Для их определения продифференцируем логистическую функцию (2):

сIV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с/1

— г

1 + е

р—гх{

1-

(1

Р-.1-М

)хГ

У т

(1

у р — гх?

1 + е

р—гX?

-1

1 + е

р — гх?

г хГ хер

(1

^ /' г ' г \ 2

За учетный период Т объем распространения инновации:

¿/Г ГхгхГ хе^'

Ут=Тх

(1

/з—гх/ \ 2

У

(5)

(6)

На рис. 4 представлена кривая текущих объемов распространения инноваций (кривая 2, правая шкала) в сопоставлении с объемами нарастающим итогом (кривая 1, левая шкала).

счсчсчсчсчгчсчсчсэсосососопсососо

Рис. 4. Текущие объемы продаж инновационного продукта

Именно продажи в соответствии с (6) вызывают генерацию денежных потоков. При цене инновационного продукта Р выручка от реализации инновационного продукта за учетный период Т составляет:

РхТхгхУ хер-г" С т =-^-. (7)

г (1 + ер-'"у

Тогда дисконтированный денежный поток, генерируемый инновацией, за N интервалов времени Т (при значении коэффициента дисконтирования с!) составляет:

_^РхТхгхУтх ер-'"'

+ + ' (8)

где) — номер учетного периода времени.

Таким образом, получена модель (8) генерации денежного потока с учетом его дисконтирования в фазах рыночного использования инновации. Такая модель позволяет достаточно адекватно оценивать эффект от коммерциализации инноваций, что имеет важное значение, например, для отбора заявляемых и финансируемых по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Предложенные экономико-математические модели (3), (4), (6), (8) по сравнению с ранее известными, во-первых, описывают не только фазу роста в распространении инноваций, но и фазу ухода с рынка, во-вторых, более адекватны при моделировании несимметричных фаз роста распространения инноваций и их вытеснения из коммерческого использования путем их представления каскадом инноваций с собственными параметрами времени и темпов замещения. Модели характеризуют важнейший эффект инновационной деятельности — генерируемый ими денежный поток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велетминский И. «Ангелам» прогресс не нужен // Российская бизнес-газета. 2008. № 683.

2. Иванов И.И., Спиридонов A.B. Чего требуют от России будущие партнеры по ВТО. URL: http://www.trud.ru/ article/24-05/88066.html (дата обращения: 13.12.2012).

3. Инновационная экономика / под ред. чл.-корр. РАН A.B. Дынкина, д-ра экон. наук Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2004. 352 с.

4. Минаков В.Ф., Малышенко A.B. Декомпозиция инновационных процессов в вузе // Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. Вып. 36. С. 12-15.

5. Минаков В.Ф., Сотавов А.К., Артемьев A.B. Модель интеграции аналоговых и дискретных показателей инновационных проектов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. «Экономические науки». 2010. №6(112). С. 177-186.

6. Соболев A.C. Проблемы развития национальной инновационной системы России // Известия СПбУЭФ. 2011. № 1 (67). С. 15-18.

7. Экономика России. Материал из Википедии. URL: http://ra.wikipedia.0rg/wiki/3K0H0MHKa_P0CCHH#. D0.98.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B8 (дата обращения: 22.02.2012).

8. Rogers Е. Diffusion of innovation. 5th ed. New York: Free press, 2003. 551 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.