Научная статья на тему 'Экономика регионов: проблемы и пути их решения'

Экономика регионов: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РФ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЮГА РОССИИ / ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕГИОНОВ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РЫНОК ЖИЛЬЯ / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика регионов: проблемы и пути их решения»

2018.04.057. М.А. ПОЛОЖИХИНА. ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: федеральные округа РФ; стратегия развития Юга России; цифровизации регионов; Центральный федеральный округ; рынок жилья; Магаданская область.

Социально-экономическая ситуация в России традиционно характеризуется высоким уровнем поляризации и асимметрии территориального развития. Авторы рассматриваемых работ обращают внимание на то, что помимо общих и специфических региональных проблем, существуют еще и типичные для отдельных групп регионов ситуации, для разрешения которых может быть использован опыт похожих территорий.

Основа типологизации территории России, отмечается в монографии (1), была заложена в середине XX в. С тех пор произошли значительные изменения в национальной экономике и в каждом отдельном регионе. Однако границы районирования в значительной степени сохраняются, а федеральные округа объединяют разнотипные территории. Все это обуславливает актуальность разработки типологии региональных социально-экономических систем (РСЭС) и на этой основе модификации действующих региональных стратегий.

В региональной экономике и экономической географии присутствует значительное число типологий и классификаций территорий, построенных по различным признакам. В настоящей работе под типологизацией РСЭС понимается, во-первых, процесс построения типологии объектов исследования и, во-вторых, процесс применения типологии к определенной группе объектов. В свою очередь типология РСЭС определяется как устойчивая структура целостной совокупности регионов (федеральных округов и иных территориальных образований) единого пространства национальной экономики, построенная по стабильным релевантным признакам, слабо изменяющаяся во времени и в зависимости от нормальной вариации количественных показателей, независимая от субъективных целей управления (1, с. 125).

Авторы (1) предлагают схему типологизации регионов для последующей разработки стратегических решений с учетом «лучших практик» среди однотипных территорий и расширения взаи-

модействия между разнотипными регионами. Кроме того, с помощью кластерного анализа в работе проведена типологизация регионов РФ. Построены три типологии: по превалирующему виду экономической деятельности в регионе; по трудовому потенциалу региона; по финансовому состоянию и финансовой политике хозяйствующих субъектов экономики региона. Каждый из федеральных округов охарактеризован по указанным направлениям. Например, Северо-Кавказский федеральный округ отличается низкими показателями эффективности отраслей экономики, трудового потенциала и финансов. Южный федеральный округ характеризуется низкой эффективностью основных отраслей экономики при высоком трудовом потенциале отдельных входящих в него субъектов и разнонаправленной динамике финансовых показателей (1, с. 99100).

Наконец, авторы выдвигают рекомендации по формированию интегральной стратегии развития единого социально-экономического пространства Юга России (в составе Северо-Кавказского и Южного федеральных округов). Целью развития этих территорий признается снижение уровня поляризации за счет активизации роста отсталых регионов. Отличительной особенностью стратегии является ее адаптивность. Соответственно, она должна включать возможности по динамичной перестройке отраслевой структуры экономики и замене «выбывающих из игры» из-за негативного влияния внешних факторов отраслей альтернативными предприятиями; по перенаправлению потоков (материальных, финансовых и др.) с внешнего направления на внутренние и по регулированию (оптимизации) миграционного движения населения.

По мнению авторов, интеррегиональная стратегия развития Юга России должна строиться на следующих принципах: 1) партнерство субъектов; 2) одновременное определение экономических и социальных целей; 3) прогностичность и реалистичность; 4) применение бенчмаркинга и конкурентных стимулов среди близких по уровню развития субъектов; 5) оценка экономической эффективности и социальной значимости предлагаемых к реализации проектов; 6) сбалансированность пространственного развития и использования ресурсов (сельскохозяйственных, минеральных, трудовых). Приоритетами стратегии считаются реализация межрегиональных проектов и поддержка социального предпринимательства, ориен-

тированного на нивелирование межнациональных конфликтов (1, с. 123).

В монографии (2) подчеркивается, что происходящие сегодня перемены, связанные с распространением цифровых технологии, охватывают все сферы деятельности, трансформируют повседневную жизнь человека и создают новые способы коммуникации. Цифровизация, которую авторы трактуют как использование он-лайн-возможностей и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы (от отдельных людей до крупных компаний и государств), - необходимое условие сохранения конкурентоспособности для всех регионов и стран.

В связи со значимостью феномена цифровизации в работе предлагается методика оценки потенциала цифровизации и результативности его использования на региональном уровне. Проводится верификация методики на примере 18 регионов Центрального федерального округа РФ (ЦФО) с помощью метода нечетких множеств по данным за 2013 г. При этом за потенциал цифровизации принимается совокупность показателей уровня проникновения цифровых технологий (например, число абонентов мобильного Интернета в расчете на 100 человек населения и т.д.). Результат использования потенциала цифровизации рассматривается как совокупность показателей, характеризующих деятельность сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (например, объем отгруженных товаров, выполнения работ и услуг организациями сектора) (2, с. 142-143).

Согласно проведенным расчетам, в число лидеров в ЦФО по потенциалу цифровизации входят г. Москва (1-е место), Московская, Ярославская, Калужская и Рязанская области; по результативности использования потенциала цифровизации - г. Москва (1-е место), Калужская, Владимирская, Московская и Рязанская области. К регионам, отстающим по обоим направлениям, отнесены Ивановская и Курская области (2, с. 143-144).

Большим достижением, считают авторы, является практически двукратное сокращение цифрового разрыва между Москвой и другими регионами ЦФО. Если в 2011 г. разрыв между цифровиза-цией Москвы и средним по ЦФО значением составлял 2,6 раза, то к 2013 г. этот показатель снизился до 1,35. Ключевой вклад в сокращение цифрового разрыва внесло развитие инфраструктуры доступа.

С 2011 г. данный показатель в среднем по регионам увеличился в 2,6 раза (2, с. 147). Хотя по ряду дополнительных показателей все еще сохраняется заметное неравенство. Это касается проникновения и использования сервисов госуслуг (разрыв с Москвой в 35 раз), а также активности бизнеса в использовании цифровых возможностей (разрыв в 2-3 раза) (2, с. 139).

В целом, делают вывод авторы (2), существует огромный недоиспользованный потенциал цифровизации бизнеса вне зависимости от региональной специфики. Цифровая трансформация требует фундаментальной перестройки подходов частного бизнеса и государства к взаимодействию, а также к принятию решений в сфере стимулирования инноваций и формирования соответствующей законодательной среды. Только согласованные действия всех участников цифровой экосистемы приведут к устойчивому положительному результату.

Высокая неравномерность социально-экономического развития территорий РФ отражается на функционировании региональных жилищных рынков, считает О.С. Фавстрицкая (3). Так, по показателю «ввод в действие жилых домов на 1000 человек» регионы различаются в 40 раз, а по показателю «площадь жилых помещений с износом свыше 66%» - в 130 раз (3, с. 112).

Общей проблемой региональных жилищных рынков в России является дефицит инвестиций. Но дело не только в недостаточном уровне доходов россиян и высоких ценах жилищного рынка. Не все инвестиционные инструменты используются и активно продвигаются государством. Кроме того, на жилищных рынках отдельных групп регионов проявляются специфические проблемы, при решении которых следует использовать специальные методы и инструменты.

Автор считает, что тип развития региона наделяет жилищные рынки устойчивыми характеристиками, учет которых необходим для обеспечения их эффективного развития. Например, развитие жилищных рынков динамично развивающихся и депрессивных регионов существенно отличается по стоимости жилья, активности на жилищном рынке, объемам и темпам нового строительства, качеству жилья. В связи с этим рекомендуется проведение изучения региональных жилищных рынков в четыре этапа: типологизация регионов; выявление специфических особенностей жилищного

рынка каждой группы регионов; определение ключевых отличительных характеристик для установления инструментов воздействия на рынок; разработка методов и инструментов воздействия на рынок отдельной группы регионов с учетом ключевых характеристик.

В работе рассмотрены основные методологические подходы к типологизации регионов советскими, российскими и зарубежными авторами. При всем многообразии используемых типологий характерно выделение группы наиболее проблемных северных регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО), к числу которых относят Магаданскую область, Камчатский край и Чукотский автономный округ, в качестве депрессивных территорий.

Автором выявлены общие тенденции на рынке жилой недвижимости депрессивных северных регионов ДФО (3, с. 63-64). В частности, утечка частных инвестиций на более надежные и развитые жилищные рынки благополучных «несеверных» регионов России, усиливает проблему нехватки финансовых ресурсов в проблемных регионах. Более подробно проанализированы особенности жилищного рынка Магаданской области, к которым относятся: повышенные издержки на содержание и эксплуатацию жилищного фонда, высокий риск потери ликвидности жилой недвижимостью, повышенная доля ветхого и аварийного жилья. Уровень среднедушевых доходов в регионе не компенсирует суровые условия жизни и труда, а высокие показатели средней обеспеченности и доступности жилья обусловлены во многом спецификой всех северных регионов - временностью проживания, которая оборачивается постоянным оттоком населения. Значительная часть жилищного фонда районов области попросту не востребована.

Жилая недвижимость Магаданской области как товар по количественным и качественным характеристикам уступает так называемой среднероссийской жилой недвижимости. Инвестиционная привлекательность жилищного рынка Магаданской области низкая, причем единственным привлекательным сегментом выступает рынок г. Магадана. Анализ влияния 37 факторных переменных спроса и предложения на цену жилья на вторичном рынке показал, что если для российского рынка из рассматриваемых факторов 24 имеют значимую связь с ценами рынка жилья, то для магаданского рынка таких факторов больше (30), что говорит о бо-

лее сложном и нестандартном характере функционирования (3, с. 77-80, 110). На цены магаданского вторичного рынка жилья факторные переменные спроса имеют большее влияние, чем на цены среднероссийского рынка. В долгосрочном периоде предложение на вторичном рынке жилья депрессивного северного региона менее эластично, чем на среднероссийском рынке, поскольку объемы нового строительства с трудом замещают объемы выбытия жилищного фонда.

Автором разработаны схемы инвестирования в жилищный рынок депрессивного северного региона, одновременно учитывающие категорию населенного пункта и дифференциацию населения по уровню доходов, а также отличающиеся степенью участия государства как инвестора на рынке жилья (форма ГЧП). Применительно к Магаданской области выделены четыре типа населенных пунктов: региональный центр (г. Магадан), опорные пункты области (8 населенных пунктов), ресурсные поселения и вахтовые поселки, а также три группы населения в зависимости от возможности участия в инвестиционном процессе на жилищном рынке (у 10% населения доходы не позволяют участвовать в инвестиционном процессе; у 60% населения доходов недостаточно доля участия в инвестиционном процессе; у 30% населения доходы позволяют участвовать в инвестиционном процессе) (3, с. 103-104).

Поскольку для первой группы населения единственным инвестором является государство, то схемы инвестирования применимы для второй и третьей доходных групп в населенных пунктах категории «региональный центр» и «опорные пункты области». Обязательным условием участия жителей в предлагаемых схемах признается: северный трудовой стаж не менее пяти лет и вложение капитала в рынок жилья региона. Для второй группы населения разработаны три схемы: «северный капитал» предлагается для вложения в рынок жилья региона в качестве первоначального взноса при получении жилищного ипотечного кредита или заключении договора жилищного лизинга, а также как взнос при вступлении в долевое строительство жилья. В схемах могут быть применены облигации жилищных займов, накопительные жилищные сертификаты, ипотечный кредит, жилищный лизинг и т.д. Для третьей группы

населения предлагается схема с применением системы поощрения вложений, которая может быть использована для создания сегмента элитного жилья в регионе. Роль государства в этом случае сводится к финансированию инфраструктурной составляющей проектов (дорог, ЛЭП, инженерных сетей и т.д.). Основным принципом является выделение на 1 руб. частных инвестиций 1 руб. государственных средств. Формой привлечения средств могут стать региональные закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости (3, с. 104-106).

Организационной формой реализации предлагаемых схем инвестирования может стать Фонд развития жилищного рынка региона. Расчеты показывают, что вовлечение в инвестиционный процесс 10% населения региона увеличивает долю населения, обеспеченного качественным жильем, на 9%, а инвестиции в жилища - в 1,5 раза. При вовлечении в процесс инвестирования 50% населения региона доля населения, обеспеченного качественным жильем, увеличивается на 45%, а инвестиции в жилища вырастают в 3,3 раза (3, с. 108-109, 114). Однако этот эффект возможен только при условии формирования у населения долгосрочных жизненных планов работы на Севере.

Список литературы

1. Бережная О.В., Шульга И.С. Региональные социально-экономические системы: типология и стратегия развития. - М.; Невинномысск: Изд-во НИЭУП, 2018. - 155 с.

2. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики / Ю.В. Вертакова, Т.О. Толстых, Е.В. Шкарупета, Е.В. Дмитриева; Юго-Зал. гос. ун-т. - Курск, 2017. - 156 с.

3. Фавстрицкая О.С. Модернизация жилищных рынков в депрессивных северных районах (на примере Магаданской области) / отв. ред. И.В. Гальцева; СВКНИИ ДВО РАН. - Магадан: ИП Жарикова Т.В., 2017. - 151 с.

2018.04.058. М.А. ПОЛОЖИХИНА. ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ИЗУЧЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИИ. (Обзор).

Ключевые слова: РФ; аналитические центры; Центр изучения перспектив интеграции; информационно-аналитический пор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.