Научная статья на тему 'Экономика Монголии: структурный анализ'

Экономика Монголии: структурный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ТРЕХСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ / ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC STRUCTURE / THREE-SECTOR MODEL OF THE ECONOMY / PRIMARY SECTOR / THE SECONDARY SECTOR / THE TERTIARY SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дугер Гантуя

В статье рассмотрена современная экономика Монголии, которая уверенно претендует на лидерство в ЦентральноАзиатском регионе. При анализе экономической структуры Монголии в модели трехсекторной экономики можно сказать в настоящее время Монголия по динамике доли секторов экономики в ВВП является индустриальной страной, а по динамике занятости заметен быстрый рост в третичном секторе в так называемом “сфере услуг”, что свидельствует о быстром социально-экономическом развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONGOLIAN ECONOMY: A STRUCTURAL ANALYSIS

The article is claimed the modern economy of Mongolia, that confidently be to leadership in the Central Asian region. The Mongolian economic structure is analyzed by three-sector models. In GDP Mongolia on the dynamics of the share of economic sectors can be presented is an industrial country, and the dynamics of the rapid growth of employment in the tertiary sector in the so-called "service sector", which testifies to the rapid socio-economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Экономика Монголии: структурный анализ»

Bryakina A.V.

Candidate of economic sciences, Russian state social University, Voronezh THE COMPARATIVE ADVANTAGES OF CLUSTERING COMPARED TO OTHER FORMS OF ECONOMIC

INTERACTION

Abstract

In the present economic environment in the context of economic integration the popularity of this form of economic interaction as clustering, a prerequisite to the formation of which is the need for integration Association the members of the cluster, the scarcity of various resources.

Keywords: cluster, cluster analysis, infrastructure, stakeholder innovation-active Association, integration, synergies.

В последние годы на мезо пространстве широкое распространение получила такая форма экономического взаимодействия как кластеризация. Одним из факторов, способствующих формированию экономических кластеров являются: мировой опыт эффективного функционирования подобных образований; необходимость интеграционного объединения участников региональной экономики, испытывающих дефицит различных ресурсов; высокая концентрация в регионе независимых, инновационно-активных, конкурентоспособных предприятий и организаций, демонстрирующих кластерную инициативу и стремящихся использовать в своей деятельности конкурентные преимущества многоотраслевой интеграции, проявляющиеся в возникновении синергического эффекта, создании высокоразвитых каналов бизнес коммуникаций и совершенствовании общей инфраструктуры[2].

Сравнительные преимущества кластеризации по сравнению с другими формами экономического взаимодействия участников региональной экономики обуславливают динамизм данного процесса, следствием которого стало создание в Воронежской области кластеров в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности, а также около двухсот различных кластеров в целом по России. Однако дальнейшее формирование и развитие кластерных объединений требует совершенствования концептуального, методологического и организационного обеспечения. Особое значение в создавшихся условиях имеет разработка обоснованных подходов к постановке целей и задач формирования и развития научно-производственных кластеров, определению параметров эффективного функционирования подобных образований и выявлению предприятий и организаций, способных обеспечить структурную трансформацию специфических особенностей экономики региона в ее конкурентные преимущества^].

Наиболее благоприятные для стейкхолдеров последствия создания научно-производственных кластеров заключаются в увеличении производительности труда и повышении эффективности производства вследствие облегчения доступа к ресурсам, информации и технологиям; стимулировании генерации новых знаний; облегчении коммерциализации инноваций. Указанные факторы являются основанием полагать, что объединение бизнес-единиц, научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также других организаций в кластеры является наиболее совершенной формой экономического взаимодействия субъектов современной региональной экономики, что актуализирует значимость выполненного исследования[2].

Научно-производственные кластеры обладают большой способностью к синтезированию инноваций, высокой скоростью реакции на потребности покупателей, доступом к новым технологиям внутри кластера, кооперацией в осуществлении научноисследовательских работ, а также конкурентным давлением, которое стимулирует предприятия к созданию инноваций[1]. Конкурентоспособная отрасль вовлекает за собой все остальные, связанные с ней отрасли, предъявляя жесткие требования к выпускаемой ими продукции и оказывая информационно-технологическую поддержку. В соответствии с пространственным позиционированием ученые-экономисты выделяют два вида кластеров: промышленный и региональный кластеры[2]. В отличие от промышленных кластеров, региональные кластеры представляют собой пространственные группировки подобных и связанных предприятий и организаций.

Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Как правило, промышленный кластер не ассоциируется с урбанизированной территорией (областью) и охватывает целые регионы, а также государства.

Региональный кластер представляет собой агломерацию, являющуюся основой местной бизнес-среды. Региональные кластеры, как правило, объединяют малые и средние предприятия, географически приближенные друг к другу. Несмотря на наличие менее прочных и разветвленных связей по сравнению с промышленными кластерами, региональные кластеры отличаются внутренней устойчивостью и организованностью и, как показывает мировой опыт, способствуют завоеванию регионом их базирования статуса лидера экономического развития. Наличие региональных кластеров определяет конкурентоспособность национальной экономики, а не развитость региональных кластеров обуславливает худшее экономическое положение регионов и образование депрессивных территорий.

Сегодня экономические кластеры различной специализации и направленности являются эффективным инструментом развития отдельных территорий и регионов, что способствует повышению общенациональной конкурентоспособности. При этом особое значение для развития регионов, а также национальной экономики имеет создание кластеров, способствующих продвижению инноваций.

Литература

1. Ахенбах Ю.А. Роль кластеров в повышении конкурентоспособности строительной отрасли / Ю.А. Ахенбах, Н.В. Сироткина // Механизмы перехода на инновационный путь развития: - Уфа: БИСТ (филиал) ОУП ВПО «АТиСО», 2012. - С.11-14

2. Сироткина А.В. Процедура индикативного управления предприятиями пищевой промыленности / Н.В. Сироткина А.В. Брякина // Регион: системы, экономика, управление. - 2013. - № 3.- С. 133-139

References

1. Ahenbah Ju.A. Rol' klasterov v povyshenii konkurentosposobnosti stroitel'noj otrasli / Ju.A. Ahenbah, N.V. Sirotkina // Mehanizmy perehoda na innovacionnyj put' razvitija: - Ufa: BIST (filial) OUP VPO «ATiSO», 2012. - S. 11-14

2. Sirotkina A.V. Procedura indikativnogo upravlenija predprijatijami pishhevoj promylennosti / N.V. Sirotkina A.V. Brjakina // Region: sistemy, jekonomika, upravlenie. - 2013. - № 3.- S. 133-139

Дугер Г антуя

Аспирант ВСГУТУ, Директор службы управления студенческим развитием монгольского нацилнального университета

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В статье рассмотрена современная экономика Монголии, которая уверенно претендует на лидерство в ЦентральноАзиатском регионе. При анализе экономической структуры Монголии в модели трехсекторной экономики можно сказать в настоящее время Монголия по динамике доли секторов экономики в ВВП является индустриальной страной, а по динамике занятости заметен быстрый рост в третичном секторе в так называемом "сфере услуг”, что свидельствует о быстром социально-экономическом развитии страны.

15

Ключевые слова: экономическая структура, трехсекторная модель экономики, первичный сектор экономики, вторичный сектор экономики, третичный сектор экономики.

Duger Gantuya

Postgraduate student, Director of the office of student development of the Mongolian national University MONGOLIAN ECONOMY: A STRUCTURAL ANALYSIS

Abstract

The article is claimed the modern economy of Mongolia, that confidently be to leadership in the Central Asian region. The Mongolian economic structure is analyzed by three-sector models. In GDP Mongolia on the dynamics of the share of economic sectors can be presented is an industrial country, and the dynamics of the rapid growth of employment in the tertiary sector in the so-called "service sector", which testifies to the rapid socio-economic development of the country.

Keywords: economic structure, three-sector model of the economy, the primary sector, the secondary sector, the tertiary sector of the economy.

Любая растущая экономика постоянно переживает структурные перестройки и экономическое развитие отличается от простого количественного экономического роста тем, что включает в себя необходимые для дальнейшего экономического роста прогрессивные изменения в структуре экономики.

При рассмотрении секторальной структуры экономики исходной базой служит теория трех секторов, основы которой заложил Колин Кларк в книге "Условия экономического прогресса", изданной в 1940 г. Изменения секторов в процессе развития экономики анализировали и теоретически обосновали Ж.Фурастье и С.Кузнец. Авторы выдвинули гипотезу, согласно которой в ходе исторического развития происходит последовательный переход от общества с преобладанием в экономике первичного сектора к индустриальному и затем к обществу с доминированием третичного сектора - услуг.

Общество, существующее в условиях господствующего первичного сектора экономики называют доиндустриальным или аграрным. Общество, существующее в условиях господствующего вторичного сектора экономики, называют индустриальным. Общество, существующее в условиях господствующего третичного сектора экономики, называют постиндустриальным.

Сейчас преобладание первичного сектора как правило говорит о крайне низком уровне экономического развития государства или региона. Примером этому служат многие страны Африки, где до сих пор большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Но есть и исключения. Первичный сектор (добыча нефти) является основой экономики богатых стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар). Однако по мнению многих специалистов такое развитие не является нормальным и в итоге приносит больше вреда, чем пользы (Голландская болезнь). Иными словами: - это добыча полезных ископаемых (добывающая промышленность) [2]. Это и является причиной быстрого экономического роста Монголии, то есть быстрорастущая горнорудная отрасль.

Одним из возможных подходов к анализу структуры экономики является выяснение относительного значения трех ее основных секторов (сельского хозяйства, промышленности и услуг) по показателю их доли в общем объеме производства или в общей численности занятых.

На протяжении многих веков Монголия была аграрной страной с ключевой отраслью - сельское хозяйство. В годы социалистического строительства темпы развития страны намного выросли. За эти годы основали промышленность, инфраструктуру, создали многоотраслевой аграрный сектор. Монголия вошла в число стран со средним уровнем доходов по показателю ВВП на душу населения.

В настоящее время локомотивом экономического роста страны является рост горнорудной промышленности и экспорт минерального сырья, который занимает 94% общего объема экспорта страны.

Современная Монголия по социально экономическому развитию занимает передовое место в Центрально- Азиатском регионе. Основной критерий, определяющий это стремление, - уровень экономического развития. Еще в 2004 году в монгольской экономике зарегистрированы характерные для “азиатских тигров” темпы роста - 10,6%. Это увеличение было вызвано ростом мировых цен на медь и золота - основные экспортные товары нашей страны. В 2005 году добыча золота в нашей стране существенно увеличилась, а горнодобывающая отрасль все больше утверждается как наиболее перспективный сектор экономики страны. В 2011 году начался бурный экономический подъем, связанный с ростом добывающей отрасли, реализацией крупных проектов и экономический рост составил 17,3% и который в 2014 году замедлился, что заметно по многим показателям. Во второй половине 2013 года экономический рост достигал 11,7%, но сегодня он упал до 7,8 %, то есть ВВП упал до 3,9%, оптово-розничная торговля упала на 12,3%, что доказывает внутреннее ослабление. В иностранных инвестициях появилась дыра в размере 32,4%, плюс к этому уровень инфляции в первой половине 2014г. вырос до 14,9%.

Таблица 1 - Динамика доли секторов экономики в ВВП Монголии /в процентах, 2010-2013

ДНБ ХАА аж 0,'лдээр уйлчилгээ

2010 4162.8 1015.2 24% 1937.4 47% 1210.2 29%

2011 4891.8 1034.8 21% 2126.7 43% 1730.3 35%

2012 5498.5 1349.3 25% 2285.1 42% 1864.1 34%

2013 6144.2 1498.4 24% 2653.8 43% 1992.0 32%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

2010 2011 2012 2013

■ Сельское хозяйство ■ Промышленность ■ Услуги

Рис. 3 - Динамика доли секторов экономики в ВВП Монголии /в процентах, 2010-2013

16

Из анализа статистических данных Монголия, которую издавно называли аграрно-животноводческой страной уже давно пришла в классификацию индустриальной страны. Хотя в стране и нет так называемых крупных индустральных предприятии это результат развития частного сектора. В рамках комплексной индустральной политики по стране начали работать более 1600 малых и средних предприятий, обеспечивая работой и доходом сотни людей.

За последние 4 года ВВП страны несомненно растет, но нельзя определять развитие страны только объемом ВВП. Базовыми показателями являются продолжительность жизни и образование населения. Если половина населения не обеспечена необходимыми возможностями, развитие страны оказывается под вопросом

А также долгосрочная динамика народно-хозяйственных секторов в общем плане характеризуется следующими тенденциями. В начальный период индустриализации страны 80% населения занято в сельском хозяйстве, 10% - в обрабатывающих производственных отраслях (промышленности и строительстве) и 10% - в секторе услуг. В ходе индустриализации растет доля занятых во вторичном секторе за счет уменьшения доли первичного до тех пор, пока не достигнет определенного предела (приблизительно 50%) общей численности занятого населения. В этот период также увеличивается доля третичного сектора. На следующем этапе развития начинает уменьшаться доля вторичного сектора и прогрессирует третичный сектор, в результате чего его доля повышается. В секторе услуг на конечном этапе его развития должно быть занято 80% всего экономически активного населения, в то время как на долю первичного и вторичного секторов должно приходиться по 10% занятых.

В нашей стране в 2013 году численность населения 2930,3 тысяча человек, экономически активное население 1198,3 тыс.чел. и из них 92,1 % составляют занятые и 7,9 % безработные. В 2013 году численность работающих в промышленности увеличилась на 15,5 процента по сравнению с предыдущим годом и составила 71204 человек. Численность работающих в горнорудно-добывающей промышленности увеличилась на 30.8%, в обрабатывающей промышленности на 12.7%, производство электро-тепловой энергии и водоснабжения на 0.5 % [3]. Доля занятости отраслей характеризуется следующим видом:

Таблица 2 - Динамика занятости экономики Монголии в %-х.

№ Отрасли народного хозяйства Доля занятости в %-х

2010 2011 2012 2013

1 Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, охотоводство 33,5 33,0 35,0 29,8

2 Оптовая и розничная торговля, ремонтные услуги автомашин и мотоциклов 14,1 14,7 12,4 14,1

3 Образование 8,3 8,2 8,2 8,1

4 Обрабатывающее производство 6,3 6,3 6,1 7,3

5 Строительство 4,7 5,0 5,6 6,6

6 Транспорт 7,4 7,3 5,3 6,0

7 Г осударственное управление и оборона 5,9 5,4 6,0 5,9

8 Г орнорудная и добывающая отрасль 3,3 4,4 4,4 4,6

9 Другие 16,5 15,7 17,0 17,6

Приведенные данные подтверждают вывод, что чем богаче страна, тем меньше доля работников, занятых в промышленности. Исходя из этого можно предположить, что через 20 лет в промышленности будет занят только один из десяти, занятых в экономике страны

Таблица 3 - Динамика занятости в секторах экономики Монголии в %-х

№ Сектора экономики 2010 2011 2012 2013

1 Первичный сектор 37 37,4 39,4 34,4

2 Вторичный сектор 11 11,3 11,7 13,9

3 Третичный сектор 52,2 51,3 48,9 51,7

Тенденции развития структуры экономики Монголии соответствуют положениям теории трех секторов. Первичный сектор в Монголии естественно должен был бы быть ведущим, так как Монголия является не только одним из представителей мирового кочевничества, но в отличие от других кочевых народов в ней полностью сохраняется кочевое скотоводство, соответственно кочевой образ жизни, а также Монголия страна богатая природными ресурсами. На горнодобывающий сектор приходится 18% ВВП страны и более 90% общего объема экспорта.

Быстрый абсолютный и относительный рост занятости в третичном секторе вызвали прежде всего следствие прогресса в экономике, рост их объема и такие объективные обстоятельства, как необходимость освоения новых видов деятельности, связанных с переходом к рыночной экономике (например, организация финансовых институтов), создание частных предприятий для обслуживания населения, а также относительного удорожания цен на услуги. С гаждым годом в стране растёт уровень инфляции, который в 2013 году составил 10,5 процента.

Как известно основные структурные изменения в секторах в первую очередь связаны с двумя факторами - динамикой спроса и производительности труда.

Производительность труда промышленности в 2013 году составил 40764.4 тыс.тугров и по сравнению с прошедшим годом увеличилась на 1540.7 тыс.тугров или на 3.9 процента. Из них производительность в горнорудно-добывающей промышленности увеличилась на 1617.1 тыс.тугров или на 2.3%, в производстве электро-тепловой энергии и водоснабжения на 573.9 тыс.тугров или на 3.3 %, а в обрабатывающей промышленной отрасли снизилась на 740.8 тыс.тугриков или на 2,6 % .

Экономика страны можно сказать всецело зависит от горнорудной промышленности, то есть Монголия зависима от своих минеральных ресурсов, всегда очень сложно предсказать, когда поднимутся цены на мировых рынках и возродятся инвестиции в горнорудной отрасли. Цены на минеральные ресурсы стремительно росли до 2011 года, но в 2012 г. начали стремительно падать.

То есть, в течение трех последних лет экономика Монголии находится под давлением накопленного экономического дисбаланса. Другие отрасли кроме горнорудного слабо развиваются. Чтобы преодолеть подобные краткосрочные препятствия и добиться стабильного, долгосрочного развития, очень важно выйти из зависимости от горнорудной отрасли. Для этого нужно поддерживать развитие частного сектора. В рамках осуществления государственной политики в отраслях пищевой, сельскохозяйственной и легкой промышленности утверждены следующие семь законов: “О правовом положении производственнотехнологического парка”, “О бирже продукции и сырья сельскохозяйственного происхождения”, “Об освобождении от таможенных пошлин”, “Об освобождении от налога на добавленную стоимость”, “О поправке в закон о земледельстве”, “О поправке в закон о подоходном налоге с населения”, “О поправке в закон о налоге на добавленную стоимость”. Парламентом Великого Народного Хурала утверждены национальные программы в 2009 году “Государственная политика по скотоводам”, в 2010 году “Монгол - скот” и продолжается реализация программы “Поддержка развития интенсивного развития скотоводства”.

17

Важными задачами для Монголии по-прежнему остаются развитие базовой инфраструктуры, инвестиции в секторы здравоохранения и образования, поддержка развития частного сектора и создание рабочих мест. Сегодня первоочередной задачей нашего правительства является управление основанным на освоении природных ресурсов экономическим ростом, охрана традиционного образа жизни сельского населения и обеспечение справедливого распределения материальных благ в обществе.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы о дальнейшем развитии секторальной структуры экономики Монголии:

• в зависимости от кочевого образа жизни монголов и природного богатства изменения занятости первичного сектора в Монголии стабильные;

• изменения секторальной структуры занятости населения и ВВП при увеличении доли третичного сектора носят объективный характер не только потому, что это мировая тенденция, но и в связи с тем, что услуги по объему и структуре отстают от потребностей общества;

• уменьшение доли вторичного секторов в общей численности занятых и ВВП должно сопровождаться ростом общего объема продукции этого сектора. Для этого необходимо существенно повысить производительность труда. В этой связи потребуется в корне изменить существующую отраслевую структуру промышленности и обеспечить научно технический прогресс;

• возрастает значение сферы услуг для развития экономики, что связано с усилением ее роли в обществе как главного объекта для трудоустройства населения. Но самое важное, что сфера услуг станет важнейшим источником роста ВВП. Необходимо расширять сферу услуг, улучшать качество обслуживания и при этом искать пути повышения производительности труда в этом секторе экономики.

Литература

1. Kolin Glark. The conditions of Economic Progress, 1939.

2. Свободная экономическая энциклопедия Википедия

3. Сборник национального статистического комитета, Улан-Батор, 2013 г

4. Национальный статистический комитет. Социально экономическое положение Монголии. Улан-Батор, 2013/12.

References

1. Kolin Glark. The conditions of Economic Progress, 1939.

2. Svobodnaja jekonomicheskaja jenciklopedija Vikipedija

3. Sbornik nacional'nogo statisticheskogo komiteta, Ulan-Bator, 2013 g

4. Nationally) statisticheskij komitet. Social'no jekonomicheskoe polozhenie Mongolii. Ulan-Bator, 2013/12.

Даудова З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студентка 3 курса, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация

В статье рассматриваются средства регулирования международных отношений в современной мировой экономики. Автор пытается раскрыть и проанализировать нетарифные меры и ограничения в международной торговле.

Ключевые слова: международная торговля, либерализация, нетарифные ограничения, внешнеторговые операции.

Daudova Z. A.

Student 3 тош^е Federal state Autonomous educational institution of higher professional education "North-Caucasus Federal

University", Stavropol

NON-TARIFF MEASURES AND RESTRICTIONS IN INTERNATIONAL TRADE

Abstract

The article discusses a means of regulating international relations in the modern world economy. The author tries to reveal and analyze non-tariff measures and restrictions in international trade.

Keywords: international trade, liberalization, non-tariff barriers, foreign trade operations.

Потребность в диверсификации средств регулирования международной торговли все чаще проявляется в современной мировой экономике, в условиях обострения конкуренции, в эпоху активного международного товарообмена, и связанных с ней торговых конфликтов между ее субъектами. Постепенной либерализации торговых отношений способствует применения нетарифных ограничений при проведении экспортно-импортных операций и снижения таможенных пошлин. Данный процесс показала практика развитых стран. Системный кризис усилил роль нетарифных ограничений международной торговли, охватив этим мировое хозяйство.

Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно запретительного характера, которые препятствуют проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Из-за скрытого характера, нетарифные ограничения предоставляют возможность правительствам действовать практически бесконтрольно.

Классификационная схема нетарифных ограничений, подготовленная ГАТТ, стала основой для формирования информационного банка данных по нетарифному регулированию, которая оказала значительное влияние на формирование собственных классификационных схем международных экономических организаций и отраслей.

Разработанной ЮНКТАД классификации нетарифные меры регулирования международной торговли объединены в восемь категорий, одну их которых составляют таможенно-тарифные меры, а семь остальных - меры нетарифного регулирования, такие как: паратарифные меры, финансовые меры, монополистические меры технические меры, меры количественного контроля, меры автоматического лицензирования, меры контроля над ценами.

Данная классификационная схема используется большим числом государств, выполняющая при этом функцию систематизации нетарифных ограничений, которые устанавливаются национальными законодательствами и используются в административной практике таможенных органов.

Применяемые в международной торговле нетарифные меры разнообразны, причем их роль по мере снижения таможенных тарифов не уменьшается, а возрастает. Наиболее распространены те, которые направлены на прямое ограничение импорта: квотирование, лицензирование, добровольные количественные ограничения, технические барьеры, демпинг.

Примером служат нетарифные ограничения в Российской Федерации. В 90-е года квотирование и лицензирование экспортных поставок в отношении стратегически важных сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные формальности и контроль - являлись основными нетарифными методами государственного регулирования.

На современном этапе развития, государство пытается создать наиболее благоприятные экономические условия для реализации тех внешнеторговых операций, которые оказывают содействие увеличению действенности российской экономики, вместо того, чтобы стремиться регулировать международную деятельность не ограничениями или административными запретами.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.