Научная статья на тему 'Развитие третичного сектора экономики в развитых странах'

Развитие третичного сектора экономики в развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7193
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР / СФЕРА УСЛУГ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / СФЕРА УСЛУГ ГЕРМАНИИ / СФЕРА УСЛУГ ФРАНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасова Дарья Сергеевна

Развитие третичного сектора экономики в развитых странах рассмотрено на примере Великобритании, Германии и Франции. Проанализирован вклад третичного сектора в развитие экономик рассматриваемых стран, а именно: доля третичного сектора в ВВП, доля занятых в сфере услуг. Изучена внешняя торговля услугами, приведена доля каждой страны в общем объеме мирового экспорта и импорта услуг. Выявлено, что Великобритания, Германия и Франция являются не только одними из мировых лидеров по объему ВВП, но и по доле в общем объеме мирового импорта и экспорта услуг. Выделены особенности исторического развития, менталитета, образа жизни, состояния других секторов, действий правительства, повлиявших на развитие третичного сектора данных экономик. Приведены особенности дальнейшего развития сферы услуг в связи с действиями, предпринимаемыми Европейским союзом. Сделан вывод о том, что развитие третичного сектора в Великобритании, Германии, Франции сыграло решающую роль для роста экономики в целом. Развитие сферы услуг было бы невозможно без развитого инновационного вторичного сектора, который является материальной базой для роста сферы услуг. Важную роль при этом играет сложившаяся система образования и уровень подготовки кадров в рассматриваемых странах. Проанализирован опыт развития третичного сектора в данных странах применительно к Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TERTIARY SECTOR OF ECONOMICS IN DEVELOPED COUNTRIES

The development of the tertiary sector of the economy in developed countries is reviewed by the case of Great Britain, Germany and France. The contribution of the tertiary sector to the development of the economies of these countries, namely: the share of the tertiary sector in GDP, the share of employed in the service sector were analyzed. International trade in services was studied, the share of each country in the total world export and import of services were given. According to this study Britain, Germany and France are of the world leaders not only in terms of GDP, but also in terms of the world's total volume of import and export of services. The features of historical development, mentality, way of life, conditions of other sectors, government actions that have influenced the development of the tertiary sector of the economies of these countries were singled out. The features of the further development of services in connection with the actions taken by the European Union were given. It is concluded that the development of the tertiary sector in the Great Britain, Germany, France played a decisive role for the growth of the economy as a whole. The development of the services would be impossible without a developed innovative secondary sector, which is a material basis for the growth of the service sector. The system of education and the level of training of personnel in the countries in question have played an important role in the development of tertiary sector. The experience of development of the tertiary sector in these countries with reference to Belarus is analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие третичного сектора экономики в развитых странах»

СТРАНИЦА МОАОДОГО УЧЕНОГО

УДК 338.46

Д. С. Квасова

Республиканский институт высшей школы

РАЗВИТИЕ ТРЕТИЧНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Развитие третичного сектора экономики в развитых странах рассмотрено на примере Великобритании, Германии и Франции. Проанализирован вклад третичного сектора в развитие экономик рассматриваемых стран, а именно: доля третичного сектора в ВВП, доля занятых в сфере услуг. Изучена внешняя торговля услугами, приведена доля каждой страны в общем объеме мирового экспорта и импорта услуг. Выявлено, что Великобритания, Германия и Франция являются не только одними из мировых лидеров по объему ВВП, но и по доле в общем объеме мирового импорта и экспорта услуг. Выделены особенности исторического развития, менталитета, образа жизни, состояния других секторов, действий правительства, повлиявших на развитие третичного сектора данных экономик.

Приведены особенности дальнейшего развития сферы услуг в связи с действиями, предпринимаемыми Европейским союзом. Сделан вывод о том, что развитие третичного сектора в Великобритании, Германии, Франции сыграло решающую роль для роста экономики в целом. Развитие сферы услуг было бы невозможно без развитого инновационного вторичного сектора, который является материальной базой для роста сферы услуг. Важную роль при этом играет сложившаяся система образования и уровень подготовки кадров в рассматриваемых странах. Проанализирован опыт развития третичного сектора в данных странах применительно к Беларуси.

Ключевые слова: третичный сектор, сфера услуг Великобритании, сфера услуг Германии, сфера услуг Франции.

D. S. Kvasova

National Institute for Higher Education

DEVELOPMENT OF THE TERTIARY SECTOR OF ECONOMICS IN DEVELOPED COUNTRIES

The development of the tertiary sector of the economy in developed countries is reviewed by the case of Great Britain, Germany and France. The contribution of the tertiary sector to the development of the economies of these countries, namely: the share of the tertiary sector in GDP, the share of employed in the service sector were analyzed. International trade in services was studied, the share of each country in the total world export and import of services were given. According to this study Britain, Germany and France are of the world leaders not only in terms of GDP, but also in terms of the world's total volume of import and export of services. The features of historical development, mentality, way of life, conditions of other sectors, government actions that have influenced the development of the tertiary sector of the economies of these countries were singled out.

The features of the further development of services in connection with the actions taken by the European Union were given. It is concluded that the development of the tertiary sector in the Great Britain, Germany, France played a decisive role for the growth of the economy as a whole. The development of the services would be impossible without a developed innovative secondary sector, which is a material basis for the growth of the service sector. The system of education and the level of training of personnel in the countries in question have played an important role in the development of tertiary sector. The experience of development of the tertiary sector in these countries with reference to Belarus is analyzed.

Key words: tertiary sector, services in Great Britain, services in Germany, services in France.

Введение. По данным Всемирного банка, по итогам 2017 г. лидером по объему ВВП стали США - 19 391 млн долл. США, на втором

месте расположился Китай (12 238 млн долл. США), на третьей позиции находится Япония (4872 млн долл. США).

Лидерами среди европейских стран являются:

- Германия - 4-е место (3677 млн долл. США);

- Великобритания - 5-я позиция (2622 млн долл. США);

- Франция - 7-е место (2583 млн долл. США) [1].

Рассмотрим вклад каждого сектора в ВВП с помощью табл. 1.

Таблица 1

Распределение ВВП по секторам в Великобритании, Франции, Германии в 2017 г., %

Наибольший вклад в ВВП в рассматриваемых странах вносит именно третичный сектор. Однако, несмотря на то, что лидер среди европейских стран по объему ВВП - Германия, в этой стране доля третичного сектора в ВВП наименьшая из трех стран, чему есть объективные причины, которые будут рассмотрены ниже. Аналогичные тенденции характерны и для структуры занятости. В Великобритании доля занятых в сфере услуг увеличилась с 66% в 1991 г. до 81% в 2017 г., во Франции - с 66 до 77%, в Германии - с 55 до 71% [5].

Рассмотренные страны являются не только одними из лидеров в мире по объему ВВП, но и занимают серьезные позиции в мировой торговле услугами (табл. 2).

Таблица 2

Внешняя торговля услугами в Великобритании, Франции, Германии в 2016 г.

В экспорте услуг Великобританию, Францию и Германию превосходит только США (752 млн долл. США), а в импорте еще и Китай.

В Великобритании в 2016 г. объем экспорта составил 333 млрд долл. США, а импорта -201 млрд долл. США. Финансовые услуги являются крупнейшим направлением экспорта услуг, а туристические - основным направлением импорта услуг [7].

В 2016 г. Германия экспортировала услуги на сумму 281 млрд долл США, импорт составил 306 млрд долл США. Главное экспортное направление - транспортные и прочие бизнес-услуги, а основными направлениями импорта услуг являются туристические, профессиональные и консалтинговые услуги [8]. Интересен тот факт, что при положительном сальдо в торговле товарами в сфере услуг сложилось отрицательное сальдо, а во Франции и Великобритании наблюдалась обратная ситуация.

Франция экспортировала услуги в 2016 г. на сумму 237 млрд долл США, импорт услуг составил 236 млрд долл США. Прочие бизнес-услуги являются главными направлениями и экспорта, и импорта услуг [9].

Таким образом, процессы терциаризации характерны и для одних из самых развитых в мире экономик - Великобритании, Германии и Франции. Именно третичный сектор вносит основной вклад в ВВП, а также является крупнейшим в структуре занятости. Поэтому опыт становления третичного сектора в рассматриваемых экономиках представляет особый интерес.

Основная часть. Остановимся подробнее на тех факторах, которые способствовали развитию третичного сектора в каждой из стран.

Великобритания. Великобритания в XIX веке являлась лидирующим индустриальным государством, но уже в прошлом столетии она постепенно стала терять свои конкурентные преимущества в данной отрасли, однако приобрела их в сфере услуг.

Великобритания - мировой лидер в сфере аукционной торговли, страхования, консультационных, правовых услугах. Важное положение в экономике страны занимает и торговля. Надо сказать, что в данном случае достижения в области аукционной торговли стали импульсом к развитию в области продажи картин, драгоценных металлов и камней, то есть одна передовая отрасль породила другую.

Развитие аукционной торговли, финансовых услуг, транспорта (в частности, воздушного) было обусловлено историко-географическими обстоятельствами. Благоприятное географическое положение, могущество Британской империи на мировой арене с разветвленной системой колоний сделало ее великой торговой державой, местом концентрирования капитала со всего мира, а английский язык стал международным языком общения и ведения бизнеса.

Страна Сектор

Первичный Вторичный Третичный

Великобритания 0,52 18,57 70,07

Франция 1,51 17,36 70,24

Германия 0,63 27,60 61,90

Примечание. Составлено автором на основе [2, 3, 4].

Страна Экспорт услуг Импорт услуг

Объем, млн долл. США Доля в мировом экспорте услуг, % Объем, млн долл. США Доля в мировом импорте услуг, %

Великобритания 327 6,71 199 4,14

Франция 237 4,85 236 4,91

Германия 273 5,59 312 6,51

Примечание. Составлено автором на основе [6].

Великобритания являлась своего рода законодателем мод в потребительских товарах и образе жизни для своих колоний.

Однако для развития сферы услуг были и свои сдерживающие факторы:

1. Основе развития сферы услуг - промышленности - был нанесен значительный урон вследствие Второй мировой войны и послевоенного времени, когда нормальными явлениями стали спрос на товары низкого качества, невысокая требовательность к обслуживанию, а также недостаток квалифицированных рабочих.

2. Государственная собственность и невысокий уровень финансирования в таких основополагающих отраслях инфраструктуры экономики, как система здравоохранения, железнодорожный и воздушный транспорт, стали причиной медленного внедрения инноваций и модернизации. Поэтому данные отрасли также не могли являться требовательными покупателями других товаров и услуг.

3. Низкая требовательность к товарам со стороны колоний.

Первоначальное стремление преодолеть такие недостатки, как небольшие размеры страны, нахождение на островной части, зависимость от импорта полезных ископаемых стимулировало развитие торговли и сопутствующих услуг (страховые, правовые, банковские), научных исследований в области создания новых материалов, товаров, совершенствования технологий производства.

Основа развития любой экономики - высококвалифицированные кадры. Действовавшая система образования в Великобритании наложила свой отпечаток и на экономическое развитие страны. Долгое время этой стране в системе образования отсутствовал соревновательный аспект, что привело к понижению требований к учащимся, а с ними и успеваемости. Высшее образование было доступно далеко не всем. Чаще всего преобладал гуманитарный профиль, а количество студентов, изучающих технические дисциплины, было меньше, чем в других развитых странах. В стране не на должном уровне развита система профессионального обучения, а технические колледжи непрестижны. Это проявляется в недостатке практической квалификации и теоретического образования рабочей силы, необходимой промышленности. Несмотря на подобные негативные тенденции, в стране сформировался класс высококвалифицированных специалистов в области профессиональных услуг.

В Великобритании также развиты и наукоемкие услуги. Научно-исследовательская работа является объектом масштабных инвестиций, большая часть из которых проводится в инте-

ресах укрепления обороноспособности страны. Однако тесное сотрудничество с университетскими центрами было установлено в химии и фармацевтике.

Одна из важных отраслей сферы услуг - туризм. Богатое историко-культурное наследие уже не один десяток лет является объектом международного туризма.

Великобритания известна и своими достижениями в области маркетинга. Именно она стала первой страной, разрешившей транслировать рекламу по телевидению.

Широко известен также и Лондонский Сити как финансовый центр Европы, в котором наряду с финансовыми услугами можно получить и сопряженные с ними юридические, информационные, маркетинговые услуги.

Следует отметить и тот факт, что особенности образа жизни и менталитета также оказали свое влияние на развитие третичного сектора. Например, приверженность к чаю и сладкому дали толчок к развитию сферы общественного питания. А следование традициям, порядку стало в свое время сдерживающим фактором во внедрении инноваций и проявлении предпринимательской инициативы. Частым явлением становились блокировки экспорта новой техники, стремление к сохранению английской монополии, что привело к переезду предпринимателей в другие страны. В такой ситуации успеха достигли те, кто был выходцем из низших слоев общества или прибыл из других стран (например, Роберт Максвелл).

Правительство же принимало сторону невмешательства в экономику, что сыграло на руку отраслям сферы услуг. Невысокий уровень регулирования позволял внедрять нововведения и рационализировать процесс оказания услуги. Так получили свое развитие аукционное дело, торговля, страхование.

Германия. Дважды претерпев военные поражения в ХХ веке, Германия в течение нескольких десятилетий восстанавливала свою экономику. Несмотря на то, что в военное время рынок сбыта немецких фирм был резко ограничен со стороны большинства стран, а в послевоенное, вплоть до 1950-х гг., возникали трудности в получении экспортных лицензий от союзников, Германия смогла преодолеть эти трудности.

Главным преимуществом немецкой экономики являются высококвалифицированные, образованные, дисциплинированные кадры. В отличие от Великобритании и Франции, в стране большое количество инженерно-технических работников с хорошей подготовкой. Это достигается за счет системы образования. «Первые в мире высшие учебные заведения и докторские

диссертации, требующие проведения оригинальных исследований, были немецким изобретением» [10, с. 438].

Образование высокого качества предоставляется не только на уровне школы и университетов, но и технических колледжей, которые в течение более короткого срока обучения предоставляют образование с большей практической ориентацией, чем университеты. Надо сказать, что обучение в таких колледжах организовано на высоком уровне и пользуется уважением, в отличие от подобных учреждений в Великобритании. Сама же система дуального образования, когда теоретическое обучение совмещено с практикой на производстве, позволяет получить квалификацию в высокоспециализированных отраслях. Наличие кадров такого уровня стимулирует производство продукции высокой сложности и качества. «Например, президент фирмы Zeiss, ведущей в оптике, утверждает, что компания была не в состоянии переместить свое производство за границу, так как в других странах ощущается недостаток в специализированных рабочих кадрах» [10, с. 431]. Высокое качество в техническом образовании, а также большой опыт в модернизации на основе имеющихся производственных мощностей позволил создать один из самых развитых в Европе вторичных секторов, который даже в процессе терциариза-ции сохраняет свое значение для экономики. Однако образование в области менеджмента и общественных наук затеоретизировано и не отличается таким качеством, как техническое. Подобная проблема часто решается путем привлечения иностранных специалистов.

Важно и то, что в Германии научно-исследовательские институты финансируются не только за счет государства, но и промышленных предприятий. Некоторые из них осуществляют исследования в рамках контрактов, заключенных с предприятиями. Развита и университетская наука. Университеты и научно-исследовательские центры поддерживают связь с представителями компаний, которые, в свою очередь, также активно занимаются научными исследованиями. Немецкие университеты часто специализированы и отвечают потребностям промышленного производства.

Развитию сферы услуг способствовали:

- значительный объем внутреннего рынка;

- в отличие от Великобритании и Франции не было своих колоний, предприятия были вынуждены улучшать качество своих товаров для экспорта;

- в силу особенностей национального характера немецкие покупатели - одни из самых требовательных в мире, что способствовало повышению качества услуг, однако такие лич-

ностные характеристики, как дисциплинированность, консервативность, любовь к порядку, стали причиной выражения настороженности по отношению к новым продуктам и услугам.

В Германии традиционно высокие затраты на медицинские услуги, развито и страхование, которое осуществляется не только через государственные, но и через частные фирмы.

Франция. Как и Великобритания, Франция имела в своих владениях большое число колоний, но в результате войн в конце XVIII - начале XIX веков она потеряла многие колонии, а с ними и рынки сбыта. Интересным является и тот факт, что к началу прошлого столетия Франция являлась аграрной страной. Даже сейчас, как видно из табл. 1, доля первичного сектора во Франции превышает аналогичные в Германии и Великобритании. Это позволяет Франции быть главным «зеленым» экспортером в Европе.

Уже в XX веке происходят существенные перемены: Франция окончательно становится индустриальной страной, чему способствовал интенсивный процесс обновления основного капитала. Во многом благодаря этому во Франции один из самых развитых в мире военно-промышленных комплексов, а также авиационно-космическое производство, атомная энергетика, аграрно-промышленные предприятия.

После Второй мировой войны основные государственные инвестиции были направлены в национальные производственные отрасли хозяйства. Научная деятельность обеспечила открытия в электронике, автоматике, химии, ядерной энергетике. С помощью мер, проводимых правительством, осуществлялась активная модернизация, а с ней и развивались банковские услуги.

Можно выделить следующие факторы, оказавшие сдерживающее развитие на сферу услуг:

1. В отличие от Германии, Франции была свойственна узость внутреннего рынка, что обусловило поиск путей продажи товаров и услуг за пределы страны.

2. В середине XX века научно-исследовательская деятельность во Франции, однако, пользовалась значительно меньшей поддержкой, чем в Великобритании и Германии. Под влиянием крупных предпринимателей исследования проводились лишь с целью их немедленного практического использования.

3. Особенности менталитета французов, а именно: нехватка предпринимательского духа, экономность.

Важная отрасль третичного сектора - банковские услуги - получила свое развитие в XIX веке. «Но еще более важное значение в это время приобретает деятельность французских банков по привлечению иностранных банков (к приме-

ру, на долю британских, бельгийских и швейцарских капиталов приходилась в 1840 г. примерно треть капиталов, участвовавших в строительстве железных дорог во Франции), а также инвестиции французских банков за пределами страны» [11, с. 12].

Развитию сектора услуг способствовала значительная поддержка государства (через систему займов и субсидий), а также интенсивное городское и железнодорожное строительство.

Так называемая «Черная пятница», случившаяся 22 октября 1929 г. на Уолл Стрит, прошла для Франции относительно безболезненно. Но хоть и позже, депрессия коснулась и ее и обрела затяжной характер. Следует отметить, что из этих трудностей с блеском выходила торговля. Во Франции в период кризиса 30-х гг. парижские универмаги создали «народные» магазины, в которых был сокращен ассортимент товаров, введены более низкие цены с установлением их «потолка». Другими разновидностями торговли стали общества с большим количеством филиалов (у нескольких магазинов был общий склад, осуществлялось централизованное управление с предоставлением некоторой автономии каждому магазину), а также потребительские кооперативы как торговые предприятия (целью не являлось получение прибыли, продажа осуществлялась по более низким ценам, а прибыль распределялась между участниками кооператива).

Благодаря некоторым действиям правительства развитие получили сети общественного питания. Был принят закон об обязательном обеспечении предприятиями своих сотрудников обедами. Так получили развитие предприятия общественного питания, которые обслуживали еще и больницы, школы, тюрьмы, казармы. Сюда же следует отнести события 1968 г., когда появился «принцип социальности», а с ним и социальные службы на предприятиях и развитие подобного рода услуг.

Важной отраслью третичного сектора и экономики Франции является туризм. Еще в XVIII веке зажиточные англичане проводили время зимой в Ницце на Лазурном берегу. С помощью туризма, являющегося важным источником рабочих мест, Франция частично решает проблемы безработицы.

Основа построения экономики знаний и услуг - высококвалифицированные кадры и наука. Одним из главных преимуществ французской экономики является высокоразвитая сфера фундаментальных исследований. Франция - один из лидеров по доле в мировых публикациях в области естественных наук. Это связано во многом с тем, что в стране были созданы специализированные независимые от

высшей школы государственные научно-исследовательские центры, которые занимались только наукой и разработками. Именно в них проводится основная часть фундаментальных исследований страны.

Таковы основные факторы терциаризации экономик Великобритании, Франции и Германии. Рассмотрим влияние действий со стороны Евросоюза на развитие сферы услуг. Кризис 2008-2009 гг. внес свои коррективы в экономическую политику рассматриваемых стран. Однако он позволил обнаружить важную закономерность. «Несмотря на незначительное уменьшение доли сервисного сектора в 2010 г. (на 0,2% по ЕС-17 и на 0,4% по ЕС-27), секторы производства продукции показывают меньшую устойчивость к негативному влиянию мирового экономического кризиса. Свидетельством этого выступает уменьшение их доли в валовой добавленной стоимости за период 2009-2010 гг. (в ЕС-17 - на 1,9%, в ЕС-27 - на 1,5%) с ее переходом к сервисному сектору, продолжившему абсолютно и относительно расширять свои границы» [12, с. 93].

В связи с кризисом 2008-2009 гг. в Европейском союзе в 2010 г. была принята Европейская стратегия экономического развития «Европа 2020» [13]. Целью новой стратегии стало развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях, что предполагает повышение качества образования и исследований, государственную поддержку распространения инновационных технологий и знаний в рамках Европейского союза, использование инновационных технологий для достижения глобальных социальных целей. И, конечно, важную роль при достижении поставленных целей играет сектор услуг. Решающим фактором в таких преобразованиях может стать политика, проводимая государством. Например, во Франции в реализации новой стратегии участвовали не только крупные предприятия, но и средние, а также университеты и исследовательские центры. Правительство оказывает поддержку даже частным фирмам и в вопросах финансирования, и информирования по доступным технологическим продуктам, и поиска высококвалифицированных кадров.

Особое внимание уделяется развитию рынка цифровых услуг. В 2015 г. была принята Стратегия развития Единого цифрового рынка, в которой указывалось 16 пунктов по его созданию [14]. Предполагается облегчение доступа потребителей и бизнеса к товарам и услугам через интернет в пределах Европейского союза, создание благоприятных условий для развития цифровых сетей и услуг, содействие повышению потенциала европейской цифровой

экономики. Данные меры приведут к дальнейшему росту цифровых услуг в экономике стран-участниц Европейского союза.

Конечно, серьезное влияние на развитие третичного сектора в Великобритании окажет Вгехй. Правительство Терезы Мэй планирует выход из Европейского союза с сохранением некоторых торговых и экономических соглашений, что закреплено в «Белой книге». Публикация новых планов должна ускорить переговоры по выходу страны из ЕС и определить окончательные условия осенью. Ожидается, что Великобритания сохранит свое присутствие на едином рынке товаров, однако компаниям сферы услуг не будет обеспечен аналогичный равный доступ на европейский рынок [15]. Несмотря на то, что данный вариант вполне может быть изменен в ходе переговоров, такие планы могут нанести серьезный урон не только сфере услуг, но и всей экономике в целом. Великобритании будет намного сложнее осуществлять торговлю с третьими странами. Это также может привести к открытию британскими компаниями (особенно в области страховых и финансовых услуг) своих филиалов в других европейских странах.

Заключение. Великобритания, Германия, Франция находятся в числе первых 10 стран-лидеров в мире по объему ВВП, значительный вклад в который вносит третичный сектор (за 2017 г. от 61,90 до 70,24%). В силу исторически сложившихся причин доля аграрного сектора во Франции - наибольшая из рассматриваемых стран (1,51%), а в Германии самый развитый вторичный сектор (27,6%).

Данные страны также являются одними из мировых лидеров в экспорте и импорте услуг, однако в Германии наблюдалось отрицательное сальдо торговли услугами, в Великобритании и Франции оно было положительным.

Развитию третичного сектора в этих странах способствовали специфические историко-географические обстоятельства, особенности образа жизни и менталитета нации, действия правительства, а также имеющаяся система образования.

Учитывая новые тенденции, можно спрогнозировать рост цифровых, наукоемких услуг, а также дальнейшее насыщение производства инновационными услугами. Важнейшую роль при построении экономики знаний и услуг играет сложившаяся система образования и подготовки кадров, качество которой имеет определяющее влияние на развитие экономики.

Развитие сферы услуг в рассматриваемых странах играло решающую роль для роста экономики в целом. Но подобное не было бы возможно без развитой промышленности, прово-

димых научных исследований, внедрения технических и технологических инноваций, которые являются материальной базой для роста сферы услуг и обеспечили производительность труда. Сам рост третичного сектора обусловил повышение эффективности и промышленного производства (услуги способствовали продвижению товаров), и экономики в целом (повышение квалификации рабочей силы, улучшение качества жизни).

Для Республики Беларусь в последнее время также характерен рост третичного сектора в структуре занятости, объеме ВВП и внешней торговли. Однако его масштабы пока не сопоставимы с рассматриваемыми странами. Опыт Германии, Франции, Великобритании показывает, что в данных странах большое значение для развития третичного сектора имели исторически сложившиеся обстоятельства, из которых была извлечена максимальная выгода. Для Республики Беларусь это: выгодное экономико-географическое положение как трамплин для дальнейшего развития транспортных, банковских, страховых услуг; историко-культурное наследие как основа развития туризма, которое предполагает соответствующее развитие инфраструктуры, а также маркетинговых услуг; максимальное использование возможностей нахождения в интеграционных объединениях в связи с узостью внутреннего рынка.

Среди сдерживающих факторов развития не только третичного сектора, но и экономики в целом, как и в Великобритании, Германии и Франции, можно выделить особенности менталитета белорусов, а именно: приверженность традициям, размеренность, терпеливость. Все это приводит к сдерживанию предпринимательской инициативы, внедрения инноваций. Именно субъекты малого и среднего предпринимательства вносят значительный вклад в развитие сферы услуг в стране. Поэтому необходима дальнейшая поддержка государства в области стимулирования предпринимательской инициативы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показала практика, важнейшим условием построения экономики знаний и услуг в рассмотренных странах стала развитая система подготовки и переподготовки кадров. В Беларуси, как и в Германии, большое количество предприятий машиностроительного комплекса, поэтому стране также необходима подготовка работников инженерно-технического профиля высокого уровня. В Республике Беларусь система образования нуждается в большей прак-тикоориентированности. Представляется приемлемым и опыт Германии в части финансирования научно-исследовательской деятельности университетов и исследовательских центров не только со стороны государства, но и в установ-

лении тесного сотрудничества с промышленными предприятиями. Как и Великобритания, Республика Беларусь является страной, которая активно экспортирует образовательные услуги, развитию которых будет способствовать совершенствование системы обучения иностран-

ным языкам. Расширение специальностей, обучение которым ведется на иностранном языке, будет способствовать привлечению иностранных студентов.

Именно высококвалифицированные кадры будут движущей силой инновационной экономики.

Литература

1. GDP (current US$) [Electronic resource]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY. GDP.MKTP.CD?end=2017&start=2016&year_high_desc=true/ (date of access: 05.09.2018).

2. United Kingdom: Distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017 [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/statistics/270372/distribution-of-gdp-across-economic-sectors-in-the-united-kingdom/ (date of access: 05.09.2018).

3. Germany: distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017 [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/statistics/375569/germany-gdp-distribution-across-economic-sectors/ (date of access: 06.09.2018).

4. France: Distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017 [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/statistics/270352/distribution-of-gross-domestic-product-gdp-across-economic-sectors-in-france/ (date of access: 06.09.2018).

5. Employment in services (% of total employment) (modeled ILO estimate) [Electronic resource]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SL.SRV.EMPL.ZS?end=2017&start=1991&view=chart/ (date of access: 06.09.2018).

6. UNCTAD handbook of statistics, 2017. United Nations: Geneva, 2017. 107 p.

7. OECD Services Trade Restrictiveness Index (STRI): United Kingdom [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/tad/services-trade/STRI_GBR.pdf/ (date of access: 05.09.2018).

8. OECD Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Germany [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/tad/services-trade/STRI_DEU.pdf/ (date of access: 05.09.2018).

9. OECD Services Trade Restrictiveness Index (STRI): France [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/tad/services-trade/STRI_FRA.pdf/ (date of access: 05.09.2018).

10. Портер М. Е. Международная конкуренция стран: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2017. 946 с.

11. Чернико Г. П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. 416 с.

12. Перепелкин В. А., Перепелкина Е. В. Терциаризация мировой экономики: теоретико-методологический и эмпирический анализ: монография. Самара: ПГСГА, 2014. 156 с.

13. Europe 2020: A Strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels: EU Comission, 2010. 33 p.

14. A Digital Single Market Strategy for Europe [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52015DC0192&from=EN/ (date of access: 04.09.2018).

15. Hard Brexit is unravelling. [Electronic resource]. URL: https://www.economist.com/britain/ 2018/06/28/hard-brexit-is-unravelling/ (date of access: 02.09.2018).

References

1. GDP (current US$). Available at: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD? end=2017&start=2016&year_high_desc=true (accessed 05.09.2018).

2. United Kingdom: Distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017. Available at: https://www.statista.com/statistics/270372/distribution-of-gdp-across-economic-sectors-in-the-united-kingdom/ (accessed 05.09.2018).

3. Germany: distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017. Available at: https://www.statista.com/statistics/375569/germany-gdp-distribution-across-economic-sec-tors/ (accessed 06.09.2018).

4. France: Distribution of gross domestic product (GDP) across economic sectors from 2007 to 2017. Available at: https://www.statista.com/statistics/270352/distribution-of-gross-domestic-product-gdp-ac-ross-economic-sectors-in-france/ (accessed 06.09.2018).

5. Employment in services (% of total employment) (modeled ILO estimate). Available at: https:// da-ta.worldbank.org/indicator/SL.SRV.EMPL.ZS?end=2017&start=1991&view=chart (accessed 06.09.2018).

6. UNCTAD handbook of statistics, 2017. Geneva, United Nations, 2017. 107 p.

7. OECD Services Trade Restrictiveness Index (STRI): United Kingdom. Available at: http:// www.oecd.org/tad/services-trade/STRI_GBR.pdf (accessed 06.09.2018).

8. OECD Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Germany. Available at: http://www.oecd.org/ tad/services-trade/STRI_DEU.pdf (accessed 06.09.2018).

9. OECD Services Trade Restrictiveness Index (STRI): France. Available at: http://www.oecd.org/ tad/services-trade/STRI_FRA.pdf (accessed 06.09.2018).

10. Porter M.E. Mezhdunarodnaya konkurentsiya stran [International competition of countries]. Moscow, Alpina Publ., 2017. 946 p.

11. Cherniko G. P. Ekonomika Frantsii: Traditsii i noveyshiye tendentsii [Economy of France: Traditions and the latest trends]. Moscow, Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya Publ., 2002. 416 p.

12. Perepelkin V. A. Tertsiarizatsiya mirovoy ekonomiki: teoretiko-metodologicheskiy i empiricheskiy analiz: monografiya [Tertiarisation of the world economy: theoretical-methodological and empirical analysis: monograph]. Samara, PGSGA Publ., 2014. 156 p.

13. Europe 2020: A Strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, EU Comission, 2010. 33 p.

14. A Digital Single Market Strategy for Europe]. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52015DC0192&from=EN (accessed 04.09.2018).

15. Hard Brexit is unravelling. Available at: https://www.economist.com/britain/2018/06/28/hard-brexit-is-unravelling (accessed 02.09.2018).

Информация об авторе

Квасова Дарья Сергеевна - магистр экономических наук, аспирант кафедры управления и экономики высшей школы. Республиканский институт высшей школы (220007, г. Минск, ул. Московская, 15, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Kvasova Darya Sergeevna - master of Economics, PhD student, the Department of Management and Economics of Higher School. National Institute for Higher Education (15, Moskovskaya str., 220007, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 08.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.