Научная статья на тему 'Сектор услуг Индии: информационно-коммуникационные технологии и вопросы занятости'

Сектор услуг Индии: информационно-коммуникационные технологии и вопросы занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2604
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТОР УСЛУГ / SERVICE SECTOR / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ВВП / GDP / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Юлия Александровна, Ушанов Степан Андреевич

В условиях жесткой глобальной конкуренции и сложной экономической ситуации перед руководством любой национальной экономики так или иначе встает вопрос о переходе на новую экономическую модель развития. Сегодня многие страны ставят перед собой цель постепенного перехода на инновационную социально ориентированную модель развития. При этом переход должен сопровождаться устойчивым инклюзивным экономическим ростом, подразумевающим качественные изменения во всех секторах экономики. В статье рассматривается сектор услуг Индии, который является сегодня доминирующим и быстро растущим в структуре ВВП. Однако сектор услуг не лишен определенных проблем, в том числе и по вопросам занятости, которые также рассматриваются автором в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service sector of India: ICT and the questions of employment

Under the conditions of tough competition and complicated economic situation all governments of each national economy face with the problem of the economy transition to the new model of development. Today a lot of countries set a goal of gradual transition to the innovative social oriented model of development. This transition has to be accompanied by stable inclusive economic development and qualitative changes at all sectors of the economy. Article is dedicated to the Indian service sector, that is dominating and growing rather fats at the structure of India’ GDP. However, service sector has some problem such as the question of employment. The author pays the attention to the problem of the service sector employment too.

Текст научной работы на тему «Сектор услуг Индии: информационно-коммуникационные технологии и вопросы занятости»

СЕКТОР УСЛУГ ИНДИИ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВОПРОСЫ ЗАНЯТОСТИ*

Ю.А. Коновалова, С.А. Ушанов

Кафедра Международных экономических отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В условиях жесткой глобальной конкуренции и сложной экономической ситуации перед руководством любой национальной экономики так или иначе встает вопрос о переходе на новую экономическую модель развития. Сегодня многие страны ставят перед собой цель постепенного перехода на инновационную социально ориентированную модель развития. При этом переход должен сопровождаться устойчивым инклюзивным экономическим ростом, подразумевающим качественные изменения во всех секторах экономики. В статье рассматривается сектор услуг Индии, который является сегодня доминирующим и быстро растущим в структуре ВВП. Однако сектор услуг не лишен определенных проблем, в том числе и по вопросам занятости, которые также рассматриваются автором в данной работе.

Ключевые слова: сектор услуг, информационно-телекоммуникационные технологии, инновации, ВВП, занятость.

Сектор услуг является сегодня в Индии доминирующим и быстрорастущим в сравнении с остальными секторами экономики. Однако, несмотря на достаточно высокий уровень производительности труда, уровень занятости в целом не поспевает за ростом доли сектора услуг в структуре ВВП и не обеспечен необходимым числом рабочих мест. К сожалению, в стране пока не разработана четкая политика инклюзивного роста, а несогласованная деятельность множества государственных органов только негативно отражается на сфере услуг.

Несмотря на то что осенью 2012 г. премьер министр Индии Манмохан Сингх объявил о запуске второй волны экономических реформ, направленных на большую либерализацию национальной экономики, многие положения давно устарели, при этом все еще сохраняется ряд барьеров и ограничений на прямые иностранные инвестиции в сектор услуг.

Как показали данные исследований глобального банка HSBC, темпы роста ВВП Индии по итогам 2012—2013 финансового года могут составить 6,2%. Однако, несмотря на столь оптимистичные данные, количественные показатели не всегда являются отражением качественных преобразований в национальной экономике [3].

* Исследование подготовлено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка теоретических основ создания системы показателей прогресса для оценки инновационного развития и потенциала стран на базе межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств участников СНГ на период до 2020 года, проект № 12-02-00253.

По данным ежегодных отчетов Резервного банка Индии, за последние 5 лет, с 2007 по 2012 гг., сектор услуг превалировал в структуре ВВП страны над промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики. Сегодня такая динамика продолжается. В 2011—2012 финансовом году доли трех основных секторов экономики были распределены следующим образом: сельскохозяйственный сектор — 14%; промышленный сектор — 19,2%; сектор услуг — 66,8%. Если рассматривать динамику изменения долей по этим трем секторам с 2000 по 2012 гг., то видно, что доля сельскохозяйственного сектора сократилась с 18,7 до 14%; доля промышленного сектора сократилась с 20,3 до 19,2%; доля сектора услуг увеличилась с 60,9 до 66,8% [9].

На фоне изменения пропорций двух первых секторов процент изменения сектора услуг выглядят весьма внушительно, что привлекает внимание мировой общественности. В отличие от других стран, где экономическое развитие двигалось по пути от сельского хозяйства к промышленности, индийское руководство пошло совершенно другим путем: от сельского хозяйства к сектору услуг. Как отмечает Ануше Ансари (ученый, американка иранского происхождения), это выделяло Индию среди других стран Южной Азии и стран с развивающейся экономикой.

Но положительная динамика наблюдалась не всегда: в 50-е гг. сельское хозяйство составляло 55,3% в структуре ВВП, промышленность — 14,8%, услуги — 29,8%; в 60-е гг. пропорции распределились следующим образом — 47,6, 19,6, 32,8%; в 70-е гг. — 42,8, 21,3, 35,9%; в начале 80-х доля сектора услуг в ВВП страны составляла около 38%. К 2002 г. доля сектора услуг увеличилась до 49%, а спустя еще 10 лет показатель составил 66,8%. Стране потребовалось всего чуть больше пятидесяти лет, чтобы переориентировать хозяйственную основу страны с аграрного сектора на сектор услуг [11].

В 50-е и 60-е гг. XX в. транспортные, складские и коммуникационные услуги, торговля, гостиничный и ресторанный бизнес росли быстрее по сравнению с другими видами услуг. В то время как в 70-е и 80-е гг. начали расти финансовые и бизнес-услуги, превзойдя по темпам роста в 80-е гг. транспортные, складские, коммуникационные и другие услуги, доминирующие в 50-е и 60-е гг. В дальнейшем ситуация немного выровнялась: с 2000 по 2010 гг. наиболее востребованными и динамично развивающимися наряду с финансовыми и бизнес-услугами были транспортные, складские и коммуникационные услуги.

Положительная динамика изменения доли сектора услуг в 90-х гг., безусловно, связана с запуском экономических реформ в 1991 г., инициированных правительством Индии после серьезных проблем с платежным балансом. Реформы, проводимые в сфере услуг, были лишь частью широкомасштабных преобразований, запланированных индийским руководством, в частности по проведению приватизации, сокращению или полному устранению ограничений на ПИИ и т.д.

Исследования и научная литература, вышедшие в период реформ и позднее, акцентируют внимание на положительном влиянии либерализации и проведенных реформ на увеличение доли сектора услуг в ВВП страны. Вместе с экономическим ростом и ростом доходов на душу населения изменилась и структура спроса и по-

требления, стимулируя тем самым рост в сфере услуг. Технологический прогресс и использование высококвалифицированного персонала привели к росту услуг в секторе информационных и коммуникационных технологий.

Индия обладает квазифедеральной структурой управления: все виды услуг можно подразделить на три группы в зависимости от органа, под чьей юрисдикцией они находятся. Под юрисдикцией центрального правительства находятся следующие виды услуг:

— телекоммуникационные;

— услуги связи;

— телерадиовещание;

— финансовые услуги (включая страховые и банковские услуги);

— национальные шоссе;

— услуги горнодобывающей отрасли.

Под юрисдикцией правительства штатов находятся такие услуги, как:

— медицинские и сопутствующие им услуги;

— услуги в сфере недвижимости;

— услуги в розничной торговле;

— услуги в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.

Под общей юрисдикцией центрального правительства и правительства штатов находятся:

— профессиональные услуги;

— образование;

— энергоснабжение (электричество);

— услуги печати.

Контроль за энергетикой и транспортом осуществляется несколькими министерствами и департаментами центрального правительства, в то время как сферы строительства и розничной торговли не имеют опорных министерств [1].

Осознавая в свое время важность и перспективы, связанные с развитием информационных технологий, государство повело целенаправленную политику, направленную на создание собственной отрасли ИКТ. Основой роста индустрии ИКТ в Индии стали следующие факторы: успешная предпринимательская тактика, основанная на маркетинге и продуманной организации производства, формальных и неформальных связях, обменах опытом как внутри предприятий, так и вовне; успешная национальная стратегия государства, направленная на продвижение Индии на мировом рынке в качестве экспортера ИТ.

Государство выступает в роли «опекуна индустрии» и осуществляет целенаправленную либеральную политику по отношению к отрасли. Информационные технологии стали в буквальном смысле новой мантрой индийского общества [2].

Сегодня, в век высоких технологий и повсеместного распространения Интернета, Китай и Индия выступают не только как глобальные потребители, но и как производители информационно-коммуникационных технологий, оборудования и услуг. В сентябре 2012 г. Кабинет министров Индии одобрил проект Национальной политики по информационным технологиям, направленной на усиление по-

зиций индийской ИКТ-индустрии на мировой арене и выступающей в качестве основного двигателя ускоренного, устойчивого и инклюзивного роста национальной экономики. Основной целью политики является развитие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах экономики и решение всех необходимых вопросов с опорой на информационные технологии. К 2020 г. руководство страны хотело бы видеть Индию центром мировых информационно-коммуникационных технологий наряду с превращением ее в центр знаний.

В течение 2012—2013 финансового года электронная и ИКТ-индустрия в очередной раз доказала способность постепенного восстановления после финансово-экономического кризиса: рост производства в данной отрасли составил около 22% против 19,2% в 2011—2012 финансовом году. Общий объем производства в индустрии за 2012—2013 гг. составил около 177 500 кроров индийских рупий (32,6 млрд долл.). Одни связывают это с ростом производства программного обеспечения и сопутствующих услуг, другие с падением курса индийской рупии по отношению к доллару США. Объем экспорта программного обеспечения и услуг за 2012—2013 гг. составил около 75,8 млрд долл. Годом ранее этот показатель составил 68,8 млрд.

По предварительным оценкам экспертов в 2012—2013 финансовом году объемы производства электроники и ИКТ-оборудования составили 693 036 крора индийских рупий (около 138,6 млрд долл.). Доли в производстве по видам распределились следующим образом: потребительская электроника — 6%; промышленная электроника — 3%; компьютерное оборудование — 4%; коммуникации, теле-и радиооборудование — 8%; электроника стратегического назначения — 1%; различные компоненты — 4%; программное обеспечение на экспорт — 59%; программное обеспечение внутреннего использования — 15% [5].

Самым крупномасштабным ИКТ-инновационным проектом в мире является создание системы персональной идентификации каждого гражданина Индии. Столь грандиозный проект был предложен плановой комиссией в качестве инициативы, позволяющей обеспечить идентификацию резидентов на территории всей страны и возможность получения социальных услуг в какой бы точке Индии вы ни находились. Это также может послужить эффективным инструментом мониторинга различных правительственных программ и проектов. В некотором роде это революционное решение превращает их в «электронных граждан», обеспечивая их в равной степени всеми необходимыми услугами электронного здравоохранения, электронных банковских услуг, дистанционного образования.

По мнению западных экспертов, достаточно высокие темпы развития ИКТ-индустрии в Индии, наблюдаемые в последние годы, объясняются не только повышением спроса на высокотехнологичную продукцию и услуги в мировом масштабе, но и наличием ряда объективных факторов внутри страны, положительно сказывающихся на конкурентоспособности индийской экономики. В основу повышения конкурентоспособности индийского ИКТ-сектора могут быть положены либерализация отрасли, наличие колоссальных людских ресурсов, продуманная

система подготовки высококвалифицированных кадров, построенная с учетом зарубежного опыта. Однако бум на индийские ИКТ-технологии не может длиться вечно. Перед руководством ведущих компаний стоит задача поиска новых путей получения прибыли, которые не были бы связаны с дешевизной рабочей силы, что позволяет компаниям вести бизнес, расходуя на заработную плату сотрудников лишь 30% от того, что получают специалисты того же класса в США и других развитых странах.

Предприятия ИКТ-индустрии Индии сосредоточены в основном в семи городах: Бангалоре (шт. Карнатака), Мумбаи (шт. Махараштра), Хайдерабаде (шт. Андхра Прадеш), Пуне (шт. Махараштра), Калькутте (шт. Западная Бенгалия), Гургаоне (шт. Харияна) и Нойде (шт. Уттар Прадеш) [4].

Все больше дискуссий возникает в отношении моделирования феномена Силиконовой долины в Индии, которая в совокупности должна представлять собой эффективно взаимодействующий конгломерат сегментов промышленности, правительственных кругов и научной элиты с возможностью применения инновационных подходов и придания нового значения термина «Glocal». Это делает возможным в скором времени появления Силиконовой долины иного масштаба, значения и с другим составом участников.

В своем роде Силиконовой долиной в Индии считается высокотехнологичный центр в окрестностях г. Бангалор, приобретший известность в середине 90-х годов и представлявший собой сосредоточение современных компаний, специализирующихся на проведении научно-исследовательских работ, производстве электроники и создании программного обеспечения. На начальном этапе формирование первого технологического парка в Индии носило стихийный характер, но его успешная реализация стала возможной только при своевременных и активных действиях центрального правительства и местных властей [10].

В сентябре 2011 г. в Индии состоялся седьмой саммит, посвященный инновациям в стране, одной из ключевых тем которого стал вопрос о значении Бангалора для экономики страны и Азиатского региона. Доктор Хариш Ханди, управляющий директор «SELCO-India», отметил, что одной из важнейших задач является увеличение роли Бангалора для «сельской» Индии и Азиатского региона в качестве инновационного ядра. 40% населения Индии все еще не снабжено электричеством, а 60% сельского населения Индии до сих пор использует принцип трех камней в приготовлении пищи — традиционный метод стран «третьего мира», при котором на трех равновысоких камнях ставится котелок, балансирующий над огнем. Доктор Хариш Ханди также отметил, что сегодня, к сожалению, не существует подходящей бизнес-модели, способной решить проблему бедных регионов, превратив их в «производителей» активов. Несмотря на 8—9%-е годовые темпы экономического роста, бедные регионы так и остаются бедными, финансовые потоки не оседают в них, а зарождающиеся там инновационные решения, скорее, вытекают не из идейных и научно-практических соображений, а в силу острой необходимости. Система реализации и воплощения в жизнь идей и инновационных решений требует серьезных доработок [7].

Как упоминалось ранее, сфера услуг не лишена определенных трудностей в вопросах занятости. Дебаты в отношении способности сферы генерировать новые рабочие места не прекращаются. В частности, по мнению экспертов, темпы роста занятости не поспевают за темпами роста дохода сектора услуг и его доли в ВВП. Более того, изменения в конъюнктуре сельскохозяйственного и промышленного рынков, а также сектора услуг не привели к столь же пропорциональному изменению структуры привлечения необходимых специалистов [1].

По данным отчета Министерства труда и занятости, в 2009—2010 гг. на сельское хозяйство приходилось 53,2% всего занятого населения, на промышленность — 21,5%, на услуги — 25,3%. При этом распределение 25,3% занятых в сфере услуг было следующим: оптовая и розничная торговля, ремонт малогабаритных транспортных средств и бытовой техники — 9,5%; гостиничный и ресторанный бизнес — 1,3%; транспортные, коммуникационные и складские услуги — 4,3%; услуги финансового посредничества — 0,8%; услуги в сфере недвижимости, аренды и бизнес-услуги — 1,3%; государственное управление и оборона, обязательное социальное страхование — 2,1%; образование — 2,6%; здравоохранение — 0,8%; другие виды услуг — 1,9% [6].

Как видно из представленных выше данных, доля занятых в сфере услуг гораздо ниже доли самого сектора в структуре ВВП Индии. Эксперты по вопросам труда и занятости отмечают, что, несмотря на это, в целом ситуация постепенно выравнивается, хотя и очень медленно и не такими темпами, как того хотелось бы. В целом, сектор обладает достаточно большой долей организованной занятости, но в разграничении по видам услуг доля организованной занятости весьма мала, с явным доминированием государственного сектора. Частный сектор не достиг пока значительных успехов в обеспечении организованной занятости.

По прогнозам аналитиков, по итогам 2013 г. темпы экономического роста могут составить 7,3%. Это выше 6%, в среднем прогнозируемых для развивающихся стран. За последние десятилетие в Индии, параллельно с ростом ВВП и увеличением уровня дохода на душу населения, сократилась и численность людей, живущих за гранью бедности. В 2007 г. McKinsey & Company, ведущая международная компания, предоставляющая услуги в области управленческого консалтинга, составила прогноз, по которому, в случае если индийская экономика за период с 2005-го по 2025 г. будет расти ежегодно на 7,3%, численность среднего класса может составить 583 миллиона человек. Таким образом, за период с 2005-го по 2025 г. доля среднего класса может увеличиться с 5 до 41%. В свою очередь, это может привести к изменению моделей потребления и увеличению спроса на так называемые дискреционные услуги, например: образование, обеспечение частного медицинского обслуживания, гостиничные и ресторанные услуги. Индийский рынок весьма емкий и пока еще не столь насыщенный, и многие услуги были привнесены на него исключительно для зарубежного инвестирования [1].

Сегодня в стране реализуется XII пятилетний план на период с 2012-го по 2017 г. Эксперты Плановой комиссии прогнозируют в этот период рост эко-

номики на 9,5%. При этом рост сектора услуг прогнозируется на уровне 10%. Ряд услуг, таких как торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, транспортные, складские, коммуникационные, финансовые, страховые и услуги в сфере недвижимости, как ожидается, будут расти быстрее социальных [8].

Сегодня многие склоняются к тому, что мир стоит на пороге столетия, когда страны Азии начинают занимать доминирующие позиции если не во всех, то, по крайней мере, во многих сферах экономической деятельности. Китай и Индия хорошее тому подтверждение. Как показал последний финансово-экономический кризис, развивающиеся страны и, в частности, страны Азии, восстанавливаются гораздо успешнее стран Западной Европы, а темпы экономического роста почти в два раза опережают показатели развитых стран. Однако не стоит забывать, что уровень социально-экономического развития стран Азии далеко не везде одинаков и страны сильно дифференцированы в этом отношении. Многим из них еще предстоит совершить кардинальные изменения в моделях своего развития.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Азиатский банк развития — Asian Development Bank, ADB Economics Working Paper Series, The Service Sector in India // URL: http://www.adb.org/sites/default/files/pub/2013/ewp-352.pdf.

[2] Балашова С.А., Лазанюк И.В. Государственное регулирование сектора информационных технологий: Индия и Россия // Электронный журнал «Исследовано в России», 2004 // URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2004/199.pdf.

[3] Карта Индии, индийский информационный портал — Maps of India, India's No.1 Maps site // URL: http://business.mapsofindia.com/india-gdp/.

[4] Официальный сайт Делового совета по сотрудничеству с Индией, Аналитика, Информационные технологии в Индии // URL: http://www.russ-ind.ru/navigator/analytic/652.

[5] Официальный сайт Министерства коммуникаций и информационных технологий Индии — Ministry of Communications & Information Technology, Department of Electronics and Information Technology, Government of India, Electronics and Information Technology (Annual Report, 2012—2013) // URL: http://deity.gov.in/sites/upload_files/dit/files/Annual% 20Report%202012-13.pdf.

[6] Официальный сайт Министерства труда и занятости Индии — Ministry of labour & employment, Government of India // URL: http://labour.nic.in/content/#.

[7] Официальный сайт информационно-новостного издания — This week Bangalore.com, Bangalore City news on-line // URL: http://www.thisweekbangalore.com/?p=3808.

[8] Плановая комиссия Индии — Planning Commission, Government of India, Five Year Plans // URL: http ://planningcommission.nic .in/.

[9] Резервный Банк Индии — Reserve Bank of India, Annual Report 2011—12 // URL: www.rbi.org.inhttp://rbidocs.rbi.org.in/rdocs/AnnualReport/PDFs/01ANR230812FL.pdf.

[10] Томский инновационный форум, «Силиконовая долина» Индии // URL: http://www.tomskforum.ru.

[11] Rubina Verma, Productivity Driven Services Led Growth // Student Personal World Wide Web Pages, University of Southern California, Los Angeles // URL: http://www-scf.usc.edu/ ~rubinave/uploads/1/7/8/5/178533/prod-driv-serv-led-growth.pdf.

SERVICE SECTOR OF INDIA: ICT AND THE QUESTIONS OF EMPLOYMENT

Y.A. Konovalova, S.A. Ushanov

International economic relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Under the conditions of tough competition and complicated economic situation all governments of each national economy face with the problem of the economy transition to the new model of development. Today a lot of countries set a goal of gradual transition to the innovative social oriented model of development. This transition has to be accompanied by stable inclusive economic development and qualitative changes at all sectors of the economy. Article is dedicated to the Indian service sector, that is dominating and growing rather fats at the structure of India' GDP. However, service sector has some problem such as the question of employment. The author pays the attention to the problem of the service sector employment too.

Key words: service sector, information and communication technologies, innovations, GDP, employment.

REFERENCES

[1] Asian Development Bank, ADB Economics Working Paper Series, The Service Sector in India, http://www.adb.org/sites/default/files/pub/2013/ewp-352.pdf.

[2] Balashova S.A., Lazanjuk I. V. Gosudarstvennoe regulirovanie sektora informacionnyh tehno-logij: Indija i Rossija // Jelektronnyj zhurnal «Issledovano v Rossii», 2004 — http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2004/199.pdf.

[3] Karta Indii, indijskij informacionnyj portal — Maps of India, India's No.1 Maps site — http://business.mapsofindia.com/india-gdp/.

[4] Oficial'nyj sajt Delovogo soveta po sotrudnichestvu s Indiej, Analitika, Informacionnye tehno-logii v Indii — http://www.russ-ind.ru/navigator/analytic/652.

[5] Ministry of Communications & Information Technology, Department of Electronics and Information Technology, Government of India, Electronics and Information Technology (Annual Report, 2012—2013), http://deity.gov.in/sites/upload_files/dit/files/Annual%20Report%202012-13.pdf.

[6] Ministry of labour & employment, Government of India — http://labour.nic.in/content/#.

[7] This week Bangalore.com, Bangalore City news on-line — http://www.thisweekbangalore.com/ ?p=3808

[8] Planning Commission, Government of India, Five Year Plans — http://planningcommission.nic.in/.

[9] Reserve Bank of India, Annual Report 2011—12 — www.rbi.org.inhttp://rbidocs.rbi.org.in/ rdocs/AnnualReport/PDFs/01ANR230812FL.pdf.

[10] Tomskij innovacionnyj forum, «Silikonovaja dolina» Indii — http://www.tomskforum.ru.

[11] Rubina Verma, Productivity Driven Services Led Growth // Student Personal World Wide Web Pages, University of Southern California, Los Angeles — http://www-scf.usc.edu/ ~rubinave/uploads/1/7/8/5/178533/prod-driv-serv-led-growth.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.